Общество 
23.09.2013

Кудрин взял в свои руки будущее Татарстана

print_577762_564268.jpg
Результаты подготовительного этапа работы над стратегией развития Татарстана до 2030 года руководству республики представляли эксперты Леонтьевского центра 

ЭКСПЕРТЫ ОТЧИТАЛИСЬ 

О том, что известный в России исследовательский Леонтьевский центр совместно с «НКО «Региональной фонд социально-экономического развития «Туган Иль» (структура АО «Связьинвестнефтехим») под патронажем татарстанского минэкономики приступили к подготовительным работам над стратегией развития Татарстана до 2030 года стало известно летом прошлого года. К этой работе были привлечены ведущие российские и зарубежные специалисты, которые сформировали несколько экспертных групп по разным направлениям развития Татарстана. Осенью прошлого года специалисты провели в Татарстане серию рабочих интервью для сбора информации о текущем состоянии социальной и экономической сфер республики. На обработку полученных данных и подготовку отчета по первому этапу работ потребовалось более полугода.

В минувшую субботу в зале совещаний ОАО «Связьинвестнефтехим» результаты подготовительного этапа руководству республики представляли эксперты Леонтьевского центра. В обсуждении доклада принял участие экс-министр финансов РФ, руководитель «Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив» Алексей Кудрин. Вместе с Рустамом Миннихановым его выводы внимательно слушали заместитель премьер-министра РТ - министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин и другие чиновники.

НАЗНАЧЕН СРОК 

Совещание проходило в закрытом для СМИ режиме, однако газете «БИЗНЕС Online» удалось узнать, о чем шла речь у непосредственных участников обсуждения. По словам заместителя начальника проектно-экспортного отдела НКО «Региональной фонд социально-экономического развития «Туган Иль» Елены Макаровой инициатором разработки стратегии в свое время выступил лично президент Татарстана. «На совещании в Казани обсуждалось техническое задание, которое подготовил Леонтьевский центр. Во время совещания никаких существенных изменений в техническое задание внесено не было. Предполагается, что 1 октября этого года начнется второй этап работ по исследованию направлений промышленной и аграрной политики республики, ее пространственному развитию рынка труда, повышению адресности мер социальной защиты населения. Кроме разработки самой стратегии, техническое задание предусматривает еще и создание системы стратегического управления будущим Татарстана. Как только будет утверждено техническое задание, по субконтрактам будут привлекаться исполнители. В том числе, конечно, будет привлечено местное экспертное сообщество нашей республики.  

  

Заместитель руководителя пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин подтвердил, что, на совещании было принято решение о начале второго этапа работ. «Непосредственная разработка «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» займет год и будет проходить по отдельным блокам. Работа будет вестись в режиме максимально широкого обсуждения с экспертным сообществом», - отметил он.

«К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕЧЬ КРИТИЧЕСКУЮ МАССУ
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛЮДЕЙ»

После завершения совещания корреспондент «БИЗНЕС Online» взял интервью у одного из докладчиков, заместителя генерального директора АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» по научной работе, директора Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Бориса Жихаревича.

- В чем заключалась специфика подготовительного этапа?

- На этом этапе шла подготовка развернутого технического задания на исследование и разработку стратегии. Активная работа длилась с октября 2012 года по февраль 2013 года. За это время мы провели довольно большую работу с министерствами, собрали их замечания и предложения по техническому заданию. Этот документ описывает график работ по разработке стратегии, ожидаемые результаты и компании, которые собираются этим заниматься, и получить все замечания и предложения.

print_577762_564254.jpg
Борис Жихаревич: "Если к разработке стратегии мы сумеем привлечь людей, не только внутри правительства, администрации, но и из бизнеса, и общества, то совместно выработанные идеи прорастут в сознании людей"

Предварительные результаты работы получились очень объемные, о них мы доложили президенту Минниханову 2 марта 2013 года. Уже на той встрече мы выделили определенный набор приоритетов, которые будут в центре внимания исследования. Например, качество образования - мы будем помогать креативной молодежи республики, традиционные вопросы развития сельской местности и агропромышленного комплекса и, безусловно, вопросы  инновационной политики.

- Вы сами в целом удовлетворены работой за этот период?

- Да, честно можно сказать, что нам было очень комфортно работать в Татарстане. Мы встречали много заинтересованных, реально болеющих за дело людей. Здесь очень высокая исполнительская дисциплина и есть командный дух. Все выполняется четко и оперативно. Татарстан много в чем занимает передовые позиции. Поэтому работать было интересно. 

- Каковы итоги совещания? Были ли высказаны претензии со стороны руководства Татарстана?

- Техническое задание было воспринято позитивно. К отдельным моментам было привлечено дополнительное внимание и, в принципе, было дано добро на начало дальнейших работ. Изменений практически не было внесено, было лишь уточнение, что стратегию нужно будет принимать к концу 2014 года.

На совещании также обсуждался вопрос о соотношении стратегии с долгосрочными программами развития республики. Одна из ключевых идей нашей разработки - совместить в одном проектном цикле формирование стратегии, условно говоря, на 18 лет (может быть, дольше) и долгосрочные документы типа государственных программ. Тогда то, что намечено в стратегии на далекое будущее, будет переходить естественным образом в конкретные программы, которые уже будут обеспечены финансированием и над которыми будет контроль.

print_577762_564263.jpg
Кудрин говорил о необходимости больше думать о развитии человеческого капитала, интеллекта, что поможет интеграции Татарстана в мировую экономику

На совещании было принято решение, что эти программы станут инструментом реализации стратегии на первые 6 лет. Таким образом, специфика разработки стратегии будет состоять в том, что одновременно с ней надо будет принять программу развития Татарстана на этот период. И стратегия, и программа не будут охватывать все процессы, которые происходят в республике. Они будут концентрироваться на выделенных ключевых зонах, от которых серьезным образом зависит желаемое будущее республики, которое актуально для начало этого периода стратегического планирования.

- О чем говорил Кудрин на совещании?

- Кудрин очень заинтересованно участвовал в обсуждении, он в каком-то смысле выступает куратором этого проекта. Экс-министр финансов РФ вносил серьезные дополнения о необходимости активизации новых факторов развития, связанных с креативностью, с инновациями. По его словам, надо еще больше думать о развитии человеческого капитала, интеллекта, что поможет интеграции Татарстана в мировую экономику. Кудрин также поддержал наши оценки о том, что разработка стратегии потребует больше года, чтобы успеть провести дополнительные исследования.

print_577762_564266.jpg
Цель Стратегии 2030 – определить направления дальнейшего развития республики 

- Какие работы предполагается провести на втором этапе?

- Сначала надо будет сформировать систему мониторинга конкурентоспособности республики Татарстан в сравнении с российскими и зарубежными регионами. Одновременно с этим начнутся несколько углубленных исследований, касающихся качества образования и удержания талантов республики, а также проектированию развития региона Казань-Альметьевск-Набережные Челны и каждой составляющего его конгломераций.

- Как можно обеспечить актуальность долгосрочной стратегии в условиях нарастающей неопределенности в мировой экономике и политике? Не устареет ли ваша работа уже через пару лет?

- Помимо стратегии мы создаем некую экспертную систему стратегического управления будущим Татарстана. Она будет базироваться на работе постоянно действующих экспертных семинаров с привлечением ведущих мировых ученых. Итоги таких вот непрерывных размышлений о будущем будут с какой-то периодичностью, например, раз в четыре года, оформляться в обновленные документы.

print_577762_564258.jpg
 

Сама живучесть стратегического планирования будет зависеть от того, насколько активно и плодотворно будет принимать участие в разработке этой стратегии местное экспертное общество и те, кому действительно дорого будущее республики. Если к разработке стратегии мы сумеем привлечь критическую массу заинтересованных людей, не только внутри правительства, администрации, но и из бизнеса, и общества, то совместно выработанные идеи прорастут в сознании людей. Это сильно повысит шансы на реализацию стратегии. В противном случае, бумажный документ будет нужен только для отчета о потраченных средствах и не окажет влияния на жизнь жителей республики.

Справка

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» был создан в 1991 году по инициативе экономиста - лауреата Нобелевской премии гражданина США российского происхождения Василия Леонтьева и мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Первый президент Леонтьевского центра – Анатолий Чубайс. В настоящее время Леонтьевский центр функционирует как независимая исследовательская и консалтинговая группа, в состав которой входят:

  • Закрытое акционерное общество МЦСЭИ «Леонтьевский центр» - создано в 1991 году для осуществления экспертной поддержки рыночных реформ в России, оказания консультационно-методической помощи региональным и местным властям в разработке программ социально-экономического развития и эффективных механизмов стратегического управления.
  • Автономная некоммерческая организация МЦСЭИ «Леонтьевский центр» - создана в 1998 году для развития фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук и развития сотрудничества с признанными научными школами в России и за рубежом.
  • Ресурсный центр по стратегическому планированию при Леонтьевском центре (РЦСП) - создан в 2002 году для содействия росту профессионализма в управлении общественными процессами в городах и регионах России путем продвижения передовых международных стандартов качества стратегического.

В 2009 году для финансирования деятельности Леонтьевского центра в сфере науки был создан фонд целевого капитала. С июня 2009 года начал свою работу ученый совет Леонтьевского центра.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.09.2013 08:25

    За Татарстан взялись.......

  • Анонимно
    23.09.2013 09:09

    Здорово, что привлекли Федералов, а не местных "экспертлар"!

    • Анонимно
      24.09.2013 00:50

      Ага, нужен ты тут федералам позарез! Не тешь себя надеждами, им нужны только бабки.

      • Анонимно
        24.09.2013 14:50

        А бабок у Татарстана не меряно,да и кто же их считает,бюджет-то республики местный, неконтролируемый.К тому же Счетная палата российская у себя в кармане,а в случае чего действительно можно сослаться на нанятых экспертов:мол "это- не мы,это нам Кудрин с его вперёдсмотрящими написал",так что выходит "я-не я,и лошадь- не моя".Что же касается остального,живём умом,не своим так хоть чужим,за счет капитала,не своего,народного...

  • Анонимно
    23.09.2013 09:16

    Надо упросить Кудрина стать президентом или хоть премьером РТ и всем нам будет счастье

  • Анонимно
    23.09.2013 09:42

    > Кудрин взял в свои руки будущее ТатарстанаЭто плохо. Очень плохо.

  • Анонимно
    23.09.2013 09:48

    чем бы дитя не тешилось

  • Анонимно
    23.09.2013 09:53

    там Кабаева зуб на татарстан не имеет?

  • Анонимно
    23.09.2013 09:59

    Возможность это "сильный" ход, но может стоит подумать надо ли финансово поддерживать ушедших в небытие политиков таких как Кудрин за наши бюджетные деньги.

  • Анонимно
    23.09.2013 10:33

    Леонтьевский центр- филиал ЦРУ в России. Взялись за самый успешный по российским меркам регион.

    • venera
      23.09.2013 13:36

      Вы с Левада-центром ничего не путаете??

      • Анонимно
        23.09.2013 16:10

        Нет он не путает. Эти ребятки во главе с Чубайсом в девяностые были советниками Ельцина и раздербанив имущество народа (нефть, газ, перевозки, промышленность и т. д.) установили алигархический строй. Теперь под прикрытием инвестиций в инновации будут скупать, то, что осталось более менее в нормальном состоянии.

    • Анонимно
      23.09.2013 17:04

      Да, правильно он говорит. Леонтьевский центр - это политизированная американская шарашка глубоко антироссийской природы. Заняты развалом страны через экономику. Я специально несколько "трудов" этой организации внимательно изучил (в том числе старых, под мерию Исхакова еще). Там все очевидно - деструкторы России с нескрываемыми американскими корнями.

  • raf
    23.09.2013 10:38

    По эрефии можно собрать много "муд"рецов и платить им.Давать советы копеечное дело,а ответственности никакой.Хочу быть мудрецом,пусть меня научат.

  • Анонимно
    23.09.2013 10:57

    Сначала в долги загнали Республику, теперь свою модель работы навязывают. Интересно, как же Москва будет распоряжаться своими марионетками.

  • Анонимно
    23.09.2013 11:01

    Откуда только берутся эти проходимцы.

  • Анонимно
    23.09.2013 11:01

    Кудрин умный, уважаемый и почитаемый человек в мирового масштаба.может что то и получится и у них.

  • Анонимно
    23.09.2013 11:17

    Умный Кудрин в чем?? Экономика летит в пропасть, реальный сектор уничтожается. Почитайте письмо Менделеева Николаю 2, о пути развития экономики России, вот где были умные люди. Ум определяется реальными показателями эффективности развития. Вот если бы опору сделали на Глазьева, Григорьева, Хазина, Демуру- вот это было бы другое дело, был бы путь не простое лоббирование своими связями, а реальное развитие, по четким программам с учетом изменения мировых тенденций. Б. Т

    • venera
      23.09.2013 13:41

      Для аргументированного спора, почитайте прогнозы Кудрина и Хазина на 2013 год, а потом сделайте выводы, кто же из них оказался ближе к реальности.

      • Анонимно
        23.09.2013 14:54

        Для аргументированного спора изучите вначале Шумпетера, поймите финансово-экономические взаимосвязи, геопалитические аспекты Бретен-Вудского солашения и теорию "Предела роста" Пола Кругммана, потом может поймете разницу между долгосрочными стратегическими прогнозами и сиюмитным положением реанимируемой и искуственно потдерживаемой стримительно летящей вниз экономики. Ответьте-где хранится наш золото-валютный запас, условия на которых Россия может делать доп. эмисии. Денежных средств. Б. Т

    • Анонимно
      23.09.2013 15:14

      Хоть один подвиг Глазьева скажите?

      • Анонимно
        23.09.2013 16:14

        Концепция Таможенного союза, но в полной мере реализовать не дали, отодвинув от воплащения в жизнь и видоизменив основные идеи. Кроме того-он был в СССР самым молодым академиком, а стать академиком тогда, это вам не купить это звание сегодня.

        • Анонимно
          24.09.2013 08:42

          какие плюсы вы увидели от Концепции Таможенного союза?

          • Анонимно
            24.09.2013 12:08

            А какие плюсы вы увидели от инвестирования сверхдоходов РФ в Лемон Бразерс?

    • Анонимно
      23.09.2013 16:53

      > Вот если бы опору сделали на Глазьева, > Григорьева, Хазина+1

  • Анонимно
    23.09.2013 11:25

    В первую очередь нужно создать заново иливосстановить то что осталось от легкой промышленности, будет и занятость и обеспеченность продукцией, за которую мыотдаем большие деньги на сторону. А там можно и другие отрасли восстановить...Физик.

  • Анонимно
    23.09.2013 12:11

    Да уж пустили в огород...

  • Анонимно
    23.09.2013 12:57

    где стратегия то? опубликуйте хотя бы где нибудь и укажите адрес чтоб "простой народ" мог ознакомится и так сказать "свыкнуться" с ней.

    • Анонимно
      23.09.2013 14:36

      дак нету её ещё, только приступят к её созданию. читай внимательно, ё-маё

  • Анонимно
    23.09.2013 13:09

    Дима то не обидится, что Алексея привечаем? Вроде бы и так несложно понять, что лучше для экономики. И если это для "размазать ответственность", то ладно.. Пусть нашим спится спокойнее. Мол "это же не мы! это нам Кудрин Написал!"

  • Анонимно
    23.09.2013 13:38

    "Совет мудрецов" - ))) Осталось клуб звездочетов и собрание волшебников. Казань 21 век. Осталось только за Меркель порадоваться, своих не осталось.

  • Timur
    23.09.2013 14:27

    Кудрин-сбитый летчик,пока висит на парашюте,еще немного и ударится об землю.Вполне возможно,самолет покинул по сговору,надо было преземлиться на вражеской территории и сделаться своим.Его потуги по болотной не проканали,теперь его курирующая шобла направляет в "любимый" регион Татарстан.Интересно,хотелось бы узнать,какие цели преследует чёртов перевертыш? Лично я ему ни сколько не верю и за стол садить такого кадра никогда бы не стал.Думаю,Кудрина надо опасаться,не похож он доброго дядю,скорее смахивает на хитрющего проходимца.

    • Анонимно
      23.09.2013 14:37

      согласен. нечисто тут что-то. однозначно

    • Анонимно
      23.09.2013 15:31

      у вас паранойя дорогой Тимур.посмотрите еще кто висит на парашюте не долго осталось.и на счет болотной тоже там не было врагов нашей Родины туда вышли люди которым не безразлично судьба страны , которые устали от вранья по крайнем 99% вышедших.

    • Анонимно
      23.09.2013 15:39

      Хватит писать проплаченные комментарии, у Гилязева оплата закончилась теперь вы взялись за это дело. Ни чего у Вас не получится, все равно люди будут хорошо относится к Кудрину. Общественное мнение уже сформировано, подавляющее большинство считает Алексея Леонидовича порядочным человеком и сейчас очень мало чиновников о которых, так хорошо отзываются, как о нем.

      • Анонимно
        23.09.2013 16:14

        Кто отзывается-то? Сами чиновники и отзываются наверно, а у простого народа он ассоциируется как дружок Путина, который деньги бюджетные копил в американских бумагах, вместо того, чтобы направить их на реальную поддержку и модернизацию. Сейчас и денег в бюджете нет и экономика валится (2-й квартал подряд снижение роста темпов, то есть рецессия).

        • Анонимно
          23.09.2013 18:26

          Люди нашего города, соседи друзья, коллеги клиенты у всех спросил долго интересовался этим вопросом, были хейтеры их не считал у них все везде плохо, кому то без ризницы было, но в основном говорят, что порядочный человек.А люди которые говорят что Кудрин прозападный,на самом деле лоббируют интересы людей которые боятся потерять свою не очень законную кормушку т.к. должна быть конкуренция.

          • Анонимно
            24.09.2013 12:10

            Кудрин один из организаторов схемы инвестирования наших фондов в ценные бумаги США.

      • Анонимно
        23.09.2013 16:54

        > подавляющее большинство считает Алексея > Леонидовича порядочным человеком ахахахах)) этого антироссийского либерал-болотника-то?) порядочным человеком?!))

  • Анонимно
    23.09.2013 16:13

    Жест а сторону Кудрина, друга Путина. Со стороны Мниханова. МРН прекрасно понимет чтоьэти люди ничего толкового и нужного не посоветуют. Но надо угодить Кудрину, лучше пусть останется другом обязанным, чем обиженным врагом.

  • Анонимно
    23.09.2013 16:32

    мдааа... крупного либерала привлекают. Татарстан тоже скоро в ж... загонят.

  • Анонимно
    23.09.2013 16:32

    Название громкое)) "взял в свои руки будущее" за наши же деньги и "взял". Конечно, он не дурак. Что-то можно сделать и в отдельно взятом регионе. Лишь бы местные не снимали с себя ответственность и не кивали бы теперь на Кудрина. Велосипед уже не изобретёшь, все давно всё это прошли. Бери, адаптируй и вперёд. Мы только пока всё "на перепутье", к сожалению.. Эх! Так и не довелось пожить по-людски)) Ещё лет 5 нынешнему режиму, потом ещё 10 восстанавливаться.. ))

    • Анонимно
      24.09.2013 12:11

      А что делать то умеете? Водопровод сможете починить?

  • Анонимно
    23.09.2013 17:01

    То что Татарстану надо возвращать долги и стратегия развития - ох как нужна, не подлежит сомнению. Но ни одна стратегия последних лет не достигла своей цели. Причина - нет реальной оценки существующей ситуации в Республике и в России. Статистика, во многом, искажена. Желание выглядеть благополучно вытравило все разумное. Поэтому стратегия и реальная жизнь не пересекаются. Надо что-то делать или делать вид что делаем.

  • vlad
    23.09.2013 17:37

    Видимо северный пушной зверек скоро поселится в РТ.

  • Анонимно
    23.09.2013 19:55

    за Кудриным будущее республики.аноним.

  • Анонимно
    23.09.2013 21:16

    О какой стратегии можно говорить в Татарстане, если она часть России, а Россия занимает 133-е место — по защите прав собственности;109-е — по уровню коррупции;113-е — по уровню казнокрадства;119-е — по степени независимости судов;120-е — по тяжести государственного регулирования;118-е — по эффективности правовой системы для разрешения споров;120-е — по эффективности правовой системы для споров с регуляторами;122-е — по возможности положиться на полицию;125-е — по влиянию налоговой политики на склонность к инвестированию;112-е — по способности страны удерживать таланты.Это данные из другой статьи в БО. Тут нужно говорить уже не о стратегии, так как никакая стратегия не будет иметь значение, если политическая система останется прежней, при которой уровнь коррупции (113-е место), при которой 112 место по способности удерживать таланты, при которой 122 место по возможности положиться на полицию, при которой 125 место по влиянию налоговой политики на склонность к инвестированию, а не к вывозу капитала, при которой 119 место по степени независимости судей. А уж при 113 месте по уровню казнокрадства с конца рейтинга вообще можно перестать про стратегию говорить и писать. Потому как это больше пахнет на тему распила денег под благовидным предлогом. Без подписи.

    • Анонимно
      23.09.2013 22:12

      рейтинги всегда субъективны, а страновые просто туфта (неточность, несоответствие, подгонка). мечтатель

      • Анонимно
        23.09.2013 22:49

        Зато уровень жизни основной массы населения обьективен, так же как обьективные(а не официальные) показатели уровня инфляции и состояние умирающего производства. Или вы ничего не видите или ничего не понимаете!

      • Анонимно
        23.09.2013 23:22

        Да, очень часто рейтинги и такие исследования не очень точны. Но это «не очень», но могут ошибиться на десять позиций. И потом, мы сами ведь все эти рейтинги чувствуем на себе. У нас каждый годы вывозят капитала на несколько десятков миллиардов долларов. Тут плачут об отсутствии инвестиции, ездят по всему свету, выклянчивая деньги, которые могут пойти как инвестиции, а тут те же, кто ездит по свету, вывозят миллиардами на зарубежные счета. Или вы считаете, что судьи у нас независимы, но одних освобождают от наказания, а другим дают по полной. Или полиции следует доверять? Или прокуратуре? Или про коррупцию и казнокрадство наврали рейтинги? А то, что уже ленивый про утечку мозков не пишет и не говорит. Скоро останутся у нас одни футболисты и хоккеисты, нанятые из-за рубежа, как самые талантливые люди в России. Без подписи.

    • Анонимно
      24.09.2013 10:59

      Да чушь эти рейтиниги. Они предвзяты, служат чьим-то частным интересам, манипулируемы, иногда бывает даже политизированы. Их нужно игнорировать просто. Рассматривать их как источник обратной связи при управлении вообще строго запрещено. Неужели уж сами не догадываетесь.

  • Анонимно
    23.09.2013 23:34

    Кудрина готовят в президенты Татарстана, оно и так понятно

    • Анонимно
      24.09.2013 08:45

      Интересная версия, но, с моей точки зрения, для человека, который из Питера привез в Москву своего товарища ВВП и помог продвинуться в карьере, это сильное понижение. Б. Т

  • Анонимно
    24.09.2013 09:15

    а про дойное стадо РТ тоже будет прогноз? А от какого факта - наверно коноплю посоветуют рассаживать...

  • Анонимно
    24.09.2013 10:43

    Да... похоже действительно взялись за Татарстан! Плохо дело! ужас, страшно становится! кого слушаем? что нас ждет?

    • Анонимно
      24.09.2013 11:07

      Наломали дров в Татарстане, набрали кредитов федеральных , вот и ищут пути как бы через Кудрина- друга Путина от них избавиться. Самим то уже никак с ними не рассчитаться . Довели республику до состояния банкрота

  • Анонимно
    24.09.2013 10:50

    Если А.Л. Кудрин поддержит создание кластера по отходам на территории РТ, который создаст сети мини-комплексов, работающих по технологии РОМХ (изобретение № 2468875), сначала в Татарстане,затем и в регионах РФ, то будет реализован принцип "Ноль отходов".КМЛ

  • Анонимно
    24.09.2013 19:29

    Один только год основания леонтьевского центра говорит о его принадлежности к определенной группе людей и источниках финансирования центра, сам кудрин там появился после ухода с должности министра, совершенно не понятно что именно они могут сделать для республики

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль