Общество 
3.12.2013

Сергей Когогин поддаст газу на $1 миллиард

Сегодня в преддверии визита Германа Грефа в Челны на КАМАЗе прокомментировали, с какой целью автогигант принял решение разместить крупный облигационный заем на сумму 35 млрд. рублей под госгарантии. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, эти деньги компания направит на программу модернизации производства и обновление модельного ряда, рассчитанную до 2020 года, общий ее бюджет составляет 62 млрд. рублей. На сегодня долговое бремя КАМАЗа составляет около 18 млрд. рублей, и столь резкое его увеличение эксперты считают довольно рискованным шагом, но другого пути для удержания позиций на рынке у него нет.

Завтра планируется подписание финансового соглашения между Сбербанком и КАМАЗом
Завтра планируется подписание финансового соглашения между Сбербанком и КАМАЗом

КАМАЗ ВЫПУСКАЕТ ОБЛИГАЦИИ НА 35 МЛРД. РУБЛЕЙ НА 15 ЛЕТ

На фоне проблем на рынке грузовых автомобилей и общей непростой ситуации в российской экономике КАМАЗ принял решение занять на собственное развитие свыше $1 миллиарда. Вчера компания сообщила о том, что такое решение принял в конце минувшей недели совет директоров компании . Речь идет о серии облигационных займов на общую сумму 35 млрд. рублей. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, заем размещается сроком на 15 лет. Всего будет размещено 9 выпусков облигаций. Облигации серий БО-07 — БО-15 будут размещены по открытой подписке. Пять выпусков облигаций составят каждый сумму по 3 млрд. рублей, еще четыре выпуска — по 5 миллиардов. Облигации размещаются под государственные гарантии. Напомним, что на данный момент у КАМАЗа уже размещены 3 серии облигаций на общую сумму 7 млрд. рублей.

Как пояснил Афанасьев, средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы, которая подразумевает в первую очередь модернизацию производства на КАМАЗе и обновление модельного ряда. Программа рассчитана на срок до 2020 года. Она подразумевает затраты в размере 62 млрд. рублей. Сам КАМАЗ вложит в нее 27 млрд. собственных средств. Остальные 35 млрд. рублей привлекаются в виде долгосрочного облигационного займа. При этом Афанасьев не стал комментировать, кто будет являться организатором размещения займа.

Информация о займе на сумму свыше $1 млрд. появилась на фоне визита в Татарстан главы Сбербанка Германа Грефа — сегодня он вместе с президентом РТ Рустамом Минннихановым примет участие в заседании совета директоров «Татнефтехиминвестхолдинга». А завтра они отправятся на КАМАЗ. Из источников, близких к руководству банка «Татарстан», «БИЗНЕС Online» стало известно, что в Набережных Челнах планируется подписание масштабного финансового соглашения на «сумму, сопоставимую с предстоящим займом». Пресс-служба КАМАЗа, впрочем, не подтверждает, что это соглашение касается облигационного займа, при этом уточняя, что не комментирует события до того, как они происходят.

О том, что компания планирует разместить рублевые облигации на 35 млрд. рублей в 2014 - 2016 годах, в октябре журналистам сообщила финансовый директор ОАО «КАМАЗ» Елена Милинова. Предполагавшаяся ставка размещения была сопоставима со ставкой размещения облигаций госдолга плюс 1,5%, но предположительный срок обращения составлял 10 лет, сообщает Rusbonds. Отметим, что, согласно данным ЦБ РФ, бескупонная доходность 15-летних облигаций федерального займа (ОФЗ) составляет 8,46% годовых. Таким образом, ставки по 15-летним облигациям КАМАЗа могут составлять около 10% годовых, что является очень привлекательным для инвесторов. Понятно, что ставка по бумагам с более ранним сроком погашения будет ниже и ее будет определять конъюнктура рынка.

Ранее «Интерфакс» сообщал со ссылкой на материалы ГК «Ростех», что госкорпорация планировала предложить правительству проработать возможность предоставления КАМАЗу госгарантий по заемным средствам на сумму 35 млрд. рублей.

ДОЛГИ КАМАЗА ЗА ГОД ВЫРОСЛИ НА 21%

Для понимания ситуации следует отметить, что на 30 сентября текущего года кратко- и долгосрочные займы КАМАЗа составили 18,2 млрд. рублей, то есть почти в 2 раза меньше. В текущем году наметилась тенденция к росту долговой нагрузки автогиганта, так как кредитный портфель подрос на 21,3% в сравнении с 15 млрд. рублей на 30 сентября 2012 года. Отметим, что среди крупных предприятий РТ самым крупным заемщиком является «Татнефть». Согласно отчету по РСБУ за 9 месяцев этого года, компания имеет кредитный портфель в сумме 39,2 миллиарда (правда, по МСФО у «Татнефти» долги превышают 51 млрд. рублей с учетом компаний, входящих в группу). «Оргсинтез», переживший целую долговую драму с начала кризиса в 2008 году, имеет на 30 сентября кредитный портфель в 19,5 млрд. рублей. Таким образом, с учетом уже имеющихся долгов и займов по облигациям, КАМАЗ становится рекордсменом по долговой нагрузке среди татарстанских компаний.

Согласно отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «КАМАЗ» упала на 6%: с 82,09 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 77,19 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года. Негативная конъюнктура на рынке грузовых авто остается в силе. По данным «АСМ-холдинг», российские продажи грузовиков в январе-сентябре 2013 года составили 213,9 тыс. единиц, сократившись на 19,3% по отношению к первым 9 месяцам прошлого года. Наибольшую долю рынка составил сегмент отечественных автомобилей (110,3 тыс. единиц; 51,6%).

То есть КАМАЗ держится гораздо лучше рынка в целом. Однако в абсолютном выражении ситуация на заводе ухудшается. Тем не менее общий для отрасли кризис — хорошая возможность укрепить свои позиции, в том числе и в новых для себя сегментах. Одним из таких сегментов должен стать магистральный тягач «КАМАЗ-5490».

КАМАЗ ИДЕТ ВА-БАНК

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поинтересовались мнением экспертов относительно целей займа и целесообразности кредитования с учетом ситуации на рынке.

Сергей Удалов — исполнительный директор агенства «Автостат»:

— Им не хватает собственных средств. КАМАЗ, насколько я понимаю, сейчас переоборудуется. И деньги этого облигационного займа, по всей видимости, будут вкладываться в развитие. Я полагаю, что это все будет направлено именно на эти вещи. Кабину новую им на новый седельный тягач нужно запускать. У КАМАЗа, по-моему, сейчас уже нет других вариантов, даже несмотря на то, что рынок грузовых автомобилей серьезно проседает. Когда модернизационные процессы на предприятии уже запущены, а ты где-то в середине его находишься (я имею в виду переоборудование и локализацию производства), то если ты останавливаешься, то это в конечном итоге может вылиться для тебя в еще более огромные издержки и замороженные деньги. И падение для тебя будет еще губительнее. Можно вообще против рынка идти. Когда ты находишь средства даже на падающем рынке заниматься модернизацией, то к тому моменту, когда все начнет выходить в плюс, у тебя уже будут новые, более экономичные и выгодные по цене модели. То есть хорошее предложение для рынка — и ты сможешь свою долю на рынке увеличить. Поэтому если этот процесс на КАМАЗе уже идет, то останавливать его — это очень плохо.

Вопрос в том, сколько из этих средств пойдет на покрытие каких-то минусов от текущей деятельности, а сколько на развитие и модернизацию. Процессов запущено много, и их все нужно вести.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Позиции КАМАЗа на рынке грузовиков можно сравнить с позициями АвтоВАЗа на рынке легковых автомобилей: они «железобетонные». Это лидеры рынка, которые остаются таковыми уже много лет, несмотря на все усилия остальных автопроизводителей. Результаты компании можно в целом оценить как хорошие. Действительно, есть определенное снижение продаваемых автомобилей, но оно объясняется стагнацией в экономике, частичным ухудшением экономической конъюнктуры, в частности, снижением спроса на грузовые автомобили, и насыщением авторынка за три года, прошедших с кризиса, когда он рос быстрыми темпами. КАМАЗ запускает в производство новые модели, не уменьшает объемы НИОКР, ведет активную экспортную политику, что свидетельствует о том, что компания уверена в своем будущем и не намерена снижать свою долю на рынке.

Вряд ли корректно говорить о том, что сейчас кризис, скорее, как уже было сказано, стагнация, которая сказывается на всех отраслях, а не только на автопроме.

Выпуск облигаций под гарантии государства может быть весьма выгодным и для компании, и для тех, кто будет приобретать облигации КАМАЗа. Компания получит необходимые ей средства на весьма привлекательных условиях, а покупатели облигаций — гарантированный доход на свои вложения.

Спектр приобретателей облигаций КАМАЗа может быть весьма широким. Это может быть и само государство, например, в лице госбанков, и Республика Татарстан, и многочисленные частные инвесторы. Учитывая, что КАМАЗ выпускает облигации не первый раз, да еще и то обстоятельство, что ему предоставляются государственные гарантии, риски для инвесторов невысоки. А значит, спрос на облигации компании может быть значительным.

Анна Бодрова — старший аналитик компании «Альпари»:

— Компании нужно суметь реализовать инвестиционную программу. О намерении разместить несколько облигационных займов КАМАЗ говорил еще в конце октября текущего года. Госгарантии нужны для того, чтобы сделать размещения «длиннее», то есть продлить срок займов, плюс более низкие ставки. Это решение не выглядит осторожным, скорее, даже несколько амбициозным для КАМАЗа, особенно если учесть его текущую долговую нагрузку. Однако КАМАЗ — это стратегическое предприятие, и если ситуация с его финансами действительно вступит в критическую фазу, государство его поддержит тем или иным способом. Инвестпрограмма компании рассчитана на три года, и если она будет реализована эффективно, КАМАЗ в рабочем порядке рассчитается с долгами. Реформы нужны предприятию, текущий год это наглядно продемонстрировал. Кто может выдать такой займ? Если речь идет о крупных займах, то, вероятнее всего, это будет один из госбанков, возможно, ВЭБ. Вероятность банкротства КАМАЗа не исключена, но на текущий момент маловероятна просто потому, что компания может себе позволить разместить облигационные транши с целью привлечения средств на развитие. Обычно рынок к подобным шагам относится вполне благосклонно.

Дилюс Шавалиев — гендиректор ИК «Капитал-менеджмент»:

— У КАМАЗа есть обширная инвестпрограмма, рассчитанная до 2020 года. На нее планинурется потратить 62 миллиарда рублей. Из них 35 миллиардов рублей — это заемные средства, которые будут привлекать с рынка путем размещения обигаций, а 27 миллиардов — собственные средства предприятия, которые будут инвестированы в течении 2014 - 2016 годов.

В данном случае речь не идет о рефинансировании старых долгов. Поскольку принятая на предприятии шестилетняя инвестпрограмма подразумевает серьезную модернизацию производства, считаю, что проседание рынка грузовых автомобилей так или иначе будет иметь временный характер. Жить надо не сегодняшним днем по принципу «сейчас плохо, значит, следует отказаться от вложений средств в производство». Благодаря этой модернизации через несколько лет у КАМАЗа, возможно, появятся более конкурентоспособные грузовики. Если смотреть на экономику предприятия, то считаю, что этот шаг вполне оправдан: выручка за 2012 была в районе 105 миллиардов рублей, прибыль — около 4,5 миллиардов рублей. Тем более что они получили госгарантию на этот займ.

Вопрос ведь для КАМАЗа сейчас стоит так: либо остаться на плаву, либо потихонечку-потихонечку под давлением иностранных производителей умирать. Поэтому КАМАЗ что-то пытается делать, а государство каким-то образом пытается ему помочь, не напрямую субсидируя, а косвенно путем предоставления госгарантий.

Спектр участников этого облигационного займа будет очень широкий. Путем биржевого размещения они достанутся широкому кругу лиц. Поскольку погашение этих бумаг будет гарантировано государством, то там и процентная ставка будет достаточно низкая.

Предприятий с аналогичными долгами в Татарстане, по-моему, больше нет. У «Оргсинтеза» была значительная долговая нагрузка, но они ее значительно сократили.

Справка

Серии размещаемых облигационных займов:

БО-07 на 3 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-08 на 3 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-09 на 3 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-10 на 3 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-11 на 3 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-12 на 5 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-13 на 5 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-14 на 5 млрд. рублей, срок 5460 дней;
БО-15 на 5 млрд. рублей, срок 5460 дней

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.12.2013 15:51

    ПанАлекс, ждемс...

  • Анонимно
    3.12.2013 16:00

    Брать кредиты большого ума не надо - расплачиваться придётся следующим директорам и нищенской зарплатой камазовцев.За что только такие баснословные и неоправданные бонусы у правления и совете директоров камаза?

  • Анонимно
    3.12.2013 16:53

    А где же "хваленые" экономисты? Это наверное Кудрин посоветовал, а Греф потдержал эту идею. И куда смотрит государство! Выпуск 35 млрд обл. при 62 -бюджета и из них 18 долга приведет к потере финансовой устойчивости предприятия (Lg>50%).В 2010г. Греф "хотел купить" Опель, а теперь делает все, чтобы КамАЗ стал 100%-дочкой Мерса.

  • Анонимно
    3.12.2013 16:54

    ложка экономики в бочке криминала.

  • Анонимно
    3.12.2013 16:55

    Учитывая спад экономики на 14-16гг в России остается только поражаться такому оптимизму.

  • Анонимно
    3.12.2013 17:25

    КамАЗ принял стратегически верное решение. Именно во время стагнации, снижения инвестиционной активности и надо принимать решения о кардинальном техническом перевооружении и освоении принципиально новой продукции. Кризисы приходят и уходят, а поступательный, фундаментальный вектор развития экономики остается всегда, в этом ее (экономики) сущность. Господа предприниматели, не надо боятся временных трудностей, надо брать пример с КамАЗа и инвестировать деньги в развитие производства!

  • Анонимно
    3.12.2013 17:48

    Кабину корейскую КАМАЗ откинул в сторону. Потрачено много средств и впустую. Сейчас прыжки вокруг немецкой кабины, но там вода еще темнее. Какие инновации?

  • Анонимно
    3.12.2013 18:17

    Заводчане своими мизерными зарплатами закроют этот кредит и ГОС.заказ поможет.

  • Анонимно
    3.12.2013 20:34

    Чего бы там не было в будущем, но модернизировать КАМАЗ надо. 40 лет не обновлялся кардинально модельный ряд! Был лишь рестайлинг. Американское правительство, если помните, недавно, спасало свои автогиганты, сливая токсичные активы. Конечно, есть сомнения в эффективности этих трат. Будут и скандалы и реинкарнации сердюковщины. Но обновляться надо, чтобы остаться со своим автопромом, пусть и под существенным технологическим влиянием немцев. У города и страны должно быть будущее. Лет через 20-30 на грузовиках будут стоять водородные двигатели, но к этому надо двигаться. У японцев и немцев уже есть эти технологии, но пока они слишком дороги для серийного производства. Лучше рискнуть и потерять, наделать ошибок, чем тихо умереть естественной смертью. Максим Сайфутдинов.

  • Анонимно
    3.12.2013 21:37

    КамАЗ это будущая площадка для сборки,обслуживания мерседесов. Немцы наблюдают со стороны как предприятие медленно тонет,именно тонет. Цена нового КамАЗа сопоставима с грузовиками хундай,ивеко и тд. Всё меньше и меньше потребителей выбирает КамАЗ а долги и обязательства КамАЗа меньше не становятся. Заберите преференции по налогам и льготы от субъектов всех уровней и ГОС.заказ. В сухом остатке увидим ...да ничего не увидим,пустое место.
    Ни один комментариев не написал я купил новый КамАЗ всё супер или я перевёл КамАЗ на метан и у меня дела в гору !!! КамАЗ это прошлое и в будущем его не будет.

  • Анонимно
    3.12.2013 22:32

    Странные мы всё-таки люди. Не модернизируют КАМАЗ - плохо, что-то начинают делать пусть и с рисками - ещё хуже. То кричат - закрыть КАМАЗ, а потом - "заводчане своими ....закроют кредит..." и сами себе противоречат. То завод не нужен, то нужен: ведь всё-таки какая ни на есть зарплата то идёт. А это по мелочи: единственное чего не хватает в работе для тех, кто в поиске, это проведение исследований среди населений городов, в т.ч. по теме: может не всем людям нужны КАМАЗы, а Окушек по большей части не хватает-:) А вот ещё разбирать завалы в нуждающиеся города КАМАЗов подкинуть, помощь что ни на есть да и реклама? Конечно на горе чужом не наваришься, я про будущие отношения с пострадавшими странами.

    • Анонимно
      4.12.2013 10:23

      Вот когда будете сами получать какую-НИКАКУЮ зарплату вот тогда и пообщаемся...сытый голодного не поймет...

  • Мирная
    21.12.2013 15:54

    На Камазе наконец-то решились начать серьезные инвестиции. Конечно перестроить все производство, сменить модельный ряд прямо на работающем производстве - тяжелое дело. Но реальное. Будет новый продукт, снижение затрат на производство за счет уменьшения площадей, оборудования современного, на ремонт денег будет поэтому меньше уходить и по энергии затраты меньше. По облигациям платить надо будет через 10 лет. За это время все эти изменения надо сделать и прибыль на новом продукте заработать. С нее деньги вернут банкам. А бред всякий на тему "камаз уже сдох" писать не надоело?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль