Общество 
15.07.2013

Всесильный автор «путча глав» ушел навсегда

ПО КАРЬЕРНЫМ СТУПЕНЬКАМ

Земляка и, можно сказать, преданного друга Минтимера Шаймиева, одного из самых известных в конце прошлого века деятелей Татарстана Халяфа Низамова вполне можно назвать «железной рукой железного президента». Низамов, как вспоминают собеседники газеты «БИЗНЕС Online», был сильным организатором старой школы. В 90-е годы, когда все вокруг развалилось и трещало по швам, он держал под жестким контролем районы республики. Но именно преданный Шаймиеву глава его администрации попытался в мае 1998-го устроить «дворцовый переворот».

Кончина Низамова (он ушел на 72 году жизни после тяжелой болезни) произошла тихо и практически незаметно даже для властного Олимпа республики. Те, до кого удалось вчера, в воскресенье, дозвониться корреспонденту «БИЗНЕС Online», о печальной новости еще не слышали. Это не удивляет: с конца 90-х Низамов отошел – то есть был резко и решительно отодвинут – от государственных дел и уже не играл той, во многом определяющей, роли в Татарстане.

Халяф Низамов родился 20 октября 1941 года в деревне Кадырметьево Актанышского района Татарской АССР. Тогда, конечно, никто и не подозревал, насколько для его биографии будет важно место рождения. Ведь Актанышский район – тот, где родился и первый президент РТ Минтимер Шаймиев.

Биографию Низамова вполне можно назвать типичной для будущего советского и партийного деятеля: Елабужский пединститут, скромная работа учителем, а затем замдиректора сельской школы – опять же в родном Актанышском районе. Потом по карьерным ступенькам в Актанышском райкоме КПСС до должности первого секретаря, уже к этому времени он уже имел за плечами ВПШ (высшую партийную школу). В 1985-м – переезд в Казань, работа в одном из отделов совета министров ТАССР. И несомненный карьерный взлет в перестроечном 1989-м – до зав. орготделом Татарского обкома КПСС. Далее, в крутые 1990 - 1991 годы, – начальник секретариата Верховного Совета ТАССР. Вольно или невольно, но выбор сделан был верный: между обкомом уже рушащейся КПСС и пусть еще формальным, но имеющим шансы на неплохое будущее республиканским парламентом.

«ХАЛЯФАТ» В ТАТАРСТАНЕ

В 1991 году ставший президентом РТ Шаймиев пригласил своего земляка Низамова руководить аппаратом. Можно уверено сказать, что с работой на новой ответственной должности Низамов справился блестяще. Он четко проводил политику Шаймиева и, опираясь на его безусловную поддержку, крепко держал в кулаке районных глав и прочих начальников. «Всесильный Халяф», – говорили в кулуарах власти. По республике гулял запущенный журналистом Джаудатом Аминовым термин – «халяфат».

Резкий разрыв отношений между Шаймиевым и Низамовым оказался совершенно неожиданным для многих на властном Олимпе. Что интересно, причиной стал… бывший глава администрации Высокогорского района, в то время министр финансов РТ, будущий премьер, а затем и президент Татарстана Рустам Минниханов. Твердо руля одним из важнейших министерств республики и распоряжаясь финансовыми потоками, Минниханов вызвал крайнее неудовольствие (и это еще мягко сказано!) и ряда районных глав, и Низамова.

Тогда премьером РТ был Фарид Мухаметшин. И вот на очередной сессии Госсовета РТ его кандидатуру Шаймиев предложил на пост председателя парламента, вместо отбывшего (во многом вынужденно – в республике были те, кто его усиленно выдавливал из РТ) за границу Василия Лихачева. И ни для кого не было секретом, что в премьеры Шаймиев намерен предложить Минниханова. Среди глав, как считается, с подачи Низамова тогда возникла идея провести в спикеры Госсовета кого-то другого, оставив Мухаметшина премьером. Чтобы на это место не пришел Минниханов.

БУНТ ГЛАВ

Сессия Госсовета 27 мая 1998 года ожидалась вполне рядовой – мало кто знал о тайно готовящейся за кулисами сенсации. И Шаймиев тоже не знал! И когда, кроме Мухаметшина, на пост председателя была предложена кандидатура главы администрации Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева, никто, например, из журналистов, не всполошился. Ну сейчас выйдет, скажет спасибо и возьмет самоотвод. И только когда мэр автограда не взял самоотвод, в зале парламента явственно запахло грозой… До этого никто из власть предержащих в РТ открыто против президента идти не осмеливался…

Уже гораздо позже одна за другой стали проявляться детали того сногсшибательного заседания парламента и голосования. Стало известно, что заговор готовился в одном из пригородных районов. Что возглавил этот «бунт глав» Низамов. Что еще одним организатором был министр МВД Искандер Галимов. Что за кулисами Госсовета с Алтынбаевым велись жесткие переговоры.

Положение спасли мобилизованные Шаймиевым «пожарные» – глава администрации Казани Камиль Исхаков и руководитель службы охраны президента Асгат Сафаров. Но даже их авторитета и ресурса едва хватило, чтобы выиграл выборы все-таки Мухаметшин. Но мог и проиграть: свои операции, в том числе тайные, Низамов всегда готовил очень тщательно.

Люди, близкие к казанскому Кремлю, тогда по секрету рассказывали, что Минтимер Шарипович был крайне удивлен и разочарован произошедшими событиями. В итоге после одна за другой полетели головы глав, участвовавших в заговоре. Алтынбаев вынужден был уехать в Москву и ушел в жесткую оппозицию к Шаймиеву. А главный вдохновить «бунта» Низамов лишился своего поста… Так в Татарстане закончился «халяфат»…

ПОШЛИ ПО ПУТИ «ДВОРЦОВОГО ПЕРЕВОРОТА»

На кончину Халяфа Низамова откликнулись эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

Фандас Сафиуллин – экс-депутат Госсовета РТ, экс-депутат Госдумы РФ:

- Халяф Низамов был очень значительной фигурой внутренней жизни Татарстана. И в том, что у нас было, и даже в том, что происходит сегодня, его роль большая, и его заслуг немало. Что касается моих личных отношений, они были в основном добрые, человечные. С ним можно было легко общаться.

Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, экс-советник первого президента РТ:

- Вообще-то я был с Халяфом Низамовым в конфликте. Но могу сказать, что как организатор старой школы он был сильным. А как глава аппарата президента Татарстана – почти всесильным. Он получил эту должность в трудные времена, когда все рассыпалось на глазах. А Низамов, и этого у него не отнимешь, все районы республики держал под контролем. Мог и премьеру сказать, как ему поступать. С тех пор таких сильных глав аппарата президента у нас больше не было. Но такая сила Халяфа Низамова оборачивалась и другой стороной. Он все пытался пропускать через себя, через свой фильтр. Правда, этим, по-моему, страдают все руководители аппарата…

Талгат Бареев – советник председателя исполкома Всемирного конгресса татар:

- Я самого хорошего мнения о Халяфе Мирзамухаметовиче. Он был очень чуткий и внимательный человек. В начале 90-х годов он мне очень помог. Я работал в газете, а потом остался без работы, можно сказать, на улице. И вдруг мне звонит президент академии наук Татарстана Мансур Хасанович Хасанов и приглашает на работу в академию. Потом я узнал, что ему меня рекомендовал Халяф Низамов. То есть он очень внимательно следил за кадрами. Как глава администрации президента Татарстана Низамов очень много сделал для республики. Он ведал кадрами в самые тяжелые годы, когда Татарстан провозгласил суверенитет, и у Низамова было чутье на кадры. Он всегда умел находить на нужное место нужных людей.

Александр Штанин – экс-депутат Госсовета Татарстана (трех созывов), лидер общественной организации РТ «Равноправие и законность»:

- Халяф Низамов известен у нас в Татарстане не только как экс-глава администрации президента, но и как организатор майского 1998 года «бунта глав». У меня своя точка зрения на то, почему возник этот бунт. Всегда нужна – в парламенте, в республике, в стране – оппозиция, нужна альтернатива. У нас в Татарстане демократическую оппозицию из парламента «вычистили» на выборах 1995 года и получили, так сказать, внутреннюю оппозицию, в самих властных структурах, внутри данной системы. И пошли, к сожалению, по пути «дворцового переворота». Хотя появление и такой оппозиции было фактически положительным моментом в жизни республики – был предложен альтернативный путь развития Татарстана. Но, к сожалению, он не реализовался.

Если говорить о самом Низамове, он был достаточно крупным организатором, который обладал способностью улаживать конфликты, умел разговаривать с довольно широким спектром людей, придерживающихся разных политических взглядов. Мог их выслушать и попытаться понять…

Справка

Халяф Мирзамухаметович Низамов родился 20 октября 1941 года в деревне Кадырметьево Актанышского района Татарской АССР.

В 1964 году закончил Елабужский педагогический институт, в 1974 году – Московскую ВПШ.

В 1964 - 1968 годах он работал учителем, заместителем директора школы в селе Новые Бугады Актанышского района.

В 1968 - 1985 годах Низамов был заведующим отделом пропаганды, секретарем, вторым секретарем, первым секретарем Актанышского райкома КПСС.

В 1985 - 1989 годах он работал заведующим орготделом, заведующим отделом по работе исполнительных органов совета министров ТАССР.

В 1989 - 1990 годах был заведующим орготделом Татарского обкома КПСС, в 1990 - 1991 годах – начальником секретариата Верховного Совета ТАССР.

В 1991 - 1998 годах – глава администрации президента РТ.

Низамов был заслуженным работником культуры ТАССР, народным депутатом РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.07.2013 08:19

    Был сильным руководителем. видящий людей из далека.Если бы Татарстан пошел по его заговору может было бы и лучше

  • Анонимно
    15.07.2013 08:21

    Т.е. выходит, что Исхаков в свое время очень помог Шаймиеву. И что Исхаков получил взамен?

    • Анонимно
      15.07.2013 09:31

      Это, брат, политика. А в политике нет места сентиментам. И Исхаков в этом смысле ничем не лучше...

  • noname
    15.07.2013 08:28

    Возможность мутить .

  • Анонимно
    15.07.2013 08:29

    Урыны ожмахта булсын.

  • Анонимно
    15.07.2013 08:31

    Интересно пришел ли Шаймиев простится? И кто нибудь из тех кому он помогал или был против него пришли проводить его в последний путь? Или только некрологе подписи поставили и для газеты интервью дали?

  • Анонимно
    15.07.2013 09:28

    Алтынбаева убрали не сразу. Его голова полетела в марте 1999 года. При этом, за прошедшие 10 месяцев с момента путча глав его всячески "опускали" в глазах общественного мнения Челнов. До путча Алтынбаев слыл чуть ли не самым успешным главой в республике, соперничал с казанским Исхаковым. Причем, во многом этот имидж был искусственный - Челнам практически во всем давали зеленый свет, особенно по части финансирования. После путча Алтынбаева стали "опускать". Стали замораживать финансирование, возникли задержки в зарплатах, в городе появились недовольные. И объектом этого недовольства был "самый успешный" мэр республики... После этого его карьера покатилась вниз. И хотя на этом пути были небольшие подскоки типа сенаторства в Совете федерации, траектория его карьерного движения неумолимо двигалась к одной точке - политической смерти.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:43

      Помню я это. Даже оппозиционная "Вечерняя Казань" как-то назвала его "Мятежный глава нищего города"

    • Анонимно
      15.07.2013 10:48

      Ну.... Сначала с Алтынбаевым хотели решить дело миром. Ему даже предложили пост премьер-министра. Он тогда отказался, сказал: "я выдвигался в спикеры, хотел стать спикером, а не премьером". Странно, почему отказался. Если весь этот "бунт глав и депутатов" действительно был затеян с целью не пропустить Минниханова в премьер-министры, то назначение Алтынбаева премьером вполне способствовало решению этой задачи. А он отказался и назначили Минниханова.

  • Анонимно
    15.07.2013 09:37

    Безотносительно к усопшему.Если есть единая команда, а кто-то из нее первый за лидером, да еще его правая рука, то представляется естественным все вопросы вначале обсудить в команде, в том числе и в первую очередь - альтернативные выработанному командой линии (такие случаи возникают обязательно с течением времени и очень часто). Проводить иную линию, да еще тайно, - это не по-мужски. Выйди из команды, объяви о приверженности новым идеям - останешься мужиком. Иное - перечеркивает все сделанное до этого в команде. Повторюсь - это безотносительно к усопшему, а к факту, имевшему место или есть еще где-нибудь.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:50

      Вот поэтому я и не верю, в то, что именно Низамов был главным организатором бунта глав. Не похоже это на него.

    • Анонимно
      18.07.2013 20:52

      Не соглашусь с Вами по поводу "выйти одному и по-мужски". Сегодня, как и 2 тысячи лет назад нет такого понятия как ПО-МУЖСКИ. Это лирика, кино в конце-концов про СПАРТАКА или еще кого-нибудь...Это саботаж! И если человек в силе провернуть всё то о чём написано в 20 веке - это точно не спартак, и тем более он не один...

  • Анонимно
    15.07.2013 09:38

    Да-а, уходит эпоха, уходят глыбы.В татарстанскую власть вместо политиков обкомовского формата (стратеги), которые создавали суверинитет, приходят технократы-прагматики (тактики) бизнесового типа.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:50

      Да, тенденция именно такова.

    • Анонимно
      15.07.2013 12:36

      Первые создавали всё это, вторые снимают все сливки

      • Анонимно
        16.07.2013 09:19

        Все гораздо проще. И первые (из эпохи 90-х годов) и нынешние правители - все прагматики. Первые использовали стратегию суверенитета до тех пор, пока это приносило максимально возможные плоды. А когда эффективность этой стратегии стала падать, они поменяли ее на новую - стратегию успешного региона внутри РФ. Нынешние представители элиты эту стратегию успешно осваивают. Так что никакого принципиального противоречия между прошлыми и нынешними руководителями нет: ведь суть их стратегических подходов неизменна - доить (в хорошем смысле) федеральный центр. В 90-е годы это делалось за счет отказа платить налоги, сейчас - через федеральные программы. А то, что расстались с суверенитетом - это абсолютно правильно. Стратегия перестала работать, более того, стала рискованной - пора ее на свалку. Что касается словоблудия на тему суверенитета как условия возрождения нации, то на этот довод можно сказать одно: уровень самосознания татар от политического статуса мало зависит (пример среднеазиатских бантустанов очевиден, стали независимыми, чтобы скатиться в феодализм). Для нас, татар, более важно, насколько успешна модель развития. Нынешняя модель пока наиболее оптимальна.

        • Анонимно
          16.07.2013 16:53

          Я о другом. В 90-ые активы сохранили за Республикой, сами знаете кого, не пустили особо сюда. Поэтому вторым и легче, и есть на чём свой действительно "прагматизм" показывать. Стратегии вряд ли были осознанными и прописанными (хотя бы в головах) программами развития. По наитию шуровали, по житейскому опыту, интуиции и особой хватке. Словом, свой "прагматизм" нынешним есть на чём показывать,а без этой базы (доставшейся от Бабая&кoмпани) не было бы современных достижений и личных достижений особо прагматичных.

  • Анонимно
    15.07.2013 09:41

    Низамов был чутким на кадры!Что сейчас творится с подбором кадров!

  • Анонимно
    15.07.2013 09:56

    Исхакову тогда премьерское кресло обещали, вот он и суетился агитировал. Но потом как Мухаметшина утвердили, что то не срослось.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:52

      Ну надо же и Исхакову и Алтынбаеву премьерское кресло обещали

    • Анонимно
      18.12.2013 19:35

      А нафига оно ему? Мэром Казани (тогда еще всенародно избираемым и, соответственно, никому не подконтрольным) сильно круче быть, чем исполнителем-премьером.

  • Анонимно
    15.07.2013 09:56

    Людей пришло проститься и даже на похороны очень много.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:53

      Это хорошо. Значит, много у нас порядочных людей.

    • Анонимно
      15.07.2013 10:55

      Это естественно и правильно. Все татарстанские чиновники старше 45 лет, а также отставные чиновники так или иначе по работе общались с Низамовым. Моему дедушке 92 даже он помнит Низамова по совместной работе в обкоме.

    • Анонимно
      15.07.2013 11:36

      а самое главное, все ведь туда пойдем...

  • Анонимно
    15.07.2013 10:25

    Правдивая и смелая статья

  • Анонимно
    15.07.2013 10:30

    где сейчас Искандер Галимов и его дети? Какие статусы у детей Низамова?

    • Анонимно
      15.07.2013 19:12

      Детей при делах у низамова: один ничальник большой, другой за границей живет.НАверно вместо первого посадят кого-нибудь из сабов...

  • Анонимно
    15.07.2013 10:36

    Маннаф (НУР) из этой истории ничего не взял и повторил судьбу этого товарища

    • Анонимно
      15.07.2013 10:56

      Возможно, Маннаф об этой истории ничего не слышал

      • Анонимно
        15.07.2013 12:35

        ..Маннаф тянул бы МРН вниз. Так что, не жалко. Зиганшин более продвинутый.

  • Анонимно
    15.07.2013 10:40

    Да уж, интересное было время. Депутаты Госсовета (большинство из которых по совместительству были главами районных администраций в то время это разрешалось законодательством) в мае 1998 так и не утвердили Мухаметшина на пост спикера. Утвердили ближе к июню. Минниханова премьер-министром избрали еще позже. Шаймиев тогда не стал "будоражить улей", то есть разъяренный Госсовет и одновременно предлагать избрать Мухаметшина спикером и утвердить Минниханова премьером. Все было медленно и поэтапно. Сначала избрали Мухаметшина спикером. Место премьера стало вакантным. Шаймиев временно стал сам исполнять обязанности премьер-министра (такое раз решалось Конституцией Татарстана), какое-то время совмещал работу президента и премьера и лишь потом, когда все успокоились, вновь выдвинул кандидатуру Минниханова в премьеры. Кстати, летом 1998 даже во властных структурах многие до последнего момента не догадывались, кого Шаймиев выдвинет в премьер-министры второй раз. Кроме Минниханова назывались кандидатуры Муратова (ну это понятно и логично, во-первых, по должности, первый вице-премьер всего лишь на одну ступеньку ниже премьера, во-вторых, авторитет Муратова в 90-х был очень высок), Рината Губайдуллина (в конце 90-х он стал влиятельным чиновником) и даже, во что сейчас трудно поверить, Рафгата Алтынбаева.

  • Анонимно
    15.07.2013 10:59

    Надо же, как одна-единственная политическая ошибка может все перечеркнуть. Человек столько в жизни сделал полезного для республики, а 70% содержания статьи, да и комментариев, посвящено маю 1998. Ну ошибся человек...

  • Анонимно
    15.07.2013 11:29

    Не плохо было бы если Бизнес онлайн сделал серию статей, посвященную именно этому путчу глав 98 — а то столько упоминаний, а конкретики нельзя найти ни здесь, ни в интернете, а молодому поколению было бы интересно знать эту историю подробнее.

    • Анонимно
      15.07.2013 11:56

      Всю конкретику знают только Алтынбаев,Сафаров,Галимов,Исхаков и сам Шаймиев,но они пока промолчат! Время еще не пришло!

    • Анонимно
      15.07.2013 12:59

      Да ничего не было. Так мышиная возня

      • Анонимно
        15.07.2013 13:52

        Именно так! Возня людей, вдруг возомнивших себя умеющими руководить республикой. Теперь, по прошествии стольких лет, давайте попробуем представить, что из их затеи бы получилось? Была бы такой республика? Была бы такой Казань? Считались ли в России с Татарстаном также (уважали ли бы) как сейчас? Конкретно: смогли бы в развальные годы эти люди сохранить село без той стратегии, которую выработали и почти реализовали (посмотрите на соедей на западе и на юге), сумели бы сохранить производство, смогла бы республика стать экономически в целом дееспособной? Кто из известных людей с "той стороны" сумел бы сделать такое же, как бабай и назначенный им премьер?

        • Анонимно
          15.07.2013 17:26

          Согласен мог бы премьер и без Бабая и сейчас могет без него!

        • Анонимно
          15.07.2013 22:20

          "Унизительно для нашего великого народа то мнение, что он не в состоянии выдвинуть альтернативу действующей власти. Как будто он не может породить нового набора негодяев, проходимцев и шарлатанов вместо наличествующего набора".

    • Анонимно
      15.07.2013 14:05

      Эту тему путча в РТ в одной только статье не напишешь и не объяснишь, надо несколько томов книгу писать. Причины возникновения путча, организация путча и путч, последствия путча, т.е надо хотя бы 3 тома написать.

      • Анонимно
        15.07.2013 14:20

        Надо Хакимову поручить написать семь томов историю путча и начать писать в БО с субботы этой!

  • Анонимно
    15.07.2013 11:33

    Вспоминается письмо Максима Перепелицы в деревню: "И тогда генерал решил со мной посоветоваться...". И ответ на него деда-односельчанина: "Еще удивительно, что Максим мало сбрехал, может ишо маршал у него спрашивал?".

    • Анонимно
      15.07.2013 12:07

      +100 а серия статей будет далеко не полной.Мало кто из реальных участников хочет это дело ворошить. Ну и читать тех кто краем что-то слышал, причем не пойми чего, как минимум неинтересно

    • Анонимно
      15.07.2013 12:24

      Вспоминается и другое выражение - про кайзера Вильгельма II, который (как говорили немцы) "хотел быть на каждой свадьбе – невестой, на каждых крестинах – младенцем, на каждых похоронах – покойником". Похоже, у нас в республике, у кого то мания величия... :))

  • Анонимно
    15.07.2013 12:38

    Пусть земля будет ему пухом! Но, в моей судьбе он сыграл отрицательную роль. Сам меня пригласил, дважды разговаривал, как с родным человеком, а трети раз даже в кабинет не пустил. Поверил бабским сплетням. Обманул своего учителя, кто его тащил по жизни. До ОБКома

  • Анонимно
    15.07.2013 12:58

    Халяф абый пусть покоится с миром. Но, говорят, что он искренне не понимал зачем его уволили. Не ощущал он себя предателем интересов хозяина. Это были дворцовые интриги. Амбициозный Сафаров его обыграл. А вообще, нужно смотреть в корень. Зачем Шаймиев решил Фарида Мухаметшина из поста премьера закинуть в парламент? А потому что он не справлялся с тяжелой и изнуряющей хозяйственной работой. Не мог он "построить" альметьевских нефтяников, директоров оборонных заводов, сельхоз мафию, водочных королей и им подобных. Не мог. Но сам Фарид Хайруллович, говорят, не прочь был и дальше командовать исполнительной властью. Не хотел он в Спикеры. Так что, вольно или невольно он тоже участвовал в путче глав.

    • Анонимно
      15.07.2013 13:17

      Вы просто статистику посмотрите (ну и если у вас есть возможность, то вспомните, как управлялась республика)прежде чем глупость писать. а воообще-то вопросы римского права и здесь актуальны. Кому это было выгодно? кто выиграл? Посмотрите, кто и что контролирует(имеет) в республике, кому было что терять, а кому нечего и т.п. Бабай к Татнефти от правительства своей республики кого допускал?

      • Анонимно
        15.07.2013 13:47

        (не надо про "глупости" сразу, чел пишет, что думает,хотя конечно "амбициозный Сафаров" вызывает улыбку)Вы думаете Муратов? Хм.. Он мог. Ну, тогда он им сам и вкинул эту идею. Вот тогда на него похоже. Вбросил\замутил и отскочил, да ещё потом сам Бабая и накручивал. Тогда, да. Ему выгодно. Усилил своё влияние, Сафаров к нему прислушивался, а Мухаметшина он никогда себе за ровню не считал

      • Анонимно
        15.07.2013 13:48

        Не надо демагогии. Просто ответьте на вопрос. Если Ф.Х.Мухаметшин был хорошим и эффективным премьер-министром, тогда зачем его нужно было менять? А насчет "Татнефти" - пока Рустам Нургалиевич железной рукой сам себя туда не "назначил" председателем Совета директоров, должности и генерального и предсовдира совмещал Галеев, а потом Тахаутдинов в одном лице. Не слушались нефтяники Ф.Х. Мухаметшина.

        • Анонимно
          15.07.2013 14:36

          Тут у Вас оппонентов не будет. Мух слабак. МРН намного эффективнее. И про нефтяников правда. Минн им ничем не был обязан и смог их подмять. Но. Только ослабив и отодвинув Муратова.

          • Анонимно
            15.07.2013 18:31

            Просто МРН, в отличие от МФХ, не получил от Татнефти персональный подарок в виде приличного пакета акций

            • Анонимно
              15.07.2013 20:29

              МФХ умеет "дружить". А как он обиделся, когда Муратов раньше него докторскую защитил.

      • Анонимно
        15.07.2013 14:00

        Допускал тогда к Татнефти только ТАИФ.И он имел миллиардные долги перед нефтяниками, но вскоре Таиф акционировался по спец. программе и через некоторое время долги нефтяникам исчезли. Это не секрет, многие знают.

        • Анонимно
          15.07.2013 14:38

          Может и так. Правда, ещё был Сувар. Но зато долги перед Татнефтью остались и продолжили работать в Республике. Из двух зол это меньшее.

        • Анонимно
          15.07.2013 14:38

          Может и так. Правда, ещё был Сувар. Но зато долги перед Татнефтью остались и продолжили работать в Республике. Из двух зол это меньшее.

  • Анонимно
    15.07.2013 13:57

    Уважаемый Мурат!
    Это звонит Аппарат!
    Сделай одолжение,
    Подскажи решение...

    • Анонимно
      15.07.2013 15:34

      В самую точку!

      • Анонимно
        15.07.2013 16:46

        Губайдуллина почему кинули,Садрудинова почему дали на растерзание?Странно!Они же не были на стороне путчистов.А таких грехов как у них многие имеют.Бабай ведь их очень любил.В чем секрет?Про Халяфа больше хочется узнать-где ,чем занимался потом.И 72 года очень мало!знакум

    • Анонимно
      15.07.2013 16:56

      Хайрулов,Хамит Кирамович-из той когорты?Но они же много сделали для республики!!!Смерть Халяфа,думаю ,для них тоже горе.друг

  • Анонимно
    15.07.2013 16:56

    А ведь он и после отставки не сдавал своего хозяина. Не одного разоблачительного интервью, хотя знал очень много. Знал как партхозноменклатура перестроилась и стала хозяйкой всей собственности и активов, знал кто, когда, как и за сколько. Мог сдать всех с потрохами. Молчал.

    • Анонимно
      15.07.2013 17:00

      мемуары,думаю,точно есть,за ними теперь многие будут охотиться.И они теперь очень дорого стоят,учитывая индексацию!!!сосед

      • Анонимно
        15.07.2013 17:02

        Ха...прежде всего его бывшие коллеги и будут охотиться.

        • Анонимно
          15.07.2013 17:16

          Мурату спасибо! Зря на него бросаетесь.Поступили бы так как он и расказали про те дни-нам же интересно!Его расказам я верю,в те годы некоторые ДЯДКИ любили такие методы общения.брат

  • Анонимно
    15.07.2013 17:31

    Мало конкретики,больше фамилий и фактов.(следователь)

    • Анонимно
      15.07.2013 18:08

      Иш чего захотел?Фактов,фамилий ,явок. Может еще прокурора с фотоаппаратом подключить?

      • Анонимно
        15.07.2013 19:06

        Кстати где он был тогда?И на какой стороне баррикад?

  • Анонимно
    15.07.2013 17:34

    Халяф Мирзамухаметович - харизматичный, волевой, очень сильный человек. Обладал острым умом, великолепным чувством юмора и тонким вкусом. Он был настоящим Главой своей семьи - до безумства любящим своих детей и внуков, боготворящим свою супругу, преданным другом и любимым дядей. И не важно что и как было в 1998 году, это уже история. Он никогда не преступал законов Божьих, а это самое главное. Он просто был и останется в нашей памяти Человеком с большой буквы, который, я уверен, помог в этой жизни многим из прочитавших эту статью... Урыны ожмахта булсын!

    • Анонимно
      15.07.2013 18:00

      Искренние слова!!!Молодец!В эти дни про мое отношение к нему неуместно говорить.Вы сказали именно те слова,которые сегодня уместны-спасибо за порядочность!брат

    • Анонимно
      15.07.2013 18:04

      У Рашита Муллагалиевича можно хорошее интервью брать ,он в курсе был многих событий!знакум

      • Анонимно
        15.07.2013 18:16

        Путча не было,была проверка на вшивость.Гениально продуманная операция!Один путчист расказывал тогда о своем состоянии.Он вообще ничего не понял.Может и теперь многого недопонимает...сосед

        • Анонимно
          15.07.2013 18:30

          Все все понимали!На кону было быть им дальше или не быть с новым премьером!И путч многие тошга поддерживали и даже те,кто якобы не участвовал.

        • Анонимно
          15.07.2013 19:14

          Халяф герой! Он всех кто был против перезагрузки политики собрал под свои знамена и убрал с дороги Рустам Нургалеевича! Не будь Халяфа не было бы меторо,развязок и Универсиады! Мы бы повторили путь Дудаевской Чечни!

    • Анонимно
      15.07.2013 18:37

      Как вы правы,Юрий Земелович!!!

  • Анонимно
    15.07.2013 18:19

    Какие интервью, какие мемуары? Наивные люди, это же номенклатурная обойма. Никто из них никогда ничего не расскажет и не напишет. Иначе у детишек "кусочки суверенитета" в виде нынешних активов отнимут и по миру пустят. А с Сиразиным Шаймиев мог советоваться только по покупке языческого чудовища "Хранительницы". И мудрый тенгрианец сказал: "Хорошая вещь, надо брать!". Поставьте ее в Шеланге, пусть гуси от страха больше удобрения вырабатывают!

    • Анонимно
      15.07.2013 18:57

      Спасибо,расмешили.

      • Анонимно
        15.07.2013 19:04

        Ничего смешного! Шаймиев прав! До ислама все татары поклонялись волчице и мы все ее дети! И она наша хранительница и не надо Бабаю не с кем советоваться и он сам умный и образованный!

        • Анонимно
          15.07.2013 19:26

          Да,да,чупакабра в наших краях уже шастает!!!Мурату она даром не нужна!друг

        • Анонимно
          15.07.2013 21:49

          Вы уж определитесь, чьи вы дети: белого барса, грудастой волчицы или гуся лапчатого. Нормальные люди от папы с мамой рождаются!

      • Анонимно
        15.07.2013 19:09

        После Халяфа всего 2 руководителя Аппарата!Хакимов имел ввиду их?К чему бы это?Ведь оба при делах!Во всяком случае пока...

      • Анонимно
        15.07.2013 19:11

        Это вы Юрий Земелович!

        • Анонимно
          15.07.2013 20:50

          Кто такой Юрий Замилович? Почему не знаю!Не доставайте им нас!

  • Анонимно
    15.07.2013 21:35

    С днем рождения экзам саматович

  • Анонимно
    15.07.2013 21:38

    Скоро выборы . Экзам абый все сделает как нужно.

    • Анонимно
      15.07.2013 22:06

      С днем рождения,Экзам Саматович!Надеюсь в историю войдете с хорошей стороны!Ведь не зря позвали вас после путча на холодное кресло.А если бы путчисты взяли верх?Вот тут мнение Мурата Очень интересно!знакум

  • Анонимно
    15.07.2013 22:42

    Экзам Саматович не то что удержался но и вернулся в качестве очень влиятельного политика . Так называемый ход конем. Делитант во всех направлениях. Посмотрим что будет дальше.

    • Анонимно
      15.07.2013 23:18

      Да,кто то возвращается обещая не влиять ни на что!брат

  • Анонимно
    15.07.2013 22:43

    Сиразин не говори глупостей.

  • Анонимно
    16.07.2013 00:57

    Покойся с миром Халяф абый!

  • Анонимно
    16.07.2013 01:46

    а у нас уже Экзам Саматович определяет состав парламента??? оговорочка, как говориться - по Фрейду... мне-то, наивному, казалось - парламент избирается населением (он же - народ)

    • Анонимно
      16.07.2013 07:42

      Да вы и вправду наивный человек! Демократия у нас управляемая,а народу нет ,а только население!

  • Анонимно
    16.07.2013 08:59

    раньше и состав парламента определял и глав администраций районов определял а теперь только будет фиксировать и исполнять поручения Главного

  • Анонимно
    16.07.2013 09:00

    таковы были условия вовращения на родину

  • Анонимно
    16.07.2013 16:08

    Низамов Халяф был лучшим другом нашей семьи! Насколько же он был порядочным, честным, веселым и душевным человеком! Спасибо ему огромное за те светлые дни когда мы собирались вместе!!! К сожалению лучшие люди уходят быстрее "остальных". Айдар Хаким.

    • Анонимно
      16.07.2013 19:40

      Главное он понимал, кого нельзя допускать до власти и за это боролся! Молодец! Такие люди заслуживают большого уважения!

  • Анонимно
    20.10.2017 14:38

    Халяф Мухамедович был талантливым руководителем и чутким человеком! урыны ожмахта булсын! Его очень не хватает!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль