Нефть и нефтехимия 
25.06.2013

Рустам Минниханов: «У нас все дороги станут нанодорогами!»

Ежегодно в Татарстан для строительства дорог из других регионов завозится порядка 1 млн. куб. м щебня. В составе дорожного «пирога» он занимает порядка 70%. Транспортные расходы делают этот простой строительный материал почти золотым. Оригинальный выход из положения предложили представители ООО НПФ «САНЭКО» – замену щебня нанокерамощебнем. Проще говоря, это хорошо знакомый нам керамзит с повышенными прочностными характеристиками. Так, по заявлению директора «САНЭКО» Ирека Якупова, прочность керамощебня не менее M1400. Для сравнения: прочность щебня, обычно используемого в дорожном строительстве, – М400-1000, гранитный щебень имеет прочность М1000-1400 и считается самым прочным. Также, по данным Якупова, керамощебень может выдержать почти 200 циклов размерзания-замерзания. Но самое сладкое в проекте – то, что производить этот щебнезаменитель можно из обычной глины, которой в РТ хватает.

- Какая глина? – спросил Рустам Минниханов.

- Обычная, – просто ответил Якупов.

- Обычной не бывает, разная глина есть, – остался недоволен глава республики.

- Пойменная глина, которая есть вдоль Камы, – ответил руководитель «САНЭКО».

1.jpg
Рустам Минниханов: «Это сейчас мы 1 миллион кубических метров потребляем, а вообще нам 2 миллиона надо! Все дороги, которые у нас построены на местном щебне, они никудышные»

- Проблема глины в том, что из-за наличия в ней известняка она начинает трескаться, – показал осведомленность президент. – Для вас эта проблема есть?

- Эта глина пойменная, очень однородная, – заверил Якупов и добавил, что прогнозные ресурсы глины только по четырем изученным объектам составляют более 120 млн. кубометров, при этом из кубометра глины выходит 2 кубометра керамогранита.

«20 - 25 ПРОЦЕНТОВ – ЭТО НЕ РАЗГОВОР»

Авторы проекта считают, что производить керамощебень можно было бы на базе действующих или законсервированных керамзитовых заводов. Минниханова традиционно взволновал вопрос цены, но услышанное – «на 20 - 25% дешевле завозного уральского щебня» – его вообще не впечатлило.

- 20 - 25 процентов – это не разговор, – возмутился он. – Чем строить завод, мучиться, проще мне карьер купить и оттуда щебень возить! Вы должны дать продукт, который стоит в половину от того, что сегодня есть!

Чуть позже президент смягчился и сказал, что рассмотрел бы предложение, которое начиналось бы с 30-процентного удешевления по сравнению с щебнем, но лучше, конечно, на 50% дешевле.

Президент пояснил, что сегодня дорожники Татарстана решают, по какому пути пойти: первый – всеми путями удешевлять доставку щебня с Урала, второй – переходить на строительство бетонных дорог, которые славятся свой прочностью и долговечностью. «Сейчас в России большие мощности по производству цемента. Можно строить дороги из бетона. Немножко дороже получается, но по сроку эксплуатации и качеству значительно лучше», – сообщил Минниханов. «Бетонка на Боровое Матюшино не знает ремонта с 2001 года», – подтвердил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Юрий Кузьмин.

Далее президент поинтересовался: а в чем же заключается «нано»? «Сама глина – это и есть нано!» – огорошил Якупов. Из зала помогли: «На «Данафлексе» то, что добавляется наноматериал (проект по созданию высокобарьерной упаковкиред.), тоже из глины делается». «У нас все дороги станут нанодорогами!» – пошутил глава Татарстана и даже поинтересовался, нельзя ли из этой глины сделать сразу дорогу, например, на селе. Но этот вопрос остался без ответа.

5.jpg
Ирек Файзуллин заметил, что до сих пор хороших дорог из обожженного кирпича сделать не удавалось

СОМНЕНИЯ МИНИСТРА ФАЙЗУЛЛИНА

Далее пришло время разгромных вопросов от министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина. Он отметил, что до сих пор хороших дорог из обожженного кирпича сделать не удавалось. Он поинтересовался: есть ли у компании опытная партия продукции, и не принесет ли добыча глины экологический ущерб пойме Камы? К сожалению, ответы, которые услышали участники совета директоров, оказались не очень разборчивыми.

Минниханов, однако, дал понять, что проект для Татарстана более чем интересен, и предложил создать рабочую группу из представителей минтранса РТ и минстроя РТ, чтобы опробовать материал на опытном участке дороги. «Это сейчас мы 1 миллион кубических метров потребляем, а вообще нам 2 миллиона надо! Все дороги, которые у нас построены на местном щебне, они никудышные! – заключил президент и мечтательно добавил. – Если мы увидим, что получается, это же будет целая отрасль!»

«ХОРОШЕГО ЩЕБНЯ НЕТ В РЕСПУБЛИКЕ»

Прокомментировать идею «САНЭКО» газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам.

Рафинат Яруллин – гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

- В любом случае производство перспективно. А то, что «нано»… Понятно, что глина – это тоже нанопродукт, но я их уговаривал, чтобы они это слово убрали, но они так решили выступить. От керамзита керамощебень отличается повышенной плотностью, которую можно регулировать, качество хорошее, прочность неплохая. Но это все пока сделано в небольших количествах, надо пробовать. Если будет свой щебень такого качества, то это будет очень перспективный проект. Я его поддерживаю, но еще есть много вопросов.

Герман Дьяконов – ректор КНИТУ (КХТИ):

- Проект, по-моему, интересный, проблема такая есть, действительно, хорошего щебня нет в республике, приходится привозить. Если удастся сделать такой щебень на уровне хорошего гранитного, то, конечно, это все имеет смысл. Все высоконаучные и высокотехнологичные проекты вызывают интерес, главное, чтобы это было правдой.

 

 

Справка

ООО НПФ «САНЭКО», по данным СПАРК, уставный капитал которого составляет 10 тыс. рублей, занимается производством общестроительных работ по возведению зданий, разработкой каменных карьеров, добычей гравия, песка и глины и другими видами работ. Совладельцами компании являются Ильфир Якупов (50%), ООО «Са-Фар» (26%) (компания принадлежит Якуповым напополам) и Ирек Якупов (24%).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.06.2013 08:26

    В итоге получится на 10% дешевле и на 30% хуже...

    • Анонимно
      25.06.2013 09:09

      Дороги станут не нанодорогами а нанодорогими

      • Анонимно
        25.06.2013 14:40

        Наши нанодороги станут макродорогими,как и всё что строится в России.

  • Анонимно
    25.06.2013 08:46

    200 циклов замерзания это примерно неделя в реальном времени...

    • Анонимно
      25.06.2013 09:21

      это минимум 50 лет. у дороги большая инерционность

      • Анонимно
        25.06.2013 10:21

        Для дороги, засыпанной метровым слоем снега - да. Для реальных дорог, посыпанных реагентами, - пара лет. Надо поставить эксперимент на паре километров трассы.

        • Анонимно
          25.06.2013 14:07

          мне запомнились "полярные оценки": 50 лет и 2 года. Если оба инженеры - то ошибка составляет 2500%. Странно, что Минтранс на фото в БО не проявился - там летчики или моряки на работу ходят?

          • Анонимно
            25.06.2013 14:53

            Нормальные оценки. Один оценивал результаты лабораторных экспериментов, другой - косогор, сильный ветер, раствор соли с реагентами, 20-тонные КАМАЗы.

        • Анонимно
          25.06.2013 15:39

          Я уже в позапрошлом году из керамики и бетона фундамент для забора сделал(щебень таскать тяжело было), пока вроде нормально. Почему я так сделал, т.к из керамики фундаменты стояли много лет и на Баумана подвальные помещения тоже, независимо от влажности.

  • Анонимно
    25.06.2013 09:12

    Под красивым соусом "Брендом" хотят растворить деньги.

    • Анонимно
      25.06.2013 14:46

      Опять недовольны? Пусть все так и остается? И будут у нас плохие дороги.

  • Анонимно
    25.06.2013 09:13

    Себестоимость уральского щебня копейки, все съедает транспортировка

  • Анонимно
    25.06.2013 09:25

    в республике один два человека реально занимаются нантехнологиями. но продукцию все так сказать создают...интересно как они это делают ?

  • Анонимно
    25.06.2013 09:28

    почему нет мнение из КГАСУ? Или всё что нано это только КНИТУ нуно?Честно говоря, удивила форма презентации со стороны Якупова - в профилирующей деятельности Президент выражается грамотнее.

  • Анонимно
    25.06.2013 09:39

    чистой воды прожектёрство.Занялись бы лучше, как положено, стандартными технологиями,стабилизацией пгс и местных карбонатных пород.А дорожный клинкерный материал в России ещё с1884г. выпускать начали,ноу-хау.

  • Анонимно
    25.06.2013 09:39

    Немножко дороже получается, но по сроку эксплуатации и качеству значительно лучшекуда дороже то? совсем совесть потеряли - посмотрите что на эти же деньги строят в европе! надо не доп финансирование выбивать, а следить за расходами имеющегося, которого судя по мировому опыту более чем достаточно

  • Анонимно
    25.06.2013 09:57

    Скоро татарстанский инновационный фонд заработает и начнется, глиняные инновационные дороги и др. прорывные проекты.

  • Анонимно
    25.06.2013 10:11

    Для того,чтобы сказать "проект интересен", хотя бы опытные образцы подвергнуть испытанию.Даже в ИКЕА стоял аппарат ,испытывающий на прочность заданный материал.Показательно и доказательно.А тут,как всегда,хватаемся за идею,а потом подсчитываем убытки.Глина -прочный скрепляющий материал,тем более,с пгс,но вспомните,как раъезжаются даже ноги,не говорю уж о колесах,там,где глина.А уж,если докажут применительную целесообразность,то Каме не сдобровать-все выгребут.Надо думать и об экологии тоже-это ведь не одного дня затея.Это беспрерывный и бесконечный цикл-забор глины.Вернее,конец-то настанет,и неизвестно,какой.Глобально думать надо.И ДОКАЗАТЕЛЬНО.

    • Анонимно
      25.06.2013 14:10

      Аральское море было богато рыбой... в пойме Камы росло много растений а в реке тоже было много рыбы... - а дороги делают из бетона - потому что это дороги, а тюбетейки из глины не бывают!

  • Анонимно
    25.06.2013 10:50

    Делали бы из бетона, в боровые замечательная трасса, ремонт не нужен.

  • Анонимно
    25.06.2013 10:59

    Поторопились они презентацией своей идеи Президенту. Вначале нужно было тщательно проработать этот вопрос, изучить все стороны. Получилось, что вопросы Президента и Министра строительства остались практически без ответа. Хорошо, что создали рабочую группу, может быть получиться что-то дельное. Главное не сидеть сложа руки и что-то делать. И так пол страны превратилось в перекупщиков. Это никогда не приведет к развитию.

  • Анонимно
    25.06.2013 11:01

    Если с технологией напортачат то будут у нас не нанодороги а макрокаша. Для эксперимента возьмите недожженый красный кирпич, нагрузите его и оставьте перезимовать на земле без поддона. Весной наслаждайтесь трещинами и выкрашиванием.

  • Анонимно
    25.06.2013 11:11

    Воинствующее невежество!!!Сама глина – это и есть нано!» Я не знаю, где и чему учился господин Якупов, но приставка нано предполагает структурирование материала на соответствующем уровне, а также управление процессом структурообразования.Теперь о проекте. В технологии «САМ», обозначенной как «самый актуальный материал» предусмотрены нетрадиционные сушка и обжиг смеси, которые разработчики назвали коммерческой тайной. Уважая право на сохранение тайны, для оценки проекта совершенно необходимо знать каковы расходы энергетических ресурсов на производство единицы продукта (МДж/кг), без чего говорить об эффективности проекта вообще не имеет смысла, поскольку затраты на топливо являются одной из основных составляющих себестоимости. Не будем забывать, что при общем росте производства керамических изделий производство керамзита существенно сократилось (и в РФ и в РТ) именно в силу его чрезвычайно высокой энергоемкости производства, однако в технологической схеме разработчиков мы видим те же самые печи. Более всего поражает, что разработчики сравнивают прочность своего материала размером 17 мм с прочностью других, но значительно более крупных образцов.Для любых хрупких материалов, к каким относится керамика прочность весьма существенно зависит от объема. Это знают все профессионалы, этого могут не знать бизнесмены, но люди, наделенные учеными степенями, должны знать. То , что из глин, модифицированных соответствующим образом, можно и нужно производить самые разнообразные материалы, безусловно, факт, но давайте этим заниматься честно. Вам не стыдно, господа?Альмир Салахов

  • Анонимно
    25.06.2013 11:13

    А вот следующая статья, где Р.Низамов, ректор КГАСУ хвалиться со своими выпускниками Автодорожного факультета. А сами вообще не знают, как с глины и бетона дороги строить надо.

    • Анонимно
      25.06.2013 11:44

      Он даже не знает как нормальную зарплату своим преподавателям платить. Скоро учить некому будет, все бегут в производство. Хотя когда то бывший премьер так и сказал что неча мол штаны протирать в вузе!

  • Анонимно
    25.06.2013 11:16

    Магистрали-бетон,второстепенные-что дешевые

  • Анонимно
    25.06.2013 11:32

    Ошибся Минниханов, скорее всего "нанодорогими"!

  • Анонимно
    25.06.2013 11:32

    С глины дороги в сухом климате можно строить дороги, будет очень твердая дорога. Или, раз нано, то под землей можно строить дороги, почти как метро для автотехники.

  • Анонимно
    25.06.2013 11:40

    Пускай поэкспериментируют.

    • Анонимно
      25.06.2013 11:45

      Предлагаю разменять те миллиаррды на рубли и сделать дорогу из рублевых монет-30лет простоит.И дешевле намного!И наша нанотехнология!И отчитаться перед Чубайсом будет чем!!знакум

  • Анонимно
    25.06.2013 11:56

    нанокерамощебень САМ - в жизнь!

  • Анонимно
    25.06.2013 12:02

    Может лучше к ТБО приспособиться? Вот это точно будет прорыв..

    • Анонимно
      26.06.2013 14:28

      Удивительно, что ТБО так никто толком и не занялся. Или поделить не могут эту среду...

  • Анонимно
    25.06.2013 12:42

    Предлагаю товарищам Якуповым развивать коневодство, чтобы обеспечить каждого татарстанца лошадкой. Ей, родимой и обычной грунтовки достаточно будет. Рустам Нургалиевич - это уже будет реально дешевле на все 100% существующих расходов ))))

    • Анонимно
      25.06.2013 14:22

      Точно!И сколько жизни сохраним!В год на дорогах республики сколько погибает???знакум

  • Анонимно
    25.06.2013 13:18

    давно пора бетонки строить!

    • Анонимно
      25.06.2013 14:05

      Не надо ничего строить-раздайте нам по рровну выделенные деньги!Пешком проще!!!Знакум

      • Анонимно
        25.06.2013 14:49

        А Якупов денег и не спрашивал. СанЭко планирует реализовать проект на свои деньги. Удивительно, сколько критиканов появилось.. Изучили мировой опыт, поработали над их недостатками, потратили большие деньги на геологию,(кстати, не бюджетные),главное, дали продукт,лаборатории РосДорНИИ(г.Москва),Главтатдортранса, КГАСУ,дали заключение, что продукт соответсвует всем нормам дорожного и гражданского строительства...Президент поддержал... Вот далее бы поддержать идею, нет же, нашлись недовольные. Если они просили бы у бюджета деньги, можно было бы сказать, что хотят деньги отмыть, не разобравшись нести чушь...

        • Анонимно
          25.06.2013 15:57

          т.е. сейчас они не хотят строить дороги из своего материала за счет бюджета, а будут строить платные дороги за свой счет?

          • Анонимно
            25.06.2013 17:22

            Дороги будут строить из татарстанской щебенки, те кто и строил до этого, но из керамощебня, если проект предворится в жизнь

  • Анонимно
    25.06.2013 13:58

    Пускай поэкспериментируют за ваши деньги ладно!?

  • Анонимно
    25.06.2013 14:16

    Итак господа, повелось побывать на данном мероприятии и удалось заглянуть в данную презентацию итоги:1) Данный проект сильно перекликается с клинкерной керамикой!Фактически это и есть клинкер. ( Для тех кто не знает что это такое, советую ознакомится (Германия,Швеция и тд - родины отличных дорог), поэтому говорить - глина, прошлый век,не советую.2)К сожалению на презентации не показали результаты испытаний этого щебня, видимо не успели(Росдорнии,Каздорстрой,КГАСУ(КИСИ)и Татавтодор).Единственное что было услышано 1400 марка ( это горный щебень который добывают взрывами) и везут с Урала. Как правильно было замечено - везти его сплошное мучение ( логистика съедает ВСЕ), 200 циклов мороза - если не ошибаюсь 20 лет эксплуатации. Как было сказано - полностью соответствует всем нормативами и может применяться в дорожном строительстве.И так подводя итоги: Проект очень интригует и надеюсь его воплотят в жизнь! Говоря о плохих дорогах господа, не забывайте - заказывают одно ( с далекого урала, привозят совершенно другое, ну и конечно то как кладут асфальт - но это другая история). Что же ожидаем.....

    • Анонимно
      25.06.2013 16:08

      Очень толково написано.Люблю профессионалов.

      • Анонимно
        25.06.2013 17:17

        Разве кто то говорит о профессионализме ? Рассуждения не более. Или дело в чем то другом ?

      • Анонимно
        26.06.2013 14:25

        Пишем и говорим мы всегда хорошо. Подождем реальности.

  • Анонимно
    25.06.2013 15:08

    > Все высоконаучные и высокотехнологичные > проекты кхм...

  • Анонимно
    25.06.2013 16:39

    Дошли слухи, что действительно вроде как просят сырье а не деньги, вроде как строить завод и тд будут сами за свой счет. Что же, тем и лучше, пусть пытаюсь! Государство получается не чем не рискует!

  • Анонимно
    25.06.2013 17:31

    я за бетонку! по крайней мере трубы после укладки асфальта проблематичнее будет ложить, и может начнут наперед асфальта их укладывать), и вообще керамика глина, обжиг не самый лучший вариант, получается грязное производство и материал (радиация кто не вкурсе). Не зря же все эти керамзитные заводы повсюду позакрывали, а за бугром и вовсе запретили. К томуже строительство бетонок сильно разовъет монолитное строительство и БСЗ, что в последствии может сиграть наруку и населению, ввиду массы предложений и удешевления Бетонных смесей. Цементные заводы появятся. Но я не Эксперт и мысль так на вскидку, могу и ошибаться. Я считаю, то что очень важно должно быть качественно сделано и с упором на долговечность. Дороги это очень важно!

    • Анонимно
      25.06.2013 21:22

      Не скромничайте. Вы просто эталон безграмотности. А это уже примерно уровень эксперта.

  • Анонимно
    25.06.2013 20:16

    под бетонные дороги трубы не кладут.если бы было куда вынести коммуникации, ул. Павлюхина, Салимжанова, Пушкина, К.Маркса, Горького и Б.Красная сделали бы бетонными давно.

  • Анонимно
    26.06.2013 01:25

    Нанотеxнологии - это значительный шаг вперед

  • Random
    26.06.2013 14:22

    Нано-люди...МЗ РТ объявит о создании НАНО-людей (из пробирки), а чем не НАНО?) Потом будем считать долю добавленной стоимости...

  • Анонимно
    26.06.2013 17:03

    попахивает "прожектерством". Интересно, а смогут вывести ту рентабельность которую предложил президент, а то складывается ощущение, что очередной проект под очередного "своего" человечка.Если качество и стоимость будет не ниже заявленной, то честь и хвала. Только бы не ринулись как в омут головой - провели бы предварительно сезонные испытания пока без серьезных капвложений

  • raf
    26.06.2013 20:48

    Когда едете в Самару и заезжаете в Димитровград,то в районе Чувашское Аппаково,Бригадировка,до самого вьезда в Димитровград можете смело нанимать местного тракториста,на буксире доедете до города.Чтобы Прожектёры доказали своё нано передовым,в дорожном строительстве,постройте этот участок дороги.Там,глядишь,на всю Рассею раструбят.

  • Анонимно
    26.06.2013 23:36

    ДАЮ СПРАВКУ: ВЫШЕНАЗВАННУЮ "БЕТОНКУ" ПОЛОЖИЛИ НЕМЦЫ. ДЕНЕГ ИМ НЕ ЗАПЛАТИЛИ Т.К ОНИ НЕ ПОНЯЛИ НАМЕКА ПРО "ОТКАТ". ОНИ ПОСЛЕ ЭТОГО "УСПЕШНО" СВАЛИЛИ ДОМОЙ. НУ, А "БЕТОНКА" ,РАЗУМЕЕТСЯ , ОСТАЛАСЬ НАМ НА ПАМЯТЬ. КРЕПКА ПАМЯТЬ! РЕМОНТА НЕ ТРЕБУЕТ!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль