Общество 
20.11.2013

Николай Никифоров отдает «Ростелекому» обслуживание «тревожной кнопки», запущенной в Татарстане четыре года назад

ЭКСТРЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

Сегодня в казанском IT-парке ожидается мероприятие по госприемке работ по системе 112 в Татарстане. Речь идет о заверешении работ по системе 112, которая в пилотном режиме работает в Татарстане (а также в Курской области), после чего традиционно проходит проверка госкомиссией. Мероприятие должно было пройти на прошлой неделе, и в Казани ждали Владимира Пучковаминистра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова.Однако накануне приезда двух высоких гостей в МЧС по РТ СМИ сообщили, что мероприятие переносится примерно на неделю. Вчера днем руководитель пресс-службы МЧС по РТ Андрей Родыгин сообщил «БИЗНЕС Online», что присутствие сегодня Никифорова под вопросом, а вместо Пучкова в Казань приедет начальник управления информационных технологий и связи МЧС РФ Сергей Власов. По словам Родыгина, такая же госприемка работ в Курской области состоится в декабре.

Что интересно, «Ростелеком» в конце октября выиграл конкурс на разработку системы вызова экстренных служб 112 для регионов. Как сообщало в конце октября минкомсвязи РФ, оператор имеет право на заключение госконтракта на разработку проектов системы 112 для 10 регионов России: Астраханской, Калининградской, Калужской, Московской, Новосибирской, Орловской и Тульской областях, а также в республиках Коми, Татарстан и городе Санкт-Петербург. Исполнитель по условиям конкурса должен будет наладить взаимодействие сетей электросвязи общего пользования операторов связи с системой 112 в указанных регионах. Срок окончания работ запланирован на 12 декабря 2013 года. По плану российского министерства связи, до конца 2017 года она будет запущена во всех регионах России.

Некоторую пикантность этому тендеру добавляет то, что в настоящее время система 112 уже работает в Курской области и Татарстане. Причем в нашей республике она функционирует с 2009 года на базе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112». Республика вела запуск системы силами специалистов ЦИТ РТ, татарстанского МЧС (организация работы дежурно-диспетчерской службы), МВД и минздрава.

Российский аналог американской 911 — система 112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб (01, 02, 03, 04, антитеррор) по единому короткому номеру. Система 112 должна решать следующие основные задачи: прием оператором по номеру 112 вызовов (сообщений о происшествиях) и передача информации в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования; анализ поступающей информации о происшествиях; формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях).

160 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА 4 ГОДА

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в минсвязи РТ, запуск системы 112 в муниципальных районах Татарстана был завершен 17 октября 2013 года, и все звонки на единый номер экстренных оперативных служб 112 обрабатываются в едином центре обработки вызовов.

«На настоящий момент к системе 112 подключены 187 дежурно-диспетчерских служб, в которых установлены автоматизированные рабочие места «ГЛОНАСС+112», позволяющие осуществлять прием и обработку карточек происшествий посредством системы 112. Обучены порядка 720 сотрудников МЧС, МВД и минздрава работе в системе 112 на базе ЕГИС «ГЛОНАСС+112» (см. справку), — говорится в ответе пресс-службы минсвязи РТ. — В текущем году планируется проведение государственных приемочных испытаний для запуска системы 112 в промышленную эксплуатацию».

Финансирование создания и развития системы 112 осуществляется из бюджета республики. Общая сумма затрат с 2009 года составляет 160 млн. рублей. Функции оператора возложены на ЦИТ РТ, а МЧС по РТ обеспечивает организацию работы в круглосуточном режиме дежурно-диспетчерской службы. На этом фоне становится непонятной роль «Ростелекома», который станет разработчиком национальной службы 112.

СЕРВИСЫ ОПЕРАТОРА В ТАТАРСТАНЕ И РОССИИ

Как пояснили нашему изданию в «Ростелекоме», он будет в Татарстане вести предпроектные исследования уже действующей системы. «Ростелеком» стал победителем конкурса министерства связи и массовых коммуникаций РФ на право заключения госконтракта на разработку проектов телекоммуникационной подсистемы системы 112. Эти проекты будут реализованы в 10 регионах России, в том числе в Республике Татарстан. В рамках этого контракта «Ростелеком» обеспечивает проведение предпроектного обследования сетей связи в субъектах Российской Федерации, а также разработку системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы 112. Эти проекты впоследствии станут руководящими документами при взаимодействии сетей связи общего пользования операторов связи, включая «Ростелеком», с прочими подсистемами и элементами системы 112 в 10 пилотных регионах», — сообщили нашему изданию в пресс-службе оператора.

Отметим, что систему 112 «Ростелеком» реализует и в других регионах, но там она называется О7.112 (О7 — национальная облачная платформа). «Сервис О7.112, реализуемый компанией «Ростелеком», предназначен для оптимизации работы экстренных оперативных служб. Сервис позволяет автоматизировать процесс обработки экстренных вызовов, сократить время реагирования на них и разгрузить ведомственные службы от ложных и справочных вызовов. Сервис автоматизирует работу регионального центра обработки вызовов, единой дежурно-диспетчерской службы и дежурно-диспетчерской службы экстренных оперативных служб муниципальных образований», — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Ростелекома».

К функциям сервиса относятся прием и обработка сообщений, координация управления силами и средствами реагирования (все входящие и исходящие звонки документируются), межведомственная координация, мониторинг и профилактика.

В компании не сообщили, будут ли дополнительно вкладываться средства в создание подсистем системы 112.

ИСТОРИЯ 112

Напомним предысторию реализации проекта по созданию системы в России. В ноябре 2011 года правительство РФ приняло постановление №958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Выбор номера не стал неожиданностью. Во-первых, три знака — вышеупомянутое требование мобильной связи. Во-вторых, в Европе комбинация 112 достаточно давно закреплена за диспетчерскими службами. Постановление предписывает создание автоматизированной информационно-управляющей системы, единой для всех регионов РФ. При этом выбор модели реализации системы и подрядчика возлагается на власти субъектов федерации и местные отделения МЧС.

В марте 2013 года правительство России утвердило ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на 2013 - 2017 годы». Общий объем финансирования программы в 2013 - 2017 годах составит 40,4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета на ее реализацию будет направлено 22,9 млрд. рублей. Федеральными заказчиками ФЦП стали МЧС, минкомсвязи, МВД, минздрав и ФСБ, писал digit.ru. Среди работ, которые должно будет провести МЧС, значатся разработка научно-методических документов, требований и регламентов, создание информационно-технической инфраструктуры системы.

Бюджет МЧС в рамках ФЦП составит 16,68 млрд. рублей, минздрава — 2,75 млрд. рублей, минкомсвязи — 1,8 млрд. рублей, МВД — 1,64 млрд. рублей, ФСБ — около 40 млн. рублей. В 2013 году предусматривается внедрение системы 112 в трех субъектах России, в 2014 году — в шести, в 2015 году — в двух, в 2016 году — еще в пяти. Наконец, в 2017 году система должна покрыть 67 оставшихся регионов.

Так, в этом году средства получат республики Татарстан и Коми, Санкт-Петербург, а также Астраханская, Калужская, Курская, Московская, Новосибирская и Тульская области.

Распределение субсидий на систему 112.

Наименование субъекта

Размер субсидии (млн. рублей)

Республика Коми

71,494

Республика Татарстан

137,939

Астраханская область

78,293

Калужская область

72,899

Курская область

39,358

Московская область

144,373

Новосибирская область

138,076

Тульская область

106,88

г. Санкт-Петербург

146,188

Всего

935,5

И, наконец, в октябре этого года минкомсвязи РФ подвело итоги конкурса на право заключения госконтракта по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы 112 для 10 регионов России.

Ранее министерство предлагало наделить статусами «единственный исполнитель» ФГУП НИИ «Восход» (см. справку) и Почту России (такой статус позволяет госзаказчику заключать контракты без проведения конкурсов), сообщает портал corp.cnews.ru. Подразумевалось, что «Восход» будет заниматься развитием и эксплуатацией технической инфраструктуры и программного обеспечения, а Почта России станет оператором единого портала госуслуг. Одним из основных аргументов в пользу этого решения было то, что «Ростелеком» планируется приватизировать, вследствие чего государство перестанет быть контролирующим акционером оператора, а доверить инфраструктуру электронного правительства частной компании неправильно. В мае эта инициатива была поддержана президентом Владимиром Путиным.

«НУЖНО ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ НОМЕР»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения экспертов о запуске системы 112.

Тимур Нигматуллин — аналитик «Инвесткафе»:

— На мой взгляд, система телефонных номеров экстренной службы является важным проектом, направленным на оказание помощи населению России. В целом перед введением в России система доказала свою эффективность в Европе (112 — единый номер экстренной помощи во всех странах ЕС). Если говорить о нашей стране, то наиболее эффективно система будет работать только после полного внедрения во всех регионах, так как подразумевает тесное взаимодействие всех служб с зоной ответственности, поделенной по административному и территориальному признаку.

Затраты в 160 миллионов рублей выглядят обоснованно. Система 112 состоит из множества компонентов (хранение и обработка большого объема данных, мониторинг, диспетчеризация и так далее), которые требуют значительных средств для разработки и внедрения.

Выбор исполнителем «Ростелекома» был ожидаемым событием. Компания является крупнейшим игроком рынка B2B и B2G в РФ, занимая на нем в совокупности более 51 процента со 122 миллиардами рублей выручки в 2012 году. Поскольку проект 112 имеет федеральное значение, не вызывает удивление выбор для его реализации наиболее крупного игрока рынка.

Руслан Якупов — коммерческий директор ЗАО «Такснет-Сервис»:

— Система 112 в России нужна, региональная служба 112 в субъектах также необходима. Единый номер не позволит гражданам растеряться в чрезвычайной ситуации, специалисты службы 112 оперативно зафиксируют вызов и по ситуации вызовут необходимые спецслужбы, будь то сотрудники полиции, ГИБДД, и тут же среагирует медицинская помощь и пожарные. Надеюсь, что вскоре инициатива на законодательном и техническом уровне позволит экстренным службам определять местонахождение исходящего звонка.

Подобные нашей системе 112 аналоги есть в мире. Все детишки, к примеру, знают службу спасения 911, но, к сожалению, еще не все наши жители знакомы со службой 112. А это тот номер, который должен популяризироваться на телевидении, билбордах, в школах. Поскольку мы перешли на мобильные телефоны, и у каждого сотового оператора есть свои номера экстренного вызова, 112 также можно набрать с мобильного телефона и при нулевом балансе.

Если судить о сумме затрат с 2009 года, то считаю, что более 3 миллионов рублей в месяц для масштабов республики — небольшая цифра. Единственна проблема, с которой я сталкивался при вызове 112, это долгое ожидание ответа, а в экстренной ситуации важна каждая секунда.

«Ростелеком» — это национальная телекоммуникационная компания, у которой есть ресурсы для реализации системы 112. Как гражданину мне бы хотелось, чтобы использовался накопленный опыт Татарстана в реализации данного проекта.

Справка

ЕГИС «ГЛОНАСС+112» — комплексное решение, позволяющее объединить в единую информационную систему работу всех экстренных оперативных служб РТ. Система предназначена для координации действий служб экстренного реагирования при ДТП или чрезвычайных ситуациях на территории РТ.

В рамках единой межведомственной информационной среды она обеспечивает мониторинг сил и средств с использованием единой картографической базы, автоматизированную обработку телефонных звонков от пострадавших и маршрутизацию таких звонков между подразделениями различных оперативных служб, заведение и обработку единой учетной карточки происшествия для всех оперативных служб, принимающих участие в работе по ликвидации последствий происшествия.

«Ростелеком» крупнейшая в России телекоммуникационная группа, предоставляющая услуги во всех сегментах отраслевого рынка на всей территории страны. Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 9 млн., а платного ТV «Ростелекома» — более 6 млн. пользователей. «Ростелеком» — крупный оператор мобильной связи, активно развивающий беспроводные сети нового поколения. В настоящее время количество абонентов мобильной связи компании составляет более 13 млн. человек.

Государству принадлежит 53% акций «Ростелекома». «Ростелеком» — крупнейший поставщик услуг для госзаказчиков. Компания обладает 500 тыс. км собственных магистральных сетей. Протяженность местных сетей связи — свыше 2,6 млн. километров. У компании есть 8 коммерческих дата-центров площадью 1,2 тыс. кв. метров. Консолидированная выручка за 2011 год — 296 млрд. рублей. Чистая прибыль в 2011 году по МСФО — 46,1 млрд. рублей.

НИИ «Восход» более 37 лет назад НИИ автоматической аппаратуры (НИИ АА), занимавшее самые передовые позиции в области применения вычислительной техники, получил государственный заказ от управления делами совмина СССР на разработку системы управления народным хозяйством как в мирное время, так и в кризисных ситуациях. 23 ноября 1972 года приказом министра был создан филиал НИИ АА, переименованный позднее в НИИ «Восход».

Основной расцвет деятельности института начался с 2004 года. Связано это с тем, что руководством была разработана программа перехода на новую структуру управления. Удалось сохранить основной костяк профессионалов, а в институте увеличился приток молодых научных специалистов — выпускников базовой кафедры МИРЭА. По сравнению с предыдущим периодом штат сотрудников увеличился в разы. Был открыт ряд новых направлений деятельности, которыми ранее институт не занимался. Значительно расширился круг заказчиков. Среди них министерство образования, министерство экономического развития и торговли, министерство природных ресурсов, ФМС, судебный департамент при Верховном суде РФ и целый ряд других. В рамках ФЦП «Электронная Россия» институт стал выполнять широкий спектр задач, а также приступил к созданию крупных автоматизированных систем государственного назначения таких как: государственная автоматизированная система «Правосудие», государственная система паспортно-визовых документов нового поколения, была начата работа над проектами по информационной безопасности, в том числе по использованию электронной цифровой подписи и целому ряду других.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.11.2013 12:26

    Система 112 - полезная и нужная для людей. Живу на юго-востоке республики, а диспетчерская службы 112 находится в Казани. Случилась беда (долго рассказывать), я растерялась, из головы всё вылетело, и номера телефонов, сообразила всё же позвонить на номер 112. Помогли, заявку перенаправили срочно в мой город!Хотелось бы ещё подключения к этой системе и аварийных служб города системы ЖКХ.Но, наверное, это как-то невозможно что ли, ведь я не специалист в данной области...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль