Общество 
27.11.2013

Челобитная в Казанский Кремль: церковь Космы и Дамиана стала яблоком раздора

51615.jpg

«ВОЗМОЖНОЕ ОБРУШЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА НАНЕСЕТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ РЕПУТАЦИИ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ...»

На новый уровень поднялся скандал вокруг проекта КФУ по строительству лабораторного корпуса у стен церкви Космы и Дамиана. Напомним, что члены общества защиты памятников истории и культуры решили изучить ситуацию и обратиться с письмом на имя президента РТ Рустама Минниханова. Вчера это письмо поступило в СМИ. В нем авторы выражают обеспокоенность ситуацией вокруг историко-архитектурного ансамбля памятников федерального и республиканского значения, в который входят Петропавловский собор с колокольней, дом причта, дом Михляева и церковь Космы и Дамиана.

«Ситуация с сохранностью комплекса усугубилась в связи с близко пролегающим маршрутом метрополитена, а в последние месяцы из-за строительно-планировочных работ по созданию учебно-лабораторного корпуса КФУ на прилегающей территории, — говорится в открытом письме. — Результаты инженерного обследования, осуществленного ГУП «Татинвестгражданпроект» еще в 2004 году, подтвердили аварийное состояние дома Михляева и церкви Космы и Дамиана. В выводах указывалось на необходимость принятия срочных мер по их комплексной реставрации».

51618.jpg

Члены ВООПиК указывают на отклонения от оси колокольни Петропавловского собора (отклонение в 70 см превращает ее в «падающую башню»), а также на разрушение церкви Космы и Дамиана (домового храма Михляевых 1708 года постройки). «Тем способом, которым сейчас ведутся работы по строительству лабораторного корпуса КФУ (обнажение фундамента церкви Космы и Дамиана, планируемый пристрой к алтарной части церкви трехэтажного здания под видом воссоздания «исторической» застройки советского периода), категорически нельзя обходиться со зданиями, представляющими столь высокую ценность, — утверждают авторы обращения. — Возможное обрушение колокольни нанесет огромный ущерб репутации нашей республики».

В заключение они призывают президента лично вмешаться в ситуацию и распорядиться прекратить строительные работы, которые могут привести к необратимым последствиям. При этом крайне необходимо организовать и профинансировать реставрационные работы церкви Космы и Дамиана. «Реставрация всего комплекса и применение его культовых объектов по прямому назначению будут способствовать укреплению межнационального согласия в Республике Татарстан», — подчеркивается в письме.

Документ подписали участники рабочей группы ТРО ВООПиК историк-краевед Леонид Абрамов, архитектор-реставратор Ирина Аксенова, редактор журнала «Казань» Юрий Балашов, председатель общества русской культуры Казани Михаил Щеглов и доцент КФУ Искандер Ясавеев, историк Алексей Елдашев, председатель общества русской культуры РТ Александр Салагаев, протоиерей отец Олег (Соколов), главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.

литография-вид-на-петропавловский-собор-1839г.jpg

Напомним, что в ходе экстренно собравшегося в середине ноября совещания в музее Аксенова в комиссию по разработке документа была включена и зампредседателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова — одна из трех экспертов, давших положительное заключение на восстановление объекта под лабораторный корпус КФУ. Она отказалась подписывать письмо в таком виде, по ее мнению, проект восстановления существовавшего ранее здания будет способствовать сохранению и фундаментов церкви Космы и Дамиана, и колокольни, и здания геофака КФУ, которое также находится под угрозой.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОРПУС УКРЕПИТ ЗДАНИЯ ВО ВСЕМ КВАРТАЛЕ

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Забирова еще раз продемонстрировала проект, предложенный «ТатСНРУ». По ее словам, ситуация в этом квартале сейчас очень сложная. За счет восстановления корпуса будет укреплено и здание геофака со стороны улицы Чернышевского (известное популярным некогда «Грот-баром»), и фундамент церкви Космы и Дамиана, и бывшее здание образцовой школы, за которым стоит колокольня.

— Это принцип домино, а восстановленный объект свяжет комплекс воедино, но этого почему-то не хотят услышать, — считает Забирова. — Можно сравнить это с выдернутым зубом: рухнувшее здание, державшее уровень земли, «тянет» за собой все остальные. И пока не вставишь новый зуб на место выпавшего, такого же размера, ни больше и не меньше, соседние будут шататься.

2013-11-26-12-16-00.jpg

Строительство корпуса КФУ видится архитектору как процесс восстановления утраченного здания. Памятником оно не было. Церковь же Космы и Дамиана, согласно архивным данным, потеряла свое назначение почти 200 лет назад и превратилась в жилье. На литографии Турнерелли 1839 года над проездными арками уже нет купола, и к бывшей церкви пристроены хозпостройки. Последовавшие за этим пожары вновь изменили застройку квартала: над хозпостройками (по другим данным — хлебными лавками) появился сначала второй этаж, а в советское время — третий. На месте этой утраченной сейчас постройки, расселенной и рухнувшей уже в наши дни, и планируется восстановление здания под лабораторный корпус КФУ.

— Если мы беспокоимся за памятник, надо передать его более эффективному собственнику в комплексе с домом Михляева — Дряблова, — считает Забирова. — Минкульт вложил средства в строительство кровли над объектом, но ни у кого нет средств восстановить его в качестве церкви. Даже если КФУ укрепит фундамент, это не будет реставрацией памятника. И сейчас, чтобы спасти этот объект культурного наследия XVIII века, нужен более эффективный собственник. И чего бы мы ни говорили, в противном случае она просто обречена. Дорога в ад усеяна благими намерениями.

Поскольку предложенный проект восстановления здания лишь укрепит существующие, эксперты и дали положительное заключение. Причем экспертиза проводилась бесплатно, поскольку в проект включено и укрепление фундаментов церкви Космы и Дамиана, подчеркнула Забирова. Экспертизу, помимо Забировой, проводили также директор центра культурного наследия при минкульте РТ Ильзира Кузьмина и главный архитектор заповедника «Казанский Кремль» Рустем Забиров.

Чтобы погасить конфликт, обществу охраны памятников необходимо вновь собраться и обсудить ситуацию уже с привлечением проектантов и экспертов, считает она. А пока весь сыр-бор из-за противоречивой позиции двух экспертов: Ирины Аксеновой и Забировой, озвученный на экстренном собрании 14 ноября.

Помощник президента РТ Олеся Балтусова, по словам Забировой, также против несогласованной позиции в этом вопросе и поддерживает идею проведения такого собрания.

51617.jpg
Фарида Забирова

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО СКАНДАЛ?

Почему вообще понадобилось заключение экспертизы? Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал Забиров. По закону, все работы на объектах культурного наследия — а церковь Космы и Дамиана как раз таковым и является — проводятся только после получения экспертного заключения. Историко-культурную экспертизу проводят аттестованные эксперты.

— Мы имеем право проводить экспертизы таких проектов по всей России, и в принципе в Казани не так много экспертов, всего-то, наверное, 5 - 6 человек, — объяснил он. — Все эксперты имеют опыт реставрации и проектирования таких работ.

По мнению Забирова, вспыхнувший скандал, с одной стороны, объясняется невнятной позицией КФУ, который не озаботился перед началом работ в историческом центре показать проект широкой общественности. С другой, само название объекта «церковь Космы и Дамиана» провоцирует возможности для возмущения общественного мнения. И шум о том, что в Татарстане обижают православную конфессию, уже дошел до Москвы.

— Очень важно в данном случае то, что объект утратил значение культового здания примерно 200 лет назад, — отмечает эксперт. — И в принципе, лабораторный корпус, который восстанавливается в прежних объемах, не затрагивает предмет охраны памятника, установленный охранным обязательством.

2013-11-26-12-08-45.jpg

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ ОЗАБОЧЕНА СОХРАННОСТЬЮ ЦЕРКВИ

Что думают по поводу строительства в Казанской епархии? Как рассказал «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Александр Павлов, пока о согласии на строительство речи не идет.

— Насколько я знаю, существует опасность разрушения, и в связи с этим есть озабоченность со стороны епархии, — объяснил он. — Гарантии, что храм не будет утрачен в результате строительства, КФУ не дает. Как можно говорить в таких условиях о согласии епархии? Если произойдет разрушение памятника, то мы окажемся в сложной ситуации...

Впрочем, в детали Павлов вдаваться не стал, пояснив, что позицию епархии в этом вопросе представляет Петропавловский собор. Староста прихода Андрей Гибнер на совещании в минкульте РТ озвучил все существующие опасения.

Церковь Космы и Дамиана является памятником и числится на балансе министерства культуры, хотя и находится в бессрочной безвозмездной аренде у церкви, пояснил Гибнер. Поэтому сейчас, как бы ни был решен вопрос, все остается в сфере ответственности минкульта.

— Конечно, ничего хорошего в строительстве того, чего не было никогда, я не вижу, — отметил староста в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Ранее замминистра культуры РТ Светлана Персова рассказала «БИЗНЕС Online», что при восстановлении утраченного пристроя будут проведены работы по предотвращению возможных негативных последствий для здания бывшей церкви Космы и Дамиана. В том числе будут усилены фундаменты церкви с восточной стороны — там, где она примыкает к служебному корпусу.

Исторически он примыкал вплотную к восточной стене церкви Космы и Дамиана, то же самое предлагается в проекте, и служил подпорной стенкой, препятствуя сползанию склона в нижнюю часть квартала, отмечает Персова. И если корпус не восстанавливать, за счет перепада рельефа вода будет стекать вниз, доводя дело разрушения до логического конца.

«СМЕШНО СКАЗАТЬ, НО РУКОВОДСТВО КФУ НИ РАЗУ НЕ ВЫСТУПИЛО С ОБЪЯСНЕНИЯМИ...»

Подписанты письма президенту РТ прокомментировали «БИЗНЕС Online» свою мотивацию.

Любовь Агеева — главный редактор журнала «Казань»:

— Когда ко мне обратились с инициативой этого письма, я в первую очередь пошла на это место и сама лично убедилась в состоянии стройки, которая сейчас там ведется. Вы представляете, там такая дыра, и рядом церковь. А если пойдут дожди? Это же все поплывет!

Кроме того, на тот момент у меня была возможность обратиться с этим вопросом к Персовой, которая заверила меня, что меры по сохранению церкви Космы и Димиана буду предприняты. Однако прошло уже около месяца, и на момент подписания мною письма никаких изменений не произошло. А угроза как была, так и осталась.

Смешно осознавать, но руководство КФУ ни разу не выступило с публичным заявлением, заверением, что данная стройка не несет угрозы церкви, что все необходимые меры по сохранению памятника приняты или будут предприняты. У меня возникает такое ощущение, что мы просто выходим в пустыню и кричим там...

Что касается восстановления и реконструкции церкви, то это решать не нам, а специалистам в данной сфере. Потому что одни считают, что восстанавливать нужно, другие — нет. Поэтому пусть пройдет общественная дискуссия, на которой мы выслушаем все за и проти», а потом уже будем принимать решение.

Анатолий Елдашев — историк, председатель клуба любителей казанской старины:

— Я вчера был на том месте, и хотя есть распоряжение об укреплении фундамента, таких работ там до сих пор не ведется.

Все дело в рассогласованности действий КФУ, руководства Петропавловского собора в лице старосты общины собора Андрея Гибнера и митрополита Казанского и Татарского Анастасия. Данная стройка началась без согласия как руководства Петропавловского собора, так и митрополита. А мы имеем не так уж и много построек начала XVIII века, которые сохранились в Казани до наших дней. Кроме того, при раскопках были обнаружены захоронения. Конечно, пока это вопрос, кому они принадлежали, но факт остается фактом.

Тем временем фундамент церкви уже обнажен, под угрозой находится его южная алтарная часть. И дело уже идет не только о сохранении церкви, но и о самом комплексе Михляева в целом. Кроме того, по сведениям казанских историков, там некогда побывал Петр I, о чем свидетельствует доска, сохранившаяся в доме. Я считаю, что если бы республика взяла на себя расходы по реконструкции и восстановлению данного комплекса, то Татарстан приобрел бы новый бренд, место для посещения туристов и паломников. Получается, что это целый исторический квартал, которых в Казани сохранилось не так уж много. Да, это затратно, но я считаю, что это того стоит.

Единственный разговор со стороны КФУ был об укреплении фундамента церкви. Но это нужно было сделать давным-давно. Ведь единственное, за счет чего держится бывшее здание церкви, это за счет совести тех строителей, которые ее строили в начале XVIII века. Сейчас необходимо вмешаться в этот вопрос компетентным органам, президенту республики.

Искандер Ясавеев — преподаватель института массовых коммуникаций и социологических наук КФУ, доцент:

— На мой взгляд, совершенно ненормальной является ситуация, при которой интересы развития науки противоречат интересам сохранения исторического наследия. Я действительно не понимаю, почему для сохранения церкви Космы и Дамиана к ней следует пристраивать трехэтажный новодел, воссоздавая застройку советского периода?

Очевидно, существуют другие варианты сохранения церкви, и их необходимо искать и обсуждать. Но проблематика письма шире: нас очень тревожит состояние всего комплекса Петропавловского собора, не только церкви Космы и Дамиана, но также дома Михляева и колокольни.

«У НАС ЧТО, ВВОДИТСЯ ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?»

Советник ректора КФУ, руководитель общественно-информационного центра Юрий Алаев по просьбе «БИЗНЕС Online» прокомментировал письмо общественности. По его словам, упреки в адрес вуза, не согласовавшего заранее начало работ по раскопкам и разработке проекта реконструкции, говорят лишь о том, что авторы обращения просто не доверяют человеческой и научной позиции тех, кто проводил раскопки.

— Это письмо, в общем-то, вызывает чувство разочарования и не более того, — отметил Алаев. — Почему? Во-первых, во всех обращениях и дебатах говорится о строительстве, но это здание не надо строить, оно принадлежало Духовной семинарии. И речь идет о модернизации, реконструкции — в этих терминах я могу понять. Почему говорят о новом строительстве?

2013-11-26-12-42-26.jpg

Второе. Если мы посмотрим исторические снимки — завтра мы будем публиковать их на портале КФУ — это здание точно так же примыкало стеной к Косме и Дамиану. Ничего нового здесь нет.

Третье. Обвиняют КФУ в том, что университет что-то разрушил... Выскажу свою личную точку зрения как журналист. Здание, которого нет на самом деле, это фундамент, его территория находится в ведении прихода Петропавловского собора уже без малого четверть века. И четверть века вот это все разрушалось, размывалось водами, но про эту церковь знать никто не знал, кроме священнослужителей и специалистов. Может быть, я чего-то не знаю, но на моей памяти впечатление такое, что она никому не была нужна. Никто никаких писем протеста никуда не писал. Епархии, приходу, даже министерству культуры громких публичных претензий защитники памятников не предъявляли.

Теперь возникает университет, который расширяет базу института геологии. Прежде чем начать реконструкцию университет обращается в соответствующие инстанции, проводятся археологические раскопки, поднимаются культурные слои. Через три инстанции, в том числе надзорные органы и министерство культуры, проходит этот проект. Но все гневные инвективы идут исключительно в адрес университета. Университет — это варвары, разрушители, надо все остановить... Минуточку! Вы четверть века молчите, а потом предъявляете претензии КФУ, как будто он взял и самовольно все это начал воротить, ни с кем не согласовывая.

Это просто вызывает оторопь и начинает напоминать какую-то спланированную акцию. Я не хочу играть в конспирологию и верить в это, но доводы, которые я могу привести, заставляют об этом задуматься.

Теперь частность. Пишут и говорят на круглых столах: вот, там будет стоять оборудование, которое будет вибрировать и все разнесет. То есть изначально допущение негативное, вводится презумпция виновности Казанского университета. Почему? На круглом столе общественности с участием Фариды Забировой, авторитетнейшего человека, ее тут же обвинили, что она вандал и разрушитель. Но разве это можно назвать цивилизованным обсуждением проблемы? Стоило только услышать аргументы, не совпадающие с сегодняшним умонастроением аудитории, как человек в глазах публики тут же превратился в продажного клеврета империализма. Это просто вызывает оторопь!

А укрепление фундамента церкви Космы и Дамиана? Формально говоря, университет мог бы этого не делать, это не его епархия в прямом и переносном смысле слова. Университет согласился с предложением, но и тут он оказался виноват, что решил пойти навстречу общественности.

Справка

Надвратная церковь Космы и Дамиана построена в 1708 году, расположена на территории Петропавловского собора. Здание одноэтажное на высоком подклете, кирпичное, западным торцом примыкает к дому Михляева. В настоящее время оно перекрыто 2-скатной металлической кровлей, завершение утрачено. С восточной стороны, на месте уничтоженной апсиды, имеется арочный проем. Фасады церкви оштукатурены, а в тех местах, где штукатурка отсутствует, видны следы некогда существовавшего декора. Интерьеры не сохранились, так как здание использовалось под жилье. Состояние аварийное.

На протяжении последних 15 лет ведется планомерная работа по изучению и реставрации комплекса зданий Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ — в прошлом Геологического факультета, а ранее комплекса зданий Духовной семинарии.

Комплекс зданий семинарии начал складываться в первой половине XVIII века и представляет собой уникальный памятник гражданской архитектуры, связанный с важными страницами истории и культуры региона, развития системы образования в России. На протяжении более чем 10 лет шла последовательная реставрация объекта культурного наследия. На первом этапе этого большого проекта был отреставрирован главный корпус. Следующим этапом стало проведение ремонтно-реставрационных работ на территории «Учительского» двора — реставрация здания бывшего «Грот-бара» и формирование учебных и лабораторных корпусов.

В 2013 году были продолжены работы по разработке проекта реставрации (воссоздания) служебного корпуса, располагавшегося в глубине участка, вдоль границы с территорией Петропавловского собора. Реставрируемое здание примыкает к зданию бывшей церкви Космы и Дамиана, утратившей свое храмовое предназначение к середине XIX века. В начале 2000 годов, после отселения жильцов, свод подклета церкви частично обрушился. Главным управлением охраны памятников министерства культуры РТ были проведены консервационные работы, сделана временная кровля.

Воссоздание бывшего служебного корпуса семинарии проводится по разрешению, выданному министерством культуры РТ, и предусматривает разработку проекта, сопровождаемого обширным комплексом исследовательских работ, в том числе археологическими, территории застройки. Раскоп площадью 60 кв. м был разбит во дворе Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета в 20 — 25 м к северо-западу от северного угла здания колокольни Петропавловского собора. На месте предполагаемого раскопа механизированным способом был снят балласт (техноген) мощностью до 160 см от уровня современной поверхности. Общая мощность культурных напластований в раскопе достигала 320 сантиметров. Археологические исследования ведутся специалистами Института истории им. Марджани АН РТ.

Вдоль юго-западной стенки раскопа были зафиксированы остатки кладки из бутового камня шириной до 50 см, связанные с фундаментом разрушенного здания, датируемого не позднее XVIII века. На этом же уровне, с восточной стороны кладки выявлены 9 могильных пятен. 7 из них практически полностью попадают в раскоп, 2 уходят в юго-западную стенку раскопа под бутовую кладку. Костяки плохой сохранности, залегали на уровне от 60 до 140 см от уровня выявления, ориентировка погребений З-В, во всех погребениях прослеживаются остатки гробовищ в виде древесного тлена толщиной до 2 — 3 сантиметров.

Находки из раскопа представлены серой чернолощеной и нелощеной керамикой, глазурованной керамикой, большим количеством изделий из кожи, изразцов, стекла и стеклянных изделий, нумизматическим материалом, железными изделиями и так далее.

В связи с необходимостью проведения дополнительных исследований инженерно-технического состояния выявленного фундамента здания и дообследования прилегающих площадок некрополя было принято решение о необходимости снять балласт строительного мусора, сформировавшегося во второй половине ХХ века, угрожавшего обрушением в направлении церкви. В данный момент осуществляются необходимые работы по расчистке площадки, готовится документация по укреплению фундаментов прилегающих зданий и церкви.

В результате проведенных исследований были получены важные сведения о характере отложений культурного слоя и топографии в данном районе. На основе отобранного вещественного материала и анализа культурных напластований предварительно удалось выделить слои XVI — XXI веков.

Справка предоставлена министерством культуры РТ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.11.2013 08:42

    Дворцы спорта уже возвели - пришло время Епархии призвать народ к восстановлению "дворца духа". Сметы проверить, технологии уточнить - и не откладывая выполнить реставрацию Храма. Случай вопиющий, но решаемый - объект реально восстановить и ввести в действие. Обратного хода нет. Только стоматологов подальше от этой работы надо отодвинуть.

    • Анонимно
      27.11.2013 09:58

      Конечно, надо восстановить храм (от него что-то осталось?), закрытый еще Александром и пустить его в дело. А университет - зачем нам нужен. Надо посмотреть - может еще какие строения там были и их тоже воссоздать. Все снести к матушке - и воссоздать.!Во как! И Гибнера старостой - над всем поставить)))

      • Анонимно
        28.11.2013 11:37

        У нас мало пустующих церквей, надо еще и эту восстановить.

    • Анонимно
      27.11.2013 10:05

      Слышь мракобес религиозный, пусть твоя церковь строит на свои бабки, коих у нее немало, а не призывает народ скидываться по рублю. Совсем уже попы с муллами оборзели, берегов не видят.

    • Karim
      28.11.2013 11:37

      Понятное дело без Г-на Ясавеева тут обойтись не могло. Что-то давно не слышно было, видимо начали забывать г-н Я.Его появление меня например окончательно укрепляет в мнении спланированности данных акций.При том надо понимать , что появление г-н Я означает только одно для меня - значит в КФУ опять добились каких-то позитивных результатов и их никак уже не опорочить, но надо найти что-то что осложнило бы жизнь так бодро шагающему вперед университету. И г-н Я в этом случае один из винтиков пропагандистской машины, это тот кто появляется то с завязанным ртом (молчаливый митинг - это ноу-хау нашего визави), то с письмом к президенту Путину (которое он сам же в СМИ назовет абсурдным). И вообще организаторам всех этих кампаний пора бы уже понять - что приглашение в свои ряды г-на Я - это полный провал любого проекта и в особенности в политике. Всем кому он якобы хотел своими действиями помочь в результате оказывались в более худшем положении чем были до этого...

  • Анонимно
    27.11.2013 08:51

    А что думает по данному поводу почетный председатель ТРО ВООПиК Р.С. Хакимов?

  • Анонимно
    27.11.2013 09:31

    А г-н Забиров и г-жа Забирова случаем не родственники??? Если так то их заключение нужно считать ничтожным. Это все равно что адвокат-жена скажет что подсудимый честный и хороший, а судья-муж радостно согласиться. А г-ну Алаеву хочется сказать, что после того как КГУ с его научной базой развалил новый ректор (см.статью http://www.compromat.ru/page_32583.htm), то говорить а невиновности ВУЗа вообще не стоит. Если вы сами утверждаете что теперь вы коммерческая структура, то логично что ваша цель это получение выгоды, и ради нее вы готовы говорить все что угодно.

    • Анонимно
      27.11.2013 09:42

      "А г-н Забиров и г-жа Забирова случаем не родственники???" Родственники. Брат и сестра.

      • Анонимно
        27.11.2013 10:24

        Да, ужасный ректор у КФУ, отвратительный, скупил пол центра города под корпуса КФУ, отремонтировал здания, закупил тучу оборудования в университет, расшевелил народ, который ничего не делал, деньги проедал.. Зарплаты начал поднимать, надбавки давать.Ужасный ректор, просто отвратительны.А если Вы, уважаемый Аноним, даже не знаете наименование вуза, о котором говорите, пойдите сначала поинтересуйтесь.

        • Анонимно
          27.11.2013 11:42

          Вообще-то знаю К(П)ФУ, так что Вам тоже не мешает поинтересоваться, а развалили именно КГУ, где я собственно учился. А за чей счет собственно здания то скуплены? Он что на свои скупает и передает их ВУЗу? Про зарплаты вы мне не рассказывайте, уважаемый Аноним (мы с вами прям тёски), у меня много родных там работает. Оборудование кто покупает опять же? Ректор? или ВУЗ за гос.счет, куда я налоги плачу? Кого он на ...н расшевелил, если от всех новых студентов с кем я общаюсь я теперь слышу что знаний не дают, а если хочешь хорошую отметку, то конверт в кассу преподавателя пожалуйста. Или можешь просто входить в когорту избранных, кому без посещения ВУЗа вообще отлично ставят. P.S. Вы бы хоть думали что пишите.

          • Анонимно
            27.11.2013 12:12

            КФУ, уважаемый Аноним, КФУ, нет такой аббревиатуры К(П)ФУ.А что, Ректор за свой счет это все должен покупать? Его задача деньги найти.А зарплаты, ну что зарплаты, наверно плохо работают те, кому их не платят. Я прекрасно знаю тонну сотрудников, которые под видом науки вообще ничего не делают.Знания - ну не знаю, мне все дали, что надо, опять же, кричат об этом только те, кто сам ничего не делает и делать не хочет.Так что думайте сами.

            • Анонимно
              27.11.2013 14:30

              Посмотрите пожалуйста сами название, правильное, а не как все привыкли, а то надоело спорить с безграмотным человеком: http://kpfu.ru/ (даже в названии сайта KPFU), который пишет сам не зная про что. То что вы привыкли тремя буквами все называть я уже понял. Как у вас все просто преподаватели плохо работают, а вам дают все что вам нужно, а что вам дали то собственно? Денег, красный диплом за просто так? Об этом говорят люди которые выигрывают научные конференции Российского масштаба, но эти студенты естественно ничего не делают, им тоже просто дают дипломы потому что они хотят... Я думаю, и вижу что происходит внутри. Не знаю студент вы бывший или сотрудник администрации нынешней, но и вам советую так же подумать.

              • Анонимно
                27.11.2013 16:05

                Да вы что! Устав смотрите! А сайт у нас безграмотные люди в ците делали..

              • Анонимно
                27.11.2013 16:11

                Смотрите копию свидетельства и устав, какое полное, сокращенное наименования и какие аббревиатуры:http://kpfu.ru/docs/F686645171/????? ???+????-???.pdf

              • Анонимно
                27.11.2013 23:12

                Полностью согласна! Не понимаю людей, которые обладая какой то минимальной , и скорее всего, не верной информацией начинают направо и налево ей швыряться! ХОТЯ БЫ ПРОВЕРИЛИ ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПИСАТЬ! Извините, за остроту, просто уж очень надоели нарциссы высогоко мнения!Казанский ПРИВОЛЖСКИЙ Федеральный университет!

                • Karim
                  28.11.2013 11:48

                  Вообще уже наметилась тенденция кого университет в нынешнем состоянии безумно раздражает тот применяет аббревиатуру КПФУ (правда бывает так, что это делают и люди еще незнакомые с альма матер в нынешнем состоянии), есть вариант уже почти ненависти - эти употребляют ПФУ. А те кто, всё же за родной университет, те большей частью оперируют терминами КФУ. Поэтому уже сразу по применению данных сокращений можно определить тон комента, еще его не прочитав.

          • Karim
            28.11.2013 11:08

            Начнем с того, что КГУ шел прямой дорогой к задворкам без должного финансирования и внимания со стороны федералов. Не войди он в кагорту федеральных ВУЗов, он бы тихой сапой шел по своему корпоративному сценарию.Став федеральным ВУЗом, он получил весьма осязаемые материальные ресурсы, которые в результате реализации программы развития вылились в создании инфраструктуры для рывка 4 своих приоритетных направлений, это биомедицина (трансляционная медицина), нефтегазовые технологии, инфокоммуникационные технологии, и социогуманитарное направление. Поэтому кто чего развалил - начните спрашивать с себя, почему при вас никаких даже потугов в этом направлении не было. Вопрос может показаться некорректным, он он по сути точно такой же как и ваше утверждение про развал.Что касается зданий, напоминаю, что развитие КФУ является приоритетным для всей республики, и именно поэтому попечительский совет возглавил президент нашей республики Р.Н. Минниханов. В попечительский совет входят многие крупные предприниматели, ученые и государственники и они принимают решения о стратегических решениях КФУ. Здания восстанавливает на свои средства Татнефть, так решил попечительский совет КФУ под руководством президента РТ Минниханова Р.Н.Что касается собственности , то я до конца не владею ситуацией , но если вы хотите намекнуть на некие темные дела ( а это прямо сквозит ), то в данном случае вы жутко промахнулись, думаю речь идет не о скупке а передаче из республиканской или городской собственности в федеральную. Что касается, того учат студентов или нет , и тех студентов с кем вы общаетесь , то тут два варианта – либо вам жутко не повезло и вы попали в дурную кампанию либо вы сознательно искажаете информацию и подбираете именно таких себе знакомых (это о кагорте избранных) . А факты говорят вообще-то другое - конкурс и набор студентов в КФУ увеличивается с каждым годом, в этом году вообще был просто ажиотаж.

    • Анонимно
      27.11.2013 09:55

      Ректор как раз хочет дальше развивать эту базу, а не дают ведь. И вообще, как ВУЗ может быть виновным? Вопрос очень интересный возникает - столкнулись наука и религия? прямо философия какая-то )))

    • Анонимно
      27.11.2013 10:25

      Меньше желтую прессу читать надо и делом заниматься.

    • Анонимно
      27.11.2013 23:07

      А вы что, не понимаете, что эта статья просто черный пиар на фоне происходящих выборов в то время? Хватит быть детьми!!!КФУ - the best!

  • Анонимно
    27.11.2013 09:52

    если сейчас не начать строить здание, то рядом два здания (как минимум) развалятся. Это здания КФУ... Может хватить вопить и пора начать строить?

  • Анонимно
    27.11.2013 10:17

    Мне вообще не понятно, почему с началом строительных действий, жалкий кусок стены, который остался от церкви, находившийся под землей, вдруг стал так интересен? Ответьте мне, господа охранители памятников, где вы были, когда уничтожили гостиницу Казань? Где вы были, когда в старотатарской слободе все рушилось, где вы ходите, когда в центре куча развалившихся исторических зданий?!?! Вы полные пустозвоны и лишь голословно вещаете из своих кабинетов! А еще требуете согласовывать исторический вид тех или иных конструкций при их замене, хотя до их замены это было ужасное, "антиисторическое", но вы и не чешитесь. Иди те уже работать!

  • Анонимно
    27.11.2013 10:21

    А может ну его это геофак? Давайте выселим его и восстановим там семинарию!Пишут про колокольню, которая за целым зданием от этого места находится..Пишут про метро, которое 8 лет назад там построили..Пишут про церковь, которой нет уже 200 лет..Пишут про котлован рядом с церковью..Хватит ерунду пороть! Как можно говорить что там разрыли котлован и ничего не укрепляют, если вы не даете его укреплять и строить здание??Где вы все были до строительства здания?? Ну давайте не будем ничего строить, давайте оставим так, пусть развалится эта церковь, тогда и построим..

  • Анонимно
    27.11.2013 10:28

    Не могу понять, о какой церкви речь. Вроде там ее и не было. Если так подходить, то вообще в Казани нельзя ничего новое строить и надо только все старое восстанавливать.

    • Анонимно
      27.11.2013 11:05

      Да и нет там никакой церкви, кирпичная кладка осталась давно..Так и будем в разрухе сидеть, старое восстанавливать денег нет, новое строить не дадим.

  • Анонимно
    27.11.2013 10:40

    Подписанты известны. Парочка из них всегда готова подписаться под чем угодно. Собственный пиар превыше всего.

  • Анонимно
    27.11.2013 10:54

    если сейчас не начать строить здание, то рядом два здания (как минимум) развалятся. Это здания КФУ... Может хватить вопить и пора начать строить?

  • Анонимно
    27.11.2013 10:58

    Под маской мракобесия и клерикалов прячутся людишки, которые просто деньги хотят. На стройку, уже подрядчика нашли. Университет не кормушка. Какая им еще помощь, пусть соберут с этих болтунов по монетке и восстанавливают свои храмы через свои компании.

  • Анонимно
    27.11.2013 11:51

    Почему бы Универу не взять в аренду здание надомной церкви за 1 руб. в год, отремонтировать и его, но за это Университет будет пользоваться зданием например лет 20 за этот 1 руб. Пусть Епархия пример решение что важнее возможность обрушения после конфликта, или возможность восстановления церкви и улучшение общего вида Петропавловского Собора с окружающими постройками. А Университет раз уж он скупает здания в центре может быть и пойдет а это.

    • Анонимно
      27.11.2013 12:15

      Было бы что брать в аренду)) С таким же успехом можно взять в аренду стену..

  • Анонимно
    27.11.2013 12:17

    Надоела уже эта мышиная возня или чей то пиар вокруг груды битого кирпича.Что проблем в Казани больше нет???

  • Анонимно
    27.11.2013 13:30

    Наи сал коммертарий скритикой слов Алаева, модератор БО не пропустил, хотя все было написано прилично. Поэтому повторюсь: Алаев после начала работы пресс-секретарем Гафурова готов найти оправдание любому кощунственному злодеянию своего шефа. А ведь был когда-то нормальным журналистом. Что ж с человеком должность делает...

    • Анонимно
      27.11.2013 23:17

      Давайте рассуждать трезво.Без КФУ - церкви конец. Кто возьмется за ресторацию?????

  • Анонимно
    27.11.2013 13:37

    Сколько уже объектов старины уничтожено! Почему никто не несет за это ответственность? Сначала не сохраняется и уничтожается, потом вкладываются миллионы бюджетных средств в "новоделы", которые никакой исторической ценности не представляют. БО, запросите, пожалуйста, мнение Р.Хакимова по данному вопросу.

    • Анонимно
      27.11.2013 18:53

      По поводу этой церкви надо бы обратиться не к этим властям, а вообще все эти молельные дома для одурманивания народа.

  • Анонимно
    27.11.2013 16:48

    Бабки и ничего большего ребята,на любом строительстве делаются деньги причем не малые а вы о перспективах)

    • Karim
      28.11.2013 11:41

      Похоже у Вас большой опыт в этом деле, не судите по себе всех. Люди вообще то очень разные, а в вашем случае похоже кардинально...

  • Анонимно
    27.11.2013 18:28

    Мне вот интересно, если бы вместо церкви на этом месте была бы мечеть, проявлял бы Гафуров и Забирова такое рвение?

  • Анонимно
    27.11.2013 18:43

    Вот вцепились с этим пристроем. Можно же ему найти другое место. К примеру в Иннополисе.

    • Анонимно
      27.11.2013 22:00

      То есть за 100500 км от города, университетского кампуса в чистом поле, но зато с газом?Какой смысл растаскивать здания одного факультета на большое расстояние, чтобы студентам было неудобно едить? Чтобы создавать свю инфраструктуру заново, когда ее часть уже есть в старом здании факультета? Чтоюы максимально усложнить и так не простую жизнь ученых? Чтобы заплатить деньги не только за строительство, но еще и за землю?Не говорите глупости! Давайте вам лучше в квартире кухню перенесем в иннополис, как идейка?

  • Анонимно
    27.11.2013 23:07

    Слишком одиозная фигура Забировой-не того посла выбрал для связи с интеллигенцией Гафуров,не воспринимают ее истинные защитники нашего города и никогда не воспримут

  • Анонимно
    27.11.2013 23:30

    А Что было бы с церковью если бы здание рядом не строили??? РАЗМЫЛО Б к ядреной фене...

  • Анонимно
    27.11.2013 23:32

    Была экспертная комиссия - реконструкцию разрешили!!! Там же по новым технологиям! Без пробива свай!!!!

  • Анонимно
    27.11.2013 23:44

    Мне кажется ректору КФУ спасибо надо сказать! Хоть кому то не все равно. Он хочет оказать помощь, сделать хорошее дело, а тут все эти глоры - бездельники по вылазили. Кфу между прочим лицо республики! ИМХО!

  • Анонимно
    28.11.2013 00:02

    Неужели университету так остро не хватает площадей. Небольшой лабораторный корпус можно поставить в любом другом месте.

    • Анонимно
      28.11.2013 10:23

      Представьте себе не хватает, в старых корпусах новое суперсовременное оборудование не разместишь, там и так места нет, а еще они не соответствуют никаким требованиям.

  • Анонимно
    28.11.2013 09:42

    Господа, сообщите, почему это здание перестало быть церковью в 19 веке?

  • Анонимно
    28.11.2013 13:27

    КФУ хочет спасти постройку! Именно старинную ПОСТРОЙКУ, потому что это уже не церковь.....А без этого, автор выше прав - ее размоет, тоже видела по новостям.Так что КФУ - спаситель, а не уничтожитель...Тем более, что раньше уже пристой с этой стороны уже был! ИМХО!!!

  • Анонимно
    12.02.2014 16:55

    Не уничтожайте культурное наследие! Я против строительства корпуса КФУ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль