IT 
20.09.2013

IТ-наследие Универсиады послужит на ЧМ по водным видам спорта-2015

P1080539.jpg
 

ПРОЕКТНЫЙ ОФИС ДОСТРОИЛ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

- В чем заключалась роль проектного офиса ИКТ Универсиады?

- В соответствии с распоряжением правительства РФ, ГУП «ЦИТ РТ» был определен единственным исполнителем работ в рамках мероприятий в области создания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Универсиады 2013. В ноябре 2011 года было принято решение о создании офиса управления проектами в составе  ГУП «ЦИТ РТ».

Комплекс ИКТ Универсиады реализовывался на принципах софинансирования бюджетов: РФ – 90 процентов, РТ – 10 процентов, общим бюджетом около 4,5 миллиардов рублей. Заказчиком ИКТ Универсиады выступило минсвязи РТ.

Органы власти РФ и РТ выполняют свои функции в рамках государственного управления, в то время как создание ИКТ Универсиады – это разовое масштабное мероприятие, выходящее за рамки функциональной деятельности. Проектный офис выполнил задачи достройки существующих процессов управления мероприятиями. В частности, подготовил проекты финансово-экономического обоснования лимитов финансирования в бюджете РФ, ежегодно обосновывал предоставление субсидий федерального бюджета по проекту, разработал технические требования к государственным конкурсным процедурам. Ну и, конечно, выполнил свое проектное назначение по организации своевременного достижения результатов в заданные бюджеты и в соответствии с требованиями функциональных заказчиков и пользователей систем.

- Что включали в себя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на Универсиаде?

- ИКТ Универсиады, включающие 34 информационные системы, делятся на четыре крупные категории. Это системы управления играми, системы информационного сопровождения, системы управления безопасностью и базовая ИКТ-инфраструктура. Остановлюсь кратко на каждой. Системы управления играми – это прикладные системы для поддержки бизнес-процессов функциональных заказчиков –  дирекции Универсиады и минздрава: аккредитация, управление ресурсами, размещение, питание, транспортные услуги, медицинское обеспечение, управление волонтерами и т.д. Всего около десятка систем, при этом 9 из них – это российские разработки. Только одна система по спортивному хронометражу, рекомендованная FISU, от компании Swiss Timing (Швейцария).

В следующую крупную категорию систем информационного сопровождения вошли официальный интернет-портал Универсиады и единая точка входа пользователей в системы ИКТ Универсиады. Нужно отметить, что все системы были реализованы как web-приложения. Контакт-центр Универсиады, системы сбора и распространения спортивной информации из данных хронометража соревнований, система коллективного представления информации (инфоматы, транспортные табло). 

ВСЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БЫЛИ ЗАДУБЛИРОВАНЫ

- Что входит в категорию базовых информационных систем?

- В категорию базовых инфраструктурных систем входят центры обработки данных (ЦОД), магистральное кольцо передачи данных, активное сетевое оборудование на объектах и более чем на 200 временных сооружениях. По всем базовым информационным системам было применено дублирование. Инфраструктура была выстроена с применением двух ЦОД. Основной в IТ-парке и дублирующий на Сибирском тракте в «МегаФоне». Каждый из 60 объектов Универсиады был подключен независимыми каналами через магистральное кольцо к двум ЦОДам.

Была развернута крупнейшая в Европе сеть Wi-Fi почти на 1,7 тысяч точек доступа. Зарегистрировано 7 тысяч одновременных подключений.

- А как происходило взаимодействие сервисов ИКТ с силовыми структурами?

- Для обеспечения работы силовых структур (МВД, ФСБ, ФСО) и оперативных служб (МЧС, минздрав) была создана категория систем управления безопасностью. Системы создавались с учетом требований силовых структур, также с учетом требований концепции контуров безопасности объектов Универсиады, требований дирекции Универсиады, МЧС, минздрава. Это такие системы, как командный центр, куда стекались инциденты и принимались решения по реагированию, система координации экстренных оперативных служб – развитие республиканской системы «ГЛОНАСС-112», система контроля и управления физическим доступом.

Доступ на объекты осуществлялся по картам доступа формата Mifare через терминалы проверки аккредитации. Данные с почти 6 тысяч камер видеонаблюдения передавались на оперативные пункты безопасности объектов, в системы МВД и ФСБ. Система видеоархива обеспечила месячное хранение данных с камер видеонаблюдения и последующий анализ. Одна тысяча камер с настроенной видеоаналитикой позволяли автоматически регистрировать нестандартные события, такие как пересечение линии безопасности, оставленные предметы, праздное шатание. Зарегистрировано около 800 подобных событий, по ним оперативно принимались решения. Оперативное взаимодействие силовых и оперативных служб осуществлялось с применением 3 тысяч абонентских устройств систем цифровой связи служебного назначения стандарта «Тетра». 

РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕРВИСОВ IТ ОКАЗАЛА ОРГАНИЗОВАННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

- Были ли во время Универсиады попытки хакерских атак?

- Для противодействия атакам и обеспечения требований информационной безопасности, требований в области защиты персональных данных была реализована система информационной безопасности. Результатом этой работы стало не только получение аттестата ФСТЭК соответствия требованиям ИБ, но и бесперебойная доступность сервисов Универсиады. По попыткам можно больше говорить о подозрительной внешней активности, чем об атаках. Но и к атакам мы были готовы. Были подключены соответствующие службы, прошли проверки системы, был привлечен специальный партнер по мониторингу и противодействию атакам.

- Были ли сбои во время Игр в работе систем?

- Ставка на дублирование базовой инфраструктуры полностью себя оправдала. Системы работали в штатном режиме. Решающую роль в качестве предоставления сервисов IТ оказала организованная техническая поддержка. По всем системам были выработаны соглашения об уровне услуг. Специалисты технической поддержки, выделенные каждой компанией разработчиком, были объединены в единый технический операционный центр (ТОЦ). ТОЦ обрабатывал не только инциденты, но и консультировал пользователей IТ-сервисов. Количество рабочих мест в ИКТ Универсиады превысило 4 тысячи АРМов (автоматизированное рабочее место). Кроме прямого обращения за помощью от пользователей на всех ключевых точках инфраструктуры были развернуты агенты автоматического сбора данных о состоянии оборудования. Организованы проактивные действия на зарождающиеся инциденты.

Необходимо отметить еще одну основополагающую инфраструктурную систему – интеграционную шину информационного взаимодействия. 115 интеграционных процессов объединили прикладные системы различных исполнителей Универсиады в единую защищенную информационную систему.

- С продажей электронных билетов в начале Универсиады были проблемы. Почему, на ваш взгляд, не удалось сразу все предусмотреть?

- Вопрос больше к билетному оператору Kassir.ru. ЦИТ РТ выступил в роли одного из агентов продажи билетов. В рамках квот, выделенных билетным оператором, продажа билетов осуществлялась в 169 инфоматах. Кстати, они также будут использованы в рамках наследия для доступа к электронным государственным услугам. 

НАСЛЕДСТВО РАСПРЕДЕЛЯТ ПО ГОСОРГАНАМ

- Будет ли применяться комплекс из 34 этих систем, например, на Олимпиаде в Сочи?

- Скорее, можно говорить о возможности применения созданных систем на предстоящем в 2015 году чемпионату по водным видам спорта в Казани. Хотя здесь еще нужно проанализировать требования FINA. По Сочи могу сказать, что информационные сервисы связаны со специфическими бизнес-процессами подготовки и проведения мероприятий, требованиями МОК. Пока обращений от Сочи не было. Другое дело, можно говорить о наработанных на Универсиаде компетенциях управленцев и исполнителей.

- Что будет сделано с оборудованием, которое использовалось на Универсиаде?

- Сейчас идет процесс демонтажа временно установленного оборудования и передачи его в органы государственной власти для использования в рамках «Электронного Татарстана». 

КОМАНДА ОФИСА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ СОЗДАНА, ДЕЛО – ЗА НОВЫМ ВЫЗОВОМ

- Сколько человек работали в штате вашего проектного офиса?

- Проектный офис был создан с нуля и начал работу с ноября 2011 года. Штат доходил до 10 человек: руководители проектов, администраторы проектов. Конечно, была и некоторая текучка, связанная с огромной нагрузкой на специалистов. Но в результате сформировалась служба, способная успешно управлять созданием современных инфраструктурных и прикладных IT-систем. Это может быть подготовка и проведение предстоящего ЧМ по водным видам спорта, проекты «Электронного Татарстана».

Одним словом, команда офиса управления проектом создана, дело – за новым вызовом.

 6+

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.09.2013 21:39

    разумно,конечно, чтобы всё наследие служило дальнейшим мировым событиям Казани

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль