Общество 
27.11.2013

Чистополь: мечты о 100 тысячах туристов в год

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ДОМ ДЫШИТ ИСТОРИЕЙ

Исторический центр Чистополя станет достопримечательностью со всеми вытекающими из этого последствиями по сохранению исторического и культурного наследия республиканского значения. До 15 июня в минкульт РФ должны быть представлены все необходимые документы для включения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Достопримечательное место «Исторический центр Чистополя» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Такое поручение должен выполнить минкульт РТ в соответствии с постановлением кабмина РТ.

Границы территории проходят от места впадения реки Берняжки в Каму по левому берегу реки Берняжки до моста, от моста через реку Берняжку по четной стороне улицы Корнилова, далее по четной стороне улицы Тукая до пересечения с улицей Нариманова, от пересечения улиц Нариманова и Розы Люксембург до пересечения направления улицы Розы Люксембург и береговой линии Камы. Контур замыкается от точки пересечения берега Камы с направлением улицы Розы Люксембург вдоль береговой линии левого берега Камы до места впадения в Каму реки Берняжки.

Напомним, что исторический и экологический туризм — одна из точек роста Чистопольско района. «Город по-своему уникальный, — рассказал в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» глава района Ильдус Ахметзянов. — Многие говорят, что архитектуру купеческих домов даже с Питером можно сравнить, только по масштабу они меньше. Тогдашние архитекторы вкладывали в свои строения духовность и душевность, и хорошо, что все это сохранилось...»

Исполняющий обязанности главы Рустем Хаматов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что программу развития туризма, разработанную в Чистополе, поддерживает правительство и президент РТ Рустам Минниханов, и премьер Ильдар Халиков.

По словам начальника отдела культуры районного исполкома Светланы Колесниковой, документа в городе ждали давно. «Он необходим, чтобы у нас была законодательная база по сохранению исторического центра города, — пояснила Колесникова «БИЗНЕС Online». — Чтобы были элементарные основания, чтобы давать рекомендации частным владельцам по поводу облика объектов. Сегодня этот документ с конкретными границами содержит ряд положений, что можно и чего нельзя делать с историческими памятниками... Мы планируем создать в Чистополе государственный музей-заповедник, поскольку город имеет уникальную историю, это единственный город в Татарстане, где все памятники архитектуры сосредоточены на двух главных улицах».

Две улицы: это Карла Маркса (ранее Екатерининская) и улица Ленина (первоначально называлась Архангельской). Одна сторона улицы Ленина в будущем будет пешеходной. Это лицо Чистополя — второй хлебной столицы Казанской губернии, лицо старинного уездного купеческого города с набережной и ее хлебными, лесными, производственными пристанями. Понятно, что никаких кондиционеров, пластиковых окон или сайдинга на купеческих особняках быть не должно, но до тех пор, пока нет закона, владельцам этого не запретить. Научные разработки в Чистопольском районе уже ведутся — на эти цели кабмин выделил 1,7 млн. рублей. Летом археологи работали на старом Ромашкинском городище, а также в городище Джукетау.

Главное, чем богат Чистополь с духовно-исторической точки зрения, это персоналии. Здесь Борис Пастернак написал своего «Доктора Живаго», будучи в эвакуации вместе с тремя сотнями других известных писателей, художников и членов их семей. Здесь родилась композитор Софья Губайдуллина, писатели Гаяз Исхаки, Фатых Амирхан... А архитектурно в центре каждый второй дом дышит историей, которую надо сохранять, считает Колесникова. Это надо отразить и в благоустройстве — так, в национальном сквере «Хэзине» планируется поставить скульптурные композиции выдающимся личностям. А также обозначить в архитектурной концепции тот факт, что город является географическим центром Татарстана.

С ВИДУ ОСОБНЯК, НА САМОМ ДЕЛЕ КОТЕЛЬНАЯ?

Режим использования территории в границах исторического центра можно охарактеризовать тремя словами: разрешено, ограничено и запрещено.

Разрешается всевозможная реставрация, реконструкция с учетом исторических особенностей домовладений по проектам, утвержденным в установленном порядке, археологические работы с консервацией, музеефикацией ценных объектов, а также охранно-спасательные работы, сохранение планировочной структуры и композиционных принципов, присущих застройке конца XVIII — начала XX веков с включением сохранившихся элементов дорегулярной планировочной структуры, озеленение. На свободных участках разрешается регенерация историко-градостроительной и природной среды при наличии архивных документов. По заключению историко-культурной экспертизы можно сносить диссонирующие объекты.

Благоустройство территории разрешено лишь с использованием традиционных строительных материалов: дерево, камень, красный кирпич и так далее. Это касается покрытия дорог, пешеходных дорожек и площадок обзора, малых архитектурных форм и уличных светильников.

Промышленные объекты необходимо реконструировать с учетом особенностей историко-архитектурной среды. То есть внешний вид котельной ничем не должен портить стоящий по соседству купеческий особняк.

НА ЛОШАДКАХ И ПЕШКОМ...

Резко ограничивается дорожное движение — скорость не выше 5 км в час. Разрешен гужевой транспорт, а вот механический — лишь по особому разрешению, причем его грузоподъемность не должна быть более 1,5 тонн. В случае ЧП, конечно, можно «гонять» пожарным и силам МЧС, разрешено и движение личного транспорта.

В строительстве ограничено применение современных материалов: можно использовать дерево, красный кирпич и камень, современные парогидроизоляционные материалы и пропитки. Цветовые решения традиционные, металл лишь в деталях и конструкциях, исторически выполненных из этого материала. Максимальная высота новых зданий, строящихся без изменения характеристик исторической среды, не выше 9 м (2 этажа), ширина — 6 - 12 м, кровля — 2- либо 4-вальмовая с уклоном не более 30 градусов. Максимальная площадь домов — 120 кв. м, пятно застройки должно быть в исторических границах. Допускается использование мезонинов, при этом окна не могут быть пластиковыми либо алюминиевыми.

1.jpg
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

Жестко ограничивается установка рекламы, навесов, малых архитектурных форм. Под запрет попадает межевание участков площадью более 12 соток, а также всякое новое строительство, землеустройство, хозработы, не связанные с сохранением объектов культурного наследия. Не разрешена хозяйственная деятельность, требующая больших строительных объемов работ и территорий, привлекающая большие потоки транспорта. Под запретом размещение крупных торговых (площадь более 50 кв. м), спортивных (площадь более 100 кв. м) зданий. И даже общепит не может быть размещен на площади более 70 кв. метров.

Кроме того, нельзя менять рельеф местности, вырубать ценные породы деревьев (исключение — санитарная рубка), заменять аутентичные элементы исторических объектов без согласования с минкультом РТ, сносить ценную историческую застройку (за исключением разборки ветхих и аварийных зданий в особом порядке). Отвод земельных участков без согласования с минкультом РТ и заключения охранных обязательств по использованию участков также не допускается.

ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ

Проект по созданию в Чистополе государственного историко-архитектурного и литературного заповедника начался в прошлом году. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал директор музейного объединения Чистополя Александр Печенкин.

— В короткие сроки была подготовлена концепция создания музея-заповедника, проект был представлен руководству Татарстана, — говорит Печенкин. — Презентацию провели с участием представителей министерства культуры России, министерства культуры республики Татарстан, депутатов Госсовета и Госдумы, приезжал премьер-министр Ильдар Халиков...

В итоге проект был поддержан и министром культуры РФ Владимиром Мединским, и реализация проекта, по словам Печенкина, должна начаться в следующем году. В декабре премьеру Татарстана представят результаты научно-исследовательских работ и тысячи архивных документов из московского фонда Пастернака и Российского государственного архива литературы и искусства, а также Национального архива РТ.

— Весь исторический центр станет одним объектом культурного наследия, — подчеркивает эксперт важность постановления кабмина РТ. — Это поможет в деле сохранения культурного наследия. Причем позволит сохранить не только отдельные памятники, а вообще историческую среду, историческую планировку города в целом. Это довольно серьезный шаг.

Музей-заповедник на территории охранной зоны предполагается как первый литературный музей в республике. В него будет включен уже существующий мемориальный музей Пастернака, музей истории города, мемориальный комплекс дома учителя, где будут проведены ремонтные работы, музей Исхаки.

В перспективе открытие новых музеев. Это музей жертв политических репрессий, диссидентства и музей Бутлерова, мемориальный музей Леонова, Сельвинских, музей Твардовского, Василия Гроссмана...

— Что ни дом, через дом имеет мемориальное значение, в перспективе предполагается создание до 12 - 14 музейных объектов, — говорит Печенкин, напоминая, что сотни писателей жили в Чистополе в годы войны. — Параллельно с этим будем вести работу и по сохранению культуры наследия, и по развитию туризма, это неотъемлемые вещи. Сейчас мы уже начали работу с собственниками зданий культурных объектов по приведению фасадов зданий в соответствие. В следующем году продолжим эту работу более активно. Будем снимать и кондиционеры, и спутниковые антенны, баннеры огромные, вывески приводить в соответствие. То есть планы у нас большие.

НА СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ПОТРЕБУЕТСЯ 900 МЛН. РУБЛЕЙ

Собственно создание госучреждения не требует много средств — к существующему годовому бюджету понадобится, по оценкам Печенкина, 6 - 7 млн. рублей.

— Дальнейшая реализация программы по развитию туризма потребует много средств, — констатировал эксперт. — По нашим расчетам, в идеале порядка 900 миллионов рублей необходимо на проведение ремонтно-реставрационных работ и создание новых экспозиций.

Напомним, что в ходе интернет-конференции минимум, который необходимо вложить в реконструкцию исторического центра, глава Чистополя оценил в 40 - 60 млн. рублей, добавив, что средства нужны «большие».

Собственно 60 млн. рублей необходимо в идеале только на реставрацию и создание новых экспозиций существующего музея уездного города, отметил директор музея.

Требования к созданию новых экспозиций достаточно высокие. Чтобы привлечь посетителя, туриста, необходима мультимедийная поддержка с использованием новых технических средств, а не просто развесить костюмы, расставить предметы, — пояснил он. — На проведение реставрационных работ, а музей занимает площадь более тысячи квадратных метров, плюс флигель и дворовая территория, требуется порядка 60 миллионов рублей.

Впрочем, расчеты — расчетами, но пока о выделении таких «идеальных» средств речь не идет: надежда лишь на бюджетное финансирование из местного, республиканского и федерального бюджетов. Поэтому, конечно, сумма будет меньше, успокоил директор.

«НАМ БЫ СЕЙЧАС ТАКИЕ ЗДАНИЯ В КАЗАНИ!»

Сейчас туристический поток в Чистополе — около 25 тыс. туристов в год, в перспективе после создания музея планируется увеличить турпоток в 4 раза. Более 140 объектов культурного наследия расположены в историческом центре. Это интереснейшая архитектура, кроме того, эти здания имеют историческое, культурное значение.

При этом состояние исторического центра относительно неплохое.

— Как Ильдар Шафкатович сказал главе: «Нам бы сейчас такие здания в Казани»! — продолжает Печенкин. — То есть центр пока сохранен, его надо показывать, но надо навести порядок. Не допустить дальнейшей застройки и искажения исторического облика зданий. Ведь жизнь не стоит на месте, и люди стараются использовать современные строительные материалы... А тот же профлист, сайдинг, силикатный кирпич, пластик здесь неприменим!

Сейчас в городе очень осторожно относятся к старине — сноса зданий не допускается. Часть зданий резервируется под музейные объекты, часть объектов будет реализована с условием их реставрации под мини-офисы и мини-торговлю. А учитывая развитие автомобильного движения, акцент будет сделан на формирование объездных вариантов, чтобы разгрузить центр.

— Чистополь все-таки относится к историческим поселениям России, у нас в республике их два, второй в Елабуге, — резюмировал Печенкин. — И это тоже большая ответственность.

НЕ МУЗЕЙ В ГОРОДЕ, А ГОРОД-МУЗЕЙ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты полагают, что Чистополь имеет достаточно привлекательную историю. Мало того, что здесь побывал весь союз писателей СССР, сам по себе центр Чистополя — уникальный образец практически нетронутого современностью образчика уездного городка XIX века. Однако в то же время удаленность, нераскрученность Чистополя может сыграть против роста турпотока.

Светлана Персова — заместитель министра культуры РТ:

— Статус достопримечательного места историческому центру Чистополя уже присвоен, решение в данном случае принимает кабинет министров республики, и оно вступило в силу с момента принятия. До 15 июня 2014 года мы должны пройти регистрацию в минкульте РФ, однако это процедура, которая не скажется ни на статусе, ни на режимах содержания.

Оценка состояния объектов была проведена недавно. Перед тем, как направить документы в кабинет министров, прошла историко-культурная экспертиза. Это очень цельный, хорошо сохранившийся исторический город. Несмотря на то, что далеко не все объекты находятся в идеальном состоянии, это подлинная застройка конца XIX — начала XX века, сохранившаяся в основной массе. И не только застройка, но и планировка, элементы среды, то есть все те признаки, которые характеризуют историческое поселение.

На наш взгляд, это должно быть интересно туристам, судя по другим городам, которые, скажем так, раскручены и имеют хорошую туристическую инфраструктуру. Вопрос в том, чтобы сделать этот город доступным для посещения, чтобы были маршруты, чтобы было удобно добраться, чтобы сама инфраструктура была развита. Нужны пункты приема туристов, пункты общественного питания, решение вопросов организации посещения всех объектов. Чистополь — интересный город, судя по той застройке, которая присутствует в центре, он был даже побогаче, чем Елабуга. Кроме того, Чистополь имеет хороший потенциал не только с точки зрения архитектуры, но и истории, там немало мест, связанных с советскими писателями.

Вышедшее постановление — это статус. Но в законодательстве создание достопримечательного места рассматривается как первый шаг к возможному созданию заповедника. Если в будущем это понадобится, то следующим шагом может быть организация заповедника, только на этом этапе можно будет говорить о каком-то финансировании.

Рафаэль Хакимов — директор института историии АН РТ:

— Во-первых, с точки зрения туризма вся Закамская зона очень перспективна. Начиная от Биляра, Чистополь, Елабуга, Менделеевск в какой-то мере, Мамадышский район — интересный маршрут. Когда-то это было частью пути от Багдада до Югры — этот северный пушной путь известен с Х века. Поэтому там есть и древнейшие пласты — начиная с Х века и позднее.

Центр же Чистополя — сохранившийся уездный городок XIX века, практически не тронутый современностью. И это может быть не просто городок, где музей, а это сам городок-музей, в целом. Там и быт можно показать, как татарскую, так и русскую культуру, и знаковые фигуры... В Чистополе за свои взгляды сидел в тюрьме Гаяз Исхаки. В Чистополе писал Борис Пастернак, причем своих персонажей он писал на основе местного колорита... Там есть прямые аналогии! Союз писателей СССР был там практически весь.

Там надо немного поработать, и это не требует крупных инвестиций. Но все зависит от того, какой проект. Можно оформить все достаточно небольшими суммами, но вкладывать средства в комплекс объектов. Пусть там будет хорошее кафе, я предложил назвать его «Главлит». В Чистополе же были Фадеев, Леонов и многие другие, там был клуб. Можно сделать городские персонажи Пастернака как скульптуры: городничий, жандарм, мулла, коробейник — такие персонажи легко рисуются, и аналоги чего-то подобного уже есть в Москве. И это было бы привлекательно.

Сегодня найти городок XIX века целеньким, да еще с такими персонажами — это будет интересно. Ведь едут в Екатеринбург, допустим, а там, по сути, показывать нечего: геология, Демидовы, да. А тут с ходу каждая улица, каждый дом имеют свою историю.

Поэтому для нас это довольно прозрачно. Это не город, в котором есть музей. Это город-музей, только так.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Республики Татарстан:

— В свое время у меня даже было предложение поставить в Чистополе памятник Борису Пастернаку... Я туда привозил советника министра культуры РФ, и совместно с муниципальным образованием мы работали по включению чистопольского музея-заповедника в федеральную программу музеев-заповедников.

Город красивый, очень, с историческими традициями. Места шикарные! Я сам там буду 27 числа, приезжайте.

Диляра Насыбуллина — руководитель турагентства «Евразия-Трэвэл»:

— Думаю, что 100 тысяч человек в год — это пока нереальная цифра именно для Чистополя, мне кажется многовато. Если туристы едут в Татарстан, то в большинстве случаев ради Казани и близлежащих объектов. Загородные экскурсии вероятны только при наличии большого количества времени. Непосредственно в Чистополь запросов у нас еще не было. Даже не знаю, что можно сделать в Чистополе для того, чтобы он стал таким же привлекательным, как Казань. Сложный вопрос для меня.

Лилия Григорьева — генеральный директор турагентства «Эфир-Вояж»:

— В связи с тем что сейчас наша республика на устах абсолютно у всех, я думаю при наличии современной инфраструктуры, увеличить поток туристов в четыре раза вполне реально. Если инфраструктуру поднять до уровня Казани, то в год такое количество туристов Чистополь посетят. В принципе, не трудно включить Чистополь в программу наряду с посещением Казани.

Влада Саетова — заместитель директора салона путешествий «КиВи Тур»:

— Честно говоря, Чистополь достаточно далеко находится от Казани. Если рассматривать какие-то более близкие места, то вполне возможно. А так, ехать далеко нужно, и такого большого количества туристов достигнуть будет достаточно сложно.

Тем более про сам Чистополь, про достопримечательности этого города знает не так много людей. Здесь нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. Для такого большого количества людей город в первую очередь нужно оснастить хорошим транспортным сообщением, главными центром. Также не стоит забывать про хорошую отельную базу в лице средних добротных гостиниц. Это важно. Но главное, чтобы было на что посмотреть, ради чего ехать.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.11.2013 15:38

    С чистопольским молзаводом разберитесь сначала.

    • Анонимно
      28.11.2013 12:20

      Да, интересный был бренд молочной продукции - "Чистое поле". А не возобновить ли как экологически чистую?

  • Анонимно
    27.11.2013 15:39

    Утопический проект никто туда не поедет.

  • Анонимно
    27.11.2013 15:42

    " ... что можно сделать в Чистополи для того, чтобы она стала такой же привлекательной, как Казань ..." - что, прямо так и сказала?

  • Анонимно
    27.11.2013 16:03

    хороший проект, обязательно надо поддержать... для начала организовать для казанцев туры выходного дня, ведь многие там ни разу не были... и срочно прекратить современную застройку в центре, там уже построили что-то ужасное, сине-стеклянное..

  • Анонимно
    27.11.2013 16:18

    Дааа... приплыл город - люди, живущие в Чистополе, не сейчас - попозже, завоют. Потому как за разрешениями в Казань к персовой на поклон с дарами надо будет ездить. Печенкин, держись

  • Анонимно
    27.11.2013 16:23

    а, что случилось со СТОЛЕТНИМ водозабором (историческим), почему его не включили в объекты наследия, Водозабор уникальный со своей архитектурой?

  • Анонимно
    27.11.2013 16:37

    Вот молодец глава Ахметзянов - ну настоящий молодец! Пытается поднять город на новый уровень - сразу чувствуется. А все потому, что местный - прожил всю жизнь в Чистополе. Вот бы и нам в Зеленодольске такого главу - а то присылают одних варягов, которые ничего не делают и не хотят делать...

    • Анонимно
      27.11.2013 16:45

      Причем тут глава Чистополя? Это минкульт сделал достопримечательное место - они ж за это деньги получили, да еще экспертов прикормленных пригласили, ну те с ними поделились. Тут все ясно. Деньги, господа, деньги

      • клио
        27.11.2013 18:33

        Тоже думаю, что глава Чистополя тут не при чем. Чистополь еще раньше Елабуги, до всех ее намерений, сделал музей уездного города. Это уж потом елабужане подхватили этот бренд, когда у Чистополя не осталось ни денег, ни сил.

        • Анонимно
          27.11.2013 20:32

          думаю что глава все таки при чем!!! без его участия этого движения не начлось бы, пример предыдущий глава

          • лида
            28.11.2013 09:41

            Вы вообще знаете о чем говорите?! Были хоть раз в Чистополе или только свое весомое мнение из статьи формируете?Да Чистополь погряз в мусоре! Заборы обваливаются, грязь, везде обертки, бычки. Никто не убирается. Чисто только там где свои дома и каждый убирает возле себя. В таком упадке Чистополь не был за последние 30 лет

            • Анонимно
              30.11.2013 20:23

              Лида я живу в Чистополе.... Если из города что Москва не смогла забрать в Казань уходит (я про налоги и сборы) а обратно одни копейки приходят.... Из-за Универсиады многие проекты остались не реализованные (это я и про дороги и про строительство и про ремонт)...

            • Анонимно
              30.11.2013 20:23

              Лида я живу в Чистополе.... Если из города что Москва не смогла забрать в Казань уходит (я про налоги и сборы) а обратно одни копейки приходят.... Из-за Универсиады многие проекты остались не реализованные (это я и про дороги и про строительство и про ремонт)...

    • Анонимно
      28.11.2013 17:33

      Сам веришь в то что сказал? Ахметзянов ничего и никогда не решал в городе, Марат Хуснуллин - да, Ильдус - ноль.

  • Анонимно
    27.11.2013 16:40

    только не допускайте Забирову. Она уже второй год им ПЗО делает.

    • Анонимно
      27.11.2013 16:56

      Так Забирова повсюду с ТИГП экспертирует республиканские генпланы...

    • Анонимно
      27.11.2013 17:07

      Так она и делала это достопримечательное место. За ПЗО деньги взяла, а сейчас за новые деньги. Тут деньги господа, только деньги. Почитайте режимы - смех

  • Анонимно
    27.11.2013 16:50

    Надеюсь это не останется на уровне только запретов для жителей города и реально начнутся работы по повышению туристической привлекательности:дороги, чистоты,зелень, вкусные кафешки, река,в которой можно купить, милые маленькие отели....

  • Анонимно
    27.11.2013 17:25

    Когда уже избавяться от этой Забировой, а Персова и рада ей куски давать, лишь бы против нее не вякала

  • Анонимно
    27.11.2013 17:56

    утопия. в чистополе исторических памятников - на одну экскурсию. половину из них уже снесли, как в казани и заменили убогими новоделами. из крупных архитектурных памятников - только Никольский собор. но он традиционен для стиля классицизма, для XIX века. музей пастернака и музей уездного города неплохие, но не более. можно уложить в эту же экскурсию. булгарский джукетау - это в реальности три едва заметных вала от крепостной стены на фоне монструозного элеватора. переть людей 2 часа из казани ради всего этого - не вариант.

  • Анонимно
    27.11.2013 18:00

    да забыл. карла маркса, где больше половины памятников - это единственная приличная улица, по которой можно проехать из одного конца города в другой. если ее сделают хотя бы наполовину пешеходной - коллапс транспортный для чистая обеспечен.

  • Анонимно
    27.11.2013 18:09

    утопия. в чистополе исторических памятников - на одну экскурсию. половину из них уже снесли, как в казани и заменили убогими новоделами. из крупных архитектурных памятников - только Никольский собор. но он традиционен для стиля классицизма, для XIX века. музей пастернака и музей уездного города неплохие, но не более. можно уложить в эту же экскурсию. булгарский джукетау - это в реальности три едва заметных вала от крепостной стены на фоне монструозного элеватора. переть людей 2 часа из казани ради всего этого - не вариант.

  • Анонимно
    27.11.2013 18:40

    Тур выходного дня: в пролетке прокатится по милым улочкам, расстегаев с блинами откушать, кадриль посмотреть, романсы послушать, щурят молодых половить. Красота!!! Успехов и удачи!!!

  • клио
    27.11.2013 18:48

    Чистополь первым в стране открыл музей Пастернака. И музей там такой, что дрожь охватывает от эффекта чуть ли не присутствия автора "Доктора Живаго". Музей стоит на улочке сплошь старой купеческой застройки, сбегающей к Каме, и можно представить на этой улице Пастернака бегущего вниз к пристани разргужать баржу с дровами. Чистополь колоритный город. В старой части почти ничего не изменилось за 70 лет советской власти - чистопольские купцы строили на века! Планам превратить Чистополь в туристическую жемчужину уже наверно два десятилетия. Так что пусть нынешний глава сядет в свое кресло и утихомирится: это не его планы, пусть их не присваивает. Впрочем, пусть поиграется: чистопольцы знают тех, кто закладывал базу этих планов, кто создал два великолепных музея, которыми Чистополь обязан гордиться прямо сейчас.Если на Чистополь, наконец, снизойдет финансовый поток, то надеюсь, что горожане найдут способ хорошенько стукнуть по загребущим рукам и вложить деньги в свой прекрасный город и его будущее.

    • Анонимно
      28.11.2013 11:15

      После вашего комментария захотелось посетить город, который всегда проезжали стороной.

  • Анонимно
    27.11.2013 19:47

    А если Елабугу и Чистополь объединить одним маршрутом, это не даст синергетический эффект обоим городам-музеям? Я думаю что даст при грамотной организации. Надо объединяться, а не воевать друг с другом.

  • Анонимно
    27.11.2013 20:05

    Елабугу и Чистополь надо увязать в единый выезд. Выезд по реке, с остановкой на уху. Думаю и однодневные и двухдневные (выходного дня) туры должны сработать. Но нужен надежный речной транспорт (привет, Зеленодольск!). Зимой наверно большого турпотока не будет.

    • Анонимно
      28.11.2013 11:28

      да зимой с кораблями туго, а на автобусе по кругу Казань-Чистополь-Елабуга-Казань= 650 км однако!!!

      • Анонимно
        28.11.2013 12:08

        тут бы (на зиму) малая авиация помогла бы конечно ... Короче, госпрограмма должна быть. Я бы например на Байкал бы слетать хотел как и многие. Туда обратно из Москвы 35000 руб на человека. Этим все сказано. Государству бы организовать как то чартеры по приемлимым ценам. Думаю. что турпоток в миллион человек однозначно организовался бы со временем.

  • Анонимно
    27.11.2013 21:08

    Если честно то Чистополь дыра полная. Как город он совсем не развивается. Практически все значимые активы принадлежали семье Хуснуллина и офилированным лицам,после назначения в в Москву активы были перепроданы Ак Барсу. Развитие это тоже не дало.
    Разорён Чистопольский Часовой Завод а ведь там в 90-х работало тысячи человек !!! Ликёроводочный завод и элеватор тоже работают по старинке никакой модернизации.
    Дороги разбитые и узкие. Въезд в город Чистополь даже неосвещяется,встречает Вас унылый хлебзавод при въезде.
    Места там красивые,берег Камы тишина,покой.

    • Анонимно
      28.11.2013 09:40

      Да, наверное нет разницы у кого, что: у Хуснуллина или Муннуллина. Наверное, главное, чтобы работало и приносило радость людям.

  • Анонимно
    27.11.2013 21:10

    Ильдус Ахметзянов это человек из команды Хуснуллина.

  • Анонимно
    27.11.2013 22:38

    Чистополь-один из уникальных городов страныНайдите еще такой город,где одновременно жили бы целых два года десятки выдающихся советских писателей!В этом смысле даже Елабуге далеко до Ч.,там пилят опилки, идей нет,деньги заповедник расхищает через свои частные фирмы.Для Ч.наступила ренессансная эпоха,если сейчас не поднимется город - грош цена всем, кто правит ситуацией.Туристы придут обязательно,имидж города нужно поднимать.Инфраструктуру развивать.Природа-фантастическая.А заводы растащили нувориши по всей стране,Ч.здесь,к сожалению,не одинок.

    • Анонимно
      29.11.2013 08:51

      заповедник расхищает не только через фирмы но и гостиницы свои

  • Анонимно
    28.11.2013 02:29

    Очень хорошо, что в последнее "постсовковое" время у Чистополя не было денег, как у Казани на снос исторической застройки. Даже Елабуга грешила этим. Теперь жители Казани могут съездить в Чистополь и посмотреть, как выглядела Казань еще недавно...

  • Анонимно
    28.11.2013 09:24

    насчет удаленности от Казани - 120 км. Это разве удаленность?И о суммах, к примеру на реставрацию здания Музея Боратынского в Казани затрачивают более 100 млн. руб.,музей Ленина - 69 млн. и еще 2 музея порядка 60-70 млн каждый. Так что цифры судя по всему реальные, учитывая площадь музея

  • Анонимно
    28.11.2013 09:24

    Вот тем кто дырой называет, а вы сами что-то сделали для города?

  • Анонимно
    28.11.2013 09:25

    Дороги пусть сначала сделают и освещение на улицах. Позорище ведь !!!!

  • Анонимно
    28.11.2013 09:26

    Если исторический город отнесен к достопримечательному месту регионального значения, то так и так все новое строительство надо согласовывать в Министерстве культуры РТ, и это правильно, бардак с самовольной застройкой надо прекратить

    • Анонимно
      28.11.2013 17:25

      Ага - ежайте, ежайте. Вам руки Персова понавыкручивает, вы ей конверт заплатите. Во! Красотища!

  • Анонимно
    28.11.2013 09:36

    Елабуга и Чистополь-города спутники,им бы вместе развивать туриндустрию.Жаль,что нет взаимопонимания между людьми:зависть и пр.преобладают над разумом.Много лучше бы было обоим городам,если бы они работали в унисон.У Чистополя потенциал намного мощнее,десятки имен выдающихся людей и вся история очень впечатляют.В Елабуге развитие остановилось,идет топтание на месте,жаль.Чистополь добрее к людям и сохранился лучше.В Европе за такие возможности уцепились бы и жили бы на туризме,а мы пока тормозим. Вперед,господа-товарищи,поднимем наш замеч.город-памятник под открытым небом

  • Анонимно
    28.11.2013 09:59

    в любой город, чтобы он начал давать отдачу в туристическом плане, надо сначала вложить средства, поддержать, не так уж у нас в Татарстане и много исторических городов

  • Анонимно
    28.11.2013 15:20

    В определенных кругах Чистополь известен как производитель Часов, всю страну снабжали Командирскими и Амфибиями. О том, что в Музее уездного города есть выставка часов ЧЧЗ ни кто даже не знает. Сам об этой выставке узнавал через 4-5 человек. приехал из Казани, а там выходной, поехал в другой раз. Необходимо возродить музей ЧЧЗ, данный вопрос так же привлечет туристов.

  • Анонимно
    28.11.2013 17:38

    Сегодня чуть Молокозавод не отключили от воды, вернее на час перекрыли, долги...

  • Анонимно
    28.11.2013 22:21

    И кто это всезнающий про молокозавод?

  • Анонимно
    29.11.2013 08:53

    вообще непонятно как тамада попала на должность?

    • Анонимно
      29.11.2013 10:12

      ну как непонятно? все понятно, вот именно так и попала, нашла альтернативный путь к сердцу мужчины

  • nmi
    29.11.2013 14:06

    Надо предусмотреть велосипедные дорожки для жителей и для туристов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль