Общество 
15.11.2013

Нижнекамские шинники забуксовали на падающем авторынке

Согласно опубликованной на днях финансовой отчетности ОАО «Нижнекамскшина», выручка подконтрольного «Татнефти» завода снизилась на 7,4% — с 13,22 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 12,24 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года.

Очевидно, это обусловлено падением спроса в РФ на новые автомобили. Согласно отчету комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России упали по итогам января-сентября на 7% — до 2,47 млн. машин. Ситуация усугубляется тем, что значительная часть продукции «Нижнекамскшины» идет на первичную комплектацию Lada, а у этого бренда динамика слабее рынка в среднем. По итогам 9 месяцев 2013 года продажи автомобилей Lada упали на 14% — до 343,4 тыс. штук.

1.jpg

Еще хуже дела обстоят на рынке грузовиков. Объем реализации грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн по итогам 9 месяцев 2013 года составил 57,3 тыс. штук, что на 33,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

РЕКОРДНО ДЕШЕВЫЙ КАУЧУК

Однако далеко не все так печально, если взглянуть на основные издержки завода. Себестоимость «Нижнекамскшины» упала на 9,2% — до 11,17 млрд. рублей. Мы наблюдаем хороший контроль и опережающее сокращение «костов». В чем причина? Напомним, что весной текущего года цены на натуральный каучук достигла рекордно низкого уровня — $2,50 за килограмм, что на 30% ниже в сравнении с ценами 2012 года. Что касается сырья для синтетического каучука, то нефть в интересующем нас периоде была дешевле. Средняя цена российской нефти марки Urals в январе-сентябре 2013 года составила $107,73 за баррель, что на 3% ниже в сравнении с $111,02 за баррель за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, благоприятная ситуация на рынке сырья помогла «Нижнекамскшине» увеличить валовую прибыль на 16,8% — с 0,922 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 1,077 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года.

Несмотря на спад оборота, управленческие расходы завода выросли на 9,3% до 601 млн. рублей. Это не помешало нарастить операционную прибыль на 28% — с 372 млн. рублей за три квартала 2012 года до 476 за три квартала 2013 года.

Безимени-1.jpg

Отметим, что ближайшая перспектива с издержками выглядит менее благоприятной. Уже во второй половине года наметилась тенденция к повышению цен на натуральный каучук. В сентябре фьючерсы выросли до трехмесячного максимума в связи с восстановлением в Китае спроса на каучук для производства шин. Согласно Bloomberg, на Токийской товарной бирже цена на январские поставки каучука выросла на 3,2%, до 2,13 евро ($2,82) за килограмм. С учетом роста цен на нефть, вызванного напряженностью на Ближнем Востоке, неважно, идет ли речь о ценах на натуральный или на синтетический каучук, в итоге произойдет увеличение расходов на сырье для изготовителей шин.

ЗАНЯТЬ, ДА ПОБОЛЬШЕ

Как ни удивительно, но при снижении оборотов долговая нагрузка завода выросла. Долгосрочные и краткосрочные займы потяжелели на 23,5% — с 2,55 млрд. рублей на 1 октября 2012 года до 3,15 млрд. рублей на 1 октября 2013 года. Кредиторская задолженность увеличилась на 7,2% до 3,51 млрд. рублей. На обслуживание займов пришлось направить 57,3 млн. рублей, что весьма скромно с учетом размера долга. Но в прошлом году на эти цели было потрачено и того меньше: символические 0,2 млн. рублей.

Отчасти объяснением такой картины может стать именно дата отражения сумм — 1 октября. То есть «Нижнекамскшине» понадобились дополнительные средства для работы в четвертом квартале. Тем более ситуация с сырьем осенью сложилась уже не такая благоприятная, как в первой половине года.

3.jpg

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЧИХ РАСХОДОВ

Заметим, что финансовая картина улучшилась на этапе прочих статей. Отрицательное сальдо прочих доходов и расходов сократилось на 15,8% — с 330 млн. рублей за три квартала 2012 года до 278 млн. рублей за три квартала 2013 года. Главный фактор улучшения баланса — падение расходов, связанных с реализацией имущества, на 365 млн. рублей. Интересно, что платежи за аренду земли, включенные в прочие расходы, выросли на 20,3% до 97,3 млн. рублей по итогам трех кварталов 2013 года.

В итоге за счет опережающего сокращения основных издержек и экономии на расходах по реализации имущества «Нижнекамскшина» увеличила чистую прибыль в 16,1 раза — с 5 млн. рублей за 9 месяцев 2012 года до 80,3 млн. рублей за 9 месяцев 2013 года.

ШИННЫЙ РЫНОК — НЕ ТИХАЯ ГАВАНЬ

Финансовое состояние «Нижнекамскшины» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Олег Абелев — начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-траст»:

— Выручка снижалась медленнее, чем затраты, это объясняется эффектом лага, то есть запоздалой реакцией финансовых результатов на производство. Причины замедления производства в целом понятны — это замедление экономического развития в России в целом в первом полугодии 2013 года. В годовом выражении ВВП — 1,4 процента, если брать полгода. Инвестиционная активность падает, промпроизводство стагнирует, чистый экспорт снижается. Естественно, что шинный рынок — не тихая гавань и реагирует на эти процессы, как и любой другой рынок.

Если мы возьмем итоги, скажем, первого полугодия, российский шинный рынок имел емкость около 31 миллиона штук. А если взять первое полугодие 2012 года, это порядка 35 миллионов штук шин. Плюс складские остатки: раз покупательский спрос падает, затовариваются склады, и «Нижнекамскшина» тут не исключение. Получается, что объем производства снизился, но часть произведенных шин удалось реализовать, часть — не удалось, и продукция остается на складе. Поэтому сначала у нас падает производство, потом начинается снижение выручки.

В целом состояние шинного рынка в России следущее. Основной лидер — шинная группа «Татнефть», контролирующая 18 - 19 процентов. Далее идет финская Nokia — 12 процентов, в спину ей дышит Cordiant — 11 процентов. Это «тройка». В нее активно рвется южнокорейская группа Kumho — в особенности с введением в строй мощностей «Северсталь-Авто», нынешнего Sollers, по сборке корейских внедорожников, и соответственно, в ОЭЗ «Алабуге». Еще ниже Bridgestone и Continental, эти бренды занимают порядка 3 - 4 процентов. Вот такой расклад рынка сейчас. Шинная группа «Татнефть» — лидер не только по итогам 2012 года, но и по итогам 2013 года. За 9 месяцев данных пока нет.

Будет ли расти спрос, или он будет сокращаться? Думаю, очевидно — он будет стагнировать. Снижение таможенных пошлин в связи с вступлением в ВТО — а в 2017 году они полностью обнуляются — отразится на рынке. Вырастет импорт прежде всего из стран Юго-Восточной Азии, и это даст той же Kumho возможность потеснить Nokia и Cordiant. Снижение пошлин приведет и к снижению цены на продукцию, и к потере доли «Татнефти» на шинном рынке. Плюс не стоит забывать, что должно запуститься производство на калужской площадке Continental в 2014 году, строится завод Bridgestone, должны выйти на максимальную загрузку мощности.

В перспективе мы увидим снижение рынка, но затем он будет отрастать на 2 - 4 процента в год. Однако не за счет массового сегмента рынка, который обслуживает сектор легковых машин, а, скорее, за счет специализированного — грузовые автомобили, специализированные машины и так далее.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Что касается снижения себестоимости, то возможно, что компании удалось изыскать дополнительные резервы и за счет этого снизить ее. В частности, это может объясняться оптимизацией закупочной деятельности, улучшением оргструктуры, проведением политики энергосбережения и повышения энергоэффективности, увеличением производительности труда.

Несмотря на стагнацию в экономике, ситуация в российской нефтехимии остается хорошей. Так, по данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «производство резиновых шин, покрышек и камер» в январе-сентябре 2013 года составил 102,6 процента по сравнению с АППГ. То есть в стране можно наблюдать устойчивый спрос на шины, покрышки и камеры. Причем это происходит в условиях, когда продажи автомобилей в стране снижаются. Такое несоответствие объясняется, в частности, тем, что помимо первичного рынка есть еще и рынок вторичный, который по своим размерам ничуть не уступает первичному рынку и стимулирует производителей увеличивать выпуск продукции. Поэтому если давать прогноз, то не исключено, что в оставшееся до конца года время ситуация кардинально не изменится, шин, покрышек и камер по итогам 2013 года будет произведено больше, чем в 2012 году, превышение может составить 3 - 5 процентов. Учитывая, что вопрос надежности шин — это вопрос жизни и здоровья всех участников дорожного движения вне зависимости от того, едут ли они на машине эконом-класса или на машине премиум-сегмента, все сегменты будут расти примерно одинаково, вопрос лишь в том, что размеры этих сегментов различны, и шин, покрышек и камер эконом-класса будет выпускаться в разы больше, чем шин, покрышек и камер премиум-класса, только и всего.

Александр Кудряшов — аналитик компании BusinesStat:

— Основные издержки «Нижнекамскшины» сокращаются вследствие того, что в 2012 - 2013 годах отмечалась тенденция снижения цены на каучук в мире. Подобная ситуация наблюдалась по всей отрасли производства резиновых шин и покрышек в РФ.

Анна Даутова — генеральный директор компании INVENTRA:

— Опережающее сокращение основных издержек действительно в первую очередь обусловлено значительным снижением стоимости сырья. Производители и поставщики каучуков в течение двух лет значительно снижали стоимость своих продуктов после пика цен на натуральный каучук в 2011-м году.
Шинный рынок по итогам первого полугодия показал незначительный прирост по показателям производствам, в основном за счет локализованных производителей, сильно приросли Pirelli на двух своих российских заводах, некогда принадлежавших Amtel.
Лидером пока остаются шинники "Татнефти", однако Nokian имеет крайне активную политику, которая уже в 2013-м году позволила сместить на позицию ниже второго крупного изначально российского шинника — Cordiant («Сибур - русские шины»). Учитывая сильную привязку нижнекамских шин к модели Lada, их объемы будут сохраняться на этом же уровне, а вот прирост рынка если и будет, то за счет локализованных секторов, которые постепенно будут вытеснять или пытаться выкупать оставшихся российских производителей.

4.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.11.2013 08:33

    не забывайте еще и том, что те, кто хоть раз одевал импортную резину, уже никогда не купят нашу. безопасность все таки важнее

    • Анонимно
      15.11.2013 09:26

      "импортных" шин в России практически нет.

      • Анонимно
        15.11.2013 12:28

        вы хотите сказать, что та же nokian, произведенная во всеволожске, по безопасности такая же как кама?

      • Анонимно
        18.11.2013 15:51

        Вы ошибаетесь. Пройдите не по автобазару, а по специализированным магазинам и найдете там.Я лично забыл про отечественную резину, продав последнюю 9-ку в 2004 году, на который отечественая резина (если быть совсем точным и объективным - Ярославская)зимняя пришла в негодность за 1 сезон... окривела, пошла грыжами, про вылетевшие на 70 % шипы я уже не говорю. Сейчас "импорт" (разумеется оригинальный) отхаживает до 4 зим легко и с удовольствием в последующем используется следующим хозяином авто...

  • Анонимно
    15.11.2013 09:35

    Согласен не только импортных шин ничего импортного товара нет. Китайская подделки под бренды фирм. Китай я за импортера не считаю это хлам. Нижнекамскшина - хорошая и качественная шина.

    • Анонимно
      15.11.2013 10:41

      Согласен. Кама Евро нормальная шина, что зима, что лето. Летнюю Кама Евро в этом году наблюдал у очень многих иномарок, протектор этих шин ни с кем не спутаешь, когда стоишь в пробке или на светофоре. Так что Кама Евро покупают не только водители ВАЗов (таких вообще полно, но и водители иномарок). Реально нормальные шины.

      • Анонимно
        15.11.2013 11:54

        Кама евро 129 как раз и спутаешь протектор как на континентале, тем более партнер у нкш континенталь.

  • Анонимно
    15.11.2013 09:58

    Уберите коррупционную составляющую и ...% часть рынка за "Нижнекамскшина". Отечественному авто отечественную резину. Будьте патриотами хотя бы как французы.

  • Анонимно
    15.11.2013 10:16

    Одели на КамАЗ "китайку" и машину не узнать. Вроде КамАЗ не новый но едет мягко,не трясёт. Давно пора продать нижнекамский завод т.к. никакого развития нет,а продукцию лобируют власти в ожидании налогов но каждый раз то кризис,то китайцы виноваты,то потребитель капризный вообщем вечно кто то виноват что руководство завода не работает.

    • Анонимно
      15.11.2013 12:01

      А я бы сказал наоборот одели в китайку резина жестче и тронуться на скользкой дороге тяжело. Ресурс не испытывали.

  • Анонимно
    15.11.2013 10:36

    Видно ухудшение ситуации и прогнозы не особо положительные, походу надо налаживать производство под какой нибудь известной мировой маркой и их технологиям. Какой нибудь Мишлен или Кумхо. Иначе и дальше все будет падать.

  • Анонимно
    15.11.2013 12:08

    Почему плохо берут наша резину. Потому что состав ее сделан всезонным. Наша резина помягче быстрее стирается к 40 тысячям км, а импортная ходят по 60-100 т.км. Но на ихней летней практически не тронешся зимой буксует, а наша потихоньку идет.

    • Анонимно
      15.11.2013 14:33

      Отмечу еще что наша резина отлично ездит по бездорожью и проселочным дорогам - рисунок протектора у нее почти как у внедорожников. А соответственно на асфальте такой рисунок протектора уступает иностранным брендам по свойствам. Зато со всякими нокианами и прочими разрекламированными и хорошими шинами на асфальте, совершенно некомфортно выезжать на рыбалку, за грибами и вообще в деревню ездить. От грязи резина как лысая становится.Так что и у нашей резины есть свои неоспоримые плюсы, из которых проистекают ее минусы.

  • Анонимно
    15.11.2013 12:47

    Поставил на джип 2года назад Нокиан-7 шипованную. До этого ездил на всяких Амтелах,Нордах итд.Я больше никогда в жизни ничего кроме Нокиан брать не будут. Безопасность превыше всего.

    • Анонимно
      15.11.2013 13:09

      Амтел худшние шины по моим наблюдениям.

      • Анонимно
        15.11.2013 13:27

        да не,так то они себя хорошо показали,5лет откатали без проблем,но только они очень шумящие и тяжелые.

        • Анонимно
          15.11.2013 16:42

          В том то и дело, что очень шумные. Стоят на Шевроле Лачетти, машина с неплохой шумоизоляцией на своих летних шинах очень комфортно, но как зима, я с Амтелом пересаживаюсь как будто на самолет АН-24. Шум ужасный и гул. Жду когда износятся наконец, чтобы поменять на Каму Евро, но ничего с ними не происходит, т.к. они дубовые. Только на телегу ставить.

    • Анонимно
      15.11.2013 14:29

      А я Нокиану предпочитаю Мишлен, при те же сцепных качествах, комфорту больше, шума меньше.

      • Анонимно
        18.11.2013 16:21

        нокиан как минимум несколько лет завоевывала статус лучшей резины в мире, а бриджстоун проигрывает той же пирелли

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль