Общество 
22.11.2013

«Мы своеобразно ответили на введение нового стандарта безопасности в авиации – катастрофой в Казани»

«ВИНОВАТ ГЕНДИРЕКТОР, КОТОРЫЙ ИХ НА СМЕРТЬ ПОСЛАЛ»

— Рафаил Латифович, МАК опубликовал предварительные результаты расшифровки одного из «черных ящиков». Какие выводы уже можно сделать? Кто виноват?

— Я полдня изучал эту публикацию, я уже обзвонил несколько специалистов. Самые разные мнения. Но у меня свое мнение. Я считаю, что виноват генеральный директор авиакомпании — необученный экипаж пустил в полет. Переучивание (из штурмана и бортмеханика в пилотыред.), видимо, проходили по сокращенной программе, поэтому просто не знали, что делать. Когда меня спрашивают, кто виноват, отвечаю: не они. Виноват гендиректор, который их на смерть послал.

— Могло ли повлиять то, что они до этого работали штурманом и бортмехаником?

— Я вам прямо не отвечу, сказывается или нет. Но в советское время штурман для того, чтобы получить свидетельство пилота, должен был пройти полный курс обучения. Что означает полный курс? Это теоретические занятия, занятия на тренажере плюс полная летная подготовка. А летная подготовка включает в себя не только закрепление навыков самолетовождения, но и реакцию на нештатные ситуации. Пустить человека, который не уходил на второй круг... Я сам не пилот, но обучали меня именно с этого элемента — ухода на второй круг.

— Получается, что в советское время подготовка пилотов была лучше, чем сейчас?

— Так нельзя говорить. Мир изменился за это время. Гражданская авиация кардинально изменилась.

— В чем тогда проблема нынешней гражданской авиации и подготовки пилотов?

— Мы не хотим учиться.

«В АВИАЦИИ СКОРЕЕ УБЬЕШЬСЯ, ЧЕМ ШИШКИ НАБЬЕШЬ»

— Нынешним пилотам дают плохое образование?

— Нет, хорошее образование. Но кроме первоначального образования еще существует мировой опыт, анализ всех происшествий, который выложен в виде документов. Это прежде всего применительно к этому случаю, ALAR Tool Kit или руководство по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Это должна быть карманная книга у пилотов, так и есть во многих странах мира.

— А в России?

— В России — нет. Пилотов учат и законам аэродинамики, и принципам самолетовождения, и метеорологии, и навигации, и прочим вещам и дают им летную практику, но нарабатывать навыки можно только двумя путями. Непосредственно шишки набивать, но в авиации скорее убьешься, чем шишки набьешь. Второе — перенимать опыт в собственной стране и мире, а мы этого делать не хотим. И не столько пилоты не хотят, сколько руководители.

— А могла ли быть проблема с техникой? По отчету МАК, самолет просто в течение 20 секунд падал. Неужели пилот за это время ничего не смог предпринять?

— Вот вы представьте себе, что сидите за рулем машины, и вдруг вы крутите рулевую баранку, а машина не едет туда, куда вы хотите. Что вы будете делать?

— Не знаю, что буду делать...

— Вот и они не знали. Хотя документ у них был том, что они окончили курсы «автолюбителей», я так сравниваю. Те навыки, которые должны быть отработаны до автоматизма в процессе летной работы, подготовки на тренажерах, проверены в специальных полетах по моделированию таких ситуаций, — их не было, насколько я понимаю из интервью генерального директора авиакомпании.

— Но ведь тренажер — это все равно лишь моделирование ситуации. Человек сидит за тренажером и понимает, что это всего лишь тренажер...

— Сегодня тренажеры, особенно на 737-й, шестистепенные. Там полное ощущение нахождения в кабине. Я бывал там, поверьте мне на слово, и в «Аэрофлоте», и за границей. Иногда страшно становится, когда сидишь в кабине, а инструктор показывает, что происходит.

— Значит, тренажеры даже по ощущениям моделируют ситуации?

— Тряска, вибрация, тангажи, крены — все там присутствует. Не экран вертится, а ты вертишься. Точно так же, как если ты сидишь в кресле пилота, и такие есть тренажеры. Другой вопрос: были ли деньги на эти тренажеры? Вот этого я не знаю. Но, судя по высказываниям гендиректора, не было таких денег. Я сужу только по высказываниям, это даже не мое мнение. Значит, запустили переучивание по сокращенной программе, а это примерно то, как вас учили вождению автомобиля. Вот в чем дело, поймите. Авиация таких вещей не прощает.

— Что надо предпринять, чтобы вывести гражданскую авиацию из кризиса?

— Учиться! Просто учиться надо и выполнять все требования руководства по производству полетов и руководства полетной эксплуатации воздушного судна. Не те, которые необходимы на первый раз, а все.

— Тогда катастроф будет меньше или совсем не будет?

— О том, что вообще не будет, таких гарантий вам никто не даст. Любой механизм так или иначе, придет срок, сломается. Предусмотреть и выявить за несколько моментов до этой поломки — вот это задача. Этой задаче посвящен новый стандарт ИКАО, приложение 19 к Чикагской конвенции о международной авиации, которая введена в действие с 14 ноября этого года. Мы своеобразно ответили на введение этих стандартов — 17 ноября в Казани.

— Видимо, у нас в России стандарты не действуют.

— Тут вы попали в точку. Они действуют, но не все.

«СПРОСИТЕ ПУТИНА ИЛИ МЕДВЕДЕВА»

— Но ведь это вопрос и к высшему руководству. Кто-то же в России занимается гражданской авиацией?

— О! Кому не лень — все! Росавиация, Ространснадхор, минтранс, МАК и Бог его знает кто еще...

— Тогда почему такой результат?

— Спросите Путина или Медведева.

— А почему их?

— Потому что они выстраивали такую систему вертикали власти.

— По-вашему мнению, она неудачная?

— В наших специфических условиях перехода от социализма к построению неизвестно чего такая модель нежизнеспособна. Результаты вы видите.

Справка

Рафаил Аптуков родился в 1947 году в Перми. Окончил Пермский политехнический институт. Работал на предприятиях минавиапрома, миноборонпрома и минобщемаша. С 1985 года — первый заместитель начальника главного экономического управления минобщемаша, начальник управления экономики и финансов комиссии по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация) министерства транспорта России, директор программ в международном фонде авиационной безопасности. С 1999 года — директор программ, а с 2004 года и по настоящее время — вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.11.2013 09:18

    Он совершенно прав,директор латал дыры,это второй полет за сутки у ребят был....Директор должен ответить за смерть людей,а не умничать на конференциях....И не штрафом в 10 000 рублей,а поселением лет на 5....Будет время грехи замолить...

  • Анонимно
    22.11.2013 10:32

    Хотя пишет экономист, по своей биграфии практически не связанный с авиацией, выводы, как ни странно правильные. В отличие от истерик летчиков- испытателей, депутатов и журналистов. Боинг не виноват, он был исправен. А наши супер квалифицированные летчики- испытатели доказали, что они точно так же могут разбить совешенно исправный новенький российский самолет, причем без разницы из отечествееных комплектующих(Ан-148) или иностранных(Сухой-100). Дело в некомпетентности управления всей авиацией, авиастроением и страной. Никто не берет на себя труд разобраться в мелких деталях, из которых и складывается нынешняя безрадостная картина. Что касается СМИ- я однажды спрсил нескольких специалистов разных профессий, все уровня полковника милиции или главврача больницы или начальника отдела в крупном предприятии- есть ли что-то рациональное или похожее на правду в том, что идет с экрана и газет. Ответы были однозначным- полная некомпетентность и бред. Задайтесь просто вопросом- по вашей части, где вы спец, есть ли умные статьи и передачи. А почему в других областях должно быть лучше?

    • Анонимно
      22.11.2013 15:15

      >>> Что касается СМИ- я однажды спрсил нескольких специалистов разных профессий, все уровня полковника милиции или главврача больницы или начальника отдела в крупном предприятии- есть ли что-то рациональное или похожее на правду в том, что идет с экрана и газет. Ответы были однозначным- полная некомпетентность и бред.Так и есть.

  • Анонимно
    22.11.2013 10:52

    хороший материал по катастрофе, чтобы задуматься: http://slon.ru/economics/bitva_zolotoy_molodezhi_v_nebe_nad_kazanyu-1023385.xhtml

  • Анонимно
    22.11.2013 11:26

    Вот хорошая статья про авиакатастрофу в Казани http://slon.ru/economics/bitva_zolotoy_molodezhi_v_nebe_nad_kazanyu-1023385.xhtmlМожет опубликуете БО?

  • Анонимно
    22.11.2013 11:27

    "Д.Л.: Нет, приглашением иностранных пилотов эту проблему не решить. Хорошо, россияне могут говорить, что, похоже, местные летчики слишком часто ошибаются. Нет, это не так. Показатели безопасности полетов местных авиалиний хуже, чем средние мировые показатели. С этим действительно нужно что-то делать. Однако главная проблема не в уровне российских пилотов, они ничем не хуже, чем их коллеги в других странах. Если вы будете говорить на эту тему с экспертами по безопасности полетов в гражданской авиации, все они будут говорить о другом – о культуре безопасности, то есть об отношении к мерам безопасности в целом. Все начинается с руководителя авиалиний, на которого вы работаете в качестве пилота. Если он доводит до каждого сотрудника, что безопасность полетов – это главный приоритет, тогда каждый пилот, каждый работник компании будет думать так же, он не будет рисковать, а действовать более осмотрительно и с большей ответственностью. Пилоты будут гордиться тем, как они выполняют свои обязанности. То есть ключ в том, как ты руководишь людьми, какие ценности ты в них стараешься заложить. И такой подход нужен не только в России, он нужен во всем мире."

  • Анонимно
    22.11.2013 12:33

    "Философия "лавочной авиации "-- угроза безопасности полётов".Эта статья известного в авиационных кругах психолога и авиатора Владимира Пономареноко была опубликована в журнале "Вестник международной академии человека в аэрокосмических системах" давно. №2 за 1998 год.По сути дела она даёт ответ и на причины катастроф в России, включая последнюю трагедию в Казани, и ответ на вопрос, где выход из порочного круга. Приведу только первый абзац, чтоб читатель понял, о чём речь. Это важно."Экономическое, "торопышное" расчленение целостного организма авиации на дробные акционированные компании с ограниченными материальными возможностями привело к у трате масштабного влияния авиации на наукоёмкое, экономическое развитие Российской Федерации. Гибельность нахрапистой политики Минэкономики по разгосударствлению авиационной промышленности и авиакомпаний проявилась в снижении уровня благосостояния авиаторов и всех слоёв населения, занятых в бюджетной сфере. Это закономерно, т. к. из всех видов транспорта государственная авиация приносила добрую половину дохода и вместе с военной авиацией обеспечивала работой около 2 млн. населения, более 300 тысячам молодёжи создавала возможность получить профессию высшей образовательной пробы".Весьма рекомендую эту статью к прочтению лицам, ответственным за принятие решений на всех государственных уровнях. Потому что так и хочется снова процитировать мнение профессионала:"Сегодня наше партнёрство с США -- "донорная труба" внешней политики. Однако жаль, что не восприняли их взгляды на авиацию "... как на ключевую отрасль полного экономического благополучия" ".Авиационно-космическая отрасль -- это, если хотите, та национальная идея, паровоз, локомотив, который может вытащить за собой всю экономику страны. Вероятно, она неосуществима в условиях буржуазно-капиталистической России. Пока в приоритете ВСМ, нано- и прочие "технологии" и "дорожные карты". Слов умных много... Сколько ещё авиационных катастроф должно произойти после казанской, чтоб страна, наконец, очнулась?!... Искренние и глубокие соболезнования всем родным и близким погибших. Среди них есть и наша землячка Настя Серхова. Светлая и красивая девушка, только в этом году окончила геофак Удмуртского госуниверситета. Очень жаль всех... ИХ ЖЕРТВА И ГИБЕЛЬ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРАСНЫ!Фарида Романова, г. Ижевск.

  • Анонимно
    22.11.2013 12:46

    Пишет не профессионал и выводы непрофессионала. Чушь собственно говоря говорит

    • Анонимно
      23.11.2013 00:25

      Написано на пять баллов. Он коротко пересказал международные стандарты к обеспечению безопасности полётов. То что Вы не поняли о чем написано, вовсе не значит что это чушь

  • Анонимно
    22.11.2013 13:59

    Ростех и Boeing в два раза увеличат производительность UBM к 2016 годуРБК daily 16:42, 18.11.2013 Американская корпорация Boeing и ВСМПО-АВИСМА, входящая в госкорпорацию Ростех, 18 ноября подписали меморандум о взаимопонимании в рамках авиасалона Dubai Airshow 2013. Документ предусматривает строительство нового завода в Титановой долине Свердловской области, где будут обрабатываться штамповки для пассажирских лайнеров Boeing. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, к 2016 году производительность совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing (UBM) увеличится в два раза.Документ подписали председатель совета директоров ВСМПО-АВИСМА, генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов и глава подразделения «Boeing — Гражданские самолеты», исполнительный вице-президент компании Рэй Коннер.

  • Анонимно
    22.11.2013 15:22

    Пацаны,не будте глупыми,я воевал в Афганистане и Чечне,прокрутон деятелям удался.

  • raf
    22.11.2013 17:08

    "— В наших специфических условиях перехода от социализма к построению неизвестно чего такая модель нежизнеспособна. Результаты вы видите",эти слова не сказаны каким-то политиканом,а технарём,ставший управленцем.Дальше будем опыт развивать,советское кое-что, есть ещё.

  • Анонимно
    23.11.2013 11:23

    Он совершенно прав, Директор должен ответить за смерть людей.

    • Анонимно
      23.11.2013 11:49

      а есть еще и люди выше директора, косвенно ответственные за это

  • Анонимно
    23.11.2013 11:28

    Он совершенно прав. .Директор должен ответить за смерть людей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль