Машиностроение 
22.10.2013

Татарский авиапром с немецким акцентом

460.jpg
Делегация Татарстана посетила в Германии компанию Владимира Райхлина (выпускника КАИ) RED Aircraft GmbH

«С НАМИ ХОДИЛ ГЕНДИРЕКТОР КАМАЗА И УДИВЛЯЛСЯ…»

Сегодня на брифинге в кабмине РТ промышленники Татарстана рассказали журналистам о своей недавней поездке в Германию. Три дня (15 - 17 октября) колесила по земле немецкой делегация РТ во главе с президентом Рустамом Миннихановым. Среди прочего в Дюссельдорфе посетили международную выставку пластмасс и каучука K–Messe. С реальной пользой: например, ОАО «Казаньоргсинтез» подписало контракт (на 15 млн. евро) с компанией Coperion GmbH.

Были встречи с руководством немецких земель, университетов, предприятий. «Мы еще раз убедились, насколько четко работают экономика и промышленность Германии – благодаря грамотной промышленной политике», – как-то даже сокрушенно отметил председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. По его словам, эффективность и продуманность видны даже по элементарным выставкам: «Представляете, там в каждом городе такая выставка, по сравнению с которой «Казанская ярмарка» – это домик тыквы, спичечный коробок. И все экспонаты работают! С нами ходил гендиректор КАМАЗа и удивлялся, что все действующее». Это наблюдение №1.

Второе, что неизменно поражает Агеева, так это то, что немецкое предприятие может взять кредит на 10 лет под 5%, а то и под 1 - 2%... Разница в зарплате между руководителем предприятия и инженером – не более чем в 2 раза, это в-третьих. Прибыль не пускается только на дивиденды: бизнес обязан тратиться на техперевооружение и социальные нужды, это в-четвертых. Пятое: вокруг университетов – сотни небольших инновационных предприятий. Шестое: решение кадровых вопросов. В Германии только 15% молодежи поступает в вузы, 20% выбирают среднее специальное образование, остальные идут на производство. Работу с молодежью отметил и министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, указав на то, что в Германии профориентация начинается с семьи, школы.

Но самую большую зависть Агеева, по всей видимости, вызывает энергетическая политика. За последнее время стоимость пользования энергоресурсами в Германии выросла всего на 13%, сообщил он. «У нас же с 1 июля энергетики так обложили предприятия, – напомнил Агеев… – На 30 - 40 процентов, а то и больше. У нас создается «коммунизм» энергетикам, газовикам, а в Германии – тем, кто добавленную стоимость больше производит, продукт».

«ПОСТУПИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СБОРКЕ САМОЛЕТОВ»

Значительная часть поездки была посвящена авиационной тематике.

Во-первых, Минниханов провел рабочий завтрак с руководством Broetje Automation GmbH – компании, специализирующейся на выпуске оборудования для авиапроизводств. «Сотрудничество с этой компанией рассматриваем прежде всего в рамках дальнейшей модернизации КАПО, – отметил Зарипов. – Эти технологии можно было бы использовать и для сборки наших вертолетов.

Далее была встреча с руководством концерна RUAG Aerospace, работающего в области авиации, космоса, боеприпасов и так далее. Для гостей из РТ презентовали модернизированный самолет для местных линий Dornier 228. Среди прочего обсудили возможность производства в Казани деталей крыла. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, возможно ли развернуть такое производство в создаваемом «вокруг» КАПО технопарке. «Об этом мы думаем, – осторожно ответил Зарипов. – Поступили предложения о возможной сборке новых самолетов, начиная со сборки крыла. Сейчас рассматриваем эти вопросы. Кстати, и с ОКБ «Сокол» сейчас прорабатываем создание центра компетенций по композитному производству для малой и беспилотной авиации».

КАЗАНЬ ПРИСМАТРИВАЕТСЯ К НЕМЕЦКОМУ ДИЗЕЛЮ

Но из всех «немецких» начинаний сейчас, по всей видимости, наиболее реален проект производства в Казани дизельных авиадвигателей RED A03 V12. Напомним, что с генеральным директором компании RED Aircraft GmbH Владимиром Райхлиным Минниханов встречался еще в июле этого года в Казани. На этот раз президент РТ со свитой осмотрели производство непосредственно на месте, в городе Аденау. Райхлин презентовал Минниханову проект RED A03 V12. По словам главы фирмы, компания нацелена на расширение деятельности в России и рассматривает возможность создания инженерного центра в РТ. «Это двигатели для малой авиации и для беспилотников, – пояснил на брифинге Зарипов. – Мы создали рабочую группу, обсудим эти вопросы с минпромторгом России и постараемся найти взаимовыгодные возможности для продолжения работы. Это позволит создать двигатели, которые по экономике, себестоимости и безопасности обеспечат малой авиации самый современный уровень». Что интересно, Райхлин – выпускник КАИ.

0_8e93c_8c54c2cf_XXL.jpg
Владимир Райхлин презентовал проект RED A03 V12

- Двигатель RED A03 V12 предназначен для использования в авиации общего назначения (АОН), – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», входящей в выступивший основным инвестором разработки двигателя инвестхолдинг «Финам». – Его можно устанавливать на воздушные суда (ВС), которые не используются для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Например, испытания RED A03 V12 успешно прошел на учебно-тренировочном самолете Як-52. Использование RED A03 V12 возможно и на самолетах других типов и других классов. В последнем случае потребуется дополнительная сертификация… Главное конкурентное преимущество дизельного двигателя заключается в низком удельном расходе топлива. Так, на испытаниях в Германии RED A03 V12 «потреблял» 160 граммов на лошадиную силу в час. Турбовинтовой двигатель аналогичной мощности имеет расход на 50 - 60 процентов больше. Это позволяет самолету с дизелем за час полета на крейсерском режиме экономить 45 - 50 килограммов керосина. По расчетам специалистов, при суммарном налете 10 тысяч часов (это обычно соответствует назначенному ресурсу самолета АОН) двигатель RED A03 V12 позволяет сэкономить на топливе 700 - 800 тысяч долларов… Слабое же место современных авиационных дизелей – недостаточно высокая надежность. При создании RED A03 V12 этой проблеме уделялось особое внимание. Системы двигателя имеют два независимых контура, что обеспечивает высокий уровень безопасности – в случае отказа какого-либо агрегата двигатель сохраняет работоспособность и дает самолету возможность благополучно завершить полет… Что касается перспектив двигателя RED A03 V12 в России, то они есть и, на мой взгляд, весьма неплохие. В стране взялись возрождать региональные авиаперевозки, где могут использоваться в том числе небольшие воздушные суда с такими двигателями. Кроме того, в стране идет постепенная либерализация АОН, облегчаются процедуры владения частными ВС и их эксплуатации. А это означает, что воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, в России будет приобретаться все больше. Часть из них вполне может быть оснащена двигателями RedAircraft, поскольку высооктановый авиационный бензин у нас в стране дорог, да и не везде он есть.

0_8e940_4d7e6267_XL.jpg

ТАТАРСТАН МЕЧТАЕТ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ДИЗЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Зарипова уточнить некоторые прозвучавшие на брифинге тезисы.

- Равиль Хамматович, насколько можно понять, в случае с RUAG Aerospace речь идет о возможности производства в Казани части крыла. Если это так, то где?

- Возможно, это будет инжиниринговый центр, создаваемый на КАПО, возможно, фирма «МВЕН» возьмется – есть и такое решение. Но все не так просто: нужны оснастка, оборудование, инвестиции. Мы сейчас обсудили эти вопросы и наметили три варианта, которые надо сравнить.

print_582313_583370.jpg
Равиль Зарипов: «Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей»

- Вы упомянули фирму ОКБ «Сокол», которая сейчас по заказу военных работает над тяжелым беспилотником. Она тоже как-то связана с немецкими делами или тоже хочет войти в технопарк КАПО?

- Нет, у «Сокола» есть своя территория, которую он и будет развивать. Для этой компании интересна работа с композитными материалами – делать из них корпуса беспилотников. А у нас есть новый завод «КАПО-Композит», и мы были бы только «за» наладить их сотрудничество. Кроме того, для «Сокола» можно проработать варианты двигателей.

- Но ходили разговоры о сотрудничестве «Сокола» с немецкой фирмой Grob Aircraft…

- Это информация такая… связанная с военной тематикой…

- Правильно ли понимать, что речь идет о локализации производства в Казани двигателя от RED Aircraft?

- Да, речь идет именно об этом. Возможно, это будет реализовано на площадке КАПО, возможно, другую площадку подыщем. В этом году мы должны технико-экономический эффект просчитать. Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей (RED Aircraft также делает двигатели, например, для автопромаавт.). Потому что только для малой авиации 300 - 350 двигателей в год это экономически не совсем целесообразно. Поэтому хотим договориться с федеральными органами, чтобы это был проект, обеспечивающий и другие потребности.

Справка

Владимир Райхлин в конце 80-х годов закончил КАИ по специальности «Авиационные двигатели». Параллельно с учебой занимался гоночными двигателями – сначала в лаборатории спортивно-гоночных автомобилей, а потом, после окончания вуза, – инженером в отделе доводки двигателей «ВАЗа» и в управлении форсированных испытаний, готовил моторы для ралли «Акрополис».

В самом начале 90-х годов семья Райхлиных эмигрировала в Израиль. Однако уже через несколько месяцев Владимир с сотней немецких марок в кармане прилетел во Франкфурт – искать работу. Ему повезло – через два дня Владимир уже работал в тюнинговом ателье Hartge, а вскоре на его резюме откликнулась Toyota Team Europe (ТТЕ). В спортивной команде TTE Райхлин проработал четыре года. Это было время расцвета раллийной тойотовской программы. За первую половину 90-х на автомобилях Toyota Celica GT-4 было выиграно более 30 этапов чемпионата мира по ралли, гонщики Карлос Сайнс, Юха Канккунен и Дидье Ориоль становились чемпионами мира, а Toyota дважды завоевывала кубок в командном зачете. Ко многим этим победам был причастен и Райхлин. В 1997 году Райхлин начал работать над двигателем знаменитого болида Toyota GT-One.

В начале 2000-х годов Владимир создал в Германии собственную фирму RED (Raikhlin Engine Development), которая выполняла заказы многих автоспортивных команд, в том числе и «Формулы-1». На базе компании RED была создана гоночная команда A:Level Engineering.

Мечта Райхлина – возрождение дореволюционной русской автомобильной марки «Руссо-Балт» в качестве национального гоночного бренда. В 2006 году на Женевском автосалоне был презентован автомобиль «Руссо-Балт» Impression. Авторами проекта стали Райхлин и бизнесмен Виктор Такнов. Тогда же их питерское ООО «Руссо-Балт», владеющее товарными знаками «Руссо-Балт» и Russo-Baltique, рассматривало вопрос создания автомобиля для президентского кортежа. Был создан дизайн-проект, в котором за техническую базу был взят Rolls-Royce Phantom. Однако тогда проектом никто не заинтересовался.

В середине 2000-х годов было создано авиационное подразделение компании RED – RED Aircraft GmbH, которое занялось разработкой проекта создания авиационного дизельного двигателя нового поколения RED A03 V12. Инвестором проекта выступил инвестиционный холдинг «ФИНАМ».

Научно-производственный центр RED Aircraft находится в городе Аденау, рядом с гоночной трассой «Нюрбургринг», сборочные цеха занимают площадь 2 тыс. кв. метров. В конструкторском бюро работают 30 специалистов (данные rt-aero.ru). Компания RED Aircraft GmbH также признана как проектировщик и производитель двигателей для гоночных автомобилей. Главный конструктор RED Норберт Крайер более 10 лет был техническим директором команды Toyota Formula 1, а также возглавлял программы по созданию двигателей для Volkswagen и Ford.

Все двигатели, разрабатываемые RED Aircraft, полностью конструируются, собираются и тестируются внутри компании.

С 2007 года приоритетная сфера для компании – разработка и производство поршневых авиадвигателей.

В 2011 году двигатель RED A03 V12 успешно завершил очередной этап летных испытаний на самолете Як-52. В проекте создания двигателей одним из основных инвесторов выступает российский инвестиционный холдинг «Финам». Райхлину первому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизельного мотора, работающего на авиационном керосине. При разработке RED A03 был использован ряд уникальных технических решений, многие узлы были спроектированы на уровне изобретений. В частности, в стадии оформления находится патент на EECU (Electronic Engine Control Unit) – электронный блок управления двигателем, конструкция которого позволяет оптимально сочетать высокий уровень отказобезопасности с гибкостью управления. Оригинальную структуру имеют системы двигателя – топливная, охлаждения, турбонаддува, электропитания: все они состоят из двух независимых контуров. Таким образом, даже при отказе одной из подсистем двигатель сохраняет часть мощности, что позволяет пилоту совершить безопасную посадку (данные http://pkk-avia.livejournal.com/9134.html).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (59) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.10.2013 17:04

    по последним прогнозам европа откажется от дизельных двигателей к 2020 году, потому что ни не вписываются в новые нормы евро-6 и тем более евро-7. становится все дороже это сделать. однако бензиновые двигатели становятся более экономичными, тем самым сводя на нет экономию на дизтопливе. таким образом, стоит ли такой проект свеч?

    • Анонимно
      22.10.2013 18:56

      Для нашей страны пойдёт,хоть какой то шаг в развитии. Понятно же что Европа нам реальные современные технологии не отдаст,не продаст.
      Когда то в России таким же образом появился КамАЗ,ничего живём...

    • Анонимно
      23.10.2013 09:03

      на авиадвигатели тоже распространяются нормы Евро-6,7?

  • Анонимно
    22.10.2013 17:14

    Уважаемый президент. Сингапуризация Татарстана пока повременим или как?

  • Анонимно
    22.10.2013 17:18

    есть "консепсия" что у сборщиков этих моторов будут красные руки - "не трогать", не крутить" - и все будет пятикоординатно - сборочное....И каждые сутки будут собираться маленькие самолеты в КАПО - как на Аэрбасе из полиэфира и древесной муки.

  • Анонимно
    22.10.2013 17:20

    надо сильнее думать чем яйца за 109 рублей продовать людям надо деньги тратят

  • Анонимно
    22.10.2013 17:21

    Зачем связываться с малоизвестной компанией с подозрительным эмигрантом во главе? Среди половина аферистов. Братьев Черных мало? Есть признанные лидеры отрасли. Договорились бы хоть с Лайкоминг.

    • Анонимно
      22.10.2013 18:51

      это называется ход конем.С лидерами просто так договоришься, а если даже и договоришься - никаких технологий не получишь. А "малоизвестная компания", в свою очередь, получает рынок и щанс стать чуть более известной.

  • Анонимно
    22.10.2013 17:22

    Mен? шунды заводлар т?зерге кир?к

  • Анонимно
    22.10.2013 17:45

    Да ладно вам.. хоть какая то возможность поддерживать на плаву мозги авиаконструкторов. Ведь самое страшное - растерять знания, школу.

    • Анонимно
      22.10.2013 18:10

      их давно уже потеряли. поэтому и проводят периодически вот такие сеансы народной психотерапии- дескать смтори как мы классно управляем-все идет в гору, дружно хлопайте в ладошки.

    • Анонимно
      22.10.2013 21:28

      нам не страшно - мы не понимаем немецкий, китайский и про авиационные мозги - таких знаний не имеем

  • Анонимно
    22.10.2013 17:51

    Фатерланд показал еще раз что труд и снова труд принесет процветание и взаимопонимание. Наши работодатели не готовы заниматься квалифицированными работами - экономика не требует... и ставки в банках громадные - просто заоблачные, десятилетиями. Райхлин угадал где найти недорогие средства и успел сделать дорогой продукт - мотор. Площадь КМПО больше немного чем мастерская в 2000 метров.

  • Анонимно
    22.10.2013 18:11

    продолжаем разыгрывать перфомансы для народа)))

  • Анонимно
    22.10.2013 18:21

    как дети, увидят новую игрушку и глаза сразу квадратные такие. а технарям очередная хохма.

    • Анонимно
      22.10.2013 18:45

      Вы правы - хохма в том, что Райхлин и на немецком скажет"КАИ - пуп земли" и дети в восторге!

  • Анонимно
    22.10.2013 18:59

    Рустам Нургалиевич,когда же Вы займётесь проблемами ЖКХ?Вы обещали,мы ждём.

  • Анонимно
    22.10.2013 19:08

    ерунда

    • Анонимно
      22.10.2013 21:18

      Агеев правильно про Казанскую Ярмарку сказал, она морально и функционально устарела. Какие выставки в Европе, Москве, а у нас что? С советских времен осталось,несколько новых ангаров построили и все

    • Анонимно
      22.10.2013 21:33

      разве ерунда, если зарплата инженера и Главного отличается всего в два раза? Уши открой и оцени Агеева - правдоруба... правду не хочется слушать? Немецкую правдв...

  • Анонимно
    22.10.2013 19:55

    Все таки авиационная у нас столица!!!!!

    • Анонимно
      22.10.2013 20:50

      Была авиационной,да сплыла,сейчас у нас спортивная столица.

      • Анонимно
        23.10.2013 00:42

        у нас столица Макаревича и соцкультбыта, народ правда умнее командиров.

    • Анонимно
      22.10.2013 21:31

      авиационная столица - в Германии им мотор для самолета показали... у себя-то не найти, хотя такие моторы выпускались в Казани в войну тысячами... где моторы и те казанцы...? Нынешние из Малайзии становятся столичными чиновниками со знанием "высоких не поймешь чего"

  • Анонимно
    22.10.2013 20:57

    Имея своё КАИ, тысячи выпускников,КАПО, КМПО мы выпрашиваем у немцев мало-понятный двигатель. Скоро немцев будем просить спать с нашими жёнами?

    • Анонимно
      22.10.2013 22:06

      В КАИ теперь другие приоритеты,мифические

      • Анонимно
        22.10.2013 22:26

        С шарашкиной конторой хотим создать совместное предприятие. Смешно просто

        • Анонимно
          22.10.2013 22:30

          Не хотим, а хочет. Он опять за всех нас сам всё решил.. Специалист, видимо, в области двигателей..

  • Анонимно
    22.10.2013 22:29

    RED A03 V12 «потреблял» 160 граммов на лошадиную силу в час.И где экономия?Наши дизельные двигатели 3д6,3д12 разработанные 60-70 назад и выпускаемые до сих пор имеют расход 165-170гр.на л.с.в час.160гр. в 2013г.это много.

    • Анонимно
      23.10.2013 17:54

      3д12 - это судовой дизель. Сравнил, называется. Да и расход у него поболее будет указанного вами. Применение дизеля в авиации - это настоящий прорыв - самолет может стать значительно более дешевым в эксплуатации. Где-то в интернете этот двигатель даже прочили для создания летающих автомобилей.

      • Анонимно
        23.10.2013 21:40

        Сколько весит этот дизель для композитного самолета? Ставьте его в Мерседес Президента - если взлетит - Казань авиационная столица - если нет - столица нефтехимии... Пилот всегда Первый!

  • Анонимно
    22.10.2013 23:04

    Господа, мне не понятно. Агеев уже двадцать лет катается в Германию и тут открывает Америку. То что у немцев порядок везде, так это давно известно, в том числе и в промышленности. То что они изобретательны и выставляют на выставках действующие модели, нашли чем удивить. И это открытие для гендиректора Камаза! И кредиты тоже дают под низкие проценты, ну где здесь тайна. Под ипотеку граждане тоже берут на долгий срок под такие же проценты, например, 2,5-3%. А вот то, что разница в зарплате у рядовых инженеров и руководителей не высока, может это действительно для многих наших руководителей откровение. И то, что часть прибыли предприятие пускает на развитие не новость, но можно добавить, что стабильно все крупные предприятия до 10% прибыли пускают на науку, на исследования, которые дадут возможность ей развиваться, выпускать новую продукцию. И доля в 15% поступающих в вузы скорее это доля тех, кто получил диплом о высшем образовании. Там очень жестко отсеивают и получить диплом не все могут, но там даже обычные техники и лаборанты по своей квалификации стоят выше наших специалистов с высшим образованием. Но важно и то, что там понимают, что деньги приходят с образованием и с квалификацией, а не по распределению через связи. Деньги там можно заработать только трудом и своими способностями. Что в общем-то и доказывает то, что выпускник КАИ смог там организовать свой бизнес и заработать деньги. И по поводу того, что собираются делать авиадвигатели. Думаю, что рынок сбыта в России очень узок и большого спроса на них не будет.Без подписи.

  • Анонимно
    22.10.2013 23:10

    Прежде чем называть Райхлина "шарашкиной конторой", справку о нем прочитали бы, не поленились. Парень - золотые руки и светлая голова, очень уважаем в мире моторов. Впрочем, во времена Сталина, в "шарашках" такие как раз и трудились, создавали военную мощь страны.

  • Анонимно
    23.10.2013 08:23

    В очередной раз у нас "портной печет пироги" и даже хуже "пастух заставляет портного печь пироги, причем те которые едал когда-то пастух в соседней деревне".Почему-то данные о зарплатах, эл/энергии, образовании "прошли как-то мимо взора" Президента, да и зачем ему это! У нас ведь сингапуризация!

  • Анонимно
    23.10.2013 08:59

    "Разница в зарплате между руководителем предприятия и инженером – не более чем в 2 раза" - ну надо же, открытие сделал! А этот передовой опыт нет желания внедрить на наших предприятиях?

    • Анонимно
      23.10.2013 09:33

      Вы утопист по внедрению опыта цивилизации на татарском острове... это только малазийцев касается - они островитяне, с ними и жить.

  • Анонимно
    23.10.2013 09:30

    Какими же мы стали быдлами, если очевидным вещам удивляемся..

  • Анонимно
    23.10.2013 09:42

    Это кого же КАИ выпускает СЕЙЧАС?Если прежние выпускники становились ведущими инженерами, главными и генеральными конструкторами (Симонов, например), премьерами страны, то сегодняшние боятся задуматься о новой технике, о том, чтобы самим влезть в проблему и придумать что-то для ее решения. Это какие же стали наши КАПО и КМПО, если имея сотни инженеров не могут сами что-то придумать для рынка (прежде казанские катера, моторы "Привет", бытовая техника были заветной мечтой каждого)? Исключение - КВЗ. Здесь сами довели Ми-8 до востребованности на мировом рынке, создали "Ансат", подготовили "Актай", освоили Ми-38. В результате завод сейчас выпускает продукции больше КАПО, КМПО и всей "оборонки" вместе взятой. Наметилась тревожная тенденция сворачивания деятельности научных организаций и ОКБ, подводят по нож "авиамотор", не осталось и следов от знаменитого НИАТа, выручавшего всех в новых технологиях. Нависла угроза над НИИ турбокомпрессором, кефиром и т.д. Как вы думаете, почему?

    • Анонимно
      23.10.2013 09:57

      НИИтурбокомпрессора и Казанькомпрессормаша почти уже нет, как только республика продало их на сторону. Перспективы их печальны

      • Анонимно
        23.10.2013 10:05

        Вы забываете, что и КАПО и КВЗ давно проданы!!!!!!!

        • Анонимно
          23.10.2013 19:38

          Все зависит кому продали предприятие- профессионалам или. .....

        • Анонимно
          23.10.2013 20:58

          а не Хабибуллин ли продавал? Всех не берут в космонавты!

  • Анонимно
    23.10.2013 09:47

    Как мне нравятся эти чиновники, бегающие перенимать мировой опыт, встречаться на симпозиумах, заключать соглашение о сотрудничествах, тратя миллионы российских денег на непонятное сотрудничество, а главное не эффективное сотрудничество! Кому нужен этот двигатель??? если у нас в 2012 году выпустили в россии 18 самолетов, а в 2011 году 16 самолетов, при чем самолеты совсем не малой авиации. Дизельный двигатель в малой авиации задумка хорошая, но в России как быть??? если малая авиация по большей части нужна в Сибири, где лето, весна и осень только 2-3 месяца и двигатель дизельный зимой там просто не глушат, потому что его потом не заведешь уже больше, а подготовка аэродромов там с ангарами, где все ездит и взлетает в основном с зимников это вообще бред, ну, и конечно, качество дизельного топлива из-за чего большинство автопроизводителей в основном не поставляют дизельные варианты своих авто. Лучше бы деньги детям отдавали, нуждающимся в дорогостоящем лечении, больше пользы было бы

    • Анонимно
      23.10.2013 12:40

      Это понимают и эксперты, и покупатели. Спроса не будет. Просто деньги попилят.

    • Анонимно
      23.10.2013 20:58

      А мне нравится Якупов Ленар из Балтасей - так похож на Ахметова... и инициативный, правда не авиатор... но купит вертолет обязательно немецкий

  • Анонимно
    23.10.2013 10:45

    Двигатель интересный. Если будет на испытаниях показан требуемый уровень надежности, то перспективы у двигателя быть востребованным есть.Высокотехнологичные проекты нужно всемерно к нам привлекать. Двигатель уже разработан - пилить деньги на разработке уже не получится.

  • Анонимно
    23.10.2013 11:12

    «Мы еще раз убедились, насколько четко работают экономика и промышленность Германии – благодаря грамотной промышленной политике», – как-то даже сокрушенно отметил председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. Самое дешёвое для России и Татарстана в частности - это поменять наших глупых чиновников всех мастей на немецких. И чем быстрее- тем лучше.

    • Анонимно
      23.10.2013 11:43

      А может заодно и самих работников? Ведь известно, что народ заслуживает тех руководителей, которых достоин.

      • Анонимно
        23.10.2013 20:56

        работники в Татарстане обычные, умелые, добросовестные, пока... блудят верхние!

        • Анонимно
          23.10.2013 21:15

          Это вам так кажется. У многих руки не с той стороны вставлены и мозги набекрень. Да, все нормально. Все соответствует, т.е. начальники работникам. Начальники жалуются на работников, мол и образование не то и дисциплина хромает, и губораскаточная машина работает, и лентяи, и мало соображают. А работнички про своих начальничков такое выдают, хоть падай.

          • Анонимно
            23.10.2013 23:47

            В той же Германии у меня сослуживец живёт и работает. Этнический немец. Переписываемся. Говорит русских(выходцев из России) немцы охотно берут на работу. Русские работяги работают не хуже. А вот в России проблемы с производством из-за плохой организации труда. Заметьте, работяги наши на западе находят себе работу, а вот начальники( организаторы) нет. Задайте себе вопрос: почему?

            • Анонимно
              24.10.2013 10:37

              Ваш "сослуживец" не делает там погоду. Работу и здесь находят. А многие приезжие в Германию из России просто там бьют баклуши, если можно сидят на социалке.

  • Анонимно
    23.10.2013 14:15

    Для начала выборы надо научится честно проводить, как в Германии. А не так как в Татарстане. И на всех местах требовать верховенства закона. ЗАКОНА. Тогда от сватов и братов ничего не останется. Заживём)))

    • Анонимно
      23.10.2013 14:39

      Вот когда Татарстан будет самостоятельно проводить выборы, так сразу и заживем.

  • Анонимно
    23.10.2013 15:42

    "Татарский авиапром..." - это как?Авиапром с национальным колоритом?

  • ИМ60
    23.10.2013 20:35

    Ай, как обидно видимо самому Когогину вместе с его элитным НТЦ, что у них кроме дутых патентов за душой и нет ни одной светлой мысли, кроме ЛЕГО-КАМАЗа собранного из немецких узлов. Браво господа!

  • Анонимно
    23.10.2013 20:54

    Кагогин, как и Гафаров... пиарится, он не инженер, а Глава НТЦ Камаза - ничерта не понял Германию, но прогнулся... потому что не инженер!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen