Машиностроение 
10.09.2013

Азат Хаким: «Наш авиапром убила чья-то жадность и некомпетентность людей, которые руководят отраслью»

45201.jpg

BOEING ЗАЛОЖИЛ В ПРОЕКТ «СУПЕРДЖЕТ» МИНУ В КРАСИВОЙ УПАКОВКЕ

Короткий разбег и гигант Airbus-380 взлетает под крутым углом как истребитель. Специально для публики закладывает крены под 45 градусов. Это, конечно, что-то. Это надо видеть. Короткий радиус разворота — и самолет заходит на посадку. Очень изящно. Специалисту сразу видно, что у самолета хорошая аэродинамика, автоматика управления, механизация крыла, колоссальный запас мощности двигателя. А вот российские двигатели всегда были проблемой нашей авиации

Одним из примечательных событий МАКС-2013 стало подписание между госкорпорацией «Ростех» и канадской авиастроительной компании Bombardier Aerospace меморандума о намерениях по созданию в 2015 году в Ульяновске производства турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen. По всей видимости, речь идет об окончательной сборке канадских самолетов.

Не знаю, что даст этот проект России. По уму, смысл любого контракта по сборке иностранных машин — получение технологий. Не думаю, что Bombardier жаждет поделиться своими технологиями. Я сам был на заводе Bombardier в Монреале, общался с руководством компании. Могу сказать, что никакого интереса в том, чтобы развивать российский авиапром, у них и близко нет. Есть только желание «впарить» свои самолеты. И это у всех западных авиапроизводителей: и у Airbus, и Boeing. Понимая, что «в лоб» продавать самолеты больше не получается, придумывают разные схемы. Вот и появляются заманчивые фантики в виде обещания локализации.

В российском автопроме была подобная ситуация, но там сразу ввели ограничения по локализации импортных автомобилей, установили четкие временные интервалы и параметры перехода на производство комплектующих в России. В авиаотрасли пока таких ограничений нет, а надо бы. Наш авиапром отстал всерьез и надолго. Взять туже боевую авиацию — нашу гордость. Из года в год на выставках показывают одни и те же образцы техники: вертолеты Ка-52, Ми-28. Это же штучные вертолеты! Серии до сих пор нет! Хотя их 15 - 20 лет назад спроектировали. Или вот наша новинка — самолет пятого поколения Т-50. Первые эти самолеты должны поступить на вооружение российских ВВС в 2016 году, то есть через 12 лет после американских F-22 Raptor.

Надо что-то делать, но точно не то, что делает сейчас руководство страны.

В середине 90-х годов был создан самолет Ту-334 — реальная замена устаревшим Ту-134. Облетанный, со всеми сертификатами. Почему его не начали производить? В то время, пока он бы заменял многочисленные старые «тушки», в России можно было бы готовить технологии и разрабатывать машины следующего поколения. Нет, пошли по другому пути. Кто к телу ближе оказался, тот и урвал кусок. В итоге успешно похоронили Ту-334, стали делать «Суперджет». Компания «Сухой» никогда не делала гражданские самолеты, и именно ей поручили освоить огромные бюджетные средства. Освоили, но при этом сама концепция самолета разрабатывалась в Boeing. Думаете, американцы – идиоты, чтобы усиливать своих конкурентов? Взять и отдать нам наш же огромный рынок? Разумеется, в проект «Суперджет» они заложили мину в красивой упаковке. Они поставили на этот ближнемагистральный самолет все то, что стоит на дальнемагистральных лайнерах, — все самое современное и дорогое. В итоге самолет получился настолько дорогим, что как не изгаляйся, эксплуатация «Суперджета» будет нерентабельной. Даже если ты суперпатриот, на нем денег не заработаешь. Возможно, наши надеялись получить западные технологии, но и это оказалось блефом. Вопрос: куда деньги ушли?

КИТАЙСКИЙ ПУТЬ: ШАГ ЗА ШАГОМ К ПОБЕДЕ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

Теперь корпорация «Иркут» взялась осваивать средства, выделенный под новый проект — лайнер МС-21. И опять его концепция разрабатывается в Америке. Зачем такие огромные деньги отдавать американцам, чтобы они сделали нам самолет? Понятно же, что хороший самолет они нам не спроектируют, опять заложат какую-нибудь «мину», чтобы проект экономически убить, не дав нам возможность стать конкурентами на мировых рынках.

Не проще ли поступить как китайцы? Они просто купили линию по производству самолетов «Макдонелл Дуглас MD-87». Да, этот самолет вчерашнего дня. Но зато технологии они получили такие, к которым и близко до этого не подходили. Освоили технологии, получили опыт, подготовили кадры. Потом они договорились с Airbus, закупили линию по производству A-320. Нормальный ход! Купи линию, станки, документы, сертификаты, проекты, чертежи. Обучи людей, найми немецкую или английскую инжиниринговую компанию и создавай свой конкурентоспособный самолет...

Вместо этого простого и эффективного пути власти России пошли кривым путем. Потратили денег в разы больше, а получили в разы меньше, чем в Китае или Бразилии, где также занимались созданием современной авиаотрасли. В выигрыше все, кроме российского авиапрома. Явно просматривается чей-то умысел.

Поэтому на МАКСе мы с завистью смотрели на успехи западных производителей и на то, в каком плачевном состоянии находится отечественный авиапром. По большому счету, наш авиапром убила чья-то жадность и некомпетентность людей, которые руководят отраслью. К сожалению, процесс этот не закончен. Сегодня такой же путь проходит отечественное вертолетостроение. Недалек тот день, когда в одночасье с неба России пропадут наши легендарные Ми-8, а на их место придут иностранные конкуренты. Но об этом — уже в другой статье.

Азат Хаким

Справка


Азат Хаким родился 14 февраля 1955 года. Окончил учебный авиационный центр ДОСААФ (Куркачи) и поступил в Бугурусланское летное училище (1978). Школа летчиков-испытателей в Жуковском (1987). Казанский государственный университет, историко-филологический факультет (1985).

Работал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом, командиром экипажа на Як-40. В 1984 - 1994 годах – летчик-испытатель в ОКБ «Сокол». В 1991 году создал ООО «Авиакомпания «Тулпар». В 1997 - 2001 годах – генеральный директор международного аэропорта Казань. В настоящее время – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.09.2013 08:09

    Мы страна создавшая Буран , а сейчас закупаем самолеты у бразильцев с канадцами ,смешно и грустно.

    • Анонимно
      10.09.2013 08:55

      Да уж, снегоход Буран это была и есть вершина инженерной мысли))))).....Ну а если серьезно, то Азат Муртазович совершенно прав...!! Бразильцы все жизнь гоняли мяч на пляже, и ничего кроме этого у них хорошо не получалось,и вот тебе на...выкатили Эмбраер, до уровня которого нам даже теперь не "ещё", а "уже" ой как далеко. Погосян хитрый армянин, и этим все сказано..очень жаль и КАПО и КМПО, и очень грустно будет если КВЗ через несколько лет пойдет их путем.У нас у пилотов есть выражение "точка невозврата", так вот давно сложилось ощущение что наш авиапром уже его прошел.С ув. КВС А-320

  • Анонимно
    10.09.2013 08:40

    ну когда в стране пролетариат главный класс а научно технические работники всего лишь прослойка ожидать ничего хорошего не приходится а дальше пошло еще хуже бандиты превратились в главный класс научно технических работников вообще отправили челночничать ну а когда страна встает с колен о науке и технике говорить вообще не приходится

    • Анонимно
      10.09.2013 13:45

      Проснитесь.Сейчас не 1973 год а 2013.Хотя даже в 1973 году то что вы написали было глупостью.Сейчас это уже маразм.

      • Анонимно
        10.09.2013 15:52

        что маразм то что в 1973 г инженеры были последними людьми так это я знаю на собственной шкуре то что в перестройку вообще все рухнуло и все инженеры пошли в челноки а героями выглядели бандиты все гордились со знакомством с ними то что в 0 годы все ринулись в чиновники и силовики а инженеры опять были последними маразм по моему у вас

  • Анонимно
    10.09.2013 09:09

    Россия оказалась во власти неумелых людишек..Неумелых и неспособных.

    • Анонимно
      10.09.2013 09:16

      Глупости все это.Руководство у нас даже очень умелые.На свой карман.Купить самолеты пока есть нефть куда менее заморочно чем иметь свою авиапромышленность. Как большщинству горожан проще купить картошку чем ее выращивать на грядке.Ясно что такая политика ведет к у ничтожению страны.Но на их то век хватит и их детям которые учатся за бугром.А народ ...молчит и терпит.Терпилы.А те кто терпит их место у параши.

  • Анонимно
    10.09.2013 09:53

    Наш любимый Погосян - самый умный из армян!

  • Анонимно
    10.09.2013 10:01

    Уважаемый Азат Хаким все очень правильно говорит. Год назад была очень хорошая статья "Вредители против ТУ-334: игра на вылет" Владимир ЛЕОНОВ, кто найдет. Привожу только цитаты: 1)создание Ту-334 обошлось в смешную сумму – около 100 млн. долларов!!!.2)Суперджет- Итог совершенно обескураживающий – только на первом этапе разработка «съела» 2 млрд. бюджетных долларов. Иномарки аналогичного класса, канадский «Бомбардье» и бразильский «Эмбраер», в разработке стоили до 600 млн. долларов.Если сюда приплюсовать затраты на подготовку серийного производства, то сумма выходит запредельная, по разным оценкам от 3,5 до 7 млрд. долларов. Этот третий российский постсоветский самолёт оказался не золотым, а бриллиантовым. И совсем не российским – 80% его стоимости занимают зарубежные комплектующие. Отсюда и отпускная цена, вдвое превышающая Ту-334." Вот серьезная тема для изучения нашими спецслужбами

    • Анонимно
      10.09.2013 13:39

      Так у нас у власти то спецслужбы.Сами на себя они что ли должны дело заводить?

  • Анонимно
    10.09.2013 10:01

    Основной недостаток российских и советских самолетов - низкий КПД двигателей и, как следствие, - огромный расход топлива! Все разговоры про заговоры - выдумка не умеющих работать.

  • Анонимно
    10.09.2013 10:47

    маршала звали Шапошников - он и убил авиацию. Нынешние в Ту 334 не увидели самолет, потому что он не похож на Бентли. Американцы и Волгу проектировали для ГАЗа - классный был вариант, но для идиотов-директоров и губернатора Немцова..

    • Анонимно
      10.09.2013 10:58

      маршал шапошников-большой любитель боингов.. Если бы он тоже самое сделал по отношению к американскому авиапрому- американцы бы его объявили врагом народа и казнили бы на электрическом стуле. как свинью.

      • Анонимно
        10.09.2013 13:42

        На электрическом стуле казнят людей.Свиней режут.Если резать того кто сидит на электрическом стуле можно самому умереть.Вы уж прежде чем других убивать хотя бы среднее образование получите.Говорят некоторым помогает.

        • Анонимно
          10.09.2013 15:57

          Не надо умничать..лингвист. Что такое электрический стул - и без специального образования всем известно. Речь идёт об отношении к предателю. Как к грязному животному - к свинье.

  • Анонимно
    10.09.2013 12:20

    «Наш авиапром убила чья-то жадность..." Скромно так сказано. Поэтому и явку на голосовании "делаем" 70-100%.

  • Анонимно
    10.09.2013 12:44

    Азат прав на все сто,но он не хочет говорит кто во всем виноват,а виноват тот кто в стране все решает.Просто Шаймиев это понял или дали понять и он отошел в сторонку,а эти погосяны и мантуровы просто пешки,безликие людишки.Пока у власти эти люди ничего хорошего не будет,вот вчера мадам Арбидол видвинули председателем счетной палаты,за заслуги по развалу медицины и социалки.

  • Анонимно
    10.09.2013 13:13

    Хорошая статья ! Азат все правильно говорит, к сожалению

  • Анонимно
    10.09.2013 14:23

    Азат, можно чуть подробнее узнать Ваше мнение про проект МС -21

    • Анонимно
      10.09.2013 16:10

      Он один такой знающий про авиацию? А где мнение Лаврентьева - оно же противоположное... А Лигай - тоже правду сказать может... И много кто еще. Тока заводы в простое и люди Соцгорода в бедняках

      • Анонимно
        10.09.2013 21:15

        Советую прочитать следующую статью Хакима про вертолеты, там будет ответ на ваш вопрос.

  • Анонимно
    10.09.2013 15:17

    Пока у власти либералы( читай враги России), ничего хорошего не будет, в том числе для авиапрома!

  • Timur
    10.09.2013 16:18

    В Советское время шабашки возглавляли армяне и чеченцы.Восточная хитрость,умение держать язык за зубами, делиться они умеют...Теперь,Погосян шабашит на самом высоком уровне, остается только догадываться с кем он делится и беззаботно дербанит то что создано не его предками.Не страна,а какое то недорозумение,придет время,придется держать ответ перед народом который начал просыпаться от десятилетнего наркоза.Жаль,потерянные годы не вернуть...

    • Анонимно
      11.09.2013 12:12

      как вернуть поток понятных работ в цеха, чтобы каждый день рабочие и инженеры продавали свое время заказчику в виде моторов и самолетов? В Казани ни одна собака не скажет, даже из тех что мера встречали на развязках Универсиады...

  • Анонимно
    10.09.2013 21:33

    Мендель

  • Анонимно
    11.09.2013 12:01

    Азат тебе вопрос, может в следующей статье ответишь.Для чего Татарстану 3 авиакомпании,может лучше одну но крепкую,прибыльную на основе Тулпара,потому чтокак я знаю только Тулпар прибыльный,Татарстан и АК Барс Аэро в долгах как в шелках и экипажи у них слабые,посмотрите на КВС у АК Татарстан,половина бывшие штурманы.Про АК Барс Аэро вообще не говорю,да вы сами все знаете.А гендиректор АК Татарстан вообще к авиации никокого отношения не имеет.

  • Анонимно
    11.09.2013 13:14

    Китайцы четвертый год обещают поднять свой региональник и ничего не могут сделать. Наверно украинские товарищи помогли ...

  • Анонимно
    12.09.2013 00:06

    А то что главный конструктор Миг-21 был армянин ничего? Или тоже хитрил воровал?

  • Анонимно
    12.09.2013 21:04

    Очень жаль что уважаемый Азат Хаким оказался в одной компании с такими одиозными спецами как Леоненко и Гусаров

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль