Общество 
21.11.2013

Катастрофа «Боинга» не стала аргументом для суда

ВЫНУЖДЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ ЗА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТОЙ

Сегодня в Арбитражном суде РТ прошло второе и, как в итоге выяснилось, заключительное заседание по иску международного аэропорта Казань к авиакомпании «Татарстан». Предметом спора является взыскание крупного долга — 266,17 млн. рублей и 45,2 млн. рублей неустойки, инициированное МАК.

Как ранее рассказывала газета «БИЗНЕС Onlne», речь идет о долгах за наземное обслуживание бортов авиакомпании «Татарстан». Соответствующий договор между МАК и авиакомпанией был подписан еще в 2002 году и ежегодно пролонгировался. Сумма долга скопилась за три последних года — с 1 сентября 2010 года по 31 июля нынешнего. Как прозвучало на судебном заседании, всего за этот период аэропорт оказал АКТ услуг на сумму 372,46 млн. рублей. Авиакомпания же заплатила лишь 95,56 млн., и еще на 10,24 млн. стороны провели зачет. Штрафные санкции аэропорт тоже взял не с потолка. Неустойка предусмотрена договором между сторонами — в размере 0,03 % от суммы долга за каждый день просрочки.

Напомним, что еще в начале года руководство МАК старалось публично сохранять политес и заявляло о том, что долг АКТ не катастрофичен, мол, надо выработать общую стратегию выхода авиакомпании из кризиса. Словом, свои люди — сочтемся. Но затем осенью произошли какие-то внутренние изменения в политике аэропорта (или он получил некую инсайдерскую информацию), после чего аэропорт не только обратился с иском в суд, но и стал настаивать на «скорейшем рассмотрении дела». 14 октября иск МАК судом был принят к производству, 5 ноября состоялось предварительное судебное заседание, и сегодня — основное.

Представители МАК заявляли на предварительном судебном заседании, что аэропорт «вынужден обратиться за судебной защитой», поскольку долг есть и авиакомпания его не погашает, хотя неоплату признает. Судя по всему, АКТ если и бы и захотела, вряд ли бы смогла оспорить размер задолженности. Представитель МАК Павел Астафьев подчеркнул сегодня в суде, что на протяжении всего времени между сторонами подписывались акты сверки, на которых стоят подписи генеральных директоров и главных бухгалтеров. «Подтверждена как сама задолженность, так и ее размер», — сказал он.

На вопрос судьи Ильгиза Хасаншина, не изменилась ли к сегодняшнему дню сумма долга, юристы аэропорта сообщили, что оплаты не было. Но были дополнительно оказаны услуги за сентябрь, октябрь и ноябрь. Поэтому, по их словам, задолженность только увеличилась. Как только у аэропорта будут все необходимые документы, он, как сообщил Астафьев, возможно, потребует в судебном порядке взыскания и этих сумм. Судья поинтересовался, не вступали ли стороны после предыдущего судебного заседания в какие-либо переговоры.

Юристы МАК заявили, что им об обстоятельствах, позволяющих говорить о том, что в вопросе долга АКТ есть подвижки, неизвестно.

ОТЛОЖИТЬ НА БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ СРОК

Не удивительно, что сегодня представители авиакомпании «Татарстан» в суд не явились. В предыдущем заседании они участвовали, но ничего определенного сказать не смогли, лишь пообещали озвучить свое отношение к иску позже — после ознакомления с материалами дела. Но к сегодняшнему дню в арбитраж не поступили ни отзыв, ни возражение на иск МАК.

Хотя, как сообщили юристы аэропорта, они дважды направляли в адрес АКТ письма с просьбой обосновать свою позицию. Это было еще до катастрофы «Боинга». Но так ничего и не дождались.

Но, как выяснилось, одна бумага от авиакомпании в суд все же поступила — ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок. АКТ ссылалась на то, что в связи с трагическим событием, произошедшим в минувшее воскресенье 17 ноября, представителям авиакомпании необходимо участвовать в различных мероприятиях по расследованию авиационного происшествия, просила назначить судебное заседание не раньше 5 декабря.

«Безусловно, мы сожалеем по поводу случившейся трагедии», — сказал Астафьев, тем не менее против отложения дела он возразил, отметив, что в ходатайстве не указано, в каких именно мероприятиях должны принимать участие представители истца. И назначены ли они на этот день и это время. Суд согласился с доводами о том, что ходатайство не содержит никакой конкретики, и посчитал возможным рассмотреть спор по существу.

В результате иск МАК был полностью удовлетворен. Общая сумма средств, которые авиакомпании надлежит выплатить аэропорту Казань, с учетом 200 тыс. рублей госпошлины составила 311,6 млн. рублей.

Между тем эта сумма долга АКТ перед аэропортом неокончательная. Как объясняли представители МАК на прошлом судебном заседании, пока они выставили счет только на обслуживание бортов, тогда как авиакомпания задолжала и по другим пунктам данного договора. В частности, за проживание своего персонала в аэропортовской гостинице «Полет». Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», в производстве татарстанского арбитража находится еще как минимум один иск МАК к АКТ на сумму в 94 млн. рублей. Его рассмотрение состоится в ближайшие дни.

Как в самой авиакомпании расценивают решение суда, узнать не удалось. В пресс-службе АКТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что воздержатся от комментариев. Аналогичную позицию заняли и в МАК: пресс-секретарь аэропорта Регина Юнусова сообщила «БИЗНЕС Online», что аэропорт не будет комментировать эту ситуацию, пока не вступит в силу решение суда. Гендиректор аэропорта Алексей Старостин также не стал отвечать на телефонные звонки наших коррепондентов.

ДЕНЕГ ОТ АКТ ХОТЯТ И АРАБЫ

Нашему изданию стало известно и о других судебных разбирательствах с участием АКТ со своими партнерами. Так, аэропорт Бегишево не стал «копить» долги АКТ и, как только они превысили 2 млн. рублей, подал иск в арбитраж. 1 июля этого года стороны заключили мировое соглашение, предполагавшее, что авиакомпания выплатит всю сумму долга — 2,23 млн. рублей — за оказанные услуги по аэропортовскому обслуживанию в срок до 10 июля этого года.

Кроме того, у АКТ «Татарстан» нашелся и иностранный кредитор. Компания Mixjet Flight Suppot из ОАЭ также подавала в этом году иск в Арбитражный суд РТ, требуя оплаты свыше 18 млн. рублей долга. Но это заявление суд сначала оставил без движения, а 4 октября и вовсе возвратил из-за того, что не все документы были переведены на русский язык. Кроме того, не был подтвержден статус истца как иностранного юрлица. Впрочем, в определении указано, что это не препятствует повторному обращению с такими же требованиями. Известно, что в этом году эта арабская компания инициировала банкротсво «Авиалиний Дагестана» из-за долга всего в 3,7 млн. рублей...

31658.jpg
Представители МАК воздержались от комментариев до вступления в силу решения суда

ДНИ СОЧТЕНЫ?

Тагир Назыров — управляющий партнер ООО «Либерти Групп», считает, что суд совершенно справедливо не удовлетворил ходатайство АКТ об отложении дела. «Арбитражно-процессуальный кодекс абсолютно не предусматривает таких вещей, как этический момент, — считает юрист. — По большому счету, в соответствии с федеральным законом «О банкротстве», у авиакомпании «Татарстан» уже достаточно долго присутствуют признаки банкротства. И, согласно этому закону, руководитель компании при наличии признаков неплатежеспособности обязан сам в течение месяца обратиться с заявлением о несостоятельности в арбитраж. Иначе наступает опасность привлечения его к субсидиарной ответственности. Это означает, что с него впоследствии могут взыскать суммы долга, которые возникли из-за того, что он несвоевременно подал такое заявление».

Источник на авиарынке, не пожелавший быть названным в СМИ, считает, что дни АК «Татарстан» сочтены: «Скорее всего, такая спешка во взыскании долга связана с тем, что авиакомпанию просто-напросто закроют — приостановят сертификат эксплуатанта. И произойти это может в ближайшие дни». Он полагает, что банкротство национального перевозчика уже неизбежно. «Авиакомпания «Татарстан» фактически уже давно банкрот. Просто искусственно поддерживалась на плаву. Банкротить ее надо было давно». По его информации, сейчас перевозчику просто нечем возвращать долги.

Впрочем, другой участник рынка не видит в этом ничего экстраординарного: «О какой спешке идет речь, если аэропорт ждал оплаты долга три года?»

Ситуация вокруг АКТ начала закручиваться в тугой узел еще до катастрофы. О ее долгах говорили многие, но конкретные данные озвучил в начале октября председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. По его словам, был «вынужден предать огласке ряд фактов» на страницах «БИЗНЕС Online»: «Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно — 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту Казань».

Причем сказанные тогда Хакимом слова оказались пророческими. «Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов — для меня большая загадка, — заявил тогда Хаким. — Но это полбеды. Самая большая беда в том, что заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро». Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится».

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ситуацией вокруг авиакомпании «Татарстан».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.11.2013 19:45

    а остальные 2.4 ярда чьи долги? бизнес онлайн скажите если можете.

    • Анонимно
      21.11.2013 22:10

      Топливно-заправочный комплекс, другие аэропорты страны...

  • Gesta
    21.11.2013 19:45

    Читаю во второй статье эту фразу и никак понять не могу. Как долг покупателя может отразиться на размере убытков? Если это GAAP, то резервами на плохие долги может сесть, тогда убытки будут. А если РСБУ, то как начисленная прибыль привязана к движению денежных средств. Прибыль идет по начислению, независимо от того, оплатил кто-то деньгами или эта сумма все еще висит в дебиторке. У нас аэропорт GAAP ведет или Азат Хаким не понимает в бухучете?

    • Анонимно
      21.11.2013 20:39

      В соответствии с РСБУ под сомниьельную задолженность общество обязано сформировать резерв, это как раз и может привести к убытку.

    • Анонимно
      21.11.2013 21:46

      Если вы так хорошо разбираетесь в РСБУ, то должны знать, что аэропорт должен создать резерв по сомнительным долгам, что и отразится на финансовом результате.

    • Анонимно
      22.11.2013 06:47

      Gesta, прежде чем оценивать знания бухучета других, подтяните для начала свои.

  • Анонимно
    21.11.2013 19:53

    Спасибо руководству Аэропорта по хозяйски относится к решению вопросов. Зима ведь не за горами.Для двух хозяйствующих субъектов не должна политика вмешиваться.

  • Анонимно
    21.11.2013 19:56

    Кого волнует их банкротство, людей не вернешь... А работники с удовольствием перейдут к конкурентам в другие регионы на нормальную зарплату! Как ведут бизнес в Татарстане все прекрасно знают. Все на личных связях, клановости... Вот до чего и доводит. Сват, брат, удащливый родственник... Все теперь знают кто Гиниятуллин и как он стал гендиректором. А невинные люди погибают.

  • Анонимно
    21.11.2013 20:00

    Политика "свои люди - сочтемся" до добра не доводит. Хотя любому у нас понятно, что все это одна шаражка, что аэропорт, что авиакомпании (обе). Все дирижируется из одного места. Додирижировались.

    • Анонимно
      21.11.2013 20:47

      Сам дирижер тоже пострадал. Вот так вот. Нельзя было пускать все на самотек и доверять управление дилетантам и прохиндеям. Такими отраслями должны управлять профессионалы. Экономить на этом нельзя. Нужно нормально обучать летчиков, чтобы они могли выполнить уход на второй круг. Нужно нормально обслуживать самолеты. Все это могут делать только ПРОФЕССИОНАЛЫ. А не кумы, знакомые и прочие клановые персонажи.

  • Анонимно
    21.11.2013 20:06

    Авиакомпания даже и в этом деле прекрывается трагическими событиями! При чем тут судебный процесс и события 17 ноября!

  • Анонимно
    21.11.2013 20:28

    Нахал Гиниятуллин до сих пор не извинился!!!!Перед родственниками публично!!!!Эй!Вы!!!Кто там рядом!!!!Пресс-секретарь, Шпет неужели даже Вы не в состоянии вразумить ЕГО!!!Что пора бы извиниться!!!!Для него нет ничего святого!!!В подготовленную для пресс-конференции речь забыли включить извинения...Они не чувствуют себя виноватыми!

    • Анонимно
      21.11.2013 20:49

      А он причем? Не он же за штурвалом был, не он боинг проектировал

      • Анонимно
        21.11.2013 22:23

        Правильное слово "проектировал",очень понятно про что Вы!!!забыли добавить "штурвал"

      • Анонимно
        21.11.2013 22:29

        Ага. Не он отвечал за обучение пилотов. не он отвечал за обслуживание самолетов, ремонт, техническое состояние. Не он должен был контролировать, чтобы летчики знали что такое второй круг и умели выполнять эту операцию. Не от него из-за низких зарплат и невыплат десятками уходили экипажи в другие авиакомпании и оставалисьь одни штурманы и бортинженеры, наспех переучиваемые на пилотов. Он вообще ни при чем, да?

    • Анонимно
      21.11.2013 21:01

      А что вам его извинение? Добивайтесь возбуждения на него уголовного дела. Гибель люжей - его прямая вина, будь до технический фактор (плохое обслуживание самолетов) либо человеческий фактор (плохое обучение пилотов и экономия, никогда не выполняли даже заход на второй круг).

  • Анонимно
    21.11.2013 21:04

    Давно пора вообще эту шарагу закрыть!!!

  • Анонимно
    21.11.2013 21:27

    АКТ обонкротят, создадут АКЗ с теми же людьми. Менеджеров поменяют, а хозяева останутся те же "приближенные". На родственно-кланово-дружеских началах снова будут закрывать глаза на все косяки, пока не рухнет еще самолет. И так далее. Во всех отраслях. Неужели никто из верхов не понимает что это изначально провальный путь

    • Анонимно
      21.11.2013 22:04

      они в одном механизме

    • Анонимно
      21.11.2013 22:46

      они же все в одной упряжке))) просто закроют глаза на одно и откроют другое) но как ни крути рыба гниет с головы....

  • Ревизор
    21.11.2013 21:41

    Нужно помнить о последствиях авиакатастрофы над Боденским озером.

  • Анонимно
    21.11.2013 21:49

    Циники, они еще и в суде спекулировали трагедией!

  • Анонимно
    21.11.2013 21:54

    Оставят Татарстан и всех его руководителей. Оказывается 50 жизней людей мало для принятия кардинального решения. Головы стоящих выше дороже. Одна вера в президента, надеюсь решение комиссии будет объективным.

  • Анонимно
    21.11.2013 22:00

    Авиакомпанию обанкротить и закрыть! Руководство компании под суд и в тюрьму, ответственных министров с позором выгнать! Старые корыта на помойку! Закупить новые самолеты прямо с завода, нанять опытных пилотов и техников, создать новую авиакомпанию!

    • Анонимно
      21.11.2013 22:49

      это сказочный путь))))))))))) через розовые очки))) в этой сказке нет навара в карман) а это дирижору не выгодно(

    • Анонимно
      21.11.2013 22:49

      С какого завода?! Там очередь на 15 лет вперед!

    • Анонимно
      21.11.2013 23:33

      АКТ банкротить. При этой процедуре республике (КМ, хоть ТАИФ) все взять в свои и сделать нашу, татарстанскую АК, а не приближённых, нормальной по меркам РФ компанией. Или просто закрыть и давать развиваться МАКу, помогая именно аэропорту, чтобы он мог притявигать АК. Второй путь лучше, по мне

  • Анонимно
    21.11.2013 22:07

    Не надо было увольнять Закаржаева. Стало ли лучше?http://www.business-gazeta.ru/article/5875/14/

  • Анонимно
    21.11.2013 22:09

    А ведь сколько было разговоров про этот менеджмент АК Татарстан! И БО сколько раз писало о них и о долгах и задолженностях, но почему то никак никто не отреагировал! А ведь они и не отрицают что у них долг такой, тогда вопрос а чем этот менеджмент занимался?! Загонял в долги?

    • Анонимно
      21.11.2013 22:53

      Менеджмент занимался тем, что хотели хозяева. Эти хозяева и вогнали в долг компанию. Команду "брать самолеты" выполняют. А лизинговые платежи больше, чем этот самолет может заработать

  • Анонимно
    21.11.2013 22:11

    http://www.aviaport.ru/digest/2007/02/21/116430.htmlЕще одна ссылка. Стало ли лучше? По-моему, только хуже и хуже. Убрали профессионалов и все пошло и пошло - назначения гендиром одних дилетантов

  • Анонимно
    21.11.2013 22:27

    мдаа, это ж как мог МАК развиваться, если бы ему не создали долгов на полмиллиарда...

    • Анонимно
      21.11.2013 22:52

      не только в этом,во многом неправильно в республике!Все все видим,понимаем.У многих чиновников не осталось никакой морали.Появились особоприближенные.Им можно все.И службы всякие работают в их пользу.Безнаказанность,вседозволенность,ложь,лицемерие,цинизм во многих сферах вошло в моду.Тон задают именно хозяева сегодняшней жизни.Ну нельзя же так дальше!Задумайтесь,крепко задумайтесь наши лидеры!Вы же прекрасно осведомлены о том ,что творится в районах!гнева много у народа.

  • Анонимно
    21.11.2013 22:42

    Интересно, кто привел болгаров в АКТ, не знает никто? Вот с этого момента и пошел развал полный компании

    • Анонимно
      21.11.2013 23:56

      Там и до них уже разруха была. Их участие должно было помочь.

  • Анонимно
    21.11.2013 22:47

    Гиниятуллин вообще ни при чем. Недавно пришел. От него особо много и не зависело. Все вопросы к тем, кто менял каждый год руководство.

    • Анонимно
      21.11.2013 23:16

      совершенно не при чем, конечно же. безусловно, следует наградить ипт.Гиниятуллина

  • Анонимно
    21.11.2013 22:51

    "Татарстан" авиакомпаниясен "Ак Барс Аэро" бел?н берл?штереп, "Татар ?ава юллары" авиаширк?тен т?з? зарури. Аны я?а, ?и?азландырылган очкычлар, югары квалификацияле хезм?т к?рс?т?чел?р ??м татар теленд? хезм?т к?рс?т? булырга тиеш.

    • Анонимно
      21.11.2013 23:04

      мондый вакытта татар теле турында кыстырмасагызда була. Не надо лезть языком, не он, язык, виноват или может уберечь от того, что было

    • Анонимно
      22.11.2013 01:09

      Ин моhиме - татар телендэ булсын, башка нэрсэ анын хэтле эhэмиятле тугел.

  • Анонимно
    21.11.2013 23:17

    6 лет работаю в аэропорту (в административном крыле), в первый раз слышу, кто такой "Представитель МАК Павел Астафьев"

  • Анонимно
    21.11.2013 23:34

    а где извинения и сам министр транспорта рт? какие функции он выполняет и за что отвечает. булгарию ему с рук спустили, автобусы наезжающие на людей, теперь самолет. Чем заниантся минтранс рт?

  • Анонимно
    21.11.2013 23:38

    Болгар привел Хаким А .М.

  • Анонимно
    22.11.2013 00:50

    Упавший Boeing был связан с болгарскими группировками. А те имеют в бизнес-партнерах сына экс-министра Трутнева http://t.co/TVOgOpqykJ.
    Боинги то можно было вернуть раньше!

  • Анонимно
    22.11.2013 08:11

    Корабли будут тонуть ,самолеты падать ,полиция и фсб будет нарушать права граждан ,врачи будут делать вид что лечат .Техника в руках декаря кусок железа .Так везде по всей РФ ,Татарстан здесь не исключение .Нужно внешнее управление для всей страны ,только кому это нужно ? Буре .

  • Анонимно
    22.11.2013 09:54

    http://www.novayagazeta.ru/inquests/61076.htmlздесь ответы на все вопросы

  • Анонимно
    22.11.2013 11:27

    Вот хорошая статья про катастрофу в Казаниhttp://slon.ru/economics/bitva_zolotoy_molodezhi_v_nebe_nad_kazanyu-1023385.xhtml

  • Анонимно
    22.11.2013 12:07

    Ах, как хотелось бы мне подъехать на своей машине на АЗС, залить полный бак и уехать, не заплатив в кассу ни копейки! Т.е. Получив весь комплекс услуг, как бы, "аэродромного" обслуживания. И пусть потом АЗС пытается взыскать с меня стоимость бензина!

  • Анонимно
    22.11.2013 14:36

    http://www.svoboda.org/content/article/25173296.html

    • Анонимно
      22.11.2013 21:16

      Нашли какую ссылку скинуть!!!Сто пудов пресс-секретарь сидит постит...чем ей еще заняться....работы нет..запрет на прессу сверху...вот и сидит хотя бы здесь деньги отрабатывает

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль