Персона 
19.09.2013

Ильнар Гирфанов, «ЛайДэя»: «Разведение верблюдов – перспективное занятие, но для нас это больше чем бизнес-проект»

- Ильнар Исрафилович, как возникла идея разводить верблюдов?

- Вдохновитель проекта – Светлана Кириченко, которая руководит крупным российским научно-исследовательским центром. В 2011 - 2012 годах этот центр, в котором работал и я, занимался реализацией проекта по формированию резерва управленческих кадров для министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. При этом анализировались не только компетенции руководителей и талантливых специалистов, но также изучалась структура работы самих агрохозяйств. Разумеется, накопился огромный исследовательский материал, изучая который мы невольно прониклись сельским хозяйством. Появилось желание опробовать теоретические знания на практике, организовать фермерское хозяйство. Светлана Владимировна, в свою очередь, являясь удивительным человеком, таким «домом советов», который обладает талантом генерировать идеи и притягивать людей, всецело нас поддержала и направила наши дальнейшие действия в нужном направлении.

- Вы говорите «мы», что под этим подразумевается?

- Группа молодых и смелых единомышленников, которые, работая над уже упомянутым мною проектом, по-настоящему влюбились в сельское хозяйство и решили воплотить в жизнь свои добрые идеи. Вначале мы не знали, чему отдать предпочтение. Сельское хозяйство в Татарстане развито достаточно хорошо, и традиционные виды занятий нам были не очень интересны.

- Овцами в республике никого не удивишь.

- Не удивишь. Нужно было найти что-то, чему не страшно было бы вступление России в ВТО. Изначально верблюжья тематика на повестке дня не стояла. Рассматривались варианты разведения павлинов, лам, вислобрюхих свиней, кто-то даже предложил вывести домашних кротов. Был необходим дефицитный продукт, который нужен всем и которого нет ни у кого. Мы искали нишу с низкоконкурентной средой и высокой отдачей. В итоге остановились на верблюдах, чье молоко, шерсть и мясо обладают уникальными лечебными и оздоровительными свойствами. Верблюды водятся в Бурятии, Калмыкии, Астраханской области. Ближе их нет нигде, ниша свободна. Тем более что именно ферм подобного рода в нашей полосе в принципе не существует.

- А до этого вы хотя бы видели верблюдов?

- В зоопарке. Я по профессии юрист, занимаюсь общественными организациями. Если бы несколько лет назад мне сказали, что придется сменить амплуа и решать «верблюжьи» вопросы, посчитал бы это шуткой… Верблюдов мы с коллегами изучали дотошно. Меня попросили подумать о юридическом обосновании будущего проекта: любая полезная идея нуждается в документально-правовом оформлении, иначе замысел превращается в прожектерство. Однако, сам того не замечая, я с головой погрузился в этот проект и получил предложение возглавить его.

- Как отреагировали знакомые, друзья? Идея, надо признать, достаточно необычна для наших мест…

- Всем было очень забавно. Друзьям казалось, что мы решили просто привлечь к себе внимание. Никто не верил, что здесь, в Татарстане, можно разводить верблюдов. Хотя мы, познакомившись с этими животными поближе, пришли к противоположному выводу. Мы съездили знакомиться с работой верблюжьих ферм в Казахстан, также летали в Египетский парк верблюдов и в Абу-Даби, изучали все: особенности содержания, кормления, размножения и т.д. Первоначальный замысел состоял в том, чтобы обзавестись 10 - 15 животными и посмотреть, что из этого выйдет, но после поездок мы поняли, что нужно создавать полноценное верблюжье хозяйство.

- Что придало уверенности?

- Хорошие первичные маркетинговые исследования, показавшие высокую емкость рынка в этом направлении, и заказы на продукцию еще до покупки земли для будущей фермы, а также знакомство с опытом и всестороннее изучение вопроса. Наши люди привыкли видеть верблюдов в цирке или зоопарке, они воспринимаются как экзотические животные. Но это не так. Верблюды исторически проживали на территории Татарстана. Во времена Волжской Булгарии, Казанского ханства это были обыденные, привычные для местного пейзажа животные.

«КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ» САМ СЕБЯ КОРМИТ, ПОИТ

- Верблюжьи фермы – перспективное занятие?

- Перспективное, и оно может получить в Татарстане большое развитие. Животные эти неприхотливы и выносливы. В местах традиционного разведения их просто выпускают в степь обычно в конце февраля-начале марта и собирают только в ноябре-декабре. «Корабль пустыни» самостоятельно находит пищу, воду. Наверное, это единственное животное в мире, у которого ценится все, начиная от мяса и заканчивая мозолистыми копытами. Многие задаются вопросом: как верблюдов содержать зимой? Большинство не знает, что эти животные нормально переносят и жару, и холод. Ближе к зиме они покрываются густой шерстью, и им не страшны 30 - 40-градусные морозы. А в Татарстане условия для верблюдов просто «курортные». В пустыне, степи эти животные перебиваются редкими источниками воды, сухой травой с колючками. В наших широтах полно зелени, нет проблем с водой.

IMG_0001.jpg
«На нашей ферме бактрианы калмыцкой породы, которые считаются самыми крупными, остальные наши питомцы, находящиеся в Астраханской области в летнем лагере, монгольской породы»

- Сколько у вас сейчас верблюдов и как проект выглядит с точки зрения инфраструктуры?

- Мы закупили 50 животных и приобрели для них два больших участка – 10 гектаров в Лаишевском районе в деревне Травкино и 100 гектаров в Камском Устье. Верблюды – животные выгульные, им нужно большое пространство. В Лаишевском районе создана полноценная ферма. Территория огорожена декоративным забором. Здесь есть своя администрация с руководителем, скотники, вахтеры, менеджеры. Всего 16 человек. Сюда мы завезли 15 племенных двугорбых жеребчиков породы бактриан. У них у всех есть имена, паспорта, где указаны родственники до третьего колена. На территории фермы создано 7 просторных загонов, между ними проложен пешеходный маршрут для туристов. Кстати, к последнему мы подошли с особым интересом и пригласили специалистов, которые разрабатывают маршруты внутри крупных торговых центров, – так и родился наш собственный необычный маршрут. В каждом загоне разместятся партии верблюдов: самки с малышами, самцы. В этих же загонах для верблюдов обустроены «крыши» – навесы под зимовку и от дождя.

Еще 35 наших животных находятся в Астраханской области – возникли определенные проблемы с поставщиком: тревогу забил наш ветеринар, двоих верблюдов он даже забраковал, остальным прописал «санаторный» режим. В общем, в Астрахани наши питомцы пока отдыхают.

Посмотреть на бактрианов можно уже сегодня, всего за 200 рублей для взрослых и 100 рублей для детей. Туристы от верблюдов в полном восторге. Арендуют палатки, которые входят в стоимость билета, подолгу любуются животными. Полный аншлаг – в субботу-воскресенье. Проезжающие мимо машины приостанавливаются, водители приветливо машут рукой. Точно такую же инфраструктуру планируется выстроить в Камском Устье на месте старого коровника, который станет верблюжатником. Персонал в Камском Устье будет насчитывать порядка 20 человек.

Но и это еще не все. На данный момент закуплено еще одно стадо из 100 калмыцких бактрианов, среди которых есть как взрослые самцы, так и самки с верблюжатами. В данный момент они находятся в Калмыкии и проходят ветеринарную подготовку перед отправкой. В наших стенах их можно будет увидеть уже в октябре.

- Где вы приобретали верблюдов и по какой цене?

- На нашей ферме бактрианы калмыцкой породы, которые считаются самыми крупными, остальные наши питомцы, находящиеся в Астраханской области в летнем лагере, монгольской породы. В среднем чистокровный племенной бактриан стоит от 150 до 300 тысяч рублей, отдельные особи оцениваются и в 400 тысяч рублей. Цена зависит от породы животного, возраста, также в стоимость включаются затраты на поиск, транспортировку, обязательные ветеринарные работы. Найти хорошего верблюда сейчас очень сложно. Наших бактрианов мы искали очень долго, порой из 10 предлагаемых заводчиками животных мы выбирали только одного или двух.

- Сколько вы уже вложили в проект? Из каких источников средства? Кредиты брали?

- Запуск подобного проекта потребовал немалых вложений, были использованы частные инвестиции и средства наших друзей. На данном этапе вложения в проект составили порядка 23 миллионов рублей. Пока не открыто ни одной кредитной линии.

- Не возникло проблем при транспортировке: все-таки верблюд – животное немаленькое?

- Мы везли верблюдов на специальных грузовиках. Ехали долго – двое суток, ухаживали за ними, как за младенцами. По дороге наши питомцы произвели фурор. Им все время сигналили водители. Прохожие замедляли шаг и начинали махать руками. Друзья-скептики, когда увидели живых верблюдов, испытали неописуемый восторг. Отношение к идее их разведения поменялось с минуса на плюс. Люди, которые еще вчера не верили в реальность проекта, начали говорить: «Ребята, дерзайте. И пусть у вас все получится».

НА ВОСТОКЕ СОЗЕРЦАНИЕ ВЕРБЛЮДА ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ТЕРАПИИ

- Принято говорить: упрямый, как верблюд. Справедливо ли это?

- Есть и другая поговорка: один верблюд стоит семи ослов. В ее правдивости мы убедились на собственном примере. Когда привезли наших питомцев, надо было их выгрузить. Подогнали транспорт к загону, наивно полагая, что верблюды выйдут сами и устремятся на простор. Не тут-то было. Некоторые так и сделали. Но большинство просто село и стало ждать непонятно чего. Мы говорили им ласковые слова, гладили их, зазывали кормом – все было бесполезно. 10 часов верблюды просто сидели, подчиняясь какой-то своей верблюжьей логике. И только тогда, когда им это, видимо, надоело, они соблаговолили спуститься с грузовика в загон и «откушать» травки.

- С характером однако...

- Верблюд – удивительное животное, которое сочетает в себе противоречивые качества. Он горд и честолюбив. Если верблюда обидеть, он может нанести увечья человеку. Нас об этом не раз предупреждали во время ознакомительных поездок по верблюжьим фермам. В то же время, если относиться к нему с лаской и любовью, он становится покорным, привязывается к человеку и не проявляет агрессии. Обслуживающий персонал на ферме обращается к верблюдам исключительно по именам: Айдин, Бурхан, Дельган. Нажима это животное не признает – только любовь и ласку.

На Востоке простое созерцание верблюда приравнивается к терапии – еще одно удивительное свойство этих животных. Верблюд успокаивает, снимает напряжение, что отмечают многие туристы. Он исключительно умен, любопытен, благородно красив. У него изумительные, живые глаза. Для меня было удивительно видеть, как спит верблюд – не подкладывая под себя ноги, а раскинув. Примерно так, как вытягивают лапы собаки и кошки. Я когда в первый раз увидел эту картину, грешным делом подумал, что верблюду плохо. Но когда понял, в чем дело, еще долго не мог оторвать глаз от этого удивительного зрелища – спящего верблюда.

- Разговаривая с вами, все время прокручиваю в голове сцену из фильма «Джентельмены удачи», где верблюд, что называется, «наградил» Крамарова-Косого плевком в физиономию. У вас что-то подобное случалось?

- Однажды во время разгрузки один из верблюдов плюнул в рабочего. Животные были недовольны, нервничали – видимо, сказалась усталость от долгой дороги. Рабочему посочувствовали, он долго потом отмывался. Верблюд плюется не пенной массой, как было показано в известном фильме, а зеленоватой субстанцией, которую извергает из недр желудка. Жутко неприятная масса. Вопреки распространенному мнению такие срывы у животного случаются крайне редко. Как говорится, верблюда нужно расстроить до глубины души, чтобы он плюнул.

IMG_9993.jpg
«В среднем чистокровный племенной бактриан стоит от 150 до 300 тысяч рублей, отдельные особи оцениваются и в 400 тысяч рублей»

БУРА – БОЛЬШОЙ ПОКЛОННИК ГАРЕМА

- Очевидно, вы возлагаете большие надежды на ваших племенных жеребчиков – бактрианов?

- Они пока молоды. Но вообще верблюд-самец обладает большим потенциалом. Таких взрослых, готовых к семейной жизни жеребцов называют бура. Верблюд-самец – отъявленный многоженец. Ему нужен гарем из 20 - 25 верблюдиц, и он превосходно с ними справляется. Кстати, верблюдица вынашивает потомство 13 месяцев. За раз самка производит на свет только одного жеребца и никогда двоих. Детеныш находится с мамой до 8 месяцев.

- Будете работать над увеличением поголовья?

- Безусловно. Как я уже говорил, у нас на подходе 100 калмыцких бактрианов, в числе которых – 20 самок с детенышами и 20 молодых верблюдиц, которые еще не рожали. В планах хозяйства – увеличение стада до 500 голов. Однако данное количество может быть пересмотрено в сторону увеличения, так как мы уже испытываем постоянно увеличивающуюся волну ажиотажа по поводу наших верблюдов. О нас уже хорошо знают не только в Татарстане и России, но и за пределами страны. Так, я был приглашен на международный фестиваль сельского туризма в Карелии, где у нас завязались партнерские отношения с представителями из Финляндии, США и Германии, которых мы ждем в гости ближе к зиме. А буквально несколько дней назад мы участвовали в ежегодной конференции «Агрохолдинги России в Поволжье». Ездили мы туда за опытом в сфере агробизнеса, а вернулись с небывалыми заказами на нашу продукцию. Получился даже парадокс – спрос на сегодняшний день превышает объемы нашего предложения. Поэтому численность поголовья – вопрос открытый.

- Чем вы кормите животных?

- К этому вопросу отнеслись по-современному. Снабжение кормами, их заготовку и транспортировку мы отдали на аутсорсинг, составлены соответствующие договоры как с местными поставщиками, так и хозяйствами из Чувашии и Марий Эл. Как я уже говорил, верблюды – животные неприхотливые. Пьют примерно раз в три дня. Любят соль, которую мы специально привозим. Здесь, на лаишевской земле, им очень понравилась крапива, они подъели ее подчистую. С удовольствием верблюды поглощают листву деревьев. У них интересная манера еды. Они ничего не оставляют в пределах досягаемости – сказывается вековой опыт жизни в экстремальных условиях. Так что, можно сказать, они произвели декоративную стрижку деревьев, которые теперь выглядят так, будто с ними работал искусный садовник. Впрочем, кору животные не трогают, поэтому деревья особенно не пострадали. На ура идет местный репейник, который с интересом любят скармливать верблюдам туристы.

IMG_0055.jpg
«Спрос на сегодняшний день превышает объемы нашего предложения. Поэтому численность поголовья – вопрос открытый»

- Что подразумевает ваш бизнес-план? Какие направления, связанные с верблюдами, вы намерены развивать?

- Мы видим следующие точки развития бизнеса: производство верблюжьего молока, агротуризм, шерсть и мясо. Де-факто агротуристическое направление уже существует. Задача – придать процессу устоявшийся характер, совершенствуя инфраструктуру, превращая наши фермы в образцовые территории.

Самое перспективное и прибыльное направление – производство верблюжьего молока. Идея появилась во время скитаний в поисках опыта. В Чеченской Республике в одном из районов есть маленькое верблюжье хозяйство, которое появилось благодаря целительным свойствам верблюжьего молока. Мать владельца хозяйства страдала от онкологического заболевания. Никто из врачей не брался ее лечить, считая дело безнадежным. Но сын где-то услышал, что онкобольным помогает верблюжье молоко, и невероятным образом сумел раздобыть верблюда, а потом завел и целое хозяйство – ради спасения матери. Удивительнее всего то, что через полгода он поставил маму на ноги. Она до сих пор здравствует. А верблюжье молоко, хотя оно и дорогое, в хозяйстве разбирают без остатка.

- Сколько стоит литр продукта?

- Еще недавно стоимость литра молока в России составляла 1000 рублей. Сейчас ситуация изменилась, и цена колеблется в районе от 1300 до 1700 рублей. Сразу объясню почему. Дело в том, что свои уникальные целебные свойства это молоко приобретает исключительно при правильном содержании самих животных, особенно в питании. Любые попытки использовать некачественное сено или комбикорма, добавки и даже некачественную воду превращают этот напиток из целебного в просто полезное молоко. У нас же в хозяйстве верблюды пьют только воду из артезианской скважины, а питаются специально подобранным разнотравьем. Да и само доение – процесс достаточно трудоемкий и непростой. Нужно продумать процесс технологически, соблюсти санитарные нормы, требования. Их завлекают в специальные ограждения, привязывают, только после этого можно приступать к делу. Верблюдица дает молоко в течение полутора лет после появления на свет потомства. Для изучения опыта доения мы отправили несколько наших сотрудников на обучение в Казахстан.

- И на мясо есть спрос?

- Есть, и огромный. Мясо спрашивают постоянно. Это неудивительно, ведь оно является диетическим продуктом, используется при лечении раковых заболеваний и способствует мужскому долголетию. Принимаются заказы и на приближающийся Курбан-байрам. Однако сразу хочется оговорить один аспект. В планах хозяйства нет создания забойного цеха, а также реализация мяса мелкой розницей – только живой вес. Более того, ни одного из верблюдов, которые живут у нас в Лаишево, мы трогать не будем. Для этих целей, в том числе и на упомянутый Курбан-байрам, нами заказаны специальные мясные породы бактрианов. И еще раз повторюсь, отдавать будем только живым весом.

- Что можно делать из верблюжьей шерсти?

- Из нее получаются великолепные платки, свитера. Но шерсть ценится и сама по себе. В восточных странах принято носить с собой мешочек с верблюжьей шерстью, особенно в путешествиях и длительных поездках. Такой мешочек приносит удачу, причем во всех смыслах.

- Трудно найти специалиста по верблюдам?

- В Поволжье это почти фантастическая задача – все равно что отыскать бриллиант. Чудо случилось только раз – в Лаишевском районе, где судьба нас свела с нашим ветеринаром. Он родом из Казахстана и, как оказалось, 10 лет занимался верблюдами.

IMG_0075.jpg
«Бизнес должен окупиться через два-два с половиной года»

ПРОЕКТ ВЫШЕЛ ЗА РАМКИ ФОРМУЛЫ: «ИДЕЯ – БИЗНЕС – ДЕНЬГИ»

- За какой срок вы планируете сделать бизнес окупаемым?

- Это должно произойти через два-два с половиной года. Но я хотел бы сказать, что наша команда думает не только о финансовой стороне дела. Мы не грубые прагматики. Бизнес-составляющую никто не отменял, но для нас верблюды стали чем-то большим, чем просто бизнес. У проекта есть разные измерения: социальное, личностное, мировоззренческое, научное. Есть желание отразить опыт обращения с верблюдами. У нас тут «гуляют» темы будущих диссертаций. Мы обсуждали вопрос на уровне дружеских контактов с представителями аграрных университетов и обнаружили с их стороны определенную заинтересованность. Возможно, в будущем в Татарстане даже появится кафедра верблюдоводства.

Неожиданными для нас стали обращения ряда ведущих московских косметологических студий, которые с радостью готовы приобретать наше молоко для изготовления омолаживающих продуктов.

В плане культурологическом разведение верблюдов в Поволжье – в исторически родной им среде – мы рассматриваем как некую миссию, ведь мы в определенной степени восстанавливаем утраченную и почти разрушенную в советские времена отрасль верблюдоводства. Пусть это покажется фантастикой, но мы мечтаем, что когда-нибудь верблюд станет привычным дополнением к местному ландшафту.

Кроме того, в наших планах – создать своего рода кластер по агротуризму в Лаишевском районе, также мы готовим свои предложения к закону «Об агротуризме», который должен в скором времени появиться.

IMG_0067.jpg
«Самое перспективное и прибыльное направление – производство верблюжьего молока. Цена колеблется в районе от 1300 до 1700 рублей»

- Что вы имели в виду, упомянув про личностное измерение?

- Я сторонник проектного подхода. Проектный менеджер, по сути. До прихода на ферму успел этот стиль отшлифовать, работая с общественными организациями, бизнесменами. В рамках «ЛайДэя» вначале тоже господствовал такой подход: поставить проект! Сделать, организовать. Был большой простор для деятельности: это и работа с госорганами, и оформление земельных участков, и сопровождение скота, и так далее. Отличная практика. Но когда работаешь на земле, происходит смещение акцентов. Невольно начинаешь смотреть на вещи по-другому. Перестаешь мыслить исключительно категориями проекта. Я и мои коллеги привязались к животным. Мы теперь себя без них плохо представляем.

- Мир с верблюдами стал добрее?

- У всех они вызывают восхищение: у детей, чиновников, бедных и богатых. Куда бы мы не обращались, нас встречают дружеским рукопожатием: в лаишевской администрации, минсельхозе, управлении ветеринарии. Нам подсказывают, как поступить в той или иной ситуации, радуются, переживают за нас. Атмосфера абсолютно благожелательная.

- Вы родом из Казани?

- Нет. Я из села Черемшан, Черемшанского района республики. В столицу семья переехала, когда я еще был маленький. В Казани закончил юридический факультет КФУ, сейчас учусь в аспирантуре.

- Чем любите заниматься в свободное время?

- Говорят, самая лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби. Это можно в полной мере отнести ко мне, потому что верблюды стали для меня не только работой, но и душевным занятием. Но это еще не все. Мое кредо – правовое просвещение населения. Я возглавляю совет молодых юристов ассоциации юристов России в Татарстане. У нас сложилась практика бесплатных правовых консультаций. Минюст республики выделяет на эти цели автобус, едем в районы, общаемся с людьми, занимаемся просветительской работой. Раз в квартал организовываем бесплатные юридические консультации в Казани. Еще играю в футбол. Какое-то время даже занимался этим профессионально. Сейчас встречаюсь с друзьями на футбольном поле по вторникам и четвергам.

- Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три совета для успешного бизнеса?

- Первое. Надо заниматься любимым делом, чтобы оно приносило удовольствие. Второе – необходимо детально проработать проект. Важно внимание к мелочам, поверхностное отношение губит дело. Бизнес-проект – как строительство дома, где должен быть полный комплект материалов, включая последний шуруп. Одну мелочь упустишь – дом рухнет. Третья составляющая – окружение, люди, с которыми ты работаешь. Важны не только сугубо профессиональные качества, но и то, как у людей горят глаза. Работа с огоньком всегда дает больший эффект.

IMG_0143.jpg
«Мы видим следующие точки развития бизнеса: производство молока, агротуризм, шерсть и мясо. Задача – придать процессу устоявшийся характер, совершенствуя инфраструктуру, превращая наши фермы в образцовые территории»

Справка

Визитная карточка предприятия

КФХ «Верблюжье хозяйство» «ЛайДэя» основано в 2013 году. Специализация: племенное разведение верблюдов, производство верблюжьего молока, шерсти, агротуризм и реализация верблюжьего мяса. Количество сотрудников – 16 человек. Количество скота – 150 голов. Первоначальные вложения в проект – 23 миллиона рублей.

Визитная карточка руководителя

Ильнар Гирфанов родился в 1988 году, в селе Черемшан, Черемшанского района ТАССР. Образование – юридический факультет КФУ, аспирантура. Семейное положение – холост. Увлечения: верблюды, футбол, правовое просвещение населения на общественных началах.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (93) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.09.2013 08:19

    Если погуглить тему верблюдов то очень выгодное животное даже для холодного Татарстана получается. Молодцы, первыми застолбили!

  • Анонимно
    19.09.2013 08:49

    Надо будет съездить)

  • Анонимно
    19.09.2013 08:51

    Молодец, Ильнар!

  • Анонимно
    19.09.2013 08:53

    Удачи!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:04

    успехов вам, ребята!за отсутствие забойного цеха отдельный респект!!!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:21

    Перспективный,симпатичный молодой человек!успехов Вам!)

  • Анонимно
    19.09.2013 09:22

    Ого я прям в шоке! Ильнар я конечно знал что ты многосторонний человек, но то что ты занялся верблюдами это конечно супер!!!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:29

    Молодцы ребята! Конечно немного рекламы просквозило, но в целом приятно удивлен, есть еще кто думает не ординарно. Удачи вам и успехов!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:43

    Молодцы!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:52

    Молодец, успехов!

  • Анонимно
    19.09.2013 09:56

    Ильнар Исрафилович мало того что отличный человек так еще и настолько разносторонний)

  • Timur
    19.09.2013 10:09

    Немного не понял или понял по своему.Нет забойного цеха,надо понимать,не хотят видеть как умирают любимые животные? Вот здесь надо иметь крепкие нервы или сам процесс рассматривать в контексте нет страшнее зверя чем человек.Религия не запрещает резать животных если это дело не является баловством и направлено на пропитание людям.Рано или поздно забойный цех заработает,вот как он будет функционировать и как процесс сам будет налажен зависит прежде всего от хозяина.

    • Анонимно
      19.09.2013 10:30

      Не так. Каждый занимается своим делом. Кто то выращивает, кто то забивает. Мясокомбинатов вокруг полно.

  • Анонимно
    19.09.2013 10:12

    помнится бывшее руководство Оргсинтеза увлекалось страусиными фермами. вбухали хорошие деньги. но чёто страусов в Татарстане я не наблюдаю.

    • Анонимно
      19.09.2013 10:31

      ну вы сравнили страусы и верблюды))) страусов на территории РТ отродясь не водилось))) а верблюды всё таки присутствовали...

    • Анонимно
      19.09.2013 10:59

      Страусиная ферма есть в Пестречинском районе. Не скажу, что развивается, но в качестве агротуризма сойдет.

    • Анонимно
      19.09.2013 11:28

      В Высокогорском районе знаю одного фермера разводящего страусов.

  • Анонимно
    19.09.2013 10:16

    Такое стало возможно при Афанасьеве М.П. Молодец! Так держать! Сумел расшевелить весь район и наконец-то вывести из глубокой спячки местных чиновников.

    • Анонимно
      19.09.2013 11:17

      "в наших планах – создать своего рода кластер по агротуризму в Лаишевском районе, также мы готовим свои предложения к закону «Об агротуризме», который должен в скором времени появиться" - Если Светлана Владимировна сказала, значит так и будет, очень мощная и умная женщина. Она точно Афанасьева достанет с агротуризмом. Масштабная очень фермерша досталась главе района. Зная ее, могу сказать что это только начало. Она масон еще тот...

      • Анонимно
        19.09.2013 19:03

        Вообще-то Кириченко не фермерша. Возглавляет АБАДу, у нее офис на Тельмана. Фермеры так не живут.

  • Анонимно
    19.09.2013 10:42

    молодец! удачи тебе Ильнар!

  • Анонимно
    19.09.2013 10:47

    А верблюды - сипатяги.

  • Анонимно
    19.09.2013 10:49

    В сборнике нормативных показателей по выходу продукции, расходу сырья и материалов, действующих в мясной промышленности СССР помимо традиционного скота есть буйволятина, яки, северные олени, верблюды, горный крупный рогатый скот - так что поле для идей достаточно, как и было сказано ранее - придумано было уже все до нас, осталось восстановить..

  • Ворчун
    19.09.2013 10:50

    Вот молодцы ребята.Этот проект вызывает у меня только восторг и восхищение. Сам, конечно, далек от животноводства, но съездить туда с семьей было бы очень занимательно.

  • Ворчун
    19.09.2013 10:51

    Мурат Галиевич, и вправду, хотелось бы услышать Вашу оценку данному проекту.

  • Анонимно
    19.09.2013 11:06

    Я в восторге! Парню всего 25 лет, а уже такой масштаб! Я желаю ему успехов! Идея с верблюдами отличная

  • Анонимно
    19.09.2013 11:32

    Была на ферме- очень понравилось! Здорово все организовали, молодцы!

  • Анонимно
    19.09.2013 12:02

    Амбициозный проект! Как и многие подобные начинания кажется сложным, но при условии продуманного бизнес-плана, слаженной работы команды, у ребят должно все получиться.Остается пожелать удачи! Интересный, должно быть, опыт для юриста Ильнара Гирфанова

  • Анонимно
    19.09.2013 12:14

    Уважаемый Ильнар, что-то у вас не сходиться. 150 верблюдов по самой низкой цене в 150000 руб это уже 22,5 миллиона. А еще земля 110 гектаров, постройки, транспортировка, корм, обслуживание...

    • Анонимно
      19.09.2013 13:34

      Думаю речь шла о первоначальных инвестициях, поэтому и такая цифра. Хотя может и попутал что молодой руководитель. А Сельхоз земля не дорогая. Им бы мероприятие для тур операторов провести, много иностранцев приезжать будут. Эко содержание, лечебный эффект, качественная естественная инфраструктура, историческая составляющая - последний мировой тренд в эксклюзивном туризме. Классная идея одним словом, главное что снова рождена в Татарстане!

    • Анонимно
      25.06.2017 06:40

      Он и написал в цену входит и транспортировка и т.д.))

  • Анонимно
    19.09.2013 12:33

    У этой фермы, на мой взгляд, есть все шансы стать проектом десятилетия и туристической изюминкой не только Татарстана, но и всей России!

  • Анонимно
    19.09.2013 13:53

    -25 лет убыточный бизнес на верблюдах-30 лет очередной заместитель министра сельского хозяйствадальше большееP.S. рынок сбыта просто мизерная.

    • Анонимно
      19.09.2013 14:32

      Организация Объединённых Наций призывает бизнес к продаже на Западе верблюжьего молока, которое чрезвычайно богато витамином С и В, а также железом и другими минералами. Благодаря научным исследованиям, результаты которых были обнародованы и очень позитивно восприняты общественностью, на рынке молочных продуктов появилась новая ниша, новый неудовлетворённый спрос. http://www.facepla.net/index.php/the-news/1-latest-news/1300-lifting

      • Анонимно
        19.09.2013 14:41

        Европейская Комиссия пока дала предварительное согласие на ввоз верблюжьего молока в Соединенное Королевство. Поставками этого продукта, который считается сильнейшим афродизиаком, будет заниматься компания Camelicious - одна из самых популярных молочных ферм в ОАЭ.Верблюжье молоко значительно полезнее коровьего: оно не вызывает белковой аллергии и, кроме того, содержит большие дозы инсулина и витамина С, рассказал британской газете Daily Mail научный директор Центра ветеринарных исследований в Дубаи Ульрих Вернери (Ulrich Wernery).Тем не менее, Camelicious не рассчитывает, что верблюжье молоко сможет составить конкуренцию коровьему, заявил заместитель генерального директора компании Муташер Аль-Бадри (Mutasher Al-Badry). Ферма производит около пяти тысяч литров продукта в день, не покрывая даже сотой доли потребностей европейцев в молоке. "Мы планируем занять свою нишу на рынке", - добавил он, отметив, что компания уже ведет переговоры с британскими магазинами здорового питания. .http://www.alsaha.ru/blog/2010-10-15

        • Анонимно
          19.09.2013 15:18

          ОЭА лоббирует своих верблюдов по всему миру,а после вместе с США будет проводить освободительную операцию (как в СИРИИ).Вывод: Бизнес на верблюдах это план захвата РФ США и ОЭА.

          • Анонимно
            19.09.2013 17:53

            Супер коммент!!! И захват начнется с деревни Травкино, а там и Смарт - Сити рукой подать. А скоро мост к камскому устью построят, и поскачут по нему захватчики на верблюдах, и все те кто в Эмираты отдыхать ездил хоть раз присоединится к ним.

      • Анонимно
        19.09.2013 14:51

        Лучше бы ООН занимался проблемой Сирии и Ближнего Востока.А про Гирболайф ООН нечего не писал?

    • Анонимно
      19.09.2013 14:38

      Мизерный? На сколько я знаю, знающие люди за верблюжьим молоком в очереди стоят по всей России. Да и диабетикам - это лучшее лечение вместо уколов инсулина.

      • Анонимно
        19.09.2013 15:08

        За иномаркой премиум класса богатые тоже очередь стоят. 1 литер молока - 1-1,5 тыс. рублей, кто из диабетков за такие деньги такое молоко купит. Да и исследование проведены не РАН.Таким же успехом можно в РТ выращивать женьшень. Вопрос-откуда у людей 20 и более млн. рублей, которыми можно так рискованно вкладываться?

        • Анонимно
          19.09.2013 17:08

          Вообще медицина наука очень интернациональная и отсутствие исследований РАМН (!) не означает, что наши врачи не признают зарубежных разработок. Исследования Университета Шарджа и Института рака рекомендуют верблюжее молоко http://onco.ucoz.net/news/sozdano_lekarstvo_protiv_raka_na_osnove_verbljuzhego_moloka/2011-01-17-131

        • Анонимно
          19.09.2013 17:32

          Согласна, дорого, но и лекарство, которое уходит в 3-4 приема то же дорогое (считай 1 литр = 5 стаканов= минимум 5 приемов). Дефицит, однако. Вот когда здесь будут промышленные масштабы, тогда и подешевеют. Так что в наших интересах, чтобы поголовье верблюдов здесь росло.Кстати, даже в Республике Саха есть верблюды

  • Анонимно
    19.09.2013 17:06

    Давайте пожелаем успехов создателям и идеологам проекта! Светлана Владимировна - Молодец! Именно благодаря нее в последние годы в Татарстане создали ряд креативных и интересных проектов! Благордаря таким людям наша страна может гордится своими достижениями. Желаю Вам реализацию всех намеченных планов! Нурислам

  • Анонимно
    19.09.2013 17:39

    Мы там были семьей. Классно! Простор, природа и эти величественные животные, которые вначале завораживают, а потом невозможно от них оторваться! Легко даются погладить и покормить. Один верблюд даже протянул шею сквозь ограждение и нежно поцеловал моего сына в темечко!!! Видели, как верблюжата сосут молочко. Детям там здорово! Набегались и потом "побалдели" в палатке.

  • Анонимно
    19.09.2013 17:39

    Молоко с радостью будем покупать. Лекарства стоят дороже. А когда будет продажа молока и куда его будут привозить?

    • Анонимно
      19.09.2013 19:10

      Покупайте, конечно. После дезинфекционной обработки пастбища оно, конечно, будет особенно полезным.

      • Анонимно
        19.09.2013 20:09

        Ну конечно, любой ветеринар Вам скажет об обязательной дезинфекционной обработке пастбища перед завозом скота. Почитайте на досуге требования по санитарно-ветеринарной обработке.

  • Анонимно
    19.09.2013 19:03

    А вот и таинственный "масон" Светлана Владимировнаhttp://www.elitat.ru/index.php?rub=7&type=3&st=1824

  • Анонимно
    19.09.2013 19:03

    Пусть этот бизнесмен лучше расскажет, куда он деревенский мусорный контейнер дел. Как появилась ферма - исчез мусорный контейнер и теперь отходы приходится вывозить в город.

    • Анонимно
      19.09.2013 20:21

      Я контейнер не брал. Наверняка у деревни есть договор на вывоз ТБО, поэтому завтра приеду и готов юридически помочь разобраться в этой ситуации. Раньше не могу, нахожусь в командировке в Финляндии, изучаю опыт по агротуризму. Будем внедрить наработки в родной Республике. И.Гирфанов

  • Анонимно
    19.09.2013 19:08

    А про двух верблюдов свистит.. Целый камаз больных верблюдов назад отправили - вся деревня видела как потом территорию фермы заливали дезраствором. А через месяц по всей деревне у птиц мертвые птенчики стали вываливаться из гнезд - вывалится, попрыгает немного и лапками кверху.. Думали только у нас, так нет - у всех такая ерунда. Столько птиц перетравили, садюги, из-за своей жадности - купили больных верблюдов по дешевке.

    • Анонимно
      19.09.2013 20:06

      Отвечаю на Ваш отзыв, про целый КАМАЗ больных верблюдов. Любой желающий может приехать и любому желающему я могу показать лабораторные исследования наших животных. У нас все животные здоровые. И.Гирфанов

  • Анонимно
    19.09.2013 19:10

    Чей этот Гирфанов? Кто за ним стоит? Несколько лет назад ходил на собеседование к этому молодому руководителю... Уже тогда говорил- что у него зеленый коридор в минсельхоз....Рами

    • Анонимно
      19.09.2013 20:03

      Добрый вечер! Вижу статья вызвала живой интерес и очень интересно читать комментарии. Во первых скажу, что несколько лет назад я никак не мог принимать кадровые решения, поэтому на собеседование Вы вряд ли ко мне приходили! ;) это я мог прийти на собеседование)) И. Гирфанов

      • Анонимно
        20.09.2013 10:59

        Ильнар, надеюсь ты подготовился к критике. Ильнар чей-то. Мы тут в татарстане все чьи то родственники. Но в данном случае его просто заметили из-за его активности, его родственники не на том уровне, чтобы верблюдов разводить. Фамилию его в поисковик вбейте и уровень активности поймете. А от себя добавлю что вот таких бы побольше.

  • Анонимно
    19.09.2013 21:15

    на самом деле, проект очень сложный. сидеть и писать про него проще, чем взяться и сделать, реализовать... если наша республика займет свое место в этой нише - нам же лучше, это налоговые отчисления, привлечение туристов и территория села будет обустроена! этот проект может стать "локомотивом" для Травкино, как Универсиада для Казани. еще вчера об этой деревне никто не знал, сейчас уже знают, что пропал мусорный контейнер. представляете, на что готова администрация района, чтобы наладить инфраструктуру в этой деревне и близлежащей территории. Если посмотреть со стороны такие проекты нужны для российской деревни! на это можно и кадры привлечь, а с такими животными могут работать только квалифицированные специалисты. понятно, что в каждую деревню верблюды не придут, но агротуризм у нас пока развит слабо, это очевидно. Удачи Вам, господа аграрии! а можно у вас там еще и на рыбалку сходить? чтобы приехать на целый день и хорошенько отдохнуть с друзьями:)

    • Анонимно
      20.09.2013 14:02

      Можно, в деревне Травкино есть живописный озерный комплекс с удобным пляжем.

      • Анонимно
        20.09.2013 15:29

        Загнули вы с комплексом озерным!!! Озеро есть в центре деревни,вода чистая на вид, пляжа нет совсем. Обычная маленькая деревенька в которой живут в основном летом. Аккуратные сельские домики, коттедж всего один (год назад был). Миленькое и симпатичное местечко где нет школы,нормальных дорог, детей, работы и даже магазина. Хотел в прошлом году участок купить под строительство дома, передумал потому что в соседнюю деревню за хлебом ездить перспектива не устраивала. А сейчас случайно прочитал статью и комментарии и понял что если бы знал что будут верблюды, начал бы строиться. Хоть какая то жизнь.

  • Анонимно
    19.09.2013 21:36

    Я рада что персона моего друга вызвала такой ажиотаж) в том то и дело что сам по себе такой толковый парень на зависть всем))

  • Анонимно
    19.09.2013 21:56

    Планы наполеоновские конечно, почти что нереальные как в плане количества КРС, так и в плане преодоления порога рентабельности.вариант агротуризма -хороший резерв
    Время покажет.Если они это сделают, то это будет прорыв для АПК РТ .
    /экономист УСХ

    • Анонимно
      19.09.2013 22:37

      Они это сделают. Судя в том числе, по тому количеству комментариев - добрых, конструктивных и вообще разных. Разве какая другая аграрная статья на БО вызывала такой резонанс и участие жителей в обсуждении обычной фермерской темы. Если только в главной роли не Ахметов или Хайруллин? Умные ребята, умный начальник и умная Республика, где хочется совершать и свершать на первый взгляд невозможное. Ильнар, внимательно изучи комментарии, здесь очень много полезного для тебя. Будь смел. Во вторник на футболе пар выпустишь, а завтра обязательно найди контейнер для мусора, ты обещал. Это как юрист тебе говорю.

  • Анонимно
    20.09.2013 09:47

    Вообщем,успехов!
    Дадим отрасли верблюдоводства новое дыхание,а Лаишеву статус верблюжей столицы России!)

  • Анонимно
    20.09.2013 11:16

    Всегда верила и верю в команду Светланы Владимировны! Креативные, смелые и талантливые ребята! За ними будущее нашей республики, об этом говорят все их проекты, отличающиеся принципиально новыми идеями. И проект по созданию верблюжьей фермы - новаторское решение, предполагаю, что на пути его реализации возникнет много сложностей и проблем. Все у Вас получится. Желаю успехов в достижении намеченных целей!Оксана

  • Анонимно
    20.09.2013 13:50

    Съездим в бабье лето. Посмотрим.

  • Анонимно
    20.09.2013 13:57

    Похоже, что этот преуспевающий бизнесмен и коттеджный поселок собрался "отгрохать" вместо колхозного поля - сельчане кукурузу вообще не убирают - видимо хотят доказать, что земля не плодородная. Как в прошлом году все в землю запашут. А еще тут министр плачется что сельхозземель и урожая не хватает. Кукуруза в рост человека и на корню гниет.

  • Анонимно
    20.09.2013 20:14

    Молодцы и участники и руководитель проекта.Ведь действительно здорово,что в границах заброшенной деревни появилась эта удивительная ферма.Это не только рабочие места для местных жителей,а и место куда можно приехать и отдохнуть душой от житейской суеты и проблем.Смотреть на двугорбое совершенство природы можно часами.Удачи Вам и успехов.

  • Анонимно
    21.09.2013 00:06

    Была недавно на ферме. Замечательные верблюды. Заехали случайно увидев вывеску на крыше по дороге. Идея замечательная МОЛОДЦЫ. Необходимо развивать новые направления сельского хозяйства в РТ. это действительно и привлечение туристов, и улучшение социального положения населения, новые рабочие места. Поедим еще раз

  • Анонимно
    21.09.2013 00:09

    Зачем обсуждать людей которые стремятся повысить привлекательность РЕСПУБЛИКИ. По моему их только надо поддерживать. Успехов Вам ребята во главе с таким руководителем.

  • Анонимно
    21.09.2013 01:04

    Перспективный парень, желаю удачи, не теряйте блеска в глазах ...А всем критиканам, писсимистам и завистникам, хотел сказать: - Не захлебнитесь в своей желчи, даже если у них, что то не получится, а у них получится, они хотя бы попытались. Задайте себе вопрос, а что сделал такого я, чтобы осуждать и обсуждать их ???Еще раз удачи и успехов...

  • Анонимно
    21.09.2013 04:07

    //Верблюды водятся в Бурятии, Калмыкии, Астраханской области. Ближе их нет нигде, ниша свободна. Тем более что именно ферм подобного рода в нашей полосе в принципе не существует// - Не знаю, как сейчас, но в советские времена верблюдов разводили в соседней Оренбургской области.

  • Анонимно
    21.09.2013 10:06

    Вообще здорово,что у нас в Татарстане реализуется такой замечательный проект,который уже стал достойной "фишкой" для республики.Светлана Владимировна действительно талантливый и продвинутый руководитель,за которым большое будущее.Хотя почему будущее - она уже сегодня таковым является.Я знаю,что нефтевышки во дворе у неё нет,и папа не начальник.Но ,папа с мамой сделали главное - они вырастили и воспитали личность.Хотим пожелать Светлане Владимировне и её команде успехов,процветания и реализации своих планов. Чем больше у нас будет таких людей,тем краше и привлекательной будет татарстанская земля.

  • Timur
    21.09.2013 17:01

    Я знаю,что нефтевышки во дворе у неё нет,и папа не начальник.Но ,папа с мамой сделали главное - они вырастили и воспитали личность.Да,пройдоха еще та,эксплуатировать умные мужские мозги мало кому удавалось.

    • Анонимно
      21.09.2013 18:57

      Да,пройдоха еще та,эксплуатировать умные мужские мозги мало кому удавалось.Но,согласитесь,что история знает немало примеров,когда женщина управляла не только мужскими мозгами.и их судьбами,судьбами целых народов и стран.

      • Анонимно
        21.09.2013 22:09

        что интересно она сама не из Татарстана. и здесь у нее вроде не кого из родни нет и в мужьях у знатного человека не значится. Видимо пробивной характер.Знаю, что ещё госпожа Кириченко возглавляет тренинговый центр Абад

    • Анонимно
      21.09.2013 22:10

      Тимур приезжай на ферму к нам им мы попросим самого главного верблюда плюнуть тебе в лицо за оскорбление красивой и умной женщины!

      • Timur
        22.09.2013 05:12

        Да что вы,аллах меня спаси,ни сколько не пытался оскорбить,комплимент у меня такой!

        • Анонимно
          22.09.2013 09:16

          Аллах таких не спасает комплиментщиков и главный верблюд у нас атеист,но очень справедливый и тоже любит Светлану Владимировну!

      • Анонимно
        29.09.2013 20:46

        Вообще конечно очень жаль что вам недостает одного важного качества - умения грамотно отвечать на любые (!) комментарии, и конечно же без всяких эмоциональных раздражений. Эх, расхотелось что-то посмотреть на верблюдов ))

  • Анонимно
    21.09.2013 18:51

    История нашего Отечества знает немало примеров,когда женщина играла не только судьбами мужчин,а судьбами целых народов и стран.И при этом они не были "пройдохами"

  • Анонимно
    21.09.2013 21:21

    Знаю Гирфанова еще по Университету, он еще тогда выделялся своей активностью и пробивным характером. Точно знаю, что он один из тех кто за годы учебы четырежде выигрывал стипению В. Потанина!!!

  • Анонимно
    21.09.2013 23:39

    Классная идея! Удачи вам!

  • Turan
    22.09.2013 00:42

    Перспективный парень, желаю удачи, не теряйте блеска в глазах ...А всем критиканам, писсимистам и завистникам, хотел сказать: - Не захлебнитесь в своей желчи, даже если у них, что то не получится, а у них получится, они хотя бы попытались.Задайте себе вопрос, а что сделал такого я, чтобы осуждать и обсуждать их ???Еще раз удачи и успехов...

  • Анонимно
    22.09.2013 11:28

    Верблюдов наши предки разводили, только одногорбых, они легче переносят наш климат. В Чистопольском районе до сих пор сохранились остатки верблюжьей фермы. Идея разводить верблюдов очень хорошо, у них выход мяса больше чем у коровы.

  • Анонимно
    23.09.2013 11:04

    От автора. Мне эти ребята действительно понравились. Не знаю: стоит кто за ними или нет? Я такой цели не ставил. Да, хоть бы и стоял. Я б сам - будь у меня "мешок денег" - отдал бы им "акча" на освоение. Не хочу бить в барабаны, знаю что развивать любой проект неимоверно сложно. Но начали они красиво и продуманно. Очень толковые ребята. И помыслы у них светлые.

  • Анонимно
    23.09.2013 18:34

    Нормальный бизнес проект. Создать то чего не было и быстро выгодно продать. Хайрулин с пацанами думаю купят бизнес и цена в этой рекламной статье примерно обозначена 25 лямов затраты, окупаемость 2-2,5 года + 3 года возможности получения прибыли получается около 200 миллионов. Нормально для юриста и бизнес тренера! Удачи!

  • Анонимно
    15.12.2013 22:36

    Ильнар я рад за вас что вы именно начали свой бизнес с верблюжатины.я родом из Казахстана и тоже изучаю содержание кормление и размножение верблюдов,и хочу с вами обмениваться мнениями о верблюдах если вы не против.Удачи вам

  • Анонимно
    31.07.2014 23:13

    Здравствуйте Ильнар. У меня вопрос, вы упомянули про мясные породы верблюдов которые обычно заказывают на мусульманский праздник Курбан–Байрам, я сам из Астраханской области, хотелось бы узнать, какова цена на такого верблюда?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль