Машиностроение 
9.10.2013

«Туполев» будет «дрессировать» в Казани «ревущих зверей»

29863.jpg
КАПО им. Горбунова

АРИЯ МОСКОВСКИХ ГОСТЕЙ

О планах по переносу испытательной базы на КАПО им. Горбунова газете «БИЗНЕС Online» сообщили сразу два источника в авиастроительной отрасли. «Эта идея возникла примерно три года назад, – уточнил первый. – Все было настолько серьезно, что некоторые из сотрудников ЖЛИиДБ уволились. А сейчас, когда на КАПО реконструировали полосу и аэродром, это вполне реально». «Перенос неизбежен, – уверен второй, – но документов пока никаких нет. Однако о многом говорит тот факт, что летно-испытательная станция КАПО уже подчиняется Косареву (Александр Косарев – директор ЖЛИиДБавт.), и вообще испытатели «туполей» и так уже потихонечку все захватили в Казани, по сути, вытеснив местных». Вот это поворот – настоящая столичная экспансия.

Отметим, что ЖЛИиДБ – одна из самых почтенных авиационных организаций страны. Служба летных испытаний ОКБ Андрея Туполева начала создаваться в 20-е годы, строительство ЖЛИиДБ стартовало в 1947-м, а ввели в строй базу в начале 50-х. Она находится на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ) «Раменское». В Жуковском испытывали и доводили все туполевские машины. Например, этапными для ЖЛИиДБ (и для Казанского авиазавода) стали испытания бомбардировщика Ту-22 (фильм «Нежность к ревущему зверю» помните? Он именно о драматичной истории рождения этого самолета).

В конце 80-х ежегодный общий испытательный налет самолетов ЖЛИиДБ доходил до 3,5 тыс. летных часов. За год выполнялось не менее 1200 испытательных полетов, половина из них – на предельных режимах… Но после 1991 года объем работы резко сократился, а суммарный налет уменьшился до нескольких сот часов… Сегодня одно из основных направлений ЖЛИиДБ – работа по семейству Ту-204/Ту-214, при этом большую часть сертификационных испытаний проводят на аэродромах серийных заводов в Ульяновске и Казани, говорится на сайте «Туполева».

Отметим, что будущее самого «Раменского» туманно: на высоком уровне прорабатывается его превращение в международный аэропорт, базу грузовых и чартерных пассажирских авиаперевозок, а также бизнес-авиации. А на днях появилась информация, что «Раменское» может стать аэропортом лоукост-перевозчиков. Как все это будет соседствовать с испытательным аэродромом, непонятно.

111.jpg
Рустам Минниханов: «Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать»

МИННИХАНОВ – ПОГОСЯНУ: «МИХАИЛ АСЛАНОВИЧ, ЦЕНТР – В КАЗАНИ»

Своего рода приглашение «Туполеву» по максимуму «переселяться» в Казань прозвучало из уст президента РТ Рустама Минниханова, когда 2 марта он и президент ОАК Михаил Погосян представляли коллективу КАПО нового генерального директора – президента «Туполева» Александра Бобрышева. Погосян тогда рассказал о качественной перестройке объединяющихся «Туполева» и КАПО, объединении ресурсов разработчиков и производителей – для сокращения времени принятия решений. Также он сообщил, что обновление взлетно-посадочной полосы открывает перед КАПО возможность инфраструктурного роста. А Минниханов, заявив, что в Казани появится «мощный научно-производственный центр», акцентировал внимание на следующем: «Михаил Асланович, я это, конечно, и Бобрышеву говорил: центр – в Казани. Может, если есть необходимость, филиал – в Москве, но не филиал в Казани… Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Погосян заверил: «Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и «Туполева».

Но с переездом ЖЛИиДБ возникает немало вопросов. Что придется «перетаскивать» в Казань? Готова ли инфраструктура КАПО к такому повороту событий? Поедут ли в Казань специалисты из Москвы и Жуковского? И, наконец, а будет ли что испытывать, ведь туполевская фирма переживает далеко не лучшие свои годы? Впрочем, утверждают, что модернизация Ту-22М3 сделает из него, по сути, новый самолет. Да и на том же мартовском мероприятии Минниханов намеком выразил надежду на то, что у КАПО «будет серийная машина», а Погосян заявил о некоем совершенно новом проекте: «Сегодня работаем и над следующим проектом, который будет реализовываться после того, как мы пройдем основные этапы МС-21. И здесь мы рассчитываем на потенциал КАПО и «Туполева».

Газета «БИЗНЕС Online» попыталась получить комментарии в ОАК и на КАПО, но пока не получила ответа. Зато своей точкой зрения с нами поделились отраслевые эксперты.

39261.jpg
Модернизация Ту-22М3 – дело первостепенной важности

«СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО У ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ БУДЕТ ЗАГРУЗКА, НЕТ»

Васил Каюмов – советник президента ОАК, экс-генеральный директор КАПО:

- Это идея еще 2011 года. Мы с Александром Петровичем (Бобрышевымавт.) отрабатывали вариант посадить сюда ЖЛИиДБ, когда ставили задачу объединения «Туполева» и КАПО. И, помните, 2 марта президент Татарстана настоятельно говорил, что все должно быть стянуто на Казань? Это необходимо сделать и для того, чтобы полностью отрабатывать те возможности, которые дает реконструкция аэродромного комплекса КАПО… Особо перетаскивать ничего не надо – возможно, только наземные стенды по обработке информации. Самое главное – люди, мозги. И это, кстати, самое сложное – перетащить их из Жуковского сюда. Если они не поедут, кто будет их работу здесь выполнять? Насколько наш филиал «Туполева» готов к тому, чтобы здесь это дело подхватить? Кстати, такая же проблема и у национального центра авиации, который создается в Жуковском, – тоже из Москвы надо людей перетаскивать, и тоже вопрос: поедут ли? Если нет, то сегодня ОАК объявила о создании в Жуковском своего университета, будем готовить там новые кадры.

Да, предполагается, что полноценные испытания будут проходить в Казани модернизированные Ту-22М3 и Ту-160, а когда появится ПАК ДА, то и он, и кто знает, может, появятся и другие туполевские машины. Впрочем, и сегодня многое делается здесь, например, Ту-214ОН проходил госиспытания в Казани. И хотя это тема не ЖЛИиДБ, а Государственного летно-испытательного центра министерства обороны, тем не менее… Чего в Казани не хватает? Пары ангаров. Всю жизнь КАПО работало на улице, под открытым небом. Бобрышев даже удивился: а как вы без ангара?.. Габариты строившихся в Казани машин были таковы, что ангары надо было строить огромные, почти как заводские цеха, где они собираются… Вы же видели базу в Жуковском, эти гигантские ангары. Нам надо хотя бы два таких – для Ту-160 и Ту-22М3. Хотя бы два. И в программе развития ОПК это сидит одной из тем.

Я – за перевод. У КАПО – огромные накладные расходы. Содержание аэродрома недешевое. Сегодня ЛИИ Громова платим за каждые взлет-посадку. В прошлом году, когда здесь полосу обновляли, с мая по декабрь остановили аэродром, но, конечно, не могли остановить испытания 19-й и 11-й машин (Ту-214ОН и Ту-214Равт.). Мы обе их перекинули в ЖЛИиДБ, перекинули туда техсостав, вахтовыми методами меняли его. Это КАПО в копеечку обошлось: и заправка, и использование аэродрома, и взлет-посадка. И плюс еще московский менталитет: «В субботу и воскресенье мы не работаем». А здесь-то у нас нет ни суббот, ни воскресений, если летная тематика есть и летать надо. Мы и в субботу выходим, и в ночь машины готовим, и в воскресенье отлетываем – была бы погода. А там – ни одного полета не сделали в субботу и воскресенье. Поедут ли сюда москвичи? Сомневаюсь. Сегодня, когда мы испытываем здесь самолеты, из Москвы специалисты приезжают. Что делать? Вахтовый метод – это первое, и второе – надо заниматься подготовкой своих.

Почему мы вообще пошли на объединение КАПО и «Туполева»? Оставайся все по-прежнему, завод бы года через два погиб. Сейчас я смотрю, что процессы объединения замедляются, а надо бы, чтобы Александр Петрович всю мощь сюда стянул. Но, думаю, это объективные трудности на данном этапе. Процентов 70 заинтересованных людей в Казани не верят в правильность объединения, но я абсолютно уверен, что этот путь верный.

Роман Гусаров – главный редактор портала Avia.ru:

- Начнем с того, что у нас в стране реально все. Насколько это логично? ЛИИ – это главный институт, где проводятся все летные испытания, он для этого и создан. Может быть, мы пойдем по другому пути, и у каждого КБ будет своя летно-испытательная база? Странное решение, если это так. Пока ничто на это не указывает. Взять тот же «Суперджет»: доводочная станция находится именно в Жуковском, хотя завод-производитель – в Комсомольске-на-Амуре, в ЛИИ… Вообще непонятно, что за телодвижения происходят внутри ОАК. Может быть, это все укладывается в стратегию создания центров компетенций? Транспортные самолеты – в Ульяновске, гражданские – на базе Туполева и казанского завода. Может быть, есть планы дробления ОАК на отдельные фирмы? Можно только гадать.

Олег Пантелеев – главный редактор портала «АвиаПорт.Ru»:

- На мой взгляд, это вполне реально. Тенденция сегодня такова, что, по сути, опытного производства как такового у наших авиастроителей не остается, на серийных заводах строятся даже опытные машины. К тому же перебазирование самолета с завода, где он собран, в Жуковский с последующими работами занимает много времени и недешево. Конечно, возникают определенные вопросы, связанные с тем, что в Москве есть квалифицированные специалисты – и технические, и летные кадры. Но точно так же это присутствует и в Казани, или, скажем так, в той или иной степени проблема решаема. И наконец, после реконструкции в Казани заводской полосы можно с полной уверенностью говорить, что для решения всех вопросов, связанных с обеспечением испытательных полетов, аэродром КАПО полностью готов. С этой точки зрения проблем не вижу. А близость к заводу позволяет очень быстро – гораздо быстрее, чем в Москве – проводить все необходимые доработки, устранять проблемы. Это тоже безусловный плюс. И если подводить итог, перенос значительной части испытательных работ из Подмосковья в Казань будет благоприятно сказываться на двух вопросах. Во-первых, это стоимость: в Москве и Подмосковье все дороже, чем в Казани. И во-вторых, кадровое обеспечение. Как бы то ни было, сегодня московский регион, к сожалению, из-за очень высокой конкуренции за трудовые ресурсы не может предложить авиастроителям квалифицированных специалистов на умеренную, так скажем, зарплату. Не вижу здесь грандиозных проблем. Ключевых специалистов можно привлекать решением жилищного вопроса и деньгами. А молодежь в Казани найти гораздо проще, чем в Подмосковье. Возможно, кого-то придется привлекать вахтовым методом, потому что испытательные работы тоже привязаны к конкретным типам воздушных судов – по каким-то работы идут, по каким-то заканчиваются. Поэтому ограниченное количество людей можно именно вахтовым методом доставлять.

Будет ли что испытывать? Модернизированные самолеты стратегической авиации, спецверсии Ту-214 ПАК ДА, наконец. Сомнений в том, что у испытательной базы будет загрузка, у меня нет. Понятно, что такой интенсивности, как в лучшие для нашего авиастроения годы, не будет, но, с другой стороны, именно за счет некоторого сокращения интенсивности испытательных работ относительно тех времен целесообразность использования инфраструктуры именно в Жуковском снижается. И мы видим, что в ходе объединения (пусть пока и не оформившегося) «Туполева» и КАПО определенный объем работ и функций концентрируется именно в Казани. Заметно увеличивает и расширяет свои возможности и потенциал инженерный центр. Теперь уже и испытательная часть работ в большей степени будет концентрироваться в Казани… Словом, думаю, перенос базы – абсолютно разумный, логичный шаг, который позволит, с одной стороны, финансовый результат улучшить, с другой – даст новое будущее предприятию.

Почему базы других фирм остаются в Жуковском? Мы понимаем, что пока в Москве есть миговская сборочная площадка, особого смысла переводить базу нет. Да и вообще что касается истребительной авиации, суховской тематики, они, насколько я могу представить, отказываться от Жуковоского не собираются. Не получается ли, что «Туполева» выгоняют в провинцию? Мы же с вами знаем, что и «Боинг», и «Эйрбас», если говорить о производственных площадках, сидят не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке, не в Париже и не в Берлине. Есть крупные территориальные кластеры, в которых серьезно развито авиастроение. «Боинг» – это район Сиэтла, где есть несколько крупных заводов, где сконцентрированы и разработка, и производство, и испытания, хотя формально центральный офис «Боинга» находится в Чикаго. То же самое с «Эйрбасом»: ключевая площадка – в Тулузе, и не вижу каких-то проблем с тем, что это не Париж. Здесь принципиальный вопрос не в том, где географически будет располагаться большее количество сотрудников «Туполева», вопрос в том, сможет ли «Туполев» на новом месте найти квалифицированных специалистов и собрать их в мощную команду. Если да, то, может быть, он немного потеряет в глазах людей, которым важен вид из окна, но очень сильно приобретет с точки зрения кадрового потенциала на долгосрочную перспективу и сэкономит деньги.

Не боитесь ли вы, что Казань станет испытательной базой для тяжелых самолетов? (09.10.13-10.10.13)
20%Нет, туполевская техника доказала свою надежность, главное, чтобы у «Туполева» вновь появлялись новые самолеты
10%Есть некоторое беспокойство – испытания есть испытания
44%Хорошая новость – Казань возвращает статус авиационного города
14%Не думаю, что это вообще возможно. Вряд ли кто-то из московских специалистов согласится переехать в Казань, а здесь найти кого-либо будет проблематично
12%Переброска испытательной базы в Казань – очередной знак заката туполевской фирмы, которую попросту выдавливают в провинцию
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.10.2013 08:13

    пгавильной догогой идёте, товагищи! ;) Дамир.

  • Анонимно
    9.10.2013 08:14

    Здесь в Казани не хватает и так то рабочих рук. Не кому там будет работать и все это развалится

  • Анонимно
    9.10.2013 08:49

    Эй Дамир домбая, Вай Дамир домбая, бумази яулыгын бэйлеп кая бардын син бая!

    • Анонимно
      9.10.2013 10:18

      уделю вам внимание: видно, неравнодушны. P.s. перевели бы для начала на русский. прежде чем писать, подумай. Дамир.

  • Анонимно
    9.10.2013 08:49

    Статья полностью построена на рекламе КАПО и не учитывает специфику летно-сертификационных (гос) испытаний. Во-первых все эти испытания проводятся в ЛИИ потому, что специалистов в этой области очень мало и все они в основном сосредоточены в г.Жуковском. Не забывайте, что здесь же располагается ЦАГИ и другие институты авиационной направленности. Ряд московских институтов готовит спецов специально для ЛИИ/ЦАГИ и ОКБ (ФизТех, Бауманка, МАИ и т.д.). Жуковский находится в 35км от центра Москвы и там уже налажена схема доставки специалистов из столицы на работу и обратно.Во-вторых: в ЛИИ налажена схема сохранения гос.тайны. И это не только гигантские ангары, но и ПВО и ПСС.Наверное Минниханов считает, что перетащив "Туполева" на КАПО он получит многомиллиардные вливания для "доведения до ума" КАПО. Но на дворе 2013г., а в Кремле не Сталин и даже не Хрущев. Думаю, что если ОАК в настоящее время займется переводом "Туполева" в КАПО это будет равносильно его развалу. Московские туполевцы просто перейдут в другие ОКБ или институты, т.е. авиапром ничего не потеряет, а вот фирме будет нанесен "хороший" удар. А кто знает историю ОКБ Туполева, тот вам скажет, что оно не сможет вынести такого удара (подтверждение тому нынешнее состояние дел у ОКБ).

    • Анонимно
      9.10.2013 10:13

      Согласен. Погосян придумал как окончательно добить "Туполев".

    • Анонимно
      9.10.2013 10:36

      Мы ж для этих людей скоростную железнодорожную магистраль строим. Чтобы с ветерком могли сюда дабираться. Рано утром встал, к 10-ти на работе. Для москвичей нормально появляеться на работе к 11-ти.А если серьезно, нередко слышал от москвичей, что Казань им нравится и они бы жили здесь, если бы здесь были нормальные зарплаты.

      • Анонимно
        9.10.2013 11:03

        Мы бы тоже жили здесь, "если бы здесь были нормальные зарплаты". 8 часов смена, 2х2=4 часа в день на дорогу Москва-Казань и 1х2 часа по Москве. 14 часов в день. КЗОТ на Вас фантазеров нет.

      • Анонимно
        9.10.2013 11:46

        "... и они бы жили здесь..." Сразу вспомнил фильм "Окно в Париж", как Ургант-старший "просился" из Парижу в Рассею, и как он попал (в прямом и переносном смысле).

  • Анонимно
    9.10.2013 09:08

    Правильно, вряд ли кто захочет из Москвы переезжать в провинцию!!!

    • Анонимно
      9.10.2013 10:12

      Ну так ноют же постоянно, что в Москве де шумно, пробки, дорого. Добро пожаловать в Россию.

      • Анонимно
        9.10.2013 12:22

        В 2013 г. в КАИ на АНТЭ вступительный балл - 70, в МАИ - 240. Убивают российскую авиацию.

        • Анонимно
          9.10.2013 12:48

          В КАИ новый ректор только пиаром занимается, ему не до студентов и тем более ППС.А это был профильныый вуз.Конечно работать некому ни на КАПО ни на Туполеве,все какими то мифическими проектами занимаются,а самое смешное и страшное, неужели никто этим не обеспокоен???

        • Анонимно
          9.10.2013 13:39

          Это не страшно. Страшно, что выше 100 баллов никого нет.

  • Анонимно
    9.10.2013 09:22

    Видать в Москве надоел шум испытательных самолетов, теперь будут над Казанью и ее пригородами шуметь.

    • Анонимно
      9.10.2013 09:58

      В Москве шума нет, а в Жуковском летает только ПАКФА, это красиво и местным людям нравится, некоторые даде гордятся )

  • Анонимно
    9.10.2013 09:42

    Может оставим в сторонке всю эту суету и инновационную активность. Давайте сделаем из России экологический уголок, пусть у нас пасутся коровки, делается экологически чистое молоко, творог и сыр, текут голубые речки, а по утрам в окна городских квартир будет входить свежесть полей, шум дерев и пенье птиц. Не надо нам никаких инвестиционных форумов, экономических соревнований, гонки вооружений. Вот увидите, тогда вся деловая, творческая и политическая элита приедет к нам жить, а мы с них будем собирать подоходные налоги и продолжать жить в спокойствии и растить кучи здоровых розовощеких детишек. Let"s imagine!

    • Анонимно
      9.10.2013 12:44

      Интересная мысль! Как то никогда не задумывался! А что, создать этакую Татарскую Швейцарию, производить молоко, сыр и шоколад! Заживеееем!!! :)

    • Анонимно
      9.10.2013 20:43

      интересная идея, только вот таким макаром можно и в деревне жить, для чего им Татарстан

  • Анонимно
    9.10.2013 09:47

    Ну, нашли проблему, как из Москвы в Казань специалистов доставлять. Тридцать лет назад у КМЗ "Союз" (на территории 16-го завода) испытательная база было в Московской области, куда без проблем специалисты летали на заводском самолете туда и обратно. А на выходные генконструктор Зубец, проживавший в Москве вылетал из Казани вместе со своим служебным автомобилем. Так что вся проблема в "моторе" - двигателе идеи, программы. Будет такой человек и проблема будет решена. Р.Минниханов должен сделать ещё один шаг - подыскать лидера для решения этого проекта и ОТКРЫТО поручиться за него, и взять ответственность.

    • Анонимно
      9.10.2013 10:12

      Уважаемый! 30 лет назад в Москве и Казани получали одинаковую зарплату. Но в Москве была колбаса и поэтому выпускники МАИ и Бауманки в Казань не ехали. А если ехали, то сразу на хорошую должность и зарплату. Дело не "моторе". Если каждое утро 5 тысяч человек привозить из Москвы работать на завод...

  • Анонимно
    9.10.2013 10:10

    Хорошая новость для КАПО и Казани. А вот насколько она хороша для российской авиации - это вопрос.

  • Анонимно
    9.10.2013 10:13

    Договаривайтесь лучше с Boeing и Airbus. Конечно, уже не получится откусить от бюджета минобороны для погашения долга Татарии перед империей, зато люди будут рады лет через 15 за 200$ летать не в товарном вагоне от Ту, а в нормальных самолетах, с iPad у капитана в руках.
    А из Жуковского народ только в командировку в Казань поедет, стоимость жилья в Казани сильно завышена.

    • Анонимно
      9.10.2013 12:32

      Никто никуда не поедет. Просто Погосян хочет избавиться от возможных конкурентов SSJ.

      • Анонимно
        9.10.2013 13:20

        Это больше похоже на правду. А вообще любой цели можно достигнуть при грамотном руководстве - в том числе и свое КБ и свои самолеты делать - нужен настрой на цель и профессионалы-моторы процесса.А есть ли они здесь? Возьмите сельское хозяйство - миллиардер Вамин и нищие деревни, возьмите преподавание татарского в школах - полный провал и профанация. А это ведь относительно простые вещи.

  • Анонимно
    9.10.2013 10:33

    успехов!

  • Анонимно
    9.10.2013 10:51

    На фото Зарипов похож на рефери. Сейчас начнется бой между президентом и Погосяном! :) Лично я поставил бы на МРН :)

  • Анонимно
    9.10.2013 12:44

    Сообщение согласуется с информацией о желании ОАК и некоторых федеральных структур прикончить Туполей. С выводом их на переферию - подальше от центра, от руководства, от Минобороны, поможет Сухим занять место Туполей в военной авиации, оставив им специализацию по ремонту.

  • Анонимно
    9.10.2013 12:49

    Я челнинка, поступила в МАИ,в КАИ - не комильфо.

    • Анонимно
      9.10.2013 13:56

      Челны то вам наверное тоже не комильфо.

      • Анонимно
        9.10.2013 15:40

        В Казани нет уже высшего образования, только раздача дипломов и коррупция по всюду.

        • Анонимно
          9.10.2013 20:46

          ох как вы не правы...в Москве коррупции побольше будет, в Казани достойное образование

        • Анонимно
          10.10.2013 15:22

          ох уж а в Москве все учатся. Челнинке с комильфо привет. Очередная лимитчица, плюющаяся в сторону родных краев, не более того

  • Анонимно
    9.10.2013 12:59

    Для меня главное чтобы Туполевские самолёты мне на дом не упали . я в Высокой Горе живу а она входит в зону испытательных полётов,и спать мешают иногда аппараты эти!

  • Анонимно
    9.10.2013 22:56

    Уничтожить Туполев- вот одна из главных задач Погосяна, США, Европы и др. Чисто купленный и лоббированный проект РРЖ ни кому не нужен. Большие самолеты типа Ил-96 тоже ни кому не нужны. Единственная фирма в России, у которой есть богатый опыт в создании среднемагистральных самолетов, стратегов -Туполев!

  • Анонимно
    10.10.2013 13:35

    А что у них там с аэродромом? Уплыл уже?

  • Анонимно
    11.10.2013 23:03

    Раскудахтались! Вам всем надо хомут на шею да кнут! Работать будете как бобики. А то блин только поорать как бабье. Ну ничего, Погосян вас вылечит!

  • Анонимно
    18.10.2013 20:35

    Затыкай уши Квартала и Авиастроительный район!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль