Машиностроение 
12.09.2013

«Сможет ли Минниханов стать молодым Чингисханом?»

101.jpg
Наибольший ажиотаж на выставке вызвал автомобиль, на котором команда «КАМАЗ-мастер» выиграла ралли «Шелковый путь»

ОСНОВНОЙ ЭКЗАМЕН — «ДАКАР»

Пожалуй, наибольший ажиотаж вызвал автомобиль, на котором команда «КАМАЗ-мастер» выиграла ралли «Шелковый путь». Еще бы! Около автомобиля находились сами спортсмены и легендарный Владимир Чагин, который 7 раз выиграл «Дакар». Они любезно общались с поклонниками, раздавали автографы, фотографировались.

Пилот Эдуард Николаев, который в этом году также стал победителем «Дакара», рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на выставку привезли именно тот грузовик, который выиграл в июле ралли «Шелковый путь». «Модель этого грузовика 4326 — спортивная машина 4 на 4, с тутаевским мотором, объемом двигателя 18,2 литра, максимальная скорость — 170 километров в час», — пояснил он.

Однако сейчас КАМАЗ готовит новый образец на следующий «Дакар». «Они еще в стадии постройки, поэтому привезли модель не свежего поколения. В свежем будет уже стоять другой двигатель, машина даже внешностью немножко отличается, сделан небольшой рестайлинг, и, конечно, она усовершенствована», — рассказал Николаев.

По его словам, сейчас спортсмены готовятся к новому «Дакару», который и станет «основным экзаменом». «Все тесты, тренировки — все связано с подготовкой техники и экипажа, а результат наш ждут от «Дакара», который будет в январе», — добавил он.

Николаев уверенно заявил, что членом команды «КАМАЗ-мастер» может стать любой, главное — желание и стремление. Однако все нынешние спортсмены пришли из картингового клуба Набережных Челнов. «Даже из Казани никого нет», — заметил пилот. Сейчас, отметил он, в команде произошло обновление состава: старшие обучают молодое поколение. А вот девушки... им, по его словам, остается работать только в пиар-отделе или пресс-службе. Девушек-пилотов в «КАМАЗ-мастере» нет. «Это будет сложно для девушек, нагрузки серьезные, это, наверное, как в космос лететь, очень серьезная подготовка физическая, психологическая, потому что марафон длится две недели, тут не каждому мужчине легко. И условия пустыни для девушек нежелательны, девушка должна оставаться девушкой», — с улыбкой ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Николаев.

100.jpg
Эдуард Николаев рассказал, что сейчас КАМАЗ готовит новую машину на следующий «Дакар»

«МЫ РАЗРАБОТАЛИ НОВЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОДУКТ»

Однако главной изюминкой выставки сами камазовцы считают магистральный тягач «КАМАЗ-5490». «Это революционная для КАМАЗа модель. Традиционно с советских времен, повелось так: магистральные тягачи не делали, компания специализировалась на самосвалах, полноприводных автомобилях и прочем, — начал издалека пояснять корреспонденту значение новой модели директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев. — И этот сегмент рынка, а он занимает 30 процентов от всего рынка грузовиков, мы всегда проигрывали. Мы пытались сами разработать продукт, но так как у нас нет компетенций в этом вопросе, то наш продукт был не востребован. И вот с приходом Daimler в сотрудничестве мы разработали новый революционный продукт, который должен занять серьезную нишу в сегменте магистральных тягачей, потому что это сегмент очень емкий, там дорогие машины, и это всегда интересно».

Отличительной чертой автомобиля является его кабина, за основу которой взята кабина Mercedes-Benz из семейства Axor. Двигатель тоже немецкий — 428 л.с., отвечает требования стандарта «Евро-5». «Но нельзя говорить, что это не наш продукт. Все это в перспективе будет у нас производиться», — поспешил заверить Афанасьев. Если в этом году КАМАЗ ставит по планам производство одного-двух автомобилей в день для отладки производства, то уже в следующем году увеличит количество до восьми в день. Афанасьев пообещал, что на основе этой кабины будет выпускаться целая линейка автомобилей.

104.jpg
Каматейнер с универсальным съемным кузовом

«ТОЛЬКО ЭКОЛОГИЯ, ТОЛЬКО БЕЗДЫМНОСТЬ И БЕСШУМНОСТЬ, ЭКОНОМИКИ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ НЕТ»

КАМАЗ привез на выставку даже электромобиль. Его-то и поспешила осмотреть корреспондент «БИЗНЕС Online». Афанасьев объяснил, что представленный образец — всего лишь прототип электромобиля «КАМАЗ 4308-электро». Его разработали специалисты КАМАЗа совместно с австрийской фирмой AVL. Данный экземпляр будет использоваться как исследовательская лаборатория для дальнейшего производства гибридных и электрогрузовиков «КАМАЗ», а также для выяснения спроса на подобную технику. «Это пока неперспективно по той причине, что стоимость аккумуляторов и срок от зарядки до зарядки очень мал, и при существующих параметрах они нецелесообразны. Но мы все равно разрабатываем, делаем, потому что вполне возможно, что через 2 - 5 лет ситуация изменится, аккумуляторы станут мощнее, станут меньше электроэнергии есть. Это работа на перспективу», — честно признался Афанасьев.

Не питает особых надежд относительно электромобиля и директор аналитического центра КАМАЗа Борис Морозов. «У этой машины время полной зарядки 8 часов, быстрая зарядка — полчаса. Такие аккумуляторы выдержат 1 тысячу, максимум 3 тысячи циклов. Вот он проехал 60 - 80 километров — это в городе все равно два часа работы. После этого, если вы будете его быстрой зарядкой заряжать, то аккумулятор прикончите. Вы будете его заряжать 4, 5, 6 раз в день, получается. 100 дней — 600 зарядок, через год вам придется менять аккумулятор, и все, экономика вылетает. Это только экология, только бездымность и бесшумность, экономики в этих электромобилях нет, не было и не будет, я утверждаю», — пояснил в беседе с корреспондентом специалист. Однако проект все равно не бесполезен, по его мнению, и важен с экологической точки зрения. «Я вот на улицу Кремлевскую не пускал бы обычные машины, только газовые и электрические», — пояснил он.

105.jpg
По мнению разработчиков, такой тренажер поможет снизить аварийность на дорогах на 30 - 40%

«СМОЖЕТ ЛИ МИННИХАНОВ СТАТЬ МОЛОДЫМ ЧИНГИСХАНОМ?

Зато Морозов большие надежды возлагает на программу «КАМАТЕЙНЕР», инициатором которой является. «В IV - V веке до нашей эры царь Дарий I создал первую в мире систему эстафетных перевозок. Кто-то из греческих историков пишет, что у него были построены дороги, на которых стояли обученные всадники, у которых были сменные лошади. И эти всадники день и ночь, невзирая на погоду, скакали свой отрезок, передавая весть или посылку друг другу. Таким образом, он создал и зацементировал на этой скорости великую империю, — начал с исторического экскурса эксперт. — Если лошадь просто по дороге развивает 4 километра в час, то у него появилось 9 километров в час — средняя скорость».

Потом в III веке до н.э. в Риме появилась Апиева дорога, на которой также достигли средней скорости в 9 км/ч. «В III веке нашей эры степники изобрели стремена, подобные вот этому, — Морозов указал на элементы нынешней машины. — Вы в курсе, что произошло с цивилизацией, когда степники приехали в Византию? Они ее замочили. Степняк, привстав на стременах, мог дотянуться до тяжеловооруженного византийского ратника, а тот хлюпко сидел на лошади и в ответном действии падал. Поэтому цивилизация рухнула под действием степников со стременами. Крепить груз — это правильно».

КАМАЗовец продолжил, что в XIII веке н.э. Чингисхан подсмотрел у китайцев систему эстафетных перевозок, которая называлась «ямами». А его сын Угэдэй навязал России договор, по которому должны были создать ямские станции. «Но он таким образом сцементировал Россию. До этого просто не было связи: люди жили отдельно, а ямская система связала страну. Поэтому Чингисхану с Угэдэем спасибо, — методично заметил Морозов. — Скорость снова достигла 9 километров в час. И сейчас она опять 9 километров в час. Прошло почти 2,5 тысячи лет со времен Дарии — ничего в цивилизации не меняется».

И вот еще в далеком 1975 году молодые КАМАЗовцы, которые тогда работали в Москве, а завод только планировалось запустить, выяснили, что автомобилей в стране много, но они почти ничего не перевозят, тогда они приделали к кузову «ноги». «Как в известном мультике: «Не крылья, не крылья, главное — ноги!», — пошутил Морозов. Это изобретение назвали «КАМАТЕЙНЕРОМ». Но 38 лет назад не удалось пробить промышленное лобби, для которого важнее было в срок запустить завод, а не менять концепцию.

«КАМАТЕЙНЕР» в итоге умер черт знает на сколько лет, с 1975 года прошло 38 лет, — с грустью заметил специалист. — В 80-х годах эта технология появилась в Европе, Америке, стала бурно распространяться». Однако, пояснил Морозов, европейские страны маленькие, у них среднее плечо доставки — в радиусе 200 километров. А в России средние плечи, по словам железнодорожников, 1,6 - 1,8 тыс. километров. «Поэтому мы, как до Чингисхана, медленные и разорванные», — сделал неутешительный вывод он.

Теперь же идея «КАМАТЕЙНЕРА» такая: машина работает на плече Челны — Казань, потом Казань — Чебоксары, потом Чебоксары — Нижний и так далее. Водитель утром пришел на работу, доехал до Чебоксар, там же за 7 минут сбросил кузов, заехал под тот кузов, который его ждет, и погнал с ним в Казань. «Сдал смену, отработав 8 часов, и пошел спокойно: ни командировочных, жена не брошена, с детьми все нормально, — рассуждал Морозов. — Сменщик сел, погнал в Чебоксары и снова вернулся, в ночь ушел третий. Тогда машина начинает бегать полные сутки».

Таким образом, перевозки становятся экономически выгодными. «Если сейчас грузовик с трудом наматывает 150 тысяч километров в год, при такой системе можно намотать полмиллиона километров, — подсчитал Морозов. — Естественно, что постоянные издержки при такой системе складываются в лепешку, остается только зарплата для одного человека и горючка, потому что остальное значит мало».

Вместо эстафетной палочки передается кузов. «Мы даже мэм придумали, но еще не пользовали: «Сможет ли Минниханов стать молодым Чингисханом?» — смеется Морозов.

«Я считаю, что реинкарнирую замечательную КАМАЗовскую идею, спасаю наш приоритет, возвращаю исторические ценности, начиная с царя Дария», — завершил свой рассказ эксперт.

103.jpg
Прототип электромобиля «КАМАЗ 4308-электро»

«ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЭТО БУДЕТ ОГРОМНЫЙ ПРОРЫВ»

Особняком стоял тренажер «КАМАЗа», названный, видимо, для привлечения посетителей, развлекательным комплексом «КАМАЗ-Дакар» и раскрашенный в узнаваемые цвета. И не зря, очередь действительно приходилось занимать — не каждый день тебе удастся покрутить «баранку» грузовика. Этому проекту КАМАЗа и казанской компании «Эйдос» уже два года. «Проблему сформулировал генеральный директор, поручил нам этим заниматься. Выяснилось, что сегодня, когда срок службы в армии сократился, солдатня только ломает грузовики. Они раньше его ломали, потом полгода чинили, а полгода учились ездить. А сейчас у них только год — они успевают только сломать, — пояснил в беседе с корреспондентом Морозов. — Поэтому мы предприняли усилия, чтобы найти партнеров по разработке тренажера, который бы обеспечивал в короткий срок подготовку высококачественных водителей».

Такие партнеры были найдены, проект осуществлен. «Сделали такой тренажер, который на пневматике, поэтому у него довольно тихие ходы, он не клацает, не пугает и довольно реалистично воспроизводит. Передовая математика обеспечивает показ, потому что там даже мультиагентные технологии применены для того чтобы трафик притягивать при движении по городской дороге», — рассказал Морозов. По его словам, на нем поездили уже все, включая президента Владимира Путина.

102.jpg
 Главной изюминкой выставки сами камазовцы считают магистральный тягач «КАМАЗ-5490»

Первый тренажер поставили в автошколу в Нижнекамске, где обучаются кадеты. «И он там ездит в три смены, гоняют его, он не стоит, постоянно у них в работе. Там расписано до 10 - 11 вечера, приходят курсанты и гоняют. Мастера потом говорят, что после тренажера он спокойно выезжает на дорогу, не боится дороги, потому что уже привык ездить», — добавил руководитель группы по организации проектов Виталий Черных.

По мнению разработчиков, такой тренажер поможет снизить аварийность на дорогах на 30 - 40%, потому что основы закладываются при обучении. «Это спасет тысячи жизней. Выглядит как простая игрушка, но мы говорим, что это прививка безопасности, это вакцина от смерти. Люди, которые пройдут подготовку на такой системе, убиваться на дорогах не будут», — уверен Морозов.

Черных рассказал, что КАМАЗ предлагал внедрять такие тренажеры в каждую автошколу, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. Надеюсь, нас услышат наверху, и мы реализуем этот проект. Для КАМАЗа выгода небольшая — мы реализуем одну кабину. С другой стороны, для всей России и безопасности движения это будет огромный прорыв», — надеется он.

После этого Морозов и Черных усадили корреспондента «БИЗНЕС Online» в кабину тренажера и показали его в действии. Надо отдать должное разработчикам — ощущения действительно реалистичные. И прав был пилот «КАМАЗ-мастера» Николаев, который сказал, что проехать ралли — это как в космос слетать. Даже после недолгой «поездки» на тренажере голова немного кружится...

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.09.2013 09:11

    Морозов похоже от безделья совсем с ума начал сходить

  • Анонимно
    12.09.2013 09:49

    С заголовком статьи эко загнули :)

    • Анонимно
      12.09.2013 11:57

      неспокойно становится в нашем государстве - коней седлают, в походы зовут... ралли снова?

  • Анонимно
    12.09.2013 11:07

    А мне очень приятно и интересно читать о КАМАЗе, спасибо.

  • Анонимно
    12.09.2013 11:19

    56-летний Минниханов - молодой Чингисхан. Зашибись. Если только к профессору Преображенскому обратиться

  • Анонимно
    12.09.2013 11:21

    мне тоже было интересно послушать рассказ Морозова. Уж что-то, а рассказчик он отличный!

  • Анонимно
    12.09.2013 12:18

    Каматейнер - это не бизнес, бизнес должен основываться на острой необходимости. А ее то и нет в этом случае! А есть только дополнительный геморой в виде дополнительной "муды" по обработке этих контейнеров, их перевозке погрузке, охране. Каматейнер возможен на каком-то специализированном направлении однородных грузов, но и тоьесть сомнения в менеджменте.Морозову надо оправдать свою должность, а идеи все старые, новых нет. Ни у него, ни у руководства. Обороннный заказ только и спасает..По 5490 КамАЗ умиляет..

    • Анонимно
      12.09.2013 13:21

      Что нас снова в средневековье зовут? Нам не нужны Чингизханы ни молодые. ни старые. Мы должны жить в современном цивилизованном обществе

      • Анонимно
        13.09.2013 11:56

        В твоей Русне,никогда не будет цивилизации,потому что в этой стране живут дикари и варвары.

  • Анонимно
    12.09.2013 14:11

    Про электромобили конечно загнули, "..экономики в этих электромобилях нет, не было и не будет, я утверждаю." Пример тому Тесла S, седан, запас хода 480 км, столько же примерно и у бензиновых авто, 7-местный, в Калифорнии S-ок продано больше, чем Ауди-8 или БМВ-7, полная зарядка 30 мин., гарантия на батареи 8 лет, система рекупирации и пр., пр. Вообщем никогда не говори никогда! Технологии не стоят на месте, а если не смотреть дальше своего носа, то так и останемся в ..., сами придумайте.

  • Анонимно
    12.09.2013 15:00

    А мне понравился репортаж. КамАз должен развиваться. Новинки понравились - всё надо довести до логического конца.Особое спасибо за новаторства Морозову.

  • Анонимно
    12.09.2013 15:28

    Вопрос Когогину и всем присутсвующим по модели 5490:Камаз заказывал у корейцев инжиниринг новой кабины, кто в теме, помнят, как за прошедшие два года по выставкам кочевали два варианта 5490 - с аксоровской кабиной и с корейской. Вбухали в новую кабину кучу денег. В итоге выбрали аксоровскую кабину, которая меньше, теснее, и уже не нова на 2013 год. Я понимаю, что Даймлер - партнеры наши и все такое. Но:1. кто ответит за ту немалую часть от 6 млрд, которую потратили на корейскую кабину?2. Почему выбрали старую кабину аксора, а не более вместительную, новую, от корейцев?3. Камаз с корейской кабиной хоть бы отличался от старых мерседесов, теперь кроме бамперов и надписи - не отличишь.Так что это не шаг вперед, господа когогины, это шаг назад. У вас была возможность, вы ее упустили.

    • Анонимно
      12.09.2013 16:20

      +100500. американские прихватизаторы не хотят конкурентов на рынке. вот старье свое и протаскивают!

    • Анонимно
      13.09.2013 11:49

      а кто нам даст новую?!

  • Анонимно
    12.09.2013 16:52

    Я никогда не сомневался, что Минниханов - Чингисхан.

  • Анонимно
    12.09.2013 17:46

    Ну молодым - это вряд ли.

  • Анонимно
    13.09.2013 00:54

    Что нового в автобусном подразделении КАМАЗа?

    • Анонимно
      13.09.2013 08:42

      По истории Чингизхан отрицательная личность. Что наш Президент такой же?

      • Анонимно
        13.09.2013 11:58

        Чингизхан в истории человечества самый мощный полководец,это твой Иван отрицательный,учи историю улым.

        • Анонимно
          14.09.2013 21:49

          Чем мощнее полкводец завоеватель --тем больше людей убил. С Вашей точки зрения убийца это не отрицательный персонаж?А может Вас немного анулировать-- за одно и карму улучшить - по вашему ваше анулирование праведное дело. А зачем такое хорошее дело другому отдавать? Может Вы сами себя? Сразу в Рай попадете.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль