Бизнес 
15.07.2013

«Иннопром-2013»: четыре архетипа российских регионов

image-(5).jpg
 

ИНВЕСТИЦИЯ – НЕ ПРОСТО ЗАБЕГ

В выходные в екатеринбургском выставочном центре «Екатеринбург-Экспо» продолжалась крупнейшая российская промышленная выставка «Иннопром-2013», собравшая 500 компаний-участников из России и зарубежных стран. По традиции в течение дня эксперты и специалисты различных отраслей в рамках дискуссионных панелей и круглых столов обсуждали проблемы, связанные с технологиями и промышленностью.

На одном из таких столов обсуждался инвестиционный климат российских регионов глазами инвесторов. Татарстан несколько раз упоминался в качестве примера успешного региона, однако долго на республике эксперты внимание не останавливали, очевидно, посчитав, что Татарстан уже применяет знания о привлечении инвесторов. Модератор круглого стола – Александр Шохин, президент российского союза промышленников и предпринимателей, задав тему, напомнил, что коррупция стала причиной остановки каждого седьмого бизнеса в стране.

Дискуссия была основана на докладе, который озвучил Олег Гощанский – председатель правления, управляющий партнер KPMG Russia&CIS. По его словам, первое исследование по инвестклимату в регионах было проведено в 2010 году, и тогда выводом стало, что если в голове у местных властей больше жестких факторов – полезные ископаемые, добыча и т.д., то для инвесторов более важны мягкие факторы – правовая база, налоговые льготы и т.д. «В этом исследовании фокус – на инвестиционных историях. Мы проанализировали 200 историй и задавали вопросы про опыт инвестирования в России. Ключевыми понятиями стали форма (что) и содержание (как), – рассказал он. – Один из вопросов инвесторам: как характеризуете инвестклимат в динамике? Мнение инвесторов в целом позитивное, что климат меняется в положительную сторону. Но меняется медленно». По его словам, как и в спорте, инвестиция – это не просто забег, а забег с конкурентом, и регион должен привлекать инвесторов своими возможностями. «Просто создание преференций общего характера больше не привлекает инвесторов. Им нужна заинтересованная целевая поддержка», – уточнил спикер.

image-(6).jpg
 

КОРРУПЦИЯ И ДОЙНАЯ КОРОВА

Что интересно, по словам Гощанского, так это то, что инвесторы в последние годы чаще идут со своими вопросами к власти, а не к представителям бизнеса и консультантам. Это спикер назвал особенностью России. «Информационный вакуум должен быть нивелирован со стороны властей. Другой вопрос в нашем исследовании – доверие бизнеса к региону. Чем дальше заходит бизнес в регион, тем больше получается доверия», – рассказал он.

Отдельно коснулся спикер темы коррупции. Как известно, по итогам прошлого года наша страна занимает 133-е место из 176 стран в мире по уровню коррупции. «С коррумпированными намеками сталкиваются уже на первых этапах. Чем меньше контроль властей, тем больше коррупция. Инвесторы видят, что часть людей в регионе хотят выгоды лично для себя. Кто-то сталкивается не с просто коррупцией, а с отношением как к дойной корове, требуют социальной ответственности. Не инвесторам нужны регионы, а регионам нужны инвесторы», – сообщил Гощанский.

Подытоживая выступление, он обозначил четыре архетипа регионов: первый – регионы вчерашнего дня (те, кто не могут привлечь более $10 млн. инвестиций в год), второй – повышенная привлекательность, заряд на результат, превалирование содержания над формой (более $100 млн. в год, но не до конца все отработано по инфраструктуре), третий – с наименьшей привлекательностью (от $10 до $50 млн. инвестиций в год, но нет положительной динамики, много формализма и бюрократии), и четвертый – это 5% от всех регионов (свыше $100 млн. в год, динамика и наличие стратегии, формы и содержания, низкий уровень коррупции). Привести пример к каждому типу регионов России спикер, к сожалению, отказался.

Напоследок он посоветовал регионам совместно с инвесторами проанализировать себя, выстроить приоритеты, развивать и поддерживать клиентоориентированность, сотрудничать с другими, соседними, регионами. А федеральным органам – координировать усилия регионов, возможно, создать федеральный орган, инвестировать в имидж России на самом высоком уровне.

image-(7).jpg
 

КЛАСТЕРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

На другой дискуссионной панели при поддержке министерства промышленности и науки Свердловской области обсуждались «Возможности новой технологической волны: новые рынки для индустрии».

Министр промышленности и науки Свердловской области Владислав Пинаев ожидаемо заговорил о своей области. По его словам, для большинства промышленных секторов области наиболее острой в последнее время становится проблема поиска и формирования новых рынков сбыта продукции, и наиболее сильное давление идет со стороны зарубежных производителей. В частности, в машиностроительной отрасли. «Наиболее остро эта проблема может встать при создании новых и модернизации существующих рабочих мест в промышленности до уровня высокопроизводительных, которые повлекут рост совокупного выпуска промышленной продукции и, соответственно, необходимость ее сбыта», – сообщил он.

В ответ директор аналитического центра «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачев сообщил, что уже идет работа по поиску новых рынков для свердловских производителей. «Мы должны обращать внимание на рынки, которые связаны с формирующимися и уже сформированными здесь сильными кластерами. Это, например, IT-кластер, фармацевтический и титановый кластеры. Также необходимо обращать внимание на компании, которые на протяжении продолжительного времени демонстрируют аномально высокий рост. Это значит, что эти компании уже знают свои рынки, поэтому их нужно поддерживать и развивать. Третий блок – это форсайт-технологии, которые будут менять рынки», – рассказал спикер.

Эксперты также обсудили вопрос создания системы продвижения продукции предприятий на новые рынки: критерии и методы отбора, а также оценили эффективность существующих и предлагаемых мер и институтов поддержки расширения сбыта продукции.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.07.2013 13:10

    Гощанский посоветовал "инвестировать в имидж России на самом высоком уровне". Уж не советовать, а действовать, работать давно пора!

  • Анонимно
    15.07.2013 17:34

    Что-то страшноватый выставочный центр в Е-бурге. А вроде они на Экспо претендуют ...

    • Анонимно
      16.07.2013 01:07

      Это вы точно подметили! Ездил на выставку, несерьезная какая-то.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль