Общество 
20.11.2013

Владимир Бобылев: «При посадке «Боинга» в Казани ничего сложного для диспетчера не было»

Владимир-Бобылев.jpg
Владимир Бобылев

«К НАМ МОЖНО ПРИЙТИ И В 20 ЛЕТ»

— Владимир Павлович, одна из обсуждаемых в эти дни тем — это возраст диспетчера, который руководил посадкой разбившегося «Боинга» в казанском аэропорту. Кириллу Корнишину всего 25 лет, и это вызывает удивление у многих: может ли в таком возрасте диспетчер иметь необходимый опыт?

— Нормальный возраст. Я не знаю, что он окончил, но если после вуза они в 22 - 23 года приходят, то уже какой-то опыт есть. Конечно, мы тут некоторые по 40 лет работаем, но стаж в 2 - 3 года не говорит о слабой компетенции.

— Каков минимальный возраст для профессионального авиадиспетчера?

— 21 - 22 года, после вуза. Если кандидат поступил в среднее учебное заведение, то может прийти к нам и в 20 лет.

— Как вы оцениваете действия диспетчера в тот день в Казани?

— Я сам работал руководителем полетов, технологию знаю, ничего там сложного для диспетчера не было. Была штатная ситуация. Борт заходил на посадку, но была непосадочная конфигурация, в таких случаях борт уходит на второй круг. И это тоже не чрезвычайная ситуация. Уход на второй круг — это грамотное решение, которое принимает командир. Тут все было нормально. И когда он доложил о непосадочной конфигурации, доложил, что уходит на второй круг, диспетчер спокойно ему говорит: пожалуйста, набирайте 500 метров, заходите второй раз. Я не знаю, сколько кругов он реально сделал, материалов комиссии не видел, но думаю, что только один заход был. Я думаю, что у него просто была маленькая скорость. По тем кадрам, которые мы видели, он не садился. Он упал камнем. Когда самолет падает вертикально, без тенденции движения вперед, значит, у него нет скорости.

— По вашей оценке, каков уровень компетенций сегодня в отечественной аэронавигации? Образование диспетчеров соответствует требованиям времени?

— В России сейчас реализуются поистине революционные задачи: в частности, федеральная целевая программа по развитию нашего направления. Модернизируются радиотехнические средства, популяризируется работа авиадиспетчера. Поэтому недостатка в молодых людях, желающих оказаться в нашей сфере, нет. Специалистов готовят два высших учебных заведения — это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Есть и среднее образование — это санкт-петербургский и красноярский колледжи. Люди поступают туда после окончания школы с некоторым представлением о нашей работе. Среди них много продолжателей династий, с нами работают наши дети и внуки. Они знают, куда идут, чем будут заниматься, и представляют дальнейший уровень своего дохода. Тем не менее идет общая тенденция старения кадров, поэтому у нас уже пятый год набираются краткосрочные курсы из молодых людей до 30 лет, которые имеют техническое образование, владеют английским языком не ниже четвертого уровня и обладают требуемым нашей системой здоровьем. Все они проходят врачебно-летную экспертную комиссию практически на уровне летного состава. Это уже люди взрослые, все они уже закончили вузы, работали по специальности и в нашу профессию идут осознанно. Постепенно вопрос возрастного ценза выравнивается, и на работу сейчас приходят хорошо подготовленные, грамотные специалисты.

— Краткосрочные курсы — адекватная альтернатива академическому образованию?

— Люди ведь уже имеют высшее техническое образование, а на курсах только перепрофилируются.

— Насколько жесткий отбор может позволить себе служба?

— Да, у нас есть программа подготовки кадров, и мы рассчитываем на перспективу, сколько нам понадобится авиадиспетчеров. Желающих достаточно. Если взять по 15-месячным укороченным курсам, то, для примера, по нашему предприятию получается человек 5 на одну вакансию, которые соответствуют всем требованиям.

ЧЕТЫРЕ ЦЕНТРА

— В «Татаэронавигации», которая управляет полетами в Казани, оборудование новое, говорят, такого в России больше нет. Вы могли бы охарактеризовать качество той техники, которой пользуются в Казани? Оно зарекомендовало себя?

— Это оборудование прошло приемо-сдаточные испытания, штатную эксплуатацию, это не какая-то подпольная техника. С этим все нормально. Я точно не скажу, есть ли такое оборудование в других наших центрах, но оно новейшее. «Галактика» там стоит. Мы тоже с 14 ноября начали работать на новейшем оборудовании, которое еще нигде в России не стоит. Правда, у нас не то, что в Татарстане, у нас автоматизированная система «Альфа-5». Общая модернизация в отрасли предполагает ввод новейших средств навигации.

— Вы сказали, что сейчас идет процесс модернизации оборудования. Это значит, что сегодня местами еще эксплуатируется старая техника?

— Безусловно, за один-два года мы не можем по всей России сменить оборудование. Но в настоящее время в России уже создано и работают четыре укрупненных центра: Московский, Ростовский, который покрывает воздушное пространство всего Кавказа, Хабаровский и 14 ноября был запущен в штатную эксплуатацию наш Самарский центр. К примеру скажу, что из своего укрупненного центра мы управляем воздушным движением и обеспечиваем безопасность полетов над 9 субъектами РФ. И в следующем году к нам присоединится Татарстан.

— То есть «Татаэронавигация» станет вашим филиалом?

— Такие планы в Росавиации есть, и они будут реализованы. Есть план мероприятий по созданию самарского укрупненного центра, и в 2014 году предполагается реорганизация «Татаэронавигации», включение ее в структуру филиала «Аэронавигация Центральной Волги». А верхнее воздушное пространство будет включено в структуру укрупненного самарского центра.

Это связано с общей системой развития аэронавигации в России. Воздушное пространство России неделимо, в РФ существует госкорпорация по организации воздушного движения, и мы — все 15 филиалов — подчиняемся этому юридическому лицу. Это стратегия развития аэронавигационной системы.

В НЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА

— Трудовые споры, которые гремели несколько лет назад в вашей отрасли и сопровождались забастовками, сегодня решены?

— Споры между профсоюзом и работодателем никогда не могут быть решены полностью. Всегда кто-то чем-то недоволен, но таких глобальных вопросов, которые приводят к забастовкам, конечно, уже нет. У нас хороший коллективный договор, достаточно серьезная социальная программа. К примеру, наш работник и один из членов его семьи имеют право раз в год вылететь в любую точку земного шара бесплатно. Пенсионный ценз хороший: авиадиспетчер, проработавший не менее 10 лет непосредственно в организации воздушного движения, имеет право выйти на пенсию уже по достижении 50 лет. Бесплатное питание, 36-часовая рабочая неделя, оплата труда на уровне средней зарплаты по России.

— Недавно изменились правила навигации полетов, диспетчеры к ним уже адаптировались?

— Мы должны безукоризненно и безусловно их выполнять с момента вступления в силу. Правила сократили интервалы по эшелонированию, то есть мы в одном воздушном пространстве можем провести гораздо больше судов уже с другими интервалами, это уведомления в нижнем воздушном пространстве... Правил много, но все они уже внедрены и отработаны на должном уровне, здесь никаких вопросов нет.

— Часто ли возникают нештатные ситуации в целом по России?

— Это техника. К сожалению, она иногда отказывает. Авиадиспетчеры отрабатывают вероятные ситуации на современных тренажерах так же, как летчики. Периодически каждый диспетчер проходит тренажерную подготовку. К сожалению, в реальности нештатные ситуации случаются, но диспетчеры к ним готовы. То, что произошло в Казани, — это катастрофа. А если где-то отказал двигатель или не убралось шасси — это штатные ситуации, из которых мы выходим практически всегда с честью. За последний год серьезных происшествий в госкорпорации не случалось.

До недавнего времени, допустим, еще 10 лет назад, об авиадиспетчерах слышали только то, что они бастуют. Но задача наша — безопасность полетов. Людям кажется, что небо безоблачно и безгранично, но это не так. В небе места не хватает. В данную секунду в воздухе находятся порядка 100 тысяч человек.

Справка

Филиал «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создан в 1993 году во исполнение постановления правительства Российской Федерации «О модернизации единой системы организации воздушного движения в стране».

В настоящее время филиал включает в себя 8 структурных подразделений: Башкирский, Оренбургский, Орский, Пензенский, Саратовский, Ульяновский и Чувашский центры ОВД и Самарский ЗЦ ЕС ОрВД, которые, в свою очередь, осуществляют деятельность над территорией 9 субъектов Российской Федерации (Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Башкортостан, Мордовия, Чувашия и Марий Эл).

Площадь территории, обслуживаемой структурными подразделениями филиала, составляет порядка 470 тыс. кв. километров.

Протяженность воздушных трасс:

  • международных — 14 381 километр;
  • федеральных — 3 736 километров;
  • местных — 24 855 километров.

Количество работников около 2 тысяч.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.11.2013 09:38

    И все же для следователей по-прежнему было непонятно, почему заклинивает руль. Казалось, что ничто не может объяснить отказ техники. Расследование загадки 737-го — одно из самых длинных в истории Соединенных Штатов. Только после проведения тысяч тестов, следователи попробовали еще кое-что. Они попытались понять, что произошло бы с серво-клапаном в условиях экстремальной жары и холода.Они подвергли рулевую систему сверхохлаждению, а потом пустили в ход очень горячую жидкость. Следователи исходили из того, что в полете система могла охладиться, а при перегреве гидравлики жидкость могла стать очень горячей. Потом они воспроизвели движение руля из стороны в сторону. Наконец выяснилось, что в условиях, когда горячая гидравлическая жидкость попадает на охлажденный металл, серво-клапан, контролирующий руль, заедает. А когда условия меняются, он разблокируется. Если руль заклинивало, могло и не быть ни единого признака, что внутри серво-клапана что-то произошло. Следователи обнаружили механический дефект, не оставляющий следов.

  • Анонимно
    20.11.2013 10:19

    Больше всего что меня печалит в данной ситуации, то что тихим сапом все-же хотят обвинить в некомпетентности летчиков. Их нет, а с покойников какой спрос, все стерпят. К ответу владельцев Авиакомпании, да и построже. Это будет самым справедливым решением проверяющих и следственных органов.

  • Анонимно
    20.11.2013 10:43

    Нужно отказываться от Боингов и ВСЕ!!! Тем более запретить покупку старше 12 лет, средний срок свмолета делать 18 лет

  • Анонимно
    20.11.2013 11:40

    АК Татарстан упорно продолжает валить всю вину на кого угодно, только не на себя. АК виновата в каждой минуте этой трагедии, а ни никакие диспетчеры и тем более пилоты!!!!

  • Анонимно
    20.11.2013 11:42

    Оказывается есть обращение Самарского аэропорта в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве АКТ с фиктивными платежками о якобы оплаченном топливе? Почему еще тогда не приостановили лицензию??? АКТатарстан финансово не в состоянии обеспечивать безопасность полетов.И об этом все молчат!!!

  • Анонимно
    20.11.2013 11:58

    Вот, еще один виновник, диспетчерская служба)) Кого еще найдут, уборщицу Маривановну, которая не протерла быль в кабине пилота, и пилот нагнулся убрать грязь и потерял управление. Все! Виновата Мариванна, ура. Следователи молодцы, нашли врага. Почему нельзя честно признать виновных, ведь таких, как АК "Татарстан" сотни, и они все играют с жизнями людей.

  • Анонимно
    20.11.2013 12:05

    Авиакомпания Татарстан – уже стала именем нарицательным: долги, липовые платежки, бунты персонала, слабое техническ0е обслуживание, переученный персонал, третьесортные самолеты…. Как долго нужно это перечислять, чтобы этот Авиаужас перестал существовать?Мне больше всего понравилось как господин Бобылев выразился про технику, что она иногда ломается,а в итоге ломаются человеческие жизни, которых не возможно починить или поменять на новые.

  • Анонимно
    20.11.2013 12:13

    Самое простое – установить правильность действий авиадиспетчера. Черные ящики искать не надо, запись ведется постоянно. Да и в помещении он не сидит один-одинешенек. В том, что авиакомпания Татарстан заинтересована в любых виновных, кроме себя – это тоже понятно. Не понятно другое – почему опять молчание вокруг темы с долгами компании. Компания выполняет полеты в обычном режиме. Да, есть герои среди пассажиров! Только вопрос – неужели успела выплатить долги за топливо? Аэропорту тоже вернула долги? Заработную плату за октябрь уже выплатили полностью?

  • Анонимно
    20.11.2013 12:23

    Ясно одно, АК Татарстан не желает признавать свои грехи!!!!Руководство АК тщательно скрывает свои долги и за топливо и аэропорту Казань!Только на основании этого уже можно было закрыть эту авиакомпанию!Они не рентабельны и не могут обеспечить безопасность!Как можно выпустить на рейс технически неисправный самолет?????Как можно перекладывать свою вину на диспетчеров и пилотов????Совесть где?

  • Анонимно
    20.11.2013 12:34

    Предлагаю все-таки задать вопросы руководству авиакомпании Татарстан.Первое – пусть публично отчитаются о том, какие самолеты сегодня используются авиакомпанией - такие маленькие очёты (возраст, история, кто обслуживает, даты последнего и следующего планового сервисов).Второе – кто летает (возраст, квалификация, налет).Третье – кто обслуживает (кол-во штатных единиц, квалификация, опыт).И четвертое – финансовый отчет за три квартала этого года и перечень организаций с указанием сумм долгов.Даже героям хочется быть уверенными в целесообразности своих подвигов.

    • Анонимно
      20.11.2013 18:48

      Предлагаю все-таки задать вопросы руководству авиакомпании Татарстан.Первое – пусть публично отчитаются о том, какие самолеты сегодня используются авиакомпанией - такие маленькие очёты (возраст, история, кто обслуживает, даты последнего и следующего планового сервисов).Второе – кто летает (возраст, квалификация, налет).Третье – кто обслуживает (кол-во штатных единиц, квалификация, опыт).И четвертое – финансовый отчет за три квартала этого года и перечень организаций с указанием сумм долгов.Даже героям хочется быть уверенными в целесообразности своих подвигов. А ты кто такой "предлагать",давайдосвидания!?

  • Анонимно
    20.11.2013 12:41

    Поиск козлов отпущения в действии. На эту почетную роль уже претендовали «нерадивые летчики», взлетно-посадочная полоса, рулевая дорожка… А теперь хит дня – диспетчер. Главное, что ему инкриминируется, так это возраст. Ну как он может всего-то в 25 лет. Действительно – ясельный возраст в авиации. Самое странное, что в этом возрасте можно управлять самолетом, и даже тем самым Боингом. В каком возрасте нынче закачивают летное училище? Неужели к 25 они уже пару –тройку лет летают? И вот автор же внятно объясняет, что молодо это не только зелено, но это еще и хорошее здоровье, устойчивая психика, хорошая реакция и высокая степень обучения и усвоения материала, то тоже играет важную роль, так как переучиваться и осваивать новые технологии приходится постоянно. Даже интересно – кто следующий? Может все-таки авиабанкрот АК Татарстан?

    • Анонимно
      20.11.2013 12:55

      кроме вас никто еще напрямую диспетчера не обвинял.

      • Анонимно
        20.11.2013 13:45

        Пока не обвинял. Эти статьи печатают не просто так. Они для отвода глаз от настоящих виновников. статьи появляются одна за другой, с версиями, отдаляющими от правды. Будут копать до того пока не найдут оптимальную причину, чтобы отмазать АК. Так всегда у нас. И такой случай не из первых. Мы обычные люди ничего не решим и нас никто не будет слушать.

  • Анонимно
    20.11.2013 13:00

    Самолеты покупали не просто подержанные, но еще и после того, как они десять лет (и тоже уже будучи подержанным) полетал в Уганде. Обычно новые самолеты эксплуатируются у буржуев, затем их продают в развивающиеся страны, а уж затем они попадают в Африку, которую иногда называют «кладбищем самолетов». Получается, что компания «Татарстан» покупала разбившийся «Боинг» на этом самом «кладбище». Видимо, теперь такое кладбище перемещается на нашу территорию.Почему за экономию компании и халатное отношение должны отвечать ни в чем не повинные люди? Кто вернет им родных? Имейте мужество принять правду того что компания Татарстан виновна в произошедшей катастрофе и должна понести за это ответственность!!!!!

    • Анонимно
      20.11.2013 17:08

      Самолеты не покупали, а брали в лизинг. При покупке платишь N-ю сумму, а при лизинге этот же товар обойдется в N+х денег. Соображаешь куда может пойти этот "х"? Авиакомпанией управляет мелиоратор-бухгалтер (см. образование и опыт работы ген. директора). Ни на одном серьезном предприятии гл. бухгалтером или гл. финансистом не работает инженер-технолог или инженер-конструктор. А в авиакомпании "Татарстан"? Вот вам и примерный ответ на истоки безобразий в авиакомпании "Татарстан".

  • Анонимно
    20.11.2013 13:13

    Проще всего искать виновных. Только часто забывается, что профессионализм персонала зависит от многих обстоятельств – от уровня квалификации, что в свою очередь обозначает своевременное обучение и переобучение, а это тоже деньги – те самые, которые должна потратить авиакомпания. Достойная заработная плата, соответствующий медицинский контроль.Вопрос к АК Татарстан - на что тратились из этого обязательного списка? Каким образом компания, которая вокруг всем должна вообще могла поддерживать вразумительное состояние самолетов. Как выживали и на чем экономили?

  • Анонимно
    20.11.2013 17:17

    Техника иногда оказывает, огромную роль играет и человеческий фактор. Однако все же нужно иметь огромную ответственность за пассажиров – это не кусок мяса, а человеческие судьбы… Авиакомпания «Татарстан» явно экономила на ремонте да и, собственно, на самом техобслуживании боингов, а это – важная, очень важная статья расходов! В ноябре, по-моему, я читала, закончился срок, а они все н7адеялись «на авось»… Ну как так можно? Виновата, конечно, АКТ в потере 50 человеческих жизней! Они не имели на это права! Вот до чего приводит жадность к деньгам! Безответственность руководства «Татарстана» на ответственном кресле…

  • Анонимно
    20.11.2013 17:31

    Вот меня как-то удивляет – неужели в 25 лет можно доверять штурвал? Да, собственно, и не так это важно! Само беспечное поведение авиакомпании впечатляет! Нужно наказать виновных и по всей строгости закона! Вопросов в данной ситуации – больше, чем достаточно! Кто эти люди, которые работают в руководстве компании и на сколько им теперь легко спиться? Грызет ли совесть? И наконец: делают ли они выводы из произошедшей катастрофы? Им нужно срочно выплатить и долги по заработанной плате, и кредиты с лизингами, и техобслуживание машин обеспечить, в конце концов! Иначе самолеты так и будут падать, словно осенние листья…

  • Анонимно
    20.11.2013 19:29

    На других ресурсах уже окончательно пишут, что виноват экипаж и что последнее слово, сказанное пилотом было "Круг". Т.е. человек, который сидит за штурвалом самолета, летящего тупо вниз, понимая, что его ждет смерть говорит одно слово круг. Это такой бред, которого еще в жизни не читал. Ну этого в принципе и следовало ожидать, кого же они еще обвинят. АК Татарстан, что покупает такие самолеты подержанные, или власти, которые не проводят проверки таких компаний.

    • Анонимно
      20.11.2013 20:39

      Когда он сказал "круг", то судно еще не перешло в пике, не гони чушь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль