Общество 
29.11.2013

Карима Нигматулина: «Хуснуллин говорит: «Рассказываешь хорошо. А ты готова в Москву приехать?» Я опешила...»

«НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИВАТЬ СЕБЕ ПОЛЕТ МЫШЛЕНИЯ»

Попасть к и.о. директора Генплана Москвы Кариме Нигматулиной было не так просто. Но дело не в бюрократии или ее нежелании встречаться с представителями прессы, а в графике молодого чиновника, который расписан на недели вперед. Примчавшись к назначенному времени, боясь опоздать, корреспондент «БИЗНЕС Online» все равно был вынужден подождать около 40 минут, так как у Нигматулиной в это время были иностранные специалисты, хотя стрелки показывали уже 19 часов. Впрочем, появилось время осмотреться. С виду Генплан Москвы, охрана внизу и коридоры типичны для российского госучреждения.

Впрочем, стереотипы разбиваются, когда видишь Нигматулину. Бывшая коллега Билла Гейтса искренне улыбается, даже рассуждая о серьезных вещах, говорит торопливо, активно жестикулирует, смеется. Одним словом, живой человек. В ее кабинете нет портретов президента, премьер-министра, зато много карт с планами развития Москвы. Она объяснила это тем, что политикой заниматься не собирается, а вот старые Генпланы рассматривать интересно. Интервью с корреспондентом «БИЗНЕС Online» закончилось уже после 21 часа, однако Нигматулина даже не собиралась домой, потому что «есть еще работа».

— Карима Робертовна, чему вы научились у Билла Гейтса и как складывалась работа в США?

— Опыт, конечно, очень полезный. Это работа в системной структуре, где есть логика, где прорабатываются все решения, то есть довольно структурированный подход к принятию сложных решений. Но это просто полезный опыт. А вот урок, который был самым значимым для меня: нельзя ограничивать себе полет мышления. Нас как всегда учат? Вот это нельзя, это невозможно. А когда задачи глобальные и хочется поменять что-то кардинально, то нельзя себе такое ограничение ставить. Я очень хорошо помню, что на одном совещании, когда мы строили сложные модели для системы здравоохранения, как раз именно этот проект я курировала, я сказала, что хорошо бы построить такую сложную модель, там было бы такое программное обеспечение, но... это, к сожалению, невозможно, потому что закупить такой сложный компьютер и такую вычислительную технику практически нереально, требуются затраты в сотни миллионов долларов. «Почему? Почему невозможно?» — спросил меня Гейтс. Я говорю: «Ну а как? Это же дорого. А где такие деньги?» «Я не понимаю такого понятия «невозможно». Если это необходимо и если это правильно, то нужно это делать», — ответил он мне.

Казалось бы, простой пример, но я, работая здесь, в Институте, постоянно повторяю: «Нет такого понятия «невозможно». У нас всегда говорят: «Зеленые технологии — это не для России. Это за рубежом возможно, а в России невозможно». И именно в Институте, как наш, так думать нельзя, потому что наш Институт все-таки занимается перспективой на 20, 30, 40, а то и больше лет развития Москвы. Если мы не сможем раскрыть себе глаза на ту возможность, которая может появиться, то тогда наше планирование будет не на завтрашний и послезавтрашний день, а на сегодняшний, а нам это делать категорически нельзя.

— Вы упомянули проект по здравоохранению, над которым работали. В чем была его суть?

— Я у Гейтса вела два проекта. В одном проекте мы разрабатывали модели, которые позволяли нам рассчитать, как правильно оптимизировать и распределить объемы финансирования на системы здравоохранения в развивающихся странах. Как мы понимаем, есть ряд инфекционных заболеваний, которые распространяются, и мы понимаем, как можно финансировать: вакцины, сетки от малярийных комаров, чтобы дети под ними спали, какие-то лекарства, может, даже просто рацион питания улучшить, чтобы у человека был более сильный иммунитет. Есть целый ряд мер, а денег — ограниченное количество, и необходимо эти деньги использовать максимально, чтобы улучшить ситуацию. Как это сделать — на пальцах не посчитаешь. Поэтому выстраивалась такая модель, которая инфекционное заболевание моделировала и занималась распределением тех мер, которые есть, чтобы найти оптимальный набор мероприятий для каждой территории, потому что у каждой из них своя специфика. Вариативность территории, опять же, на пальцах не посчитаешь, а сложные модели позволяют нам сложить многие факторы и определить, что там делать. Поэтому у нас была задача: разработать не только модель, но и программное обеспечение — такой инструмент, который можно потом передать в министерства здравоохранения различный стран, а также Всемирной организации здравоохранения. То есть задача стояла — создать не просто математическую модель, а инструмент для тех людей, которые принимают решения. По этому проекту у нас работали и математики, и биологи, и иммунологи, и программисты, и демографы, и социологи и все-все-все.

Вторая задача была в атомной энергетике. Есть такая компания TerraPower, она разрабатывает новый реактор на быстрых нейтронах. И была заинтересованность в сотрудничестве с «Росатомом», поскольку в России есть уникальнейший опыт по работе с реакторами на быстрых нейтронах. У нас в стране работают два таких реактора, а всего в мире таких пять штук. У нас есть как раз небольшой экспериментальный реактор, и есть коммерческого объема реактор. Поэтому опыт России был интересен для этой компании. Я вела сотрудничество с «Росатомом». Оно до сих пор продолжается, хотя я уже в Москве.

«ПАТРИОТИЗМ У МЕНЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ НА УРОВНЕ НАИВНОСТИ»

— Кто вас позвал в Москву?

— Весь 2011 год я приезжала в Москву чуть ли не каждый месяц. На одном из мероприятий я познакомилась с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным. Мы разговорились, а я человек довольно энергичный, начала говорить, как должны у нас в правительстве приниматься решения, чтобы был аналитический подход, чтобы все продумать и проанализировать, чтобы была четкая системная методология, чтобы было обоснование для принятия решений, не чисто по интуиции, а именно по аналитике, которая проведена. Я рассказывала, что только на интуицию невозможно опираться, потому что слишком сложный организм, которым управляет правительство. Интуиции недостаточно, а вот математические модели, аналитическая работа, различные системные подходы — это моя специфика — именно это применить для управленческой тематики на правительственном уровне надо! Нужно! Он говорит: «Рассказываешь хорошо. А ты готова в Москву приехать?» Я как-то опешила. С одной стороны, я ждала такого момента, когда я смогу вернуться в Москву. Патриотизм у меня чуть ли не на уровне наивности, потому что я очень переживаю за развитие страны, за развитие этого города.

— Сколько вы прожили в России до переезда в Штаты?

— Я в 10-летнем возрасте первый раз уехала в Америку, на протяжении последующих лет я ездила туда-сюда. Школу окончила и в Америке, и в России. В университете я все-таки отучилась в Америке и в аспирантуре больше времени проводила в Штатах. Но уже когда работала, то ездила туда-сюда.

А еще у меня, наверное, заложено, родители воспитали так, что есть Родина, и у каждого человека есть обязательства перед Родиной, и что нужно пытаться что-то улучшить у себя на Родине, там, где есть корни, там, где бабушки, дедушки и все родные.

Поэтому внутренне я, конечно, хотела вернуться в Москву. Но у меня внутренне был страх, что я приеду, на меня посмотрят как на молодую девушку и скажут: «Вот бумажки, носи с одного стола на другой». А по моему характеру это невозможно, мне надо что-то делать, нужно результат своих работ видеть, чувствовать, я на этом набираю дополнительную энергию и хочу больше и больше работать. А если этого нет, то зачем? Поэтому я искала такую возможность. И когда поступило предложение прийти в Институт Генплана, я сначала немного опешила: что это такое, как, что? Но была задача: заниматься транспортным и экономическим моделированием — это как раз по профилю, математика. И я решила, почему бы не попробовать!

Но получилось так, что пришла в Институт, а никого знакомых нет, но постепенно, по чуть-чуть собрала команду. Потом сказали расширить сферу деятельности на вопрос вообще экономического развития, поскольку у меня есть и экономическое образование. Я этой тематикой начала все больше и больше заниматься, начала интересоваться нормативами. Нормативы — это тоже математика баланса и пропорции, которые должны сохраняться на той или другой территории. А после этого получилось так, что перешла на руководящую должность в Институте.

Я очень благодарна Марату Шакирзяновичу, что он дал возможность заниматься такой важной и интересной темой. Город — такой интересный организм для изучения! Не передать!

«В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПЕРЕМЕНАХ — ВАЖНОЕ ПОНЯТИЕ»

— А вам не мешает то, что нет градостроительного образования?

— Градостроительство, архитектура, транспортная инженерия и какие-то социальные направления — все нужны для Института. Я бы сказала, что любой человек, который руководит этим Институтом, не сможет быть только архитектором, только градостроителем или только транспортником. Должна быть команда. И руководитель должен уметь с командой работать, это самое важное, прислушиваться к мнению специалистов, которые в своей сфере понимают все, скоординировать такой диалог между специалистами, чтобы они друг друга слышали.

Конечно, количество книг по архитектуре, градостроительству, урбанистике, которое я сейчас читаю, колоссальное. Рядом с моей кроватью — колоссальнейшая стопка (Карима показывает руками огромную стопку книг — прим. авт.). Читаю и на английском, и на русском, чтобы расширить свой кругозор в этой сфере. Транспортная инженерия — тоже интересная для меня тематика.

Конечно, помогает тот факт, что аспирантура учит людей вникать в новый материал. Это то, что я получила от своего образования в MIT (Massachusetts Institute of Technology — прим. авт.). Требуется внутренняя воля, чтобы сесть и погрузиться в материал. Но никогда не буду опровергать, что я всегда опираюсь на специалистов, которые есть в этом Институте. Они просто гениальнейшие люди, в их сфере практически никто не может с ними сравниться. Когда они собраны в одном Институте — это колоссальная мощь. В этом смысле мне повезло.

— Вы говорили про свою команду. Новых сотрудников набрали или оставили тех, которые были?

— У нас микс: есть и новые, и те, кто проработал в Институте очень много времени. Я считаю, что именно это и полезно. Именно в сфере градостроительства преемственность в переменах — важное понятие. С одной стороны, город постоянно меняется, люди меняются, технологии меняются. Ничего не менять нельзя. У нас Институт должен постоянно обновляться, должны появляться новые мысли. Поэтому я пригласила Олега Леонидовича Гнездилова стать главным архитектором, это новый человек, чтобы свежие мысли появились. Есть еще такие люди, как Юля Панкратьева, которая до этого работала в Европе, хотя и выпускница МАРХИ, она 10 лет работала в Бельгии, Франции. Ее тоже пригласили присоединиться к нашей команде.

С другой стороны, есть такие люди, как Олег Артемович Баевский, который работает в Институте давно, он является главным проектировщиком, разработчиком Генерального плана, который сейчас действует в Москве. Есть такие люди, как Михаил Германович Крестмейн по транспорту, он тоже очень давно находится в нашем Институте. Они знают Москву, знают, почему были какие-то решения приняты. Можно легко смотреть на те решения и критиковать, не понимая их сути. То, что они понимают всю эту историю, позволяет нам не просто смотреть в абстракцию и надеяться на какое-то нереалистичное будущее, а совместить ту историю и новые мысли. Поэтому новое и старое в одном.

— Какие новые технологии используете в своей работе?

— Для меня интересны вопросы по транспортному моделированию. Сейчас мы модель по транспорту совершенствуем, используем новую методологию, которая нанизывается и позволяет нам более точно проводить расчеты. Я надеюсь, что на перспективу направление новых технологий будет расти именно по использованию, например, «Яндекс.Пробки», которые собирают информацию, как передвигаются машины по Москве, есть и GPS-навигаторы. Также есть информация, какое количество людей наблюдается в торговом центре. К сожалению, исторически были формальные данные: где зарегистрированы, где прописка, но это не отражает того, что происходит — многие москвичи прописаны в одном месте, а живут где-то еще. Поэтому чтобы понимать лучше город, наших горожан, мы делаем колоссальный упор на такие данные. Надеюсь, что в ближайшее время, месяцев за 6, эта тематика будет активно развиваться.

«БАЛАНС РАБОЧИХ МЕСТ И ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ «НОВОЙ» МОСКВЫ — ВАЖНАЯ ДЛЯ НАС СТРАТЕГИЯ»

— За то время, пока вы занимаете должность и.о. директора Института Генплана, над какими проектами уже поработали?

— У нас сейчас несколько стратегических работ, которые ведутся. Наверное, очень интересная и сложная — это Московский транспортный узел. Его программа определяет источники финансирования, объекты, которые финансируются по всем видам транспорта по различным субъектам. У нас есть источники финансирования на территории московского региона — это Москва, Московская область, есть федеральный бюджет, есть еще какие-то бюджеты, например, железнодорожный. Есть еще внебюджетные источники. Мы проработали и проанализировали, какие задачи у Московского транспортного узла до 2020 года, определили для себя цели и что необходимо финансировать, чтобы эти цели достигать. Это очень непростая работа, потому что вариантов очень много все-таки. Никогда денег лишних не бывает, и надо четко понимать, куда деньги необходимо вложить. Но эта работа активно продвигается, думаю, что в ближайшее время будет утверждена. Я думаю, это колоссальный вклад именно в стратегические планы развития региона.

Еще очень важна наша работа по территории «новой» Москвы. Мы разрабатываем территориальные схемы Троицка и Новомосковского административного округа. Работа очень непростая. Как смотреть на эту территорию? Многие говорят: почему присоединили именно эту территорию? У нее такая необычная форма. Но если смотреть, что на этой территории у Москвы есть возможность развивать то, что понимается целесообразным в контексте всей агломерации, всего, что происходит в регионе, то тогда появляются очень интересные мысли.

Мы не смотрим на эту территорию в вакууме, мы анализируем, что на близлежащих территориях прилегает, поэтому говорим, что если здесь что-то, то мы должны какие-то комплементарные функции развивать. Также задача — развивать транспортную инфраструктуру на этой территории, поэтому разработали проект транспортного каркаса на территории «новой» Москвы. Идет реконструкция Калужского шоссе, а также перпендикулярных направлений: Солнцево — Бутово — Видное — стратегическая дорога, чтобы развивать поперечные связи, чтобы не было только радиального направления от центра на периферию. Транспортный каркас с метрополитеном, улично-дорожной сетью, с общественным транспортом увязать с планами развития территории и именно сделать планы развития такими, которые позволяют сохранить природный потенциал в «новой» Москве. Мы для себя определили 12 точек роста на этой территории, такие как административно-деловой центр рядом с поселком Коммунарка, где есть административно-деловая функция, медицинская и образовательная.

А есть еще такие территории, где реализуется проект ЦКАДа. Какое развитие вдоль ЦКАДа можно рассматривать? Мы понимаем, что логистические функции там могли бы размещаться. А что еще? И мы понимаем, что это будет территория экономического развития. Просматриваем вопросы, как это увязать с градостроительством.

Также у нас есть такие территории, как в Остафьево. Она имеет историко-культурный потенциал, там есть усадьбы, параллельно есть неплохие зеленые территории, которые можно развивать в парковом направлении. Парк — это общественная территория, где людям комфортно находиться. Если развивается общественная территория, то вокруг может развиваться другое капитальное строительство, которое будет более выгодно на рынке. Если у нас, допустим, типовой спальный район, где ничего нет, кто там хочет жить? Очередные безликие, непонятные, одинаковые панельные дома, где квартиры не отличаются, подъезды непонятные. Тогда где можно посидеть молодежи и поболтать? Зелени нет, парков нет, там находиться не хочется.

Сейчас девелоперы и инвесторы понимают, что именно общественная территория помогает развивать рынок недвижимости, которая становится более привлекательной за счет общественных пространств.

Есть еще Мосрентген, Румянцево — тоже экономические точки роста. Технопарк, который выполняет функции по рабочим местам, потому что баланс рабочих мест и проживающих на территории «новой» Москвы — важная для нас стратегия. Надо, чтобы баланс сохранялся, чтобы не развивалось одно жилье в «новой» Москве, чтобы не развивалась маятниковая миграция. Мы хотим, чтобы «новая» Москва тоже стала точкой притяжения рабочих мест.

— На сколько лет рассчитаны планы развития «новой» Москвы?

— Террсхема рассматривается на 20 лет вперед. В ней закладывается, что есть первая очередь развития, это где-то до 2020 года, и потом расчетный срок на долгосрочную перспективу. С другой стороны, мы тоже себе отдаем отчет, что долгосрочная перспектива где-то в голове должна лежать. Мы понимаем, что некоторые коридоры необходимо резервировать сейчас, чтобы через 50 лет они остались. Мы не говорим, что в ближайшие 20 лет они будут построены, сейчас нет и спроса на эти коридоры, и экономически это неэффективно. Но если коридор застроить, то через 50 лет уже не будет возможностей эту территорию развивать.

«МЫ ПРОЕКТ ДЕЛАЕМ ИМЕННО ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ, А НЕ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ»

— Вы упомянули парки. Значит, парком Зарядье тоже занимаетесь?

— Мы как раз совместно с Институтом «Стрелка» организуем международный конкурс по парку Зарядье. Совсем скоро у нас будут представлены работы финалистов, и уже в декабре будет известен победитель конкурса. Я думаю, что проект будет интересным. Радует тот факт, что именно в центре города сделали такой подарок жителям. Ведь могли же разместить типичную офисную или жилую функцию, причем это большие деньги.

— Есть ли задумки насчет того, что там должно быть?

— В техническом задании, которое мы давали конкурсантам, есть понимание, что 70 процентов этой территории должно быть зеленым пространством. Не должна быть какая-то смесь, которая превращается в торговый центр. Но мы понимаем, что должно быть внутреннее пространство по обслуживанию. Закладывали вопросы, каким должен быть доступ к Москве-реке. Все-таки река должна быть доступна для этого парка, это идеологически важно. Есть психологические и эмоциональные исследования, которые говорят, что вода поблизости делает человека счастливым. Также заложены параметры по финансовым затратам. Конечно, можно придумать какой-то парк, который экономически загнется. Мы понимаем, что парк должен существовать в наших московских условиях. Это должен быть парк, который функционирует 24 часа, чтобы и летом там люди были, и зимой — это тоже важный критерий.

Рассматривали, какое количество парковочных мест должно быть на этой территории. Должен быть баланс: места должны быть, но без излишек. Были различные мнения, и мысли предлагались: почему бы не сделать большую парковку под всем парком, тогда весь центр снабдим парковочными местами? Но мы проводили транспортное моделирование и подсчитали, сколько туда могут доехать и чтобы это не стало притяжением для тех, кто просто хочет запарковаться.

Также мы понимаем, что есть историко-культурные ограничения, поскольку вдоль Варварки церкви стоят, которые необходимо сохранить, визуально-ландшафтный анализ должен гармонировать. Также эта территория на фоне Кремля как раз, чтобы и она вписывалась тоже. Надо продумать все сложности с 16-метровым перепадом от Варварки до Москвы-реки, чтобы это идеологически как-то укладывалось.

Но мы хотели услышать максимально широкий диапазон предложений от международных специалистов, самых топовых.

— Только иностранные специалисты вышли в финал?

— Нет. Есть одна компания, где первичный лидер в этом консорциуме именно российская компания ТПО «Резерв». А в ряде других в консорциуме участвуют именно российские представители. Я думаю, что это как раз и будет помогать консорциумам, потому что понимать Россию, Москву, ее специфику очень важно, мы проект делаем именно для москвичей, а не для иностранцев. Но мы хотели, чтобы это был международный опыт: есть интересные примеры за рубежом, которые мы могли бы применить на благо. Если говорить вообще про ландшафтные работы, я бы сказала, что нам есть чему поучиться у иностранцев.

«РЕАЛИСТИЧНОСТИ НАДО БАЛАНСИРОВАТЬ С ОПТИМИСТИЧНОСТЬЮ»

— В прессе писали, что вы будете развивать не Генплан, а мастер-план. В чем разница?

Очень хороший вопрос. Когда мы говорим о Генеральном плане или о мастер-плане, то не особо важно, как это все называется. Но нужно понимать, что Генплан — это инструмент, который фиксирует целый ряд градостроительных показателей. Но если посмотреть, что он должен зафиксировать, то это должно быть экономически обосновано. Это должно быть выгодно и социально комфортно для города. Все это социально-экономическое обоснование прорабатывается на этапе мастер-плана.

Если аналоги посмотреть, что делают иностранцы, возьмем для примера Сингапур, то у них есть мастер-план и концептуальный план. Концептуальный план — это именно обосновывающий материал, который смотрит экономическую целесообразность, концепцию, как город может развиваться. Когда мы говорим про полицентричность, то идея понятна. Но где могут эти центры находиться? Это прорабатывается на концептуальном уровне именно в мастер-плане, а потом фиксируется конкретно под тот масштаб, который прописан по Градкодексу, и фиксируется в Генплане. Но обоснование, логика, зачем все это нужно, прорабатывается в мастер-плане. Акцент идет именно на экономику, чтобы мы понимали, что все это реализуемо, потому что нарисуем мы красивый документ, а если его реализовать невозможно и это утопия, тогда зачем?

— Вы же говорили, что нет ничего невозможного.

— Нужно быть реалистом и уметь открыть глаза. Как пример: давайте перекроем всю Тверскую улицу, не будет там автомобильного движения, сделаем пешеходную улицу. Идея звучит: почему бы и нет? Все будут гулять — это прекрасное пространство. Но невозможно. У нас тогда транспорт встанет. Это такая важная артерия, которая была запланирована раньше. Хоть куда денься, но там будут машины. Поэтому реалистичности надо балансировать с оптимистичностью.

«МОСКВА — НЕОРДИНАРНЫЙ ГОРОД»

— Раз мы заговорили про транспорт, то продолжим. Вы рассказали про развитие транспорта в той же «новой» Москве, но ведь в центре, кажется, уже ничего не изменить — так исторически сложилось.

— Если говорить про центральную часть, то она неплохая, если смотреть по плотности улично-дорожной сети, ЦАО в процентном отношении чуть-чуть отстает от европейских аналогов. Если посмотреть на то, что происходит в остальных административных округах, то там плотность улично-дорожной сети гораздо меньше. Если говорить про обеспеченность метрополитеном, то она и там ниже, хотя плотность населения очень высокая.

Москва — неординарный город, если сравнить с европейскими аналогами. У нас плотность населения остается высокой на всей территории до МКАДа. А если посмотреть на другие города, то в центре плотность высокая, а потом постепенно спадает. У нас даже, наоборот, в некоторых периферийных местах плотность выше, потому что там ничего, кроме спальных микрорайонов, нет. А улично-дорожная сеть и транспортная инфраструктура вся в центре. Если посмотреть на карту метро, то в центре оно везде, а вот на периферии есть одна ветка, и она должна собрать отовсюду людей.

Поэтому у меня есть надежда, как решить проблему в центре. Сейчас у нас в ЦАО находится 50 процентов рабочих мест — это неправильно. Все должно быть сбалансированно, какие-то рабочие места должны находиться в других округах, чтобы и люди не все так далеко ездили, и центр был не так перегружен в рабочие часы.

По парковке. Это тоже тот инструмент, с которым надо работать. Первые шаги уже приняты. Правительство не должно бояться меры менять, совершенствовать. Я считаю, хорошо, что парковка не бесплатная. Нужно, чтобы человек точно понимал, где он поставил машину, а если есть возможность, то лучше оставить где-то на периферии и добираться на общественном транспорте. Те меры, которые уже реализуются, я считаю, идеологически правильны.

Строительство третьего пересадочного контура метрополитена, я считаю, тоже очень поможет развивать полицентричную структуру, чтобы люди для пересадки не так далеко заезжали в центр.

Такие проекты, как Московская кольцевая железная дорога, должны начать работать в 2015 году — тоже вид транспорта, который должен помочь не только в центре, но и на периферийных частях, где проживает 90 процентов населения.

«НАМ НУЖНА СТАБИЛЬНАЯ СИСТЕМА, КОТОРАЯ ПЕРЕВОЗИТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ»

— Какие перспективы развития метро?

— Программа развития метрополитена до 2020 года — это строительство более 150 километров метро, это где-то 74 станции. Есть еще в планах строительство депо, чтобы новые ветки обслуживать. Самая большая часть этого строительства — третий пересадочный контур, который у нас появляется. Также есть у нас Калининско-Солнцевская ветка, которая идет с востока на юго-запад, она немного заходит и на «новую» Москву. Есть еще продление некоторых веток тоже на «новую» Москву. Рассматриваются на перспективу варианты, как от третьего пересадочного контура провести ветку в поселок Коммунарка, где закладывается у нас развитие административно-делового центра «новой» Москвы. Однако мы понимаем, что целую длинную ветку туда далеко-далеко тянуть куда-нибудь до Калужской области экономически нецелесообразно. Поэтому мы ведем аккуратные расчеты по использованию железной дороги — это тоже колоссальный потенциал.

Если говорить про тематику устойчивого развития в урбанистике, то железные дороги — это как раз международная тенденция, железные дороги помогают развитию городов. Поэтому это тоже стратегическое направление, однако, надо всегда учитывать, чтобы эти железные дороги не разрезали всю территорию, потому что когда есть разрез, то не хватает связок. Когда областники ездят, то на своей шкуре хорошо понимают. Поэтому нужна увязка железных дорог и путепроводов, которые позволят связать территорию по две стороны железной дороги.

— Все-таки чтобы построить метро, надо глубоко и долго копать. А нет ли идей, как, например, в Берлине, U-Bahn и S-Bahn, пустить что-то по поверхности, а что-то под землей, и чтобы между этими ветками можно было пересаживаться?

— У нас идеология такая, что метрополитен именно подземный. Сейчас рассматриваются возможности использования новых технологий, чтобы затраты были меньше, но не терялось то качество обслуживания, которое есть. Мы понимаем, что в Москве метрополитен уникален. Даже коллеги из Сингапура, которые считаются номер один, говорят: «Какое у вас в Москве хорошее метро, есть чему поучиться». Поэтому нам нужна стабильная система, которая перевозит большое количество людей. Но надо интегрировать с железными дорогами и другими видами общественного транспорта: будь то автобусы или трамваи.

Если у нас будет одна единая система общественного транспорта с удобными пересадками, где не испачкаешь свою обувь, тогда система заработает. Я по себе знаю. Я в метро чувствую себя комфортно. В автобусе для меня менее комфортно, особенно в зимнюю погоду, когда обувь можно испачкать, кожаные сапоги ведь жалко. Надо все-таки продумать, как пересадку улучшить — это программа транспортно-пересадочных узлов, которая тоже сейчас активно развивается.

«КОМПАКТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДА — ЭТО ВАЖНО»

— Все-таки Москва будет развиваться вширь или ввысь?

— Интересный вопрос, потому что развитие компактного города — это важно. В исследованиях, которые сейчас проводятся, говорится, что если это масляное пятно размазывается, расползается, то возникают две проблемы. Во-первых, мы убиваем природу, если мы говорим про юго-запад, то там вообще роза ветров, нельзя ее убивать, это повлияет на весь город. Во-вторых, это экономически невыгодно, потому что всю инфраструктуру надо тоже размазывать. Наверное, самый известный опыт у Лос-Анжелеса, который вширь размазался, а штат теперь не то что не успевает строить новые дороги, чтобы всю территорию обслужить, но даже реконструировать не успевает, потому что слишком большая сеть.

Поэтому компактное формирование города — это важно. Но с другой стороны, мы должны понимать, что в какой-то момент эта плотность, компактность и высотность растет и должна балансироваться транспортной и инженерной инфраструктурой, которая это выдерживает. Эти пропорции необходимо соблюдать. Поскольку город на территории Москвы у нас сформирован, ткань есть, а мы скажем, что это снесем и другое построим — это невозможно. Мы понимаем, что это живая ткань, люди там живут, поэтому отношение к таким поправкам болезненное. Значит, надо балансировать: где-то мы можем смотреть ввысь, а где-то должны быть такие участки, которые эффективно используются и подлежат развитию.

У нас есть неплохой потенциал за счет промзон. У города есть территория, нужно смотреть, как каждую часть максимально эффективно использовать, чтобы от нее была отдача. Будь то экологическая, зеленая отдача, или это может быть рекреационный потенциал, не обязательно должны быть деньги, могут быть и социальные объекты. Может быть, это жилые пространства, может, какие-то административные здания или производство, которое дает экономический эффект.

Но у нас получается, что многие промзоны бесхозные, непонятно, что там находится, поэтому ничего они городу не дают: ни транспортного, ни социального, ни экологического эффекта. Поэтому эти промзоны подлежат реорганизации. Надо думать о том, чтобы все не застроилось жильем, это очень опасно. Но именно сбалансировать их, чтобы формировались рабочие места, общественное пространство. Логика размещения промзон идеально сходится с тем, чтобы в административных округах вне ЦАО формировались какие-то территории. Поэтому потенциал земли у нас есть. То, что у нас развивается проект МКЖД, он как раз нанизывает на себя ряд промзон, которые теперь могут развиваться и стать такими жемчужинками, нежели тем, чем являются сейчас.

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО МЫ СТАНЕМ АМСТЕРДАМОМ — НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ»

— Будут ли развиваться в Москве новые парки? Может, Москва — город и зеленый, но в Европе, я знаю, есть и куда более не то что зеленые, но более обустроенные для людей парки.

— У нас в Москве везет с тем, что зеленых пространств больше, чем в любом другом городе, мы практически на передовых местах. Но это зеленое пространство как-то не совсем для людей. Идешь — лес. А что там делать? Поэтому надо думать, как вкрапливать зеленые бульвары и пространства именно в территории, которые являются жилыми и административными, чтобы зеленый каркас был не только огромным массивом, но и пронизывал всю территорию города. Это очень важная тематика. Когда мы рассматриваем различные планировки, мы пытаемся учесть, чтобы зеленый каркас проходил по всей территории. Интересный пример сейчас: территория промзоны «Серп и молот». Если посмотреть, то там есть зеленые пространства вокруг. Сейчас идет тоже международный конкурс, собираем все заявки по развитию этой территории. Но одна из тем в том, чтобы «Серп и молот» соединил зеленый каркас, который есть на севере и на юге, чтобы человек зашел туда и шел по зелени. Надо думать и о том, чтобы были какие-то локальные парки.

— Был вопрос о парках, следующий — о велодорожках. Возможно ли это на территории Москвы? Мне кажется, что в центре Москвы ехать на велосипеде страшно и опасно.

— Велосипедное движение очень интересно. У нас люди часто говорят, что климат не позволяет, но город в Америке, который имеет самое высокое процентное соотношение использования велосипедов — это Миннеаполис, он на севере, там настоящая зима, там не теплее, чем у нас. Поэтому, я считаю, климат — это не препятствие. Но необходимо организовать безопасное велодвижение. Я бы сказала, что каждый город, который его внедряет, проходит через этапы, когда все совершенствуется. Например, в Бостоне оно развивалось, город молодежный, много студентов, они склонны передвигаться на велосипеде, но по мере этого город определил, что должны быть выделенные полосы. Как организовать, чтобы отдалить эти полосы от автомобильного движения — это потихоньку, за год не получается. Но первые шаги уже приняты. Думаю, и дальше будет развиваться. Эти схемы велосипедного движения у нас отраслевым институтом как раз разрабатывались. Я не думаю, что мы станем Амстердамом — никаких иллюзий. Но какая-то доля велосипедного движения будет. Для велосипедистов надо место резервировать.

— Может, в России просто нет культуры этого велосипедного движения, если сравнивать с Европой?

— Культура появляется со временем. Приходит новое поколение, которое какое-то время провело в Европе, видело велосипедистов. Сейчас у нас, наверное, необычно, когда человек в костюме, туфлях сядет на велосипед и поедет на работу. Скажут: «Что за чудак!» Но через какое-то время первые садятся на велосипед, привыкают, и это становится нормальным. На долгосрочную перспективу, я думаю, будет какая-то доля велосипедного транспорта.

— Но если я живу у МКАД, а работаю в центре, то, боюсь, на велосипеде я не доеду...

— А вот для этого нужна полицентричность, чтобы рабочие места были не только в центре, но и у МКАД, тогда можно и на велосипеде.

«НЕТ ДРУГИХ ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ НАПОМИНАЮТ МНЕ МОСКВУ»

— Раз уж про полицентричность заговорили, то будет ли развиваться как-то арендное жилье? Может, будут строиться доходные дома? Хотя я читала, что это невыгодно...

— Арендное жилье — очень интересная и важная тематика. У нас, если посмотреть в России, люди очень редко переезжают, редко меняют свое место жительства. За рубежом — наоборот. Например, я, когда менялся офис, меняла жилье, чтобы за пять минут доезжать. Не хотела я тратить время на дорогу. В Москве это не очень удобно. Этот рынок все же очень сложный и не всегда структурированный. Поэтому все-таки необходимо его развивать, чтобы люди могли передвигаться. Важно и для профессионального сообщества, которое Москва хочет привлекать.

Логика такая: город конкурирует за высококлассных специалистов, которые работают именно в Москве и дают экономическую отдачу. А если эти люди не могут найти для себя удобную квартиру, все-таки в Москве стоимость на жилье такая, что даже нормальный квалифицированный специалист не может купить квартиру, то арендное жилье должно быть. Но надо понять, что такое арендное жилье, что такое апартаменты, что такое долгосрочные гостиницы, какие у них у всех должны быть нормы, это надо проработать.

Если надо, чтобы люди там с семьями жили, то нормативы по социальной инфраструктуре должны быть такие же, как у нормального жилья, иначе это ущерб для тех, кто живет в арендном жилье. С другой стороны, если есть какие-то апартаменты для деловых людей, которые приезжаю на три-четыре месяца поработать и уезжают, тогда с точки зрения социальной инфраструктуры там должны быть другие нормативы. Вот такого рода работа поддерживается главным архитектором города Сергеем Олеговичем Кузнецовым.

Есть еще и такой фактор: какие могут быть мотивационные рычаги, чтобы этот рынок развивался. У нас сейчас не совсем хватает тех операторов, которые смогли бы это все содержать, понимали экономику. Поэтому, когда опыта так мало, надо продумать мотивационные рычаги, чтобы эти операторы пришли и сказали, что готовы на такой новый проект и могут развивать его в Москве. Есть такие территории, которые могли бы быть интересны для арендного жилья. Например, проект Рублево-Архангельское. У нас рассматривается, что там будет размещаться международный финансовый центр. Для тех, кто там работает, должно быть какое-то арендное жилье. Если такие пилотные проекты начнут двигаться, думаю, на них можно опереться, отшлифовать нормативы и утвердить те механизмы, чтобы это направление развивалось.

— Вы в должности уже более полугода. За это время вы, наверное, и Москву лучше изучили. Можете сказать, какие слабые и сильные стороны у Москвы?

— Слабая сторона — не хватает общественных, пешеходных пространств, которые пронизывают весь город. Это не тот город, по которому можно три часа подряд гулять. Я по себе сужу. Когда я сильно перенагружена, чтобы развеяться, люблю просто пойти и погулять по городу. Так было, когда была в аспирантуре, работала у Гейтса. Всегда бывают стрессовые ситуации. Я выходила и гуляла по два-три часа. В Москве это сложно. Можно, наверное, по каким-то участочкам гулять, но не хватает длинного пешеходного маршрута, чтобы я по всему городу прошла и успокоилась. Это сказывается на психологическом состоянии людей. Город некомфортный, нигде не погуляешь. Вроде, кажется, что мелочь, но это влияет на качество жизни. Поэтому не хватает общественных пешеходных пространств. А на транспорте перегрузки очевидны, что влияет экономически на развитие города. Если у нас по экономике смотреть, спрос на развитие в сфере недвижимости колоссальный. Рынок работает. Но транспорт в какой-то момент становится ограничителем. Если дальше развивать, а транспорт будет запаздывать, то все встает. И та недвижимость тоже обесценивается. Поэтому надо, чтобы транспорт успевал. Сейчас это такое направление, которое надо сделать приоритетным. Может, кому-то сейчас не нравится, что идет реконструкция, но это показатель того, что приоритет в долгосрочной перспективе очень четко отмечен в голове наших руководителей города.

А сильные стороны... Мне кажется, если посмотреть на визуальный образ города и его дух, то он уникален. Нет других городов, которые напоминают мне Москву. Есть что-то на уровне сумасшествия, когда все люди бегают, а это напоминает Нью-Йорк, например. С другой стороны у нас есть исторический, культурный каркас, который сохранился в центральной части города, который мы хотим сохранить — напоминает Париж, Лондон, что-то европейское есть. С другой стороны, наша архитектура. Сталинская советская архитектура, какая бы они ни была, она узнаваема и уникальная, больше нет таких городов-аналогов. То, что есть, эта история, тот отпечаток, который остался на Москве за сотни лет ее развития, уникально, это сильная сторона Москвы.

Еще, конечно, сильная сторона: в Москве много самых сильных, умных, развитых, успешных людей. Когда есть концентрация успешных, квалифицированных людей — это потенциал экономически колоссальный. Как я говорила, все города конкурируют за квалифицированный персонал, который может развивать этот город. Необходимо этих людей удержать, чтобы они не уезжали за более комфортной жизнью куда-то в Европу или Америку. Надо, чтобы они чувствовали себя комфортно и могли реализовать себя в этом городе. Поэтому необходимо бороться с пробками, транспортными проблемами, чтобы этот потенциал не только сохранить, но и реализовать в то, чтобы город процветал не только экономически, но и во всех остальных направлениях тоже.

«ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ ДРУГ К ДРУГУ»

— А как у вас складывается взаимодействие с коллегами?

— Я человек довольно общительный и открытый. Никогда не буду говорить, что я лучший градостроитель Москвы. Понятно, что нет. Я очень уважаю и прислушиваюсь к тому, что говорят специалисты и коллеги. Именно это помогает установить хорошие рабочие профессиональные отношения. Есть профессиональное доверие друг к другу. Я очень четко объясняю нашим сотрудникам, что на них ответственность за этот город. Они понимают и рады. Я не говорю, что я директор и все знаю. Они несут эту ответственность и ценят. Тогда у этих людей появляется гордость за свою работу, тогда и в команде лучше работают. Когда есть ощущение радости, что работа существенная — это вклад в развитие города, помогает конкретно людям, то это помогает развивать командный дух. В этом смысле мы нашли общий язык. Всегда можно работу совершенствовать, улучшать, многому и я могу еще научиться.

— Как поднимаете командный дух? Может, какими-нибудь тренингами, собраниями или новыми методами?

— Очень важно человеческое уважительное отношение. Когда мы собираемся, то я далеко не всегда сижу во главе стола. Мы собираемся вокруг него. Вроде, это минимальная вещь, но люди понимают, что я не пытаюсь себя отделить, что мы одна команда. Каждый человек должен высказаться. На каких-то совещаниях, это ощущается, может, даже женская интуиция, кто-то молчит, но в голове у человека что-то есть, а он стесняется. Я всегда задам вопрос, могу даже по имени обратиться, это подтолкнет человека: «Что вы думаете?»

Например, сейчас мы ведем работу по разработке нового логотипа для института. Мы заказали у одной компании разработку этих логотипов. И вот мы собрались рабочей группой посмотреть: главный архитектор нашего института, его замы — важные такие люди и ребята из отдела маркетинга, которым по 23 - 25 лет. Я у каждого спросила, что думают. Сначала молодые ребята удивлялись: «Вы у нас спрашиваете?» У каждого человека в Институте есть ответственность, его мнение важно учитывать и вести открытый диалог, чтобы не было ощущения жесткой иерархии. Когда люди молчат, а в голове есть мысли, то для руководителя это страшно. Необходимо, чтобы люди чувствовали, что можно и нужно высказаться, что это именно их ответственность и обязанность высказать свою профессиональную точку зрения.

— В одном из интервью вы говорили, что в Москве большое поле для деятельности. Вы можете представить тот момент, когда поймете, что лично вам развиваться больше некуда?

— Какой сложный вопрос... Если говорить о Москве, то она настолько сложна, многогранна, что сказать, что в тематике градостроительства все понятно, пусть другие этим занимаются, то такого времени я не вижу. Но с другой стороны, я понимаю, что много другого интересного, если говорить не только о развитии Москвы, но и Московского региона. Расширить поле деятельности на два субъекта, чтобы понимать всю сложность. Если говорить о развитии страны, то эта тематика тоже для меня интересна. Когда мы говорим о федеральном финансировании, то надо понимать, как это укладывается в федеральную стратегию. Поэтому кругозор расширяется, появляются дополнительные новые интересы, взгляды. Наверное, хорошо, что я молодой руководитель, я хочу, чтобы в будущем у меня были и другие направления развития. На сегодняшний день этот Институт мне очень дорог. Работа, которая ведется по Москве, полностью захватывает меня, каждую свободную минуту, мои мысли.

«ВАЖНО ПОНИМАТЬ СВОИ КОРНИ, ОТКУДА ЧЕЛОВЕК ПРИШЕЛ»

— Мы с вами встречались на дне Татарстана в Москве. Поэтому следующий вопрос о традициях. Соблюдаете какие-то татарские традиции?

— У меня семья татарская, дома мы говорим на татарском. Это очень важно, чтобы сохранить язык и культуру. За это большое спасибо родителям. Я родилась в Москве, где легко потерять свой родной язык. Если говорить о каких-то традициях, то надо понимать, что у меня татарская семья. У нас российские и советские обычаи, как у всех. С другой стороны, кухня татарская. Я всегда ем эчпочмак. Вроде, небольшие элементы, но что-то в этом есть. Я даже не представляю, чтобы я какие-то поздравления родителям сказала на русском языке, чтобы маму назвала мамой, а не энием. Вот такие вещи для меня важны. Я вообще школу окончила в Уфе, в Казани я даже никогда и не жила...

— И даже не были?

— Была несколько раз, меня приглашали читать различные лекции, семинары, но это всего несколько раз. Например, за последние несколько лет я была в Казани больше, чем за последние 25. За последние три года раз 6 - 7 навещала Казань.

Но в Уфе, когда я училась, я учила и башкирский язык, читала и башкирскую, и татарскую литературу, чтобы понимать, что есть Габдула Тукай. Это история татарского народа, она важна и интересна. Важно понимать свои корни, откуда человек пришел. Но сказать, что я совсем типичная татарка, наверное, тоже тяжело, потому что и западная, и российская культуры оставили свой отпечаток. Получается, вот такая смесь: с одной стороны татарские корни и воспитание, а с другой — профессорская семья, которая имеет советскую, российскую базу, а еще западный отпечаток.

«ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ДЛЯ БИЗНЕСА»

— Вы сказали, что в Казани все же были. Какие впечатления у вас остались? Казань до и после Универсиады сильно изменилась?

— Да, Казань — очень красивый город, я была там до Универсиады. Но, например, до тысячелетия была в маленьком возрасте, поэтому ничего не помню. Конечно, к тысячелетию Казань стала очень красивой. Сейчас там развиваются такие направления, как пешеходные улицы, где удобно гулять, видно, что люди наслаждаются. Мы недавно ездили в Казань, гуляли по Баумана, там находятся различные скульптуры, счастливые дети по ним ползают, фонтаны там есть. Видно, что город занимается общественными пространствами, это очень заметно. По виду Казань очень красивая, красивая архитектура, история города... То, что в Кремле комбинация мусульманских и христианских церквей, — это тоже уникально. Где еще такое встретишь? В этом смысле Казань уникальна. Спортивные объекты, которые были построены к Универсиаде, тоже впечатляют. Все-таки транспортная инфраструктура развивается, заметно, что город об этом думает. Мне Казань нравится.

— Правильно я понимаю, что вы положительно оцениваете градостроительную политику, которая ведется в Казани?

— Я бы не сказала, что градостроительную политику лучше всех знаю. Но я вижу, что есть правильные градостроительные ценности, они направлены на то, чтобы сделать город лучше для людей, которые там живут. Это правильная идеология: город для людей, а не для бизнеса. Город должен развиваться для людей, а бизнес придет. Бизнес формируется людьми. Приоритетность для людей важна, и она ощущается в Казани.

— В вашей команде в Москве есть люди из Татарстана, из Казани?

— У нас получилось, что первый мой зам, Олег Дмитриевич Григорьев, из Казани, хотя приехал в Москву еще до того, как я присоединилась к команде Института. Но он хорошо вписался в нашу команду и продолжает работать. Если еще посмотреть, то у нас есть и молодые ребята из Казани. Но это так случайно получилось. Есть молодые, смышленые, хотят работать, и мы их привлекаем к команде. Целенаправленной мысли, что надо привести кого-то из Казани, не было, но в Татарстане есть хорошие специалисты. И когда есть возможность таких специалистов привлечь для решения такой сложной задачи, как Москва, то почему бы и нет?

— И последний вопрос. Секрет успеха от Каримы Нигматулиной.

— Наверное, нужно любить свое дело. По ночам сидеть на работе, если не любишь свое дело, не получится. А все-таки успех — результат того, когда есть талант и упорная работа. Ничего легко не бывает, успех просто так не получается. Нужно трудиться. Если это не нравится, человека не зажигает, то ничего не получится. Человек становится несчастным, если работа не нравится. Поэтому нужно любить, я бы даже сказала, страстно любить. В этом смысле для меня пример мой отец. Он страстно любит свою работу. Он в отпуске будет сидеть и работать, потому что это любит. Он будет сидеть у компьютера, немножко пошатываясь, и смотреть на ту статью, которую пишет. Он это любит, это делает его счастливым. Когда для человека та деятельность, которая является по карьере главной, делает этого человека счастливым, это должно привести к успеху.

— А ваша работа делает вас счастливой?

— Да.

Справка

Карима Нигматулина родилась в Москве, ученый в четвертом поколении. С отличием досрочно — за три года вместо четырех — окончила Принстонский университет. Защитила Ph.D (доктор наук) в Массачусетском технологическом институте (Кембридж). В 2009 - 2012 годах руководила проектом по разработке математических моделей для минздрава США, работала в команде Билла Гейтса в Сиэтле. В 2012 году вернулась в Москву.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.11.2013 09:05

    можно только восхищаться. Пишите больше про таких людей!

    • Анонимно
      29.11.2013 14:54

      Есть такие люди-это молодые ребята,которые в 92-97 годах уезжали учиться в разные страны получили прекрасное светское образование.Полученные знания они проявляли при установлении культурных и экономических связей Татарстана теми странами,где они обучались,в отдельных случаях работали за чиновников Татарстана без оформления на работу,а работать в республике их не пригласили,видимо побоялись.что родственники-неучи поблекнут на их фоне.

    • Анонимно
      29.11.2013 15:16

      Москве конец, наши победили изнутри.

    • Анонимно
      29.11.2013 21:33

      Действительно умница!

  • Анонимно
    29.11.2013 09:28

    Слегка наивные рассуждения молодой барышни, взятые из общедоступных пособий по градостроительству.

  • Анонимно
    29.11.2013 09:29

    Просто не верится, что такие девушки существуют! Очень интересное интервью, отличный герой, спасибо! Удачи Кариме во всем )

  • Анонимно
    29.11.2013 09:42

    Умница, в добрый путь,Карима!

  • Анонимно
    29.11.2013 09:43

    В очках на Э.С.Набиуллину похожа.

  • Анонимно
    29.11.2013 09:44

    молодец,достойна уважения!

  • Анонимно
    29.11.2013 09:48

    а как там Сунеев Альберт поживает?

  • Анонимно
    29.11.2013 09:54

    Надо дать слово работникам института Генплана Москвы))

  • Анонимно
    29.11.2013 09:55

    Да, умница!

  • Анонимно
    29.11.2013 10:00

    может и красиво говорит, но прочитав, вдохновляет на новые подвиги

  • Анонимно
    29.11.2013 10:03

    Я восхищен! Успехов во всем!

  • Анонимно
    29.11.2013 10:06

    Клоуны, почитайте статью Михаила Дворковича о нашем с вами земляке и мерах воздействия на бизнес строительства в Москве этим человеком, его отношениям к подчиненным, о том, кто его приближенные и в каких родственных связях он состоит, насколько выросли откаты с его приходом!!! Прочитали? Восхититесь каких чиновников дает наша республика столице нашей Родины!!! Стыдно, товарищи!!!

  • Анонимно
    29.11.2013 10:08

    какая крутая тетка!

  • Анонимно
    29.11.2013 10:09

    Любым делом должны заниматься профессионалы своего дела. А умельцы красиво говорить и родственники заполнили все управленческое пространство.

    • Анонимно
      29.11.2013 10:46

      Карима сможет стать профессионалом в любом деле. У неё есть энергия и желание постигать новое, есть и нацеленость на результат. Правильно излагать свою позицию и идеи это не болталогия. Прошу не путать её с проходимцами. Если её не затянет наше "болото", то у неё будет результат.

      • Анонимно
        29.11.2013 13:10

        так она профессионал или только может стать профессионалом (при этом в любом деле?)? по-моему, на таком уровне управленцем должен работать уже состоявшийся профессионал. девушку не знаю, ничего говорить не буду, но подобные комментарии выглядят, мягко говоря, странно.

        • Анонимно
          29.11.2013 13:19

          Странно выглядит другое: при всем уважении к Кариме, как ей самой смотрится в глаза тем профессионалам, которые - по ее же словам - трудятся в этой организации много лет? Не приходит мысль, что на ее месте должны быть они?

        • Анонимно
          29.11.2013 17:40

          То есть Карима не профессионал?!!! С её то образованием, опытом работы в крупнейшей фирме... А может просто завидки берут - молодая, образованная девушка и на такой должности.

          • Анонимно
            29.11.2013 22:20

            Конечно она НЕ профессионал, да может умная и одаренная, но Вы же не дадите ей вырезать Вам аппендицит, к профессионалу пойдете который не так красиво говорит об общем а конкретно знает свою работу.

    • Анонимно
      29.11.2013 13:51

      А ты сделай так чтобы тебя взял на работу Билл Гейтс? Потом будешь говорить кто профессионал, а кто нет:-)

      • Анонимно
        29.11.2013 16:20

        Так это просто.Папа договаривается с мистером Х в Татарстане а мистер Х с мистером Билом 1.Что республика по госзакупке купит у него много много Окон. 2.Именно в республике будут особо щемить пиратов3.Или Татарстан купит много много Боингов а Бил с Боингом договорятся. Папа мистер Х мистер Бил мистер Боинг все свои.Вы что же наивный думаете приехала девочка в Америку - в нежном возрасте подала резюме в Майкрософт и все так умилились ее оценкам что сразу взяли. Вы наивный до невозможности. А вы знаете как мистер Бил стал мистером майкрософом? Его мамаша - большой чел. в определенных кругах бизнеса договорилась о госзакзе на програмное обеспечение. А Бил тут же за копейки купил это програмное обеспечение у талантливыцх пацанов. Готовую систему.Юмор в Том что таких одинаково хороших/плохих систем в Америке тогда было десятка два так что главное было что бы у тебя КУПИЛИ. Почему то у тех мальчиков напрямую систему не купили. А у Била. А он у мальчиков. А потом взял себе ра боту девочку Кариму на стажировку.А Теперь девочку взяли на Высокую должность а не других более опытных мальчиков в двое ее старше и в десять раз опытнее.

        • Анонимно
          29.11.2013 16:46

          Поддерживаю!

          • Анонимно
            29.11.2013 17:24

            Возможно никто ни с кем специально не договаривался.Все проще.Они прекрасно понимают что при нынешней коррупции в России дети "Элиты" будут руководить Россией и завтра.А как будет замечательно если они поучат образование в Штатах и там поработают.И ракеты не нужны.Россию в 17-м победили не пушками а Лениным в опломбированном вагоне и пароходом Троцкого набитом его соплеменниками и оружием.Кстати его пароход арестовала Канада (они по их законом должны были все сесть на долго) по потом вдруг ... отпустило всех. А потом хотя вреде Троцкий против капиталистов США подарили ему бронепоезд на котором он метался по всей стране и уничтожал сотни тысяч аборигенов. США имеет богатый опыт уничтожения коренного населения своей страны, а потом они его очень успешно стали применять по всему миру.Неужели кто то надеется , что если уничтожат Русских то другие народы России (даже те кто помогает Штатам) избежит уничтожения. Хотя может и избежат - будут жить в резервациях как индейцы.

            • Анонимно
              30.11.2013 04:28

              // Хотя может и избежат - будут жить в резервациях как индейцы// - А Вы были в резервации? Я побывал в индейской резервации близ города Фарго в штате Северная Дакота и позавидовал тем индейцам. Резервация живет по принципу экстерриториальности, т.е. там не действуют ни штатные, ни федеральные законы, а индейцы племени Дакота живут по своим индейским нормам и обычаям. Никаких налогов никому они не платят, а приличные субсидии получают, у них своя система образования, ученые многих университетов рвутся поработать у них. Там работают свои FM-радиостанции и тв-студии. И еще у них работают несколько казино, куда съезжаются со всей округи и близлежащей Канады любители азарта. Доходы у индейцев от этого дела колоссальные.

        • Анонимно
          29.11.2013 17:15

          Все верно.кстати Боинг тоже в Сиэтле находится.

        • Анонимно
          22.11.2016 02:58

          Зачем марать интернет, если не до осведомлен? Эту девочку знаю и наблюдаю еще с 7 лет (говорю сразу, мы не общаемся, потому что лично не знакомы), у нее на лбу было написано большое будущее. Разве не видно, что это люди, для которых еще актуально честолюбие? В их принципах, добиваться все самостоятельно, без помощи родителей. Все чего добилась Карима - это результат только ее очень редкого эффективного трудолюбия. Учась в школе на отлично в Америке, она все лето продолжала учить в России русский, татарский, башкирский и геометрию (ею восхищались мои знакомые). У нее никогда не было, не будет и нет сейчас времени, сидеть в интернете, завидовать и лгать на достойных людей. С нее в этом Вам можно брать пример...

    • Анонимно
      29.11.2013 17:36

      По Вашему Билл Гейтц поэтому пригласил её к себе на работу? Не путайте х..н с пальцем!

    • Анонимно
      3.05.2016 20:31

      Вас зависть гложет, стыдно должно быть.

  • Анонимно
    29.11.2013 10:10

    Молодец! Только успехов!

  • Анонимно
    29.11.2013 10:27

    Уважаемые коллеги, надо думать о другом. Как нам освоить современные методы работы. Например "Это работа в системной структуре, где есть логика, где прорабатываются все решения, то есть довольно структурированный подход к принятию сложных решений".Так работают только специалисты знакомые с теорией комплексных систем и большими базами данных (big data). А мы это даже факультативно не изучаем.

  • Анонимно
    29.11.2013 10:30

    Что-то Меня Марат Шакирзянович уже третий год к себе не приглашает, у меня тоже очень много мыслей как надо работать.....

    • Анонимно
      29.11.2013 10:54

      Представтесь пожалуйста, кто Вы такой? непризнаный гений? Ваши мысли только на кухне излагать. Уважаемый, давайте коменты в тему писать.

    • Анонимно
      21.10.2016 14:16

      Вы не татарка))) потому не принимает.

  • Анонимно
    29.11.2013 10:43

    Наивная девушка....и причем вообще Гейтс

  • Анонимно
    29.11.2013 10:45

    К беде неопытность ведет....

  • Анонимно
    29.11.2013 10:49

    Всегда пугают фразы типа "работала в команде Била Гейтса". Конкретно пожалуйста на какой позиции?

  • Анонимно
    29.11.2013 10:54

    Уникальная страна Россия. На данном этапе в строительстве кого только нет. Сфера привлекательна своим бюджетом. Можно сколько угодно пересматривать проекты, сметы и т.д. Вот только всё равно нужны специалисты своего дела и вот этим специалистам приходится проводить ликбез руководителям, которые далеки от строительства, всё время чего-то доказывать, иногда совершенно простые вещи. При правительстве Москвы масса компаний, где учредителем выступает правительство Москвы. Руководят этими компаниями конечно родственники, близкие друзья и т.д. Зарплата белая и чёрная. Черная превышает белую в четыре раза. Не знаю как было до прихода Хуснуллина, но сейчас это так. А девушка из Америки, лицо временное, как у всех властьимущих, есть куда уехать. А простому народу кабальная ипотека и грабительские кредиты. Пока как-то так.

  • Анонимно
    29.11.2013 10:58

    Если получится адаптировать сложные модели к российской действительности, где далеко не всегда есть логика, то честь ей и хвала. Возьмите интервью года через два....

  • Анонимно
    29.11.2013 11:01

    В Казани главный архитектор из Америки, которая два слова связать не может, в Москве институт Генплана доверили девочке из Америки. Вообщем заграница нам поможет, а свои специалисты, с огромным опытом работы, занимаются непонятно чем, их просто не допускают. До каких пор это будет продолжаться, сколько ещё это терпеть?

  • Анонимно
    29.11.2013 11:02

    Смелые и грамотно обоснованые идеи. У неё хорошой потенциал. Побольше бы таких прогрессивных людей в нашем болоте с квакующими чиновниками. Удачи Кариме в новых начинаниях!

  • Анонимно
    29.11.2013 11:07

    Времена Ломоносова на дворе. Борьба российских учёных и специалистов, против засилья иностранцев.

  • Анонимно
    29.11.2013 11:11

    Пристонский университет с отличием за три года вместо четырех - впечатляет! Доктор наук тоже за рубежом получила! И после этого вернуться в Россию, я бы ни за что не вернулся, значит не все так хорошо в Америке.p.s. или она иностранный агент )))

    • Анонимно
      29.11.2013 13:12

      доктора наук заграницей проще получить, глупо сравнивать

      • Анонимно
        29.11.2013 16:33

        Их доктор на уровне хорошего нашего кандидата наук.Я в свое время читал американские учебники --у них первый - второй курс на уровне нашего 9-10 класса (СССР). У них 20 страниц разжевывают что у нас за один урок проходили.Спросите любого сейчас школьника что в Штатах что в России как определить какая дырочка в Розетке + какая - над ответами долго смеяться можно.

        • Анонимно
          30.11.2013 04:37

          //доктора наук заграницей проще получить, глупо сравнивать// - Кто это Вам сказал? Получить доктора Принстона или Гарварда удается очень немногим, требования там такие, что наш ВАК отдыхает. Там нет централизованной системы аттестации, как в России. Да, в каком нибудь провинциальном университете Спрингфилда или Чаттануги защититься проще, но не в Принстоне!

          • Анонимно
            1.12.2013 19:46

            Там просто на плагиате даже курсовую или дипломную работу не сдашь. Только свои мысли принимаются. А у нас даже во многих кандидатских или докторских своих мыслей мало.

    • Анонимно
      30.11.2013 17:09

      В Америке столько ей платить не будут как в мск

  • Анонимно
    29.11.2013 11:14

    Молодец! Побольше бы таких людей

  • Анонимно
    29.11.2013 11:30

    Я не понимаю вот этого шапкозакидательства.Неужели Вы считаете, что осуществление генпланирования такого сложного мегаполиса, как Москва настолько посредственным делом, что достаточно пригласить "своего" человека, т.н. менеджера из Америки. Просто этот человек "удобен и управляем" для команды, у нее есть "биографическая вывеска". Сложно представить такое событие для любого другого столичного мегаполиса мира в развитой его части. Мне вот интересно - вот кто те, кто радостно улюлюкает? Среди Вас есть хот один специалист архитектор или управленец городского хозяйства с большим опытом работы?

    • Анонимно
      29.11.2013 12:38

      А здесь и не говориться об успехах «своего человека». Статья о том, что специалист по математическому моделированию с менеджерской практикой был привлечен к моделированию транспортных потоков. Обычно в процессе разработки и адаптации моделей математики вынуждены познавать конкретную прикладную область, т.е. становятся специалистами и в этой области. А вот повысить математическую подготовку, необходимую для моделирования, того же специалиста-транспортника, как правило, гораздо труднее, если возможно вообще.

      • Анонимно
        29.11.2013 13:50

        Весь вопрос в том, что только опыт позволяет видеть за цифрами факты и тенденции, а еще риски и их цену. Это самое главное в управлении городским хозяйством. Поскольку за каждым неправильно принятым решением человеческие жизни и миллиарды рублей. Не уверен, что девушка-вундеркинд готова осознать это. Что для нее эта позиция? Ничто, очередной шаг в карьере. За последствия кто будет отвечать?

        • Анонимно
          29.11.2013 16:21

          Самолеты падают - никто не отвечает.

        • Анонимно
          29.11.2013 20:02

          Совершенно согласен, что необходим опыт, для того чтобы из анализа фактов увидеть тенденции развития и риски. А вот оценка последствий решений и рисков в конкретном цифровом выражении есть результат сухих математических расчетов, чем и озабочена героиня публикации.

          • Анонимно
            29.11.2013 22:25

            Наивные математики, я просто в шоке.

            • Анонимно
              30.11.2013 04:43

              В XXI веке страной и государством должны управлять математики, как самые умные специалисты. Человек, освоивший теорию банаховых пространств, запросто освоит все остальное.

              • Анонимно
                30.11.2013 20:23

                Что я могу сказать выпускникам мехмата.. Два кофе пожалуйста

              • Анонимно
                30.11.2013 20:23

                Что я могу сказать выпускникам мехмата.. Два кофе пожалуйста

  • Анонимно
    29.11.2013 11:47

    Американцы своих людей на ключевые должности ставят,видимо оккупация не за горами.

  • Анонимно
    29.11.2013 11:53

    ни одного четкого ответа на вопрос. "..важная тематика...думаю и дальше будет развиваться..." и все в таком духе, обтекаемо, много слов, никакой конкретики.

  • Анонимно
    29.11.2013 12:32

    Из всего я понял, что надо бежать в Америку или на худой конец в Европу! Никаких иллюзий из интервью не следует! А то что детей отправлять учиться в развитые страны, так это даже не подлежит обсуждению! Бежать, бежать, бежать!

  • Анонимно
    29.11.2013 12:43

    Боже мой все таки сколько у нас завистливых людей !!! Я желаю Кариме не сломаться от нашей российской действительности и надеюсь на то , что хотя бы с помощью тех, кто не впитал со школьной скамьи наши взамоотношения ты мне я тебе,всепобеждающее взяточничество и кумовство, изменится и общество и жизнь в нашей стране.Очень очень этого хочется .

  • Анонимно
    29.11.2013 12:48

    Вообще-то совсем не понятно, как можно на такую должность назначить человека без профильного образования и опыта работы! Уверена, что в самой Москве имеется очень много образованных, перспективных, имеющих опыт работы и талантливых людей! Странно все это!

  • Анонимно
    29.11.2013 13:06

    генплан москвы (огромного мегаполиса) надо было доверить человеку, который имеет опыт работы по направлению, начиная от статысячника до миллионника... а девочка умная, ее бы маленько в другое направление ... системы принятия решений наверно важны в минфине, минэкономразвития, где более применимы методы математического моделирования в чистом виде. Да и специалиста потеряем в болоте управленчества. А специалист видно очень прогрессивный и с большим потенциалом

    • Анонимно
      29.11.2013 14:43

      Верно сказано про использование потенциала знаний. По причине отсутствия опыта по направлению рано ставить человека директором крупного предприятия... для начала дать возможность проявить себя на вторых ролях, к примеру замом по развитию.

  • Анонимно
    29.11.2013 13:16

    Один мудрец говорил: "Вчера я был умным хотел изменить мир, сегодня стал мудрым стараюсь изменить себя".

  • Анонимно
    29.11.2013 13:34

    а я все думаю или под той звездой родился или не с той фамилией )но таких предложений не поступало и вряд ли поступит ))))

  • Анонимно
    29.11.2013 14:04

    Нахальству в России нет предела. Воруют, Сердюковщина вокруг, непрофессионализм. Ставят родственников и дружков на должности . О каком патриотизме можно говорить, когда кругом идиотизм. Какая мотивация может быть у молодого специалиста. Да Хуснуллин уронил себя заявлением о дорогих квартирах в Москве. Думаю что эта пена сойдет с уходом Путинской команды из верхушки, разум возмет свое.

  • Timur
    29.11.2013 14:16

    Свою работу я знал, но никак не мог привыкнуть к местному менталитету, — вздыхает прокурор. — Помню, иду по улице, а рядом — парень с девушкой, и мат такой отборный от них... Я думал, парень девушку обижает, вмешаться хотел, а когда подошел поближе, понял, что они так в любви друг другу признаются...Мат,часть российской культуры,наверное по части мата первый конкретный ликбез получил в армии и незаметно для себя начал время от времени применять в зависимости в какой компании.Но когда услышал как мой зятек говорит с матерью матом,был ошарашен,но как то быстро свыкся,люди сами по себе не плохие,наоборот,положительные и уважительные во всем.Прочитав интервью Каримы,первая мысль -супер девочка,этакий эталон образования,экономическое перекликается с математическим моделированием и в то же время ясным и твердым убеждением что Родина-Россия.Подумалось,почему таких девочек нет в правительстве,сидит там юрист и гонит "пургу" еще выше еще один юрист,кругом круговая порука и Сердюковщина.Понравилось,мать свою называет анием,здорово,конечно такие люди высокравственные,для них честь выше их финансового достатка,поэтому они никогда и не за что не будут коррумпировать свое окружение и сами не станут взяточниками.Вот подставить могут,Кариме надо опасаться и держать необходимую дистанцию,никого не подпуская к телу.Здесь много появилось злостных комментаторов ,подумалось,наследники моего зятька? Да,нет! Люди то хорошие,тогда кто такие и что из себя представляют недовольные ? Нарисовался вот такой портрет: - Дебил,во втором или третьем поколении с пивным животом,отсутсвием элементарной культуры,просто элементарные подонки гадящие по тихому и анонимно.

    • Анонимно
      1.12.2013 21:43

      Я учился в обычной школе на границе Бауманского и Приволжского районов. Сейчас я ее называю хулиганско-пролетарской. Мат конечно был неотъемлемой частью нашей школьной жизни. Но даже самые отъявленные хулиганы, которым избить человека как стакан воды выпить, не позволяли себе материться при одноклассницах. Школу мы закончили в 1980 году. Это табу было снято примерно в конце 80-х годов. А сейчас девушки дадут фору любому парню в матерщине

  • Анонимно
    29.11.2013 14:27

    Есть уникальная черта у нашего народа-брать на себя ответственность за дело и претворять ее в жизнь. Вот эту черту мы должны все стремиться сохранить. Каждый на своем месте, несмотря ни на что.Будь готов к смерти, но делай на века.Пусть она принесет побольше пользы России и родному народу. Вызывает всяческое уважение ее отношение к своему родному народу. Пожелаем ей найти хорошего мужа, достойного. Семейного счастья!

  • Анонимно
    29.11.2013 14:31

    Мутная история какая то. Татары в москве тоже клан свой строят?

    • Анонимно
      29.11.2013 14:54

      что же вы за люди? ничего хорошего не видите. где конструктивная критика? одним словом - сообщество троллей!!!

      • Анонимно
        29.11.2013 16:26

        Вы не в теме.Просто тупые и злые (но корректные) коменты печатаюбез проблем. Что бы показать плюватизм мненийА умная критика по делу аргументированная не в бровь а между ног - нет.

  • Анонимно
    29.11.2013 16:15

    "Если боишься не делай, если начал делать, ничего не бойся" - ЧингизханЭта девчонка из этой породы.

    • Анонимно
      29.11.2013 20:02

      Таких девочек очень много, только почему-то туда попадают с известной фамилией.

  • Анонимно
    29.11.2013 17:18

    Дерзай, Карима! Пусть Всевышний поможет тебе сделать много доброго, умного и полезного для людей. Ф. Р.

    • Анонимно
      30.11.2013 19:56

      100-й коммент)))Дополню свою запись выше. После традиционно критических унылых комментов, знакомых, как заезженная пластинка, интервью приятно порадовало. И вот чем. Сквозь строчки чувствуешь искренний энтузиазм, душевное стремление, и глубоко осознанную готовность Каримы Нигматуллиной работать во благо мегаполиса, страны, людей. Это большая удача и журналиста Елены Колебакиной и её визави оказаться на одной волне и сделать качественный читабельный материал. Понятно, что за человек, чем он занимается, какие задачи ставит перед собой. И всё это весьма достойно. Теперь дополню по сути. В студенчестве мне очень нравилась высшая математика. Математику любила за красоту, логику, изящество. Сдавала её всегда на "отлично". В КИСИ/КГАСУ, на строительном факультете, нам её преподавал Чичкин Борис Сергеевич. Очень благодарна ему за это. В конце курса он меня пригласил заниматься в СНО (студенческом научном обществе). Сожалею до сих пор, что отказалась. Сейчас, имея достаточно жизненного опыта, я понимаю, что на стыке строительных дисциплин и математики, математических методов прогнозирования, планирования и моделирования могут появиться очень интересные и технологичные, прикладные полезные вещи. Это очень перспективное направление. Карима, как человек молодой, с незашоренным мышлением, хорошо обученный добывать знания, обучаться, мыслить системно и масштабно, владея знаниями в области математики освоит и сферу градостроительства. К этому у неё есть все предпосылки, как личные так и объективные. От всей души желаю ей вместе с сотрудниками института прийти к убедительным результатам, которые успокоят скептиков.Фарида Зайнуллина/Романова, выпуск КИСИ 1984 года.

  • Анонимно
    29.11.2013 17:57

    Раньше говорили:"Нешел свое место в жизни - жди когда оно освободится".Тем кто его уже занял, остается только ждать отставки в расцвете сил - молодежь всегда на подходе.

  • Анонимно
    29.11.2013 20:41

    Вторая набиулина - многовато для Москвы.Деньги распределять и без неё чиновников хватает.Транспортная инфраструктура и без неё там уже развита ,да и когда финансирование не зажато - много ума не надо руками разводить.Выскочка какая-то на такое серьёзное место запрыгнула или затащили - дров наломает ,как медведев с милицией и сердюков с армией.

  • Анонимно
    29.11.2013 23:26

    Непонятно, как работа в небольшом стартапе, где над проектом работают по несколько человек, релевантна должности, на которую ее назначили. Сферы проектов, в которых она участвовала, также никак не связаны ни с градостроительством, ни с Москвой. Образование, я так понимаю, тоже. Хотя это тенденция в России - на руководящие посты назначать людей, работавших совсем в других сферах.

  • Damir Nabi
    30.11.2013 00:20

    Акыллы кыз !Скинхеды ! Бесполезно завидовать ! В таком учреждении, именно такие мозги и должны работать !

  • Анонимно
    30.11.2013 00:49

    Удачи тебе,Карима.Прислушивайся только опытных коллег.

  • Анонимно
    30.11.2013 04:57

    Очень симпатичная и обаятельная девушка Карима! Ей надо подкорректировать имидж, сделает короткую стильную стрижку, будет выглядеть обалденно и отличаться от Набиуллиной, которая, к сожалению, не выделяется хорошим вкусом. Желаю Кариме успехов и счастья в личной жизни с хорошим татарским джигитом!

  • Анонимно
    30.11.2013 05:27

    Молодец Карима!!! Мы надеемся на тебя, что не подведешь!

  • Dima@chistopol
    30.11.2013 06:36

    Радуйтесь Москали забрали достойного градостроителя у Татар

    • Анонимно
      30.11.2013 19:17

      Наверное, это ирония? Ведь она ни дня не работала градостроителем, пока ее не назначили возглавлять институт. По образованию - тоже не градостроитель.

      • Анонимно
        1.12.2013 20:42

        А градостроитель - это что за профессия и где этой профессии обучают? Строитель? Архитектор? Может быть дорожный строитель, или даже дизайнер?Она со своим образованием как раз на своем месте: ей и развивать генплан. Действительно, только опыта маловато. Но это такой же недостаток как и молодость: очень быстро проходит.

      • Damir Nabi
        3.12.2013 14:17

        Чтоб стать "градостроителем" надо лишь иметь врожденное пространственное мышление, это редко кому дается. Эту особенность и увидел Хуснуллин !

  • Анонимно
    30.11.2013 19:26

    молодец Карима только вперед

  • Анонимно
    2.12.2013 11:13

    Она не просто девушка из хорошей семьи, а прежде всего женщина-личность,у которой блестящее образование,высокий IQ,три родных языка,коммуникабельность,светскость и лёгкость в общении,открытость миру,научный склад ума,т.е.особый тип рационализма,отсюда такая чёткость и трезвость в суждениях,и думается она вполне на своём месте. А всем скептикам простой вопрос: а среди вас, вокруг и рядом... много таких?

  • Damir Nabi
    3.12.2013 14:19

    как впрочем и в других науках...

  • Анонимно
    30.03.2015 17:20

    большей глупости как назначение гражданкис шн а директором института генпдана не придумаешь.

  • Анонимно
    3.05.2016 21:09

    Карима! Люди злые, завистливые не обращай внимание. Я тебя знаю совсем маленькой, ты такая умница, дай Бог тебе здоровья, счастья, удачи. Я верю в тебя, что ты все достигнешь, ты сильная. Лина Мансуровна.

  • Анонимно
    3.05.2016 21:41

    Умница! По больше бы таких.Удачи тебе Карима.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль