Общество 
9.11.2013

Рафаэль Хакимов: «Экономисты водили нас за нос!»

Хаос иррациональной природы человека можно сделать более безопасным с помощью коллективной солидарности

Над людьми довлеют обычаи и традиции, о происхождении и существовании которых мы не догадываемся. Логически выстроенные доктрины и экономические стратегии разбиваются о примитивные стереотипы и нравы. Над нами висит дамоклов меч господина Случая, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», академик продолжает свои размышления о татарстанском пути развития и призывает к воссозданию в республике механизмов коллективной солидарности, на основе которой, по его мнению, можно построить более безопасное и процветающее общество.

АССИМИЛИРОВАТЬ ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В МИФИЧЕСКОЙ «РОССИЙСКОЙ НАЦИИ»?

В мозгах кота, что ест — и то с трудом,
По старости давно зубов лишенный,
В слюне, что бешеным излита псом,
Иль в пене с морды клячи запаленной,
Иль в жиже из болотины зловонной,
Где не сочтешь пиявок, комаров,
Лягушек, жаб и водяных клопов,
Где крысы пьют, где бедный скот мытарят
Пронзительные жала оводов,
Пусть языки завистливые сварят.

В гнилой крови, цирюльничьим ножом
В прилив при полнолунье отворенной,
Что высыхает в миске под окном
И кажется то черной, то зеленой,
В ошметках плоти, катом изъязвленной,
В вонючих выделеньях гнойников,
В остатках содержимого тазов,
Где площиц, подмываясь, девки шпарят,
Как знает завсегдатай бардаков,
Пусть языки завистливые сварят.

Принц, для столь важной цели из портков
Пяток-другой пахучих катышков
Добыть не поскупится даже скаред,
Но прежде в кале хрюшек и хряков
Пусть языки завистливые сварят.

Франсуа Вийон.
«Баллада о завистливых языках»

Возможен ли в принципе консенсус в обществе, раздираемом личными интересами, когда все настроены против всех? Какая идея может стать генерализующей в таких условиях? Забота о человеке — слишком общая постановка вопроса. Ведь одними проповедями не убедишь капиталиста, что надо делиться с бедными, тем более что сами капиталистические отношения вынуждают нещадно эксплуатировать работников и обманывать государство. И силовое навязывание подобных ценностей не поможет делу. Забота о человеке станет частью системы, когда это будет выгодно всем. Но здесь нет готового ответа.

Проблема усугубляется тем, что справедливость, понимаемая как уравнительный принцип, прогрессивный налог, меры перераспределения прибыли в пользу бедных отрицательно сказываются на динамике экономического развития. Производителя нежелательно лишать стимулов, включая потребление. Но является ли любой спрос и любое потребление показателем экономического роста? Экономисты всячески доказывают, что не только потребности, но и неутоленные желания, роскошь, как вожделенная цель, создают спрос, а значит, делают экономику динамичной. Различные статистические таблицы и графики затрат могут подтвердить их слова. Привязка к покупательной способности населения вроде бы является достаточным основанием для положительной оценки роли роскоши в экономическом развитии, но может это всего лишь имитация движения?

Увеличение банковского капитала или продажа товаров премиум класса вовсе не признак благополучия экономики. Роскошь только внешне похожа на двигатель экономики, но, скорее всего, этот двигатель работает вхолостую. В своей основе роскошь — всего лишь антиэкономическое использование излишков. Поэтому показатели показателям рознь.

Например, в теплую зиму показатели экономического роста Татарстана снижаются из-за падения спроса на электроэнергию. Но проигрывает не население и экономика, а энергетические компании, которые, кстати, пытаются компенсировать свои «потери» за счет поднятия тарифов. Вот и все. Причем здесь ухудшение показателей? Увеличение потребления электроэнергии и газа неравнозначно росту экономики, это может быть влиянием холодной погоды или устаревших энергозатратных технологий. В целом, рост потребления не является достаточным аргументом для экономических выводов, ведь торговля наркотиками также прибыльна, как и продажа бриллиантов, но это плохой показатель.

Рост потребления роскоши никак не связан с комфортом и человеческими потребностями и тем более экономическим ростом. Роскошь становится символом социального неравенства, желания подчеркнуть превосходство, экономическое и политическое господство. При значительном неравенстве социальный разрыв превращается в пропасть, непреодолимую без революции. Этим порождается бесконечная социальная борьба, в которой нет победителя.

Не бывает обществ без разных социальных уровней. В то же время идея справедливости всегда будет оставаться более сильным аргументом, нежели остальные цели, особенно в неблагополучные периоды. Все революции, митинги, партийные манифесты начинаются с призывов к равенству и справедливости. И хотя этого никогда достичь невозможно — нет вечной справедливости — тем не менее сама идея будет притягательной во все времена. Она неистребима, и перестает носить конфликтный, революционный характер, когда люди соглашаются на формулу неравенства, выгодную для обездоленных слоев.

Обогащение может восприниматься как справедливое, если приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека, и, в частности, для менее преуспевающих членов общества, т.е. если богатство одних обогащает всех и такое положение общество воспринимает как полезное и справедливое.

Что же выигрывают богатые? Они получают в обмен социальную стабильность. Это неплохой стимул для пробуждения в бизнесе чувства коллективной солидарности. Именно пробуждения, поскольку в человеке изначально содержится не только чувство собственности, но и коллективизма.

В развитых странах, озабоченных конфликтами и стремящихся к укреплению демократии, предлагаются различные рекомендации. Запад исходит из того, что демократия требует постоянного совершенствования механизма волеизъявления не только на выборах, но и в ежедневной практике. Противоречия перманентно воспроизводятся в новых формах в силу появления новых сообществ: «зеленых», начавших с простой защиты экологии и переросших в международное движение, феминисток, с которыми теперь считаются все серьезные политики, сексуальных меньшинств — в последние годы целый ряд стран вынуждены принимать законы по защите геев и лесбиянок.

Эти меньшинства еще не стали столь актуальны для России. Наши идеологи пребывают в иллюзии, что можно даже ассимилировать этнические меньшинства в мифической «российской нации», в то время как не только коренные народы не исчезают, но появляются новые этнические группы в лице мигрантов. А на очереди «зеленые», феминистски, геи и др.

ОБЩЕСТВО ФОРМИРУЕТСЯ ХАОТИЧНО, А НЕ ПО ИЗОБРЕТЕННОМУ РАЦИОНАЛЬНОЙ ВОЛЕЙ ЗАМЫСЛУ

Когда в тебе клеймят и женщину, и мать -
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья,
Умей молчать!

И если радостей короткой будет нить
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнет тоски, и горя, и позора -
Умей любить!

И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини -
Умей страдать!

Мирра Лохвицкая. "Умей страдать". 1895

Юрген Хабермас предлагает для выработки общезначимых подходов к организации сообщества соблюдать пять ключевых процессуальных требований этики дискурса: (1) ни одна из сторон, затрагиваемых предметом обсуждения, не должна исключаться из дискурса (требование общности); (2) все участники должны иметь равную возможность выставлять и критиковать претензии на общезначимость в ходе дискурса (автономия); (3) участники должны быть готовы и способны «вчувствоваться (toempathise)» в претензии других на общезначимость (принятие идеальных ролей); (4) существующие между участниками различия в смысле обладания властью не должны оказывать никакого воздействия на выработку консенсуса (нейтральность); и (5) участники должны открыто разъяснить свои цели и намерения (прозрачность). Такой подход, по замыслу, должен обеспечить рациональное формирование политической воли, предполагая, что суверенитет может быть в принципе сосредоточен в руках «короля», способного благодаря своей мудрости вести общество по пути демократического консенсуса без серьезных конфликтов.

Однако точка зрения Хабермаса, имеющего немало сторонников, была подвергнута критике как идеалистическая и утопическая, исходящая из теоретизирования, а не анализа реалий. Мишель Фуко предложил в политическом анализе «отрубить королю голову» и заменить ее децентрализованным пониманием власти. Это не возврат к идеям анархизма, но явная оппозиция конструктивизму. Общество формируется хаотично, а не по изобретенному рациональной волей замыслу.

Многие исследователи и политики исходят из предположения, что человек рационален и ищет в жизни блага. Однако еще Макиавелли предупреждал: «Можно высказать такое общее суждение о людях: они неблагодарны, переменчивы, лжецы и обманщики». Хотя это было сказано 500 лет назад, тем не менее самые последние исследования подтверждают правоту Макиавелли. Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за открытие нелогичности поведения человека. Он доказал, что человеком руководит не столько разум, сколько глупость.

Каждый сможет привести примеры иррационального поведения людей. Как-то моя жена поехала покупать подарок для родственников и объездила весь город. В результате нашла магазин с хорошей скидкой. Радости — море, но бак в машине был пуст. Большинство поступает точно также — ищут скидку в 3% и не следят за бензобаком. Люди могут иметь блестящее математическое образование, но в жизни будут только складывать и вычитать. Именно поэтому нередко успешными бизнесменами оказываются не блестящие ученые, а люди практичные, живущие интересами людей.

Конечно, каждый из нас просчитывает в уме наиболее рациональный подход, имеет собственные представления: «У меня есть план!» Но мы всегда ошибаемся в оценке ситуации. Более вероятными нам кажутся события, которые легче извлекаются из памяти, т.е. недавние или яркие. Хорошо запоминается то, что произошло с нами или близкими. Например, если пострадал знакомый от преступника, то угрозу мы будем считать выше, несмотря на статистику. Все это и определяет наше поведение. Ученые же строят теории, исходя из рациональности человека, его логичности и рассудительности, ищущего якобы в жизни блага. Но человек иррационален, стереотипы и мифы довлеют над его поведением. Он постоянно ошибается при принятии решений. Он выбирает не самый рациональный путь поведения, а эмоционально оправданный. Что же тогда нам надо прогнозировать? Видимо, ошибки. В процессе принятия решений индивиды в любом случае ошибаются, но они делают это одинаково, а потому эти ошибки можно прогнозировать.

ЕСЛИ БЫ ОБЪЯСНИЛИ НЕУДАЧУ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ, НИЧЕГО БЫ В РАССУЖДЕНИЯХ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ

Ум служит нам обычно лишь для того, чтобы смело делать глупости

Франсуа де Ларошфуко

Жизнь со множеством привнесенных обстоятельств настолько сложна, что события чаще всего непредсказуемы, а потому наши долгосрочные прогнозы сомнительны. Канеман это назвал «иллюзией значимости»: «Апломб царит повсюду. Мы думаем, что мы знаем все, а, на самом деле, мы не знаем ничего». По мнению Нобелевского комитета, Канеман «с достаточным основанием поставил под сомнение практическую применимость фундаментальных постулатов экономической теории». В частности, Канеман доказал, что игра на бирже ничем не отличается от любой азартной игры, предсказания лучших экспертов (например, прогнозы аналитиков ЦРУ или оценки инвестиционных управляющих) на поверку не лучше тех прогнозов, которые дает средний человек или простая статистическая модель.

Вдумайтесь в формулировку Нобелевского комитета! Она перечеркивает все, что излагали экономисты со времен Адама Смита, Карла Маркса, Джона Кейнса. Экономисты нас водили за нос! Не намеренно, а вполне искренно, но от этого не легче.

Попытаемся смягчить выводы. Экономические теории далеко продвинулись в решение конкретных вопросов в относительно стабильной ситуации для отдельной страны с известными правилами игры. Но они в принципе неспособны вырабатывать стратегии, которыми нас пытаются вдохновить. Иначе говоря, проект «Стратегии-2020», над которой работают в России и Татарстане — чистая утопия. В принципе невозможно составить такой прогноз. Это все равно, что попытаться предсказать погоду до 2020 года. В социальных процессах неизвестных факторов не меньше, нежели в моделях изменения погоды, которую трудно точно предсказать на месяц вперед. Не случайно, «Стратегия-2020» к моменту ее принятия правительством России безнадежно устарела. Она не смогла предсказать и учесть фактор экономического кризиса осени 2008 года, а потому все показатели и ориентиры первого этапа 2007 - 2012 годов оказались невыполнимыми, а сама «Стратегия» оказалась бессмысленной. Экономисты свою неудачу с прогнозом объяснили очень просто — мировой экономический кризис. Если бы объяснили неудачу вмешательством демонических сил, ничего бы в рассуждениях не изменилось. Просто потусторонние силы теперь называют экономическими факторами. Но ведь стратегия и была нужна на случаи таких кризисов, а когда все стабильно, можно жить и без нее.

Показатели экономических стратегий не имеют никакой ценности, а в части ответа на вызовы, они чаще формулируются как идеологии. В «Стратегии-2020» есть такие строки: «В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов». Это пустая декларация. Идеологию надо формулировать иначе, а экономические концепции — не идеологизировать.

Сегодня вносят поправки в «Стратегию-2020», но составление многочисленных таблиц и графиков — это зря потраченные деньги. Если верить Канеману, мои непрофессиональные рассуждения об экономике в равной степени годятся для выработки решений, как и ведущих специалистов, а бизнесмен, руководствующийся не теорией, а здравым смыслом, становится успешным именно потому, что не знает теории, но знает жизнь.

Запомним еще один вывод Канемана — «деньги делают людей злыми». Это вовсе не эмоциональный афоризм, а результат многолетних исследований психологии человека.

Итак, над людьми довлеют обычаи и традиции, о происхождении и существовании которых мы не догадываемся. Логически выстроенные доктрины разбиваются о примитивные стереотипы и нравы. Над нами висит дамоклов меч господина СЛУЧАЯ. Теория вероятности дает верный результат при статистически значимом количестве случаев, о чем гласит закон больших чисел. Но закон малых чисел разбивает эти прогнозы о реалии. В годы войны в Москве было 7 млн. жителей и только один слон, но во время бомбежки бомба угодила именно в слона. Это крайне маловероятно, но это случилось. Из этого нельзя строить теорию, но в жизни нужно быть готовым, что случай может сломать самый гениальный прогноз. Например, можно вычислить вероятность наступления засухи в следующем году, но вопреки теории вероятности и прогнозу погоды засуха может наступить три года подряд и тогда никакой страховой фонд не выдержит давления обстоятельств. В этом случае поможет только общая выживаемость социального организма.

Экономисты ограничены узкими временными рамками, требованием относительной стабильности и предсказуемостью ситуации. Они исходят из готовых сформулированных правил игры, но сами не участвуют в определении правил игры, оставляя это политикам и социологам. В этом главная уязвимость экономических теорий. Без связки с политикой и идеологией они не могут претендовать на всеобъемлющие выводы. Они настолько же бессильны, насколько претенциозны. В начале «перестройки» Григорий Явлинский выступил с программой «500 дней». Ее разрабатывали при содействии гарвардских специалистов. Только в далеком Бостоне можно было придумать такую утопию для совершенно неизвестной американцам России. Эту программу за 500 дней нельзя было даже разъяснить руководителям разного уровня и населению страны, а не то что реализовать. А ведь гарвардские экономисты — одни из лучших в мире. По крайней мере, у Майкла Портера теория конкурентоспособности себя оправдывает в известных обстоятельствах.

Научность экономической теории может придать исторический взгляд, который позволит в динамической неопределенности процессов, выявить не столько закономерности, сколько устойчивость тех или иных стереотипов, влияющих на экономику. История гласит: общество со временем становится разнообразнее, а значит, мнения и интересы людей возрастают, их поведение не уложить в простые формулы. Без исторического взгляда экономическая теория превращается в манипуляцию сложными формулами и понятиями, пришедшими взамен мифологическим сюжетам. Все эти факторы, индексы, графики на поверку оказываются другими названиями потусторонних сил — леших и домовых.

Могут сказать, что существуют методы борьбы с инфляцией, дефолтом или другими кризисными явлениями. Но и мифологические представления допускают возможность нейтрализации негативного влияния потусторонних сил, для чего существует магия. Колдуны проводят обряд жертвоприношения и затем «вправляют» мозги больным и всему племени (как и нынешние психоаналитики), после чего люди сами находят решение вопроса. Конечно, старейшины это объясняют воздействием магических процедур и заклинаний, хотя на самом деле именно человек мобилизует психическую энергию и находит правильное решение.

Нынешние экономические теории — такое же шаманство, и они оказывают на всех магическое воздействие. В этом их ценность, а не в том, что они что-то могут рассчитать на 5 - 10 - 15 лет вперед. Они придают уверенность людям, причем не столько в конкретных вещах, сколько в идеологическом осмыслении происходящего. В остальном они просто технология, как бухгалтерия или менеджмент, пригодные для конкретного производства.

В жертвоприношениях шаманов содержится глубокий смысл. Это первая форма торговли с превосходящими силами. Человек предлагает богам подарки в обмен на их благосклонность. Нужно ли сегодня этим пренебрегать? Не стоит, ведь в образе богов заключен коллективный разум, который нужен для того, чтобы сдерживать человеческие страсти. Человек общие ценности ставит выше частных и тем достигает стабильности и процветания. Символические образы высших сил собирают разнородные интересы в один кулак, придают обществу чувство солидарности, и, как следствие, благосклонность СУДЬБЫ.

В ЧЕСТНОМ БИЗНЕСЕ ЧЕЛОВЕК «ЖЕРТВУЕТ» СВОИМИ БЛИЖАЙШИМИ ИНТЕРЕСАМИ РАДИ ОБЩИХ ДЕЛ

Коль скажут мне: "Вопросы веры
Предмет не ваш, а богослова",
В ответ напомню лицемеру
Я притчу дивную Христову
Про участь богача скупого,
Что в вечном корчился огне
И видел нищего былого
Близ Авраама в вышине.

Франсуа Вийон. «Большое завещание».

В чем смысл коллективной солидарности? Какая выгода для отдельного успешного человека, предпринимателя в общественном благе, если любые уравнительные принципы мешают ему работать. Через коллективную солидарность бизнесмен приобретает «символический капитал». Конечно, говорить с предпринимателем или карьеристом о символическом несколько наивно. Но вопрос заключается не в том, чтобы заниматься просвещением, хотя и это приносит пользу, а в том, чтобы создавать структуры, использующие «символический капитал» для своей выгоды.

Коллективная солидарность облегчает ведение бизнеса за счет доверия друг к другу, при этом исчезает необходимость в таком посреднике как банк, можно ссужать друг друга под меньший процент, выполнять точно и в срок договоры, готовить проекты, которые по масштабам выходят за рамки возможностей отдельных компаний. В Англии для этих целей создавались клубы, в США пуритане вели честный бизнес в силу религиозных представлений.

Любят повторять крылатые фразы Бенджамена Франклина: «время — деньги», «кредит — деньги», «деньги могут родить деньги». При этом забывают другие его выражения: «тому, кто точно платит, открыт кошелек других», если ты честный человек, то «это увеличивает твой кредит», и т.д.

Татарские честные предприниматели — «ак байлар» — считали, что договоры скрепляются на небесах и в рамках своего круга (махалли) работали на доверии, русские предприниматели до революции жестко придерживались «кодекса чести». Именно так создавался «символический капитал», имидж честных предпринимателей, который легко материализовался при разработке больших проектов. Круг таких предпринимателей постоянно расширялся, поскольку многие клиенты старались иметь дело с теми, кто не «кидает».

Мы видим, как на Западе дорожат репутацией, имиджем — это тоже элемент «символического капитала». Честный бизнес становится конкурентоспособным, его сфера будет постоянно расширяться, не потому, что люди становятся совестливыми под влиянием проповедников, а потому, что это становится выгодным, особенно в долгосрочном плане.

Итак, в честном бизнесе человек «жертвует» своими ближайшими интересами ради общих дел, зарабатывает «символический капитал» и в ответ получает долговременную и надежную прибыль. Механизм очень прост, но нужна воля и вера в коллективный разум. Такие сообщества, клубы, махалля неизбежно возникнут и в нашей среде, поскольку они обеспечивают большую конкурентоспособность. Это вопрос выгоды, а не просвещения, но энтузиасты могут ускорить этот процесс.

В вопросе гармонизации интересов общества проблема состоит не в том, чтобы найти и обладать единственно правильным решением — его не существует в природе, а в том, чтобы находиться в постоянном поиске. Солидарность в поиске татарстанского пути важнее, нежели чье-то «правильное» и тем более навязанное решение. Когда в 90-е годы одни выступали за суверенитет республики, другие против — каждая сторона определилась в своих целях и нашла компромисс с другой. Солидарность заключалась не в достижении универсалий, а в готовности к совместной работе на благо республике. В результате получилась «Модель Татарстана», которая показывает свою эффективность и стала предметом изучения международных исследовательских центров.

Основную опасность представляют не ошибки на пути к истине, а остановка и разочарование. Никогда не будет гармонии интересов, но всегда останется стремление к ней. Никогда не будет в обществе абсолютной справедливости, но само стремление неистребимо и позитивно.

В этом вечном движении существенно то, чтобы интересы республики стояли на первом месте. Найдутся оппоненты, которые возразят, что интересы России превыше всего. Бога ради! Но насколько мы можем нести ответственность за судьбы страны? Кое-кто это понимает так, чтобы поддерживать действующего президента и не возражать установкам Москвы, так сказать, не кукарекать. Можно, конечно, солидарно и с энтузиазмом со всем российским народом идти к следующему кризису. В этом, возможно, есть какое-то извращенное наслаждение своей верностью чему-то, но непонятно чему? Кто-то говорит о Святой Руси, другие — о либеральной демократии, третьи — о возвращении Сталина... Но чему надо верить? Очередному мифу?

В политике любое заявление должно быть соизмерено с мерой ответственности, иначе это пустой звук. Мы в Татарстане на российские дела можем повлиять через укрепление республики и развитие федеративных отношений. Наилучший рычаг влияния это не выборы — мы воочию видим чего стоят думские депутаты. Ясно выраженная позиция республики, ее внутренняя солидарность — лучший способ повлиять на судьбу страны. А рассуждения о Святой Руси оставим мифологам...

Бывают дни: я ненавижу
Свою отчизну - мать свою.
Бывают дни: ее нет ближе,
Всем существом ее пою.

Все, все в ней противоречиво,
Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво
Надземное, - всего земней.

Как снег - миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка - и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны, - и сокола.

Я - русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я - вылитая Русь!

Игорь Северянин. Ночью под 1930-й год.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.11.2013 11:05

    такое понятие, как "человек разумный" уже кануло в лету?

  • Анонимно
    9.11.2013 11:17

    Не уж то Хакимов стал ленинцем. Или только на пути к нему. )) уровень изложения по сравнению с Ленином низкий еще пока

  • Анонимно
    9.11.2013 12:04

    Наша спсение в СССР, ниже привожу восхещение нашего соотечественника "Дневник Павла Свиридова" от 08.11.13 (livejournal) о Вьетнаме. По всему Вьетнаму прошли торжественные мероприятия, посвященные 96 летней годовщине "Великой Октябрьской социалистической революции". Во всех трудовых коллективах прошли собрания, состоялись партконференции, где активисты рассказывали об успехах СССР. Все это широко освящалось в СМИ. По центральным телеканалам были показаны лучшие советские фильмы. Вечером был показан концерт в котором были исполнены лучшие советские и русские народные песни и пляски. По всем каналам был показан репортаж о параде на Красной площади. Толстобрюхие, отяжелевшие и осоловевшие люди, говорящие на примитивном языке, напоминавшем великий и могучий русский язык, запертые в холлах отелей проливным дождем, с тупым недоумением внимали рассказам о своей некогда великой Родине....

  • Анонимно
    9.11.2013 12:08

    Похвально желание Хакимова пересмотреть основы рыночной потребительской экономики, однако одних понятий коллективная солидарность и справедливость недостаточны для построения новой экономики.В настоящее время в мире ведутся интенсивные исследования по формированию моделей трансформации потребительской экономики в новую экономику развития.Пока нет общепринятого названия новой экономики, но она точно будет основана на законах эволюции, а не потребления.

    • Анонимно
      9.11.2013 13:33

      Например, вместо коллективной солидарности используется понятие коллективный интеллект, а вместо справедливости -компетенции.

      • Анонимно
        9.11.2013 13:56

        А потребление роскоши новой элитой будет заменен на смарт услуги и смарт технологии.

        • Анонимно
          9.11.2013 18:37

          Новая формула неравенства, на которую согласятся все слои общества (определяемые их компетенциями) станет не доход бизнесменов и финансистов за предпринимательский риск, которого уже нет, а уровень компетенции и членство в проектных командах и уровень потребления "смарт услуг и смарт технологий" (роскоши). При этом компенсирующим преимуществом для общества станет экономия реальных материальных ресурсов.

          • Анонимно
            9.11.2013 19:07

            Совершенствование механизмов волеизъявления будет связано не с учетом мнения всех социальных и профессиональных сообществ, а создание ими социально-экономических проектных команд по коллективному проектированию социально-экономических процессов с учетом интересов данного сообщества.

            • Анонимно
              9.11.2013 19:49

              В этом случае очень легко можно будет удовлетворить всем "требованиям Хамермаса по выработке общезначимых подходов к организации всего общества", если под сторонами понимать проектные группы.Такой подход способен обеспечить "рациональное формирование политической воли" не "суверенитетом короля", а на основе использования коллективных нейросетевых технологий (диагностических и экспертных систем), построенных на основе современной теории комплексных систем.

              • Анонимно
                9.11.2013 20:22

                Таким образом Мишель Фуко был прав, предложив в политическом анализе «отрубить королю голову», а вот заменить ее надо не децентрализованным пониманием власти а системой сетевого коллективного интеллекта проектных команд, обладающих реальными компетенциями, а не только суверенитетом и политической волей.

                • Анонимно
                  9.11.2013 20:42

                  Что касается теории Д. Канемана, одного из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов, в которых объединены экономика и когнитивистика для объяснения иррациональности отношения человека к риску в принятии решений и в управлении своим поведением -здесь не так все просто.Например, приведенный пример с женой, которая в поисках небольшой скидки на товар потратила бак бензина, показывает скорее ее рациональность, чем глупость. Женщины так любят ходить по магазинам, что бак в любом случае был бы пуст, в добавок женщины любят дорогие вещи, так что найти товар со скидкой это настоящее рациональное поведение для женщины. Впрочем, другая женщина могла поступить совершенно иначе. И в этом заключается экономическая нерациональность, т.е. в одних и тех же условиях люди поступают по разному. Так рушится основа рыночной экономики и появляется чисто поведенческая, а затем и чисто потребительская экономика, которая уже ничего общего с рациональным поведением и эффективным использованием ресурсов рыночной экономикой не имеет

                  • Анонимно
                    9.11.2013 21:17

                    А вот с этим мнением Хакимова вообще не хочется соглашаться "Экономические теории далеко продвинулись в решение конкретных вопросов в относительно стабильной ситуации для отдельной страны с известными правилами игры. Но они в принципе неспособны вырабатывать стратегии, которыми нас пытаются вдохновить".Хотя бы потому, что без новой экономической теории и моделей нам не выбраться из того кризиса, в которой оказались. Например, для выхода из великой депрессии была использована не только теория Джона Кейнса, но и теория цикличности на основе длинных волн Кондратьева в США и модели догоняющего развития в других странах, включая индустриализацию в СССР.

                    • Анонимно
                      10.11.2013 11:12

                      А вот со "Стратегией 2020" господин Хакимов несколько перемудрил, называя его то проектом, то прогнозом. При этом объясняя не выполнимость этого документа тем, что "В принципе невозможно составить такой прогноз". Во-первых, зачем тогда составляли, неужели авторы об этом не знали.А на самом деле все проще, это не проект и не прогноз, это отписка проправительственных экономистов из АНХ и ВШЭ перед Президентом. Все знали что она не выполнима и все можно будет свалить на кризис. А то что в любом случае РФ ждал кризис знали все, Глазьеа во всю кричал о необходимости перехода на новый технологический уклад и даже Президент в своих выступлениях несколько раз об этом говорил, в том числе о проекте новой индустриализации. Так что настоящие специалисты знали, что экономика РФ застряла на нисходящей волне Кондратьевна, и она обязательно с нее упадет вниз, если мы не разработаем новый план догоняющего развития. А вот здесь нас ждали большие неприятности. Оказалось, что за последние 50 лет РФ упустила в своем развитии целый технологический уклад в виде ИТ-экономики. И у нас теперь нет компетенций даже для разработки новой программы догоняющего развития, не говоря о необходимой инфраструктуре и институтах в широком смысле (или как сейчас принято говорить -экосистемы для новой экономики), которая создавалась в развитых странах внутри ИТ-экономики. И эту двойную пропасть нам просто так не перескочить.

                      • Анонимно
                        10.11.2013 12:45

                        Очень странным кажется обращение историка Хакимов к потусторонним силам для решения очень сложных задач, стоящих перед РФ и РТ.Историки знают, что во все трудные времена человечество находило силы для дальнейшего развития без каких-то колдунов.Если нам необходимо перейти из одной сложной системы к другой, более комплексной, то и надо заниматься этим, т.е. теорией комплексных систем. В мире уже имеются несколько десятков таких центров. В РТ должен быть такой центр мирового уровня, чтобы справится с задачами создания эффективных Иннополисов и Смарт сити, как основных институтов новой экономики.

                        • Анонимно
                          10.11.2013 13:58

                          Например, очень важно вместе с ИТ-университетом в казанском Иннополисе создать подобие Института сложных инженерных систем — для развития междисциплинарных исследований между университета Карнеги-Меллона, промышленностью и правительственными учреждениями, создан при университете Карнеги-Меллона.

    • Анонимно
      10.11.2013 11:17

      народные предприятия — часть новой экономики развития. Вторая часть — принципиальное изменение налогообложения. Необходимо устранить разницу между частным и корпоративным учетом расходов (подоходный налог), перенести основную тяжесть налогов на землевладение, от остальных отказаться вовсе. Всех контролёров, выборных лиц корреспондировать ответственностью и отзывом с должности, ротацией.и много чего ещё. но готовы ли к этому? мечтательps простейший пример безответственных субъектов это ДЕПУТАТ и ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ, список можно расширять.

      • Анонимно
        10.11.2013 13:21

        К сожалению вы ошибаетесь, народные предприятия только по форме организации являются прообразом новой экономики развития, а по остальным видам технологий (а их не менее 7) это вся таже старая индустриальная экономика.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:14

    Слова, слова, и еще раз слова.Нет никакого татарстанского пути развития. Просто надо перестать воровать, не мешать людям, и не врать. И сделать закон для всех.

    • Анонимно
      9.11.2013 20:26

      А может сразу стать богатым и здоровым, а не бедным и больным.

  • Анонимно
    9.11.2013 13:01

    Возвращение к Сталину - это не чтобы ждать, когда Иосиф Виссарионыч поднимется из могилы. Это желание чтобы власть в стране жила по прописаным законам, чтобы законы одинаково применялись и к дворнику и к президенту. Беда России, что люди находящиеся у власти, позволяют себе больше, чем это им позволяет закон. А закон этот(прокуроры, судьи) к сожалению, тоже в руках власти. Призыв к возрождению Сталина - это призыв сделать власть законопослушной и подконтрольной законам, гражданам. Пока же этого ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ мы не достигнем - общество не будет ни развиваться, ни расти.. Единицы будут раззорять страну, остальные будут жалко существовать.

  • Анонимно
    9.11.2013 14:45

    Гармония человеческого общества - сложнейшее явление, для понимания условийэтого явления необходимо создание важнейшей науки о человеческом социуме -типа "физики социальных сред". В основекоторой должны быть как генетическиеособенности, биологические возможности,человека, так и объективно обоснованныена основе законов природы экономичскиезаконы развития общества.Физик.

    • Анонимно
      9.11.2013 15:32

      А чем отличаются генетические особенности от биологических возможностей. Да и нет таких законов природы, которые обосновывают экономическое развитие общества. Приведите, если знаете, может смена времен года.

  • Ветер
    9.11.2013 17:25

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Деривативы, фьючерсы, опционы, свопы – иллюзия высоких экономических познаний, обман которым изящно морочат голову. Наши финансисты едва успевают разобраться в передовых терминах экономической мысли, как возникают новые сложные производные финансовых инструментов. Ну а те, кто действительно преуспел в этих замысловатых категориях, стараются выжать максимум гешефта, водя за нос прилежных учеников культа золотого тельца. Выше перечисленное - это один из компонентов инъекции западной цивилизации. Проявление, которой в последнее время стало наиболее активным в масс медиа. Ведомственный хор МВД решил исполнить хит Get Lucky в Кремле. Вокальные способности певицы проживающей в США ценят выше таланта Аллы Александровой, в проекте лучший Голос России. Поклоны в ПАСЕ – отстаивающие права секс меньшинств. Это что мы формируем некую идентичность? «Славно, славно будем лучше подпирать чувал ногами…»О сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И СЛУЧАЙ, бог изобретатель...А.С. Пушкин

  • Анонимно
    9.11.2013 18:11

    Хорошая, умная статья..

  • Анонимно
    9.11.2013 18:29

    "Мы воотчио видим чего стоят Думские депутаты....". А сам Хакимов как депутат Госсовета чего стоит? Или там другой подход в "ценообразовании"?

    • Анонимно
      9.11.2013 21:02

      Правильно подмечено. Мысли исходящие от человека с "двойным ценообразованием" часто воспринимаютя в штыки, какими бы одеждами они не рядились. Трагизм такого публициста - эффект обратный сказанному или никчемность.

  • Анонимно
    9.11.2013 18:32

    Да, генетика и биология взаимосвязаны,но биология более зависима от статистических условий. Экономика жесткозависит от законов природы. Выше штанов не прыгнешь(кроме криминала), как бы нехотелось. (Законы термодинамики)...Физик.Спасибо за внимание.

  • Анонимно
    9.11.2013 20:21

    Неистово плюсую! Рафаэль абы, бик зур рэхмэт! За то, что вообще говорите об этом. БО, спасибо, что публикуете такие статьи! Уже очевидно, что деньги - только одна из форм существования энергии. Есть еще много других, не все свои потребности мы можем удовлетворить только деньгами, есть других много. Поэтому - все правильно говорите!

  • Анонимно
    9.11.2013 20:22

    Такая классная дискуссия получилась! Коллеги, спасибо! И становится понятно, что критическая масса аналогично мыслящих людей, похоже, набирается потихоньку. Так что - прорвемся!!!

  • Анонимно
    9.11.2013 21:15

    Но всё-же перво-наперво необходимо "отрубить голову королю"..

    • Анонимно
      9.11.2013 21:54

      Нет, "отрубить голову королю" это не в прямом смысле, это в смысле создания новой системы принятия решений, а создавать ее будут не менее 10 лет.

  • Анонимно
    9.11.2013 21:26

    Странно звучит, что "Экономисты водили нас за нос". Водили , конечно тех, у кого нос плохой и не чует, откуда запахи возникают..

    • Анонимно
      9.11.2013 21:58

      За нос нас водили и продолжают водить политики и финансисты, которых эти экономисты и обслуживают. И которые получают незаслуженные дивиденды за якобы принятия рациональных и эффективных для общества решений.

      • Анонимно
        10.11.2013 16:56

        Нашли стрелочников : во всём виноваты коммунисты и экономисты - на большее фантазии у всех не хватает.Одно пустословие в этой статье ,присыпанное как всегда национальным самолюбованием.

  • orel1951
    9.11.2013 21:34

    Зур р?хм?т за статью. Думаю у нас есть универсальный , устремленный и зовущий на развитие и на получение результата лозунг(призыв) "МЫ МОЖЕМ-БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ!"

  • Анонимно
    9.11.2013 22:37

    Когда матрица элиты не совпадает с матрицей народа, то или катаклизм, или элита заменяется.

    • Анонимно
      10.11.2013 10:43

      Но чтобы заменить элиту нужен катаклизм и видно не один.

  • Анонимно
    9.11.2013 23:00

    Утопические выводы при полном отсутствии экономической базы у автора - можно было бы для начала и почитать мировых корифеев экономики прежде чем выкладывать свои умозаключения от балды.

    • Анонимно
      10.11.2013 10:47

      Тут я с вами не согласен, корифеи экономики тоже не в теме, они могут описать только то, что существует, а новую экономику надо еще создать сначала в виде глобального технического проекта и плана новой четвертой индустриализации.

  • Анонимно
    10.11.2013 00:22

    Радует, что автор обратил внимание на Закон больших чисел, прочувствовал.Дальше - больше. В принципе, описанные им достижения и промахи в области экономики вполне укладываются в Теорию игр, например. Автор пока еще этого не понимает, но, мне кажется, уже прочувствовал. Решение экономических проблем лежит там же. Например, можно разрабатывать и придерживаться "стратегии минимального выигрыша", "стратегии максимального выигрыша", "стратегии гарантированного выигрыша", "... наискорейшего выигрыша" и т.д. Такие стратегии представляют собой не догму, с расписанным порядком действий, независимо от того "будет засуха три раза подряд или нет", а "дерево" вариантов действий, которое изложить и прочитать невозможно, а можно только закладывать в компьютер и выводить некоторые из вариантов по интересующим критериям, по мере формирования запросов. Именно это делают те самые "практичные люди", о которых говорит автор, в каждый момент времени, в своей голове. Значит, это могут делать и специальные институты, с такой же достоверностью.В перспективе, не исключено, что автор придет, наконец, к выводу, что ведущая наука - это математика, математический цветок гораздо красивее настоящего, музыка - это упражнение души в математике и т.д. Осталось немного подождать . :)В любом случае, прогнозированием ситуаций в экономике надо заниматься профессионально, с применением математического аппарата, с использованием и накоплением "базы знаний" (профессиональный термин). Проблема только в том, кто готов платить за это и как сможет контролировать выполнение своего заказа.

    • Анонимно
      10.11.2013 11:23

      Полностью согласен. Хотя Теория игр это только один из методов, связанный математическим вероятностным методом Монте-Карло.А вот то, что "прогнозированием ситуаций (вернее проектированием неизбежного будущего) в экономике надо заниматься профессионально, с применением математического аппарата, с использованием и накоплением "базы знаний" я полностью согласен и в РТ такой центр необходимо сделать, причем сразу международный и под конкретные проекты, например, переосмыслить контентную часть проектов Инополиса и Смарт сити, разработать содержательную часть проекта Казанская агломерация.

  • Анонимно
    10.11.2013 16:16

    Вы пишете даже лучше Гумилева,его теория о "пассионариях" много слабее Ваших выводов! Спасибо.

  • Анонимно
    10.11.2013 23:16

    В статьях Хакимова нет "хеппи-энда"-сплошные "сумерки..."

  • Анонимно
    10.11.2013 23:53

    Рационально или иррационально поступает человек когда он вкладывается в МММ отчетливо понимая все риски, покупает мясопродукты, на этикетке которых черным по белому указан соевый белок или молочные продукты, в составе которых указаны растительные жиры, покупает квартиры в домах, земля под которыми не оформлена и разрешения на строительство нет? В торговых точках за бешеные цены продаются вещи, которые я бы лично даже за копейки не купил, но покупатели-то находятся! У меня есть некоторые дорогие вещи, покупку которых мои друзья считают пустой тратой денег. В некоторых странах продают грязь, которую можно нанести на свой крутой внедорожник, чтобы он выглядел еще круче. Одна из компаний собирается выпускать планшетник, встроенный в разделочную доску. Да, действительно сложно понять, что двигает человеком в тех или иных случаях: разум или глупость.

  • Писать заумно это дар,Им обладает академик.Он самый умный из татар,Ни дня без строчки и полемик.Ордынский дух стучит в груди,Как пепел бедного Клааса.Чтоб Татарстан был впереди,Прочёл труды он Хабермаса.О том поведал нам в статье,Где проявив свою учёность, Он обвинил в галиматьеЭкономистов за никчёмность.Адамы Смиты всех мастей Нас тупо, мол лишь поимели.Не разум правит у людей, А глупость, прав Макиавелли. А потому, признался он,Давать прогноз это шаманство.Татарский бизнес не сплочён,Нам «ак байлар» нужны как братство.В конце опять он оду спелМоделе Татарстана,И Русь святую вновь поддел,Другой путь нужен каравана.

  • Анонимно
    11.11.2013 12:05

    Собственно, в своей длинной статье (наверное, главе из предстоящей новой книги автора) г-н Хакимов воспроизвел старую и мрачную шутку об экономистах. Как известно, экономисты делятся на две категории: на тех, кто знают, что ничего не знают, и на тех, кто даже этого не знают. Поэтому заголовок «Экономисты водили нас за нос!», как минимум, нуждается в корректировке на "«Экономисты водят нас за нос!». Так что, ничего нового в этом нет. Они, так же, как генералы готовятся к прошедшим войнам, готовят нас к преодолению прошедших кризисов. Но, как назло, кризисы всегда случаются новые. Очевидно, это фатальная неизбежность. Но одна его мысль заслуживает пристального внимания: корпоративная солидарность на любой основе (в том числе и на национальной)выступает важным фактором социально-экономического бытия любой страны. Не только опыт Татарстана, но примеры других стран мира дают основание говорить об этом. Фландрия в Бельгии, Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании, Южный Тироль в Италии, Квебек в Канаде, все они примеры того, как корпоративная солидарность населения способствует экономическим успехам региона. Поэтому татарстанский девиз "Без булдырабыз!" всегда будет полезен и актуален, как важный экономический стимулятор. Тут Хакимов прав на сто процентов.

    • Анонимно
      11.11.2013 15:23

      Вообще-то Хакимов пишет о "коллективной солидарности", а не "корпоративной", которая относится к корпорациям или предприятиям. Поэтому корпоративная солидарность не может выступать "важным фактором социально-экономического бытия любой страны".

      • Анонимно
        11.11.2013 15:48

        А вот "коллективная солидарность" больше характерна для Индии, Кита и Северной Кореи, чем для регионов и стран Европы. Поэтому нам надо больше оперировать понятием "коллективный интеллект, "коллективная солидарность".

      • Анонимно
        11.11.2013 16:26

        Применительно к Татарстану "коллективная солидарность" и "корпоративная солидарность" - это синонимы. Мне еще в 90-е годы доводилось писать в газете "Молодежь Татарстана", что мы должны подходить к своей республике, как к общей Корпорации "Татарстан" и прикладывать все силы для ее процветания. /Талгат Бареев/

        • Анонимно
          11.11.2013 18:17

          Уважаемый Талгат, мы можем подходить к своей республике как угодно и вы можете конечно об этом писать, но мы говорим о существующих терминах "коллективная солидарность" и "корпоративная солидарность" и что под этим понимают люди во всем мире, которые к сожалению не читают газету "Молодежь Татарстана".

  • Анонимно
    24.02.2014 15:19

    Как я (все мы) уважаем академиков. Они думают о развитие и улучшении жизни. Они анализируют ошибки и придумывают теории их объясняющие. Но хотелось бы узнать, чего же они хотят, и что будет если к рекомендациям (а вдруг) прислушаются люд принимающие решения. Взгляд со стороны всегда виднее. Понравилась мысль что честный бизнес всегда выгоднее, и то что татары перестали думать об отделении, а стали думать об объединении и расширении бизнеса. Но что думают "ак байлар" и если они вообще в Татарстане.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль