Общество 
19.10.2013

Руслан Гаттаров: «Иногда, создавая электронные очереди, мы создаем и очереди офлайн»

IMG_0948.jpg
 

«ИНОГДА ВСЕ УСЛОЖНЯЕМ»

Вчера в Казани прошел федеральный IT-форум, организованный газетой «Ведомости», «Информатизация как стимул развития регионов России». На форум приехали около 160 участников из Ярославской, Тульской, Пензенской, Самарской, Кировской областей, Москвы, Удмуртии, Ингушетии. Модератором пленарного заседания, собравшего именитых спикеров, стал замглавного редактора издания Александр Губский. Посетители конференции, сидящие в зале, обсуждали, что ожидалось прибытие президента РТ или премьер-министра РТ, но никто из них не приехал. Не присутствовал на форуме и кто-либо из представителей минкомсвязи РФ.

Одним из главных спикеров-чиновников федерального уровня стал председатель комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ Руслан Гаттаров. Акцент в своем выступлении он сделал на электронном правительстве и региональной проблематике. «Россия – очень большая страна, и нельзя допустить, чтобы в одном регионе информатизация была на высоком уровне, а в других – на среднем или низком. Мы должны стремиться к всеобщей информатизации России как единого целого на высоком уровне», – сообщил он и привел в качестве примера региона-лидера Татарстан. «Когда гражданин оплачивает услуги ЖКХ через интернет, поступает в университет – это и есть электронные правительство, – озвучил Гаттаров известные всем истины. – Иногда, внедряя документооборот, мы только все усложняем. Иногда получается, что, создавая электронные очереди, мы создаем и очереди офлайн».

Гаттаров озвучил перспективы электронного правительства. По его словам, старая система образования себя изживает, но зато теперь есть электронные дневники, возможность следить за оценками школьников, подавать заявления на поступление в вуз в онлайн-режиме. «Становится прозрачной система ЖКХ. ГИС ЖКХ работает эффективно уже сейчас. Что касается сельского хозяйства, то, например, кто-то связал варежки, выложил их фотографию на сайт, и их там покупает тот, кому они понравились. Примерно по такой схеме у нас начнет работать процесс лет через 10», – рассказал спикер о будущем. Губский уточнил, как будут доставляться посылки: «Все-таки без участия Почты России?», на что Гаттаров выразил надежду, что ситуация все же исправится, и продолжил о перспективах. «Говоря о трудоустройстве, можно будет проходить онлайн-собеседование с мобильного телефона или получать электронный ID для работы. Все это ведет к тому, что снижается безработица, – считает сенатор. – Почта – это из области фантастики, но тем не менее в будущем ожидается мониторинг процесса доставки почты на всех этапах, оплата почтовых услуг в электронном виде. Все эти перспективы не исчерпывающий список, но я постарался указать то, что наиболее важно для граждан. Я буду настаивать на том, чтобы деньги вкладывались, но расходовались эффективно. Больших вливаний в IТ не будет как раньше, когда деньги вливались, а эффекта не было».

Губский поинтересовался у Гаттарова, что, по его мнению, будет развиваться быстрее. «Понятно, что Почта России будет медленнее всего», – под смех в зале добавил он. Гаттаров не стал называть какое-то одно направление и расхвалил в целом Татарстан. «На примере Татарстана видим, что это один из лидеров. Информатизация идет хорошо только тогда, когда в регионе есть человек, которому это надо. На уровне региона это должен быть либо сам губернатор, либо председатель правительства. На уровне всей страны это должен быть президент либо премьер-министр. Такой лидер у нас теперь есть – это премьер-министр России Дмитрий Медведев, лично возглавивший правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в органы власти», – рассказал он. Он также напомнил, что сейчас планируется, что на сайте госуслуг будет только 20 основных услуг для граждан, и поделился мнением о стиле управления министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова. «В любой стране мира электронное правительство может подниматься только очень сильным менеджером с огромными полномочиями. Надеюсь, Медведев сейчас будет ставить четкие задачи и отслеживать их выполнение. То, что он должен протранслировать в регионы, – это то, что бюджеты по межведу стали стремиться к нулю», – подытожил сенатор.

В ответ на его выступление гендиректор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд рассказал, что практика показала, что Южная Корея, Япония, Норвегия и Дания добились успеха через взаимодействие государства и частных компаний при внедрении электронного правительства. То, что спускается вниз, не должно быть государственным, считает он, на что Гаттаров отметил, что сегодняшний состав минкомсвязи довольно бизнесовый. «В Корее, если смотреть дальше, электронное правительство делали Samsung и LG, но за всем этим стоял президент», – добавил он.

IMG_0951.jpg
Виталий Фридлянд рассказал, что Южная Корея, Япония, Норвегия и Дания добились успеха через взаимодействие государства и частных компаний при внедрении электронного правительства

ОСВОИТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов на форуме впечатлил коллег и гостей успехами Татарстана по развитию электронного правительства. Правда, сначала огорчил тем, что «Открытый Татарстан» до сих пор не запущен, однако это ожидается в ближайшее время.

«В Татарстане в прошлом году было оказано более 16 миллионов государственных услуг. В этом году ожидается рост более чем на 40 процентов. Даже количество пробок сокращается на 20 процентов, если люди не ездят по учреждениям, а получают госуслуги в электронном виде, – рассказал он. – Социально-экономический эффект от оказываемых электронных услуг составил в 2012 году 2 миллиарда рублей, а в 2013 году на сегодня – уже 2,5 миллиарда». По словам министра, с каждым днем скачивается все больше мобильных приложений. «Скачивается больше, чем заводится личных кабинетов. Это говорит о том, что еще больше услуг надо вводить и для мобильных приложений», – отметил он.

Губский заинтересовался, кто в зале имеет личные кабинеты на портале госуслуг. Выяснилось, что примерно 80% присутствующих. Он также поинтересовался, будет ли в Татарстане сокращено количество услуг как в России. «Если 20 услуг покрывает 80 процентов потребностей населения, то пусть будет так», – ответил Шайхутдинов.

 Фридлянд рассказал собравшимся о современных трендах в IT. Это мобильность, большие данные, развитие соцсетей, интернет «вещей», ориентация на конечного потребителя, IT-ресурсы по запросу. «Большие данные – это методы анализа, что актуально даже в простом документообороте. По соцсетям можно по-разному относиться к тому, что сотрудники сидят в Facebook, но это дает эффективность для корпораций, для нишевых бизнесов. Например, еще несколько лет назад помощник Барака Обамы сказал: «Если профессиональные сообщества и государства начнут взаимодействовать через государственные соцсети, то количество бюрократических процедур уменьшится в разы». И опыт Татарстана показывает, что при ориентации на людей появляется поддержка на всех уровнях госвласти, у бизнес-сообщества и остальных», – сообщил он. По мнению спикера, госуслуги должны оказываться так же просто, как когда открывается кран и из него течет вода.

Среди общих проблем IT Фридлянд назвал безопасность, недружественные интерфейсы и уровень компьютерной грамотности. «Все должно быть просто. Если опять же взять Корею, то там группа из 50 человек ездила по маленьким городам и спрашивала, что нужно людям. Простым языком спрашивала, а не для протокола, – сообщил он. – В России часто сталкиваюсь с тем, что осваивают деньги для освоения. Зато наши микрочипы – самые большие микрочипы в мире. Лучше давайте уходить от оптимизации глобальных систем». Еще одной проблемой развитых стран он назвал много неструктурированного контента, и с этим сталкивается каждый из нас, даже говоря об огромных архивах фотографий.  

КАК ТОЛЬКО СТАРТАП СТАНОВИТСЯ УСПЕШНЫМ, СТРЕМИТСЯ НА МИРОВОЙ РЫНОК

О важности наличия IT-парка в регионе для развития информатизации порассуждали на форуме исполнительный директор кластера информационных технологий фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» Игорь Богачев. «IT парк – лицо развития IT в регионе. IT-парк это то место, где проходит информатизация.

Вторая важная составляющая – кадры. Главный вопрос: зачем эти технопарки вообще создаются? В IT-парке должны происходить контакты молодых инноваторов, IT-парк должен помогать им получить первый контракт, – рассказал он. – Наиболее успешные стартапы находятся почему-то за пределами России. Выбирают что угодно, но только не российские компании. Как только стартап становится более-менее успешным, он сразу стремится на мировой рынок, и это нормально. Если объединить работу IT-парков по стране, возможно, информатизация в регионах усилится», – рассказал он.

Тема кадров плавно перешла к теме рынка труда в IT-отрасли. «Раз в неделю я сам лично уделяю время для интервью, чтобы нанять специалистов в Fujitsu. Но специалистов мало. Западные компании довольно неплохо платят, хотя сейчас, правда, российские тоже неплохо, – рассказал Фридлянд. – Но я не могу найти специалистов. С разных кафедр ведущих технических вузов Москвы я набирал студентов, давал курс, уже на пятом курсе они получали зарплату, разбирались во всем. А потом благополучно уезжают. Конечно, есть проблема подготовки IT-кадров. Меня, например, не интересует диплом и оценки в нем, я при приеме на работу спрашиваю в целом, чему человек обучался».

УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ ЧЕРЕЗ IPAD

На второй части конференции выступили эксперты из самых разных областей. Например, Андрей Кошкин – руководитель департамента стратегического развития фонда социального страхования РФ – рассказал о задачах фонда. «Это эффективное формирование бюджета фонда, управление бюджетными ресурсами, чтобы те, кто к нам приходит, все вовремя получали. Третье – это 19 услуг в электронном виде, которые есть на едином портале. Четвертая группа задач – отношения с партнерами», – перечислил он. Кроме этого, задачами являются создание системы электронного больничного и реестра инвалидов. Кошкин напомнил, что днем ранее в Казани прошел семинар, посвященный замене бумажных больничных листов на электронные.

О новом проекте в сфере информатизации рассказал Станислав Казарин – зампредседателя правительства Самарской области, директор департамента информационных технологий и связи. «Я первый раз публично озвучиваю проект, который мы почти год готовили. Это строительство волоконно-оптических линий связи в полосе отвода автомобильных дорог», – сообщил он. По его словам, вопрос с цифровым неравенством и скоростным доступом в интернет в России может быть эффективно решен. «Там, где заканчивается асфальт дороги, отходим на 20 - 30 сантиметров и делаем отвод. В Европе структура дороги другая, поэтому их опыт перенять нельзя. Разумно размещать отвод на глубине 50 - 70 сантиметров. Всю работу выполняет передвижной робот, который постепенно продвигается вперед. Четыре оптических волокна позволят пропустить до 10 Гбит/сек ethernet-трафика. 3,5 - 4 миллиарда рублей – общая стоимость проекта. Если по России так делать, то понадобится 4 миллиарда долларов», – рассказал он.

Тимур Ахмеров – генеральный директор «Барс Груп», рассказал о практических подходах комплексной информатизации. Например, компанией и ее экономикой, по его словам, Ахмеров управляет через приложение на iPad. Что касается сельского хозяйства и IT, то технологии оказались очень востребованными с вступлением России в ВТО. «Уже сегодня есть интересные эксперименты в ветеринарии. Это чипование животных, картография, например. IT-вендоры уже сегодня уделяют внимание сельскому хозяйству», – рассказал спикер.

Итоговым, но не менее важным, стал доклад руководителя направления «Лаборатории Касперского» Кирилла Керценбаума. «Вопрос больше не о том, сколько тратят на безопасность, а в эффективности. Мы как пользователи знаем, что у нас могут украсть пароли от банковской карты и тому подобное. Но что важно, за последние несколько лет зафиксированы попытки взлома систем объектов критической инфраструктуры и объектов госсистем, – рассказал он. – В июне 2010 года был зафиксирован инцидент на ядерных объектах Ирана. В изолированной системе на заводе по обогащению урана была обнаружена угроза, часть оборудования в результате была выведена из строя. С этого начинается хронология повышенного внимания к компьютерной безопасности для критически важной инфраструктуры». По словам Керценбаума, в числе лидеров по количеству взломов находится и Россия. В России это случаи взлома в дипломатических ведомствах, военных информационных системах и объектах, связанных с атомами и ядерной энергетикой. «Кроме этого, метод изоляции для многих важных инфраструктур, который считался надежным, на самом деле не так и надежен. Всегда найдется место, через которое можно вывести информацию», – сообщил эксперт.

«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила именитых спикеров конференции высказать мнение о проекте города Иннополис.

Николай Прянишников – президент Microsoft в России:

- Проект Иннополиса оцениваю очень положительно, потому что он как раз стимулирует и развитие молодых профессионалов, и дает определенные возможности IT-компаниям для развития своего бизнеса. Думаю, что это исключительно полезный проект, и мы, естественно, уже начали сотрудничать и планируем расширять партнерство. А в целом по программе молодых кадров у нас есть своя школа, в которой обучаем азам программирования, коду, устраиваем чемпионаты. Есть целый цикл обучения, поддержка стартапов, целая лестница для развития молодых людей.

По Иннополису мы также выработали целый ряд направлений работы. Это и совместное обучение, и поддержка стартапов – комплексная партнерская программа.

Виталий Фридлянд – генеральный директор Fujitsu в России и СНГ:

- Можно вспомнить поэта Игоря Северянина, который говорил «Мечты, мечты, не превратитесь ли вы в иллюзии». Можно много говорить, но все это по Иннополису маловероятно для исполнения.

Моменты поиска правильного баланса интересов как путь воспитания молодых сотрудников и баланса того, что нужно рынку, что нужно для производства, – это невозможно, никогда не добьетесь. Можно поставить любые цифры, таргеты, KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности), но что за этим стоит?

В России акцент по кадрам нужно сделать на непрерывном образовании под нужный бизнес. Если на сегодняшний день есть базовое образование системного архитектора, то попадая под конкретную задачу, он должен непрерывно получать знания по данному конкретному проекту. Сейчас не может быть универсальных знаний, потому что даже две железки – разные. И если он является специалистом по операционной системе Microsoft, то не может быть таким же хорошим специалистом по системе Android. Непрерывная сертификация под большие конкретные проекты. Это все равно, что сегодня учить экономиста по «Капиталу» Маркса, но без «Капитала» экономист многое не поймет. При непрерывном образовании есть шанс, что специалисты останутся в России, а не уедут за границу. Вообще есть очень много якорей.

На форуме мне понравились мысли Гаттарова. То, что касается вопроса онлайн и оффлайн очередей, то это – вопрос исполнения. У крупного бизнеса также есть такие же проблемы, не только у государства.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.10.2013 10:06

    вот еще забавный персонаж-гаттаров. вроде бы крутился около спортивной медицины(хотя никакого профильного образования нет). потом удачно стал партийным функционером. теперь записной эксперт в ИТ. и швец и жнец и на губе игрец)) а результат таких вот экспертов мы видим ежедневно

  • Анонимно
    19.10.2013 10:07

    посиделки оказались никому не интересны.

  • Timur
    19.10.2013 12:26

    Президент не приехал,так он давно понял,там собрались люди - поболтать и похоронить.Предствитель Касперского попугал малость и в заключение ляпнул: Кому надо,все равно информацию выцыганят или украдут.Виталий Фридлянд рассказал,деньги платят,собирают "братву" а они воспитаны не по русски,как только дорываются до знаний,сваливают на историческую родину или до ближайшего прибежища-Лондон,Штаты.Господин президент,нужны ли такого рода ходоки от которых ни молока ,ни шерсти.

  • Анонимно
    19.10.2013 17:15

    А в провинциальных городах вообще с информатизацией плохо...Имею личный кабинет на портале госуслуг, а толк какой?

  • Анонимно
    19.10.2013 18:55

    Грустно от прочитанного становится. И вот эти "специалисты" информатизацией занимаются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль