Нефть и нефтехимия 
1.08.2013

ФАС и цены на нефтепродукты: что дальше?

В ИЮЛЕ ЦЕНЫ СУЩЕСТВЕННО ОТСТАВАЛИ ОТ ИНФЛЯЦИИ

В федеральной антимонопольной службе уверены, что населению не стоит опасаться повышения цен на топливо, которые, по их данным, растут соразмерно с уровнем инфляции. Об этом сегодня на круглом столе в РИА «Новости» заявил заместитель руководителя ФАС РФ Анатолий Голомолзин. «Несмотря на существенное колебание цен на мировом рынке, несмотря на другие факторы, цены на нефтепродукты меняются темпами, близкими к инфляции. В этом смысле они не являются сдерживающим фактором для устойчивого развития экономики», – сказал чиновник.

По его словам, в последние 6 - 7 лет ситуация на рынке автомобильного топлива является стабильной. Цена на топливо определяется соотношением спроса и предложения и зависит от таких факторов, как динамика мировых цен, общий уровень инфляции в стране, уровень налогов, сезонные факторы, условия конкуренции на рынке.

Голомолзин особо подчеркнул, что распространенная в СМИ информация о запредельном росте цен на оптовом рынке неверна. «Ситуация против начала этого года в крупнооптовом звене изменилась несущественно. Эта ситуация отразилась на оптовых ценах. Цены в рознице снижались с марта месяца по июнь включительно. Если уровень инфляции по состоянию на июль составлял примерно 3,5 процента, то рост цен на топливо составлял примерно 1,5 процента. За этот период цены на внутреннем рынке существенно отставали от темпов инфляции», – пояснил чиновник и призвал ориентироваться не на газеты и слухи, а на официальные источники информации, а именно индексы цен на биржевых площадках.

В целом, в ФАС настроены оптимистично. Голомолзин утверждает, что цены и далее будут подниматься в рамках инфляции, но с учетом сезонных особенностей. «Возможно изменение цены, мы должны понимать, что ряд факторов влияет на стоимость топлива. В нашем понимании она будет меняться темпами, близкими к инфляции, но с учетом некоторых факторов, скажем, конец августа, сентябрь, начало октября – это период более высокого спроса, это касается и мая-июня. В этом смысле рынок может понятным образом отреагировать некоторым повышением цен», – предположил Голомолзин.

Кроме того, в силу вступил совместный приказ ФАС и минэнерго, согласно которому нефтяные компании обязаны поставлять нефтепродукты, включая бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут, в объеме не менее 10% от объема поставок на внутренний рынок. Мониторинг показал, что нефтяники это требование выполняют, поэтому июль оказался лидером по объемам поставки и реализации топлива на внутреннем рынке. Например, если в июне было поставлено 274 тыс. т 92-го бензина, то в июле цифра возросла до 363 тыс. тонн. «Это значит, что сбытовые компании, которые продают топливо в розницу, создали достаточный запас, чтобы реализовать и для того, чтобы подготовить запасы на будущее», – объяснил Голомолзин. Он подтвердил, что его ведомство с минэнерго регулярно отслеживают запасы топлива, поэтому ситуация не вызывает озабоченности.

Также сотрудник ФАС отметил, что существенное влияние на цены оказывают налоги, в частности повышение акцизов. В итоге налоговая нагрузка в конечной цене топлива составляет примерно 60 - 65%, тогда как в США это 20 - 25%, а в Европе – 75 - 80%.

ЦЕНА НА БЕНЗИН ЗАПРЕДЕЛЬНО ВЫСОКА

В то же время первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин считает, что нынешняя цена в 31 рубль запредельно высока и негативно сказывается на экономике. «Сверхвысокая цена и душит нашу экономику, поэтому нет и роста экономического», – сказал он. При этом, по его мнению, стоит определить вектор цены по энергоносителям. Так, бензин должен стоить 19 рублей, считает Нигматулин, а конечная цена на электроэнергию для потребителей должна снизиться на 30 - 40%.

Эксперт полагает, что сейчас говорят о ценах на бензин со стороны нефтяного лобби, которого нынешняя стоимость устраивает, но никто не обсуждает, как реагируют потребители. «При нынешнем экономическом порядке и при нынешнем соотношении цен, которые есть, нашей экономике не выжить. Надо понять экономическим экспертам, людям, принимающим решения, и президенту, что нынешнее состояние для всей макроэкономики страны невыживаемо», – печально заключил Нигматулин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

При этом заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования Валерий Семикашев полагает, что рост цен, напротив, оказался ниже, чем ожидали в последние полтора года. «То ли это политическая составляющая (после выборов придержали и сейчас придерживают), то ли произошли изменения в отрасли, и биржа заработала лучше, и вышли на ту границу, когда покупатели не готовы по более высоким ценам покупать. Организационные изменения в нефтяных компаниях произошли», – попробовал объяснить эксперт. Он допускает, что Россия сейчас в большей степени привязана к внешним ценам, чем еще пять-шесть лет назад. «Сейчас это более сбалансированно, мы вышли на некоторый паритет. Эти факторы привели к тому, что рост, на мой взгляд, незначим, он действительно в пределах инфляции, при том что повышаются затраты и акцизы», – пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Семикашев.

ЦЕНЫ В ТАТАРСТАНЕ НА УРОВНЕ РОССИЙСКИХ

Что касается Татарстана, то эксперты полагают, что экономическая ситуация в нем лучше, чем во многих других регионах, а цены на бензин и здесь будут в рамках инфляции на уровне со всей страной. Замглавы ФАС Голомолзин заявил, что в республике нет каких-то тенденций, которые бы отличались от российских. «У нас единый федеральный оптовый рынок нефтепродуктов. Могут быть некоторые региональные особенности, которые могу влиять, но общие тенденции, которые формируются на федеральном рынке, транслируются на любые другие региональные рынки», – ответил он на вопрос нашего корреспондента.

При этом Семикашев полагает, что ситуация складывается хорошая, так как в Татарстане есть своя нефтепереработка, поэтому формула спроса-предложения должна работать. Нигматулин отметил, что у Татарстана есть «Татнефть», которая является пятой компанией и добывает 27 - 30 млн. т нефти, в итоге в налоговую часть республики идут сотни миллиардов, которые позволяют «и Универсиаду провести, и город в порядок привести». Также Нигматулин порадовался, что сельское хозяйство в республике развивается. «Шаймиев не дал разрушить. Если бы колхозы разрушили, то было бы как в Воронежской, Курской губернии. Колхозы – это выход из нашего положения», – сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». В то же время в Татарстане удалось сохранить научно-культурный пласт, чего не скажешь об оборонной и авиационной промышленности, которые «серьезно деградировали», сожалеет Нигматулин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.08.2013 08:41

    Зачем изобретать велосипед? В Австрии, например, цены на бензин регулируются и зарплата директора нефтяной компании сравнима зарплатой хорошего врача. А у нас? Газпром только под свое 20-ти летие выплатил бонусов руководству и сотрудникам на 1 млрд.долларов, а ведь эти деньги сидят в себестоимости газа и бензина. http://www.forbes.ru/news/239538-gazprom-vyplatil-sotrudnikam-yubileinye-premii-na-1-mlrd

  • Анонимно
    1.08.2013 09:44

    Причем здесь инфляция и цена на топливо?Цена на сырье формируется на рынке, и если цена на нефть снижается, то должна снижаться и цена на топливо - а этого не происходит.А нам представитель структуры, которая создана для защиты населения, вешает лапшу на уши про инфляцию - понятно теперь чьи интересы защищает - явно не населения России

    • Random
      1.08.2013 15:16

      Уважаемый, Вы ничерта не смыслите в этом вопросе! В бензине/керосине/солярке доля стоимости самой нефти очень мала. Основная составляющая в стоимости нефтепродуктов - ПЕРЕРАБОТКА! В России НПЗ устаревшие, либо очень новые (т.е. должны отбится как можно скорее), вот Вам и цена бензина/солярки...А просто ТРЁП (падения или роста цены на нефть) не имеет смысла!В дополнение, на биржах продают не саму нефть, а фьючерсы... Дальше учите мат.часть сами ;)

  • Анонимно
    1.08.2013 09:57

    Какой процент зарплаты учителя и врача и надбавки на бензин в России и в Европе...?

  • Анонимно
    1.08.2013 10:15

    Для чего сравнивать уровень цен (и не только цены) с европейскими.Уровень жизни, менталитет, зарплаты, качество...там иное.Что мешает сделать хорошие, достойные условия для проживания в Казани, в РТ в целом.Бессмысленно копировать европейскую модель бизнеса, пока голова не будет работать "по европейски".Был как-то в г.Прага (Чехия) и когда сказал, что Татарстан - нефтянная республика, то все так обрадовались и позавидовали: "О, как здорово. У вас наверное всё очень здоров и доступно в плане бензина".Пришлось разочаровать.Татарстан продаёт свой бензин и завозит чужой.- Ну, это же глупо. Для чего так делать? - продолжали удивляться люди.Умом Россию не понять, а Татарстан тем более.

  • Анонимно
    1.08.2013 10:24

    Мы-страна со своей нефтью и газом и ...,цены нам предлагают как будто мы все экспортируем с Луны!!!

    • Анонимно
      1.08.2013 10:43

      Система нефтепереработки в РФ так выстроена. Под мировые рынки... Все они частные компании, а если и не частные, то аффилированные с самыми высокими в Кремле. Эти высокие в Кремле никогда о народе своем не думали, а делают вид, что думают о народе....

  • Анонимно
    1.08.2013 10:39

    Мне вообще давно не нравятся высказывания Голомолзина. Он вообще когда-нибудь что-либо путное говорил. Несет всякую...

  • Анонимно
    1.08.2013 12:58

    Нигматуллин не прав. Как и другие надо было сельское хозяйство тоже разрушить в РТ. Оно все равно потихоньку разрушается. Когда мы хватаемся за старое и мешаем его разрушать, другие регионы быстрее нас развивают новую форму хозяйствования, на основе частной собственности. По - Шаймиевский нельзя сохранить село, это уже его детище ВАМИН доказал всем. Ведь другие регионы, если разрушили село, то там никто не умер от голода и от нас не возили им продукты. Теперь самое время все разрушить на селе, но с умом, ВТО поможет продуктами питания, никаких вопросов не будет. Самое удобное время новые отношения на селе построит.

  • Анонимно
    1.08.2013 14:48

    Видимо наши чинуши боятся что нас за дешевый бензин бомбить начнут как иран ирак и т.д.. А что слышно про транспортный налог? Вроде как-то рост цен уже обосновывали включением в нее налога. Налог не убрали и бензин в цене вырос.

  • Рамиль
    1.08.2013 15:18

    Пробок меньше будет ..

    • Анонимно
      1.08.2013 16:17

      Каждый год растет цена на бензин, и каждый год находятся эксперты, заявляющие что будет меньше пробок. А пробок совсем не меньше. И вся страна усеяна этими экспертами. Все эксперты, работать некому, все дают экспертные оценки

  • Анонимно
    1.08.2013 17:32

    Примите иное мнение - чем выше цена на бензин, тем меньше автомобилей не дорогах, более пустынны наши улицы и менее грязный воздух. Для городов типа Нижнекамск, учитывая экологический дисбаланс - это вообще, спасение. Надеюсь, цена доползет до среднеевропейских 50-60 руб/литр. Кстати, если разница между 50 и сегодняшними 30, шла исключительно на дороги (в виде акцизов) - Татарстан был бы покрыт совершенными дорогами. Голосую за "дорогой" бензин!

    • Анонимно
      2.08.2013 13:32

      Иномыслитель Вы наш, молодец...какая гениальная мысль пришла в вашу просветлённую голову, сделать в Нижнекамске бензин таким дорогим чтобы жители не ездили и тем самым лучшить экологию.... Ещё жду от вас предложений подобных а хорошо бы нижнекамцам поменьше вдыхать-выдыхать, а то СО выдоха, так же негативно влияет на экологию!!!

  • Анонимно
    1.08.2013 17:53

    "Голосую за "дорогой" бензин!", только по мимо хороших дорог (в чем я сильно сомневаюсь, посколько воровство как фактор риска присутсвует) вы получите соответствующий рост цен по всему спектру, соответственно уровень жизни будет падать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль