Общество 
6.11.2013

Опрос: Читали ли вы Конституцию РТ?

Александр Сидякин — депутат Госдумы от Татарстана:

— Конституция или устав — это предмет ведения региона. Поскольку у нас республиканская форма правления, федеративное государство, то свой предмет ведения должен быть у каждого субъекта. Более того, я категорически поддерживаю позицию наших властей, что наименование высшего должностного лица и язык — это исключительно прерогатива наша, татарстанская.

Конечно, я читал Конституцию РТ, раз я предметно и как эксперт могу рассуждать на эту тему. Наша Конституция прошла длинный путь, были разные периоды. Был период, когда она подвергалась корректировке с помощью судебных органов и прокуратуры, но в конечном итоге татарстанские конституционалисты вывели такую формулу, которая на сегодняшний день позволяет Татарстану чувствовать себя со своими традициями и устоями в составе Российской Федерации.

Конституция — это не догма, мы не должны относиться к этому документу как к чему-то сакральному, как к чему-то, к чему нельзя прикасаться. У нас в этом году отмечается 20-летие Конституции РФ, но, несмотря на такую серьезную дату, серьезный рубеж, поправляем некоторые статьи, приводим их в соответствие с действительностью. У нас очень быстро меняется мир, а мы должны приспосабливаться к этим глобальным изменениям, делать так, чтобы Конституция работала в интересах человека и гражданина прежде всего. Поэтому какой-то конституционный идеал найти можно только через систему проб и ошибок, через эмпирические исследования, через практику. В этой связи Конституция Татарстана — яркое тому доказательство. Она менялась, возможно, будет меняться, но она должна работать для всего татарстанского народа.

paragon-ant-pereplet-tatarstan.jpg

Мухаммат Сабиров — экс-премьер министр РТ:

— Конституция нужна обязательно. Это даже не должно подвергаться обсуждению, я считаю. Мы добровольно вошли в состав России, своевременно подписали договор о взаимоотношениях. Правда, о нем, видимо, многие уже подзабыли. Татарстан — это одна из особых республик в составе России. В мою бытность премьер-министром республики активно обсуждались пути и формы: куда народу Татарстана двигаться дальше. Эти вопросы были спорные. Я был в числе инициаторов того, чтобы Татарстан обязательно находился в составе России, но на особых условиях.

Мы над нашей Конституцией работали очень долго. Нам надо было составить такой документ, чтобы Татарстан существовал как отдельная республика в составе и только в составе России, но с определенными привилегиями. Считаю, татарский народ не должен терять свою базу, свою основу. Многие мои единомышленники беспокоятся сегодня из-за того, что постепенно может произойти исчезновение татар. Этого не должно ни в коем случае случиться. Язык, письменность обязательно должны жить и развиваться. Для сегодняшнего и будущего поколений, я твердо убежден, что терять Татарстану свою Конституцию, свой язык, свои исторические ценности во взаимоотношениях и других делах ни в коем случае не следует, а наоборот, это нужно поддерживать и поощрять.

Конечно, отдельные позиции и пункты любого документа со временем или исчезают, или приобретают новое осмысление. Время от времени к ним надо возвращаться, но не с позиции все перевернуть с ног на голову. Время идет. Не только Татарстан, Россия, но и весь мир развивается в разных направлениях, поэтому определенные коррективы вводить, я считаю, нужно, но оставив в основе то, что сегодня уже есть.

Иван Грачев — председатель комитета Госдумы России по энергетике, доктор экономических наук, в 1992 году — депутат Верховного Совета РТ, один из лидеров депутатских групп «Народовластие» и «Согласие»:

— Мне кажется, что если у Татарстана есть уже Конституция, то пусть она будет. Потому что она была предметом компромисса, достаточно серьезных обсуждений и столкновений. Я помню тот эмоциональный и творческий настрой, который был в парламенте Татарстана, когда принималась Конституция. Этот настрой был у многих депутатов, несмотря на борьбу между собой, неизбежные конфликты, столкновения и т.д. Все понимали, что есть шанс сделать прорыв и нужно попытаться его использовать, в том числе и благодаря принятию Конституции. На ту пору, особенно в первом варианте, с точки зрения развития демократии в республике, она была вполне хорошая, качественная. Мне представляется, что эта Конституция способствовала мирному развитию республики, поэтому я считаю, она вполне имеет право на жизнь.

Я всегда говорил, в том числе и в начале 90-х, что не являюсь сторонником частых изменений Конституции и все время приводил пример из американской Конституции. Я, конечно, буквально не помню, но там прописано, что только конгресс имеет право устанавливать налоги и собирать их. Но никогда в жизни конгресс США никаких налогов не собирал, и тем не менее уже более 200 лет этот пункт в Конституции существует. И никому не приходит в голову выбросить его, раз он не соответствует действительности. Поэтому, на мой взгляд, к неизбежным противоречиям этого документа нужно относиться спокойно. Повторюсь: я не сторонник внесения изменений ни в российскую, ни в татарстанскую Конституцию.

Мурат Сиразин — семейный фермер (село Шеланга Верхнеуслонского района), в 1992 году — депутат Верховного Совета РТ, член депутатской группы «Народовластие»:

— Думаю, что своя Конституция Татарстану сегодня уже не нужна. Тем более та Конституция, которая была в свое время принята, уже серьезно изменена. Да и праздник этот День Конституции Республики Татарстан лично для меня какой-то непонятный. Сегодня у нас Россия — это единое государство, и в дублировании Конституции России я не вижу никакой необходимости. В Конституции России все должно быть прописано, так как мы федеративное государство.

Более того, и парламент республиканский уже не тот, что был раньше. При сегодняшнем количестве депутатов, я считаю, он абсолютно не нужен, ничем не занимается. Там достаточно оставить максимум 20 - 25 депутатов. И при этом он должен стать многопартийным, чтобы люди на улицу не выходили и не расшибали друг другу лбы, а депутаты представляли в парламенте интересы всех слоев общества.

Рафаэль Хакимов — депутат Госсовета РТ, директор института истории им. Марджани АН РТ:

— Понимаете, в чем дело: даже в советское время была Конституция. Казалось бы, какой уж авторитарный человек был Сталин, и тот сохранил Конституцию. Этот документ, конечно, носит во многом символический характер, потому что его нужно было приводить в соответствие с Конституцией РФ, но даже в таком случае имеется некий политический потенциал, подразумевающий, что с регионами надо считаться. По-другому нельзя! Если смотреть в будущее, нефедеративная Россия не сможет выдержать экономического кризиса. После дефолта 1998 года, когда Россия вообще рассыпалась, ее спасли регионы. И вот тогда законодательство, которое в то время было в регионах, стало базой для того, чтобы восстановить Россию, как нечто экономически целое. Почему-то многие об этом сегодня забывают, наверное, в эйфории высоких цен на нефть. И уже, дескать, и Конституция Татарстану не нужна. Так не бывает! Тем более что цена на нефть больше не вырастет, а разницу в цене, которую раньше откладывали, на сегодня уже проели. Поэтому, безусловно, Татарстану Конституция нужна, более того, Россия будет федеративным государством, это неизбежно.

Я считаю, что сегодня вносить изменения в Конституцию Татарстана не надо, трогать не нужно пока. Однако дело в том, что федеральный центр сегодня озадачен тем, какие полномочия отдать регионам. Наиболее подготовленными к этому регионами являются Татарстан, Екатеринбург, ну, не считая, Москвы и Санкт-Петербурга. Одним словом, регионы-доноры более или менее готовы к тому, чтобы взять полномочия. Поэтому вполне возможно, что будут какие-то изменения в Конституции в части усиления полномочий республики. Но все же я не думаю, что там будут какие-то серьезные изменения, потому что статья №1 осталась, а это для нас самое главное.

print_1595.jpg

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета РТ:

— Конституция Татарстана — это объективная реальность и потребность, ее актуальность не растерялась за 20 лет. Татарстан остается самостоятельным государством в рамках договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и республикой, и у нас есть законодательство субъекта федерации, для которого Конституция РТ является основой.

По мере развития республики многие положения Конституции, конечно, необходимо было бы изменить, поскольку принималась она в 90-х годах, а сейчас мы живем в XXI веке. Изменилась экономическая, политическая ситуация, и все эти изменения должны найти отражение в Конституции. В первую очередь, я считаю, корректировать нужно положения, которые касаются социальной политики. Это не только ЖКХ, но и право на жилище, право на нормальное здравоохранение и многое другое. Для этого нужно посмотреть на законодательство наших ближайших соседей из стран СНГ, что-то взять из законодательств наиболее развитых западных стран, но не просто скопировать, а проанализировать, какие шаги, предпринятые передовыми странами, себя оправдали с течением времени, взять самое лучшее. И своя школа правоведов у нас очень сильна. Они вполне способны отразить в законодательстве те объективные процессы, которые происходят в нашей стране и республике.

В принципе, лично я сторонник максимально аккуратного и редкого вмешательства в Конституцию, потому что это Основной Закон государства. Вносить в него изменения можно только тогда, когда есть действительно объективная необходимость. Это работа планомерная, не одного дня, но сама жизнь ставит перед нами новые задачи, которые должны отражаться в правовых актах, в том числе и в правовом акте высшей юридической силы. Просто нужно помнить, что любое изменение Конституции влечет за собой изменения в целом ряде актов действующего законодательства республики. Это как минимум затратно с финансовой точки зрения.

Эрик Акчурин — генеральный директор ЗАО «Агротехмашстройсервис»:

— Конституцию Республики Татарстан я не читал. Считаю, что Татарстану, либо любому другому региону нужны те нормативные документы, на которые ссылаются, например, при решении суда. Поскольку Конституцию я не читал, и предложений о дополнении или изменениях внести не могу.

Дамир Исхаков — доктор исторических наук, руководитель центра этнологического мониторинга исполкома всемирного конгресса татар:

— Согласно Конституции РФ, Татарстан все еще является внутренним государством, раньше это называлось автономией. А внутреннее государство не может существовать без своей конституции. И поэтому, пока Россия является федерацией и будет состоять из внутренних республик, Татарстан просто должен иметь свою Конституцию, это неизбежный атрибут такого рода государств. Вот сейчас идут бурные дискуссии вокруг того, сколько в России насчитывается наций. Как принято и в других федеративных государствах, построенных на этнических началах, такая конституция отчасти должна оформлять и существование татарской нации, которая имеет свою государственность. Вот пока есть две этих реалии — федеративное устройство России, построенное частично на этнических началах и существование татарской национальной общности — Конституция Татарстана необходима.

Я считаю, что Конституция Татарстана нуждается в определенных изменениях, но только с той целью, чтобы вернуть те свободы, которые были утеряны. Возможно, что необходимо провести еще одну реформу, я бы назвал ее «бельгийской моделью». У нас языковая политика и языковое законодательство не оформлено в полной мере, как внутренний структурный элемент Конституции Татарстана. Нам надо ввести территориальные измерения языковой политики с указанием, в каких случаях и в каких регионах функционирует татарский язык как государственный, а в каких районах Татарстана доминирует русский язык. У нас пока этого нет, хотя это другое возможное направление усовершенствования Конституции Татарстана.

Василий Лихачев — депутат Госдумы России, в 1992 году — вице-президент Республики Татарстан:

— Согласно Конституции РФ республики, в том числе и Татарстан, являются государственными образованиями. Наличие Основного Закона нашей республики — важнейший показатель ее самостоятельности. Потребность в этом документе будет сохраняться еще долгие-долгие годы. Другие субъекты РФ согласно мировой, прежде всего европейской практике, также имеют право на свои учредительные акты в виде конституции, устава, положения и т.д. Поэтому мне кажется, что укрепление конституционных основ субъектов России будет свидетельствовать о реальном российском федерализме.

Любая конституция отвечает социально-экономическим реалиям. Если эти предпосылки меняются, значит законодатель должен отражать эти изменения в соответствующих конституционных актах. Поэтому мне кажется, что тему изменения Конституции надо отнести к числу актуальных, как для российской, так и для татарстанской Конституции. Сегодня нужно обратить главное внимание на развитие конституционного правоприменения. Конституция закрепляет многие нормы прямого действия, в том числе те, которые касаются прав и свобод человека. Поэтому мне кажется, что Конституционный суд РТ должен более активно и всесторонне отслеживать практику. Он должен реагировать с точки зрения законодательных предложений, скажем, для Госсовета РТ, и должен реагировать с точки зрения выполнения своих обязанностей исполнительной властью.

Сегодня в этой правоприменительной практике вопрос №1: повышение и усиление социальной роли органов государственной власти. Государство сегодня как никогда отвечает за то, чтобы не было безработицы, за то, чтобы создавались новые рабочие места, чтобы всесторонне обеспечивалось право на труд, в том числе и молодежи. И институты государственной власти должны работать таким образом, чтобы не получался огромный разрыв между социальными группами. К сожалению, Россия в отрицательную сторону отличается от многих современных развитых государств тем, что в нашем обществе разрыв между богатыми и бедными имеет тенденцию к увеличению.

Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ, в 1992 году — депутат Верховного Совета РТ, один из лидеров депутатской группы «Татарстан»:

— Нужна ли Татарстану своя Конституция?! Этот вопрос неуместный и неуважительный к Татарстану, подвергающий сомнению его государственный статус как субъекта федеративного государства. В Конституции РФ, в пятой статье, государственный статус республики закреплен равнозначным значением двух конституционных категорий: «республика (государство)». В статье №66 Конституции РФ говорится: «Статус республик определяется Конституцией РФ и Конституцией республики». Таким образом, ваш вопрос: нужна ли Татарстану своя Конституция? — равнозначен вопросу: нужна ли Республика Татарстан с ее конституционным государственным статусом?

Смысл следующего вашего вопроса заключается в следующем: «Актуально ли существование Татарстана как республики? То есть, «не пора ли ее уничтожить?» Вопрос недостоин того, чтобы мне, как гражданину республики, отвечать на него объяснениями, даже упомянутыми конституционными аргументами. Лучшая форма ответа — сохранение от всяких покушений на национальные республики, развитие и укрепление Татарстана объединенным усилием и трудом, единой волей и борьбой всего многонационального народа республики.

А вопрос оскорбителен! Это то же самое, как спросить у человека: «Актуально ли, что ты до сих пор жив или ты уже живой пережиток?» Кроме того, Татарстан не «регион», а республика! Регионы вообще не имеют Конституции, и нет у них прав на Конституцию. А что за пренебрежительное словосочетание применительно к Конституции Татарстана: «... или это наследие 90-х?» Это не «наследие», а завершающий акт борьбы за повышение статуса автономной республики до республики союзной в единой стране. Это воплощенная в форме Основного Закона Республики Татарстан воля большинства народа к свободе и равноправию, выраженная на всенародном референдуме в марте 1992 года.

Что касается вопроса, нужно ли менять Конституцию РТ, то да, нужно менять. Без дополнений и изменений. Нужно вернуть ее к прежней, первой редакции, включая ее короткую преамбулу: «Настоящая Конституция принимается и провозглашается в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о государственном статусе Республики Татарстан».

Юрий Алаев — советник ректора КФУ, руководитель общественно-информационного центра КФУ:

— Я не только читал Конституцию Республики Татарстан, но отчасти и писал ее, будучи в 1990 - 1995 годах депутатом Верховного Совета РТ и членом Конституционной комиссии РТ. Считаю, что Татарстану своя Конституция необходима, поскольку Россия является федеративным государством, в Основном Законе которого прописано деление на неравнозначные субъекты: наряду с областями и краями есть республики, то есть государственные образования.

Думаю, что регионам со статусом областей и краев достаточно уставов, а республики по определению должны иметь конституции. Следы 90-х просматриваются в некоторых положениях действующей Конституции РТ. Насколько я понимаю, полного приведения ее в соответствие с федеральным Основным Законом по сей день не случилось. Но менять Конституцию республики не нужно, поскольку на данном этапе развития федеративного государства Россия, его политико-правовой системы, конституции республик в составе РФ носят представительский, если можно так выразиться, характер; реальные отношения между центром и регионами регулируются другими законодательными и подзаконными актами.

Сергей Рачков — генеральный директор ЗАО «Расстал», депутат Госсовета РТ:

— Я считаю, что в данной ситуации Конституция — некий символ, содержательный документ, который что-то в себе несет. Если смотреть сейчас, то, может, и не стоило затевать весь этот процесс, но на том историческом отрезке времени это было правильно! Теперь этот документ и это наследие необходимо укреплять, сохранять и передавать из поколения в поколение. Конституцию менять не нужно, это некая «священная корова», которую нужно хранить. Неправильно ее менять в угоду решения сиюминутных задач и проблем, нужно очень бережно относиться к нашей истории.

Александр Евдокимов — председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой»:

— Принятие Конституции Татарстана имеет большое историческое значение для нашей республики. Благодаря руководству РТ, депутатам того созыва, Основной для нас Законсуществует, по которому мы уже много лет живем и работаем. Что касается изменений, необходимых Конституции, то я не думаю, что они должны вноситься часто. Да, наверное, этот закон должен реагировать на изменения, происходящие в стране и мире, но только на действительно серьезные, может быть, даже глобальные. В противном случае нет необходимости что-то менять в Конституции. Ведь есть немало примеров, когда законы были написаны один раз и прекрасно работают. Я думаю, Конституция Татарстана — именно такой случай.

Фанис Харисов — генеральный директор ООО «Реклама-Центр»:

— Определенное представление о Конституции Татарстана я имею. Полагаю, республике она не мешает, и у каждого субъекта федерации должен быть свой свод основных законов, потому что существуют национальные особенности. В Америке, например, в каждом штате свои законы, почему и у нас им не быть? Любой документ должен быть живым и реагировать на изменения в окружающем мире. Нужно учитывать особенности территорий: у нас, например, мусульманская республика, что накладывает свой отпечаток на образ жизни и может отражаться в законах.

В 90-е годы своя Конституция была нам необходима, и это подтверждается сегодня всеми достижениями Татарстана. Но то время миновало, и я не думаю, что сегодня можно говорить о каком-то суверенитете, и не стоит, наверное, на каждом углу кричать о своей Конституции, просто надо знать, что она есть. Основной Закон республики был за это время в чем-то приведен в соответствие с федеральным законодательством, и это тоже правильно, разногласий быть не должно.

Игорь Шолохов — руководитель правозащитного центра города Казани:

— Это вопрос федеративного устройства нашего государства. Наличие у Татарстана собственной Конституции можно рассматривать с юридической точки зрения. Раз мы имеем статус республики, то Конституция нам необходима. Вот если бы мы были областью, то тогда был бы нужен Устав.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ от КПРФ:

— Конечно, это очень хорошо, что у Татарстана есть своя Конституция. Внутреннее устройство нашей страны таково, что все субъекты имеют либо Конституцию, либо Устав. И сегодня мы действительно отмечаем День Конституции РТ. И тут с нами происходит такая улыбка истории. Мы, коммунисты, хотим 6 ноября провести массовое мероприятие, посвященное годовщине Великой Октябрьской революции. А мэрия Казани пытается чинить нам препятствия, тем самым нарушая наши конституционные права. Мы уже направили письмо в прокуратуру. А 6 ноября, после нашего мероприятия, мы намерены отправиться в мэрию, где вручим чиновникам в том числе и тексты Конституций РТ и РФ, поскольку они, похоже, забыли наши устои.

А вот изменения в Основной Закон республики надо вносить крайне редко. И без серьезной необходимости не делать этого. Все же это в определенным смысле священный для нас текст. И если его переписывать часто, эта священность потеряется. Какие-то небольшие изменения в нашей жизни можно регулировать же правкой текущего законодательства, не затрагивая Конституцию. Но при этом есть один серьезный момент. Конституция РФ определяет в числе прочего и формирование органов самоуправления в субъектах. В том числе упомянуто и то, как может называться высшее должностное лицо субъекта. И тут мы приходим к некоему противоречию с Конституцией РТ. И вроде бы этот момент подталкивает нас к внесению в нее изменений. С другой стороны, Конституция РТ имеет определенный возраст и большое значение для жителей Татарстана. Так что это очень сложный вопрос, и в его решении нужно прийти к консенсусу.

Азат Закиев — генеральный директор ЗАО «МПО Иншаат»:

— Если человек начинает думать, что Основной Закон республики не нужен, то считаю, что и человек такой республике не особо нужен. Конституция республики должна не дублировать, а быть во многом похожей на Конституцию России. Считаю, что конституция республики Татарстан помогает сохранять татар как народность, как носителя языка, как носителя культуры. Только имея свою Конституцию, имея свою государственность и некоторую самостоятельность (стопроцентной самостоятельности ни у кого нет и не бывает), татары смогут сохранить свою самобытность, язык и культуру.

Юрий Удовенко — юрист, полковник ФСБ в отставке:

— Я читал Конституцию Татарстана, но не возьму на себя ответственность заявлять, нужна она сегодня или нет. Если говорить о юридическом поле, то в нем, как правило, действует Конституция России. Если мы говорим о самоуправлении, то сложно вообще говорить о таком понятии, как суверенитет в составе России. Реальность ли это? По-моему, это просто декларация, которая не имеет под собой реальной основы. Личность, живя в обществе, не может быть свободной от него. Как же может быть свободной от России одна из ее республик? Это нонсенс. Да, собственное законодательство существует, но ведь и районные муниципалитеты тоже издают локальные нормативные акты.

Борис Маслов — адвокат:

— Конституцию Татарстана, конечно, читал, знаком с ней. Государство у нас федеративное, поэтому во всех субъектах должны быть свои основные законы: где-то это конституцией называется, а в краях, областях — уставами. В системных изменениях нуждается ли, я не знаю, так как узким специалистов в этом не являюсь. Но все движется, развивается. Если что-то меняется, то и в Конституции изменения нужны.

Борис Пантелеев — правовой эксперт Общественной палаты, директор агентства правовой информации «Человек и закон»:

— Я убежден, что это очень нужно. И в юридическом смысле обосновано то, что каждый субъект РФ имеет свою конституцию и должен иметь устав или конституцию. Это очевидная, элементарная вещь, поскольку у нас в Конституции России записано, что каждый субъект является самостоятельным в определении своих полномочий, прав и обязанностей. То обстоятельство, что многие регионы фактически отказались от своих прав и полномочий — это вынужденная экономическая ситуация, поскольку сегодня из 83 регионов, по-моему, 76 являются реципиентами, экономически несамостоятельными регионами.

Самый ключевой момент: раз Татарстан является донором, то не иметь Конституции значит просто подрывать свою экономическую безопасность, самостоятельность, поскольку ни один здравомыслящий инвестор, предприниматель, бизнесмен не пойдет работать в регион, у которого нет четко прописанных правил. Из этой экономической ситуации вытекает столь высокий статус республики в юридическом плане: Конституция содержит в себе элементы полноценной государственности, хотя с этим активно боролись на протяжении 15 лет, пытаясь выкорчевать эти зачатки, элементы юридической самостоятельности как государства на международной арене, в отношении с другими субъектами, с федеральным центром.

На самом деле это совершенно неперспективный путь, поскольку противоречит фундаментальным основам Конституции 1993 года, где прописаны равноправные отношения между субъектами и центром. Во-вторых, противоречит экономическому здравому смыслу, потому что на самом деле та пирамида, которая сейчас существует, где 99 процентов денег и власти наверху, а внизу крохи в смысле денег и власти, то это неустойчивая пирамида, она в любой момент может обрушиться. А вот нормальное демократическое, рыночное общество строится на том, что власть и деньги внизу, на земле находятся, там, где люди живут. Поэтому нужна конституция.

Другое дело, что в самом Татарстане Конституция на самом деле не является крепкой и устойчивой. Она может быть в любой момент отменена, пересмотрена, как практика показывает, потому что именно там тоже выстроена такая вертикаль, что в руках президента вся полнота власти, а на местах, в сельских поселениях, в самоуправляемых территориях ее почти и нет. Ни денег нет, ни власти. Проблема заключается в том, что Татарстан в своей позиции противостояния федеральному центру в вопросах обрезания прав субъектам РФ абсолютно прав, отстаивая демократически и экономически правильную линию. Но с точки зрения своей внутренней структуры полностью повторяет все уродливые авторитарные признаки, которые сам и отрицает в отношениях с федеральным центром.

У нас внутри нет экономической основы для бизнеса, нет правовой основы для бизнеса, нет устойчивых традиций самоуправления, собраний, решения каких-то вопросов с помощью референдумов — это, конечно, проблема. Поэтому Конституция Татарстану нужна, но она должна развиваться, быть наполненной реальным содержанием, должна быть подтверждена не только декларациями о суверенитете, об экономической самостоятельности, но и опорой на собственников, эффективных хозяйствующих субъектов и на население, которое политически зрелое, которое не просто из национальных побуждений выходит на площадь, чтобы покричать о суверенитете, но и из экономических, жизненных, семейных, прочих ценностей, готовых поддержать Конституцию. Это еще одно направление для развития, которое я вижу.

Надо не просто праздновать и кричать: «Ура, ура! У нас есть своя Конституция». Или упираться рогом по поводу слова «президент» — оставлять или убирать. Это, конечно, тоже символически важно: был президент Республики Татарстан на протяжении 20 лет, а потом не стало — это, конечно, была бы большая потеря для имиджа первого лица. Но гораздо большая потеря в том, что в Татарстане было несколько сотен успешных и эффективных собственников-предпринимателей, которые наполняли бюджет республики и обеспечивали ее самостоятельность, экономическую устойчивость, а теперь их не стало — они закрылись, потому что высокие налоги и нет поддержки со стороны властей в вопросах малого и среднего бизнеса.

Вадим Иванов — центр переводов ООО «Глобус-М»:

— Да, Конституцию РТ я читал. Считаю, что Татарстану она нужна, лишней уж точно она не является. Что касается внесения дополнений или изменений, то их следует вносить в частном порядке. То есть когда дело касается определенных вопросов, тогда в той или иной статье и стоит вносить поправки или изменения. Но в целом Конституция у нас хорошая, добротная.

Иван Шигин — гендиректор мебельной фабрики «Идея комфорта» и председатель совета молодых предпринимателей Набережных Челнов:

— Читал Конституцию нашей республики, но только те статьи, которые нужны мне были на тот момент времени. Считаю, что если в регионе есть своя конституция, значит, она должна там быть. Если дело касается конкретно нашего региона, то, конечно, нужна. Татарстан всегда был впереди, поэтому все правильно. Вопрос об изменении или дополнении решается, наверное, тогда, когда есть необходимость изменить конкретно ту или иную статью. Все же берется с опыта, с ситуаций. А в Конституции РТ меня все устраивает.

Читали ли вы Конституцию РТ? (06.11.13-07.11.13)
46%Да, основной закон республики нужно знать
40%Нет, не вижу необходимости
9%Знаком с некоторыми основополагающими статьями
5%Пусть читают юристы, это их работа
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (142) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.11.2013 09:12

    "Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа..." В первых же строчках идёт выпячивание одной нации над другими! Это безобразие необходимо устранить. Скажите, над зданием Госсовета есть флаг России?

    • Анонимно
      6.11.2013 19:52

      В федеративном (союзном) государстве Российской Федерации есть национальный дом у большинства народов. Иметь национальный дом - это плохо?

      • Анонимно
        7.11.2013 11:28

        Сиразин своим комментарием снова доказал: фермеру надо заманиваться фермерством, а политика - удел других специалистов.

      • Анонимно
        7.11.2013 11:28

        Причем сначала идет слово "многонациональный!"

  • Анонимно
    6.11.2013 09:24

    А зачем ее читать?В Татарстане закон один-у кого власть и деньги,тот и прав.Феодальное государство.

    • Анонимно
      6.11.2013 12:47

      Поддерживаю вас, смысл терять время чтением фикций ?

  • Анонимно
    6.11.2013 09:25

    Кому нужна конституция при которой богатые ещё богаче, а бедные ещё беднее, и тарифы растут как на дрожжах...

    • Анонимно
      6.11.2013 09:56

      Конституция не нужна, если верхний эшалон власти все ворует.Зачем в самостоятельном государстве, живущем по своей конституции распродают свои собственные промышленные предприятия, например, Казанькомпрессормаш и Алнас?Если бы мы знали, что с нами так поступят, мы бы никогда за такую конституцию не голосовали. Россия нас никуда не продала бы и мы остались бы самостоятельными предприятиями для своих работников и сами решали бы свою судьбу, а не руководство республики.

      • Анонимно
        6.11.2013 10:12

        поверь если не было бы конституции, тоже самое было бы

        • Анонимно
          6.11.2013 10:58

          Такого бы не было. Мы входили в международную Ассоциацию компрессорных заводов и нас никто не продал бы.

          • Анонимно
            6.11.2013 13:33

            как можно быть таким наивным????

            • Анонимно
              6.11.2013 18:00

              Продало же местное руководство а не российское. А сколько Татарстан от этой продажи получил- все во мраке, наверное, нуль

              • Анонимно
                6.11.2013 18:50

                и причем тут конституция??? если бы область была все равно продали бы

                • Анонимно
                  6.11.2013 19:28

                  Это было бы российское предприятие и никто в Татарстане не посмел бы продать,

  • Анонимно
    6.11.2013 09:35

    Весь этот бардак пора прекращать.Вся эта якобы независимость нужная для кучки людей,стоящих у власти в РТ. Народу Татарстана от этого никакой пользы.В России должна быть одна Конституция - Конституция Российской Федерации.

    • Анонимно
      6.11.2013 10:08

      еще что "одно" должно быть в России?

      • Анонимно
        6.11.2013 10:44

        Презик должен быть один ,еще

      • Анонимно
        6.11.2013 10:47

        Россия должна быть унитарной страной. Без всяких республик.

        • Анонимно
          6.11.2013 12:31

          Вот сейчас переименуемся в область и сразу заживем, как в Германии. Ура!

        • Анонимно
          6.11.2013 13:41

          ///Россия должна быть унитарной страной. Без всяких республик./// Нет уж чтоб все в москву утекала! Россия должна стать не имперской тюрьмой а страной где каждый регион процветал бы. В нынешний колониальное состояние, процветает только москва! Столица россии это как вампир, которое сосет все себе, на шее Татарстана, Башкирии, Чувашии и других национальных республик, да еще указывает как им жить и учить свой язык.А может ну его такого большого брата, которое привык жить зачет нас регионов доноров, и избавимся от этой раковой опухоли, построим собственное государство под названием Идель-Урал где все республики будут иметь свои права, где деньги от ресурсов земли и налогов будут оставаться у себя, где некто не будет нам указывать как нам изучать свой родной язык и многое другое...! Пора уже регионом думать как жить дальше, вымирать быть ассимилированный или выбрать путь развитие, свободы своей нации и культуры, примером построение Государство может служить Евро Союз, только наше будет называться Идель-Урал.

          • Анонимно
            6.11.2013 14:18

            Подобную провокационную мерзость прикрывающуюся как бы благими намерениями мы уже слышали при развале Союза, что из этого вышло все прекрасно знаем и второй раз на ваши провокации люди не поведутся. Проблемы надо решать, но все вместе а не путём развала России. Вы поняли провокатор сепаратист?

          • Анонимно
            6.11.2013 15:09

            Вы видимо с головой не дружите... Какое новое государство?!! Людей вы туда новых откуда наберёте? Ну а на новой "галере", наверное вы в первых рядах сядете..

        • Анонимно
          6.11.2013 16:31

          Ну тогда не нужно будет ни посреднической конституции,ни посреднического госсовета,ни посреднических министерств;все посредничество убрать,оставить только муниципальные низы и федеральные верхи и непосредственную связь между ними.Представляете сколько бы налогов освободилось? При нашем сегодняшнем времени,когда все проблемы решают на компьютерном уровне,это вполне возможно.Хватит местным баям подати платить!

    • Анонимно
      6.11.2013 21:55

      В России должна быть одна Конституция. А конституция РТ- это закон кучки чинуш, беззаконие, воровской рекет кучки чиновников, бессовестным образом грабящих свой народ не зависимо от национальности.

  • Анонимно
    6.11.2013 09:44

    Игрушка для заседающих на площади Свободы, она у них есть и они ее обсуждают, спорят, вносят изменения, занимаются законотворчеством на деньги налогоплательщиков. И сколько народ будет терпеть эту братию?

    • Анонимно
      6.11.2013 10:11

      хорош ныть на деньги налогоплательщиков, на деньги налогоплательщиков, эти деньги не твои, и не тебе решать что делать с этими деньгами, сам заработай и сам трать на что хочешь

      • Анонимно
        6.11.2013 12:10

        Вы похоже не платите налоги, поэтому деньги налогоплательщиков для вас пустой звук. Либо имеете отношение к органам власти, которые в жизни сами не заработали ни копейки и живут исключительно за счет бюджета

        • Анонимно
          6.11.2013 12:45

          я плачу налоги, и эти деньги уже не мои.. ты же не беспокоишься о судьбе денег когда в магазине покупаешь какой нибудь товар, а что же тут забеспокоился, будь последовательным

          • Анонимно
            6.11.2013 15:29

            Если вы платите налоги, то это ВАШИ деньги, которые депутаты (они же СЛУГИ НАРОДА)должны расходовать на медицину, образование охрану правопорядка и тп. Т.е. ваши налоги должны в итоге возвращаться к вам.

      • Анонимно
        6.11.2013 22:30

        проповедуй об этом своим друганам, которые за счет бюджета себе авто за 5 лямов покупают.

  • Анонимно
    6.11.2013 09:55

    Конституция у страны должна быть одна! Ибо!!! - это ОСНОВНОЙ ЗАКОН! Кстати с российской конституцией тоже не мешает разобраться, кто её писал, кто её принимал, на какой базе, базируется осно

    • Анонимно
      6.11.2013 11:14

      Только сейчас Государственный департамент США официально признал, что в 1993 году Конституцию РФ, как и ряд ключевых законов нашей страны, писали американские советники. Никто тогда и предположить не мог, какие катастрофические последствия неотвратимо влечет за собой включение в основной закон побежденного в "холодной" войне государства двух принципиально новых положений: статьи 13 п.2 и статьи 15 п.4. Всего две статьи американской версии Конституции РФ: отказ российского государства от защиты своих традиционных ценностей (идеологии) и признание приоритета международного права над внутригосударственным, сегодня позволили извне запустить механизм гарантированного самоуничтожения нашего тысячелетнего государства.Победитель всегда диктует побежденному свои законы. Не стал исключением из этого правила и государственный переворот 1993 года, совершенный в Москве. По условиям капитуляции на месте второй промышленно-развитой страны мира должна была появиться классическая сырьевая колония. Гитлер, пролив море крови, так не смог достичь этой стратегической цели. Это был внешний враг. Но того, чего не смог достичь внешний враг, всего за двадцать лет добился внутренний. Ельцин и К при поддержке американской "пятой колонны" смогли уничтожить не только СССР, но и всю конкурентоспособную отечественную промышленность, на практике осуществив деиндустриализацию России.Но изменился ли при этом тысячелетний цивилизационный код России. Изменилась ли вера, мораль и культурные ориентиры большинства народа, фундаментальные основы всего нашего бытия? Нет, не изменились. Более того, наш народ в массе своей так и не принял навязанные извне "реформы", воспринимая все происходящее как сознательное разрушение страны, откровенный грабеж и незаконный захват всенародного достояния криминальными элементами и компрадорами. ........Марат Мусин

      • Анонимно
        6.11.2013 17:11

        Идеологию нельзя отменить или запретить. Она всегда есть. Вопрос в том какая сейчас идеология, чьи интересы и традиции отражает, какие приоритеты и ценности возносятся и навязываются людям с помощью СМИ и законов. Сейчас хищниками народу навязана идеология мракобесного смирения "населения" и подчинения его наглым хапугам и неприкосновенным (или недосягаемым) манипуляторам всех мастей (оппозиционным, властвующим, нацистским, голубым и розовым, заокеанским и пр.). "Население" пока на все забило и делает вид, что верит и подчиняется. А хищники трясутся от страха (вдруг цунами!), но делают вид , что пришли на века.

    • Анонимно
      6.11.2013 19:54

      В федеративном государстве единая конституция необязательна, а иногда и вредна. Почти всегда достаточно договора между участниками федерации. Если, конечно, это настоящая федерация, а не империя под маской федерации.

  • Анонимно
    6.11.2013 09:58

    ... многое делается в этом направлении!

  • Анонимно
    6.11.2013 09:58

    Я за независимое расследование деятельности здешних властей.Самый дорогой общественный транспорт,самая низкая зарплата,видимо будет еще и самая дорогая плата в детсад.Зато в списках Форбс кучка "наших". Нам такой суверенитет не нужен!!!

    • Анонимно
      6.11.2013 10:14

      вместо тога чтоб сидеть и ныть, тоже постарался бы, глядишь и ты попадешь в список форбс

      • Анонимно
        6.11.2013 10:49

        стать в один ряд с этими мордами? спасибо не надо, предпочитаю остаться Человеком.

      • Анонимно
        6.11.2013 10:51

        а я стараюсь,уже на пол-пути от Форбса...

      • Анонимно
        6.11.2013 12:12

        а ты сам скажи не ноя сколько фамилии можешь выделить из этого истеблишмента которые более-менее честно заработали ???

        • Анонимно
          6.11.2013 12:31

          что значит честно заработали??? заработали как смогли, ты тоже сможешь если не будешь ныть, а возмешься за дело...

          • Анонимно
            6.11.2013 12:43

            Вы на полном серъёзе думаете, что ТАМ будут судить только по тому входил чел при жизни в список Форбс или нет?

            • Анонимно
              6.11.2013 13:07

              ТАМ - это где??? или по вашему богу угодны только бедняки???

              • Анонимно
                6.11.2013 17:53

                Абсолютный судья не меряет такими критериями, ему не интересен экономический потенциал индивида, он судит за дела и поступки, мерой которых является совесть. Всё просто! Жить надо по совести!

              • Анонимно
                6.11.2013 23:12

                нет конечно Ему угодны Абрамовичи, которые в игольное ушко на яхте въедут.

      • Анонимно
        6.11.2013 23:10

        Дело говоришь. Все там будем в этом списке надо только постараться 150 миллионов миллиардеров

    • Анонимно
      6.11.2013 13:06

      И вам поможет "золотая молодежь" как на западе,а финансировать будет промышленник Морозов!Вместо Энгельса позовите идеологов перечисленных ВАМИ "достижений"!

  • Анонимно
    6.11.2013 10:14

    Сегодня празднуется День Конституции Республики Таджикистан. Надо же какое совпадение. Недалеко Татарыстан ушел от Таджикистана.

  • Анонимно
    6.11.2013 10:27

    Кто мне ответит на вопрос?Договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном был подписан 4 ноября 2006 года в Москве Владимиром Путиным и Минтимером Шаймиевым. Если я не ошибаюсь до 2015 года.А что будет потом? Будет новый договор о разграничении полномочий?, а если Москва будет против. Имеет ли она право юридически не составлять с Татарстаном договор после 2015 года?

    • Анонимно
      6.11.2013 11:17

      Вообще-то все полномочия разграничены в Конституции РФ и другие регионы живут как-то без всяких договоров. Так что этот договор нужен только чтобы потешить чье-то самолюбие.

  • Анонимно
    6.11.2013 10:31

    Конституция должна быть одна-государственная. Государство у нас одно это Россия. Республиканских конституций даже в принципе быть НЕ ДОЛЖНО, давайте еще областные конституции введем, а далее по аналогии поселковые и деревенские.

  • Анонимно
    6.11.2013 10:49

    Молодой фермер понимает важность республиканской конституции для федеративного устройства России, а Сиразин нет. Может это зависит от того, что Гирфанов родился и вырос в РТ, а Сиразин коммерсант перекати-поле?

    • Анонимно
      6.11.2013 11:28

      Эта конституция ничего мне не дала,отобрала,наоборот!Потому что гаранты не выполнили свои гарантии.Кому чего дала-тут есть очень толковые ответы.В том числе Сиразинские.Чувствуется,он прошел хорошую,жизненную школу.Суждения жизненные!

      • Анонимно
        6.11.2013 16:09

        В 1992 году такие как Сиразин и проголосовали за Конституцию РТ, а теперь она ему не нужна. Как там Ленин говорил про таких политиков: "Политическая прости..."!

    • Анонимно
      6.11.2013 11:32

      Сиразин коньюктурщик чистой воды придут красные станет председателем колхоза .Буре .

      • Анонимно
        6.11.2013 11:49

        Я бы с таким председателем работал!

      • Анонимно
        6.11.2013 12:46

        А где окажитесь Вы, буре, когда придут красные?

        • Анонимно
          6.11.2013 13:10

          Красные в ближайшее не время не придут ,придут коричневые видимо поэтому Сиразин старается очки заработать (в нюхе ему не откажешь )Вот тогда мне будет смысл приехать в Татарстан .Буре .

          • Анонимно
            6.11.2013 13:18

            Если и придут коричневые, то вам здесь лучше не показываться - вздёрнут на первом же столбе.А сейчас вам только статья светит.

  • Анонимно
    6.11.2013 10:57

    Обычные комментаторы, в отличие от протокольных, хорошо понимают, кому и зачем нужна Конституция Татарстана )))

  • Анонимно
    6.11.2013 11:35

    Уважаемые татарстанцы, поздравляю вас с днем нашей конституции, недоброжелателям желаю удавиться!

  • Анонимно
    6.11.2013 11:55

    Скажите а конституция страны разрешает выселять банкам просрочивших платежи и не платить по кредитам чиновникам,их детям,олигархам ?

  • Анонимно
    6.11.2013 11:58

    Фактический слово Конституция в РФ есть только в формально .

  • Анонимно
    6.11.2013 12:12

    "народ никак не участвовал в ее утверждении и принятии (ельцинская хотя бы через референдум прошла). Народу Татарстана не довяряют такие важные дела." Прав ПанАлекс, власти татарстана как то не очень склонны к всеобщим выборам, ведь нигде уже нет в стране чтобы мэров крупных городов назначали а в Казани народу не доверяет власть получается. Думаю что власти татарстана бояться грядущих выборов в Госсовет и президента.

  • Анонимно
    6.11.2013 12:12

    самое интересное, что нет официальных поздравлений от 1 и от действующего Президентов РТ - избранного народом Татарстана Президента Республики Татарстан, есть только пресс-релиз Председателя ГС РТ и фсё. p.s. что это, "денонсация" Конституции РТ""? Дамир.

  • Анонимно
    6.11.2013 12:20

    Людям подарили лишний выходной. Только ради этого конституция РТ должна быть. А если бы этот праздник был не в ноябре а летом, совсем замечательно было.

    • Анонимно
      6.11.2013 12:34

      Да уж наш народ хлебом не корми дай подыхать))

      • Анонимно
        6.11.2013 15:57

        был бы другой уровень зарплат, работали бы в три смены! Кстати, ничто не мешает нашим депутатам РТ поднять минимальный уровень оплаты труда, но что то они не торопятся!

    • Анонимно
      6.11.2013 13:05

      Таки не работайте совсем! У Вас будет один сплошной выходной!

    • Анонимно
      6.11.2013 17:14

      даже для конституции РФ не предусмотрен выходной)

  • Анонимно
    6.11.2013 12:35

    Конституция РТ это пустой документ, который не стоит даже выходного дня!

  • Анонимно
    6.11.2013 13:11

    Любой гражданин РТ, на своем приватизированном участке может добывать полезные ископаемые - картофель, морковь, свеклу... Хочешь бури скважину для воды на своем участке - вода бесплатна, но если из твоей скважины пойдет нефть...

  • Анонимно
    6.11.2013 13:19

    "Такой реликтовой нормой остается "суверенитет", обретенный Конституцией РТ в 1992-м и украшенный в 2002-м виньеткой "Республика Татарстан объединена с Российской Федерацией". Как в промежутке между этими датами, так и в 2004-м, и в 2009-м суды констатировали, что положение о суверенитете (государственной независимости) Татарстана противоречит Конституции России. И что "объединенными" части государства бывают, лишь если это государство - конфедерация... Но как оставаться без красивого слова "суверенитет", с которым и республика, и - чего уж там - ее власти выглядят гораздо крупнее?.. Словом, власти республики не стали реагировать на эти судебные решения делом, т.е. приведением Конституции РТ в соответствие Основному закону России"

  • Анонимно
    6.11.2013 13:49

    Какая Конституция РТ? У нас что, Татарстан государство в государстве или субъект России? В едином государстве должна быть одна конституция.

    • Анонимно
      6.11.2013 14:03

      согласно Статьи 1 Конституции РТ, да:1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство...почитайте.Дамир.

  • Анонимно
    6.11.2013 14:13

    Не могу понять:почему в день Конституции РФ И РТ страна отдыхает? Отчего,пардон? От безделья? Чего тогда хныкать,что у нас уровень жизни низкий,если каждый третий день в стране выходной?!Праздничный,согласен,но выходной....Еще день России выходной....Тоже,мягко говоря,странный праздник....что то я не помню в СССР похожего праздника....Новый год,9 мая,1 мая,8 марта (я бы все таки возвратил 7 ноября),а все остальное от лукавого.....

    • TatarIN.NET
      6.11.2013 14:39

      Выходным является только день Конституции РТ. А в день Конституции РФ (12 декабря) все трудятся в поте лица.

    • N.
      6.11.2013 14:55

      Разве плохо отдыхать ноябрьским днем, посвятить день семье или просто себе. В жарких странах вообще фиеста (большой обед с 12 до 15) каждый будний день!!! И ничего – живут, виноград пьют-жуют.Другой вопрос, что делают и о чем думают люди республики 6 ноября…Мне показалась интересной вчерашняя новость по 1 каналу про то, что в Волгограде обязали школы и детсады повесить портреты первых лиц региона: " Просим срочно завтра до 11 часов разместить в холле 1 этажа 4 портрета: Путина, Медведева, Боженова и Гусевой. Портреты должны быть помещены в красивые строгие рамки, о выполнении поручения сообщить по телефону в приемную районо». http://www.1tv.ru/news/social/245494ероприятие вызвало негативный отклик населения Волгограда. Лично я раздувание здесь культа личности не вижу. Шаг навстречу воспитания патриотизма в подрастающем поколении.в России с этим не очень, на мой обывательский взгляд.

      • Анонимно
        6.11.2013 15:11

        В жарких страна не ФИЕСТА, а СИЕСТА каждый будний день! Фиеста - это праздник. :-))

        • N.
          6.11.2013 19:28

          сиеста. @Своё происхождение слово «siesta» и глагол «sestear» ведут от латинского «hora sexta» (буквально —«шестой час», в смысле «полдень»: у римлян первый час дня наступал на рассвете). Это было время примерно с 12 до 15 часов, когда ежедневно делался перерыв в работе, чтобы отдохнуть и восполнить силы. С XVIII века в некоторых регионах Италии принято обедать в 16:20.Само слово родилось в испанском языке.@

  • Анонимно
    6.11.2013 14:28

    Конституция РТ имела свое значение-предназначение при Шаймееве, сейчас к сожалению уже не так.

    • Анонимно
      6.11.2013 15:17

      Потому что Шаймиев умел отстаивать интересы татарского народа

      • Анонимно
        6.11.2013 15:41

        А русского народа он умел отстаивать интересы? Вы как считаете?

        • Анонимно
          6.11.2013 16:48

          Извините, ошибочка. Конечно же татарстанского народа, а не татарского.

          • Анонимно
            6.11.2013 17:43

            А что за такой "татарстанский народ" то? На каком языке разговаривает этот народ? на "татарстанском"? Когда сформировался этот народ, упоминают ли о нём летописи? Где можно ознакомиться с историей этого народа? Я так полагаю ответов не будет? Так зачем тогда "огород городить"?

            • Анонимно
              6.11.2013 21:57

              Татарстанский народ- это народ проживающий в Татарстане и говорит он на разных языках, татарин на татарском, русский на русском, чувашин на чувашском и т д.

              • Анонимно
                6.11.2013 23:11

                Хорошо! Давайте по вашим правилам! Чем же по Вашему определяется его единая социально-экономическую и политическую общность? И чем она принципиально отличается от аналогичной общности любого другого региона России?

                • Анонимно
                  7.11.2013 11:45

                  Отличается в первую очередь, в основном, в том что мы проживаем в национальной республике, где государственными языками являются два языка- татарский и русский, преимущественно население состоит из двух национальностей- татар и русских. Что касается социально-экономической политики то она у нас общая по всей России. А она зависит от того.в каком мы строе живем. Сегодня капитализм, вот так и живем. Во всех регионах России жизнь почти одинаковая- хреновая

        • Анонимно
          6.11.2013 20:10

          А почему-то интересы русского народа в нашей федерации лоббируют не национальные русские регионы, а федеральная власть, почти полностью состоящая из русских.

      • Анонимно
        7.11.2013 01:38

        Не смешите, интересы татарского народа. Интересы семьи -да!

  • Анонимно
    6.11.2013 16:32

    татары тоже люди оставьте в покое их конституцию!

  • Анонимно
    6.11.2013 17:23

    Благодаря конституции мы живем лучше соседей, свободнее, счастливее, богаче. Вообще-то очередь в Республику выстроилась из желающих тут жить: из Самары едут, из Нижнего, из Питера, даже из Москвы.Потому что в РТ коррупции и кумовства нет и все добрые и воспитанные.Вот как важна конституция, а вы говорите!

    • Анонимно
      6.11.2013 18:13

      В Татарстане насчет коррупции и кумовства хуже чем где либо в России. А народ живет тоже хуже и недаром отсюда линяют в Краснодар и другие регионы .

      • Анонимно
        7.11.2013 07:27

        "отсюда линяют в Краснодар " я тоже хочу в Краснодар это самый лучщий город! но цены на жильё там космические

    • Анонимно
      6.11.2013 23:20

      И у нас хорошие дороги. и самый теплый ноябрь за последние сто лет.

  • Анонимно
    6.11.2013 18:18

    Конституция может быть только у суверенного государства.Конституция РТ это результат теоретических изысков доцентов местного университета помноженные на амбиции местных политиков (местных татарских баев).Так что это просто книжка в библиотеке.

    • Анонимно
      6.11.2013 20:34

      Да не переживайте вы так сильно. В областях свои уставы есть и даже гимны (областные то есть).

  • Анонимно
    6.11.2013 18:48

    Радует, что большинство все таки читали Конституцию РТ.

  • Анонимно
    6.11.2013 19:10

    нет паспорта гражданин Татарстана, есть гражданин Российской Федерации, убрали-национальность, значит Конституция теряет свой глубокий смысл. Есть КОНСТИТУЦИЯ РФ,

  • Анонимно
    6.11.2013 21:01

    Даеш конституцию Альметьевска! Хватит кормить Казань! Больше самостоятельности регионам! Заживем как в Кувейте.

    • Анонимно
      6.11.2013 22:02

      Точно, да здравствует Альметьесвк! Хватит за всех лямку тянуть, пусть каждый район живет, как может.

      • Анонимно
        6.11.2013 23:34

        Альметьевску надо с нашими нижнекамскими братьями обьеденяться. У нас языки похожи, религия одна, у них выход к морю есть через Каму, построим флот, и заживем. Надоели эти имперские амбиции казанцев. Пришли на наши земли в 16 веке и эксплуатируют нас. Танкерами будем нефть и нефтехимию гнать в Америку и заживем как в Йемене.

  • Анонимно
    6.11.2013 23:07

    Жизнеспособность и необходимость (полезность или бесполезность) чего-либо определит время. Если лет этак через десять большинство жителей республики "положа руку на сердце" так и будет считать для себя Конституцию РТ формальным политическим документом, а праздник 6 ноября просто дополнительным выходным, то какой-либо объективной жизненной необходимости и перспективы этот документ все равно иметь не будет.

  • Анонимно
    7.11.2013 08:37

    первый пункт в голосовалке набирает рост - сразу видно татарский кремль вышел на работу и дружно накручивает счетчик!

    • Анонимно
      7.11.2013 11:58

      есть такая категория людей, которые вечно чем то не довольны, везде заговоры мерещатся... видимо ты из таких))))

      • Анонимно
        7.11.2013 13:28

        а ТЫ, видимо, из тех кто это всё накручивает.

        • Анонимно
          7.11.2013 13:55

          если ты не читал Конституцию РТ, это не значит что ни кто не читал

    • Анонимно
      7.11.2013 14:00

      а как накручивать? там вроде с одного IP, можно один раз проголосовать??? не?

  • Анонимно
    7.11.2013 11:33

    "Опрос: Читали ли вы Конституцию РТ?" Свой вариант ответа:У меня есть эта книжка и я ее читаю на сон грядущий.

  • Анонимно
    7.11.2013 12:12

    Реально посмеялся от результатов опроса. НЕ ВЕРЮ, ЧТО ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ РТ ЧИТАЛА КОНСТИТУЦИЮ РТ.

    • Анонимно
      7.11.2013 12:22

      веришь, не веришь это твое личное дело, и не обязательно рассказывать всем чему ты веришь

    • Анонимно
      7.11.2013 14:31

      так то больше половины, т.к. те кто знакомы с некоторыми основополагающими статьями, тоже читали

  • Анонимно
    7.11.2013 16:23

    Если за первый вариант проголосовало 46 процентов, то это еще не означает, что все эти люди конституцию РТ читали. Первый вариант ответе некорректен.

    • Анонимно
      7.11.2013 17:10

      когда у тебя будет собственная газета, тогда будешь ставить корректные ответы, а так есть что есть, и не тебе решать за других

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль