Общество 
30.11.2013

Рустам Батыр: «Чем дольше мы будем игнорировать друг друга, тем мощнее будет заряд у мины замедленного действия»

От того, научимся ли мы преодолевать фобии к непохожим на нас, будет зависеть будущее России

Радикализм проистекает из малодушия человека, его трусости перед иным. Этот страх толкает людей на то, чтобы физически устранять тех, кого они боятся, или просто спрятаться от них в теплую нору. Радикальным атеистам и верующим давно пора понять, что реальную жизнь сложно раз и навсегда уложить в красивую теорию, прекрасно смотрящуюся на гладком листе бумаги, считает первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. В своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», он призывает посмотреть друг другу в глаза и понять, что все мы — дети одной земли. И у нас одно на всех будущее. И значит, мы должны научиться жить под крышей единого Дома.

УТОПИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Все мы только еще учимся быть вместе. Быть вместе в условиях свободы совести и равноправия. До революции, как известно, над многонациональным российским народом довлела государственная религия — православие. В советскую эпоху мировоззренческое многообразие людей жестко подавлялось воинствующим атеизмом. И только сейчас мы делаем, по большому счету, первые в истории нашей страны попытки жить на платформе конфессионального равенства и всеобщей религиозной свободы. На этом новом, а потому и непростом для нас пути случаются промахи и ошибки. Но главное — лед тронулся.

Самое сложное в начинающейся эпохе — научиться принимать другого, отказаться от тех фобий, которые каждый из нас в той или иной степени испытывает перед иным. Этот внутренний вызов обращен абсолютно ко всем: и к верующим, и к атеистам. И от того, насколько все мы сможем справиться с ним, без преувеличения зависит будущее нашей страны. Увы, но это осознают не все.

Так, некоторые светские радикалы наших дней продолжают по советской старинке призывать строить мир без религии, общество, полностью стерилизованное от верующих. Такова их личная мировоззренческая Утопия — «остров, которого не существует» — их град несбыточных грез. Когда они, не стесняясь в выражениях, говорят, что с наркобаронами в чалмах и рясах, торгующими «опиумом для народа», надо покончить, они даже не осознают, что на самом деле их призывы — пустая мечта маниловского типа, которая никогда не осуществится. Однако если глубже посмотреть на подобные подходы к социальной действительности, то это такой же радикализм, как и стремление некоторых маргиналов исламского сообщества построить халифат. За обоими проектами маячит эгоцентричное желание подвести других людей под свой и единый для всех знаменатель.

Материалисты такого плана утверждают, что демонтаж религии произойдет в силу логики общественного развития. «Дурман» религии испарится сам, когда будет выровнен базис экономических отношений и когда народ станет просвещенным. Правда упиваться столь идеалистической картиной надвигающегося безбожного будущего им всегда мешала назойливая муха реальности. Вот вроде бы все у нас правильно: и религия отделена от государства, и школа носит светский характер, и наука как бы опровергла Бога, но идешь по городу и — надо же! — навстречу выплывает мусульманская девушка в платке. Религия-то никуда не уходит, а, скорее, даже наоборот. Впрочем, убежденных материалистов не так просто сбить с толку. Несмотря ни на что они продолжают твердить: «Религия — служанка эксплуататоров, духовная надстройка базиса несправедливых экономических отношений». Обманка для униженных и оскорбленных, проще говоря.

Казалось бы, кто им мешал в эпоху воинствующего атеизма подправить этот самый базис? Ведь вся власть была в их руках. А тех непонятливых верующих, кто никак не хотел гнуться под стройную теорию диалектического материализма, они десятками тысяч ставили к стенке и миллионами гноили за решеткой атеистической инквизиции. Одна из самых мощных в истории человечества идеологических машин, уже с пеленок внушавшая советским гражданам, что Бога нет, была в их распоряжении. Но стоило только потемкинской деревне «безбожного» СССР рухнуть и обнажить свое подлинное нутро, как тот час по всей стране, подобно грибам после дождя, появилось несметное количество храмов совершенно разных конфессий. В чем же дело?

ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК?

Крайние коммунисты, которые всячески отказываются пересмотреть справедливость своих суждений, на этот аргумент, как правило, отвечают: «Все дело в оппортунизме». Дескать, это заговор предателей, которые под вывеской научного материализма начали в Советском Союзе на самом деле проповедовать постыдный субъективный идеализм, разрыхливший почву для возрождения религии. Именно оппортунизм спутал карты безупречной теории Карла Маркса.

Когда моим единоверцам задают аналогичный вопрос: «Что пошло не так?», который известный востоковед Бернард Льюис вынес в заглавии своей книги «What Went Wrong?», анализирующей причины отставания исламского мира, они часто отвечают в том же духе: «Просто мы перестали следовать Корану и Сунне. Все дело в этом».

И тем, и другим стереотипы своего мышления дороже честных выводов, которые должны следовать из жизненной практики, из объективного опыта, являющегося единственным мерилом точности тех или иных социальных взглядов. Реальную жизнь сложно раз и навсегда уложить в красивую теорию, прекрасно смотрящуюся на гладком листе бумаги. Радикальным атеистам давно пора понять — вера неизменно будет присутствовать в жизни человека, даже если это не входит в их планы и не сообразуется с их видением развития общества. Радикалам же исламского толка неплохо было бы прислушаться к словам нашего благословенного Пророка, который гласил: «Вы [т.е. сами люди] — лучше разбираетесь в вопросах мирского», за ответами на которые он советовал идти даже в Китай, где, как известно, невозможно было почерпнуть мудрость религиозной традиции единобожия. Полагать, что халифат — это панацея от всех проблем в этой жизни — такая же утопия, как и вера радикальных атеистов в то, что когда-нибудь их мировоззрение восторжествует над многоликим человечеством в виде тотальной монополии.

НЕ НАДО ОТМАХИВАТЬСЯ ОТ РЕЛИГИИ

Радикалы всех мастей — это настоящая проблема нашего общества. Именно радикализм создает в нем линии разлома. Это опасно. И ни к чему хорошему не приведет.

Радикализм проистекает из малодушия человека, его трусости перед иным. Этот страх толкает людей на то, чтобы физически устранять тех, кого они боятся, или просто спрятаться от них в теплую нору. В крайнем случае, сделать вид, что источника данного страха — инаковости — не существует. Это, к сожалению, уже стало частью нашего социального ландшафта. Например, в угоду именно такого рода настроениям возникает желание запретить своим согражданам одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями, т.е. жить с девизом: «Снимем с девушек чуждый для нас платок!» Или порой звучат призывы заставить замолчать религиозных деятелей. Вроде как отмахнуться от того, что видеть и слышать не хочется. Глядишь: ничто уже и не раздражает. Как будто все идет так, как оно хочется. Как говорится, голову в песок.

Однако нельзя идти по пути игнорирования того, что нам непонятно или не вписывается в нашу картину мира. Логика известного афоризма Шарля Монталамбера «если вы не займетесь политикой, то политика займется вами» справедлива и в отношении религии. Так, стоило было пустить религиозную сферу в РТ какое-то время на самотек, она быстро стала каналом иностранного влияния, причем не самого дружественного нашей стране. Несколько терактов удалось предотвратить, но неизбежное все же случилось: в июле 2012 года взорвали машину муфтия РТ и зверски застрели влиятельного мусульманского богослова Валиуллу хазрата Якупова. Над Татарстаном нависла угроза пойти по дагестанскому сценарию развития событий. После терактов прошлого года личный рейтинг нашего президента и в целом рейтинг инвестиционной привлекательности республики резко опустился на несколько пунктов. Ситуацию достаточно оперативно удалось в целом выровнять. Но урок усвоили все здравомыслящие люди, правда, очень дорогой ценой.

Не стоит строить здесь никаких иллюзий: есть силы, которые всегда будут хотеть поставить религию на службу своим политическим интересам. И чем сильнее возвышает голос Россия на международной арене, тем больше геополитических игроков, которые хотя подставить подножку нашей стране через религиозный фактор. Да и в национальном вопросе нас тоже будут пытаться сталкивать лбами. Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого. И нужно быть, мягко говоря, не самым дальновидным, чтобы отдать вожжи в сфере национально-религиозной политики враждебным ко всем нам силам. Другими словами, надо не отмахиваться от религии, как предлагают светские радикалы, а органично интегрировать ее в ткань общественных интересов.

ЕВРОИСЛАМ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КРАСИВАЯ ИДЕЯ. НО ЭТОГО НЕ ДОСТАТОЧНО

Умные люди всегда понимали это. Когда политический советник казанского кремля Рафаэль Хакимов предложил еще в 90-е годы концепт евроислама, то он исходил именно из подобных соображений. Для него религия — прежде всего фактор общественной жизни, имеющий влияние на происходящие процессы. И потому, как главный идеолог Татарстана тех лет, он пытался задать такие векторы развития исламского сообщества, которые бы отвечали в первую очередь собственным интересам республики. По сути, он исходил из понимания того, что российский ислам, независимый от одиозного влияния иностранных государств — это часть нашего национального суверенитета. Проблема, однако, заключалась в том, что Хакимов не знает ни ислама, ни реальных мусульман. А жизнь она ведь совершенно иная, чем видится из окон кабинета в президентском дворце. И далеко не всегда образ мусульман, рисуемый в книгах, соответствует постоянно меняющейся действительности.

Вроде бы все правильно говорит Хакимов. Нужно стимулировать творческий порыв, создавать инновации, двигать прогресс. Все верно. Только вот концепт евроислама так и остался кабинетным проектом. Да, о нем можно рассказывать гостям республики, делая из него красивую витрину. Но все это очень далеко от реальных процессов в жизни верующих мусульман. Данный конструкт калькирует мировоззрение светских татар, прежде всего самого Хакимова. Но ведь этот проект был нужен не для самолюбования. Он был призван определять развитие мусульманского сообщества республики. А этого не произошло.

Как интеллектуал европейской традиции, татарстанский академик, видимо, верит, что миром правят идеи. Однако религиозное сообщество ислама прежде всего ориентировано на авторитеты. Это существенная разница. Евроислам — действительно красивая идея. Но этого недостаточно. И если на самом деле существует заинтересованность реально влиять на религиозную среду, то неплохо бы помнить выражения Уинстона Черчиля о том, что настоящий политик должен быть впереди своего народа только на полшага. Полшага — это значит двигать общество к новым вершинам, сохраняя непосредственный и постоянный контакт с ним. Сегодня вопрос о том, в каком же ключе должен развиваться мусульманский, да и в целом религиозный, социум нашего региона продолжает быть предметом дискуссии и общественного интереса.

ЗАНОВО ОТКРЫВАЯ СТРАНУ

Любимая всеми нами газета «БИЗНЕС Online» запустила проект «Татарстан-2020». Этот проект отражает существующее в обществе стремление найти жизнеспособную национальную идею, верные ориентиры для дальнейшего развития. Реализация такой сверхзадачи будет успешна лишь в том случае, если в ней будет отражена целостная картина всего нашего общества. А значит, религиозная сфера, в том числе и ее исламская составляющая, должна быть в полной мере осмыслена в данном контексте.

Сегодня каждый из нас должен, по сути, заново открыть страну, в которой он живет. Вместо обещанного коммунизма безбожников, который уже давно должен был быть построен, за последние десятилетия выросло целое поколение религиозных людей. Это уже не бабушки в белых платочках, хотя и они никуда не делись. Зайдите в любую мечеть Казани во время пятничной службы и вы увидите прежде всего молодежь. Это отнюдь не забитые и убогие. Это люди с очень активной жизненной позицией. Но многие в нашем обществе не хотят замечать подобные процессы. Они не хотят знать тех, с кем живут в одном подъезде. Им интереснее мир собственных иллюзий. Игнорирование реальности им ближе контакта с ней. Некоторые религиозные люди порой тоже не лучше. Атеисты и светские люди в целом для них такой же темный лес. Ими не осознается и опасность клерикализации общества, ведь светскость государства для них отнюдь не самоочевидная ценность.

Сегодня мы все должны посмотреть друг другу в глаза. Мы — дети одной земли. И у нас одно на всех будущее. И значит, мы должны научиться жить под крышей единого Дома. Не в изолированных комнатах коммунальной квартиры, а одной семьей. Для этого всем нам надо научиться принимать другого. Верующим — атеистов. Атеистам — верующих. Чем дольше мы будем игнорировать друг друга, тем мощнее будет заряд у мины замедленного действия, которую мы создаем собственными руками через свое взаимное нежелание признавать право каждого быть иным.

Мне кажется, что в мусульманской религиозной сфере ответом на многие подобные вопросы и вызовы нашего дня может стать концепция социального ислама, которая в свою очередь является частью более общей доктрины открытого ислама. Однако это тема для отдельного разговора.

Первый заместитель муфтия РТ,
член Общественной палаты РТ
Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.11.2013 09:04

    Сильная статья с нестандартным взглядом. Со всем согласен. Дамир.

    • Анонимно
      1.12.2013 10:26

      Как можно со всем соглашаться. Свои мозги тоже надо иметь.

    • Анонимно
      1.12.2013 18:52

      Только значительное количество атеистов в РТ позволяет иметь имаму "нестнадартный взгляд". Когда они сами не знают грань между радикальным и умеренным исламом количество верующих может перейти в качество грызни теологов. А когда нет аргументов, начинается стрельба...По поводу девушек в хиджабах: кто с ними общался тот поражен примитивности их мышления, узости знаний, неспособности к восприятию иного мнения. Все их знания об исламе это 15-20 страниц зазубренного перевода с арабского. Они результат образования получаемого в государственной школе. С тех пор как перестали воспитывать человека-творца, из школы стал выходить безграмотный раб.Минимальные знания естественных и точных наук не позволяют зомбировать человека средневековой философией . Отсюда вывод для религий всех мастей- воспитывайте атеистов, только они остановят религиозные войны...

  • Рамиль
    30.11.2013 09:09

    Ну это понятно. А церкви зачем жечь?

  • Рамиль
    30.11.2013 09:15

    А зачем хиджабы в школы тащите?
    У нас религия отделена от государства.

    • Анонимно
      2.12.2013 08:46

      как Вам известно платок это национальный головной убор не только мусульманских народов но и христиан и т.д так почему же мы до сих пор боимся признать свои корни

  • Анонимно
    30.11.2013 09:24

    Бог един, для людей недалеких придумали разные веры, чтобы сталкивать лбами, манипулировать.

    • Анонимно
      30.11.2013 09:39

      Стесняюсь спросить "далекого" человека, а кто придумал то разные веры? Последняя из крупных религий - это мусульманство, получается оно придумано для сталкивания лбами?

      • Анонимно
        30.11.2013 09:49

        Изначальный коран не имеет ничего общего с нынешним, суры идут не в той последовательности искажая смысл. В любой вере не должно быть агрессии.

      • Анонимно
        30.11.2013 10:08

        Веры не разные вера у человека может быть одна,учения разные о миросоздание -и есть религия.Эти учения едины в одном и поясняют вечные вопросы, для чего и как создан этот мир, какя цель жизни человека на земле и их смысл разобраться в тех противорачиях возникающих по ходу жизни человека.

        • Анонимно
          30.11.2013 13:39

          Коран также как Библия, как Евангелия-все это учения о Боге, но не учение самого Бога и тем более не сам Бог, и в этом главное заблуждение последователей религий и верующих.Чем ленивее и глупее человек, тем чаще он беспокоит Бога!

    • Анонимно
      30.11.2013 10:19

      Это вы немножко неправы. Разные религии, разные провайдеры на пути к Богу. И адекватные верующие люди понимают это

  • Анонимно
    30.11.2013 09:31

    Статья обращена к атеистам и агностикам, будто это они нагнетают обстановку, жгут храмы, обстреливают ракетами Нижнекамск и так далее. Может, вначале, разберетесь у себя, наведете порядок, прежде чем тыкать в нос неприятием оппонентов. Касаемо того, что после перестройки народ кинулся в храмы, так он тогда и к либералам кинулся, зато потом, когда они показали всем звериную улыбку капитализма, все шарахнулись обратно. С религией, если она не угомонит своих отмороженных адептов, будет то же самое.

    • Анонимно
      30.11.2013 10:18

      А с чего вы решили что мусульмане виноваты в нагнетании обстановки? Может все наоборот? Может это похоже на исторические события в Индии, когда англичане, переодевшись в мусульман, с демонстративно проводили корову по индуистским кварталам во время праздника Курбан-байрам?

      • Анонимно
        30.11.2013 10:40

        Можно было бы, конечно, задать вам вопрос, а зачем федеральным властям нужно расшатывать обстановку в спокойном регионе или республиканским создавать себе проблемы и ронять свой авторитет в глазах Москвы, но вы же все равно не принимаете логику, вы можете только верить, например в то, что злобная гэбня сидит в каждой микроволновке и гадит по ночам в подъезде.

    • Анонимно
      30.11.2013 10:22

      Прежде чем браться за рассуждения, необходимо понять корни предмета,что такое радикальный ислам, когда он возник и почему. А воник он тогда, когда в политических целях было необходимо использоват идеи религии.Цели эта разрушение Османской империи (к стати где государственной устройство опералось тоже на ислам), и как вы считаете можно было натравить верующих водно и тоже друг на друга,только обьявив,что одни верят не правельно. И такая мадель оправдала себя,империя рухнула, а кто снял гишефт. Цель организации сегодняшник радикальных структур таже,только на мой взгляд к религии это не имеет отнашение,это больше упраление людские. созанием в сваю пользу,через религиозные убеждения

  • Анонимно
    30.11.2013 09:37

    Религия давно не страже истинных ценностей, власть денег добралась и сюда.

  • Анонимно
    30.11.2013 09:58

    Посыл статьи правильный. Надо уважительно относится ко всем людям и их взглядам. Столько негатива сейчас вокруг. Приятно читать статьи с такими светлыми мыслями.

  • Анонимно
    30.11.2013 10:14

    Интересно доживу ли я до того времени как Рустам прекратит наконец критиковать всех, кроме себя и поглядит на себя со стороны. Думаю не доживу. Вот и на сей раз он ополчился против истории своей страны. Ругает на чем свет стоит коммунизм, говорит что миллионы людей поставили к стенке за приверженность к религии во времена советской власти. Это откровенное и наглое вранье человека, который вообще не знает историю ни своей страны, ни мира в целом. Это он спасибо сказал должен сказать тем же большевикам за то что они низложили царский режим, а то бы он сейчас пел бы царя батюшку храни , а не молитвы свои читал бы.Говорит , что за 70 лет советской власти ничего хорошего не было. А ислам с 6 века нашей эры- он то что добился за 1500 почти лет. Чего добился? Назовите хоть одну исламскую страну где все люди живут счастливо и где нет убийств и где не спонсируют терроризм за рубежом и в той же России.Нет такого.А автор постоянно и голословно обвиняет всех и атеистов и коммунистов и всех сваливает в одну кучу.И еще одно я не понимаю как можно быть допустим умеренным верующим и радикальным. Если человек верит во что то , то он верит всем сердцем. Те же радикальные исламисты они что получаются неправильные верующие что ли? Пускай Рустам тогда скажет им в глаза про их неправильные взгляды, а не сидит в интернете и не мутит грязную воду

  • Анонимно
    30.11.2013 10:19

    Мусульманам нужно объяснять, что их враг не государство, которому они безразличны, а экстремисты из их окружения, которым нужен халифат от Волги до Персидского залива. Все те, кто будоражит общество своими терактами, живут не в вакууме, все равно кто-то знает, к чему они готовятся. Знает, но молчит, потому что мусульманская солидарность срабатывает, хотя, если ситуация будет усугубляться, последуют карательные меры, от которых будут страдать все мусульмане, а не только зомбированные ваххабитами. К тому же, все эти террористические акты заставляют стыдиться мусульманской веры, вызывают опасения по поводу того, а не опасно ли ходить в мечеть, вдруг твой сосед по молитве террорист, пообщаешься с ним раз другой, а потом тебя объявят пособником террориста, и доказывай потом, что ты не верблюд.

  • Анонимно
    30.11.2013 10:23

    Ну если в нынешнем Коране все перевернуто с ног на голову и суры идут не в той последовательности искажая смысл, то значит истинный смысл давно потерян и никто его не восстановит и все то чему сейчас учат исламисты все это неправильно

    • Анонимно
      2.12.2013 16:10

      О Коране Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание (Священный Коран), и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9). И поэтому искажение его невозможно”. См. “ат-Тахрир уа-ттануир” 5/209.

  • Анонимно
    30.11.2013 10:28

    В следующей статье Батрова надеюсь прочитать про Исламский остров Утопия. Про то что все что написано в Коране это Утопия и никогда этого не добиться ни за 70 лет ни за 70000 лет.Интересная статейка получилась бы

  • Анонимно
    30.11.2013 10:32

    Уважаемый Рустам Батыр. А вы сами то верите в то, что предыдущего муфтия взрывали по настоящему? И что этой дымовой завесой дезавуировали?

  • Анонимно
    30.11.2013 10:32

    Наконец-то наши мусульманские деятели повернулись к обществу лицом. И начали осмысливать общие проблемы нашего общества, а не вопросы типа тех, сколько ангелов поместиться на кончике иглы. Жаль, что таких как автор этой статьи еще мало среди них

  • Анонимно
    30.11.2013 10:49

    Я согласен с автором: мы соринку ищем в чужом глазу, но не замечаем бревно в собственном. Сегодня мы навешиваем ярлык экстремистов на мусульман, хотя любому здравомыслящему понятно, что это лишь результат зомбирования СМИ. При этом свой собственный радикализм не замечаем. Светский Израиль уничтожает палестинцев. А светские США бомбовым путем насаждают по миру демократию. Да и в эпоху воинствующего атеизма в СССР тоже немало репрессий устраивалось, в этом автор прав. Получается, что радикализм - это не следствие веры или неверие человека. Это общая беда всего человечества. Главный вывод автора верен. Ну а с некоторыми деталями я бы поспорил.

    • Анонимно
      30.11.2013 11:15

      Государственный терроризм США и Израиля конечно имеет место быть, но здесь и сейчас нас беспокоят вылазки мусульманских экстремистов в Татарстане, которые покрываются мусульманской диаспорой. А у вас, если свести ваш пост в одно предложение, получается: "Не мы такие, жисть такая", на что хочу ответить: "Не жисть такая, вы такие" потому как вы вначале потакаете террористам, а потом, когда власть начнет шерстить приходы и арестовывать, начнете вопить: "Мусульман забижают".

    • Анонимно
      1.12.2013 03:33

      Автор сам какой то воинствующий радикал!!! Всех призывает быть терпимее , при этом сам никого не терпит. Ни своего коллегу Хакимова, ни атеистов. Что то вякает про советскую власть. Пусть посчитает сколько жизней унесли религиозные войны, инквизиции, гораздо больше чем захватнические войны и эпидемии. А вера в человеке живет потому что он слаб. Потому что вокруг одна несправедливость и беззаконие. Им хочется надеяться, что есть какие то высшие силы, которые тебе помогут. На власть то рассчитывать не приходиться. А молодежь в мечетях, не обольщайтесь, думаете за этим какая то духовность стоит. Сомневаюсь. Просто власти нужна послужная паства что бы голосовала и бабло отстегивала( якобы бедным),только бизнес.

      • Анонимно
        1.12.2013 09:13

        Точно подмечено) Батров то ли он простоватый по натуре, то ли просто недальновидный, но дипломат вообще никакой. Представьте его сидящего за столом переговоров и вначале он задает тон говоря о терпимости, о взаимном уважении друг друга, а затем он как прокурор начинает обвинять в убийствах тех с кем он должен по идее договариваться о взаимном уважении. Согласитесь же бред. И статьи его наоборот все только разжигают и я уверен в этом то и заключается истинный смысл его статей

  • Анонимно
    30.11.2013 10:55

    Такое ощущение что Батров вообще некомпетентен в вопросах истории. Прежде чем огульно обвинять коммунистов в том что они убивали десятки миллионов верующих ему бы самому неплохо было бы знать что от рук исламистов ежегодно погибают также десятки миллионов людей. В странах Африки во главе с исламским правительством творятся ужасные преступления вплоть до геноцида христиан ,погибают миллионы людей , миллионы людей вынуждены обращаться в бегство из своей страны за религиозные преследования за нежелание принимать ислам. И хорошо что в России религия отделена от государства а то какая бы религия не была бы во главе ни православие ни ислам ничего хорошего от этого не было бы.

    • Анонимно
      30.11.2013 11:14

      это в какой -такой Африканской стране уничтожено мусульманами десятки миллионов человек а? господин провокатор!Скажите нам! А может это наоборот,под видом мусульман,и против мусульман идет всеобщая истерия по ТВ. Рамиль

      • Анонимно
        30.11.2013 12:47

        Рамиль тут нет провокаторов. Это не направленная акция против мусульман. Тот кто думает что тут целенаправленно критикуют мусульман могу сказать что и в истории христиан есть черные пятна одни крестовые походы чего стоят.Поубивали миллионы людей в основном мусульман под именем что убивают за Бога.А насчет африканских стран пожалуйста. Страны, мусульманское население которых составляет от 30% до 60%. Это такие страны, как Эритрея, Эфиопия, Нигерия, Танзания, Судан. Данные страны – это регион наиболее жестоких, масштабных и чудовищных гонений на христиан. Большая часть из десятков тысяч христианских мучеников, ежегодно убиваемых за свою веру, находят свою смерть именно в этих африканских странах. Особенно сильные вооруженные конфликты происходят в тех государствах, где нет сильной центральной власти и армии. Как следствие, нет возможности обеспечить правопорядок на всей территории страны. Значительные регионы таких стран, как Нигерия, Эфиопия, Эритрея, Судан контролируются исламистскими вооруженными группировками, производящими террор и геноцид христианского населения. В Судане до 2011 года проходила многолетняя гражданская война между исламским севером и христианским югом. Число жертв этой войны достигает 2 млн. человек. В результате референдума в 2011 году, было образовано новое государство – Южный Судан, большую часть которого составляют христиане. Кстати это не мои додумки это доклады экспертов ООН и это только вершина айсберга

  • Анонимно
    30.11.2013 10:59

    Религия — служанка эксплуататоров, духовная надстройка базиса несправедливых экономических отношений

  • Анонимно
    30.11.2013 11:47

    Вопрос Батрову: Вы наехали на имама мечети "Казан нуры", написали статью о его интервью радио "Азатлык", он Вам ответил, причем очень концептуально и по делу. Собираетесь ли Вы с ним дальше спорить или предпочтете (как обычно) уйти от дискуссии?

  • Анонимно
    30.11.2013 12:27

    Атеисты автобусы с людьми не взрывают... Религия это зло...

    • Анонимно
      30.11.2013 12:47

      А мусульманам это зачем? Скорее наоборот это против мусульман и есть.Так же поджог церквей,это целенаправленная акция для дестабилизации обстановки.

      • Анонимно
        30.11.2013 13:08

        Есть неопровержимые факты что в районах республики присутствуют преступные элементы так называемые радикальные исламисты. Есть факты есть раскрытые преступления такие как взрывы нефтепровода несколько лет назад, покушения на нашего имама, который после покушения побоялся за свою жизнь и подал в отставку. Год назад террористов нашли и уничтожили в авиастроительном районе казани. Почему же тут кто то считает что они же эти преступные элементы не могут поджечь церковь в деревне. Какая это к черту акция против мусульман. Это преступление. А считать радикальных исламистов мусульманами или нет это только Аллах может ответить. Я не мусульманин и я допустим считаю таких людей просто преступниками без какой либо веры.

      • Анонимно
        30.11.2013 13:38

        Вы сами себе противоречите. В таком случае, кому нужна дестабилизация обстановки??? Властям, что ли? У них здесь все налажено, зачем им что то ломать, чтобы мусульман ущемить, что ли? Кому они нужны, когда сидят спокойно? А в Сирии и Ираке кто сотнями тысяч убивает, тоже российские власти?

        • Анонимно
          30.11.2013 15:03

          А при чем тут власти,я имел в виду какие-то непонятные никому внешние силы,может кому-то они и понятны?

  • Я не испытываю комплекса виныЗа то, что был кондовым атеистом.Не объявлял я верующим войныИ жизнь хочу закончить гуманистом.Надеюсь, хватит места на землеВсем тем, кто верит в Бога и не верит.Ведь одинаково все скроются во мгле,Когда судьба на это срок отмерит.

  • Анонимно
    30.11.2013 17:19

    Надело читать религиозную пропаганду в светском информационном издании. БО пусть статьи пишут для исламских спецсайтов. Батыру БАН.

  • Анонимно
    1.12.2013 10:54

    Рустам Батров - один из редких мусульманских интеллектуалов нашей республики. У него большой потенциал. И приятно, что он его реализует. Пересекался в жизни с ним несколько раз. Очень благоприятное впечатление производит. Дай Аллах, в нашем народе возродятся великие традиции исламской мысли.

  • Анонимно
    1.12.2013 11:07

    хорошая статья, обстоятельная. Позиция автора - показать что путь мирного развития созидателен и несет пользу человеку, жителям Татарстана, различным религиозным и соц.группам. Совершающим преступления ради своих идеалов, либо по ощющению собственного превосходства и правоты - нет оправдания. Сравните как возносились современниками деяния, которые сейчас бы назвали генцидом - крестовые походы, действия мессионеров в южной америке, становление советской власти и т.п. В меньшем масштабе сверх мнение - экстремизм является прмчиной таких исторических явлениях как охота на ведьм, процессы против врагов народа. Путь увеличения запретов с целью решения прблемы приведет к жизни похожей на тюрьму или описанной в агитке "1984"оруэла. Запрет является обоснованным на явления противные всеобщей морали, т.е. запрет на убийство и т.д. Сам не придерживаюсь в повседневной жизни каких-либо религиозных обрядов, при этом не вижу ни каких проблем в том, что кто-то их соблюдает, если он не заставляет меня их соблюдать. По этому же принципу не вижу ничего плохого если кто-то будь то ученик или его бабушка находиться в школе в головном уборе. У нас что в обществе сложилась традиция плохо относится к головному убору? только путем мирного диолога общество может нормально развиваться - заботиться о старших, о своей земле, доме, родном городе, дать знание и воспитание младшим. К сожалению люди со сверх мнением (воинствующие комунисты, националисты, джихадисты, халифатисты, хизбутчисты, анархисты) не хотят слышать и соглашаться с мнением других, что ведет к конфликту разрухе жертвам, т.е. ничего хорошего. Как-то так.

    • Анонимно
      1.12.2013 11:32

      Статья обращена к неверующим, хотя, автору, как заместителю муфтия, нужно не сидеть в теплом кабинете и поучать тех, кому религия даром не нужна, а ездить по приходам, вдалбливая примерно те же мысли, что лучше жить мирно (тем более что, мусульман никто не ущемляет, в нашей республике тем более), чем участвовать в противоправной деятельности или покрывать радикальных мусульман.К тому же, количество запретов мусульманам не увеличивается, это мусульмане пытаются влезть в каждую дырку, устраивать молельные комнаты в госучреждениях, хотят застроить мечетями каждый свободный участок (хотя в мечети и так никто не ходит, кроме бабаев и приезжих), пытаются доить бюджет на эти строительства, что, естественно, вызывает неприятие большей части общества. Хорошо хоть эти первобытные жертвенные мероприятия пытается власть как то упорядочить, а то ужас какой то, кровь, крики бедных баранов пугают детей и женщин.

  • Анонимно
    1.12.2013 17:54

    Вообще интересно почитать рассуждения современного религиозного деятеля от ислама. Я то думал, кроме джихада их ничего не волнует. А оказывается их деятели мыслят в принципе также, как и я. Олег

    • Анонимно
      1.12.2013 18:24

      Олег ты прав их интересуют еще деньги и весь вопрос как их заработать по больше на своей пастве!

  • Анонимно
    1.12.2013 22:17

    По примеру православного ученого профессора Осипова мусульманским богословам не плохо было бы создать телепрограмму по разъяснению канонов Корана, объяснить народу,вести разъяснительную работу ....

  • Анонимно
    1.12.2013 22:19

    Свое время Харис хазрат предлагал было Аминову, но, видимо не было политической воли бабая

  • Анонимно
    2.12.2013 08:36

    Не понимал и, наверное, не пойму я этих современных молодых мулл. Живут они какими то оторванными от реалий жизни представлениями. Время ушло вперед, а они в средневековье (хотя не стесняются ездить на люксовых машинах, носить дорогие телефоны и костюмы, жить в хороших коттеджах). У нас столько сирот и обездоленных, а они стремятся побольше отправить людей в Мекку, чтобы и дальше спонсировать миллирдеров арабских шейхов и весь многочисленный гарем. Надо помогать тем, кто рядом - прямо здесь, кто испытывает нужду каждый день, кто испытывает несправедливость.

  • Анонимно
    3.12.2013 09:52

    Хорошая статья! Обществу действительно нужно познакомиться с собой. Предлагаю теперь автору сделать совместную статью с Рафаэлем Сибгатовичем. Считаю что Батров и Хакимов два достойнейших публициста в последнее время.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль