Общество 
26.10.2013

Внук Иосифа Сталина: «Когда меня спрашивают, бываю ли я на могиле отца, я отвечаю, что хоронил его в Казани»

АВТОРЫ ФИЛЬМА НЕ ПОПАЛИ В ЭПОХУ

– Александр Васильевич, всю минувшую неделю в прайм-тайм страна смотрит по Первому фильм о вашем отце Василии Сталине. Естественно, любопытно, как вы оцениваете уровень достоверности фактов и характеров в ленте «Сын отца народов»?

– В этом фильме ошибки на каждом шагу. Давайте начнем с того, что, мне кажется, если бы я ставил спектакль по пьесе, рассказывающей о жизни высшего света в Англии или из жизни японской бедноты, я бы, наверное, изучил эпоху, пересмотрел бы массу фотографий, посмотрел бы хронику. Что касается авторов фильма «Сын отца народов», они не попадают в эпоху, о которой они рассказывают, абсолютно. Они во время не попадают. Фильм снят отвлеченно, о некоем таком Робин Гуде. Правда, актер, исполняющий роль Василия Сталина, хорошо играет. Но люди, которые снимали это кино, они не представляют, что за жизнь была у Светланы Аллилуевой, у моей мамы Галины Бурдонской, у отца. Где они жили, в какой среде, как они одевались, какие между ними были взаимоотношения, как они разговаривали друг с другом. Это все исключено в этом фильме совершенно. Поэтому даже при большом желании этот сериал претендовать на правду не может.

– Такое ощущение, что создатели фильма никогда не видели фотографий Галины Александровны…

– Да, у меня есть много ее снимков. У меня даже хранится платье, в котором она замуж выходила. Никогда моя мама, как лохушка, не ходила в цветастых платьях с воротничками. У меня даже фотографий таких нет. Мама так даже в худшие времена не одевалась, она была человеком из другого контингента. Она была иная, она в чем-то была схожа характерами с моим отцом. В фильме я вижу какую-то сиротку, которую взяли из какой-то подворотни… Когда я все это увидел, мне перестало быть интересно. Повторюсь и скажу, что быт в этом фильме взят из каких-то странных фильмов, которые появляются в наше время о 30-х и 40-х годах, где все представляются не очень умными людьми. А это было не так. Значит, в этих фильмах уже нет никакой правды.

НИКОГДА МОЙ ОТЕЦ НЕ МОГ ПОВЫСИТЬ ГОЛОС НА СТАЛИНА

– Но Василий Сталин в этом фильме вызывает сострадание.

– И у меня он вызывает сочувствие и сострадание. Не могу сказать, что жалость, хотя и жалость, наверное, тоже. Жалость, потому что он был талантливый, сильный человек, жизнь которого пошла коту под хвост. Это, конечно, вызывает сочувствие. Но он жил в определенное время, драматичное время, и те взаимоотношения со Сталиным, которые показаны в фильме, они абсолютно фальшивые. Никогда мой отец не мог повысить голос на Сталина, об этом речи быть не могло. Он не мог себе позволить забегать к Сталину по каждому поводу, это тоже было не принято.

– Вы сейчас единственный из детей Василия Сталина?

– Да, у отца было четверо детей, я и моя сестра Надя, и двое детей – сын и дочь – во втором браке с Екатериной Тимошенко. Троих нет в живых. Кроме меня никого не осталось.

– А что вы можете сказать о правдивости изображения других персонажей?

– Когда я посмотрел целую серию о героических подвигах Алексея Каплера в Сталинграде, был удивлен. Ну откуда это? Нет, я этого не понимаю. Повторюсь: было определенное время, был определенный человек – Сталин, и мой отец Василий Сталин тоже попал в эту мясорубку, как и многие. Плохая была тогда страна или хорошая, я сейчас не хочу это обсуждать, сейчас дело не в этом. В фильме отец почему-то все время ругается, скандалит и кричит, что он – Вася Сталин. Но так не было, они были по-другому воспитаны. Возникает ощущение, что только и делал, что совершал какие-то эскапады, пил водку и устраивал скандалы. Но этого тоже не так было. Была тяжелая поденная работа на фронте, был риск. Мама мне об этом рассказывала, она постоянно летала к нему на фронт, постоянно, а не так, как это показано в фильме, что она прилетала к нему один раз и с белым воротничком уехала обратно. Она летала на фронт по нескольку раз в месяц и подолгу там жила. У меня такое ощущение, что фильм слеплен из баек людей, которые сами при этом никогда не присутствовали. Слеплен из рассказиков, сплетен, пришедших через пятые-десятые руки. И от этого все становится обыкновенной вампукой. Какой были на нашем телевидении фильмы о Валентине Серовой или Людмиле Зыкиной, например.

452771.jpg
Кадр из фильма

«НИНА КАРМЕН НЕ БЕГАЛА С РЫЖЕЙ ЛИСОЙ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ПО МОСКВЕ»

– Меня царапнул эпизод с кинооператором Романом Карменом. Неужели Кармен мог вот так запросто позвонить Сталину и сказать, что его сын украл у него жену?

– Насколько я помню эту историю, Кармен передал Сталину письмо.

– Письмо – это все-таки не ночной звонок…

– Ну, Роман Кармен в фильме тоже на реального Кармена не похож, он здесь, скорее, напоминает какого-то головореза. Кармен был умнейший, интеллигентнейший, хитрейший человек и человек красивый. Его жена Нина была одной из самых красивых женщин Москвы. И, конечно, с рыжей лисой на плечах она бы не бегала. Вот все эти детали создают неправду, словно нам показывают жизнь каких-то фантомов. Перед тем, как я начал смотреть этот сериал, я как-то немного волновался, было удивительно, что никто мне, работая над сценарием, не позвонил, не попросил консультации, не захотел фотографии посмотреть, хотя у меня масса всего есть. Но когда я начал смотреть фильм, меня как-то отпустило, я почувствовал, что все это несерьезно. И не про то совсем. Никуда не углубившись, ничего не поняв… Ну, такая халтурка.

– Удивительно, ведь сценаристом фильма является известный драматург Эдуард Володарский, человек небесталанный

– Он не бесталанный, а очень талантливый.

– Тогда почему так произошло? Почему человек не обратился к вам, ведь найти вас в Москве – это элементарно.

– Вы задаете мне вопрос, на который я ответить не могу. Я думаю, что людям это не нужно. Им правда не нужна. Они придумали что-то и рассказывают то, что придумали. Думаю, что время правды придет. Об отце уже снято столько фильмов и один страшнее другого.

– Когда вы думаете об отце, что вам вспоминается?

– В моем детстве, я не хочу об этом говорить, он был тяжелым человеком. Он пил и не всегда был приятен. Но когда я ездил к нему в тюрьму, когда он вернулся, и моя сестра Надя возила его отдыхать, когда я занимался его делами, вот здесь у меня к нему возникает сострадание. Он тогда уже ничего не мог сделать, ничего изменить. А когда становишься старше, я сейчас старше отца на 30 лет, невольно думаешь, что, Боже мой, в этом человеке была огромная энергия, он был талантливым человеком, смелым, рисковым, в чем-то авантюрным, у него было много хорошего, но все, чем его одарила природа, прошло мимо, и все закончилось 8-летним заключением. И мгновенной смертью в ссылке в Казани неизвестно от чьей руки. В том, что его убрали, в этом я даже не сомневаюсь.

– То есть вы полагаете, что это все-таки была неестественная смерть?

– Да. Меня лишний раз убедил в этом документальный фильм, который был показан после двух первых серий «Сына отца народов». Он мне понравился. Ну, за какими-то исключениями, как всегда. В фильме прозвучала верная мысль, что Василия Сталина, таким, каким он был, сделала система, и она же его убрала. Уничтожила.

ДОЧЕРИ НУЗБЕРГ ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА

– На могиле Василия Иосифовича в Казани всегда было много цветов, даже сейчас, когда там нет его праха, люди несут туда цветы и венки. Для чего семье Нузбергов понадобилось перевозить его прах в Москву? У вас есть какое-то логическое объяснение?

– Конечно, есть. Они ждут своего часа, эти дочки Марии Нузберг, и поэтому им очень важно, что на кладбище в Москве в одной могиле похоронены мой отец и их мама.

– Но зачем им это?

– Ну, а кто знает, куда повернется история? Девочки же эти жили на каких-то виллах в Грузии, Мария Нузберг получала в Москве квартиры. Кто знает…

– Да, практичные люди…

– Это все наше семейство было абсолютно непрактичным, а это другие люди.

– А когда прах Василия Иосифовича переносили из Казани в Москву, вашим мнением как единственного ныне оставшегося в живых законного сына Василия Сталина не поинтересовались?

– Нет, не поинтересовались. Я много раз говорил об этом в интервью, участвовал в телепередачах. Нет, меня никто не спросил. Конечно, это входило в их общий план, это неслучайно. Все-таки думаю, что Мария Нузберг была связана с известными органами. Если бы была другая фамилия, но не Сталин, наверное, все было бы по-другому. Поэтому не считают нужным позвонить, когда снимают фильм, когда переносят прах моего отца. Меня часто спрашивают, бываю ли я на могиле отца в Москве, я всегда отвечаю однозначно: я своего отца вместе с сестрой Надей хоронил в Казани. Мой отец лежит там. А что за памятник поставили в Москве и что за косточки туда бросили, я понятия не имею.

«НАМ НЕ РАЗРЕШИЛИ ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ ОТЦА НА НОВОДЕВИЧЬЕМ»

– Ваша семья никогда не просила разрешения перенести прах Василия Сталина в Москву?

– Просила. Моя сестра Надежда Сталина просила, наша тетя Светлана Аллилуева тоже обращалась. Они получали отказы. Наша семья просила разрешения похоронить Василия Сталина на Новодевичьем кладбище рядом с его матерью – Надеждой Аллилуевой. Нам отказали. А Нузбергам разрешили.

– В эти дни, когда демонстрируется фильм, кто-то из друзей или родственников Василия Иосифовича звонил вам, делился впечатлениями?

– Его друзей нет в живых, они все были старше его. Родственники звонят, звонил Александр Аллилуев, он и уговорил меня просмотреть, завершится просмотр, мы встретимся, поговорим. Смотрю, благо, что болею и не хожу в театр на репетиции. Если бы не болел, и смотреть бы, наверное, не стал. Я был готов к тому, что это будет вампука.

– Вам не показалось, что и образ Сталина в фильме несколько комичен?

– Все время его образ рисуют как бы разоблачающим пером. Я не знаю, каким он был, я же его не видел, я могу оценивать Сталина только по рассказам, тех, кто с ним близко общался. Орущий Сталин? Такого быть не могло! А в фильме Сталин все время орет. Светлана рассказывала, что она видела его кричащим один раз в жизни, когда ему попали в руки ее письма к Каплеру.

– В такой ситуации, учитывая разницу в возрасте Светланы Иосифовны и Каплера, редкий бы отец сдержался.

– Конечно. А в фильме и Сталин кричит, и мой отец на него орет. А это было исключено. Тем более что это было во время войны, а в этот период дети до него были допущены раз в два года.

– У вас никогда не было желания поставить фильм о Сталине или об отце?

– Никогда не было, нет. И быть не может.

– Почему?

А зачем? Не надо этого совершенно, и играть мне его не надо, хотя меня звали сто раз. Этого не нужно делать. Это пошлость. Такая пошлость с большой буквы. Сталин принадлежит истории, из которой его не изымет никто, как бы ни старался. При всех его чудовищных поступках, чертах характера, были и другие поступки. История все просеет. И не мне этим заниматься, так же, как и этим людям, которые хотят сделать на этом определенный капитал. Это серьезная проблема. Даже если бы я пытался совершенно объективно в этом разобраться, меня все равно бы обвинили в необъективности. Поэтому зачем? Надо быть мудрее и оставить это истории.

Александр Бурдонский – единственный законный сын Василия Сталина и Галины Бурдонской. Родился в Самаре (Куйбышеве) в 1941 году. После расставания родителей жил с отцом, учился в суворовском училище. С матерью смог воссоединиться только после смерти Сталина. В школьные годы носил фамилию Сталин, позже взял фамилию матери, которую она в свою очередь получила от предка-француза, солдата наполеоновской армии, оставшегося в России и женившегося на русской. Александр Бурдонский окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Марии Кнебель – крупнейшего режиссера и педагога. После окончания института начал работать в Центральном театре Российской армии, где и служит до сих пор режиссером-постановщиком. Поставил на этой сцене десятки востребованных спектаклей, ставит в театрах России и за рубежом – Японии и Гонконге. Преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа. Народный артист России. Политикой никогда не занимался.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.10.2013 11:39

    субьективные трактовки в угоду политической коньюктуре.

  • Анонимно
    26.10.2013 12:24

    Сын Василия Сталина , мужчина и порядочный человек. Я на много моложе но и я увидел в фильме сплошной фальш. Ерунда полная!

  • Timur
    26.10.2013 12:47

    Создается впечатление,режиссер всех главных героев нарисовал мразями.То что Василий чудил и по документальным книгам известно,но не был же он таким подонком всегда действуя и прикрываясь спиной отца.Насчет уважения,сомневаюсь,было подхалимажное окружение кот орые и крутились вокруг него в конечном счете споив и превратив в алкаголика.В России каждый второй талантлив,просто система отбра начинается с другого конца.

    • Анонимно
      27.10.2013 20:02

      .....превратив в алкОголика пишется через .О.правильно,а не через .А. учи грамматику,не критик Вы-ФЕРМЕР!!!

  • Анонимно
    26.10.2013 13:20

    Этот фильм продолжение огульного очернения всего того, что было в советское время. Программа Даллеса действует!

  • Анонимно
    26.10.2013 13:22

    Мне импонируют оценки и жизненная философия внука Сталина.Правильного склада ума человек,мужского.

  • Анонимно
    26.10.2013 13:55

    Какой Бурдонский умница, интеллигентный человек и красивый мужчина. Порода видна! Спасибо ему за беседу!

  • Анонимно
    26.10.2013 14:04

    Александр Васильевич, смотрела ваши спектакли, когда вы с театром приезжали в Казань. Вы - потрясающе тонкий, современный режиссер. Пожалуйста, приезжайте еще! А все, что вы сказали про фильм, это верно.

  • Анонимно
    26.10.2013 15:10

    Да, редкой объективности человек, ни обид, ни мстительности. Уважаю, правильный мужик. И отец, похоже, был такой же, но верно сказано, что система сломала.

  • Анонимно
    26.10.2013 15:50

    Очень достойный ответ , той пошлости которую показывают по ТВ.
    Сын видимо похож на отца-порода.

  • Анонимно
    26.10.2013 17:07

    Приятное впечатление производит. Хочется верить, что и Василий Сталин был порядочкам человеком. Историю бы почитать правдивую.

  • Анонимно
    26.10.2013 19:06

    На ул. Декабристов 105 надо повесить мемориальную доску "здесь в ... жил...", это уже наша история которой не надо боятся и стыдится...

    • БОБ
      26.10.2013 23:58

      Василий Сталин жил на улице Гагарина в доме № 105, что на перекрестке улиц Гагарина и Восход. А по Декабристов он прогуливался и, как мне рассказывали (мы жили в соседнем от дома № 105 дворе), Василий Сталин посещал ресторан "Маяк", который тогда (и вплоть до недавнего времени) находился в доме № 185/47 по ул.Декабристов или, что одно и тоже - в доме 47/185 по ул. Восстания.

  • Анонимно
    26.10.2013 20:47

    Человек с чувством собственного достоинства и искренней любовью к своему отцу и деду, несмотря на все что о них пишется, говорится и снимается, это вызывает уважение и невольно требует внимательного и бережного отношения к нашей истории, как бы трагична она не была.

  • Анонимно
    26.10.2013 21:01

    Как то невольно интервью внука И.В.Сталина Александра Бурдонского соотносишь с интервью-мемуарами М.Ш.Шаймиева, в первом ПРАВДА, во втором КРИВДА. Что очень печально. Но как говорил герой фильма "Брат" - В ЧЕМ СИЛА, БРАТ? Сила в правде!

    • Анонимно
      26.10.2013 22:17

      Радует то, что большинство уже научились отличать правду от кривды!

      • БОБ
        27.10.2013 01:01

        А огорчает то, что пошлость пока процветает. Мне казалось, что на ТВ ничего пошлее и гнуснее чем "Дом 2" уже невозможно придумать. Оказывается возможно. Если в "Доме 2" люди сами себя позорят, то в новых сериалах людей порочат помимо их воли, приписывая им то, чего не было. Вершина пошлости. Спасибо Татьяне Мамаевой и БО за отличное интервью.

  • Анонимно
    27.10.2013 01:00

    Не занимается политикой, не мстит. Такому благородству стоит поучиться. БО, спасибо за интервью

  • Анонимно
    27.10.2013 01:08

    Ни мстит, политикой не занимается - стоит поучиться благородству у этого человека. БО, спасибо за встречу с ним.

  • Анонимно
    27.10.2013 13:22

    Хорошее интервью, но хотелось бы знать мнение Бурдонского по многим другим вопросам. БО, подумайте, может ему у вас блог вести или экспертом быть? Интересно мыслить человек, нестандартно.

  • Анонимно
    27.10.2013 15:23

    Такой порядочный человек не мог родиться от плохого родителя и деда. Их вся семья была порядочна!

  • Анонимно
    27.10.2013 16:42

    И. Сталин - убийца и маньяк

  • Анонимно
    27.10.2013 19:04

    Серьезное интервью, очень благородный человек. Никто никогда не слышал от этого человека хвастовства. При сьемках фильма не мешало бы поговорить с родственниками Сталина.

  • Анонимно
    27.10.2013 19:51

    Достойный человек, талантливый режиссер, состоявшийся и в профессии и в обычной жизни. Всегда интересно знать мнение таких людей. Про фильм все правильно сказал.

  • Анонимно
    28.10.2013 00:24

    Какие могут быть разные люди в семье! Дед - тиран. Внук - порядочнейший человек, чувствуется, что добрый и интеллигентный. Успехов ему.

  • Анонимно
    28.10.2013 00:54

    Да, ужасный фильм, почему они не спросили Бурдонского, как было на самом деле, просто не понятно.

  • Анонимно
    28.10.2013 14:50

    сразу видно, что воспитанный и интеллигентный человек

  • Анонимно
    28.10.2013 16:59

    Да, хорошо, что хоть сын и внук мог сказать правду. Пусть будет стыдно авторам фильма.

  • Анонимно
    29.10.2013 00:50

    Стыдно? Да вы что? Таким людям не бывает стыдно! Не встретиться с прямым потомком!

  • Анонимно
    29.10.2013 08:56

    И правда, что-то странное со сценариями фильмов об исторических личностях происходит. Все под копирку укладываются в схему: "Бабы, водка, гармонь и лосось". Вспомнить можно и фильм о Жукове, Чкалове теперь и о Василии Сталине. Соглашусь с Александром Бурдонским, что актер, играющий его отца,делает это в принципе хорошо. Но сценарий всю работу пускает насмарку. Спасибо БО за интервью.

  • Анонимно
    30.10.2013 00:02

    Сколько внимания уделяют останкам известных людей! Неужели не всё равно где они закопаны?

    • Анонимно
      31.10.2013 17:26

      Да нет, дело ведь не в том, где захоронены. А в том, что сына родного не спросили, согласен ли он на перезахоронение. Ну кто такие эти дочери Нузберг?

  • Анонимно
    9.11.2013 16:21

    Классный дядька этот Бурдонский, большой умница.

  • Анонимно
    11.11.2013 16:47

    в годы войны мои родители воевали на калининском фронте,в полку под командованием полковника Василия Сталина. Из их рассказов о нем составилось мнение, что человеком он был пьющим, очень вспыльчивым, но отходчивым, очень любил летать, был преданным другом. В числе других девушек маму тоже приглашали для помощи жене полковника Сталина, когда она навещала его на фронте. Вспоминала, что Галина Бурдонская была милой, приветливой женщиной. О полковнике Сталине родители всегда говорили с уважением и восхищением - летал он отлично. За удерживание аэродрома от группировки прорвавшихся немцев мой отец был награжден орденом Красной Звезды. Полковник Сталин отметил личное мужество и отвагу в этом бою моего отца, гвардии ст.лейтенанта, командира отдельной роты связи Гончарова Якова Алексеевича.

  • Анонимно
    15.05.2014 01:44

    Господа!Судьба подарила мне счастье быть близко знакомым с А.В.Бурдонским,он мой учитель и друг по жизни и по творчеству.Это талантливейший и благороднейший человек!Жизнь его можно сравнить с жизнью Инфанта в изгнании в своей стране.Но!Гела Месхи в фильме сотворил чудо,он не перевоплотился,а переродился в Василия Сталина.Я не смотрю сериалов,но этот я проглотил,благодаря этому юноше.Несмотря на хамство постановщиков,обошедших внука,он приблизился к Настоящему Человеку Василию Сталину,о котором я слышал и читал от знавших его людей.Я полюбил его всей душой и понял,что его "удалая" жизнь-это подвиг и протест.И он,по статусу небожитель,принял на себя все земные муки.И как многие русские таланты был принижен быдлом до своего уровня,до"горькой",из-за чего жизнь его семьи превратилась в кошмар.Фильм,скорее,развернутая притча...в современных рамках "мыльных"опусов.Но весьма удачный сериал,а Гела Месхи - воскресший Василий.Я его обожаю,так же,как стал обожать Василия Иосифовича и всегда обожал Александра Васильевича.Замечателен и актёр,сыгравший генерала,воспитателя детей Василия.Грешен,не запомнил фамилию,хотя видел его и раньше.Честь и хвала талантам!Они и в коммерческой рутине могут создавать выдающиеся образы!Для Гелы Месхи это победа на всю жизнь,ее не затмят ни модерный Гамлет,ни Ню в физике-химии,ни во множестве других ролей,которые ему уготованы,я уверен!Низкий поклон Великим Потомкам Великого Сталина,и молодому дарованию,приобщенному и воплотившемуся!Сергей.Одесса.

  • Анонимно
    1.08.2016 21:06

    Помогите, Бога ради, связаться с А.В.Бурдонским! Мы хотим назвать город в честь его отца. Нужно его согласие! Помогите связаться с ближайшим родственником Сталина! Надеюсь на понимание, Владимир. тел.89114653754, 39pgs@mail.ru

  • Анонимно
    21.09.2016 01:59

    благородный умный тонкий изумительно интеллигентный редкостных человеческих качеств удивителен на фоне многих интервьюируемых как драгоценность среди мишуры

  • Анонимно
    19.11.2016 20:54

    Почти все комментарии сходятся в одном: Сталин - убийца и маньяк, а его внук - интеллигентный и порядочный человек. А поменять их местами - возможно, ничего бы не изменилось. Человека формируют обстоятельства. Жертва системы - это не только Василий, но и сам Сталин. Палачи и их жертвы стоят друг друга, зеркальные отражения.
    Короля формирует свита. Наши деды делали Сталина - как мы сегодня Путина.
    Павел.

  • Анонимно
    22.05.2017 17:07

    единственный наследник Александр Васильевич, почему разрешение на перезахоронение дали приемным детям, какой-то бред.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль