Общество 
11.09.2013

В Казанский кинофестиваль вмешалась большая политика

Приглашать на итоговую пресс-конференцию председателя отборочной комиссии – таких прецедентов на Казанском фестивале еще не было. Но случай неординарный. Пожалуй, самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ. Как стало известно из источников, визит председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева на пресс-конференцию был вызван еще и сегодняшней публикацией в нашем издании, где от имени общественности задавались конкретные вопросы устроителям фестиваля.

Лаврентьев рассказал, что поначалу его известили, что «Хайтарма» откроет Казанский кинофестиваль. Посмотрев фильм на диске, эксперт вынес вердикт: фильм действительно достойный. Более того, ленту о трагическом историческом моменте, которому до сих пор не дана внятная оценка, не стоит замалчивать.

Но, приехав в начале августа в Казань, Лаврентьев с удивлением узнал, что «Хайтарма» в конкурсный показа не попала. Как объяснили ему устроители фестиваля, в Казань последовал звонок из МИД РФ. Вроде как «Хайтарму» было не рекомендовано показывать в конкурсном просмотре. Как предположил киновед, это случилось из-за того, что во время показа фильма на фестивале в Симферополе произошел скандал. На «Хайтарму» было «не рекомендовано» приходить российским летчикам. Дело в том, что сюжет фильма связан с летчиком-героем Великой Отечественной войны Амет-ханом Султаном, семья которого была депортирована из Крыма. В нашем же случае, по мнению Лаврентьева, МИД РФ перестраховался. Впрочем, в минкульте факт обращения из ведомства Сергея Лаврова не подтвердили.

- Возможно, что это и лучше. Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля. В конкурсном показе были фильмы и посильнее. И тогда кто-то мог решить, что тут замешана политика. А так фильм вызвал ажиотаж, вчера всех желающих не могли вместить два зала, – сообщил Лаврентьев.

Оставим за уважаемым жюри право судить, кто же достоин главного приза. Но на Казанском кинофестивале есть еще и приз президента РТ, который присуждается за гуманизм в киноискусстве. У «Хайтармы» были все шансы его получить.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о шансах «Хайтармы» на приз президента РТ, Лаврентьев ответил утвердительно.

ЗАЛЫ НЕ ВМЕЩАЛИ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Фестиваль этого года, пожалуй, можно назвать самым посещаемым со времен его учреждения. Залы практически ни на одном просмотре не вмещали всех желающих. Один из членов жюри даже предложил на пресс-конференции на будущем фестивале найти залы попросторнее и выделить специальный зал для жюри, которому приходилось работать в тесноте, когда в проходах стояли люди.

Возможно, устроителям феста стоит подумать и об аккредитованных журналистах, потому что многие из них, имея аккредитацию, не попадали на часть просмотров. На международный фестивалях вообще-то существует практика – несколько рядов бронируются для прессы, которая приходит в кинозал работать. Нашему фестивалю стоит подумать об этой традиции...

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор «Татаркино» Владимир Батраков, по предварительным подсчетам, показы фестиваля этого года посетили более 20 тыс. зрителей.

«РЕШЕНИЯ ВЫНОСИЛИ ЕДИНОГЛАСНО»

По словам председателя жюри, кинорежиссера и продюсера, возглавляющего киноконцерн «Мосфильм», Карена Шахназарова, жюри работало слажено, и все важные решения выносились единогласно.

- Надо сказать спасибо отборочной комиссии, они выбрали такие фильмы, которые могли бы стать украшением многих международных фестивалей. Зрители ходили на фильмы, их было огромное количество. Я иногда задумываюсь: а ту ли профессию я выбрал? Но, видя интерес публики, битком набитые залы, понимаю, что есть что-то в этом странном искусстве – кино, – сказал Шахназаров.

Член жюри от Татарстана, поэт и общественный деятель Разиль Валеев подчеркнул, что фестивали в Казани помогают развтию профессионального киноискусства в республике.

- Смотреть хорошие фильмы – это уже школа, – прокомментировал Валеев.

Эту же тему затронула Вера Лангерова – член жюри из Чехии. По ее словам, во-первых, стоит работать над тем, чтобы повысить класс нашего кинофестиваля, соблюдая определенные критерии. Напомним, что все кинофестивали в мире разбиты по группам – классифиицрованы в смысле престижности. И во-вторых, для стимула татарстанских кинематографистов, возможно, в рамках феста стоит учредить специальный конкурс только для татарстанских фильмов.

Главный вопрос журналистов, кто же получил призы фестиваля, остался без ответа. Жюри решило сохранить интригу до вечера, до церемонии награждения. Но члены комиссии заверили: главным критерием при присуждении наград был серьезный анализ в фильме и глубокие характеры.

«КОГДА МЫ ВЕРНУЛИСЬ В КРЫМ, НАС ВСЕ РАВНО ПРЕСЛЕДОВАЛИ, ПРИХОДИЛИ ИЗ МИЛИЦИИ, НУ ЧТО, МЫ НЕЛЮДИ, ЧТО ЛИ?»

Свои версии снятия фильма «Хайтарма» с конкурсного показа на Казанском кинофестивале газете «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.

Нури Мустафаев – генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ:

- Я думаю, что фильм «Хайтарма» не был показан в конкурсной показе из-за очередной политической боязни. Потому что этот фильм является претензией на то, что пора историю рассказать правдиво, как оно было на самом деле. Я в своей семье испытал все эти горести. Отец у меня – ветеран Великой Отечественной войны, четыре ордена, восемь медалей, и все равно его тоже выслали вместе с семьей в голодную степь. Всю жизнь воевал начиная с 21 июня по 9 мая, а потом голодная степь. Вот за что? Когда мы вернулись в Крым, нас все равно преследовали, приходили из милиции, ну что, мы нелюди, что ли? Хотя я знаю, бандеровцы там половину Украины продали, но никто их не выслал. Это же трагедия народа, которую надо показывать.

Мы уже изоврались в этой истории, делаем и пишем то, что выгодно властям. Чем правдивее мы будем об этом говорить и писать, тем лучше будет наше будущее. Молодые люди будут знать, что в истории это было, чтобы этого больше не повторилось. Надо прощения попросить не только у нас, выслали же многие народы. По моим историческим изысканиям, Сталин поставил цель все мусульманские народы выслать за пределы Урала. Ведь на Кавказе жили не только крымские татары и чеченцы, жили и другие народы, не мусульмане, они же остались. Планировалось выслать и казанских татар, но он умер.

Европейская часть России должна была остаться без мусульман. Надо об этом рассказывать. А то мы боремся за сирийцев, совершенно не думая, как у нас тут живут не только разные национальности, но старики и дети. 18 мая для крымских татар – это день скорби. Представьте себе, что все забрали, начиная от дома, заканчивая животными, и услали. И люди обратно возвращаются, а там живут уже другие. Государство ничем не помогло. Это лейтмотив нашего государства. На российское государство по отношению к людям надеяться нельзя. Поэтому у нас массовая миграция из России, потому что будущего многие не видят.

Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Я думаю, что фильм не включили в основную программу для какой-то перестраховки. Все-таки вокруг этого фильма шло много споров, скандалов. Наверное, организаторы решили перестраховаться, чтобы мусульманский фестиваль прошел спокойно, и не было лишних эксцессов. Хотя по рецензиям, которые я слышал, сам фильм вполне соответствует духу и философии мусульманского кино. Хотя, может быть, на то были какие-то технические причины, фильм был заявлен позже, или еще что-нибудь. Я удивлен, потому что такой раскрученный фильм должен был стать одним из главных на фестивале.

Если говорить о тех исторических событиях, то депортация крымских татар, чеченцев, калмыков и других народов оставила глубокие раны. Я думаю, что эти раны не зажили до сих пор. Поэтому фильмы, книги, статьи в газетах, какие-то заявления политиков на эту тему всегда вызывают массовые обсуждения, дискуссии в обществе, приводят к каким-то активным действиям. С тех пор как Украина живет самостоятельным государством, ветераны уже в какой-то мере устроились. Насколько я знаю, слежу за прессой, не поднимается эта проблема в последнее время. Крымские татары живут своей жизнью, они обустроились, у них есть внутриукраинские проблемы. Проблемы взаимоотношений между крымскими татарами и Россией практически не поднимаются. Я считаю, что крымские татары вполне положительно относятся к России и к русским, тем более что они заинтересованы, в том числе и материально, в притоке туристов из России. Другое дело, что в российском обществе до сих пор еще есть живое мнение, что крымские татары сотрудничали с фашистами, и правильно, что их репрессировали, депортировали. Появление этого фильма спровоцировало активность тех групп населения, которые считают, что крымские татары получили по заслугам и не подлежат реабилитации.

Венера Якупова - главный редактор газеты «Казанские ведомости», заместитель председателя союза журналистов РТ:

- В свое время у меня вышла книга «Крымские татары, или Привет от Сталина». Она основана на моих поездках в Крым в 90-е годы, когда татары начали возвращаться на родину. Мне довелось описывать их возвращение в газете «Комсомолец Татарии» («Молодежь Татарстана»). По тому резонансу, какой получили эти публикации, я поняла, что эта тема супер острая. Как оказалась, это была проблема, о которой нельзя было писать и говорить, в стране была информационная блокада вокруг крымско-татарского вопроса. Было строгое табу на эту тему, и даже в период перестройки крымские татары не могли заявить о своих правах через центральные средства массовой информации.

Местные власти встречали их, мягко говоря, прохладно, несмотря на полную реабилитацию. Как показало мое журналистское расследование, власти Крыма еще и препятствовали возвращению крымских татар на свою историческую родину. Ведь мы выехали с фотокорреспондентом Дмитрием Бунтуковым, в связи с тем что один из крымских татар сжег себя из-за того что долгое время не мог прописаться на родине.

Думаю, главный урок крымско-татарской трагедии для современного общества состоит в том, что мы должны понять, что нет маленького народа и нет маленьких проблем. Нельзя обижать даже самый маленький народ. Память об этой обиде будет жить веками, и будет порождать различные межнациональные конфликты. Я преклоняю голову перед крымскими татарами. Как дерево на скале пускает корни, так и они до сих пор воюют каждый день за право жить на своей исторической родине. Крым живет в моем сердце незаживающей раной. Я всегда буду поддерживать крымских татар в их борьбе за свои права.

Не знаю, по какой причине фильм «Хайтарма» не попал в конкурсную программу, но точно знаю, что Крым – это карта, которую все пытаются разыграть в свою пользу. Как шутят сами крымские татары, если бы мы жили на Ямале, у нас не было бы такой трагедии с выселением и возвращением. Это райское место на земле, и естественно тут сошлись интересы многих геополитических сил.

Как вы считаете, нужно ли было вопреки «рекомендации» Москвы включить фильм «Хайтарма» в конкурсный показ Казанкого кинофестиваля? (11.09.13-12.09.13)
32%Да, скандал усилил бы интерес к кинофестивалю!
20%Ни в коем случае. Примешивать политику к культурному мероприятию нельзя
43%Решение нужно было принимать только исходя из художественных достоинств фильма
5%Мне все равно
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.09.2013 20:11

    наивные масульмане, не соласовали тематику в органах.

  • Анонимно
    11.09.2013 20:23

    Лучше было пригласить в качестве экспертов профессиональных историков, а не любителей-дилетантов

    • Анонимно
      11.09.2013 21:20

      Да, спросили о репрессиях у репресированных.

    • Анонимно
      12.09.2013 01:21

      Лучший фильм фестиваля - Хайтарма!

    • Анонимно
      12.09.2013 13:41

      Практически ВСЕ профессиональные историки за ооооочень большим исключением обучены по материалам "Краткого курса истории КПСС"

  • колябоков
    11.09.2013 20:53

    опасно это как-то выглядет..может пора закрыть такой фестиваль ? а то проблем куча ведь...

  • Анонимно
    11.09.2013 21:14

    А почему не сказать всей правды, еще живы люди не татарской национальности,которые помнят годы оккупации Крыма,и на чьей стороне было большинство крымских татар.Почему русские не боятся говорить о предателях, о армии Власова и др.А крымские татары в основном поддерживали немцев и румын в оккупированном Крыму.Расскажите людям правду,какой бы горькой она не былаи тогда вас будут уважать.

    • Анонимно
      11.09.2013 22:01

      Почему о них говорят как о предателях? Они в СССР не вступали, в Российскую империю тоже. Их завоевали, земли их оккупировали и заняли чужие народы. Их самих поставили на грань выживания еще до прихода немцев. Почему они должны быть преданы СССР? И почему они предатели, они такие как и румыны, которые воевали на стороне немцев, потому как сначала Российская империя отхватила Бессарабию, потом Сталин. Также как и эстонцы или литовцы. Они ведь не предатели? Хотя большинство из них воевало на стороне немцев. Да и сегодня министра обороны Латвии заявляет, что немецкий сапог в 40-х годах на их земле был бы гарантией их процветания. Ну возмущаются этим высказыванием, но никто не думал депортировать и убивать латышей. А другие народы, они ведь тоже воевали на стороне немцев, потому как альтернативой был бы русский сапог. Хотя потом это и произошло для многих народов, которых, освободив от одного режима, вогнали под нового диктатора.

      • Анонимно
        11.09.2013 22:20

        Да, конечно, они не в ступали в СССР, поэтому имели право заживо схигать детей тех, кто жил рядом с ними, но был другой национальности.

        • Анонимно
          11.09.2013 22:29

          А кто сказал, что они заживо сжигали чьих-то детей. Совсем уж от злости разум помутился?

          • Анонимно
            11.09.2013 23:47

            Почитайте исторические документы, посмотрите фото фашистских оккупантов и их приспешников. А злость у меня есть - злость и ненависть к предателям! А с предателями разговор короткий - пуля в затылок!

            • Анонимно
              12.09.2013 10:44

              Ну тогда вы просто фашист, вам тоже пулю в затылок. Они вам присягу не давали.

              • Анонимно
                12.09.2013 11:20

                расстрел предателей - это практика всех времён и народов! тем более предателей во время войн. И никакого фашизма в этом нет! Вы, похоже, совсем не понимаете значение слова "фашизм" и ляпаете этот термин всем, кто не свами. В отличии от Вас и вам подобных, я РОДИНОЙ НЕ ТОРГУЮ!

                • Анонимно
                  12.09.2013 15:47

                  Тому кто РОДИНОЙ НЕ ТОРГУЕТ.Крымские татары ее не торговали.Для 200 тысячного народа крымских татар 7 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Необходимо учитывать, что их, как правило, «задвигали» при выдвижение на награждение. Но их беззаветная преданность и героизм преодолевали даже эти барьеры.Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан . Аметхан Султан прошел Великую Отечественную войну от начала до самого конца, провел 603 боевых вылетов, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 – в групповых воздушных боях. Дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, пятью – Красного Знамени, а также орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта»; удостоился десяти медалей, Государственной премии второй степени, звания заслуженного лётчика – испытателя СССР. Жизнь героя трагически оборвалась во время испытательного полёта Крымские татары - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА :Узеир Абдураманов. За проявленные в боях мужество и отвагу, за образцы бесстрашия и трудового героизма Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года Абдураманову Узеиру Абдурамановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Несмотря на то, что Узеир Абдураманов был удостоен столь почётного звания, герой не имел права вернуться и жить на родине – в Крыму. Скончался Узеир Абдураманов в 1992 году в городе Навои. Фетислям (Анатолий) Абилов родился 15 марта 1915 года в деревне Джадра Шейх-Эли (ныне Ударное – Джанкойского района). В 1936 году был призван на военную службу. Воевал с сентября 1941 года до Дня Победы. В 25 лет стал командиром полка. Получил многочисленные ранения и контузии. Четырежды был награжден орденом Красного Знамени, а также орденами Суворова III степени, Кутузова III степени и орденом Ленина. Правительство Польши вручило Ф.Абилову самую высокую награду страны – золотую медаль графа Помбрекло. Несмотря на то, что Фетислям Абилов был дважды представлен к награде «Герой Советского Союза», но ему не сочли нужным вручить высокую награду.Абдураим Решидов с первых дней был на фронте, как военный лётчик управлял самолётами – бомбардировщиками. Родина высоко оценила ратный труд бесстрашного лётчика. Подполковник Абдураим Решидов в годы Великой Отечественной войны был командиром эскадрильи, заместителем командира авиаполка и затем командиром авиаполка. Совершил 222 боевых вылета. Награжден высокими правительственными наградами – двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Суворова, Александра Невского, Крестом Чехословацкой республики.Сеитнафе Сеитвелиев родился в деревне Тавкыпчак (ныне Баланово) в окрестности Зуи в 1919 году. С первых дней войны Сеитнафе Сеитвелиев служил артиллеристом в составе 96-й стрелковой дивизии. Он воевал на Южном, Сталинградском, 1-м Белорусском и других фронтах. Участвовал в обороне Севастополя, Одессы, Сталинграда, а также при взятии Берлина. За мужество и храбрость в бою, за обеспечение захвата и удержание важного опорного пункта врага Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1944 года Сеитнафе Сеитвелиеву присвоено звание Героя Советского Союза. О примерах мужества бесстрашного пулеметчика Сеитнафе Сеитвелиева на полях войны рассказывалось в учебниках по военному делу. После войны Сеитнафе Сеитвелиев жил в Таджикистане. Работал слесарем-механиком на Ленинабадском стеклотарном заводе, затем педагогом в школе. Скончался в депортации. Абдуль Тейфук В июле 1941 года в звании младшего лейтенанта ушел на фронт. Воевал на Западном, Донском, Юго-Западном, Сталинградском, Степном фронтах, а также в составе 2-го и 3-го Украинского фронтов. Командуя батальоном 175-го полка 58-й гвардейской стрелковой дивизии, капитан Абдуль Тейфук проявил находчивость и стойкость. За умелое командование батальоном в боях при закреплении плацдарма на правом берегу Днепра, и личное мужество Абдулю Тейфуку Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Он также награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней. 18 марта 1945 года майор Абдуль Тейфук погиб в бою на территории Германии.Сержант Сеит-Ибраим (Саадул Исаевич) Мусаев родился в 1920 (1919) году в деревне Арпат (ныне Зеленогорское) Судакского района. В начале войны был призван на службу в армию, был командиром отделения. Участвовал в боях за Крым, Новороссийск. После ранения в бою лечился в госпитале на Кубани, затем вновь вернулся на фронт. В 1943 году советских солдат из Краснодарского края переправили в Крым освобождать полуостров, среди них был и Сеит-Ибраим Мусаев. Он участвовал в кровопролитных боях за освобождение Керчи от немецко-фашистских захватчиков. 22-23 ноября 1943 года в Керчи с высоты 71,3 метра немцы атаковали наших солдат, Мусаев погиб, героически защищая город. За проявленное в бою мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1944 года Сеит-Ибраиму Мусаеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

                  • Анонимно
                    12.09.2013 16:25

                    Крымские татары - непризнанные ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Джевдет Дерменджи участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Ушел на фронт добровольцем. На фронте прошел путь от рядового солдата до командира отдельного армейского противотанкового истребительного батальона. Участвовал в освобождении городов-героев Сталинграда, Одессы, городов Кантемировка, Запорожье, Марганец, Никополь, Николаев, Бендеры, Варна и др. Неоднократно участвовал в разведке, взятии «языка» и многочисленных других операциях. За боевые подвиги награжден орденом Ленина, двумя боевыми орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени. Ранен 5 раз и один раз контужен. За форсирование Днепра был представлен к званию Героя Советского Союза, но награду ему не вручили. Рефат Османов С началом Великой Отечественной войны старшину переводят в 294-й Кавказский полк и назначают командиром эскадрона. В 1943-1945 годах он служил в составе 60-го гвардейского полка. Пройдя пол-Европы, Рефат Османов дошел до самого Берлина. В 1945 году был участником Парада Победы в Москве. За мужество, проявленное на полях войны Османов был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, а также многими боевыми медалями. Вместе с тем, он получил много Благодарностей от Верховного Главнокомандования за взятие городов Калиш, Ландсберг, Швибус, Цюллихау, за участие во взятии города Брандербург 1 мая 1945 года. За высокой уровень боевых действий при наступлении на Берлин Рефату Османову присуждают звание Героя Советского Союза (основание: приказ командира части от 27 февраля 1946 года на основании Указа Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Для получения звания он с 1 марта по 15 апреля, сроком на 45 дней, был командирован в Москву. В Народном комиссариат обороны, он узнал о том, что его семью, вместе со всем народом депортировали из Крыма, возмущенный Рефат Османов поднял шум и чудом остался в живых. На его глазах порвали воинский приказ для получения награды и выгнали, на руках у Османова осталось лишь командировочное предписание. Рефат-ага так и не поучил звания Героя, он умер в 1987 году в Маргилане. Нури Джелилов родился 5 сентября 1913 года в деревне Кызылташ Ялтинского района в семье служащего. С июля 1941 года служил в армии. 17 августа того же года в первые участвовал в боевых действиях. В составе 4-го эскадрона 138-го кавалерийского полка 30-й отдельной кавалерийской дивизии прошел путь от Донбасса до Северного Кавказа, затем от Кизляра и Калмыкских степей до Ростова и Матвей- Кургана. Он участвовал в боях за освобождение городов: Варшава, Лодзь, Познань, Штеттин, Штарград, Альтдама и Кюстрин. Лично принимал участие в прорыве очень сильной эшелонированной оборонительной линии врага на Одере. За участие в боевых действиях Нури Джелилов был награжден двумя орденами Красного Знамени и медалью «За освобождение Варшавы». Фамилия Джелилова значится в списках бойцов, освобождавших Берлин и Рейхстаг. Он лично уничтожил 7 танков, 9 автомашин, захватил в плен 56 солдат и офицеров. За умелую организацию боя, за сохранение танка от уничтожения, за нанесенный урон противнику, героизм и мужество Джелилов был представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, героизм этого бесстрашного человека не был признан. Ограничились лишь награждением его третьим орденом Красного Знамени и медалью «За взятие Берлина»

                  • Анонимно
                    12.09.2013 19:46

                    Восемь Крымских Татар - герои СССР.Не включен в ваш список - Герой Советского Союза ИБРАИМ БЕРКУТОВ (БЕЛЯЛОВИЧ) родился в 1918 г. в деревне Алма-Томак Бахчисарайского уезда. В Советской Армии с 1938 г.Командир взвода 616-го отдельного саперного батальона 337-й стрелковой дивизии 40 армии Воронежского фронта. Младший лейтенант Беркутов отличился в боях в районе г. Хорошки, Лубенского района, Шолтавской области. 16. 09. 1943 г. с группой саперов подорвал дамбу и мост через реку Сула в тылу врага, лишив его маневра и возможности нанести контрудар во фланг дивизии.28. 09. 1943 г. при форсировании Днепра в районе с. Зарубинцы Каневского района Черкасской области его взвод обеспечил переброску бойцов и военной техники на правый берег реки для закрепления на захваченном плацдарме.Звание Героя Советского Союза присвоено 13. 11. 1943 г. Награжден Оденом Ленина. Погиб в бою 4.12.1943 г. Похоронен в с. Халепье Обуховского района Киевской области. Имя героя носит улица в этом селе.

        • Анонимно
          12.09.2013 10:50

          Вы знаете, когда преступление нескольких бандитовпереводят на весь народ - это фашизм. Ищите тех, кто конкретно совершал такие преступления, и подумайте над тем, если бы за то преступление, которое совершил ваш односельчанин, вдруг всех без разбора все село повесили, то это была бы карательной операцией. Ну как это делали немцы в Катыни и в других городах и селах, о которых известны всему миру. А тут карательную операцию провели по отношению ко всему народу, даже не селу, и очень много тех, кто это оправдывает. Ну тогда все ясно с вами. Вы ничем не лучше тех карателей, который сжигали села и расстреливали невинных людей, только потому что кто-то из их среды оказался преступником.

      • Анонимно
        12.09.2013 15:18

        Жил в Средней Азии вместе репатриироваными с крымскими татарами. Очень дружные, крепкие, хорошие работники. Очень много среди них было высокообразованных людей. На фоне других народов, в том числе переселенцев, они отличались в лучшую сторону.Для них переселение это была трагедия. Половина при переезде в вагонах для скота от голода, болезней, лишений... погибла. Их буквально бросили на камни - в пустынную, безводную каменистую местность. Вплоть до середины шестидесятых они жили по спецрежиму как высыленцы. Спецкомендатура их ограничивала безбожно.Фильм реальный. Все правильно.

    • Анонимно
      11.09.2013 22:02

      В моем детстве наша семья познакомилась с одной женщиной, которая была девочкой во время ВОВ. Она была русская и попала под оккупацию. По ее словам русские люди нормально относились к немцам, а немцы к русским. Она на всю жизнь запомнила как какой то фриц подхватил ее на руки, покружил в воздухе, поставил на землю и угостил шоколадкой. Эта война не такая простая была как вы хотите ее представить, товарищ.

    • Анонимно
      11.09.2013 22:06

      Да, да, не забудь только рассказать людям правду про армию Власова, где целая дивизия власовцев воевала на стороне фашистов.

  • Анонимно
    11.09.2013 21:23

    В этой стране вся жизнь опасная. Поэтому страусам на песке не надо уподобляться.

    • Анонимно
      11.09.2013 21:46

      Если бояться собственной истории, это значит лишить свой народ будущего.

  • Анонимно
    11.09.2013 21:47

    Уважаемая редакция БО вы боитесь всего, но новая жизнь уже у людей в голове и многим стучится в дверь, очнитесь, все проспите.

  • Анонимно
    11.09.2013 21:54

    Я уже посмотрел этот фильм и готов за его просмотр перечислить авторам деньги.

  • Анонимно
    11.09.2013 22:19

    Действовавший на территории совхоза "Красный" в 1942-1944 гг конц.лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён ВОВ на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан. Немецкую администрацию в нём представляли комендант и врач. Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона СД. Охрана лагеря отличалась особо "творческим" подходом к вопросу уничтожения заключённых. В частности, матерей с детьми топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерным туалетом. Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Больше всех "везло" тем, кто лежал в нижнем ярусе - они задыхались под весом тел ещё до казни.

    • Анонимно
      11.09.2013 22:39

      Это из тех документов, которые насочиняли в НКВД, чтобы потом оправдать свои зверства? Ну-ну, таких бумаг было много. Умели работать в НКВД. Зачем в концлагере матери с детьми, даже те лагеря, в которых массово немцы уничтожали евреев, они делали под своим жестким контролем. И там тоже, кстати некоторую такую грязную работу выполняли сами же евреи. Да и Демьянюк, которого недавно нашли, точно не был из крымских татар. Так,есть свидетели, тех зверств этого палача. Вот тут есть свидетели, а в остальном все вранье, которое повторяют уже многие десятилетия, чтобы свое задокументированные преступления оправдать. Но даже, если и есть такие свидетельства зверств в каких-то лагерях, то таких лагерей было немало создано немцами. И что, всех украинцев, поляков, русских, которые выдавали немцам евреев, строили концлагеря, работали там надзирателями, а это тоже было, так причем тут все остальные представители этого народа?

      • Анонимно
        12.09.2013 08:34

        А Вы все это знаете, т,к. Сами там работали? Правда гдето по середине. Не бывает белых и пушистых народов. Все люди одинаковые, если некоторые евреи были охранниками и палачами, то и татары могли быть такими. Или Вы тоже будете говорить, что сейчас только понаехавшие грабят насилуют и убивают, а тотары честные и порядощные?

    • Анонимно
      12.09.2013 17:50

      В годы Второй мировой войны одновременно с действующей армией яростно боролись против врага и партизаны. Как известно, партизанская война на полуострове велась по трем фронтам. Это было южное, северное и восточное соединения. Комиссарами двух соединений являлись крымские татары. Комиссаром южного соединения был Мустафа Селимов, а восточного Рефат Мустафаев. Рефат Мустафаев родился в 1908 году в деревне Буюк Янкой (ныне Мраморное), а согласно некоторым источникам – в деревне Мамут Султан (ныне Доброе) Симферопольского уезда.привлекать татарское население, которое знало местность как свои пять пальцев. Рефат Мутафаев был комиссаром восточного партизанского соединения, в котором насчитывалось –680 партизан. Это соединение действовало на юге и юго-западе от Старого Крыма, отряды держали дорогу Симферополь – Феодосия в постоянном напряжении и практически каждый день наносили удары по врагу. 18 апреля 1944 года партизанские отряды завладели Старым Крымом, отступая немцы расстреливали мирное население и таким способом мстили партизанам. Рефат Мустафаев вместе со своим народом был изгнан в Узбекистан, в город Коканд. Естественно, он не мог смириться с такой несправедливостью.Мустафа Селимов родился 21 марта 1910 года в деревне Коккоз (ныне Соколиное) Бахчисарайского района. Имя Мустафы Селимова многим хорошо известно. В годы войны в партизанских отрядах, в селах Крыма о нем слагали легенды. Всё это было правдой, но для людей казалось вымышленными историями.При непосредственном руководстве Селимова в десятках сел и городов, в том числе и Симферополе, велась подпольная агитационная работа, создан секретный центр подпольщиков. Его участники безжалостно боролись с оккупантами. В марте 1944 года немецкое командование назвало борьбу против партизан третьим крымским фронтом. Именно тогда немецкое командование пообещало заплатить за голову комиссара южного соединения Мустафы Селимова десять тысяч марок. Но верные родине и народу соотечественники не выдали своего комиссара. Сестра Мустафы Селимова Фатиме Селимова в годы войны также участвовала в партизанском движении, она организовала в горах партизанский отряд преимущественно из числа местного населения. Брат и сестра Мустафа и Фатиме Селимовы были в рядах народных мстителей до полного освобождения Крыма от оккупантов, они вместе с Красной армией внесли свой вклад в общую победу.

  • Анонимно
    11.09.2013 23:03

    «20 тысяч крымских татар (практически весь призыв с начала войны) дезертировали в 1941 году из 51 армии при отступлении её из Крыма», – отмечалось в докладной записке замнаркома внутренних дел СССР Серова на имя наркома внутренних дел, члена Государственного комитета обороны (ГКО) Лаврентия Павловича Берии.Фельдмаршал Эрих фон Манштейн: «…большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам… Татары сразу же встали на нашу сторону… Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эфенди»."Укрывшиеся после выселения по лесам татары начали нападать на отдельных солдат. Отойдет солдат в кусты отлить, а на следующий день его находят - подвешен за ноги, а член во рту.... Сняли тогда войска из-под Севастополя и цепью прошли они через все леса Крыма. Кого нашли - постреляли. Разговор был короткий. И толк большой..."

    • Анонимно
      12.09.2013 17:51

      Вторая мировая война обошлась крымскотатарскому народу, дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, 36, 3 % из них числа погибли на поле боя, 17 тысяч крымскотатарских парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч наших соотечественников были угнаны фашистами в Германию. Немцы сожгли дотла и стерли с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень. Руководителем самой крупной подпольной организации в Крыму был Абдулла Дагъджи (его знали как дядю Володю). Эта организация совершала диверсии на железных дорогах, военных объектах, добывала ценные разведанные, освобождала из фашистских лагерей военнопленных. В страшных муках, в застенках гестапо погибла бесстрашная разведчица Алиме Абденнанова.

    • Анонимно
      12.09.2013 19:36

      К 22 апреля 1945 года в Вооруженные силы Комитета освобождения народов России – модернизированные остатки РОА – Русской освободительной армии или власовцы -входили следующие соединения, части и подразделения: • Главнокомандующий, группа офицеров личного подчинения (полковник К. Г. Кромиади, подполковник М. К. Мелешкевич, капитан Р. Л. Антонов, обер-лейтенант В. А. Рейслер и др.), рота личной охраны капитана П. В. Каштанова; • 1-я пехотная дивизия ВС КОНР генерал-майора С. К. Буняченко, полностью вооруженная и укомплектованная (около 20000 чел.); • 2-я пехотная дивизия ВС КОНР генерал-майора Г. А. Зверева, личный состав был вооружен ручным автоматическим оружием до пулеметов включительно, тяжелое вооружение отсутствовало (11856 чел.); • 3-я пехотная дивизия ВС КОНР генерал-майора М. М. Шаповалова, располагала только кадром добровольцев, невооруженная (10000 чел.); • Военно-воздушные силы КОНР генерал-майора В. И. Мальцева (более 5000 чел.); • Учебно-запасная бригада полковника С. Т. Койды (7000 чел.) • Русский корпус генерал-лейтенанта Б. А. Штейфона (5584 чел.); • 15-й казачий кавалерийский корпус ВС КОНР (32000 чел. без учета немцев); • Отдельный корпус генерал-майора А. В. Туркула (около 7000 чел.); • Отдельный казачий корпус в северной Италии (Казачий Стан) Походного Атамана генерал-майора Т. И. Доманова (18395 чел.); • Отдельная противотанковая бригада майора Второва (1240 чел.); • Вспомогательные (технические) войска в непосредственном подчинении Главнокомандующему (около 10000 чел.); • Центральный штаб генерал-майора Ф. И. Трухина, офицерский резерв при штабе подполковника Г. Д. Белая, отдельный кавалерийский эскадрон капитана Тищенко, батальон охраны штаба капитана А. П. Дубного, спецотряд по охране ценностей КОНР капитана А. Анохина (до 5000 чел.); • 1-я Объединенная офицерская школа ВС КОНР генерал-майора М. А. Меандрова (785 чел.); • Братиславская разведывательная школа ВС КОНР майора С. Н. Иванова; • Мариенбадская разведывательная школа ВС КОНР капитана Р. И. Беккера; • Управление казачьих войск при КОНР; Всего в этих формированиях, по разным данным, числилось порядка 120—130 тысяч человек.. Данные соединения были разбросаны на большом участке фронта от Загреба (Хорватия) и Толмеццо (северная Италия) до Бад-Шандау (юго-западнее Дрездена)[14

      • Анонимно
        12.09.2013 22:05

        А сколько было полицая и прочих прислужников? Были еще украинские, белорусские, прибалтийские и прочие, всего от 1200000 до 2000000 человек воевало, так или иначе прислуживало, в общем сотрудничали с фашистами.

    • Анонимно
      12.09.2013 20:54

      Ты, дружок, забодал своим цитированием Манштейна и Берии. Что других не читал? Или они твои главные кумиры?Еще чуть-чуть и Гитлера начнешь в качестве главного эксперта по истории и национальному вопросу привлекать.

  • Анонимно
    11.09.2013 23:05

    "...и у русских, и у украинцев имелось в избытке изменников. Однако максимальное число тех, кто в форме Вермахта (многие одевали немецкую форму, чтобы уцелеть в аду плена и при первой возможности перебежать к своим) или полицейскими служили Гитлеру, которое смогли натянуть всеми неправдами демократически озабоченные историки – 600-700 тысяч. Цифра серьезная, спору нет. Однако если учесть количество славянского населения СССР – 133 млн. (в 1939 году), «коэффициент предательства» получается не более 0,5%. Хотя и эта цифра чрезвычайно завышена, так, например, в 1945 году на спецпоселения поступило всего 148 тыс. «власовцев». У «без вины виноватых» крымских татар «коэффициент предательства» более 10%, а по данным самих татар – 15%".

  • Анонимно
    11.09.2013 23:07

    С 1475 года, когда Менгли Гирей, правитель Крымского ханства, признал себя вассалом Османской империи, осколок «Золотой орды» под крышей султана с удвоенной энергией продолжил совершать грабительские вылазки из Крыма на территории Малороссии и Московского царства. За вторую половину XVI века в пределы Московской Руси 48 раз вторгались «мирные» гулямы Гиреевой орды с гуманитарной миссией пограбить, проредить народонаселение и увести в рабство побольше русичей. За первую половину XVII века крымские «гуманитарии» угнали в полон более 200 тысяч поданных русского царя. И это при населении Московского царства в пределах 5-6 млн. Ещё крепче доставалось малороссийским землям, входившим в состав Польши. С 1605 по 1644 год совершено не менее 75 результативных набегов, с точки зрения крымских «пацифистов». Если Левобережье польской Украины кое-как защищалось ватагами запорожцев, то Правобережье Польшей оборонялось спустя рукава. Потому к концу XVII века эта территория почти обезлюдела. Основой благополучия крымского ханства была работорговля и труд славянских рабов. Посланник польского «круля» пан Броневский, близко наблюдавший жизнь туземцев, писал в 1578 году: «Народ этот хищный и голодный… живет грабежами и постоянною изменчискою войною».К концу XVIII века, когда Россия налилась силушкой, естественно, встал вопрос о ликвидации на южных рубежах империи разбойничьего гнезда. В 1783 году в результате русско-турецких войн Крымское ханство было ликвидировано, а полуостров включен в состав Российской империи. Екатерина Великая имела полное право поступить с татарами так же, как поступали в то же время с индейцами американские власти – частью истребить, частью загнать в резервации. Но подобное «человеколюбие» не могло прийти в голову матушке-государыне «диких» московитов. Указом Екатерины Второй в 1784 году местным предводителям разбойничьих шаек были предоставлены все права и привилегии русского дворянства. Более того, мусульманское духовенство освобождалось от налогов, а на татарское население не распространялась воинская повинность. Хотя если татарин желал послужить новой отчизне, то это приветствовалось. Не жизнь, а малина! Живи под сенью русских штыков, возлежи в тени обильных садов, щёлкай урюк, кури кальян, забавляйся мирной джигитовкой и от души размножайся. Однако, обеспечив местным авторитетам пансион, государыня вынула у них душу. А душа томилась от жажды набега, ведь кривая сабля и резвый конь сулили крупный навар за одну ходку в славянские земли. Потому многовековая страсть к грабежу периодически вырывалась наружу. Особенно в то время, когда империя давала слабину.Так было в Крымскую войну 1853-1856 гг. Стоило англо-франко-турецким войскам десантироваться в сентябре 1854 года под Евпаторией, как мгновенно случилась «значительная перемена в пользу неприятеля». Ладно бы крымские татары приняли участие в боевых действиях на стороне коалиции, так ведь нет. Не про них подставлять лбы под русские пули, а брюхо под русский штык-молодец, штурмуя с интервентами Малахов курган и добывая свободу. Мирное татарское население приступило к привычным занятиям – всеохватному грабежу и убийствам русского населения. Тогда впервые встал вопрос о выселении крымских татар из прибрежной местности в Мелитопольский уезд. Император Николай Первый дал согласие князю Меншикову провести депортацию изменников: «Я разрешил твоё представление о переселении прибрежных татар, к чему вели приступить, когда удобным сочтёшь…». Но внезапная смерть императора и скорое заключение мира с европейской коалицией положили конец приготовлениям к высылке. Как говорится, Бог миловал.

    • Анонимно
      11.09.2013 23:28

      Ну что же так можно и немцев оправдать, когда они сгоняли как скот на убой русских. Они ведь тоже руководствовались своими целями. Правда, вот не все у них получилось, кстати, и из-за того, что головы свои сложили не только русские, а много народов воевало, и даже из тех мест куда бы немцы уж точно не дошли. Но, видимо, впредь этого уж делать не будут.

    • Анонимно
      12.09.2013 00:01

      вот ты лгун

      • Анонимно
        12.09.2013 09:18

        В школу за парту! Срочно!

        • Анонимно
          12.09.2013 20:24

          НЕ ДАЙ БОГ ЗА СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛЬНУЮ ПАРТУ, ТАМ СНОВА ВРАНЬЕ, КАК ПРИ ИМПЕРСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЯХ! ТАМ ГЛАВЕНСТВУЕТ "СТАРШИЙ БРАТ", И ВЕЛИКУЮ ТЮРКСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ГОС-ВА ДЕШТ-И КИПЧАК или ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ ПРЕВРАТИЛИ В СЛАВЯНСКУЮ ИСТОРИЮ, КОТОРОЙ БЛИЗКО НЕ БЫЛО!

    • Анонимно
      12.09.2013 00:05

      все описанное про Крым - говорит только о том, что греки явно там не жили...а остальные на халяву хотели флоты ставить и править морем... А народ крымский не из русских состоял, как сейчас, и не из турок...

  • Анонимно
    11.09.2013 23:56

    и как отвечать на вопросы для голосования - если все лукавые? зачем провокация если правда на экране и в самом Крыму сегодня?Татары свой хвост в Казани жуют, как грузины галстук...

  • Анонимно
    12.09.2013 00:00

    БО, у вас большинство материалов - адекватные, а здесь начиная с заголовка - неадекват

  • Анонимно
    12.09.2013 00:07

    А о чем речь? Как гнобила Красная Армия крымских татар? Было за что? Такой узкий и одностороннем взгляд режиссера?

  • Анонимно
    12.09.2013 00:19

    Дорогие, мои, мы так до Каина с Авелем дойдем.

  • Анонимно
    12.09.2013 00:27

    Уважаемые земляки, не раскачивайте. Вот тут некоторые татары про 1552 год намекают (уж 500 лет с лишним прошло. Стоит ли воротить, соль на раны сыпать? Неужели вы думаете, что современные русские в Казани - ваши родственники, друзья и соседи за это в ответе?) Давайте тогда еще и про битву на Калке вспомним, про Мамая, Тохтамыша и еще кого-нибудь, кто был тысячу лет назад. Татары - соседи, родственники, друзья, давайте вперед смотреть, а не вспоминать обиды прошлого.Про себя - детство прошло в казанской коммуналке, где чудная бабулька угощала меня хворостом (не плетью, а блюдо такое) и включала какие-то пластинки с песнями на татарском языке. Бабульку я не знал как звать и называл "бабушка-соседка". У нас общение было такое - айбят, улым? - а я в ответ, типа, все хорошо, бабуля. Я часто злюсь на татар, которые во власти, но, вспоминая "бабушку-соседку", ничего возразить не могу - родные мы стали. И если уж ругаемся как родные, никуда от этого не деться

  • Анонимно
    12.09.2013 00:51

    Позор тем, кто боится истории! Крымским татарам от Казанских- Салям!!!

  • Анонимно
    12.09.2013 00:55

    Какие-то националисты (нацисты?) комментарии пишут! Целый народ нельзя обвинять из-за отдельных представителей или вы в "солнечный сталинизм" захотели?

  • Анонимно
    12.09.2013 01:14

    Крымские татары молодцы. Отставивают как умеют свои права и не ложаться ни под кого. Выжили в трудных условиях депортации. Уважаю.

  • Анонимно
    12.09.2013 03:54

    Уважаемые ТАТАРСТАНЦЫ!Если анализировать все преступления народов населяющих Россию,то у всех главных народов России которые творили историю России,найдётся не мало грешков.Чем больше народ по количеству тем больше преступлений.Если у Украинцев были десятки миллионов людей сочуствующих Фашистами даже были целые формирования дивизий СС (Галичина например),или целая ВЛАСОВСКАЯ армия состоящая из сЛАВЯН (Руских и др)а палачи надзиратели в конц-лагерях которые в большинстве своём были из состава СЛАВЯН(грязную работу немцы предпочитали не делать)то это не значит что должны страдать эти народы полностью.Крымских ТАТАР депортировали не законно в угоду большой политике.Ведь не секрет что СТАЛИН хотел привлечь инвестиции АМЕРИКАНСКИХ богатых ЕВРЕЕВ,после войны,для востановления разрушенной страны.И не секрет что территория КРЫМА была монетой торга для этого.Так как делегация от Еврейского народа просила у Сталинатерриторию КРЫМА для организации ЕВРЕЙСКОЙ национальной Республики,Cталин своё обещание выполнил,територию КРЫМА зачистил а в оправданиедепортации то-есть ГЕНОЦИДА или преступления,приказал преувеличено пропагандировать преступления КРЫМСКИХ ТАТАР.Однако видимо что-то не сработало в сделке с Американскими богатыми Еврейскими кругами,возможно они решили не участвоватьв этом,что-бы такое грязное пятно(преступное) не легло на представителейЕврейского народа или соображения богатых АНГЛОСАКСОНСКИХ Американскмх кругов помешалиэтому.После того когда Cталин понял что его,Американцы банально КИНУЛИ,странным образомпогиб под колёсами грузовика, лидер СОВЕТСКОГО ЕВРЕЙСКОГО комитета,который знал про эту намечавшуюся СЕКРЕТНУЮ преступную сделку.Так что друзья здесь есть СКРЫТЫЕ ПОДВОДНЫЕ камни.А риторика про славянских рабов которых угоняли Крымские ТАТАРЫ это от ЛУКАВОГО.По честному что-бы привлечь симпатию и благодарность целого народа для РОССИИ,надочто-бы Москва помогла крымским ТАТАРАМ.Надеюсь УВАЖАЕМЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РФ ПУТИН В.В. читает БО и совершит эту историческую справедливость,как бы это не было тЯЖЕЛО.ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

    • Анонимно
      12.09.2013 08:38

      Какой махровый национализм и уважение к царю батюшке.. Аж завидно)

    • Анонимно
      12.09.2013 08:48

      Президент РФ читает БО? Вы в своем уме??

  • Анонимно
    12.09.2013 04:30

    //Как говорится, Бог миловал// - Нет не миловал, Аллах послал мусульманам суровые испытания. В XIX веке Российская империя проводила жестокую политику колонизации мусульманских территорий в Крыму, на Кавказе, в Центральной Азии. Сегодня, к примеру, актуализировалась проблема геноцида черкесов в ходе Кавказской войны во второй половине XIX века. Насмотревшись на гибель местного населения Туркестана во время ее колонизации войсками России, художник Василий Верещагин написал потрясающую картину "Апофеоз войны". Говорят, он под Ашхабадом срисовал гору, сложенную из черепов уничтоженных туркмен. В русской литературе колонизируемые народы называли туземцами. В том же XIX веке Россия получила негласный титул "жандарма Европы" за жестокое подавление ее войсками венгерских и польских восстаний. Если рассуждать в категориях "бог миловал - бог покарал", то сегодня, на мой взгляд, Россия расплачивается за прошлые колониальные грехи. Дело идет к тому, что она все больше и больше теряет способность контролировать захваченные некогда территории.

    • Анонимно
      12.09.2013 09:46

      Не говорят это черепа крымских татар. Верещагин сам могили раскапывал и складывал.

  • Анонимно
    12.09.2013 06:55

    Да, мы мирные белые и пушистые декхане, все это про пособников нацистов полные враки. Самый лучший способ узнать историческую правду - это провести референдум и тогда сразу всем станет ясно кто есть ху. И вообще, надо все вопросы выносить на плебисцит. У нас в Татарстане есть же опыт.

    • Анонимно
      12.09.2013 08:37

      Референум о чём? Люди сначала должны знать правду о тех событиях, чтобы принять правильное взвешенное решение. Крымское ханство всегда осуществляло набеги на Русь с целью грабежа. Даже когда Иван Грозный пошёл Казань брать крымский хан не пошёл помогать Казани а воспользовался случаем пограбить и узнав что армия Грозного повернула с пути на Казань и пошла на встречу крымцам, то крымский хан даже не стал серьёзного боя принимать, а быстро убежал обратно с добычей. Крымские татары совсем не казанские татары, они нам не ровня.

      • Анонимно
        12.09.2013 09:30

        Так ведь, благодаря синематографу, всю правду уже знаем. Беда только, что через лет 15 опять надо будет проводить референдум, так как будут другие фильмы. Как говорили не так давно что-то вроде того (не ручаюсь за правильность): "Бесконечная история. Банк Империал..."

        • Анонимно
          12.09.2013 11:22

          О каких реферемдумах Вы толкуете? Ва не доверяют даже мэра избирать - не доросли умственно и марально. А Вы про референдум. :-))))))))))))))

  • Анонимно
    12.09.2013 08:34

    Крымские татары предавали людей во время войны, во имя сохранения своих семей. Предательство всегда во все века было наказуемо. А то что они предавали людей знаю из первых уст. Мои родственники были в оккупации в Крыму и видели, что творили взводы крымских татар.

    • Анонимно
      12.09.2013 18:18

      Т.е. ты согласен, что весь народ надо было депортировать?

  • Анонимно
    12.09.2013 08:38

    "Говорят, он под Ашхабадом срисовал гору..." ГОВОРЯТ ЧТО КУР ДОЯТ!

  • Анонимно
    12.09.2013 09:09

    Вот именно что доят и всех, и кур, в том числе.

  • Анонимно
    12.09.2013 10:13

    Надо было фильм показать, чтобы все покапали в истории правду, а потом сделали выводы о патриотизме и предательстве.И сейчас можно найти отражение того периода...

  • Анонимно
    12.09.2013 10:58

    Для нас крымских татар главное жить на Родине,и никто из нас не стремиться рвануть в какую-нибудь благополучную страну.А те же русские становятся немцами,евреями и. т.д.лишь бы сбежать со своей столь любимой России.В каждой семье кр.татарина есть или были герои и участники ВОВ и ни одного предателя.

    • Анонимно
      12.09.2013 11:16

      Ну да, конечно, ни одного предателя. У немцев хватило мужества солидарно признать свою вину за деяния фашистов перед мировым сообществом. Кр. татары все такие белые и пушистые. Вы хотя бы себе не лгите!

      • Анонимно
        12.09.2013 18:20

        А ты готов признать все беды, которые принес другим твой народ. Или тоже пушистый и белый?

  • Анонимно
    12.09.2013 11:34

    Татары крымские,вопжские,сибирские все они родственный народ,по числу героев Советского Союза они на первых рядах.Мне не понятно почему такое отношение к татарскому народу,наверное завидуют.В татарскую деревню заезжаешь все чисто,покрашено,наличники на окнах,а в русскую,унекоторых даже забора нет.

    • Анонимно
      12.09.2013 12:57

      Ну да, откуда там забору взяться-то после операций зондер команд, состоящих из крымских татар.

    • Анонимно
      12.09.2013 13:38

      А у не которых дома нет живут на улице едят руками щи лаптем хлебают. Дети грязные мужики пьяные бабы распутные все уже слышали придумывайте дальше.

  • Анонимно
    12.09.2013 13:29

    Побольше бы таких фильмов, как "ХаЙтарма"! Зря он не стал конкурсным, почему?

  • Анонимно
    12.09.2013 13:36

    Вы, русские сильный народ есть и у вас талантливые личности. Почему бы вам не построить свое процветающее государство определившись на вашей исторической территории и показать на что вы способны. И не пришлось бы вам кричать: "Россия для русских" Тогда бы, увидев ваши благие дела другие народы, возможно, потянулись к вам за опытом. Пока же вы показываете на деле агрессивность завоевывая чужие земли и голословно обвиняя в этом других. И бесполезно тратите огромные людские и материальные ресурсы на сохранение колониальной системы. Как говориться ни себе, ни людям. Древняя мудрость гласит: "Дай свободу другим, и ты обретешь его сам". Мировая колониальная система давно распалась, а шовинистические силы в России все еще толкают русский народ на новые "подвиги", натравливая русских на татар, татар на русских и всех других друг на друга. А сами тем временем грабят народные богатства и бегут в заграницу, кто в Израиль, кто дальше за океан... Не пора ли, покаявшись за содеянное кровопролитие, начать жить по законам цивилизованного мира, сохраняя свои национальные традиции и обычаи, и ритм жизни каждого народа в отдельности. Только так можно и нужно жить и быть в добрососедских отношениях друг с другом. И хватить туманить мозги всем нам, то строительством социализма, коммунизма, то мифической великой России. Если надо, стройте сами господа. Там у себя. А то, некоторые все еще поют старые песни сталинских времен,- "Все здесь колхозное. все здесь мое"...

    • Анонимно
      12.09.2013 14:20

      Вот это даааа! Откуда ты выполз, дурашка? Видимо понял своим затуманенным умишком, что уже можно очередной провокационный вброс сделать!

  • Анонимно
    12.09.2013 18:38

    Советская власть с крымскими татарами изначально поступало жестко, особенно в плане религии. Естественно, если у меня на глазах расстреляют моего отца, деда - муллу, превратять мечеть в коровник, какое мое отношение будет к власти? Месть, я просто буду ждать время, когда смогу отомстить лейтенанту Иванову, который командовал расстрелом. Ну и если хватит патронов, майору Петрову, который дал команду лейтенанту Иванову.Но трогать соседку тетю Люсю, или Тому, соседа Василия Петровича, причем тут они. Если только не с их подачи расстреляли моих, но ито, до убийства не доходить, просто посмотреть в глаза и плюнуть.Вот так и было, были "предатели", многие из них мстили за отцов и дедов. А вот то, что они женщин и детей в яму с фекалиями, это уже художества чекистов, надо же аргументы иметь.Сколько у нас патриотов-монархистов, противников советской власти, сколько снято фильмов, как чекисты издевались над дворянством, и как мстили как могли потом эти дворяне, вот тут мы морально готовы их поддержать, посочувствовать.Просто тут наши, а там не наши.

  • Анонимно
    12.09.2013 19:35

    да жудкие были времена,а будут еще хлещще

  • Анонимно
    12.09.2013 22:16

    Самое главное ,что мы в Крыму у себя дома.А все пришлые рано или поздно уйдут сами или будут мирно жить,но по нашим мусульманским законам.Фильм Хайтарма это первая ласточка,и будет еще не одна такая правдивая кинолента,так что кому это неугодно лучше поберегите свои нервы.

    • Анонимно
      13.09.2013 08:29

      Вот в этом и весь смысл подобных произведений. Взбудоражить, настроить, противопоставить и зажечь. Яркие примеры этому - Ближний Восток и северная Африка. Ребята, вы находитесь в темных средних веках. При возможностях, которыми сегодня обладает государство - это самоубийство. Правда, обычно те, кто занимается подстрекательством, обычно остаются в тени в полном шоколаде.

  • raf
    16.09.2013 10:15

    Как-то завязалась дискуссия с потомков немцев,что переселили во время войны в Казахстан,Узбекистан.Теперь вся семья эмигрировала на историческую Родину,в Германию.Так вот,он благодарен Сталину,что их выселили.Мотивировал тем,что весь род остался жив.И там,куда выселили,трудились не покладая рук.Все семьи отличались многодетностью.Все выучились,получили высшее образование.Современность в искусстве отличается описанием прошлого в тёмных тонах,чтобы приукрасить жуть современной жизни.Относительно крымских татар,есть ведь другая версия.Еврейское окружения Сталина хотели создать собственную республику.Для этого надо было расчистить от татар.Сам Сталин пресёк.Жена Молотова отсидела в тюрьме,по данному делу.

  • Анонимно
    17.09.2013 12:40

    вот так товарищи...хотели мусульманский фестиваль-получили новую политическую заварушку,назвали бы просто кинофестиваль "Свободная тема" и проблем бы небыло, а так -по видимому это последний фестиваль такого формата

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen