Общество 
28.09.2013

Татарстанский путь: в чем преимущества евразийства

БУДТО БЫ НЕОЖИДАННО ПРИЛЕТЕЛИ ИНОПЛАНЕТЯНЕ И СОЗДАЛИ НАМ ПРОБЛЕМЫ

У политики нет сердца, а есть только голова.
Наполеон

Прежде чем определиться с «татарстанским путем», желательно прояснить один существенный вопрос: идеология – это ложное сознание или имеет отношение к истине? Насколько идеология конструируется? Казалось бы, очевидно, что идеология и есть конструкт, некая доктрина, возведенная в ранг политики. Однако бросается в глаза, что различных доктрин изобретено огромное количество, а жизнь выбирает немногие, и тем более успешных оказываются всего лишь единицы. И не потому, что они гениально сконструированы, а в силу воздействия на массы. Здесь ни энергия, ни организованность, ни харизматичность сами по себе не могут помочь. Должна существовать почва для восприятия новых идей. Каков же критерий соответствия идеологии реальности, существующим интересам, а главное верности выбранной стратегии?

Идеология – это интеграция общества с помощью идей, мотивирующих поведение людей. В этом качестве она уже существует как сама практика – плохая или хорошая, но у каждого человека существуют некие цели, он придерживается норм поведения или живет страстями. Люди могут не осознавать, что они делают на самом деле, но делают. Жизнь очень традиционна, а наш рационализм, как правило, не выходит за рамки здравого смысла. Человек не может жить теоретическими конструкциями, думать как ученый. Обычно он создает себе некую картину мира, целостную и понятную в своих основных моментах, не углубляясь в объяснение причин тех или иных явлений. Для него понятие экономических факторов или финансового кризиса мало чем отличается от первобытного представления о потусторонних силах, влияющих на нашу жизнь. Они оказываются внешними, скрытными и непредсказуемыми, как любые демонические силы. Мало кто понимает, почему крах американского ведущего банка спровоцировал мировой экономический кризис и повлиял на его жизнь здесь в Татарстане, это неведомо даже ученым. С подобными силами приходится считаться и даже подчиняться им. В Государственной Думе, правительстве России, выступлениях Владимира Путина звучит один мотив – экономический спад в России вызван затяжным мировым кризисом, так будто бы неожиданно прилетели инопланетяне и создали нам проблемы. Раньше наша судьба определялась где-то на небесах, и мы верили в божественную справедливость, а потому каялись в грехах, надеясь на лучшее. Сегодня все решается где-то за океаном. Мы теперь не знаем, кому молиться.

ЛЮБАЯ ВЕРА ИЗНАЧАЛЬНА, И ЛЮБАЯ ВЕРА СТРОИТСЯ НА МИФЕ

В этом взаимоотношении с могучими внешними силами приходится выстраивать отношения, но они не могут быть рационально понятыми в каждом своем элементе и тем более стать рационально построенной конструкцией нашего гениального ума, а становятся верой в несправедливо сложившуюся картину мира, где надо следовать определенным предписаниям, потому что им надо следовать. Наш внутренний голос говорит, что власти стоит подчиняться, поскольку она милостива, мудра, благотворна и т.д., надо постоянно учиться, потому что так наставляли родители, следует честно трудиться, и тогда жизнь станет благополучной, так учили в школе. Для всего этого доказательства не обязательны, они уже заложены воспитанием, здравым смыслом, самой практикой жизни как внешняя объективная «идеология», т.е. предписания и ценности, данные как бы «сверху».

Точно так же строится наша вера в Аллаха, Христа, Будду. Кьеркегор писал, что верить в Христа из-за того, что он мудр и милостив, – это отвратительное богохульство; напротив, только сам акт веры как таковой может позволить нам прозреть его мудрость и милость. Мы изначально верим в святость откровений Евангелия или Корана, а не рациональный анализ приводит нас к вере. Если анализировать Священные Писания без внутренней веры, это может разрушить сами основы религии. Рациональные причины веры становятся очевидны только тому, кто уже уверовал, тогда он в священных книгах находит мудрость, а не ошибки. Верно и обратное: мы не верим вовсе не потому, что нам не хватает рациональных доказательств необходимости веры, а в силу отсутствия веры в коллективный разум. Атеизм вовсе не отрицает веру, он против религии, но сама вера в высшие силы всегда изначально живет с нами, пока мы находимся в обществе и признаем разумность коллективных форм общежития. Мы можем отвергнуть одну религию в пользу другой, можем стать атеистами в обычном смысле слова, но мы не можем жить вне коллектива, а стало быть элемент веры остается, не обязательно в божества и потусторонние силы, а в неизвестные факторы, которые управляют нами вопреки нашей воле.

Любая вера изначальна, и любая вера строится на мифе, не в смысле волшебной сказки, а в форме целостной картины мира, в которой отдельные звенья вполне доказательны в рамках формальной логики, но эта картина воспринимается, скорее, как откровение, а не цепь логических доказательств. Откровение – такой же способ познания мира, как и наука. Сказать, какой способ более правильный, трудно, ведь пророки тем и ценны, что им нисходило откровение, и они зажигали путеводную звезду для людей на долгие столетия. Не случайно мы особо трепетно относимся к великим поэтам, которые не занимаются логическим доказательством, а вдохновляются высокими идеалами.

Наука лишь отражает реальность как она есть, ученый лишь описывает мир, пытаясь отыскать истину. Но сама истина может оказаться в изменении несправедливого, несовершенного общества, и тогда оказывается, что нужно этот мир изменить. Это задача не ученого, а идеолога. Вместе с тем и язык общения меняется. Идеология использует не столько научные категории, сколько символы и образы, ведь именно они могут создать целостное впечатление. Научные понятия расчленяют мир на малопонятные факторы и причины, а образы и символы, метафорический язык воссоздают в воображении человека мир цельным. В этом смысле идеология – воображаемое, но не фантазия или обман, а будущая реальность, отраженная в захватывающих человека идеях.

Переход от науки к идеологии вовсе не означает переход к произвольности и конструктивизму. Свобода воли не тождественна волюнтаризму. Механизм действия идеологии заключается не в изобретении того, чего еще человек никогда не видел и не слышал, не в сочинении рациональной утопии, идеального общества, самого правильного пути, а в демонстрации, что старая действительность ложна, а значит, и наша картина мира имеет изъяны, она несовершенна. Человек, оказавшись в противоречивой ситуации устаревших социальных отношений, начинает предпринимать действия, создавая прецеденты или следуя за кем-то, кому он поверил на слово. Задача идеологии в демонстрации ложности действительности, которая строится на ложном «мифе». Конечно, новая идеология вначале существует только в сознании и не всегда как стройная концепция, но это не означает, что это ложное сознание или обман, она пытается нарисовать картину более справедливой социальной системы, что подкрепляется выводами ученых. В замещении устаревших взглядов новыми и состоит задача идеологии.

НО ФАКТ ЕСТЬ ФАКТ – РОССИЯ ЖИВА

Определяясь с «татарстанским путем», мы не можем сослаться на аналогию с уже существующими моделями. Невозможно полностью опираться на европейский путь в силу различной истории и ментальности. Можно было бы сказать, например, что договор Татарстана с Россией 1994 года аналогичен договору Пуэрто-Рико с США. Казалось бы, хороший пример для сопоставления, но дело в том, что в нашей стране договоры мало что значат как юридический документ. Как говорил сэр Уинстон Черчилль, Россия ценит договоры не выше цены бумаги, на которой они написаны. Наш договор ценен в другом смысле – как фиксация сложившейся практики, указывающей на соотношение политических сил. В то же время в России есть свои плюсы. Госдума принимает жесткие законы, которые затем никто не выполняет, а недюжинные интеллектуальные способности юристов направляются на то, чтобы обойти законы законным же путем. Умение уследить за той законотворческой чехардой, которая происходит в России, – это целая наука. Тем не менее страна с такой ментальностью существует, причем не одно столетие. Значит, есть такие традиции в России, которые отличаются от западных. Можно все это назвать произволом или отсутствием правового сознания, но факт есть факт, Россия жива. Для нас пока достаточно констатации этого факта, не оправдывая и не осуждая сложившуюся практику. Исходим из того, что есть, а не из того, чего очень хотелось бы.

И в прошлом, и в настоящем нередко такую культуру называют «азиатчиной», наследием Орды, варварством. Такие характеристики нам не помогут выработать свой путь. Эту культуру не сломать одним мановением волшебной палочки, к тому же у нее есть свои причины вполне объективного характера, а не только злостные правители вроде Ивана Грозного, Петра I или Сталина с их безмерными бесчинствами.

РАЗРУХА В ГОЛОВАХ СОЗДАЕТ РАСХРИСТАННОСТЬ ВСЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

Мефистофель:
Я отрицаю все – и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живет.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, все, что злом ваш брат зовет, –
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все – моя стихия.
Гете. «Фауст»

Идеологию нередко связывают с народным духом, хотя трудно определить, что это за явление. Эрнест Ренан выразился так: «Нация – это душа, духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Одна – это общее обладание богатым наследием воспоминаний, другая – общее соглашение, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся неразделенным наследством. Человек, милостивые государи, не появляется сразу. Нация, как и индивидуумы, это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения. Культ предков – самый законный из всех; предки сделали нас такими, какими мы являемся в настоящее время. Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная) – вот главный капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки, желать их и в будущем – вот главные условия для того, чтобы быть народом. Любят пропорционально жертвам, на которые согласились, пропорционально бедам, которые пришлось перенести».

Конечно, это скорее литературное описание, нежели научное, но такое понимание близко к общепринятому, интуитивно понятному. Именно в таком стиле любят обсуждать русскую/российскую или татарскую национальную идею.

Самостоятельность духовной сферы не подлежит сомнению. На примере татар хорошо видно, что народ как целостность удерживает не территория и не государство, а народный дух, конкретно выраженный в понимании происхождения, системе образования, обычаях, моральных нормах, причем не в качестве запретов, а в форме адаптационных механизмов. Трудно применить к народному духу понятия «базиса» и «надстройки», как учит марксизм. В жизни хорошо видно, если в головах разруха, то и в базисе наступает разруха. В России все есть для хорошей жизни, но разруха в головах создает расхристанность всей внутренней политики.

События, факты, экономика идут своим чередом, заполняя пространство и время, но в духовной сфере могут наступить исторические провалы или резкие взлеты, не совпадающие с фазами материальной жизни. Но именно духовные прорывы позволяют формировать идеологию, предопределяющую материальную трансформацию и новый фазис истории. Пока жив народный дух, есть надежда на будущее, но если угас животворный дух, то даже громадные материальные ресурсы, большая армия, отличные законы и высокая культура не смогут спасти государство. Угасший дух не возродить перечислением былых военных побед или, как это модно сегодня, организуя спортивные состязания.

В ЧЕМ СИЛА ДУХА ЧИНГИЗХАНА?

Когда мы несколько образно говорим о духе Чингизхана, то имеем в виду дух экспансии, который оказывается присущим некоторым народам в определенные исторические периоды. Экспансия викингов была невероятной силы, повлияла на судьбы многих народов, но она в своей основе была разрушительной. Викинги в принципе не могли построить империю. А вот римский дух оказался созидательным. При этом стоявший у истоков Ромул опирался всего-то на 500 бродяг. Также и у Чингизхана был небольшой отряд людей «длинной воли» или пассионариев, изменивших судьбу всего евразийского континента. Этот дух экспансии затем вселился в Россию. Трудно объяснить причины появления такого духа, но можно поискать причины его угасания. Что остановило, например, политическое саморазвитие джучидов? Из множества причин на первом месте стоит соединение религии с государством, превращение ислама в официальную идеологию. Именно в момент своего торжества ислам потерял основную свою энергетическую силу – святость веры – и превратился в практическую машину по управлению людьми. Время Узбек-хана стало вершиной, за которой последовал спад Золотой Орды. Точно так же «симфония» православия с самодержавием остановила дух экспансии в России, став главной причиной социальных общественных противоречий. Пока православие жило в монастырях как свободный дух, оно было животворным, а став идеологией, потеряло свою гибкость и творческий потенциал.

Почему Римский дух после крушения и распада государства возродился в империи Карла Великого, а затем в эпоху Ренессанса нашел продолжение в обновленной форме в европейских государствах? Вектор прогресса определил принцип «Богу – богово, Кесарю – кесарево», религиозная терпимость и постоянно расширяющаяся свобода, что и стало прощанием со Средневековьем и предопределило появление капитализма.

В чем сила духа Чингизхана? Империя строилась на признании всех религий и культур равными. Это подкреплялось освобождением от налогов, сохранением традиций и местных законов, над которыми надстраивались ханские ярлыки. Евразийский подход отличался именно этим признанием всех культур равными, не разделяя на римлян и варваров, как в Римской империи. Китай считал татар варварами и проиграл им войну, хотя в 60 раз превосходил их численно. Высокомерный шовинизм не лучший помощник в политике. Империя Чингизхана, несмотря на огромные пространства, могла существовать и не распадаться только потому, что каждый народ нашел в нем свое место, а татарская дань была более чем щадящим налогом (10%), обеспечивавшим безопасную торговлю.

Чингизхан продвигал вверх по социальной лестнице людей способных, даже в ближайшее окружение в армии и администрации он набирал людей не по происхождению, а талантливых и людей знания. Яркий пример тому – Джебе, который отчаянно сопротивлялся Чингизхану, попал в плен, и ему великий полководец предложил служить в его армии, и тот дослужился до звания нойона, командовавшего целой армией. Нет ничего загадочного или сверхъестественного в поведении Великого хана, но как редко в истории придерживаются подобных принципов!

ЕВРАЗИЙСКИЙ ДУХ НЕИЗБЕЖНО НАЙДЕТ СВОЮ ФОРМУ ВЫРАЖЕНИЯ

Для нас существенно понять различие евразийского и римского пути. Конечно, сегодня очень трудно провести между ними резкую грань, многое из западных достижений стало частью нашей культуры, но если рассматривать Россию в целом, а не только Татарстан, то, безусловно, евразийский путь остается как определяющий исторический вектор.

Россия стала великой постольку, поскольку придерживалась евразийских принципов, но при Петре I она стала переходить на римский путь. Это создало основную коллизию. Технологии и науки развивались, экономические преобразования требовали политических реформ, но их невозможно было провести по европейскому образцу, а евразийский подход отвергли по идеологическим мотивам. Европейская техника и технологии дали резкий скачок вперед, а европейские порядки на евразийской земле пришли в резкое противоречие друг с другом, создав целую серию политических катаклизмов. Конечно, сегодня не имеет смысла возвращаться к средневековым порядкам из-за любви к евразийству, но евразийский дух неизбежно найдет свою форму выражения, только будет уже называться иначе – федерализмом, причем не американским, и не германо-австрийским, и не швейцарским, а российским, в котором сохранятся как республики, так и губернии.

Такую форму федерализма инициирует прежде всего Татарстан, подтверждение тому – договоры 1994 и 2007 годов, их можно считать первым звеном в этой форме федерализации. Вместе с тем мы в Татарстане наследники евразийской ментальности. Смысл такого утверждения заключается в следующем: при всем различии тюркских, славянских и финских культур они дополняли друг друга в силу экономических потребностей, а потому многие общие элементы вошли в нашу жизнь и быт, стали неотъемлемой частью образа жизни. Достаточно сослаться на татарские заимствования в русском или марийском языках. Справедливо и обратное. Вообще, русский язык впитал громадное количество не только тюркских, но и немецких, голландских, а также слов латинского или греческого происхождения, а потому он стал великим и могучим.

Евразийская ментальность народа Татарстана имеет свои преимущества, она позволяет нашим людям легко общаться и работать как в Европе, так и в Азии. Культура народов Татарстана по существу открытая, иначе говоря, готовая к заимствованиям при сохранении своей идентичности, что существенно не только для самосохранения, но и восприятия передовых западных идей.

Это были предварительные и общие соображения. Более конкретно идеологию татарстанского пути рассмотрим в следующих статьях.

Моя Республика, любимая страна,
Раскинутая у закатов,
Всего себя тебе отдам сполна,
Всего себя, ни капельки не спрятав.

Пусть жизнь глядит холодною порой,
Пусть жизнь глядит порой такою злою,
Огонь во мне, затепленный тобой,
Не затушу и от людей не скрою.

Я не хочу и не могу молчать,
Я не хочу остаться постояльцем,
Когда к Республике протягивают пальцы,
Чтоб их на горле повернее сжать.

Павел Васильев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (108) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.09.2013 11:14

    Меня удручают слова Хакимова "Мало кто понимает, почему крах американского ведущего банка спровоцировал мировой экономический кризис и повлиял на его жизнь здесь в Татарстане, это неведомо даже ученым. С подобными силами приходится считаться, и даже подчиняться им."Как же так уважаемый историк, влияние Рима на страны римской империи вы понимаете, влияние чингизитов на страны от Азии до Европы вы понимаете, а влияние банковской системы ведущей страны мира на другие страны -вы отказываетесь понимать. А что глобализация она сама по себе совершается и доллар гуляет сам по себе?

  • Анонимно
    28.09.2013 11:15

    Отдыхай Хакимов. Нечего у Вас не получилось. Бардак кругом !

  • Анонимно
    28.09.2013 11:25

    основавываясь на нормандской теории образования российского государства, на убеждении о правлении чингисхана автор делает глубокомысленные выводы о евразийском пути.но если следить за последними раскопками археологов то получается на нашей российской земле была древнейшая цивилизация. гораздо более древняя чем рмская, китайская, азиатская.есть неоспоримые доказательства об переписании истории в семнадцатом веке. все эти росказни что наши предки были дикарями и нас просветила европа, и благодоря правлению чингисхана мы стали похожи на людей не выдерживают никакой критики.правление чингисхана "подтверждается" так называемыми многочисленными источниками. на деле нет ниодного подлинника. есть книги расказывающие о чингисхане. но эти книги переписаны со старых. а старых не осталось. о временах римской или китайской истории есть существующие памятники истории. многочисленные архитектурные строения, скульптуры,папирусы, та же китайская стена.но где хоть одно строение чингисхана или хотьчто то? нчего нет!!! если он такой великий, то почему не оставил после себя ничего? у всех цевилизаций есть, а у чингисхана нет!!! для европейских историков важно потдерживать теорию что на территории нынешней россии жили полудикие племена, да еще было татаро-монгольское иго. Разве они позволят нам иметь историю богаче и древнее чем их европейская? нет. вот на этой тарабарщине и строится всевозможные умозаключения. Мы все ищем какой то особый евразийский путь. У нас своя неповторимая великая история! Посмотрите на открытия генетиков за последние 20 лет. Посмотрите на раскопки на кольском полуострове. Там есть докозательства цивилизации которвя существоала древнее египетской!!!

    • Анонимно
      28.09.2013 12:01

      Согласен с Вами.К тому же есть и неопровержимые доказательства, что древняя Русь была довольно сильным и развитым государством за несколько столетий до Чингисхана. Пример: Софийский Собор в Киеве был построен Ярославом Мудрым в первой половине XI века (на рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен). Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик 260кв.м и фресок 3000кв.м первой половины XIвека и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. А Чингисхан начал поход на Русь спустя 200 лет!

      • Анонимно
        28.09.2013 13:07

        собор то был не русский... и не ими построен?

        • Анонимно
          28.09.2013 18:27

          а кем?

          • Анонимно
            28.09.2013 18:57

            Молдавскими строителями, узбекскими гастарбайтерами, кавказскими шабашниками под эгидой ПСО "Казань".Физик не очень мягкого тела

    • Анонимно
      28.09.2013 12:23

      Чингисхан - историческая личность, а его наследие было уничтожено в основном китайцами (ну и российской империей отчасти). Вообще в крови у китайцев затирать из истории любые следы своих противников, либо писать очерняющие исторические трактаты. А насчет древней цивилизации на Кольском полуострове - так это вы перегнули палку, наверное была какая-нибудь первобытная стоянка неандертальцев, и вы, чудак, сразу на основе этого поверили в свою исключительность.

      • Анонимно
        28.09.2013 20:36

        наследие Чингизхана сохранено: все у кого историческая фамилия содержит сочетание "хан" - чингизиды. Татарстан остается "занозой" этой женской России - у нас есть Минниханов!

    • Анонимно
      29.09.2013 16:51

      но где хоть одно строение чингисхана или хотьчто то? нчего нет!!! если он такой великий, то почему не оставил после себя ничего? Строений нет потому что их разобрали по кирпичам варвары .Остались только фундаменты которые погребены под землей .Но то что история намного древнее и богаче чем европейская с этим спорить глупо .Буре .

      • Анонимно
        30.09.2013 11:32

        самая богатая и древняя история - африканская. как ни крути, человек там появился.

      • Анонимно
        30.09.2013 15:19

        Все пытаемся в какие-то дебри влезть. Где материалы, статьи ученых, археологов о трагедии Билярского ханства, павшего под натиском войск Тамерлана (имя не точно) и по сути, ценой своих жизней защитивших Болгарское ханство и русские княжества (Нижегородское). А ведь Билярск всего-то в 35 км. от Чистополя.

    • Анонимно
      30.09.2013 11:25

      это все придумал черчилль в восемнадцатом году. на самом деле мы наследники атлантов и гипербореев.

  • Анонимно
    28.09.2013 11:34

    порой интересно почитать бред Хакимова

  • Анонимно
    28.09.2013 11:36

    Рафаэль абы, рахмат за содержательные статьи! Переводите их пожалуйста и на татарский язык, чтобы люди в регионах Татарстана тоже могли ознакомиться на татарском языке.

    • Анонимно
      28.09.2013 12:03

      Я думаю, будет правильно, если Хакимов все свои опусы будет писать только на татарском языке!Для кого он пишет сей сор? Для русских, оскарьляя при этом их? Для татар, чтобы поднять национальный дух? Если для татар - пусть пишет на татарском!

      • Анонимно
        28.09.2013 13:56

        Обидчивый вы наш :) Пишите свои опусы и публикуйте в газете если ума хватит.

      • Анонимно
        1.10.2013 02:11

        //Если для татар - пусть пишет на татарском!// - Хакимов не умеет писать на татарском, он владеет родным языком на кухонном уровне.

    • Анонимно
      28.09.2013 12:11

      Хакимов как всегда вводит людей в заблуждение ! Так держать Хакимов !

  • Анонимно
    28.09.2013 11:59

    Хакимов-Валеев-Хакимов. Значит следующей на БО выйдет статья Валеева

    • Анонимно
      28.09.2013 13:08

      Валеев - который депутат отмалчивается и по науке и по образованию и по культуре. Госсовету нечего сказать народу. Зачем сидят тогда в комитете- писатели?

  • Анонимно
    28.09.2013 12:08

    с такими дырявыми идеологами америкосы точно нас победят.

    • Анонимно
      28.09.2013 13:11

      12:08 Вы ещё директора РИСИ Леонида Решетникова почитайте http://topwar.ru/print:page,1,33835-leonid-reshetnikov-my-dolzhny-vybratsya-na-svoy-tretiy-put-rossii.html. Узнаете, какие у нас эксперты по стратегической политике страны.

      • Анонимно
        29.09.2013 11:02

        Да уж, судя по интервью Решетников весьма дремучий человек, живущий в России 19-го века и скучающий по "православной империи". Такие стратеги точно заведут Россию в никуда.

    • Анонимно
      28.09.2013 20:38

      Вы не дооценили Галеева М.Г. - это Вам не фигура?

  • Анонимно
    28.09.2013 12:22

    Мысли Рафаэля С.понятны и близки, по-видимому, потому что у нас общая ментальность, воспитание и образование.Он лучше понимает происходящее и объясняет нам.Он пытается предсказать и предотвратить опасности, ожидающие Россию и Татарстан, потому что обладает сердцем в отличие от чистых политиков. Главное - есть ли такое понимание у наших руководителей? Упадок происходящий из-за выбора кадров по происхождению, а не по знаниям, проявляется в Татарстане сильнее чем в России. Это основная беда на сегодняшний день. Такие "кадры" не только не работают, а наносят огромный вред. Вот с чем бы разобраться нашему президенту в первую очередь.

    • Анонимно
      28.09.2013 13:18

      "...выбора кадров по происхождению". Подробнее, пожалуйста. По происхождению - это как? По этническому? Но мне представляется, что с определённых уровней богатства и власти применяются другие критерии.

      • Анонимно
        28.09.2013 14:04

        В Татарстане давно известно в какой деревне надо родиться, и в какой избе, чтобы занять высокое положение на госслужбе.

        • Анонимно
          28.09.2013 15:21

          Ещё надо правильно "женить-выдатьзамуж" своих детей. :-))

      • Анонимно
        28.09.2013 20:40

        это не про Закирова из Конгресса? происхождение средненькое...

  • Анонимно
    28.09.2013 12:30

    Хватит уже смотреть назад. Посмотрите вперед. Мы в .. опе. И смотрим на задницы Европе и Америки.

  • Анонимно
    28.09.2013 12:39

    Вопросы- Есть ли преимущества в Золотой Орде? И если есть то какие? Есть ли преимущества в союзе с Таджикистаном, Кыргызстаном и какие? Какой вклад в развитие Российского государства и экономики страны делают северокавказские республики?

    • Анонимно
      30.09.2013 11:40

      у нас же бездуховность, а в чечне почти шариат, высокая нравственность и всё такое. а киргизы вообще к монголии близко - считай, наследники великих ханов и их великих идей евразийства. только так победим!

  • Анонимно
    28.09.2013 12:49

    Может хватить ставить эксперименты над своим народом, то советский путь, то суверенный, то сейчас какой-то татарский. Дайте спокойно пожить и развиваться, как весь нормальный мир

    • Анонимно
      28.09.2013 16:25

      в смысле не перекрывать вывоз денег на Кипр и в другие заграницы... нормально.

    • Анонимно
      28.09.2013 18:20

      Весь мир живет нормально, потому-что имеет цели, знает и делает. Мы только трещим и бездействуем. Спасает пока богатства природы.

  • Анонимно
    28.09.2013 12:58

    Уважаемые Рафаэль Хакимов и читатели статьи!По поводу мифов хочу задать простые вопросы.- Человек, с которого началось христианство и один из пророков ислама - Иисус Христос/Иса: он кто? Миф или факт?- Его дела, сама жизнь - это миф или свершившиеся факты?- Учение, которое Он оставил и заповеди - это миф или они и сегодня реально исполнимы? Не чудеса, а повседневная жизнь: помогать ближнему, почитать родителей, не прелюбодействовать, и т. д., наконец, уповать всецело на Отца Небесного... Рождение в Духе? - это реально?Две тысячи лет сыграли с человечеством шутку: свершившиеся факты религиозной жизни они стали воспринимать сначала как легенды, потом как мифы, сейчас как симулякры. Для фактов не существует понятия времени - вот в чём соль. Христос и Магомет указали Путь, которым может пройти каждый их последователь. И этот путь достижим и реален здесь и сейчас.Если человечество идёт по пути Пророков, то вопрос евразийства или иного "пути" отпадает сам собой.

    • Анонимно
      28.09.2013 16:28

      а если не идет человечество этим путем?

      • Анонимно
        28.09.2013 17:48

        а конец света на что?

        • Анонимно
          28.09.2013 21:04

          так он для Всех Конец Света...

          • Анонимно
            29.09.2013 13:45

            :-) Я Вам улыбаюсь."Конец света" - Апокалипсис, губительный для мёртвых и светлый для вечно живых. Рождённые в Духе на Суд Божий не приходят. Это есть в Евангелии - Новом Завете.

  • Анонимно
    28.09.2013 12:59

    "Все больше молодежи с юга Казахстана едет в Россию на заработки, констатирует директор департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбердин, передает КазТАГ. "Если раньше казахстанская молодежь, вообще казахстанская рабочая сила практически отсутствовала на рынке труда РФ, то… не могу сказать в количественном отношении, но я вижу в аэропортах большие группы молодых людей, в основном из южных наших регионов. Они находят себя в РФ, находят работу для себя", - цитирует пресс-служба научно-исследовательского центра "Молодежь" Акбердина по итогам дискуссии в ЕНУ им. Гумилева в четверг.Подробнее: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstanskaya-molodej-prevraschaetsya-v-gastarbayterov-242445/ДОЖИЛИ!!! ТЕПЕРЬ К УЗБЕКАМ, ТАДЖИКАМ С КИРГИЗАМИ ЕЩЁ И КАЗАХИ ПРИБАВЛЯЮТСЯ!!! СКОРЕЙ БЫ ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ВВЕЛИ!

    • Анонимно
      28.09.2013 16:27

      это ЛЮДИ, и они едут к нам. Хорошо же!

      • Анонимно
        28.09.2013 19:26

        Ну, если они едут к Вам - тогда я очень рад. Мне так спокойнее - мне такие гости не нужны. :-))

      • Анонимно
        28.09.2013 22:24

        А почему эти люди русских вынудили уехать из своих стран?

        • Анонимно
          29.09.2013 08:26

          Они думали что все беды у них из за русских, и вот выяснилось что русских выгнали а лучше не стало, сами ничего создать не могут, куда деваться, да конечно же в Россию, эмираты с саудитами их не берут, в Европу виза нужна.

          • Анонимно
            1.10.2013 02:25

            Господа шовинисты! С вашими настроениями Татарстан не самое подходящее место для вас. Меня совершенно не напрягают ни узбеки, ни казахи, ни киргизы, пусть, едут, в конце концов они мои единоверцы. Мы вместе кушаем плов и бишмармак, пьем кумыс и катык. Если русские присоединятся к нашей трапезе, я не против, только не учите нас жить.

  • Анонимно
    28.09.2013 13:00

    лично мне не нравиться что российское правительство всегда кормит греков,армян и сербов.хорош уже кормить банановые республики засчет федерации.

  • Анонимно
    28.09.2013 13:12

    Отрадно, что Хакимов стал украшать свои тексты стихами. Давайте предложим Хакимову не останавливаться на достигнутом и продолжить обращение к стихам, например к этим. А администрации Бизнес онлайн приглашать и других историков, лучше из Москвы , Питера.Наш след не померкнет на русской земле.Мы – образ России в зеркальном стекле.В лад жили и пели мы с русскими встарь:свидетельством – нравы, привычки, словарь.Мы с русским народом сроднились давно.Во всех испытаньях стоим заодно.Такого родства временам не избыть!Нас крепко связала истории нить.Как львы, мы отважны в тревогах войны.Как лошади, трудимся в мирные дни.На счастье – с народом любым наравне –имеем мы право в родимой стране! Габдулла Тукай

    • Анонимно
      28.09.2013 14:19

      Все статьи издавно Хакимов сопровождает стихами. В БО постоянно.Мне тоже нравится.

      • Анонимно
        28.09.2013 18:41

        Эти стихи Павел Васильев написал незадолго до своей гибели в 1937г. Талантливейший поэт был. Хакимов почему то выдернул только отдельные абзацы, надо было полностью его напечатать.

    • Анонимно
      1.10.2013 02:45

      Вы привели здесь лишь часть стихотворения Тукая, написанного на смертном одре весной 1913 года к юбилею Дома Романовых. Вырванный из контекста и приведенный здесь фрагмент вовсе не отражает подлинного содержания текста Тукая. А написано там примерно следующее (привожу по памяти): "О падишах! Разве ты не видишь, как мы-татары, твои окровавленные рабы, бьемся в бесправии в этой стране. Мы не жалеем своих жизней ради нее в разных войнах, надрываемся в тяжком труде. И вот такой народ лишен всяких прав... Тот ли народ (татары) своих прав не достоин?!("Шул халыкнынмы хокукка хаккы юк?")". А тот кусок, который Вы привели, во-первых, переведен Семеном Липкиным с большой долей советской лакировки. Во-вторых, смысл оригинала заметно отличается от приведенного здесь фрагмента.

  • Анонимно
    28.09.2013 13:17

    Идеология - слово, которое не нравится и отталкивает сразу же, понятно почему - идеологи часто лгали и вводили в заблуждение народ. То,о чем говорит Хакимов Р.С. - другое, здесь нужно другое слово подобрать. Может на русском и слова такого нет, а на татарском - должно быть обязательно.

    • Анонимно
      28.09.2013 17:18

      Недавно часто можно было услышать, что для России (иногда для русских) нужна новая идея. Просто Идея.

      • Анонимно
        28.09.2013 19:10

        Где-то слышал или читал, что немцы шарахаются от собеседника-иностранца, который заводит речь про национальную идею.

        • Анонимно
          28.09.2013 19:34

          Жил и работал среди немцев. Не правда. Немцы очень любознательны и стараются понять другую культуру. Очень рады, когда с ними говоришь на немецком, а не на английском.Но от национал-социалистической - шарахаются. Но это другая история.

  • Анонимно
    28.09.2013 13:26

    Системный мировой кризис связан, и не в последнюю очередь, с духовным оскудением людей. Люди не должны жить только законами рынка, они хотят иметь цели и для души. На русском языке для этого есть слова - дух, одухотворенность,душа, совесть, гармония. А на татарском? Помогите!

    • Анонимно
      28.09.2013 20:45

      Помоги себе сам - вспомни папу, деда, прадеда. Вспомни детство и свои места - вот так обретается Дух Места, Дух Отечества, Времени и Своего Народа... помоги себе САМ - вспомни Все!

    • Анонимно
      1.10.2013 02:49

      //На русском языке для этого есть слова - дух, одухотворенность,душа, совесть, гармония. А на татарском? Помогите!// - На татарском языке есть прекрасное слово "РУХ". "Халык рухы" - народный дух. "Милли рух" - национальный дух.

  • Анонимно
    28.09.2013 15:15

    какое еще евразийство? это большие просторы и великая история. мы маленькая уютная республика, все такие умелые и скромные, истинные исконные булгары )))))))))

  • Анонимно
    28.09.2013 16:05

    Нормально написано, нравится

  • Анонимно
    28.09.2013 16:47

    А нельзя просто жить, без всяких нарисованных путей?

    • Анонимно
      28.09.2013 17:17

      Живите, в безпутстве. Только потеряетесь в трех соснах.

      • Анонимно
        28.09.2013 18:39

        По-моему, мы имеено сейчас и потерялись.. Даже с наличием опытных путеводителей..

        • Анонимно
          28.09.2013 19:05

          Это ваша оцена - теряйтесь, если вам так нравится. Главное чтобы путеводители были правильные и работоспособные.Должен быть такой подход: путь, направление, очередность шагов, темп передвижения, с кем идти и как идти очень важно продумать и, главное, действовать. Юлчы

          • Анонимно
            28.09.2013 20:24

            "темп передвижения".. эко вас куда занесло. так Вы темп передвижения можете регулировать? Так посодействуйте его ускорению.. Болтать -не работать.. Кстати, так с кем и куда надо по-вашему идти?

      • Анонимно
        30.09.2013 11:36

        хорошее слово. безнравственность. бездуховность. безпутство.

    • Анонимно
      28.09.2013 17:17

      Живите, в безпутстве. Только потеряетесь в трех соснах.

    • Анонимно
      30.09.2013 11:35

      не, никак люди сами думать не научатся и ответственности за свой выбор нести не желают. вот и ищут проводников по неведомым евразийским путям.

  • Анонимно
    28.09.2013 17:18

    где же библиотека Ивана Грозного, так спрятали, что не найти?, там бы и нашлись труды эпохи Чингисхана.

    • Анонимно
      28.09.2013 21:05

      библиотеку Кул-Шарифа перевели в Интернете - столько всего - Вы не поверите... даже судьи РФ не верят и запрещают переводы, хотя Иван читал легко на татарском.

  • Анонимно
    28.09.2013 17:48

    >>Экспансия викингов была невероятной силы, повлияла на судьбы многих народов, но она в своей основе была разрушительной.Не совсем верно. Викинги основали Нормандию, потом завоевали Британию и создали величайшую империю на Земле - Великобританию.

  • Анонимно
    28.09.2013 18:39

    Рафаэль СИбгатович лицемерие определил как философию и культуру всей России и всех народов - законодательное поле одно и жизнь в нем общая. Народ бы ушел отсюда, да деньги тырят раз в 20 лет, а раз в сто лет народ гонит лицемеров - но находится Суворов для подавления... так и существует это население, блуждая в ереси...

  • Анонимно
    28.09.2013 19:55

    Хакимову за статью спасибо! С доводами, изложенными в ней можно соглашаться или нет, но откровенно изложенная позиция автора заслуживает внимания и уважения. вместе с тем, автору хотелось бы высказать личную просьбу (пожелание) - возможно ли более простое и доступное для понимания различными категориями читателей изложение мыслей? Мудреные тексты всегда оставляют риск двусмысленности при их восприятии, а просто излагаться всегда сложнее и ответственнее. Спасибо!

    • Анонимно
      29.09.2013 19:15

      Если бы излагалось все просто и ясно, то модератор бы не пропустил. А так сказал все, что хотел и поняли все те, кому предназначалось и при этом автора нельзя привлечь. Хакимов талантливый пропагандист обученный коммунистической партией.Если бы не близость ко двору, то, возможно, был бы татарским Герценым.

      • Анонимно
        30.09.2013 10:42

        Возможно Вы правы! Но все же хотелось бы, чтобы "искусство было не только для искусства", но и для единственного источника власти - нашего, терпеливого и бесспорно достойного лучшего, народа!

  • vlad
    29.09.2013 00:10

    Судя по картинке с картой,кто-то уже и слово тартария за татарию хочет принимать.А может следовало показать часть карты,где современный татарстан находится,где обычно на картах тех годов-луговые и горные черемизы пишутся.Голимая пропаганда с обманом.

    • Анонимно
      29.09.2013 10:03

      Официальная история, принятая в России мягко говоря многое замалчивает. Но ведь есть и будут новые археологические находки которые все равно покажут - какие народы где жили раньше. Откуда названия тюркские, имеющие простой перевод - Байкал - Богатое озеро, Саратов - Желтая гора.

      • Анонимно
        29.09.2013 17:11

        На протяжении многих веков народы, населяющие территорию Прибайкалья, именовали озеро каждый по-своему. Китайцы в древних хрониках называли его "Хань-Хай" или «Бэй-Хай» («северное море»), древние тюрки – «Тенгис» («море, океан»), эвенки – «Ламу» («море»), монголы – «Байгаал Далай» («большой водоем»), а буряты – «Байгал-Нуур», что в переводе означает «озеро Байкал» и говорит о том, что Байкал уже имел свое имя, когда о нем узнали буряты. Происхождение же самого слова «Байкал» остается неизвестным до сего дня.Про Саратов, ещё более сомнительная версия! Есть ещё Саров, Саранск, Сарапул ...топонимов с началом "Сар" (Царь) на Руси очень много!

        • Анонимно
          30.09.2013 03:41

          Саратов (Сары Тау, желтая гора) - факт, Кемеровская область (Кемер Тау, угольная гора) - факт, Читинская, Чита ( с татарского с краю, далеко) - факт, Астраханская (Астыр Хан) - факт И Т. Д. Не надо строчить, если не знаешь.

          • Анонимно
            1.10.2013 20:15

            Ни одно название русского города не образуется по принципу - старое нерусское название+окончания (ов), (ск), (ань). И это факт! Может быть и итальянцы будут говорить о латинском происхождении Астрахани, только на том основании, что Астра по латыни "Звезда"? Но ведь это же бред!!!

  • Анонимно
    29.09.2013 00:53

    Мой первый комментарий "Меня удручают слова Хакимова" оказались пророческими, потому что меня удручают практически все комментарии: нравится -не нравится, хорошо -плохо, скоро только мычать будем от такого описания истории отечества.

    • Анонимно
      29.09.2013 09:55

      Сказать первое и последнее слово - видимо ваш конек. Как в известном анекдоте - Штирлиц жестоко избил Мюллера и уходя попросил спичек. Штирлиц знал - запоминается последнее.Чувствуется, что Вы душой не болеете. Выискивать только плохое? А от вас то какой толк, извините?

  • Анонимно
    29.09.2013 10:29

    а чем занимался г-н Хакимов последние 20 лет? с помощью словоблудия о великом был постоянно на виду у власти. вспомните тех кто прославлял "малую землю"Брежнева Д.И. они утверждали что битва за "малую землю" переломный момент во второй мировой войне. подгонять историю под власть имущих стыдно.

  • Анонимно
    29.09.2013 12:48

    Статью уважаемого Хакимова можно назвать блестящей, но вывод по причине развала Золотой Орды он все равно делает неправильный. Хакимов дает такое заключение :"... на первом месте стоит соединение религии с государством, превращение ислама в официальную религию...". Примеры сохранения государственности и освобождения Саудовской Арабии от Османской империи, Алжира,Марокко,Египта,ОАЭ,Кувейта,Катара и множества мусульманских государств,бывших колониями, говорят об обратном. Именно приверженность к Исламу сохранила эти государства. И именно отход от Ислама большой части татарских мурз,недовольных дележом власти, и переход их к православному образу жизни способствовало поражению. Ну как не прельститься: не надо каждый день исполнять намаз (это же так утомительно), можно пить,пьянствовать,заниматься женщинами и т.д., а потом на исповеди отмолить все свои грехи. Казахи,узбеки (наши родственники) смогли сохраниться ,потому что не были подвержены этому соблазну. Ислам не мешает им сейчас иметь государственность и развиваться. И еще как развиваться. Мой вывод: нежелание исполнять намаз и другие предписания Аллаха привели к этому печальному исходу. Так что,господин Хакимов, намаз основа государственности. Начинайте! Или у Вас нет времени?

    • Анонимно
      29.09.2013 15:16

      Какой ты умный!!! Только твоя аксиома споткнулась буквально вчера, когда таджикский мулла женился на двух своих падчерицах 14 и 16 лет, и получил бедняжка 23 года тюрма за этот невинный поступок.

      • Анонимно
        1.10.2013 02:57

        На падчерицах можно, это же не кровосмешение, только подождать надо было трошки до 18 лет оных девушек. А так, конечно, педофилия и заслуженное наказание.

  • Учёный снова не подвёл.Статью обещанную тиснул.Цитаты умные привёл,Читатель чтобы не закиснул.Он как известно «особист»,За путь особый выступает.При этом евроисламистДух Чингисхана вызывает.Тиран монгольский ему мил,Его везде, всегда пиарит.Совместно жить, мол научил,Великим ханом называет. За то, что тот смог навести Порядок нужный и был внятен.С Европой нам не по пути -Конструкт историка понятен.Ментальность наша такова:-Татарам ближе евразийство.Привыкли хан, чтоб был глава,И в языках у нас взаимство.Учёный, тему чтоб развить, Пообещал, что размышлизмыИ дальше будет выносить,Истории поставив клизмы.

  • Ветер
    29.09.2013 17:14

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Синтез Эзопова языка и вполне откровенные размышления. Замаскированные противоречия и вполне конкретный месседж. Обтекаемые, политкорректные на первый взгляд формулировки, воздействуют на фундаментальные основы. В качестве примера, картинка старой карты и чуть ниже смысловая привязка: «старая действительность ложна, а значит, и наша картина мира имеет изъяны, она несовершенна». Центр самостоятельно формулирует повестку дня, не желая привлекать широкие интеллектуальные круги для выработки будущей модели функционирования. Он вероятно самодостаточен. В ответ получает уникальное понимание Евразийского пути, Рафаэлем Сибгатовичем. Совпадает или нет, узнаем, когда будет озвучена официальная версия. В этом состязании идей следует видеть не крамолу, а проникнутость общей целью укрепления Отечества. Истина познается в споре.

  • Анонимно
    30.09.2013 11:24

    "Россия, которую мы потеряли" при Петре I?

  • Анонимно
    30.09.2013 11:31

    Комментарии к околоисторическим статьям на БО нынчн совершенно невозможно читать - сплошная атлантида и властискрывают.

    • Анонимно
      4.10.2013 11:42

      Пребывайте в объятиях Миллера, Байера, Шлёцера, Карамзина...

  • Анонимно
    30.09.2013 15:30

    Татары потомки скифов!

  • Анонимно
    2.10.2013 19:32

    Казанская Тартария ...............

  • Анонимно
    5.10.2013 02:10

    Сдаётся мне, что нет никакого т. н. "евразийства" и скорее всего его никогда и не было! Термин искусственный и порочный!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль