Общество 
3.11.2013

Римзиль Валеев: «Нехорошо уклоняться от темы, когда обсуждается духовная связь с отцом и матерью...»

1342003735_msk5.jpg

НЕ ТАК ПРОСТО ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ «ОБ ЭТОМ»

Иногда не хочется писать на национальную тему. Честно. Хотя в последнее время она все чаще демонстрирует свою актуальность. Даже появляются модные анекдоты, хотя печали в этой сфере можно встретить чаще. Этнические чистки, дискриминация, расизм. И тревоги больше. И абсурда. Кажется, как хорошо, что живем в местах, где не происходят этнические катастрофы и крупные конфликты, какие случились в бывшей Югославии, в Карабахе, не говоря о некоторых горячих точках Африки.

Порой даже думаешь: если бы не отвлекать внимание и силы на споры и сомнения этнического свойства, то можно было бы добиться больших результатов в реальных делах. Кто-то ломает голову насчет справедливости, доказывает достоинство своего народа. Есть люди, которые посвящают всю жизнь национальной идее, входят в историю народа как герои, но при этом терпят лишения, погибают... А в то же время, пока одни тратят свои силы, ломают свою судьбу, другие делают открытия, находят оптимальные пути к материальному благополучию, создают шедевры.

Эту простую истину я четко осознал на днях, когда проходил обследование в одной замечательной клинике. Современнейшие приборы, прекрасная методика, отличные кадры, признание, авторитетный шеф. Божья искра, талант и труд дали результат, вознесли человека, который не отвлекался на защиту своей национальной беды. А ведь он мог споткнуться, пойти другим путем, если бы не было благоприятных условий или если бы ему пришлось отстаивать свое право на свое любимое дело. Или если бы не было минимальных исходных шансов. Сохранение своей самобытности, спасение нации иногда требует немалых материальных ресурсов. А может, не надо?

Все это так. Можно изменить фамилию, специальность, место жизни. Не дай Бог, спутника или спутницу жизни, которые тоже иногда не раз меняются. Но вы никогда — даже ради денег и карьеры — не сможете отказаться от матери, выросшей в татарской деревне, от отца-удмурта или дедушки из тамбовского русского рода. От песен, слов, узоров и звуков своего детства, мыслей и картин жизни. ЭТО — как и цвет глаз, тембр и мелодия голоса, ваше право сознавать себя, тем, как себя сознаете — не меняется по-любому. ЭТО остается даже в том случае, если вы поменяли партию или, упаси Аллах, гражданство. Кстати, именно об этом великий татарский поэт и бизнесмен Дэрдмэнт написал таинственные, непростые слова: «Молоко останется, а страна (родина) уйдет». За изречение столь «экстремистской» мысли о приоритетности кровных связей его могли потащить в ГПУ и пристрелить, если бы этот златопромышленник не умер от голодной жизни в 20-е годы прошлого века в Оренбургских краях.

Но тема осталась. Право быть самим собой — захватывающая тема и сейчас. Ваше исключительное право — считать себя частью той общности, куда вы отнесены судьбой, жизненными обстоятельностями и просто самим Богом. Или как вы сами догадываетесь, даже если скрываете некоторые детали своего происхождения. Это не меняется, как невозможно изменить форму и наклон своей головы, даже разрез глаз, раковину ушей не изменить. Да и зачем?

А самобытность и история, обычаи каждого этноса — часть мировой цивилизации, достояние человечества. Уничтожать, закапывать их — непростительный грех. Даже если глобализация — кровный враг национальных культур — оставляет иные сообщества без крови и воздуха...

«ШЕДЕВР» ГУМАНИТАРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Поэтому иногда приходится разбираться, писать, разговаривать, улаживать... Всевозможные гуманитарные учреждения, клубы, общественные объединения выполняют весьма деликатную функцию по обеспечению этнического благополучия. Ну и государство не стоит на стороне, кроме надзорно-карательных функций оно выполняет созидательно-благотворительную миссию. Национальное образование, культура, этнические СМИ поддерживают народы, не позволяя им деградировать, затеряться в буре глобализации. А то ведь можно совсем одичать или забыть веками сложившиеся человеческие устои, оказаться проглоченными глобальными общностями.

Выдержать притяжение или влияние полуторамиллиардного китайского этноса с его историей, высокотехнологичной экономикой западных стран нелегко настолько, что даже 140-миллионная Россия вынуждена заботиться о своих традициях и самобытности. Этим же занимаются 5 - 6 млн. татар. И другие народы вносят свой вклад в сохранение самого себя. Например, 6 удмуртских бабушек пропели свою песню так, что вся Европа подпевает им на том же удмуртском языке. Аналогичные случаи прорыва на мировую арену бывают и у татар, башкир, чуваш и других народов.

Короче, утверждение государственной программы по этнической идентификации татар, живущих в регионах РФ, я воспринял как разумное и полезное дело. И долгожданное. Например, еще 20 лет назад в Уфе была разработана программа развития башкирского народа, и она в значительной степени выполняется, независимо от ее статуса и обстоятельств разного свойства.

Наконец, руководство Татарстана выдало госпрограмму на три года стоимостью около 90 млн. рублей, в соответствии с концепцией, утвержденной на самом высоком форуме татарского народа его законно избранными делегатами! Ничего, что это стоимость одной школы среднего масштаба. Просто никогда еще властями Татарстана документ такого рода не принимался! Кстати, федеральных многомиллиардных программ по развитию чтения, поддержке русского языка, по развитию традиционной культуры страны принято и выполняется немало.

Это я специально подчеркиваю для скептиков и этнических нигилистов. Что сделали с татарами, имеющими свою республику, если только ничтожная часть молодежи помнит о своей культуре и происхождении? Они не закопаны в земли, а просто не родились или сменили свою национальную идентичность. Уже сейчас куда-то потерялись более миллиона татар даже при наличии бурной миграции соотечественников из Средней Азии! При этом число представителей «кавказских» национальностей в России удвоилось, если считать только имеющих гражданство. Кстати, похожая ситуация и с русскими в России, население уменьшается из-за демографической стагнации, снижения рождаемости, урбанизации и т.д. Что очень странно, так как сотни тысяч и даже миллионы русских возвращаются из стран СНГ, плюс часть детей смешанных браков становятся «новобранцами» естественной ассимиляции.

Короче, документ крайне интересный. Можно найти недостатки в деталях и в идеологии. Может искажаться смысл мер при их формализации, превращении воспитательных действий в смету, в рубли. Но сделан реальный шаг, начато дело, в которое привлекаются общественность и управленцы. И не по разовому указанию высшего руководителя, не только на основе визы о проведении разового мероприятия, а рамках единой системы мер, открытых и прозрачных. Той самой, которую можно исправлять, улучшать и все делать со знанием предмета.

САБАНТУИ И ФОРУМЫ САМИ ПО СЕБЕ НЕ ВИНОВНЫ...

Программа еще не опубликована. Не каждый может добраться до него в недрах интернета. В публикации БО и в комментариях на форуме акцентируется внимание на сабантуях и форумах с участием 700 - 900 человек из регионов и стран проживания татар. Сам по себе Сабантуй «не виноват». Он действительно мощный и массовый элемент формирования идентичности. И бренд Татарстана. И съезды, форумы проводятся давно. Теперь они будут проводиться в рамках госпрограммы, а не разового прожекта.

Вопрос только в эффективности влияния на весь татарский мир. Тут есть проблемы. При бездарном содержании, штампованной идеологии, затертых лозунгах и формах исполнения любое массовое мероприятие может превратиться в бестолковый абсурд. Зато хорошо просчитываются суммы на проживание, транспорт, питание, аренду залов и оплату артистов. Поэтому сметы и обоснование таких проектов легко проходят экспертизу. А относительно небольшие затраты на интернет и аудиовизуальные проекты, языковые и культурологические эксперименты пробивать тяжело.

Трудно разбудить и взрастить национальные чувства в контексте других культур, языков, формировать историческое самосознание. В массовом порядке это дело даже не начато. В последние годы в соседнем Башкортостане динамично растет контент спутникового телевидения (БСТ). Давно и плодотворно работает уфимская структура ВГТРК. Широко показываются история каждого рода, села, события давно минувших дней, родословные и отдельные исторические личности в контексте формирования башкирской этничности. Авторы телепрограмм об истории и происхождении народа прославляются как герои, им присуждается Государственная премия РБ им. Салавата Юлаева. Иногда в таких передачах залетают в соседний, татарский сегмент истории и культуры. Это другой вопрос, и не так удивительно, ведь речь нередко идет об общетюркском культурном наследии, которое каждому кажется «своим».

А кто нам мешает показывать татарскую, казанскую, татарстанскую версию истории края? Почему мы не создаем татарскую хронику в теле- и радиоэфире, не выдвигаем яркие личности из истории и современности? Надо ли всегда оглядываться на московских ученых и рефлексировать на их трактовку российской истории? Загляните на башкирские сайты, YouTube полон историческими и фольклорными сюжетами о башкирах. Иногда они общие с татарами. Недавно мне друг из Уфы прислал ссылку на древнюю песню «Баяс». Сам он не башкир, но иногда слушает голос Лианы Хабибуллиной, смотрит ее видео просто так, для души. Посмотрите, послушайте на досуге!

Просмотрев это видео, не становишься башкиром, но у тебя формируется представление о башкирах, понимание их прошлого, значение народной музыки. По-моему, по части маленьких, красивых исторических и фольклорных клипов мы могли сделать немало, особенно на материале истории и культуры татар и других народов. Нельзя же кормить попсой, которую неплохо производят отдельные артисты и коммерческие фирмы.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НУЖДАЮТСЯ В МЕНЕДЖЕРАХ

Представляю стресс, который испытывают чиновники минфина, казначейства и минэкономики, когда они пытаются понять ожидаемый эффект и инновационный мотив затрат на этническое самосознание. Хорошо бы самим разобраться с этническими процессами. А еще лучше — включить такие спецкурсы и национальные языки в программу учебных заведений, в которых готовят будущих госслужащих и чиновников. Они есть и КФУ, и в аграрном университете — кузнице будущих президентов, и в технологическом (КХТИ) университете, где воспитали полдюжины министров культуры и выдающихся культработников.

Пройдет всего три года, и придется составлять новую программу, в которой можно будет исправлять «косяки». Да и на стадии исполнения можно выправить перекосы, восполнить пробелы. Например, в программе очень мало пунктов по информационным технологиям, подготовке суперсовременных педагогов, пропаганде истории и обычаев, развитию индустрии атрибутики. Такие проекты впредь стоит выбирать и обсуждать гласно, добиваться максимальной отдачи каждого потраченного рубля. Обидно, когда современные дети растут на зарубежных видеофильмах из интернета, привыкают к картинам насилия и распущенности с колыбели, но не слышат и не видят современных зрелищ и игр, связанных со своей страной, республикой, городом, семьей своих родителей. Я знаю семьи, в которых никогда не включатся федеральные и республиканские каналы, не говоря уже о татарских передачах. Дети шутят, говорят, жестикулируют, как иностранцы, они почти ничего не знают об общественной и культурной жизни своего края. Надо ли радоваться тому, что наши дети растут «иностранцами»?

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА УБОГОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ

Видит Бог, эту статью я не собирался писать. Не хотел касаться национальной темы. Но, заглянув в форум БО, решил заняться «просвещеньем», да простят меня те, кто поумнее и грамотнее меня. Подавляющее большинство из почти 600 комментариев под статьей о госпрограмме совсем даже не о том, чему посвящена программа и публикация. Опять то же самое — какой язык учить, зачем учить? Понимаю, интернет — такое место, где можно безнаказанно плеваться, особенно если анонимно. Но все равно должны быть какая-то мера, какой-то предел. Нехорошо уклоняться от темы, когда обсуждается духовная связь с отцом и матерью, твоя принадлежность к семье, утробу, которых ты не выбирал.

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ СОБРАТЬЕВ ПО СЕТИ...

Программа касается только татар. Тему родного русского языка можно обсуждать в других проектах и программах. Существует мощнейшая система образования и культуры с бюджетным финансированием в десятки миллиардов рублей в Татарстане и сотни миллиардов и триллионы рублей на федеральном уровне. Кроме этого, уже реализованы (как считается) две госпрограммы по языкам народов Татарстана. Изучение татарского языка русскими детьми не имеет никакого отношения к этой программе. Это относится к отрасли народного образования и соответствующему министерству. Хотя учебные заведения тоже причастны к этническому самосознанию.

Госпрограмма вообще не о языках, хотя язык считается сильнейшим маркером идентичности. Контроль за исполнением этого документа, подготовка — за министерством культуры РТ. То, что в качестве индикатора указано увеличение доли татар, проживающих в других регионах России, признающих родным языком татарский, владеющих им, видимо, произошло из-за неотработанности прямых индикаторов этничности. Не надо цепляться за этот недочет в документе. У кого никогда не бывает «косяков»? Все дело в толковании, исполнении мероприятий и своевременной корректировке индикаторов, показателей в соответствии жизненными реалиями.

Вряд ли кто возразит, что язык и религия могут служить лишь косвенными признаками национальной идентификации. Прямой индикатор — самосознание, выбор принадлежности к нации. Татары, не знающие татарского или плохо знающие язык предков, — тоже татары, но русскоязычные. Если они сами считают себя татарами по происхождению или по культуре, если один из родителей татарин — они как минимум наполовину татары. Это их право. У одного и того же человека может быть две или даже больше национальности. В государственных документах РФ национальности нет, так же как и в паспорте. В законах и нормативных актах мы числимся как «лица, относящие себя к той или иной национальности». В данном случае речь идет о лицах, относящих себя к татарской национальности.

Пожалуйста, не смешивайте эти понятия. Если вас интересует тема языков народов Татарстана, то она рассматривается в другой госпрограмме — уже третьей по счету о языках народов РТ. А еще есть государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы», подписанная премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым 9 октября 2013 года. Не сомневаюсь, что эти программы проработаны экспертами, рассмотрены в комитетах Госсовета, в министерствах. Так что надо знать, когда надо бежать в замечательный Дворец дружбы народов Татарстана, когда обращаться в правительство, а когда — в конгресс татар или федеральную автономию татар РФ, не обходя родную районную, городскую администрацию!

ПОРА НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ

Уф-ф! Чтобы выбраться из капканов сложных понятий, надо так же правильно настроить мозги насчет религиозной идентификации. Вопреки утверждениям муфтиев и патриархов, конфессиональная и национальная принадлежность отличаются и сильно. Даже если считается, что православие — надежная «скрепа» русского самосознания, а татарский народ сохранил себя благодаря исламу. Но религия и национальность — разные вещи. Бывают православные татары. Или русские, принявшие магометанскую религию, а может, и буддизм. И у татар, и у русских, марийцев, чуваш, мордвы могут обнаружиться язычники, проклятые муллами и попами. А еще у всех есть немалая и весьма веселая кампания атеистов. Есть сомневающиеся, исполняющие ритуалы, но в душе безбожники. Не надо обо всех и за всех говорить разом! Что интересно, социологические опросы по языку, религии проводятся крайне редко. Повсеместно и регулярно мониторинги по этой части не проводились никогда. Каждый может сказать все что угодно. Только сейчас заговорили, включают в программы и текущие планы. Давно пора!

Обратите внимание, что в упомянутой программе все мероприятия прежде всего адресованы татарам, живущим в регионах России. А 2 миллиона татар РТ — отдельная тема. У них условия значительно лучше, хотя проблемы есть и у них. Надо понимать, что татарский язык, литература, культура, история едины, их невозможно рассматривать отдельно, регионально, по социальным прослойкам. Все, что происходит в Татарстане, влияет и на все 30 - 40 российских регионов компактного проживания татар.

В прежние десятилетия любые меры, связанные с этническим проблемами, назывались по-разному — «интернациональное воспитание», «дружба народов», «строительство коммунизма», «обеспечение стабильности, равенства», «сохранение единства» и «укрепление страны», «борьба с экстремизмом и терроризмом» — как угодно. А по жизни эти явления связаны с неистребимым желанием миллионов сохранить свою самобытность, свое лицо, связь с предками.

Поэтому предлагаю считать, что дискуссия о государственной программе РТ «О сохранении национальной идентичности татарского народа на 2014 - 2016 годы» пока еще не начиналась. Сначала ее надо внимательно прочитать. И уточнить понятия. Осмотреться, как живут люди рядышком, в родном городе, районе, селе.

А тема важная и интересная. О самом насущном компоненте гражданского общества — о праве каждого оставаться самим собой. В данном случае на основании Конституции я не указываю свою религиозную принадлежность, так свобода совести позволяет хранить в себе свои отношения с Богом, в компетенции которого и находится этот вопрос. А в остальном моя добровольная идентификация открыта.

Римзиль Валеев,
(россиянин, татарстанец, татарин, житель Казани,
журналист, общественный деятель, блогер «БИЗНЕС
Online»)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (109) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.11.2013 09:08

    Уважаемый Римзиль, пытались ли вы смотреть не только в прошлое, но и в будущее человечества? каким вы его себе представляете? и не приводит ли самоидентичность к обособлению любого этноса?

  • Анонимно
    3.11.2013 09:27

    К сожалению язык меняется, сами не замечая прекрасный праздник "сабан туе" название превратили "сабантуй". Раньше как то писали слева сабантуе, а справо сабантуй. Последнее время и татары говорять сабантуйга барасынмы, а не так как положено сабан туена барасынмы.

  • Анонимно
    3.11.2013 09:40

    В последнее время татары Римзиль и Зиля называют сына Денис, а потом пишут статейки о самобытности татарского народа))

  • Анонимно
    3.11.2013 09:57

    Денис - с ударением на первый слог?

    • Анонимно
      3.11.2013 11:57

      С ударением на первый слог "дЕнис" при этом через "Э" "дЭнис" - это будет уже "по англицки".

  • Анонимно
    3.11.2013 10:02

    Хорошая статья

  • Анонимно
    3.11.2013 10:17

    Очередная статья Римзиля Валеева ради очередной статьи. Снова общие слова "обо всем и ни о чем".

    • al-kazani
      3.11.2013 10:59

      Лишь в определённой степени. А так Римзиль Валеев просто написал что-то вроде развёрнутого ответа на многочисленные комментарии по статье о программе РТ по сохранению национальной идентичности татарского народа, хотя сделать это можно было там же, в комментах : )Римзиль - вопрос Вам что делать с татарскими школами? Почему мы не можем сделать хотя бы в пределах своей Республики, то что турки сделали по всему миру: создать систему школ с высокого уровня, с сильной языковой подготовкой? Почему турки успешно дают хорошее образование, воспитание и самое главное учат турецкому чужих детей, в то время как мы своих детей не можем родному языку научить?

      • Анонимно
        5.11.2013 01:12

        //Почему мы не можем сделать хотя бы в пределах своей Республики, то что турки сделали по всему миру: создать систему школ с высокого уровня, с сильной языковой подготовкой? Почему турки успешно дают хорошее образование, воспитание и самое главное учат турецкому чужих детей, в то время как мы своих детей не можем родному языку научить?// - Все это потому же, что, к примеру, турки смогли высадить десант на Северном Кипре и создать еще одно турецкое государство с прекрасной системой образования, с десятком современных университетов и т.д. Почему у татар всего этого нет? Потому, что нет своего государства, в этом вся наша трагедия.

        • Анонимно
          5.11.2013 08:53

          У нас просто нет своего Ататюрка. Есть только люди, которые пользуются татарским ресурсом, чтобы монетизировать его для себя. У татар нет лидера, есть только пользующиеся татарами люди.

    • Анонимно
      3.11.2013 12:07

      Если обсуждать рецепт кислых щей, достоинства карбюраторного или дизельного движка или что Майкл Дуглас и Кэ?трин Зе?та-Джонс снова вместе, то такие досужие "интересы" явно будут не для этой общественно-политической и культурологической рубрики.

      • Анонимно
        3.11.2013 14:14

        Обсуждать можно всё что угодно. Вопрос в целесообразности этих разговоров. Вы видите хотя бы какой-то толк от статей господина Валеева? Я нет, сплошное переливание из пустого в порожнее, разжевывание тыщу раз пережеванного...

        • Анонимно
          3.11.2013 19:28

          Автор открыл глаза всем. Идентичность - это в каждой душе. Нельзя обманывать людей, надо их научить сохранять себя. Деньги тратить только на это. А не пилить их

          • Анонимно
            3.11.2013 21:43

            Прочитав эту статью, чиновники передумали пилить бюджет. У всех татар проснулось национальное самосознание. В общем всё в жизни кардинально изменилось от статей господина Валеева

  • Анонимно
    3.11.2013 10:23

    Когда называли Денисом коньюктура другая была, боролись на стирание граней между национальностями, за создание единого советского народа.

  • Анонимно
    3.11.2013 10:26

    Денис Исламов - видный татарский прозаик. Жил в уфе. Есть еще башкирский писатель Денис (Динис?) Буляков. А еще извкестна татарская деревня Денис. Об исламской религии знаем - Динислам. Это имя от татар не дальше, чем Роберт, Альберт. Даже ближе. Фатих, имам хатиб.

  • Анонимно
    3.11.2013 10:31

    "А кто нам мешает показывать татарскую, казанскую, татарстанскую версию истории края?"Если не мешать, то, учитывая рвение наших доморощенных историков, Казань и Татарстан будут скоро отмечать 3000-летие.

  • Анонимно
    3.11.2013 10:33

    Скоро к нам приедет Элтон наш Абы
    На татарском пропоет нам про Сабы
    Воспитали сына и без компромисса
    Вдруг назвали малая Денисом

  • Анонимно
    3.11.2013 10:39

    А Кирил рулит русским собором в храме Христа спасителя, говорит что русские и Россия состоят из православия. А не верю ему, я в прошлом атеист, сейчас не верю ни попам, ни муллам. По крови не русский и не татарин. Могу я быть просто татарстанским чувашом как Михаил Сениэль, По происхождению? Где регистрируются чуваши в Казани? Свою нацию я не сдам!

  • Анонимно
    3.11.2013 11:19

    Если опять начнем спорить против татарского языка, снова уйдем от темы. Значит 20 лет занимались очковтирательством. Татары себя толком не осознали. Свадебные генерал-татары и чиновники из Казани обманывают нас. Гос. программа потечет в частные карманы.

  • Анонимно
    3.11.2013 12:33

    Разделяю вашу заботу

  • Анонимно
    3.11.2013 12:35

    Мин сезга удивляться итям, ипташ ;-)

  • Анонимно
    3.11.2013 12:46

    Первые семь абзацев этого текста можно смело выкинуть и начинать с восьмого. Так я вначале подумал, стал читать девятый, десятый... Наверное, там и еще можно повыкидывать. Уважаемый Римзиль-абы, вы же не эфир радио занимаете и не в журнал пишите. Чем у Вас меньше слов, тем больше они заставляют задуматься

    • Анонимно
      3.11.2013 13:40

      12:46 Сударь, это мовэ-тон - то, что вы сейчас написали. Вы лучше напишите свой антиблог в противовес этому блогу Р. Валеева.

      • Анонимно
        5.11.2013 01:59

        Нет, все правильно написал товарищ. Ипташ Валеев обладает удивительной способностью расписать на 10 страницах то, что можно изложить в десяти предложениях. В своей журналистике он давно практикует принцип: "Краткость - сестра таланта, но мачеха гонорара". Он 20 лет возглавлял казанское бюро Радио "Азатлык", и его выступления ни о чем, занимавшие львиную долю радиопрограмм, приводили меня в полный ступор.

  • Анонимно
    3.11.2013 12:47

    Сына зовут Денислам , для Вашего сведения !!!

    • Анонимно
      5.11.2013 02:26

      Наверное, "ДИнислам", что означает "религия Ислам". А "ДЕнислам" - что означает?

  • Анонимно
    3.11.2013 13:32

    Да, мне приходилось недавно выходить на страницы вашей газеты со словами опасения по поводу того, что снова прекрасная идея Программы национальной политики Татарстана может оказаться провальной из-за формального подхода к ней, сводящегося к "обучению" татарскому языку "российских" татар как бы из-под палки, как сейчас происходит это в наших школах. Но, когда после прочтения этой статьи стало понятно, что данная Программа МОЖЕТ или ДОЛЖНА быть подкреплена дополнительными программами, охватывающими не только язык, но и историю, культуру, этнический промысел, вобщем, многосторонне отражать все сферы этноса, то у меня появилась надежда на то, что из "золотой пыли" нации можно будет собрать настоящий "золотой слиток" одного из самых многочисленных народов России. А тем, кто пиарит свои "знания" истории и геополитики (хотя, вряд ли кто вообще что-то понимает в геополитике, кроме, конечно, ученых) на форуме, отвлекая внимание искренне интересующихся, переживающих из-за потери национального достоинства масс, из-за потери самоидентификации, самосознания, самоопределения, принадлежности к культуре, к корням, могу только сказать, ну, "полезайте" вы в "Ютюбы", в "ВКонтакты" со своими "знаниями", что там еще..., может вы поймете, что вы не интересны со своими "компроматами", копаниями в чужом семейном белье: Зиля", Римзиля", вот теперь еще и детей сюда приплели (как это мерзко,- вы же, как голый стоите перед всем народом, и вид у вас не ахти какой). Вы подпитываетесь энергией народа, завоевывая себе "публичность" и вызываете чувство брезгливости, особенно, от сознания того, что вы, похоже, близко знаете этих людей. Такими были ПРЕДАТЕЛИ во время ВОВ. В продолжение темы, очень хотелось бы, чтобы наша Программа позаимствовала у башкир все то, о чем пишет Римзиль афанде. Но надо быть еще активнее и современнее, как мною уже было предложено - подключать и в школах, (в первую очередь), IT-программы с играми на исторические, краеведческие, былинные, фольклорные и сказочные темы - в виде ИГР, наподобие "стрелялок, где присутствует экшн, но не насилие, где присутствует история, но не сотворенные руками низкопробных программистов, делающих деньги за счет детской психики. Фильмы надо финансировать тех режиссеров, которые взялись, бы на основе прекрасных татарских произведений, создать самобытный, веселый, зажигательный фильм и на татарском, и на русском языках. "Алдермештан Альмандар", Ай тотылган танда, молодежные - наподобие "Весны на заречной улице", "Девчата", Диряфрузга дурт кияу (и не обязательно, чтобы автор был татарином)- Какой ужас, почему мы до сих пор вынуждены татарские слова коверкать из-за того, что нет программы, позволяющей переключаться на "татарский", так же, как на английский. Вспомните, Андрея Разина, основателя "Ласкового мая", его песни распространялись по СССР задолго до того, как он прибывал на гастроли в очередной город. ДИСКИ! С играми, с песнями, со сказками и т.д.. Поначалу, можно на русском, последующая волна - на татарском, когда появится интерес, когда ПОНРАВИТСЯ, когда "знакомство" уже состоится. БЕСПЛАТНО, в ПОДАРОК. Школам, детсадам. Было же когда-то движение "народовольцев" ( я не говорю об ИХ конкретных целях), но цели Программы нужно осуществлять через НАРОД, с "низов", ненавязчиво, не ограничивая рамками программы, временными рамками А поскольку, это дело тонкое и долговременное, и должна начаться уже с будущего года, есть еще время "пустить" первый эшелон в народ: концерты, чтения, спектакли (с переводом), диски с песнями , пока, хотя бы. Но подходить к осуществлению программы надо не только широко, но и глубоко, и ТОНКО. И активно. А по-поводу "сабантуев", ну не сводите, пожалуйста, в конечном итоге, к шашлыкам. Пожалуйста. А так, Римзилю афанде - "большой респект и уважуха" за просто необходимое разъяснение. ДА! И снова про аудио-гид. Надо в транспорте , особенно, в автобусах, прокручивать аудиозаписи с короткими повествованиями об истории тех мест, где проложен маршрут, о названиях улиц, о Кремле и т.д.

    • Анонимно
      3.11.2013 17:27

      Толково! Зря не под писались под коментом. Все по делу, я бы не смогла так.

    • Анонимно
      3.11.2013 19:19

      Бар андый программа,кир?к булса, язып була - ??й дип т? !

    • Анонимно
      4.11.2013 00:26

      Вы со своей программой опоздали минимум на 25 лет.

  • Анонимно
    3.11.2013 13:32

    А инете места навалом, пиши хоть гектарами! Что -то не договариваешь, зажимаешь вроде. Госпрограмма по идентичности косяк или шедевр? Настоящий проект по делу напишут через 3 три года...Так что ли? 900 мулл в гостях в Казани помогает идентичности? Они же не признают национальность.

  • Анонимно
    3.11.2013 14:12

    Это конечно, не афишируется, но сына зовут Динислам. Я видел паспорт. Рабочий.

  • Анонимно
    3.11.2013 14:15

    Диниса или Дениса Валеева часто вижу по пятницам в мечети Кул Шариф. Не чета многоим татарам.

  • Анонимно
    3.11.2013 14:29

    Далеко смотрит наше правительство, спасибо за это. Конечно в первую очередь это вопрос глобализации. Напишите еще про третью программу. интересно знать ее реализацию, что происходит в столице всех татар? Вице мэры, руководитель исполкома его аппарата, юристы, отдел контроля , орговики и др ключевые чиновники. Нет никаких обид, прекрасные люди, но В первую очередь интеллигенция столицы , его руководители должны говорить на языке татар. Тем самым показывая пример, заражая этим всех вокруг. Только тогда можно не бояться за потерю этноса, а когда наше правительство вкладывает кучу денег при этом происходит что то такое в столице ... Честно непонимаю

  • Анонимно
    3.11.2013 15:22

    Уважаемый Римзиль Валеев прекрасно пишет, причем прекрасно пишет на русском языке. Надеюсь, он также прекрасно пишет на татарском языке. Прекрасная серия статей. Но жалко только, что он иногда неправильно расставляет акценты.допускает логические просчеты. А это льет воду на мельницу против татар. 1.На его месте я бы никогда не упоминал в положительном свете положение в Башкортостане. Там все положительное делается за счет дискриминации татар, за счет самоотверженного труда татар, живущих в Башкортостане, но не имеющих права даже на изучение родного языка.2. Небрежно отзывается о тех ,кто пишет анонимно, почему то употребляет словосочетание " безнаказанно плеваться". Во-первых, безнаказанно вряд ли можно "плеваться". Во-вторых, надо сказать великое спасибо газете БО, что они дали людям такое право высказываться,это очень умно, это позволяет людям раскрепощенно выражать свои мысли и,в тоже время, контролировать себя, держать уровень цивилизованности. Конечно, похабщина не должна проходить; если она прошла,за нее надо отвечать. Татарский народ устает от неопределенности, нужно определенность во всем. Также в имени "Денис". Четко и определенно надо сказать, что это прекрасное татарское имя, которое имеет несколько модификаций :"Данис","Дэнис","Динис","Денис".

    • Анонимно
      3.11.2013 15:52

      Татарское имя ДЕНИС! Вспоминаю знаменитых татар: гусара Дениса Давыдова и Кораблева из "Денискиных рассказов" Драгунского. Еще греческого бога татарского происхождения Диониса)) В погоне за полным превосходством татарского народа последние остатки мозгов растеряли...

      • Анонимно
        3.11.2013 18:29

        Уважаемый! Оставь нам право называть наших татарских детей именем "Данис-Денис-Дэнис" со смыслом по русски -"знающий;способный к наукам". Денис Давыдов действительно татарского происхождения. Почитайте его стихотворение, где он об этом прямо говорит. Слово "Давыд-Даут" с арабского-"любимый,милый" .

        • Анонимно
          3.11.2013 20:01

          Дени́с — мужское личное имя, распространённое в России и многих странах мира. До начала XX века имя Дени́с являлось только лишь народной формой церковного имени Дионисий, нарекаемого при крещении. Современное имя Денис произошло от др.-греч. Διονύσιος и греч. Διόνυσος, означающего «принадлежащий, посвящённый Дионису». Дионис — олимпийский бог виноградарства, виноделия, плодородия, вдохновения, производительных сил природы в древнегреческой мифологии. Ну и откуда в Древней Греции уважаемые татары, "милый Алеша Тухватуллин"?

          • Анонимно
            3.11.2013 21:37

            Уважаемый! Далеко до 20 века было имя Данис-Дэнис-Денис у арабов и фарси. Многие татарские имена совпадают с арабскими и персидскими именами. Позволь нам как диалект имени Данис иметь имя Денис, а может и Донис. И наоборот. А смысл этого имени мы знаем. Скорее оно не совпадает с Дионис-Денис (надо посмотреть). Но однозначно можно сказать,что Иван-Жан-Ян имеют одно происхождение. Как известно, Жан-это душа . Видите,какая трансформация происходит.

            • Анонимно
              4.11.2013 15:11

              тогда уж не Донис и не Данис и не Дионис, а Юныс должно быть.

        • Анонимно
          3.11.2013 21:39

          Ха-хаха! татары, живот уже болит от смеха!

          • Анонимно
            6.11.2013 13:34

            Жалко мне обладателя слабого живота!Неужели не сможет больше смеяться и плакать и быть "ходящим кладбищем котлет" (Ремарк).Нельзя же так напрягаться беспочвенно.

      • Анонимно
        3.11.2013 19:44

        Род Давыдовых происходит от мурзы Минчака Коаевича, потомка Чингисхана в 13 колене, принявшего крещение с именем Семена.С мозгами, действительно, не все в порядке.

        • Анонимно
          3.11.2013 21:06

          Сочувствую, Алеша Тухватуллин))) Еще раз подтверждаете, что красивые греческие имена брали обрусевшие и крещеные потомки татар, забывшие своих предков и свои исконные имена. Как Вы их там обзываете: Минчак и Коаевич... Югославы какие-то)))

          • Анонимно
            4.11.2013 04:24

            Вы ни на что не способны, кроме тупого зазнайства. Всюду вмешиваетесь, всюду портите атмосферу.

  • Анонимно
    3.11.2013 15:25

    Визитная карточка руководителя
    Денис Валеев
    Год и место рождения: 1978 год,  город Уфа
    Образование: высшее, факультет международных отношений КГУ
    Работа, карьера: с 1997 по 2004 – корреспондент радио "Свобода", в 2004 году – консультант ЗАО "Дельта консалтинг", с 2004 по 2007 - представитель по корпоративным вопросам Philip Morris, с 2007 года - управляющий по развитию бизнеса ООО "Билетти Тикет Сервисез".

    Это все в открытом доступе, с рекламной статьи БО о Денисе Валееве. Но вот нюанс: в мечети он Динислам, а организовывает гастроли английского гея Элтона Джона уже как Дэнис. Это как В.Сурков в Москве, он же Асланбек Дудаев в Чечне. Может в этом и суть языковой проблемы татарского народа, пытающегося сидеть на двух стульях?

    • Анонимно
      3.11.2013 16:08

      Ув.Римзиль,иногда я бываю в кладбище,думы хорошие про бытия приходят.Недавно в одном деревенском кладбище увидев семейный склеп уж очень известного Россиянина -ахнул!Вы там поближе,узнайте пожалуйста на приведение в нормальное состояние кладбищ республики сколько денег предусмотрено в бюджете на 2014 год!знакум

      • Анонимно
        3.11.2013 17:23

        "Иногда я бываю В кладбище", ну что тут скажешь... Хорошо что я не ЗНАКУМ с автором столь многочисленных, неграмотных и недалеких комментов. Тут не татарский, а русский учить пора!

        • Анонимно
          3.11.2013 19:53

          спасибо,друг, ошибка моя-"НА"!Насчет "дальномера" -неэтично!Я учу русский,по татарскому-спор неуместен,и это не повод мне бахвальством заниматься,учитывая,что я татарин и горжусь этим!знакум

    • Анонимно
      3.11.2013 16:30

      С наступающим Днем согласия и примирения,уважаемый!Конкордия-римская богиня согласия.Жалко,одноименный лайнер утонул...а по теме- у меня родные живут в Волгограде,и по татарски,и по русски намного лучще говорят меня!И дети!Тут дело не в деньгах-причину не знаю.знакум

    • Анонимно
      3.11.2013 23:34

      Может в этом и суть языковой проблемы татарского народа, пытающегося сидеть на двух стульях? 03.11.2013 15:25 Не парься, приятель. Татары давно уже культуру не от русских получают. Ну, по крайней мере последнюю сотню лет. Владение языками - это не привилегия "государствообразующего". "Грудью дышу я всем воздухом мира", как сказал Владимир Семёнович.

      • Анонимно
        4.11.2013 22:57

        А Владимир Семенович Высоцкий, от которого Вы получили часть культуры, тоже татарин?

        • Анонимно
          4.11.2013 23:48

          Вы "хочите" цитат татарских деятелей культуры? "Их есть у меня".

  • Анонимно
    3.11.2013 16:23

    Если не уклоняться от заявленной темы, самоознание и достоинства нации держится на родителях. Когда выделяли семьям гранты за воспитание настоящих татар ( и. других)? Никогда! Гос. программы удобны для чиновников, а толку мало.

  • Анонимно
    3.11.2013 16:40

    Саша "Санчес" Сафиуллин знает испанский, Динислам "Дэнис" Валеев пишет статьи по английски. Кому из них нужен татарский, о котором бесконечно долдонят родители второго мальчика?

  • Анонимно
    3.11.2013 19:04

    Как можно постоянно сводить серьезные темы на частные. Это женщины? Не похоже - слог идиотский. Мужики? Ну - извините. Куда идем? Воронина чё то не слыхать, может о "посадках" еще поговорите.

    • Анонимно
      3.11.2013 21:24

      Да,упала очень культура речи-мужики не к месту говнорят!знакум

  • Анонимно
    3.11.2013 22:21

    Ай да Сиразин, ай да ...! Оказывается Иван Грозный "всегда комплексовал,что он из рода Мамая, а не Чингизидов!". Может по этой причине он старался всех чингизидов насильно крестить, а несогласных просто убивал? Сами то, Мурат, чьих будете?

  • Анонимно
    3.11.2013 22:29

    Стесняюсь спросить, а про свои комплексы Иван Грозный Сиразину лично рассказывал))). Помните, как Этуш в фильме "Иван Васильевич меняет профессию": "Это ж надо, один татарстанский фермер в Шелангу живого царя вызвал!". Понимаю, выходные, арака... Но чтоб так торкнуло!

    • Анонимно
      3.11.2013 23:51

      Наверно очень тяжело приходится людям не умеющим мыслить и поэтому приходится задирать тех у кого они есть.

  • Анонимно
    3.11.2013 22:59

    Пока вы тут трещите, Динислам Валеев, в миру "Денис" стал теневым "министром культуры" Республики, где всем пофиг на культуру. Он панков калифорнийских привозит в Казань. А мы все ждем, когда РНМ татарскую культуру поднимет. Концерт Элтона Джона - контрольный выстрел по сельхоз культуре татар.

    • Анонимно
      3.11.2013 23:54

      "...контрольный выстрел по сельхоз культуре татар". Ну что вы ерунду пишете, ей бо... Чтобы просто ущипнуть и получить удовлетворение от "морального превосходства"? Так посмотрите на "женщин в русских селениях", которых иногда по телику показывают. В заброшенных деревнях, в галошах на "жидких" грунтовых дорогах. Или посмотрите аврал МЧС в Приморье или в Якутии. Это ж страна контрастов для всех этносов.

  • Анонимно
    3.11.2013 23:31

    Да все пофиг до Элтона, сейчас народ занят выживанием, как покрывать текущие расходы и не влезть в кредиты?

  • Анонимно
    3.11.2013 23:39

    Хватит отценивать отца по сыну и наоборот

  • Анонимно
    3.11.2013 23:41

    Обалдеть, как тут все намешано !!!

  • Анонимно
    4.11.2013 00:54

    Извините,а как будет по-татарски -ДУРДОМ?...Вот именно это и твориться...Данис не Денис...да не всё ли равно..как хочу так и назову сына,от этого он не станет эфиопским парнем...Не нравиться что жили и живём,слава Аллаху,в миру и быту,так надо струну эту натягивать,да?Зачем татарину вдалбливать татарское...хочет сам возьмёт,не хочет,оно ему ,значит,не надо.

  • Анонимно
    4.11.2013 02:47

    События "бронзовой ночи" в Эстонии начали отсчёт нового времени. Все осознают, что возврата к прежнему уже не будет.Выросло поколение,которое не желает смириться с положением дискриминируемых меньшинств. Этому процессу дало новый импульс провозглашение США и её европейскими союзниками независимости Косовского анклава в Сербии.Эстония,признавшая такую независимость,признала принцип самоопределения нации вплоть до отделения.Несомненно,что такое же право есть и у русских в Эстонии, а также связанных с русскими по языку и культуре др.наций,входящих в Русскую общину края. Имея это право необходимо казалось бы воспользоваться им, для создания Русской Автономии, в ином случае не возможно решить проблему восстановления утраченных прав и свобод. Можно взять за пример опыт маленькой Бельгии,которая была совсем недавно преобразована в федеративное государство,состоящее из двух национально -территориальных единиц. Очевидно,что разрешение косовского кризиса по американскому сценарию дало толчок процессу перестройки взаимоотношений регионов и метрополий в Западной Европе.Проблемы взаимоотношений Шотландии и Уэльса с Великобританией,Фландрии с Бельгией,Басконии и Галисии с Испанией и т.д. придётся решать Европейскому Союзу. В связи с этим получили ли реальную вазможность русские в Эстонии, реализовать своё право решать самостоятельно свою судьбу и основное свое национальное требование - права на самоопределение, предъявить результаты волеизявления Русской общины в международных организациях и,следовательно,сделать заявку на самостоятельность. Пока только день 26апреля стал днём борьбы за права и свободу,днём борьбы против национального угнетения. Таковы уроки и итоги "бронзовой ночи". Право любой нации на самоопределение, на сохранение языка, культуры, своей религии закреплено массой документов на всех уровнях, даже на уровне ООН. Думаю всем давно уже понятно по каким причинам ничего не реализовывается. Как говорят простить многих горе политиков можно, поверить вновь невозможно....

  • Анонимно
    4.11.2013 08:13

    В статье есть вопрос почему башкиры могут, а мы нет. Вы так и не поняли, что они обрели свой многотысячелетний стержень, хотя им тоже была уготована судьба стать в начале 20 века татарами. Их имя народа не даст им пропасть когда рухнут границы, начнутся перемены в политике, пройдут новые орды. Это имя- код, который хранит народ несмотря ни на что. У нас тоже есть такое код-булгары. Но наши коньюктурщики променяли его и теперь с удивлением фиксируют отказ народа от несуществующих корней (в языке, в традициях итд). И всем тем, кто сейчас начнет думать что помимо булгар в нас полно...изучите башкир! В них есть и калмыки и нугаи и катаи и многие - многие другие, даже рода татары и чуваши! Но имя народа-код древности они не променяли на сиюминутную коньюктуру и поэтом каждый башкир гордится своими корнями и считает себя продолжателем культуры древних предков! Они точно не пропадут! У нас еще есть возможность спастись..

    • Анонимно
      4.11.2013 12:05

      "Проникал" в западную часть Баркортостана ,до Мелеуза.Башкортов не встречал,попадались одни татары.

    • Анонимно
      5.11.2013 03:31

      Не надо уж так расписывать несуществующие успехи башкир. Мне довелось присутствовать два года назад на Всемирном курултае башкир, который проходил В УФе. Так там ни один башкир ни разу не выступил на башкирском языке, все шпарили по-русски. Единственным украшением курултая стало выступление на татарском языке спикера татарстанского парламента Фарита Мухамметшина. Его выступлению братья-башкиры устроили настоящую овацию, что меня очень растрогало. Вот бы так ему выступать в парламенте Татарстана, это была бы лучшая популяризация и пропаганда татарского языка! P.S.Шюкюралла, все пять съездов Всемирного конгресса татар проходили на чистом татарском языке. Так что, положение татар еще не такое катастрофичное, как у наших соседей.

  • Анонимно
    4.11.2013 08:16

    Панки и геи, конечно, признаки культуры, но как бы Вам объяснить, вырождающейся что-ли. Тут Денис Валеев никакого здоровья нации не несет и вряд ли его поймут в мечети Кул-Шариф

  • Анонимно
    4.11.2013 10:27

    У каждого свое мнение, все пытаются выговориться. Горжусь, что родом из Казани. Но... дайте мне право самому выбрать на каком языке разговаривать, какой изучать. Не насаждайте изучение татарского силой. Это имеет обратный, негативный эффект. Правильно сказали в первых комментах: надо смотреть не только назад, но и вперед. Думаю, осуждать имена наших детей не вправе никто. Это мой ребенок. Каждый родитель, выбирая имя, вкладывает определенный смысл в него. Не стоит доходить до оскорблений. Мы живем в цивилизованном государстве, оставьте право выбора каждому, начните с себя.

    • Анонимно
      4.11.2013 11:23

      смотреть назад - и помнить семь поколений - обязан каждый, а смотреть вперед и знать, что семь поколений после тебя будут помнить о тебе - это простое правило каждый должен знать,- помогает.

  • Анонимно
    4.11.2013 13:34

    Почитав форум понял, что плюрализм мнений в нашей Республике самый, что ни на есть открытый. Это хорошо.
    Еще в глаза бросается, как татары любят бить татар. Это, наверное, не очень хорошо. Но на том и стоим. Бей своих, чтобы чужие боялись.
    С уважением к чужому мнению,
    Д.Валеев

    • Анонимно
      4.11.2013 13:43

      "Как татары любят бить татар." Уважаемый Д.Валеев. Современный образованый люд давно уже вылез из штанов землячества и национализма. Владение другими языками позволяет людям общаться со всем миром. Мир широк и многообразен. Он для всех нас. Независимо от вероисповедания и национальностей. И для современных людей интересна уже не национальность индивидуума, а его личные(человеческие) качества. И если свой татарин - вор, то его будут бить татары. Мы растём, уважаемый Валеев.

      • Анонимно
        4.11.2013 14:14

        Уважаемый Д. Валеев! Те, кто поливает без разбору других - не татары и не русские. Они никто. Моральное уродство и убогость души идет от того, что люди отрываются от корней, хороших традиций. От недостатка татарства и рускоссти, человечности. Увы, новое сытое время чаще дает ублюдков, безо всяких связей с народом. Не теряйте надежды, нормальные люди тоже попадаются. Только на форумах анонимов их мало. Не обращаете внимания на завистников, их низменные чувства не за полнят мир.

    • Анонимно
      4.11.2013 17:56

      Дорогой Денис! Татары ,наоборот, за Вас горой стоят. Вы же не можете различать по комментам,кто татар,кто нет.

  • Анонимно
    4.11.2013 14:08

    Вор - это вы про кого? ДВ

    • Анонимно
      4.11.2013 14:38

      Вор, негодяй - это образно. Хотел сказать лишь, что если человек негодяй(вор), не важно какой он национальности, его будут бить и свои(татары..))) тоже.. Это нормально.

  • Анонимно
    4.11.2013 14:16

    Внутриэтнические разборки у татар были в истории, и наверное будут дальше, ибо татары по природе своей кочевники и захватчики. Земледелие, это хорошо, но борьбу за место под солнцем никто не отменял. Лично я так это понимаю. Поэтому, если я кому то не нравлюсь, это естественно. Просто концерты - это моя работа, и я собираюсь ее продолжить. с уважением (без сарказма) Денис Валеев

    • Анонимно
      4.11.2013 16:05

      "...ибо татары по природе своей кочевники и захватчики". Вот вы молодой ещё, если этим именем подписываетесь, а вешаете ярлыки как зашоренный советский гражданин или имперский подданный. Освобождайтесь от штампов, созданных Карамзиным, В. Соловьевым и т.д. Знакомьтесь с современными независимыми объективными исследованиями и поймёте, что татары как субэтнос ордынского суперэтноса также разнообразны по своей "природе" и цивилизационным проявлениям, как и ордынские "русские", "казаки" и проч.

    • Анонимно
      4.11.2013 17:35

      Посмотрите классику фильм "ГараЖ", там один из героев тоже,как вы "за место под солнцем" боролся..

  • Анонимно
    4.11.2013 14:21

    А вообще, спасибо за откровенность. Это, пожалуй, самое важное между людьми. ДВ

  • Анонимно
    4.11.2013 18:08

    Дорогой Денис Валеев! Ни один татарин не будет приставать к имени. Ибо все татары понимают, что Денис татарское имя. Прошу тебя: крепи татарское единство. Мы с тобой.

    • Анонимно
      4.11.2013 19:27

      Да не в имени дело. Это всего лишь повод поддеть оппонента. Сергей Шакуров и Олег Газманов тоже вроде как татары.

  • Анонимно
    4.11.2013 19:20

    Эх, хорошо начинали и опять свернули...Раз я не зная пока татарского признан русскоязычным татарином, стало как-то веселее. Почти атеист.

  • Анонимно
    4.11.2013 20:06

    Денис! Парень ты неплохой, вроде. По телику тебя видно часто, в соцсетях ты безвылазно. С концертным бизнесом, тоже, я смотрю, получается. Стинг, Элтон, Кокер... Да и с родителями повезло, скажем так. Я без зависти, поверь. Предложение у меня к тебе: вот на зависть всем анонимусам, жалобщикам и прочим виртуальным "аноОнанистам" сделай какой нибудь крутой национальный проект. Без казенных денег, громких и раскрученных имен. Я знаю, Син булдырасын. Уэт булырсын чын маладис.

  • Анонимно
    5.11.2013 04:03

    //Ну и государство не стоит на стороне, кроме надзорно-карательных функций оно выполняет созидательно-благотворительную миссию. Национальное образование, культура, этнические СМИ поддерживают народы, не позволяя им деградировать, затеряться в буре глобализации// - Любит ипташ Валеев приукрашивать действительность, особенно в том, что касается политики властей. В последние 10-15 лет идет целенаправленное и последовательное разрушение национального образования инородцев, тут и пресловутый 309 закон, и запрет сдачи ЕГЭ на родном языке, и разгром татаро-турецких лицеев в республике, и ликвидация татарского факультета КФУ, и ликвидация Татарского гуманитарно-педагогического университета, и ликвидация Татарского гуманитарного института. Я уже не говорю о закрытии татарских радиостанций и газет, о законодательном запрете татарской письменности на латинской графике. А откровенно ассимиляторский курс на создание единой нации "россиян", это как называется? В общем, национальное угнетение инородцев налицо!

    • Анонимно
      7.11.2013 09:16

      Если речь идет о государстве в смысле РТ, то автор пишет правильно. Раз запускается госпрограмма по языкам, идентичности, значит кое что делается, шулай бит!

      • Анонимно
        7.11.2013 23:39

        К сожалению, это, как мертвому припарка, когда центральные власти последовательно и методично разрушают образование, культуру и национальную идентичность инородцев, так сказать, всей мощью своего государства. Шулай тугелме?

  • Анонимно
    5.11.2013 10:32

    Много слов но смысла опять не видно, жаль автор в свое время был хорошим журналистом

  • Анонимно
    5.11.2013 11:47

    Римзиль агай,сейчас главная твоя задача,как можно больше выпускать нужных и глобальных статей,твои статьи очень необходимы нашему населению,так сказать нужно вселится в сознание,чтоб какое то шевеление пошло в умах.

  • Анонимно
    5.11.2013 14:28

    Главное - как сам хочешь, к какому народу относишь себя. Язык, религия - потом. В программе об этом очень мало сказано. Надо было сначала обсудить, а потом принимать.

  • Анонимно
    6.11.2013 09:17

    Башкирию в пример ставить точно не стоит.Все национальные школы в которых мы в советское время учились на родном татарском языке по учебникам изданных в Казани закрыли.Теперь в этих школах татарские дети изучают башкирский язык как родной.

  • Анонимно
    6.11.2013 13:41

    Ну,конечно, Денис-это море,если по русски.У нас же играет Кукдениз Карадениз. Карадениз-черное море, Кукдениз-Средиземное (голубое) море. О чем еще говорить. Тут полная ясность.

  • Анонимно
    6.11.2013 16:02

    КУКдениз Карадениз звучит примерно как ЧУКримзиль Валеев ;-). Как вы утомили своими агаями, абыями и абзыями с бабаями. Шире надо смотреть на мир сквозь узкие глазки!

  • Анонимно
    8.11.2013 09:16

    /... Вопреки утверждениям муфтиев и патриархов, конфессиональная и национальная принадлежность отличаются и сильно. Даже если считается, что православие — надежная «скрепа» русского самосознания, а татарский народ сохранил себя благодаря исламу. Но религия и национальность — разные вещи. Бывают православные татары. Или русские, принявшие магометанскую религию, а может, и буддизм. И у татар, и у русских, марийцев, чуваш, мордвы могут обнаружиться язычники, проклятые муллами и попами. А еще у всех есть немалая и весьма веселая кампания атеистов. Есть сомневающиеся, исполняющие ритуалы, но в душе безбожники./Это интересно. Но почему же голову морочат муллы и попы со своими национальными призывами, это же религия, а не этнос и не культура? А язык обязательно что ли знать, если я историю и культуру могу освоить при помощи других языков и средств коммуникаций? Могу быть просто татариным, а?

  • Анонимно
    9.11.2013 21:14

    В принципе можешь. А при желании язык потихоньку выучишь, хоть немножко, если хочешь. А не хочешь, так не получится.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль