Машиностроение 
5.07.2013

Сергей Чемезов: «Daimler хотел получить контроль над КАМАЗом, но…»

DAIMLER ПРИЦЕНИВАЕТСЯ К ОСТАВШИМСЯ АКЦИЯМ КАМАЗА

Сегодня на открытии торгов резко подскочили в цене акции КАМАЗа. За считанные минуты рост составил 10,9%, стоимость поднялась до 46,6 рублей. Взлет произошел на фоне вчерашнего заявления главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова о том, что немецкий концерн Daimler до конца года планирует увеличить долю в КАМАЗе до 42 - 45%. Сейчас «Ростех» и немецкая корпорация ведут соответствующие переговоры.

«До конца года планируем завершить переговоры, – сказал Чемезов в интервью телеканала «Россия 24». – Где-то 42 - 45 процентов они получат».

В настоящее время Daimler владеет 11% акций крупнейшего российского производителя грузовиков.

«Они бы хотели даже контроль получить, но мы не хотим снижать свою долю, у нас сейчас 49,9 процента», – сказал Чемезов.

Ранее управляющий директор "Ростеха" по инвестициям Сергей Скворцов заявил, что консорциум инвесторов под управлением Рубена Варданяна рассчитывает до конца 2013 года продать немецкому автоконцерну Daimler всю свою долю в КАМАЗе – 27,3%.

Отметим, что вчера на КАМАЗе с деловым визитом побывала делегация компании Daimler во главе с генеральным директором Daimler Trucks Вольфгангом Бернхардом. Вместе с ним из Штутгарта прилетели и другие топ-менеджеры немецкой компании, в том числе недавно избранный в совет директоров КАМАЗа финансовый директор подразделения Daimler Trucks and Buses Грюндлер Маттиас. Со стороны КАМАЗа их встречали и сопровождали генеральный директор Сергей Когогин, его первый заместитель – исполнительный директор Юрий Клочков и другие камазовские руководители.

Как сообщает пресс-служба челнинского предприятия, гости побывали на основных заводах компании, в частности литейном, кузнечном, прессово-рамном, автомобильном. Посетили также совместные предприятия «КАММИНЗ КАМА» (сборка двигателей), «Федерал Могул Набережные Челны» (производство деталей цилиндропоршневой группы), «ЦФ КАМА» (коробки передач). Вечером стороны провели деловые переговоры по вопросам дальнейшего сотрудничества.

АКЦИИ КАМАЗА: РЕЗКО ВНИЗ, РЕЗКО ВВЕРХ

Отметим, что последнее время с акциями КАМАЗа происходило что-то невероятное. Несмотря на получение прибыли по итогам работы в прошлом году и в целом позитивные результаты, бумаги за первый, второй квартала потеряли 34% стоимости, упав с 41,36 рубля за бумагу 24 февраля до 27,28 рубля на 20 июня 2013 года. На тот момент падение достигло уровня кризисного декабря 2008 года. Затем начался столь же стремительный рост. За последние две недели котировки акций КАМАЗа взлетели на 33% – до 36,26 рубля за бумагу на закрытие 28 июня – и продолжали дорожать последние дни. В общем, все происходящее сильно напоминало кем-то срежиссированный сценарий…

Впрочем, ранее руководитель пресс-службы компании Олег Афанасьев объяснял газете «БИЗНЕС Online» рост акций хорошим положением компании на рынке. Если в целом падение рынка грузовиков в России по итогам пяти месяцев составило порядка 28%, то КАМАЗ, наоборот, увеличил долю на рынке с 34% до 40%. Также способствовали результаты деятельности предприятия по итогам пяти месяцев и решение собрания акционеров принять рекомендацию совета директоров и впервые за всю свою историю выплатить дивиденды.

БУДЕТ ЛИ DAIMLER ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ БЕЗ КОНТРОЛЬНЫОГО ПАКЕТА?

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отмечают плюсы и минусы возможной сделки.

Владимир Нитенко – генеральный директор ЗАО «Форт Диалог»:

– Желание Daimler заполучить контрольный пакет акций КАМАЗа было известно давно, то есть заявление Чемезова ни для кого, думаю, не стало большой неожиданностью. Сегодня кооперация между автопроизводителями и легковых, и грузовых автомобилей является нормой. Я думаю, это очень важное сотрудничество прежде всего для КАМАЗа. С учетом потерянных лет челнинскому автогиганту сейчас очень непросто сохранять свою долю на рынке и тем более осваивать новые. В этом может помочь только технологическая кооперация с другим крупным автопроизводителем, таким как Daimler. Я, как гражданин России, конечно, поддерживаю решение «Ростеха» оставить за собой контрольный пакет акций. Но при этом возникает вопрос: будет ли Daimler делиться своими передовыми технологиями, не обладая контрольным пакетом акций? Боюсь, что он это будет делать с большой оглядкой.

Венера Иванова – председатель правления ЗАО «Автоградбанк»:

– Я думаю, что, как и в любом другом действии, в покупке Daimler 42 - 45 процентов акций КАМАЗа есть как свои плюсы, так и свои минусы. Самый большой минус, который, на мой взгляд, может быть, – это оптимизация численности персонала, сокращения камазовцев, вследствие чего в Набережных Челнах может возрасти уровень безработицы. Чтобы этого не случилось или, во всяком случае, чтобы смягчить последствия возможного сокращения на КАМАЗе, городу уже сегодня нужно думать о создании новых рабочих мест. Еще один минус: я лично боюсь, что со временем марка КАМАЗ может совсем исчезнуть с рынка.

Однако есть и большие плюсы. Я думаю, что с увеличением у Daimler доли акций КАМАЗа в Челны придут новые технологии, новое оборудование, будет уделено большое внимание переобучению персонала, что собственно уже сейчас происходит достаточно активно. Надеюсь, объем реализации продукции вырастет за счет освоения новых рынков, заработную плату камазовцам будут платить достойную, соответственно, объем налогов, выплачиваемых во все уровни бюджета, будет расти, и условия проживания населения в Набережных Челнах и в целом в Татарстане будут только улучшаться.

Мария Большакова – аналитика ГК «АЛОР»:

- Увеличение доли Daimler в капитале КАМАЗа поспособствует оптимизации корпоративного управления, а также увеличит конкурентоспособность отечественного производителя путем введения новых технологий и совершенствования качества производимой продукции.

Стремительный рост акций КАМАЗа наблюдается с 20 июня текущего года. Последнее время новостной фон вокруг компании значительно улучшился. Так, поводом для активизации покупателей стали сообщения о заключении соглашения с МЧС, обеспечивающие стабильный спрос на продукцию автопроизводителя в течение текущего года, в то время как в секторе наблюдается спад, а также позитивные изменения в дивидендной политике компании. Сообщения о возможном увеличении доли стратегического инвестора в КАМАЗе также подстегнули интерес к бумагам со стороны инвесторов, так как при развитии данного сценария возникает вероятность выставления оферты миноритариям.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Изменения в деятельности КАМАЗа, не исключено, последуют. Но они не будут быстрыми и не будут кардинальными. Так как у компании остаются российские акционеры, причем их доля будет больше, чем у немецкой стороны, то они, что естественно, будут влиять на развитие компании, ее производственную и сбытовую политику, как это происходило раньше. Просто после увеличения доли Daimler все тактические и стратегические вопросы деятельности КАМАЗа будут обсуждаться акционерами, прежде чем будет приниматься какое-то решение. К тому же если иностранные акционеры хотят увеличить свою долю в компании, то согласитесь, что это свидетельствует о том, что им нравится, как развивается КАМАЗ, и они хотели бы владеть большим пакетом акций компании именно в ее нынешнем состоянии, а не приобретать пакет для того, чтобы затеять в ней революцию. Но, как уже было сказано, перемены наверняка последуют, но они будут не революционными, а эволюционными. Никто из акционеров не хочет навредить КАМАЗу, а значит, рушить работающий бизнес никто не будет. Все будет происходить постепенно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2013 11:57

    Наверняка Daimlerу не нужен КамАЗ, собирающий Мерсы, гораздо выгоднее купить завод и закрыть, как всегда поступали с производителями конкурентами в т.ч. из восточной Европы. Самый надежный бизнес-ход всех времен.

  • Анонимно
    5.07.2013 12:27

    С КАМАЗом будет то же самое, что и с КАПО. Зачем немцам конкурент, который своей дешевой продукцией роняет рынок. А у него бюргеры без работы, кризис. КАМАЗ очень хороший инструмент для Берлина в пригибании Путина, тем более очень действенный как показала практика апреля 1993

  • Анонимно
    5.07.2013 12:28

    Ха-ха-ха!!! Ой держите меня - продавец (Чемезов) заклинает публику, что немцы ХОТЯТ купить КАМАЗ! Немцы-то молчат, может быть и даже не знают о своих намерениях. А Чемезов знает! Он получает информацию из тонких миров и путешествует по астральным телам. Правильно написал Пан Алекс - они спят и видят на кого-бы спихнуть при удручающей ситуации со сбытом доставшиеся им задарма акции. Недавно видел как блогеры тестируют новый "КАМАЗ-5490". Так там тоже вовсю издеваются - из отечественных деталей в нем только рама и коврики. КАМАЗ превращается в большое отверточное производство. Господин Когогин, где ваша кабина, которую без конца упоминали по поводу и без повода? Понятно, что в таком виде немцам "цеха с отвертками" не нужны.Поэтому не надо выдавать желаемое за действительное и искать дурачка чтобы сбыть ему свои неликвиды...Казанец.

    • Анонимно
      5.07.2013 12:44

      Глупость какая то. Просто убого похихикать захотелось?

    • Анонимно
      5.07.2013 13:15

      Смешно как человек, который не знаком ни с КамАЗом, ни с отраслью пытается вставить слово....Иногда лучше промолчать...

  • Анонимно
    5.07.2013 12:46

    в 1993 была пожар на заводе двигателей камаза, уважаемый аноним

  • Анонимно
    5.07.2013 12:47

    Задача европейцев было убить производство дешевого и легкого грузовика, с чем как мы видим они успешно справились. Авиацию закрыли, производство грузовиков скоро ждет тоже самое. Бородач.

  • Анонимно
    5.07.2013 13:00

    С моей точки зрения, пускай Даймлер, покупает Камаз, по большому счёту для последнего это последний шанс выжить во всё боле меняющейся мировой конъюнктуре.

  • Анонимно
    5.07.2013 16:05

    "Прибыль" на Камазе возникла лишь из-за реорганизации и вхождения в состав МК и.т.д. это вовсе не из-за экономии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль