Общество 
9.11.2013

Сергей Насекин: «Я в Узбекистане ощущал себя как англичанин в одной из своих бывших колоний»

Путевые заметки о путешествии известного казанского дизайнера во времени и пространстве

У русскоговорящих туристов в Узбекистане никаких языковых проблем нет. Местное население доброжелательно относится к туристам из России и не пытается так же нажиться на них, как на немцах или французах. Это на своем опыте узнал известный казанский дизайнер Сергей Насекин. В своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», он делится своим опытом путешествия по экзотическим местам Средней Азии и рассказывает о том, что его больше всего поразило в Узбекистане.

Крепость Аяз-Кала
Крепость Аяз-Кала

25 ЛЕТ СПУСТЯ

На днях я вернулся из недельной поездки по Узбекистану и спешу поделиться своими впечатлениями с читателями «БИЗНЕС Online». Надо сказать, что первый раз я был в Узбекистане в далеком 1988 году. Будучи студентом третьего курса Казанского инженерно-строительного института (КИСИ, сейчас это архитектурно-строительная академия — КГАСА) я поехал туда вместе с двумя немецкими студентами, которые учились у нас по обмену. От того путешествия у меня сохранились очень яркие впечатления, это была экзотичная поездка. Мы добрались из Казани в Ташкент на самолете, а потом купили туристическую путевку, которая позволяла нам за несколько дней посетить большинство достопримечательностей Узбекистана. Вечером мы сели в Ташкенте на поезд, утром прибыли в Самарканд, где гуляли до следующего вечера, потом опять сели в поезд, который за ночь довез нас до Бухары. Днем мы облазили весь древний город и вновь сели на поезд, который отвез нас до Хивы. Оттуда следующей ночью мы вернулись на поезде в Ташкент.

Прошло 25 лет, и я захотел вспомнить молодость, а заодно узнать, что поменялось там с той поры.

Добраться до Узбекистана довольно просто — из Казани сейчас существуют прямые авиарейсы «Узбекских авиалиний» в Ташкент и Самарканд. Я решил воспользоваться услугами этой авиакомпании, однако оказалось, что через интернет купить билет этой авиакомпании невозможно. Пришлось идти в офис и покупать билет «живьем». Но это так, мелочи, хотя и говорят о некоторых вещах.

Первым моим ярким впечатлением, когда я со своей спутницей очутился в салоне нового комфортабельного аэробуса А-320, оказалось то, что самолет на 99,9% забит гастарбайтерами, возвращающимися на родину. Кроме нас двоих других иностранных граждан в самолете не было.

В этот раз я Ташкент решил не включать в свой маршрут. По моему мнению, с точки зрения исторических достопримечательностей, Ташкент не очень интересный город — он был почти полностью разрушен сильнейшим землетрясением в 1966 году. В остальном наш маршрут повторял мои похождения 25-летней давности с некоторыми новыми добавлениями, о которых я расскажу чуть позже.

По прилету в Самарканд мы решили не торопиться выходить из самолета и пропустить вперед всю эту гомонящую толпу. Мы встали в самый конец очереди, которая вела к столу паспортного контроля. Но тут вышел пограничник, прошел вдоль очереди, увидел нас и спросил — вы туристы? Получив утвердительный ответ, он провел нас к столу паспортного контроля без очереди.

На выходе из аэропорта началась обычная торговля. Согласно путеводителю, такси до города стоит 150 рублей в пересчете на наши деньги. Однако мне таксисты называли цену 3 тысячи рублей и ни в какую не хотели уступать. В итоге я на 100 метров отошел от стоянки такси и поймал попутку за 100 рублей. Обычная история — везде на туристах хотят нажиться.

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

МОИ УДИВЛЕНИЯ

Немного уйду в сторону от хронологического изложения моего путешествия и сразу скажу о том, чему больше всего я удивился во время этой поездки в Узбекистан.

Первое удивление: повсеместное полноценное использование русского языка. Никаких языковых проблем у русскоговорящих туристов в Узбекистане нет. На русском говорят все. Более того, многие из тех случайных знакомых, с кем я общался в Самарканде, Хиве, Бухаре — таксисты, обслуживающий персонал в гостинице, продавцы на базаре, завсегдатаи чайханы — все говорили на прекрасном русском языке. По всей видимости, те гастарбайтеры, которые приезжают к нам, живут в каких-то глухих деревнях, где знание русского языка минимально.

Везде, где я был, узбекские вывески, как правило, были продублированы на русском. А многие вывески были только на русском. Половина радиостанций, которые включал таксист, были русскоязычными. Реклама по радио — русскоязычная, объявления в аэропорту, на вокзалах — тоже.

У меня не было заранее разработанных маршрутов, я не бронировал загодя гостиницу. Я не знал, где завтра буду ночевать, как буду добираться до следующей точки своего маршрута. Все вопросы решались на месте без проблем, доброжелательно. Это был очень интересный жизненный опыт.

Кстати, русских туристов в Узбекистане не так уж и много — 18 - 20процентов. В основном сюда приезжают французы и немцы. Но много наших соотечественников в Узбекистан ездят по делам или к родственникам. Я спрашивал у местных гидов, почему российских туристов мало? Возможно, отвечали они, россияне не воспринимают бывшие республики СССР как нечто особенное. Видимо, они думают, чего они там не видели? Хотя я считаю, что это была очень интересная поездка с точки зрения экзотики и ярких впечатлений. Я много в каких странах и городах был, так что мне есть с чем сравнивать.

Русское население в Узбекистане есть. Более того, в Самарканде я познакомился с одним водителем — русским, причем не из тех, которые жили там во времена СССР. Его зовут Сергей, 7 - 8 лет назад он приехал в Самарканд из Самары. Сначала для того, чтобы разобраться с домом, который ему достался в наследство от бабушки, потом ему понравилось, и он решил остаться здесь жить. По словам Сергея, сейчас в Самарканде из 600 тысяч населения около 30 тысяч — русские. В Ташкенте, как говорят, русские составляют 20 процентов от числа всех жителей города. По его словам, те времена, когда после развала СССР русских выдавливали из страны, давно прошли, и сейчас отношение к местным русским нормальное.

Второе удивление: ощущения колониста. Возможно, об этом странно говорить, но я в Узбекистане ощущал себя как англичанин в одной из своих бывших колоний, где-нибудь в Конго, где все говорят на английском, все тебя понимают и относятся с почтением. В Узбекистане у меня возникали такие же ощущения. При этом абсолютная доброжелательность к россиянам. Когда они меня видели, то по новой привычке приветствовали меня по-английски: «Hello». Я отвечал: «Здравствуйте, я из России!» Они мне радостно: «А-а, свой!». В отличие от бедных французов и немцев, которых узбеки «обувают» по полной программе, с россиянами у них совсем другой разговор: можно по душам поговорить, объясниться, договориться, поторговаться или получить помощь.

По большому счету, у Узбекистана нет претензий к Советскому Союзу. До революции здесь были очень отсталые Бухарский эмират и Хивинское ханство — практически средневековье. При советской власти здесь появилась современная промышленность — авиапром и машиностроение, огромное количество людей получило высшее образование, появилась своя интеллигенция. Причем сейчас рудиментов Советского Союза в Узбекистане осталось больше, чем в России — уклад жизни, взаимоотношения в обществе, коллективизм. Так что для меня поездка в Узбекистан была не только погружением в среднеазиатскую экзотику, но и своеобразной машиной времени, которая перенесла меня в конец 80-х годов прошлого века.

Хива
Хива

Третье удивление: отношение к религии. Честно говоря, я был морально готов к тому, что в Узбекистане увижу масштабные проявления исламизации общества. Ничего подобного! Девушек, ходящих в хиджабах, в Самарканде, Бухаре или Хиве меньше, чем на улицах Казани. Их буквально единицы.

До революции в Бухаре насчитывалось 50 медресе. Я спросил у местных жителей, сколько сейчас в Бухаре действующих медресе? Оказалось — одно, как и во времена СССР. И действующих мечетей там тоже немного. Большая часть мечетей стоит как архитектурные памятники, а некоторые из них переделаны в гостиницы. В Казани такое трудно представить. В одной из таких гостиниц, переделанной из медресе середины XIX века я остановился на ночь. Туристы живут на втором этаже в комнатах, где раньше жили студенты медресе. Комнаты выходят на общий закрытый двор. Внизу подсобные помещения, кухня, ресторан. Тут же здание мечети, которое сейчас не используется — у нее треснутый купол. Все очень симпатично и колоритно.

Уклад местных жителей характерен для Средней Азии и базируется на традиционных ценностях — патриархальность, семья. Там семья, дети — это все. Детей надо вырастить, женить или выдать замуж, обеспечить квартирой, сыграть свадьбы как минимум на 300 человек — это всегда было и никуда не делось. Но без какого-то заметного религиозного окраса.

По вечерам жизнь в городах замирает, на улицах никого нет. Молодежь либо проводит время дома с семьей, либо в кафе курит кальян и пьет чай.

Еще одно любопытное наблюдение — про алкоголь. Узбеки довольно активно употребляют его, в основном предпочитая местные сорта водки. Пьяных на улице немного, но в любой чайхане можно заметить компании людей, которые кушают плов под водочку.

Мне не повезло с погодой, было холодно, градуса 3 - 4 тепла и сильный ветер. Честно признаюсь, я не был готов к такой погоде, поэтому пришлось согреваться в обед, дегустируя местную водку. Надо сказать, что качество водки довольно хорошее. По крайней мере, не хуже чем наша из среднего ценового диапазона. Бутылка местной водки в чайхане стоит на наши деньги 150 рублей. Но это с «ресторанными» наценками, в магазинах — намного дешевле.

Бухара Медресе Улугбека
Бухара, медресе Улугбека

ПУТЕШЕСТВИЕ

Самарканд мне не очень понравился. Он какой-то официозный. Там, конечно, находятся замечательные сооружения тимуровской эпохи. Это впечатляет, но живого духа нет. Широкие улицы города, крупнопанельные дома — и вдруг, бах — площадь Регистан. Такое ощущение, что попал в отдельно стоящий музей под открытым небом.

А в Бухаре ты попадаешь в аутентичную городскую среду, ходишь по улочкам, которые не изменились за столетия... Здесь произошла довольно забавная встреча — я случайно познакомился с одним человеком, который окончил местный филфак и хорошо знает русский и английский языки. Узнав, что я из Казани, он обрадовался и спросил, знаю ли я такой ресторан — «Древняя Бухара». А я его действительно знаю — он расположен на улице Право-Булачная, недалеко от того места, где я работаю и даже иногда хожу туда перекусить. Филолог попросил передать привет своему земляку, который владеет этим рестораном. Оказалось, что его все жители города знают, он у них что-то типа местной знаменитости.

Добравшись до Хивы, я начал искать человека, который бы отвез меня к остаткам древних крепостей Хорезмского царства — государства, которое открыл известный советский археолог Толстов. И буквально первый человек, к которому я обратился, сказал, что он сам по образованию историк. Мы стали говорить про древние монеты, я сказал, что интересуюсь ими. Он, оказалась, тоже. Мы подружились и он согласился отправиться со мной в путешествие через пустыню в каракалпакские степи. Каракалпакия — это автономный округ в составе Узбекистана, который на северо-западе примыкает к остаткам Аральского моря. Столица округа — город Нукус (о нем немного позже).

Юрты в Аяз-Кале
Юрты в Аяз-Кале

КРЕПОСТЬ ВЕТРОВ

Одной из целей моей поездки в Узбекистан было побывать в Аяз-Кале (крепость ветров). Это зороастрийская крепость первого века до нашей эры. О-очень красивое место. На 60-метровом круглом холме расположена основная крепость, с которой взору открываются пространства степи на десятки километров вокруг. Чуть ниже ее, на другой возвышенности расположена небольшая цитадель.

На площадке перед крепостью каракалпаки развернули для туристов несколько больших юрт, где можно переночевать и поесть. Кстати, для многих туристов ночевка в юрте производит неизгладимое впечатление. Как рассказывала нам хозяйка одной из юрт, недавно у нее один американец ночевал четыре ночи, никак не мог уехать — так ему понравилось.

Перед приездом в Узбекистан я заново пересмотрел фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» (2007). Там, в конце фильма, главный герой как раз приезжает в Аяз-Кале. Я испытал те же ощущения, что и герой филльма — заходящее солнце над гигантской равниной, ветер, тишина и ощущение двухтысячелетней истории. Какое-то неповторимое чувство, трудно передаваемое словами.

Вроде бы у узбеков с каракалпаками никаких особых национальных конфликтов нет, насколько я понял. Единственно, мой водитель пожаловался, что в сезон, когда много туристов посещает Аяз-Кале, узбеки из Хивы привезли свою юрту, но местные их не пустили на хлебное место.

Музей Савицкого
Музей Савицкого

РУССКИЙ АВАНГАРД В УЗБЕКСКОЙ ПУСТЫНЕ

После незабываемого посещения Аяз-Кале, мы на машине доехали до столицы Каракалпакии — городу Нукус. Сюда я поехал по одной простой причине — тут есть легендарный музей русского и советского авангарда.

Нукус — это довольно молодой город, который в основном был построен в 1950 - 1960-е годы. Здесь живет около 200 тысяч человек. Единственная его достопримечательность кроме центрального рынка — музей им. Игоря Савицкого. Это московский художник, замечательный русский интеллигент, который в 1950-е годы переехал в Нукус. Вначале он находил экспонаты во время археологических раскопок Хорезма, а потом стал покупать картины русского и советского авангарда. Многие известные московские и ленинградские художники или их потомки дарили ему свои работы. За долгие годы стараниями Савицкого общий фонд хранения живописи и графики музея достиг почти 90 тысяч единиц. И теперь в этот музей, который находится фактически в пустыне, в 600 километрах от Бухары и в 300 километрах от Хивы, специально приезжают толпы туристов со всего мира.

Побывав в музее, мы сели на поезд и на следующий день вечером вернулись в Самарканд. Узбекский поезд, это, конечно отдельная песня. Ехали в купе. Но и там чувствовалась местная специфика: полное пренебрежение нормами гигиены, проводники подсаживают безбилетников, толчея, духота, шум — все прелести перемещения в поезде по Средней Азии.

ЛУЧШИЙ ПЛОВ САМАРКАНДА

В Самарканде нас встречал водитель, с которым мы познакомились ранее, когда отправлялись в путешествие. Я его попросил подсказать место, где можно поесть хорошего узбекского плова. Он сказал, что вечером плов не едят — слишком тяжелая пища. Мы с ним договорились встретиться на следующий день пораньше, и он отвез нас в то место, где предпочитают есть плов профессиональные узбекские водители. Мы подъехали к обычному жилому дому, на котором не было никакой вывески. Зашли во двор, посреди которого размещался огромный казан диаметром в несколько метров. Мы взяли гору действительно вкуснейшего плова — это был самый вкусный плов, который я ел в Узбекистане. Еще был хорош плов, которым нас угощали в юрте около развалин Аяз-Кала, но плов в Самарканде был все же самый вкусный. Я заплатил за двоих около 120 рублей на наши деньги — две огромных порции плова и салата.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Еще раз подчеркну, народ удивительно доброжелательный, и я себя не ощущал в опасности, ходя по улицам города, даже ночью. Узбеки неплохо справились со своей наркомафией. В 1990-е годы это было настоящей проблемой, но потом власти ужесточили наказание, минимальный срок за наркотики теперь 12 - 15 лет тюрьмы, а так — вплоть до расстрела. И все говорят, что это очень действенно.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Местная валюта — узбекский сум. Средняя зарплата в стране составляет 300 - 400 тысяч сум, в Ташкенте немного выше. За один рубль дают около 80 сум, то есть на наши деньги зарплата в Узбекистане менее 5 тысяч рублей. Зато цены по сравнению с нашими меньше в 4 - 5 раз.

Самая большая купюра — 1 тысяча сум, что делает местную валюту неудобной в повседневном обращении. Например, я поменял три тысячи рублей, мне дали несколько пачек местных денег, которые пришлось прятать в сумку. Кстати, все местные жители ходят с мешками, где держат свои деньги. Я стоял в железнодорожную кассу и видел, как девушка покупала билет до Алма-Аты. Она достала большой полиэтиленовый пакет и стала раскладывать пачки денег. Во всех кассах у них стоят счетные машинки, потому что вручную сосчитать столько бумажек невозможно. В официальных местах расплачиваться можно только местной валютой, но на рынке, в чайхане, гостинице или в такси отлично идут российские рубли, а еще лучше — американские доллары — курс доллара несколько лучше, чем курс рубля. Если доллары перевести на рубли по нашему официальному курсу, то получается, что выгоднее платить в долларах. Хотя разница непринципиальная. Надо заметить еще, что официальный курс рубля и доллара в два раза меньше, чем на черном рынке. Поэтому все меняют на черном рынке. Впрочем, менял никто не гоняет.

90 процентов всего автопарка страны составляют Дэу Нексии и Шевроле Спарки, которые производятся в Узбекистане. Автомобили есть далеко не у всех. Конечно, уровень жизни в Бухаре или Самарканде ниже, чем в Казани. Про столицу Узбекистана — Ташкент — сказать не могу, так как не был там. Впрочем, трудно сравнивать по уровню жизни нас с узбеками. Как я уже отмечал, там другой образ жизни, и то обладание чем важно для нас — для них совершенно не имеет значения.

ОППОЗИЦИЯ? У НАС ЭТО НЕ ПРИНЯТО!

Пару раз затевал попутчиками разговор об их отношении к местной власти и президенту Исламу Каримову. Когда я их спрашивал, а есть ли какая-то оппозиция в Узбекистане, они меня сначала не понимали. — В смысле оппозиция? — Люди, которые выступают с альтернативными идеями... — Ну, мы, во всяком случае, таких не знаем. У нас вообще это не принято. Если ты выступаешь против власти, значит ты враг, и тебя закатают в асфальт.

В принципе, отношение к власти среди узбеков не так уж отличается от нашего — лишь бы нас не трогали, и лишь бы благосостояние населения росло. А то, что благосостояние жителей Узбекистана потихоньку растет, признавали все, с кем я общался. Их больше напрягают плохие отношения с соседями — с Таджикистаном (из-за доступа к водным ресурсам, да и вообще таджики считают Самарканд и Бухару своим историческим и культурным достоянием), с Киргизией (территориальные споры, которые эпизодически приводят к перестрелкам на границе и этнические чистки узбеков в Киргизии после свержения правительства Аскара Акаева). У Узбекистана непростые отношения и с Туркменистаном. Например, я, россиянин, могу без визы спокойно поехать из Узбекистана в Таджикистан, а узбеки не могут этого сделать — им нужно получить визу, три месяца обивая пороги консульства. Такая же история с Туркменией. Среди всего окружения у Узбекистана нормальные отношения только с Казахстаном.

ДЕЛО НЕ В МИГРАНТАХ

Вернувшись из Узбекистана, я поймал себя на мысли, что готов согласиться с позицией Владимира Путина о том, что не нужно вводить визы для жителей бывших советских республик. Мы не должны их отталкивать от себя. Эти люди привязаны к нам и ментально, и культурно. У нас всех общее прошлое, общая история, и это никуда не денется. Если мы будем отталкивать их от себя, то наше место быстро займут европейцы, американцы или китайцы. И не надо бояться приезда гастарбайтеров из Узбекистана. Они своим трудом зарабатывают у нас деньги, чтобы у себя на родине купить дом или обеспечить семью. У подавляющего большинства из них нет желания перебираться сюда навсегда — ведь это означает разрыв со своими многочисленными родственниками, а семья для них, напомню еще раз — это все. И, честно говоря, я не понимаю всей этой истерии по поводу преступности, которую связывают с наплывом мигрантов. Я думаю, дело не в мигрантах, а в том, что наши миграционные службы и правоохранительные органы отвратительно плохо делают свою работу. Вот и все.

Сергей Насекин

Фотографии предоставлены автором

Справка

Сергей Насекин — владелец и директор дизайн-студии «Айбат», старший преподаватель кафедры интерьера Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Преподаваемые дисциплины: шрифты и шрифтовые композиции, курсовое и дипломное проектирование.

В 1991 году закончил архитектурный факультет КИСИ по специальности «Архитектор-дизайнер». Во время обучения занимался научно-исследовательской работой. Проходил стажировку в «Баухаус» (Германия). Занимается научно-исследовательской работой. Сфера профессиональных интересов — графический и коммуникативный дизайн.

Меломан, диджей и коллекционер, владелец одной из самых больших и уникальных коллекций винила в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.11.2013 09:54

    Спасибо за материал! Очень интересно! У меня там бабушка жила, поэтому вме очень жизненно и в точку!)) Хочу поехать. Вы не попали на период сбора хлопка - вот реально незабываемое зрелище)

  • Анонимно
    9.11.2013 09:56

    отличный текст!

  • Анонимно
    9.11.2013 10:08

    Ташкент город хлебный а Узбекистан гостеприимный

  • Анонимно
    9.11.2013 10:13

    Интересный репортаж! В Барселоне я нашел в турагенстве только одно путешествие на территорию бывшего СССР,это был Узбекистан....Самарканд....Логично,не в Москву же ехать на Воробьевы горы,смотреть Лужники....У них самих стадион вмещает 110 000 человек....

  • Анонимно
    9.11.2013 10:16

    Так интересно! Спасибо.

  • ЧеКа
    9.11.2013 10:26

    Меня тоже в последнее время посещают мысли побывать в Узбекистане, в советское время пару раз бывал там туристом и понравилось. Думал что меня тянет туда совместное советское прошлое и туристические достопримечательности, а по автору во мне просто проснулся колонизатор - эва как)..

  • Анонимно
    9.11.2013 10:48

    Водку пьют ? А кто их научил?

  • Анонимно
    9.11.2013 10:57

    Браво..

  • Анонимно
    9.11.2013 11:00

    Спасибо. Легко читается.

  • Анонимно
    9.11.2013 11:05

    Ощущал себя колонистом. Но так и есть, а естественное дружелюбие узбеков воспринимается как почтение перед колонистом. Но думаю, еще несколько лет миграционной политики проводимой Россией по отношению к ним, начнется меняться и это дружелюбие. Как бы тут не поливали грязью Каримова, но именно его политика и создала отношение к русским в стране. Придет другой и сделает из русских врагов. Будет и другое отношение. Это, кстати, постепенно происходит в Азербайджане. Толпы вытесняемых из России мигрантов, которым еще по шее накостыляли тут, даст им понять, какое к ним отношение здесь. Эту карту там еще не разыграли.

  • Анонимно
    9.11.2013 11:10

    Спасибо Сергей за интересный рассказ!

  • Анонимно
    9.11.2013 11:19

    Готовый маршрут для поездки в Узбекистан.
    Хороший материал , как будто сам там побывал. Спасибо.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:02

    Огромное спасибо за подробный отчёт автору! Бухара, Самарканд, Хива... Мечтаю побывать там с тех пор, как увидела в далеком детстве, и пересматривала много раз наборы открыток, присланных учеником деду из Узбекистана. Статья добавили оптимизма относительно безопасности путешествия и отношения к россиянам.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:04

    Чей заказ? Хозяина старой бухары или узбекской общины Татарстана?

  • Анонимно
    9.11.2013 12:07

    Папа ездил в сентябре т.г., билет купили в мае через интернет на Узбекские авиалинии, вылет из Казани.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:10

    Каримов специально не дает исламу развиваться в своей стране - заставляет общепит продавать водку, настороженное отношение к правоверным (редко кто носит хиджаб поэтому). Но, видимо, без этого никак. Афганистан с талибами под боком. Вот он и перестраховывается

  • Анонимно
    9.11.2013 12:11

    Родственники живут там, сама в детстве там была пару раз, случилось так что муж сам родом оттуда, связь прочная!)))
    Много впечатлений осталось от поездок в детском возрасте, немного отличимые от впечатлений автора. Думаю надо поехать в зрелом возрасте, чтобы сравнить впечатления прошлого и настоящего Узбекистана.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:29

    А я вспоминаю середину 2000-х годов,когда мои родственники-татары,долгое время жившие в Фергане вынуждены были продав все там по дешевке,по сути все бросив,вернуться в Россию из-за притеснений,маленькой зарплаты нетитульной нации итд итп .Тяжело было... А теперь видите ли они туристов зазывают,едут работать в Россию,совершают преступления,давят наших людей.Гнать их всех обратно,пусть работают у себя.

    • Damir Nabi
      10.11.2013 01:06

      "из-за притеснений" ?А может вели себя как то "по колонизаторски" ? -- Если ведешь себя наоборот, то никто никому ни в чем не будет препятствовать.

      • Анонимно
        10.11.2013 09:42

        Всё правильно написано. в конце 90-х. начале 2000-х, не титульные национальности выгоняли и притесняли

      • Анонимно
        11.11.2013 10:01

        Бредятину не пиши,если не знаешь. Родственница там осталась после смерти мужа с 2детьми на руках и вынуждена была просто бежать оттуда.

  • Анонимно
    9.11.2013 13:43

    "Миграционные службы и правоохранительные органы отвратительно плохо делают свою работу". Так они вообще ее не делают! Их надо полностью в стране разгонять,(а большинство и сажать), затем через сито проверок, набирать новых.

  • Анонимно
    9.11.2013 14:29

    В последний раз был 4 года назад, действительно атмосфера абсолютно другая.И больше всего меня поражало, что:-вроде кругом водку продают, а пьяных на улице даже вечером не увидешь, включая просто быдло и хамов, как у нас-в самарканде не мог найти мусорного урна, чтобы упаковку от сока выкинуть, но улицы и дворы чистые-водительские права там на день рождение дарят, во всяком случае сомневаюсь, чтобы уровень требования был хотя бы как у нас, но за месяц пребывания в Узбекистане, так и не увидел ни одной аварии, хотя по плотности машин они не уступают.И таких примеров уйму.Может вот она та самая КУЛЬТУРА (пития, чистоты, вождения) которую мы пытаемся привить у себя?Кстати, Туркменистан и для нас закрыт, без визы туда нам не попасть.Ринат Акташ.

    • Анонимно
      11.11.2013 11:11

      Вдел я в Ташкенте и в Самарканде их "культуру" вождения - нет уж спасибо... Нам до них еще далеко, но идем в том же направлении

  • Анонимно
    9.11.2013 15:55

    Год образования Нукуса 1860 год, а столицей стал Нукус в 1930 году.

  • Анонимно
    9.11.2013 18:26

    Вы чувствовали себя англичанином.То есть вы приехали к туземцам.Но они гораздо мудрее,потому-что семья и соседи дороже вещизма

  • Анонимно
    9.11.2013 20:23

    Спасибо за статью. Узбекистан- это сказка, горы не хуже чем в Швецарии, фрукты вкуснее чем в Тайланде, солнце, вода

  • Анонимно
    9.11.2013 20:35

    Сергей, а во сколько обошлось путешествие, без водки?

  • Анонимно
    9.11.2013 22:06

    Молодец, сергей

  • Анонимно
    10.11.2013 02:21

    Я спрашиваю Серега кто их научил водку пить?

  • Анонимно
    10.11.2013 11:40

    ответы на вопросы- водку наверное мы научили пить, кто еще?, но она ко двору пришлась, это точно.- про визы в Туркменестан, все правильно эта страна единственная в мире у которой визовый режим со всеми странами мира, в тексте ошибка, но попасть туда хочется- стоимость поездки, самое дорогое это билеты на самолет 24 000 туда обратно, неадекватно дорого, но если покупать сильно заранее говорят можно уложиться в 18 000- 17 000, все остальное оч не дорого и зависит от вашего бюджета, переночевать с завтраком можно за 200 р и за 2000 р, еще заметные траты - аренда машины на сутки для поездки по хорезмским крепостям и Нукус - 100 баксов, но можно и за 80 - если на 3-4рых то тоже нормально

    • Анонимно
      15.03.2014 22:48

      Музей в Нукусе, то есть Краеведческий Государственный музей имени И.В.Савицского занимает второе место в мире по значимости богатства русского авангардизма после Третьяковской галереи.

  • Анонимно
    10.11.2013 12:26

    Надо развивать туризм в бывшие страны СССР!

  • Анонимно
    10.11.2013 16:23

    "Добренькая" статья, и весьма обзорно-поверхностная.Восток дело тонкое!Одно дело в гости съездить, а другое жить...

    • Анонимно
      10.11.2013 19:17

      Общался с татарином,родившемся и выросшим в узбекистане и уехавшим оттуда в Казань навсегда,говорит даже татарам там жить невыносимо и очень плохо.С местными общего языка нет,вражда.Статейка явно заказная\приторно-сладенькая\на самом деле,похоже все там наоборот.Если там Рай,чистота,трезвость,наркоманов нет,в паранджах не ходят,бородачей нет-покой и порядок,почему ,местные изгнав бледнолицых теперь толпами и сами бегут оттуда к нам? М\быть Вот она,истина и правда??? Кто прав? Не мне судить.

  • Анонимно
    10.11.2013 23:24

    Сам там не бывал, а заявляет "статейка явно заказная". Со слов татарина. Татары тоже разные бывают. Я сам лично бывал в Узбекстане в конце 70-х, видел все что описано. Но я еще бывал в кишлаках. В одном кишлаке мне мне показали (может с намеком) местную достопримечательность - единственного алкаша. И он, к большому моему стыду, был татарином. Большинство творческой интеллигенции - татар остались в Узбекстане.В кишлаках большинство узбеков были действительно наивны и гостеприемны как туземцы. Если ты зашел в калитку, то тебя уже ведут за стол, совершенно незная кто ты. Если отказываешься, обижаются, говорят, наверно, брезгуешь.А по поводу кто кого научил пить. Пить никто никого не учит, каждый спивается сам, потом винит других. А хмельные напитки во всем мире, в том числе в Средней Азии, были с древних времен. По моему мнению, плов очень хорошая закуска, т.к. жир и спирт вв какой-то степени друг друга нейтрализут.И едут они сюда, из райского климата в холодную Россию не от хорошей жизни. Это их трагедия. Но не надо забывать узбеки тоже бывают разные.

  • Анонимно
    11.11.2013 08:55

    Предубеждения создают политики,а по их догмам работают росс.журналисты.В погоде за рейтингов делают обычный мусор для эфира.Вместо того,чтобы "кошмарить" про узбеков в России лучше бы открыли книги и почитали про нашу культуру,посмотрите фильм "Ты не сирота"-одного фильма будет достаточно,чтобы понять-мы не монстры.Глупо думать,что узбеки и таджики-это одна группа.В сущности, в селах России-уровень образования и культуры не выше чем в кишлаке каком-то.В России еще хуже бардак,на всех уровнях. К этой статье можно написать массу всего еще....

  • Анонимно
    11.11.2013 09:20

    хорошая статья

  • Анонимно
    11.11.2013 11:27

    Для меня в статье ничего нового! Могу добавить только, что доброжелательность, гостеприимство, уважительность к другому, тем более незнакомому - у узбеков в крови. И не потому, что они наивны, так заложено в их культуре, образовании, воспитании и образе жизни. Вообщем, они - такие. У нас прежде было почти так же как у них сейчас. Но телевидение, позабывшее Толстого, Чехова, классический театр, хорошую музыку, добрые сказки, и заменившее все это на дешевые шоу, пестроту красок, бессвязные дилоги, и на беспробудный секс, изменили нас. А государство, втягивающее нас в глобализм при голой заднице, способствовало потере в нас чувства уважения к себе. В заключение у нас забыли о необходимости воспитания культуры - основы всего. Вот и вопрос: кто из нас где оказался. Пожелаем узбекам оставаться им как можно дольше в рамках их добрых традиций.

  • Анонимно
    11.11.2013 20:31

    Sergey,ya ochen blagodaryu za vashi obektivnie sujdenie ob Uzbekistan,da mi takie,priezjayte vgosti,hudojnik iz Buhari,budem radi gostyam!!!

  • Анонимно
    13.11.2013 23:21

    Спасибо большое, очень хорошо Вы все описали. Да, в Узбекистане, конечно есть и преступность и алкаши, живые, нормальные люди со всеми недостатками, присущими современной цивилизации. Но автор не политическую статью писал, а свои личные впечатления, и написал объективно. Еще раз спасибо.

  • Анонимно
    19.11.2013 20:45

    Спасибо большое Сергей!Я очень тронута,тронута до слез!Выросла я в Ташкенте,а в Казань переехала 3 года назад,люблю и буду любить свою Родину всегда.В Казани среди местного населления так и не нашла друзей,подруг из-за разности менталитета,воспитания и взглядов на жизнь! Казанские только пока в приятелях. Общаюсь близко только с соотечественниками.Спасибо за теплые воспоминания,за душевную статью.Татарка ташкентского происхождения.

  • Анонимно
    10.03.2014 15:30

    Спасибо Вам Сергей!

  • Анонимно
    13.07.2016 16:44

    БАРИН- НАСЕКИН ПОСЕТИЛ НЕ БЫВШИХ ТУЗЕМЦЕВ КОЛОНИИ- А ЦЕНИТЕЛЕЙ ТУГОГО КОШЕЛЬКА- ОН НИКТО ДЛЯ НИХ- ЕСЛИ БУДЕТ БЕДНЫМ- ТАКИХ МНОГО.
    ДАРИ ВСЕМ ПО 5 ДОЛЛ.И ТЫ- КОРОЛЬ
    БУДЬ ХОТЬ ТРАМПОМ,НО ЖАДЮГОЙ- НА ТЕБЯ 0 ВНИМАНИЯ В ЭТОЙ СТРАНЕ

  • Анонимно
    16.09.2017 14:28

    Лучше самим приехать и узнать про Узбекистан

  • Анонимно
    3.12.2017 04:47

    Был в Ташкенте, садишься в такси, таксист элоровается на узбекском, услышав в ответ приветствие на русском, сразу переходит на русский. И таксисты говорят, что в Россию еду гастарбайтеры из кишлаков, т.к. там нет работы, которые практически не говорят по-русски. В целом, узбеки гостеприимный народ. А как надо торговаться на рынках, это отдельная история!

    • Анонимно
      17.06.2018 12:00

      Сложно сказать. Есть два поколения: те, кто вырос в СССР и первое десятилетие после его распада: для этих русский второй родной. И дети 2000-х Вот тут атас. Ташкентские ещё говорят через пень-колоду, в других городах - плохо. Это уже другая культура, как ни печально. Я узбекский не осилил. И честно говоря уже жалею. Там так тепло, фруктов много)))

  • Анонимно
    17.06.2018 11:58

    По поводу религии - в точку. Не смотря на моду на исламизацию, сегодня в Ташкенте ортодоксальных мусульман меньше чем в Казани. Современную узбечку запихнуть в мусульманскую одежду по-моему опасно для мужского здоровья)) Но для русских там сложно. Надо принять как факт: хочешь жить в Узбекистане, учи узбекский. Нет: никто насильно не держит.. Я уехал, потому что не смог адаптироваться. Но уже который год в Казани страдаю от круглогодичного холода. Думаю перебраться южнее.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль