Общество 
10.08.2013

Страсти вокруг учебника истории

Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать?
Я бы не хотел сейчас говорить о причинах, что произошло именно вот в это время.
Я не любитель, никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой.

Виктор Черномырдин

Событие совсем не рядовое, где-то на уровне перевооружения армии, флота и ВВС. Впрочем, чему удивляться, ведь в 1944 году наряду с проблемой штурма Берлина ЦК КПСС посчитал нужным принимать постановление о запрете изучения Золотой Орды. История повторяется, но на этот раз не в виде трагедии…

Трагедии нет, поскольку в условиях относительной свободы прессы, наличия интернета при открытых границах удержать общественное мнение в рамках предписаний правильного учебника истории немыслимо, хотя можно попытаться сформировать еще одно поколение молодых людей, запутавшихся в исторических хитросплетениях и идеологической мешанине. Тут и убиенные цари, и сомнительный реформатор Петр, и настоящий реакционер Столыпин – предвестник революции, и Сталин с верой в победу социализма, не хватает для полноты картины только Распутина.

Понятно, что очень хочется прошлое сделать для себя удобным, тогда, кажется, можно выправить и будущее, а оно уходит из-под влияния. Вроде бы, выстроили все структуры, всех привели «в соответствие», установили контроль над ресурсами, общественное мнение на твоей стороне, а будущее наступает не так, как хочется. И российская нация не выстраивается, все хотят быть татарами, чеченцами, тувинцами. Даже русские хотят остаться русскими. Им-то чего не хватает?! Им бы тоже надо забыть свою национальность и изображать роль первой скрипки в космолитической симфонии.

Когда-то история страны начиналась с Киевской Руси, все, казалось, было понятно, а сегодня и Киев – другая страна, и Казань со своим гонором. Киев стал украинским, Казань все в Золотую Орду смотрит. Можно было бы начать с Рюриковичей, со Скандинавии, но что тогда делать с остальной территорией? Дальний Восток очень уж далеко отстоит от Новгорода и Ладоги. Да и славянский след в таком случае теряется в финских лесах и болотах. Столько земли захватили, а толком не обустроили…

История не бывает историей вообще. История всегда история чего-то: экономики, политики, техники, костюма, прически и т.д. В последнее время изучают даже историю Вселенной благодаря открытию реликтовых галактик, чей свет до нас доходит, хотя они уже погасли. Можно написать историю с большой буквы – Историю вообще. Она в этом случае станет историей народов или государств. Иначе говоря, сначала надо определиться, чего же мы хотим в учебнике? Так, Н.М. Карамзин писал «Историю государства Российского». До революции довольно популярны были учебники, которые делили историю по правлению монархов. Один царь – один период. В.О. Ключевский писал, как он сам выражался, историю колонизации страны. Советские историки исходили из теории классовой борьбы. Все было понятно, хотя много закралось неправды. Сегодня никто не может сказать, чего мы хотим? Монархии, классовой борьбы, демократии?

История с большой буквы связана с современным государством и теми народами, которые в нем проживают. Поскольку у нас всеобщее образование, к тому же обязательное, то и получается, что учебник истории приобретает политический характер. А поскольку учебники утверждаются в одном центре – министерстве образования РФ, и других альтернатив не может быть, то политическая сторона обостряется, ибо не только либерально настроенная публика выказывает недовольство, но и народы, которые уже успели написать свои истории, имеют свои пожелания. К примеру, «Историю татар с древнейших времен» писали более трехсот ученых со всей России, СНГ и зарубежных стран. Трудно игнорировать 7-томный труд, написанный лучшими специалистами страны. А сколько томов у других народов? Как их правильно учесть в учебнике?

Если бы Россия была на самом деле федеративным государством, тогда дело было бы проще. Например, в Германии нет единых стандартов, более того, нет даже федерального министерства образования, у них каждая земля – сама себе хозяин, а отдельные стандарты согласуют за круглым столом сообща. Но нам до Германии далеко, или она слишком уж либеральничает. В России придерживаются демократического централизма, но тогда учебник будет излагать одно, а жизнь пойдет в другую сторону.

Требования к новому учебнику истории уже опубликованы. Обещают, что они будут публично обсуждаться, но, зная обычную практику, серьезных изменений не претерпят. Таких изменений трудно ожидать, ведь историки воспитаны в старых добрых традициях немецкой школы ХIХ века, и нужно целое поколение незашоренных ученых и политиков, чтобы изменить сложившиеся взгляды. Как это ни странно на первый взгляд, советский период не внес принципиальных изменений в исторический сюжет страны: государство сохранилось русским, татаро-монголы – жестокими, и все начиналось с Киевской Руси. Основная задача состояла в обосновании исторической неизбежности социалистической революции, что вытекало из теории классовой борьбы. Сегодня, как только убрали идеологические наслоения, вновь всплыла старая добрая историческая школа Н.М. Карамзина, появившаяся по указке Петра Первого, ненавидевшего все татарское.

Может ли быть в принципе другой подход к истории, нежели немецкая версия европеизации России? Может. Его предложили евразийцы. Сразу оговоримся, что не будем рассматривать политическую часть их концепции, отбросим антиевропейский взгляд, который во многом обусловлен наступлением фашизма в те годы, а также неприятием евразийцами «латинства», как убежденных православных. Их понять можно. На всякий случай не будем касаться личности Льва Гумилева, чтобы не раздражать значительную когорту историков и политиков, считающих его не столько ученым, сколько популяризатором. Возьмем за исходную точку взгляды князя Н.С. Трубецкого, который стоял у истоков евразийства. У него в родословной нет татар (он из гедиминовичей), его нельзя заподозрить в симпатиях к татарам или ненависти к другим народам. Исходным его тезисом была критика европоцентризма, с чем можно согласиться. Вообще, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и другие евразийцы – общепризнанные в Европе ученые, а учебник Г.В. Вернадского издан в США и используется в университетах. Публика достаточно авторитетная, чтобы считаться с ней, хотя их пытаются не замечать.

Итак, Н.С. Трубецкой в эмиграции писал: «Господствовавший прежде в исторических учебниках взгляд, по которому основа русского государства была заложена в так называемой Киевской Руси, вряд ли может быть признан правильным. То государство или та группа мелких, более или менее самостоятельных княжеств, которых объединяют под именем Киевской Руси, совершенно не совпадает с тем русским государством, которое мы в настоящее время считаем своим отечеством». Святая Русь, которую связывают с Киевом, самостийным Новгородом, северными славянскими племенами, – некое собирательное название местности, где жили преимущественно предки русских вперемежку с финнами.

Киев должен был обеспечить безопасный товарообмен между Балтийским и Черным морями, так называемый «путь из Варяг в Греки». Поскольку торговля шла с большими трудностями, то и славянские княжества не объединялись – не было сцепки. «Киевская Русь не только не была по территории своей тождественна хотя бы с так называемой Европейской Россией, но даже не являлась на территории этой Европейской России самой значительной единицей в политическом или хозяйственном отношении, – утверждает Н.С. Трубецкой. – Государства Хозарское (в низовьях Волги и на Дону) и Болгарское (в среднем течении Волги и по Каме), существовавшие одновременно с Киевскою Русью, были хозяйственно и политически едва ли не значительнее ее». Зафиксируем первый факт: европейская часть России существовала во взаимодействии и противодействии трех ведущих государств: Киевского, Хазарского и Волжской Болгарии.

Волжско-Камский торговый путь, состоявший из «Великого Волжского пути» и «Северного пушного пути», имел гораздо большее значение, чем «путь из Варяг в Греки». Не случайно, он в будущем и стал хребтом России, на что не могли претендовать ни Днепр, ни Дон. Киевская Русь была не способна расширяться и укреплять свою государственную мощь, ибо была прикреплена к одной определенной речной системе, самая важная часть которой, нижняя, пролегала по степи, где хозяйничали кочевники. В силу этого Киевская Русь просто разлагалась и дробилась на мелкие уделы, постоянно друг с другом воюющие и лишенные всякого представления о серьезной государственности.

ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИЗ КНЯЗЕЙ В КЕСАРИ

Россия это континент, и нам нельзя тут нас упрекать в чем-то.
А то нас одни отлучают от Европы, вот, и Европа объединяется и ведет там какие-то разговоры.
Российско-европейская часть
она больше всей Европы вместе взятая в разы!
Чего это нас отлучают?! Европа
это наш дом, между прочим,
а не тех, кто это пытается все это создать и нагнетает. Бесполезно это.

Виктор Черномырдин

Задолго до появления России на европейской и азиатской части евразийского континента возникла Монгольская империя и ее составная часть – Золотая Орда. Она стала продолжательницей степных империй: «Тюркского каганата» и «Дешт-и-кипчака». Золотая Орда стала основой объединения территории нынешней России, поскольку имела стратегическое преимущество – степь объединяла речные системы в один тугой узел. Империю нельзя было создать на базе речной торговли. Нужны были морские или степные средства коммуникации. Если Римская и Византийская империи опирались на морские торговые пути и Великий шелковый путь, то кочевые империи строились на основе перемещения громадных материальных ресурсов по степи, предоставляя торговле безопасный выход на реки и моря. Русские могли построить империю только в одном случае – уйдя с Днепра и Ладоги на Волгу и захватив Степь.

Теперь зададимся вопросом: когда возникает понятие России? Ни Киевская Русь, ни Новгородская республика, ни даже Московия не могли называться Россией. Они были всего лишь княжествами без особого влияния на международные дела. Поэтому и их вождей признавали как князей, но не в качестве царей. А татарские ханы были полноправными Кесарями, что соответствовало титулу императора или царя (Кесаря). Иван Третий временами подписывался царем, но этого никто не признавал, и европейские монархи, отвечая на его письма, неизменно обращались к нему как Великому князю, но не Кесарю.

После покорения Казанского ханства появляется новая государственность с новой титулатурой – царства. Все указы российских монархов начинались с длинного перечисления многочисленных титулов: великий князь Московский, царь Казанский и т.д. С завоеванием «Татарского царства», – пишет С.М. Соловьев, – «явился наконец царь на Руси». То, что было «Русскою землею», становится Россией или, по словам Н.М. Карамзина, «новою Россиею». Так возникает Россия в границах Московии и Казанского ханства, а затем добавляется Астраханское и Сибирское ханства. Иван Грозный, наконец, становится Кесарем, он учреждает герб с двуглавым орлом, над которым красуются три короны в честь присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Кстати, двуглавый орел впервые появляется на монетах Джанибек-хана, а московские князья, как известно, всегда были дружны с ордынскими ханами. Иван Грозный не чурался татарского наследия, как Петр Первый, ведь он сам был потомком Мамая по материнской линии. Следовательно, Россия как государство начинается в 1552 году. Надо ли начинать учебник с этого момента или все же надо брать всю территорию современного государства, ведь российская земля во все века прирастала новыми территориями: Крым, Кавказ, Туркестан и т.д.?

У ПРЕДКОВ ТАТАР ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ БЫЛА УЖЕ В VI ВЕКЕ

Его реакция, она всегда, увидим, будет этот или не будет.
Если не будет
значит, такая реакция. Если будет то никакая реакция.

Виктор Черномырдин

Если учебник писать о нынешней территории России, то придется углубляться в древнюю историю и начинать, скорее, с востока, а не с запада, т.е. не с Великого Новгорода, а, по крайней мере, с Алтая, ведь великие переселения шли именно оттуда. Если при этом мы территорию России трактуем как ядро Евразии не только в географическом, но и культурном смысле, то придется начать с гуннской державы. Не столько со скифов и других кочевников, как саки или сарматы, а именно с великого переселения народов и образования степных империй, что и началось при гуннах, сформировавшихся между Волгой и Уралом (но не хунну/сунну Китая, которые не оказали влияния на Евразию). Гуннский период заканчивается со смертью Аттилы. Затем можно переходить к Тюркскому каганату, основанному в 551 году. Истеми-каган завоевал территорию Урала и Поволжья в 557 году. Это реальная, а не мифическая история, например, Тетюши, построенные в 558/559 годах, до сих пор стоят. Затем Истеми-каган двинулся на запад по тем же пастбищам, по которым ходили гунны. Таким образом, прямые предки татар – тюрки в VI веке на территории современного Татарстана уже имели свою государственность.

В VII веке начинается движение славян в сторону Карпат, а затем они появляются на территории близ Днепра. Мы за великими событиями порой забываем финский компонент, который при появлении собственно русских из множества славянских племен – древлян, радимичей, кривичей, вятичей т.д. – сыграл выдающуюся роль. Рюриковичи по происхождению финских кровей, а не из викингов. Их корни лежат в Поволжье. В Скандинавии они появляются много позже. Понятие «варяг» не несло этнического смысла. Поэтому призвание Рюрика из «варяг» означало приглашение чужих дружин для охраны границ и торговых путей. Точно также литовцы и поляки в ХIV веке использовали войска Мамая и Тохтамыша для охраны границ и в качестве гвардии.

После распада II Тюркского каганата появляются такие государства на европейской части страны, как Хазарский каганат и Волжская Болгария, формируется Киевская Русь, как непрочный союз суверенных княжеств. Коренные изменения начинаются с появлением Бату-хана. По сути дела, территория нынешней России становится единым организмом с общими средствами коммуникации, государственностью, культурой только при Золотой Орде, а первой столицей (по крайне мере, ставкой) Улуса Джучи можно назвать город Болгар, где собственную монету начинают чеканить в 1239 году. С расширением территории Золотой Орды ставка хана переносится в Нижнее Поволжье в Сарай-Бату, а Болгар остается как летняя резиденция ханов.

МОСКВА ХОТЕЛА ЗАНЯТЬ МЕСТО ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ХАНОВ

Я не из тех людей, чтобы доводить до мордобоя, я извиняюсь за это слово.
И мордобой-то опять не они же бы, не их же!
Если бы их бы там навесить
это бы с удовольствием!
А те мордобой-то, в мордобое люди же бы участвовали: народ как всегда.

Виктор Черномырдин

Распад Золотой Орды произошел в результате изменений в экономической ситуации, когда открылись безопасные морские пути для торговли, а сухопутные начали терять свое значение, вслед за этим наступили внутренние политические неурядицы, и дело довершила черная смерть (чума), не пощадившая ни Европу, ни Золотую Орду. Города опустели, население выжило в лесах, да степи. На этом фоне незаметно, но довольно интенсивно повышается роль Москвы, вначале благодаря хорошим отношениям Ивана Калиты с Узбек-ханом и Джанибек-ханом, а затем как привлекательный рынок и идеологический центр новой государственности. Тихий, спокойный характер московских князей позволял им накапливать богатства, не вступая ни с кем во враждебные отношения. В Москву переезжает много татар из Орды. Ко времени распада Золотой Орды в Москву стягиваются важнейшие финансовые рычаги. Не случайно генуэзцы спровоцировали Мамая на Куликовскую битву, дав денег и пехоту с тем, чтобы захватить привлекательный московский рынок. Москва защищала свою экономику, она никогда не воевала за свободу, ее амбиции шли гораздо дальше – захватить власть в Орде.

«Татарское иго» описывается в самых черных красках, хотя сам термин появился довольно поздно, в ХVI веке, благодаря французским историкам. Нельзя отрицать, что при татарах существовала жестокость, что характерно было в целом для Средневековья. При этом русские князья друг друга истребляли так, что татарам приходилось вмешиваться и разнимать драчунов. Конечно же, завоеватели никому не нравятся, но с другой стороны, дань (десятина) была вполне приемлемой, намного меньше, нежели родные княжеские поборы. Существовала и веротерпимость, православные монастыри освобождались от какой-либо дани – они не платили налоги ни татарам, ни русским, а потому процветали вплоть до Ивана Грозного, который остановил этот процесс, а Петр довершил разгром монастырей. Существовала определенная автономия русских, но ярлык на княжение выдавал все же хан. Игнорировать влияние татар на русскую жизнь невозможно, как это пытаются изобразить некоторые историки. Главное в этом «иге» заключалось даже не в формальных административных отношениях, а в том, что русские княжества были втянуты в общую финансовую систему золотоордынского государства. Достаточно посмотреть на такие русские слова, как казна, казначей, деньга, алтын, таможня, они все заимствованы из татарского языка, как и многие хозяйственные слова, особенно относящие к лошади или почтовой службе. В дотатарской удельно-вечевой Руси и русском языке этих слов не существовало, поскольку не было самой общегосударственной системы.

В исторической перспективе еще важнее был имперский дух, который заимствовали русские у Чингизхана и Бату-хана. Н.С. Трубецкой пишет: «И этот-то сопутствующий монгольской государственности, сквозящий за ней, звучащий в ней, подобно обертону, дух Чингисхана не мог остаться незамеченным и непременно должен был проникнуть в души русских. По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности, господствовавшими в домонгольской удельно-вечевой Руси, монгольская, чингисхановская государственная идея была идеей большой, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления». Византия в этом отношении была лишь источником православия, но никак не государственности, тем более она продолжала римский путь, крайне чуждый евразийскому. В Московии идеи Чингисхана приобрели совершенно новый, неузнаваемый вид, получив христианско-византийское обоснование. Они стали русской идеей. Центром этой идеологии была Москва и Московская область, в частности, Троицко-Сергиевская лавра, основанная Сергием Радонежским.

Не имеет смысла выстраивать историю в виде борьбы татар и русских, победы русского оружия в борьбе с Золотой Ордой. Эта борьба не предполагалась изначально, поскольку все, что хотела Москва, – это занять место золотоордынских ханов. Поэтому отношения Казани и Москвы во многом продолжали старые золотоордынские традиции и после распада Золотой Орды. «Исчезновение эффективной политической власти в Сарае не сломало связей среди бывших составных частей Сарайской империи, – пишет американский историк Эдвард Кинан, – династии, которые появились в трех наиболее важных центрах (в Москве – потомки Василия Первого, в Бахчисарае – Хаджи-Гирея, в Казани – Улуг-Мухаммеда), часто объединялись в блоки в течение этого периода непрочных союзов и меняющихся судеб. Однажды возникшие, они создали крепкий союз, который не только доминировал в Степи, но и определял в значительной степени восточно-европейскую историю в течение половины столетия». Не идейные, а, прежде всего, финансовые возможности разожгли аппетиты Москвы, которая на то время была едва ли не наполовину татарской и по составу, и по духу. Москва мечтала восстановления золотоордынской империи, но у нее на пути стояла Казань, которую и покорили русско-татарские войска во главе с Иваном Четвертым и конницей Касимовского хана Шах-Али. «Важным историческим моментом было не "свержение ига", не обособление России от власти Орды, а распространение власти Москвы на значительную часть территории, некогда подвластной Орде, другими словами, замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву. Это случилось при Иоанне Грозном после завоевания Казани, Астрахани и Сибири», – заключает Н.С. Трубецкой.

Мы намеренно дали много цитат из работ Н.С. Трубецкого – бесспорно выдающегося русского историка европейского масштаба. В его адрес звучала и критика, в частности, со стороны Николая Бердяева, но она касалась или политической стороны, или отношения к религии. Что же касается других философов и историков, то они просто игнорировали целый пласт блестящей русской мысли. Евразийцы остались непонятыми в основных своих выводах, и, к сожалению, некоторые их политические представления были неудачно подхвачены в постперестроечные годы, а порой (как в случае с Г. Дугиным) искажены до неузнаваемости.

Перед новым учебником истории независимо от трактовки отдельных вопросов будет стоять один самый принципиальный вопрос: или Россия будет ориентироваться на евразийский континент, а значит, историю представит в таком же евразийском масштабе, или же она вернется к удельно-вечевой системе Киевской Руси без претензии на стратегические проекты в будущем. Без масштабной идеологии Россия не сможет играть сколько-нибудь заметную роль на евразийском рынке, где будут хозяйничать китайцы, европейцы и, конечно же, США. В этом случае России грозит остаться их сырьевым придатком.

Москва, ты кто?
Чаруешь или зачарована?
Куешь свободу
Иль закована?
Чело какою думой морщится?
Ты – мировая заговорщица.
Ты, может, светлое окошко
В другие времена,
А может, опытная кошка:
Велят науки распинать
Под острыми бритвами умных ученых,
Застывших над старою книгою
На письменном столе
Среди учеников?
О, дочь других столетий,
О, с порохом бочонок –
Разрыв оков.

Велимир Хлебников. 1921

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.08.2013 12:16

    "Столько земли захватили, а толком не обустроили…" - ключевая фраза!!! ;-) Татарин

    • Анонимно
      10.08.2013 12:40

      Это верно :) Русский

    • Анонимно
      11.08.2013 16:14

      Это татаро-монголы столько захватили и не обустроили....

      • Анонимно
        12.08.2013 00:49

        Татаро-монголы как раз таки обустроили степь - ввели ямскую службу и боролись с разбойниками на дорогах. Когда Золотая Орда ослабла - стали появляться ушкуйники и прочий сброд, а сразу после падения Казанского ханства на всей территории России наступил хаос смутного времени - это как раз и было признаком утери татарского порядка.

        • Анонимно
          12.08.2013 13:58

          о, а это свежий взгляд - завоевание казани как причина смутного времени. ждём монографий очередных проффесоров.

        • Анонимно
          12.08.2013 14:00

          как нам обустроить степь

  • Анонимно
    10.08.2013 13:04

    Цитаты от В.С.Ч. улыбнули:)) Очень хорошо подходят к освещаемому вопросу.

  • Анонимно
    10.08.2013 13:53

    Интересно, станут ли в новый учебник записывать миф о 1000-летии Казани?!

    • Анонимно
      10.08.2013 14:02

      Ну а как же. будут стоЯть на своём -иначе как-то ................... нехорошо получится. :-)))))))))))))

    • Анонимно
      10.08.2013 14:17

      поселение на месте города Казани появилась задолго до 1005 года. не булгарами, так другими. такое место не могло пустовать никак

      • Анонимно
        12.08.2013 12:54

        но "не пустое место" не является городом. чай и в москве есть неолитические стоянки.

    • Анонимно
      10.08.2013 17:27

      Миф - это твой комментарий, а тысячелетие Казани - это доказанный исторический факт.

      • Анонимно
        10.08.2013 19:54

        Носовский обошел это стороной и Аджи тоже - а книг у них поболе чем у Хакимова будет...

        • Анонимно
          10.08.2013 22:53

          Карамзин тоже, чказочник не хуже Фоменка, ностало русской классикой, свои сказочрики более по душе да?

  • Анонимно
    10.08.2013 13:56

    Что Татары, что Русские. Нет общей чёткой родины и истории. Живут на одной земле и делят. И те и другие гости на земле Чуваш.

    • Анонимно
      10.08.2013 14:36

      Прав чуваш Петров,но не до конца,прежде это была земля мамонтов,коренных жителей.А чуваши,татары,русские и т.д.-пришельцы.Поэтому ЖИВИТЕ ДРУЖНО,не ругайтесь-все вы гости!

      • Анонимно
        10.08.2013 17:27

        Только вот осталось выяснить, кому мамонты завещание написали.

    • Анонимно
      10.08.2013 19:49

      стоп! Отечество у татар повсюду... насчет родины - и вправду нету слова такого...

    • Анонимно
      10.08.2013 22:49

      А что у чуваш когда либо было свое государство? Начколько я помню, письменность у чуваш было изобретено только во второй половине 19 века. Если типа булгары, то Кул Гали тоже чувашом был? Вы, если читали, то что он писал, даже близко не похоже на чуваш.

  • Анонимно
    10.08.2013 14:03

    А чем "миф" о 1000-летии Казани хуже других мифов российской истории,вполне себе процветающих на страницах учебников истории?

  • Анонимно
    10.08.2013 14:36

    Рафаэль Хакимов по своему статусу должен был ответить на создание единого учебника истории России, в котором уже проглядываются старые стереотипы, заложенные еще теми правителями России, кто строил большую империю на территории, заселенную многими народами. Появление такого учебника это приглашение на тот же путь создания или воссоздания старой империи. Для чего нужны такие учебники и прав ли Хакимов, пытающийся представить каноны такого учебника в несколько измененном виде? Хочется сразу же и ответить, конечно же, нет. Не для того будут создавать такой учебник, чтобы следовать рекомендациям Хакимова. Цель-то не в воссоздании исторической правды, а в воспитании подрастающего поколения в новом духе. Так и надо обсуждать про то, что будут закладывать в души молодым. Мы тут как-то писали про духовные скрепы, для чего они нужны. И одним из основ такого скрепа является чувство единства с сообществом, образующим это государство, эту империю. Хакимов хочет, чтобы такое чувство возникало на основе евразийства, на основе того, что древнейшими носителями государственности на этих землях были те народы, которые сегодня находится в меньшинстве. Но вряд ли это получиться. Не будут чувствовать русские единение на основе того, что их государственность, зарождение их империи начиналось с тех древних времен, когда о славянах и не слышали на этих землях.Но и у других народов, сегодня населяющие российские просторы, тоже не возникнет чувство единения с теми, кто будет их представлять как «дикие орды», постоянно притесняющие и устраивающие набеги на исконные земли древних славян. И только в качестве вот превентивной меры, затем оккупировавшие их земли. Тем самым они несли свет просвещения этим народам, повышали их культуру. Это святая миссия русского народа, нести всем свет и культуру, спасая их от уничтожения соседями. Кстати, еще один духовный скреп русского народа, с которым вряд ли согласятся другие. А возможно ли по-другому трактовать историю, чтобы строить империю, чтобы постоянно жить в окружении врагов, мобилизовать свой народ на преодоление трудностей, в том числе и экономических? Чтобы народ подтянул пояса и согласился нести тяготы? Нет. И сама история учит этому. Ведь Путин не первый решил укрепить духовные скрепы таким образом. Историческая мифология возникла давно, но она и сегодня процветает. И отчасти потому, что память у народа коротка. Ну не помнит или старается забыть даже то, что происходило лет десять назад, лет двадцать в угоду новым воззрениям на историю. Вот совсем недавно как-то в разговоре схлестнулся с одним молодым человеком в вопросе о двух чеченских войнах. Конечно, ему было немногим более десяти лет, когда происходили те события. Но вот в голове у него заложена та правда, которая транслировалась по официальным каналам по пришествии еще десяти и более лет. А она страшно однобока, но сегодня уже воспринимается как вся правда о той войне. Чеченцы нападали, резали головы, а в ответ Россия навела там порядок, уничтожив всех бандитов. Вот и все о той истории. Примерно также как и о взятии Казани Иваном Грозным. Зачем копаться в истории, когда и так все ясно. Все просто и доходчиво, можно и на сегодняшнее время перенести. Конечно, такой подход рождает конфликты и ведет к распаду многонациональной империи, т.е. такой империи, где есть народ богоносец и остальные народы, которые могут быть близкие к носителям света, а может быть и нет. Все будет зависеть от текущих событий дня. И что же будет дальше? Установка по созданию единого учебника поставлена, его выполнят. Может не в этом году, может в следующем, но цель-то обозначена - создать основу для укрепления единства нации. На основе предложений Хакимова это явно не получиться, какая-то неправильная история получается. А провести так, чтобы вся история империи начиналась с Киевской Руси, а все остальное вообще темные времена, тоже не получиться. Даже то, что историю можно отодвинуть еще на сотню лет к временам Андрея Первозванного тоже ничего не решает. Не хотят такие вот как Хакимов соглашаться с этим, а заставить их тоже, наверное, сложно. Ведь на дворе век интернета и сплошных коммуникаций. Даже секреты АНБ США работник этого агентства выдал всему свету. Когда такое было возможно, сегодня любой может прочесть секретные переписки дипломатов, выложенные в интернет. А дальше, внутри империи идеологическая война, в основе которой национализм одних и шовинизм других. Ни один народ добровольно не откажется от своей идентичности. Этот процесс очень долгий, надо приложить такие усилия, чтобы прошла ассимиляция целого народа, что такое даже невозможно найти в истории, кроме геноцида народов. Потому и не прекратятся внутри российской империи столкновения на национальной почве. Можно вырубить одних на корню, носителей этой идеологии, подрастут другие, ведь нации-то остаются, а национальные интересы всегда входят в конфликт с национальными интересами других наций. И особенно жестко, когда одна нация будет утверждать свое превосходство над другими разными путями, включая и вот такой, как создание такого учебника. Но и другой путь тоже ведет к распаду империи. Если не цементировать империю, то она распадется, в силу внутренних напряжений. Так что у Путина трудная задача, но вся история еще впереди, включая и написание учебника по единой истории.Спящий пророк.

    • Анонимно
      10.08.2013 16:19

      Начало русской государственности нужно братбь с арийцев, ибо все достижения русской цивилизации идут оттуда, Русский народ нужно воспитывать в арийском духе!

      • Анонимно
        10.08.2013 16:44

        А знаете, что к арийцам себя и цыгане причисляют, и таджики, и сингалы на Цейлоне? И чего же они там сделали в древние времена. Пирамиды построили, или первый алфавит и библиотеки собрали, а может колесо изобрели?

  • Анонимно
    10.08.2013 16:12

    Россия-это наследие Золотой Орды+ Сибирской Орды. На всем пространстве от Тихого океана до Дуная разговаривали на татарском языке. Чудо природы-озеро Байкал- богатое озеро-в переводе с татарского языка; Ангара-не путевая-в переводе с татарского; Алтай-золотая гора, и т.д. и т.д. Каждый русский-татарин по генам. Но пытающийся всеми силами отвергнуть это по соображениям ,в первую очередь, религиозным.

    • Анонимно
      10.08.2013 19:53

      и Ана сай - река матери... и Ир тыш - пространство мужиков..

  • Timur
    10.08.2013 16:22

    Уважаемый Рафаэль Хакимов вставил перлы Виктора Черномырдина...Для чего он это сделал?Уважаемый академик,подчеркнул,у большинства политиков в голове "каша" потому как живем в обманутом мире и не можем идентифицировать ни себя,ни положение вещей.Навранная история мстит России,страдает большинство...В нормальной,цивилизованной стране мог ли быть человек с таким мышлением? Конечно,нет!Вот побалуйтесь от души: А кто попытается мешать - о них знаем мы в лицо! Правда там не назовёшь это лицом! Хотели как лучше, а получилось как всегда. Россия - это континент, и нам нельзя тут нас упрекать в чем-то. А то нас одни отлучают от Европы, вот, и Европа объединяется и ведет там какие-то разговоры. Российско-европейская часть - она больше всей Европы вместе взятая в разы! Чего это нас отлучают?! Европа - это наш дом, между прочим, а не тех, кто это пытается все это создать и нагнетает. Бесполезно это. Россия - страна сезонная. Какую партию не делаем - всё КПСС получается. У кого чешется - чешите в другом месте! Валили, валим и будем валить! Ну что это такое! Не должно быть запоров на границе! В Югославии катастрофа. Катастрофа - это всегда плохо! Ночь прошла, они хватились Корячимся, как негры Все мы доживем. В какой конфигурации? В хорошей конфигурации. Трагедия на Балканах. И поехать, увидеть и сразу получить по заслугам - я далек от этого. Мы с вами так будем жить, что наши дети и внуки завидовать станут! Когда моя наша страна в таком состоянии - я буду всё делать, я буду всё говорить! Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной. Россия со временем должна стать еврочленом. Мы! Пойти на какие-то там хотелки, я извиняюсь... Нечего устраивать здесь хочу-не хочу Слышите, что ждут от нас? С-300. Это мы знаем, что это такое. Это не дай бог. Сегодня С-300. А завтра давай другое. А послезавтра третье. Вот это что такое! Не надо умалять свою роль и свою значимость. Это не значит, что нужно раздуваться здесь и, как говорят, тут махать, размахивать кое-чем! Я не из тех людей, чтобы доводить до мордобоя, я извиняюсь за это слово. И мордобой-то опять не они же бы, не их же! Если бы их бы там навесить - это бы с удовольствием! А те мордобой-то, в мордобое люди же бы участвовали: народ как всегда (О Лужкове.) Все его вот высказывания, вот его взбрыкивания там... ещё даже пенсионером меня где-то вот, говорят, меня обозвал. Я не слышал. Но если я пенсионер, то он-то кто? Дед тогда обычный. (О Зюгановском предложении объявить войну НАТО.) Умный нашелся! Войну ему объявить! Лаптями! Его! Тоже! И это! Сразу как это всё! А что он знает вообще! И кто он такой! Ещё куда-то и лезет, я извиняюсь. (О Лужкове.) Ну что нам с ним объединять? У него кепка, а я вообще ничего не ношу пока. (О Ельцине.) Заболел, кашляет ещё раз по-всякому. Но президент есть президент Ну, не дай бог нам еще кого-то. Хватит. От этих тошнит от всех. Наших людей, я так понимаю. И Вас тоже, наверное. Я же вижу по глазам, Вас же тошнит. У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими? Я готов и буду объединяться! И со всеми! Нельзя, извините за выражение, всё время врастопырку. Вы посмотрите - всё имеем, а жить не можем. Ну не можем жить! Никак всё нас тянет на эксперименты. Всё нам что-то надо туда, достать там, где-то, когда-то, устроить кому-то. Почему не себе?! Почему не своему поколению?! Почему этот, как говорится, зародился тот же коммунизм, бродил по Европе, призрак, вернее. Бродил-бродил, у них нигде не зацепился! А у нас - пожалуйста! И вот - уже сколько лет под экспериментом Рубль при мне обвалился? Вы что, ребята? Когда ж вы это успели всё? Наделали, значит, тут кто-то чего-то, теперь я и рубль ещё обвалил! Что говорить о Черномырдине и обо мне? О совете директоров Газпрома: "В совете директоров многие участвуют - представители государства, акционеры, так что это орган такой - советывает" О миротворческих предложениях Примакова: "Так тут уж нельзя так перпендикулярно понимать: мы Вас не тронем, Вы нас не трожьте" О депутатах Госдумы: "А мы еще спорим, проверять их на психику или нет. Проверять всех!" О планах правительства: "Мы продолжаем то, что мы уже много наделали..." Вот мы там всё это буровим, я извиняюсь за это слово, Марксом придуманное, этим фантазёром Если я еврей - чего я буду стесняться! Я, правда, не еврей. Что я буду в тёмную лезть. Я еще от светлого не отошёл. Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали - масла не стало. Потом яйца нажали так, что их тоже не стало. Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь В нашей жизни не очень просто определить, где найдешь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретешь, и как следует. Сегодня мировая система финансовая понимает, что происходит в России, и не очень хочет, чтобы здесь было... ну, я не хочу это слово употреблять, которым я обычно пользуюсь Это глупость вообще, но это мне знакомая песня: Во-первых, я думаю, что, ну, для многих это известно, я для толкача не подхожу. Поэтому я думаю, что, ещё раз, роль председателя правительства - он может собирать, он может не собирать, - он обязан всё равно всё знать, и он всё равно будет всё знать, и всё равно мы будем общаться, и всё равно мы будем советоваться по этим вопросам Вообще, странно это, ну, просто странно. Я не могу это ещё раз, я не знаю и не хочу этого. Это не значит, что нельзя никого. Ну, наверное, кого-то, может быть, и нужно. Кого-то вводить, кого-то выводить. Его реакция, она всегда, увидим, будет этот или не будет. Если не будет - значит, такая реакция. Если будет - то никакая реакция Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать? Я бы не хотел сейчас говорить о причинах, что произошло именно вот в это время. Я не любитель, никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой Лучше водки хуже нет! Не надо класть оба яйца в одну корзину... Вы думаете, нам далеко легко? Нет! Нам далеко нелегко! Нам осталось рассмотреть полтора вопроса... Сегодня, до воскресения, успеем. Вы, главное, выигрывайте, а мы уж вам присудим. Не один сейчас, а другой потом; не один сегодня, другой завтра, а вместе, в один день! Это говорит об отношении их к российскому флоту. Никто к нам не приедет, и никто нас уговаривать не будет и просить не будет. Там есть ходоки с более крупными мешками, ходят и уговаривают. Туда уйдут. Да многие туда уже и смотрят. А многие уже и там. А отдельные уже и давно там.

  • raf
    10.08.2013 16:33

    Вот теперь Рафаэль Сибгатович предстаёт самим собой.В статье есть факты,которых не опровергнешь,логика событий и мышления.Здорово.Будут дискуссии,но научный спор только выявляет Истину.

    • Анонимно
      11.08.2013 18:12

      Согласен, это поле Хакимова, и очень много неприятной некоторым правды. Дело за инициативой общественных институтов Татарстана и всей Евразии. Однозначно одно, там где правда и справедливость лучше всем, в том числе тем, кто их не жаждет.Гаяз.

  • Анонимно
    10.08.2013 16:51

    Хакимов сказочник, типа Кристиана Андерсена, и понятно его желание, чтобы его сказки стали истиной в последней инстанции, однако его время ушло вместе с Шаймиевым безвозвратно. Все что могли они уже "булдырдык".

    • Анонимно
      10.08.2013 17:16

      Согласен.

    • Анонимно
      10.08.2013 18:16

      А Шаймиеву уже и так ничего не надо и все у него есть ,что хотел,а у Хакимова при новом президенте будет новый ренесанс! К 2025 году вместе с РНМ докажут ,что в Казани была арийско - тюрская олимпиада,где киевляне заняли первое место,новгородцы второе,а Булгоряне третье,а афиняне шестнадцатое!

    • Анонимно
      10.08.2013 18:29

      Согласен, впереди нас ждет белая русско-арийское будущее, время"булдырабыз" ушло.

      • Анонимно
        10.08.2013 19:47

        как ушло? Тащите Хоронительницу за хвост - история будет новая и интересная...

    • Анонимно
      10.08.2013 21:13

      Отдыхай.Ты что ли колесо времени крутишь?Время покажет,чье пришло,а чье ушло.

  • Анонимно
    10.08.2013 19:37

    кино - Орда - лучший экскурс в историю татар в новом тысячелетии... смотрите и учите.

    • Анонимно
      10.08.2013 20:02

      В правильном курсом идете товарищи, можно было даже поинтересней сделать, татар еще страшне, ну чтоб все боялись, а для большей достоверности еще больше грязи, а то иногда кажется татары были слишком чистые.

  • Анонимно
    10.08.2013 19:46

    .Наше время только начинается .А что будет с вами мне все равно ,как говорится не холодно и не жарко .Буре .

    • Анонимно
      10.08.2013 21:37

      А что густопсовым казахского выводка загранпаспорта выдали?

  • Анонимно
    10.08.2013 19:56

    надо проще поступить - отменить историю в школе совсем... ввести историю открытий и науки - все.

  • Анонимно
    10.08.2013 20:11

    Необходимая и познавательная статья. Россия испокон веков евразийская страна, хотим мы этого или нет. С этим фактом нам жить и жить. Нам и повезло, и много трудностей приобретено. Без общечеловеческих, семейных ценностей, этических норм переспектив развития у любой страны отсутствует( Все древние империи являются примером). За всю озвученную историю по книгам, Росиию, как страну, никогда не ждали, не хотели в Европе. А мы, начиная с Петра, все стремимся пролезть туда, то через окно, то через балкон. Может пора у себя сделать жизнь такой, что они попросятся прийти к нам через дверь. И будущий учебник истории явится примером правдивой и справедливой оценки результатов жизни предыдущих поколений.

  • Анонимно
    10.08.2013 21:40

    Очень интересная статья. Замечание Спящего пророка о неприятии русскими этого взгляда тоже здраво.

    • Анонимно
      11.08.2013 00:19

      Да нет такого уж неприятия. Евронациков немного, причём все в Москве сконцентрированы.

      • Анонимно
        11.08.2013 10:51

        Во-первых, Москва и решает все, а во-вторых, на периферии тем более не примут взгляды Хакимова, в силу того, что для них это будет некой революцией в их взглядах на историю и роль своей нации на государственность России.

  • Анонимно
    11.08.2013 11:22

    Список правильных кинокартин составлен, правильная история пишется, меню, расписание дня и что там еще на подходе?

  • Анонимно
    11.08.2013 12:31

    Что простительно Карамзину в 18 веке (Н.М. Карамзин писал «Историю государства Российского»), то не простительно Хакимову в 21 веке.Господа, вы совсем одичали, в 21 веке мы уже знаем от кого произошло все человечество, а вы все талдычите о какой то истории, какой то территории с 12 века, которая на самом деле сфабрикована то ли в 14, до ли в 16 веке. Напечатайте все существующие более или менее достоверные исторические материалы и пора эту бодягу закрывать. Ничего хорошего для русских и татар в истории нет, впрочем, так же как в истории немцев, итальянцев и других народов, ну были дикари, варвары, работорговцы и что дальше?

  • Анонимно
    11.08.2013 13:02

    Историю с приходом новой власти возьмут и перепишут как всегда на нас ответственность отчасти лежит за это господа

  • Анонимно
    11.08.2013 13:37

    Пришли с Азии, и забыли родной язык. Ассимилировали (геноцид) ЧУВАШ. И говорят на их языке. И все местные названия не тюркские, а Булгарские( чувашкие) не надо липнуть к коренному народу у которого сейчас отнимают историю ИП Таши.

    • Анонимно
      11.08.2013 22:33

      Дорогой мой чуваш.Прежде чем писать эту ерунду, позаботься узнать к какой языковой группе относится чувашский язык.Чувашский, так же как и татарский относится к тюрской языковой группе алтайской языковой семьи.Если ты настоящий чуваш, а не вымышленный, то должен знать о большой схожесте этих языков. Плюс многие чуваши, проживающие в Татарстане хорошо владеют и татарским. Формально считается, что современный чувашский алфавит создал Иван Яковлевич Яковлев на основе русского алфавита. Но что интересно, найденные сохранившиеся нагробные памятники Волжской Булгарии написаны на на древнечувашском языке арабскими буквами и по-мусульманским канонам.Давно надо понять, что чувашский и татарский народы - братья. И не надо вбивать клинья в эту дружбу.Сепаратор

  • Анонимно
    11.08.2013 13:57

    К ком-ю от 11.55. А вы-то зачем цепляетесь за придуманную иностранцами историю? Чем она вам так мила? Так там и про отношения между русскими княжествами мало правды. Никто и не претендует только на татарское видение истории. Новый учебник должен учесть вклад в историю государства всех коренных народов России.

    • Анонимно
      12.08.2013 10:41

      учебник - чтобы учиться по нему. Книжка глобальная, ВВП поспешил, а авторы еще не выросли... Начинать скорее надо как и Штаты - с близкого, и только события, без комментариев - справочник . Тогда и "котел мерского Даши" попадет в события и достижения, и Булгар и Свияжск и проч.

  • vlad
    11.08.2013 14:04

    Ну и на основании каких источников,всё это свыше написано?

    • Анонимно
      11.08.2013 17:07

      Хакимов ТАК видит! Его домыслы самые надёжные источники!

  • Анонимно
    11.08.2013 15:37

    предлагаю тезисы учебника истории согласовать с Пекином - спешить без китайцев не надо....у них свои карты РФ, и по головам - на одну русскую - двадцать китайских.

  • Анонимно
    11.08.2013 18:16

    Обычно мифологизацией занимаются когда уже не способны ни на что и как правило на нетрезвую голову

  • Ветер
    11.08.2013 19:30

    Отсутствие предельно четкой концепции развития, духовное лихолетье и безвременье порождает искренний органичный поиск объединяющих скреп и духовных опор. Рост национального самосознания, пробуждение этнокультурного и этноконфессионального многообразия – следствие смысловых пустот. В этих условиях, История становится не только источником теоретических ответов, но и прикладным фундаментальным источником. Способным разминировать сложные противоречия и задать вектор будущему поступательному развитию.Идеологически бессодержательный рост материального благосостояния обнажает процесс атомизации западных обществ. Рыночная схватка – закамуфлированная модель безжалостной формы селекции и отбора сильнейшего. Как результат - высокий организационный и материальный уровень Запада. В сопровождении с духовным если и не закатом, то уж точно кризисом. Кстати, Ак Байлар на которых часто ссылается Рафаэль Сибгатович, синтезировали такие понятия как честность и предпринимательство. Свободные коммуникации подрывают один из основных принципов специальных служб. Доступ к большим массивам важной информации становится открытым. Грани истории приобретают амбивалентный характер. Некогда табуируемые темы активно обсуждаются. В частности, изучаются глубокие исследования Остфоршеров и их научное понимание истории «Золотой Орды». Которые, при всем уважении, невозможно рассматривать вне плоскости прагматичного интереса.Сможет ли Россия ясно сформулировать масштабный проект, альтернативный процессу глобализации с западным доминированием. Предложить миру альтернативную модель развития, антисистему Запада. Разработка Единого Учебника Истории бесспорно шаг. Направление, которого определит содержание этого учебника.

    • Анонимно
      12.08.2013 10:36

      зачем альтернатива Западу? Правду изложить надо. И по событиям, и по Хронологии, и по топонимам, и по артефактам, и по языкам и по философиям, наукам и религиям

      • Анонимно
        12.08.2013 12:42

        на правде много не распилишь. а тут Идея, Концепт. Православие, Самодержавие, Евразийство.

  • Анонимно
    11.08.2013 20:11

    Уважаемый РАФАЭЛЬ!Если честно,то вся эта тема уже приелась.Не знаю Вы лично делаете что-нибудь для создания настоящей ФАКТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА и НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ,наследницей которой стало МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО,а в последствии Царская Россия.Я ЛИЧНО ВАМ НАКАЗЫВАЮ,следите что-бы в МОСКВЕ РУССКИЕ националисты, которых Вы стеснительно называете Проевропескимиисториками или политиками,не повторили ВАРИАНТ СОВЕТСКОЙ и ЦАРСКОЙ ЛЖИВОЙ ИСТОРИИ.ТАТАРСКИЙ народ проклянёт ВАС,ЕСЛИ ВЫ прозеваете этот вопрос,особенно послестольких обсужденийй многими комментёрами на страницах БО,о лживостиСОВЕТСКОЙ и ЦАРСКОЙ истории.ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

    • Анонимно
      12.08.2013 10:37

      не проклянет... проспит киносеанс Истории... Аджи один пошел вперед - остальные бочком в сторонке!

      • Ветер
        12.08.2013 20:07

        Все относительно. Одна сторона описывает героическую и судьбоносную победу, другая сторона освещает самоотверженное сопротивление и трагическое поражение. Отсутствие концептуальной официальной программы о том, кто мы и к какому будущему стремимся, приводит к органическому поиску ответов снизу, брожению. В то же время обьетивная слабость, не позволяет преждевременно заявить о своем масштабном проекте. Геополитические оппоненты не спят, то Магнитского приплетут, то еще чего не доброе задумают. Приходиться изворачиваться. Говорить одно, делать совершенно другое. Выжимать из текущих реалий – возможное. Такова жизнь.

      • Ветер
        12.08.2013 20:07

        Все относительно. Одна сторона описывает героическую и судьбоносную победу, другая сторона освещает самоотверженное сопротивление и трагическое поражение. Отсутствие концептуальной официальной программы о том, кто мы и к какому будущему стремимся, приводит к органическому поиску ответов снизу, брожению. В то же время обьетивная слабость, не позволяет преждевременно заявить о своем масштабном проекте. Геополитические оппоненты не спят, то Магнитского приплетут, то еще чего не доброе задумают. Приходиться изворачиваться. Говорить одно, делать совершенно другое. Выжимать из текущих реалий – возможное. Такова жизнь.

  • Анонимно
    12.08.2013 00:03

    Рафаэль Сибгатович, большое спасибо.

  • Анонимно
    12.08.2013 08:24

    Эта статья для многих ни о чем. История народов здесь представляется так, что, будто бы, все что ни происходило, было следствием неких экономических законов, борьбой за торговые пути. Отчасти, может быть, это и так, но главное, как мне представляется, вся эта борьба, в конечном счете, привела к тому, что одни народы должны были погибнуть как этнос, становились удобрением для других. А другие размножались за счет других. Вот это и есть главная несправедливость истории. Когда слышишь, как ученик шестого класса, сын чистокровных татар, прекрасно владеющих родным языком, говорит, что татары - наши враги (http://tatartarihy.jimdo.com/, история сразу приобретает свое определённое значение. Сразу становится понятно, что этот народ стал жертвой другого. И та история, которая существует до сих пор, и новая, которая грозит появиться, будет делать все, чтобы добиваться возвеличивания русского народа и дальнейшего духовного унижения других, ибо их историки не могут (или не желают, так как находятся на службе государства, кормятся за счет его) ответить правдой против лжи. А правдивая история уже возникает, и понятно, что она создается теми, кто рискнул за это набить себе шишек.

  • Анонимно
    12.08.2013 10:05

    Хаакимовская версия истории как всегда остается без ссылок на источники. Но она настолько красочна для татар, что местные азатлыки всегда будут слепо верить красивым байкам. Так же как и чуши задорнова верят неоязычники.

    • Анонимно
      12.08.2013 11:08

      там вообще-то семитомник - и еще есть пятитомник - и всюду ссылки, да и не один Р.С. там занят.

    • Анонимно
      12.08.2013 11:08

      там вообще-то семитомник - и еще есть пятитомник - и всюду ссылки, да и не один Р.С. там занят.

    • Анонимно
      12.08.2013 12:40

      источники? нет, не слышал.

  • Анонимно
    12.08.2013 12:39

    трубецкой - фантазер намного хлеще гумилева, его статьи лучше рассматривать чисто с публицистико-политической точки зрения. к истории они имеют отношение опосредованное. сводить историю к набору придуманных в прямом эфире сказок имхо не стоит.

  • Анонимно
    13.08.2013 12:30

    Не понимал и не приму рассуждения Хакимова по религиозным вопросам,особенно когда он увязывает их с татарами.Татарский ислам - вынужденный и связан с нашей трагической историей. А историю какой её видит Хакимов что то есть. Только не надо забывать историю пишут победители. ОНИ и напишут. P.S. Неоднократно говорил,что жду статьи Хакимова о современном состоянии татар.нации,что сделано и не сделано в годы его непосредствнной работе в этом вопросе. Обязательно с указанием имён местных политиков. Вот это будет интересно.

  • Целью единого учебника истории должно стать:1) официальная интерпретация прошлого страны; 2) акцентирование на тех фактах истории, которые объединяют россиян, а не разъединяют; 3) отказ от формирования этноконфликтной исторической памяти, как это практикуется в Татарстане. К сожалению, я ставлю под большое сомнение стремление привлечь к написанию этого учебника местных национал-историков, которые и без того известны как откровенной фальсификацией прошлого (миф о «1000-летии Казани», о «великой булгарской цивилизации» и др.). Боюсь, что эти национал-историки внесут больше деструктива в единый учебник по истории.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль