Общество 
4.12.2013

Академик Абел Аганбегян в Казани: «Корпоративный сектор влез в огромные долги иностранным инвесторам, главные должники – «Газпром» и «Роснефть»

Московского-гостя-представил-ректор-КФУ-�льшат-Гафуро
Академика РАН Абела Аганбегяна представил ректор КФУ Ильшат Гафуров

ИЗ 20 ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА В РОССИИ БЫЛ САМЫЙ ГЛУБОКИЙ КРИЗИС

Академик РАН Абел Аганбегян не в первый раз приезжает в Казань, и его лекция в Казанском университете тоже не первая. Об этом напомнил ректор КФУ Ильшат Гафуров, представляя московского гостя собравшимся в историческом актовом зале преподавателям и студентам. Тему для своего нынешнего выступления академик выбрал, что называется, горячую — «Социально-экономическая ситуация в России и перспективы развития». Ибо и ситуация не ахти, и перспективы не слишком просматриваются...

Аганбегян начал с мирового финансово-экономического кризиса 2008 года, коснувшись и кризиса 1998-го, и положения США в 70-е годы, когда эта отнюдь не слабая держава целое десятилетие находилась «между рецессией и стагнацией». Ну а что касается совсем недавних времен, то академик сказал: «Из 20 ведущих стран мира в России был самый глубокий кризис... У нас больше всех из крупных стран сократились инвестиции, больше всех упал внешне-экономический оборот, особенно экспорт — на 40 процентов (в мире — на 20)... Больше всех у нас снизился фондовый рынок — в 4,5 - 5 раз, у них — в 2,5 раза в среднем. Больше всех у нас снизились доходы федерального бюджета — с 9,3 триллиона рублей до 5,4. К счастью, мы имели резервный фонд на этот случай, и 2,9 триллиона рублей из резервного фонда вложили в доходы федерального бюджета 2009 года. Это предотвратило снижение зарплаты учителям, врачам, другим бюджетникам... Наш кризис был глубоким в сравнении с крупными державами, но, конечно, были страны, где кризис был намного глубже, — Украина, Армения (минус 15 процентов валового продукта), Греция, Португалия, Исландия, Ирландия, Эстония, частично Венгрия, там кризис был покруче, чем у нас».

«МЫ ИЗ КРИЗИСА ВЫШЛИ, МОЖНО СКАЗАТЬ, НЕПЛОХО»

Упомянул лектор и о том, какие меры приняло в 2008 - 2009 годах правительство России, чтобы вытащить страну из кризиса: «В этот раз (в отличие от кризиса 1998 года — авт.) мы были подготовлены, правительство и Центральный банк осуществили очень серьезную антикризисную программу действий, накачали банки деньгами, вплоть до беззалоговых кредитов, что было беспрецедентно даже в мировой практике, и предотвратили панику населения, помогли многим промышленным предприятиям и так далее. Истратили больше всех средств в мире по отношению к валовому продукту. Всего на антикризисные меры мы истратили 10 триллионов рублей (25 процентов валового внутреннего продукта). Конечно, в абсолютной сумме и США, и Европа потратили больше на антикризисные меры, но у них валовый продукт не 2 триллиона долларов, как у нас, а 15,4 — в США, а в Европе — 15 триллионов евро».

IMG_6588.jpg

Лектор задал аудитории и себе вопрос: «Что произошло после кризиса?» И ответил на него не без оптимизма: «После кризиса мы за два года, 2010-й и 2011-й, практически восстановили докризисные показатели валового продукта, промышленности, грузооборота, розницы, внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, потребления, реальных доходов. За три года мы восстановили численность занятых. То есть мы из кризиса вышли, можно сказать, неплохо. И в 10-м, и в 11-м году показали темп выше среднемирового темпа, который был 2,5 - 3 процента в эти годы, и намного выше, чем был прирост в развитых странах, – 1,5 процента».

КАКАЯ СИЛА ТЯНЕТ ВНИЗ ЭКОНОМИКУ РОССИИ?

На этом оптимистичная часть лекции закончилась. Далее академик заговорил о грустном: «С 12-го года совершенно неожиданно для нас всех, в том числе и для правительства темпы экономического роста стали стремительно падать. Посмотрите на промышленность: 8 процентов рост в 10 году, меньше 5 процентов — в 11-м, меньше 3 процентов — в 12-м и ноль — в 13-м... Такое впечатление, что (этот график) нарочно кто-то нарисовал! Не бывает так. Есть какие-то сезонные всплески. А тут такая сила тянет экономику вниз, что какие там сезонные колебания. Жестко мы стремимся к нулю... В России сейчас стагнация, как ни неприятно про это говорить».

IMG_6596.jpg

Аганбегян привел такие факты: «Немножко растет в пределах точности счета валовый продукт, сельское хозяйство, немножко лучше розница и реальные доходы. Но падает строительство, падает грузооборот транспорта, падают инвестиции, довольно существенно, падает экспорт. То есть часть важнейших макроэкономических показателей сокращается».

— Что происходит? Понимает ли кто-то, что произошло? Берусь утверждать, что, к сожалению, нет, — уверенно заявил лектор.

ПРИЧИНЫ НАДО ИСКАТЬ В КРИЗИСЕ

Академик напомнил, что ничего вроде бы не произошло — и вдруг стагнация на пятый год после кризиса! Как это объяснить? «Причины надо искать в кризисе», — считает Аганбегян. Он уточнил: «Эти причины состоят в том, что коренным образом изменились условия нашего экономического роста. Ведь до кризиса в течение последних пяти лет мы развивались с темпом 7 процентов валового продукта, 12 процентов роста инвестиций, 10 процентов роста ежегодно реальных доходов... То есть развивались просто как ракета вверх! И вдруг после кризиса темпы снизились — сначала вдвое, а сейчас просто стремятся к нулю. В чем заключается изменение условий? А в том, что усилились силы в экономике, которые тянут нас вниз. И ослабли силы, которые до этого толкали нас вверх. И вот сочетание этих двух сил — вниз и вверх — дало плачевные результаты».

«ЕСЛИ ОТКАЧАТЬ ПЯТУЮ ЧАСТЬ КРОВИ ИЗ ОРГАНИЗМА, ЧЕЛОВЕК ОСТАНЕТСЯ ЖИВ, НО НЕ БУДЕТ БЕГАТЬ»

Лектор объяснил, о чем конкретно идет речь, что нового появилось после кризиса: «Первое и самое главное, что появилось, — отток капитала... Отток капитала составил: 2008 год — 133 миллиарда долларов, 2009 — 52, 2010 — 38... Смотрите, как плавно идет вниз. И вдруг в 2011 году — 80 миллиардов. Откуда?! 11-й год, что произошло? Может, цена нефти упала? Ни в коем случае. Ничего не произошло. И все страны лучше стали развиваться, а у нас отток резко увеличился. 2012 год — 54 миллиарда, прогноз на 2013-й — 70 миллиардов. Но сейчас многие говорят, что будет меньше, самый оптимистичный прогноз — минус 55. Но и 55 — это огромный отток. Всего за это время мы потеряли капитала больше 400 миллиардов долларов. Наш валовый внутренний продукт — 62 триллиона рублей с копейками, это меньше 2 триллионов долларов. И потерять за 6 лет 400 миллиардов из 2 триллионов — это, извините, пятая часть»...

Насколько это много, Аганбегян объяснил образно и наглядно: «Что такое капитал? Капитал можно уподобить крови в организме. В организме народного хозяйства капитал выполняет функцию крови. Кровь доносит до клеток кислород, кровь доносит до клеток питательные вещества. Организм и все его органы развиваются благодаря кровообращению. А хозяйство тоже развивается благодаря капиталу. Значительная часть капитала — это инвестиции, это вложение в будущее. Если вы хотите строить больше жилья, надо инвестиции, если вы хотите медицину оснащать приборами и новым оборудованием, надо инвестиции, если вы хотите вводить новые мощности и увеличить производство, я уж не говорю — создавать новые продукты, надо инвестиции. Это капитал. И вот отток капитала — это все равно что из организма взять и начать периодически откачивать кровь. Да, если откачать пятую часть крови из организма, человек останется жив, но он не будет бегать».

IMG_6589.jpg

КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР ВЛЕЗ В ОГРОМНЫЕ ДОЛГИ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ —
БОЛЬШЕ
$650 МИЛЛИАРДОВ

Виной тому, что у нас утекает капитал, наши долги, заявил академик: «Главный фактор, почему он утекает, заключается в том, что наши предприятия и организации, которые все вместе называются корпоративным сектором (хотя в этом секторе половина государственных предприятий и организаций), так вот этот корпоративный сектор влез в огромные долги иностранным инвесторам. Общий долг на 1 января был 568 миллиардов долларов, или больше четверти всего валового продукта. А сейчас он больше 650 миллиардов долларов. И он быстро растет».

Главными должниками в России Аганбегян назвал «Газпром» и «Роснефть». Упомянул также «ЛУКОЙЛ».

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ЕДЕТЕ НА ЛЕГКОВОЙ МАШИНЕ, КОТОРАЯ ПРОИЗВЕДЕНА 17 ЛЕТ НАЗАД

Вторым фактором неожиданной стагнации академик назвал цену на нефть, точнее, то, что она не растет, как раньше. За 6 последних лет цена выросла на $10, тогда как раньше за такой же период — на $60 - 70.

Третий фактор: «Резкое сокращение инвестиций в кризис, дальше — трудное восстановление инвестиций к концу 12-го года и новый спад в 13-м году. Сейчас уровень наших инвестиций в реальном выражении примерно такой же, как в 2008 году... Сокращение инвестиций тоже тянет экономику вниз».

Еще один, четвертый, фактор, негативно влияющий на экономику, — увеличивающаяся с каждым годом отсталость нашей материально-технической базы народного хозяйства и прежде всего машин и оборудования. Средний срок их службы у нас — 17 лет, а уже 10 лет — это считается старым. Ну а нормальный срок службы — 7 - 8 лет... Представьте, что вы едете на легковой машине, которая произведена 17 лет назад. У вас вдвое больше будет расход топлива. Эта машина будет гораздо тяжелее, чем новая машина такой же вместительности. У нее, конечно, будут совсем другие тормоза, совсем другое ускорение, совсем другая гибкость управления. И многое-многое другое. А главное — старую машину нужно будет все время ремонтировать, у нее после 17 лет эксплуатации то одно начинает выходить из строя, то другое... Если бы у нас была современная энергетика, мы бы сэкономили 70, а 66 точно, миллиардов кубов газа. В таком же плачевном состоянии в стране транспорт, легкая промышленность, большинство машиностроительных предприятий, оборудование которых надо бы уже выбрасывать и заменять новым. В этом же ряду многие отрасли нефтепереработки: «У нас глубина переработки 70, в то время как на современных заводах 95».

Академик сообщил, что сегодня треть народного хозяйства все-таки отвечает современным требованиям техники и технологии, а вот две трети надо переводить на новые технологии, выбросив все старье. «Это, конечно, стоит огромных инвестиций, — заявил лектор. — Если сделать это, скажем, за 15 лет, при среднем сроке окупаемости 5 - 7 лет, надо в год добавить 2 триллиона инвестиций».

Еще один, пятый фактор, который тянет экономику России вниз, — структура народного хозяйства. «Нам надо слезть с нефтегазовой иглы», — повторил экономист слова, которые уже много лет кочуют в России по лекциям, конференциям, СМИ.

53024.jpg
Академик Абел Аганбегян

В 2012 ГОДУ ИНДИЯ ЭКСПОРТИРОВАЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА $64 МЛРД., РОССИЯ — НА $3 МИЛЛИАРДА

Что делать? Какие отрасли надо развивать в России? Прежде всего те, для которых у нас лучшие в мире условия, например, нефтехимию. «И надо сказать, что Нижняя Кама — это прекраснейший пример современного, инновационного в полном смысле слова центра нефтехимии, довольно разностороннего, с очень глубокой переработкой нефти и газа», — заметил лектор.

Приоритетной Аганбегян назвал также глубокую переработку древесины: «Мы первая в мире страна по лесу, а на 1 тысячу кубов заготовленной древесины у нас конечной продукции производится в долларах в три раза меньше, чем в США и Канаде, и в пять раз меньше, чем в Финляндии и Швеции».

Лектор говорил о том, что мы могли бы очень сильно развить энерго- и электромашиностроение; региональную и местную авиацию; что у нас большие возможности строительства АЭС (спасибо, но лучше не надо! — авт.), расширения услуг в области космоса (вот еще бы наши ракеты не падали так частоавт.).

«Лет 15 назад мы превосходили Индию по объему математического программирования, — печально заметил академик. — Но в прошлом году Индия экспортировала математических программ на 64 миллиарда долларов, а Россия — на 3 миллиарда».

Что ж, не зря Казань собирается строить Инноград... Может, догоним и перегоним Индию?

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ — КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ

Говорил академик Аганбегян и о том, что России надо определиться с отраслями-локомотивами, и напомнил, что на первом месте в мире по экономическому росту — экономика знаний:

«Экономика знаний — это наука, образование, информационные технологии, биотехнологии и здравоохранение. Доля этих отраслей в валовом внутреннем продукте России всего 15 процентов. В Западной Европе — 35, в Америке — 45 процентов. Мы очень отстали в этой области... А что такое экономика знаний? Это катализатор развития всех отраслей. От того, какие будут кадры, качество этих кадров, их умение, ну все зависит!.. Это область, которая определяет развитие других отраслей... Кстати, она не капиталоемкая, здесь одного триллиона в год вот так вот хватит!»

Лектор подчеркнул значение жилищного строительства, строительства дорог, производства легковых автомобилей — это имеет мультипликационный эффект, тоже тянет за собой развитие многих других отраслей.

Завершил лекцию Аганбегян все-таки на оптимистической ноте: ведь мы страна огромных возможностей...

ДОЛЛАР НЕ РУХНЕТ, А У РУБЛЯ СВЕТЛЫХ ПЕРСПЕКТИВ НЕТ

Вопросов гостю задавали немало. Например, спросили, что будет с мировой валютой? «Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о завтрашнем дне», — парировал этот интересный для аудитории вопрос академик. Он заметил, что сегодня на 70% весь мир держит сбережения в долларах (на 20% — в евро). И «всякие сказки о том, что доллар вот-вот рухнет, не соответствуют действительности». Поднимается юань, но ему предстоит еще долгий путь. У рубля, с точки зрения Абела Гезевича, светлых перспектив, увы, нет.

Был уже ставший прямо-таки обязательным на таких лекциях вопрос о коррупции. Ее академик не считает главным тормозом развития экономики — отток капитала куда значимее. Но, естественно, с коррупцией бороться надо.

Зал наградил лектора бурными аплодисментами: его выступление действительно было интересным.

�сторический-актовый-зал-был-полон.jpg

НЕЛЬЗЯ СЕЯТЬ ПЕССИМИЗМ

Аганбегян поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» впечатлением о мероприятии:

— В Казанском университете прекрасная аудитория. Умные, интересные вопросы были и не только от профессоров, но и от студентов. Это очень приятно, потому что надо больше общаться с молодежью. Я против высказываний, что молодежь сегодня не та, что вот мы были... Я завершил лекцию на оптимистической ноте, и дай Бог, чтобы у слушателей сложилось такое впечатление. Но боюсь, как бы в экономике не получилось наоборот. Считаю, что надо правду говорить, с одной стороны. А с другой стороны, нельзя сеять пессимизм.

Аналогичного мнения придерживается и проректор КФУ по внешним связям Линар Латыпов:

— Лекция академика Аганбегяна прекрасная. Это академическая лекция, и это здорово, что она была закончена на оптимистической ноте. В ней было много реальных цифр, которые Абел Гезевич взял в наших российских ведомствах, это не выдуманные цифры, что он сам сегодня неоднократно подчеркивал. На основе этих цифр он сделал очень экономически грамотные, логически выверенные выводы. И аудитория поняла, что есть базис для, в общем-то, оптимистического восприятия того, о чем говорил академик.

Справка

Абел Аганбегян — советский и российский ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор, академик, ректор РАНХиГС при правительстве РФ (1989 - 2002), заведующий кафедрой «Экономическая теория и политика» РАНХиГС при правительстве РФ, научный руководитель программы DBA Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при правительстве РФ. В годы перестройки был советником генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева по вопросам экономики.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.12.2013 08:40

    помню по политэкономии в институте нам говорили про прибавочную стоимость что богатство общества рождается от труда людей после 2007г начало уходить на пенсию наиболее многочисленное поколение людей родившихся после войны которое еще считало что надо работать заменять его некем современное поколение работать не хочет в плане выполнения каких то неинтересных не творческих обязанностей с ограниченной зарплатой работать на заводах некому вот производство и страдает

    • Анонимно
      4.12.2013 08:58

      Особенно насчет этого хреново в Татарстане. Поэтому мы в промышленном плане занимаем 42 место среди регионов России и еще катимся дальше вниз как показал последний доклад министра экономики РТ.

    • Анонимно
      4.12.2013 09:46

      На занятиях по политэкономии надо было не только слушать, но и думать. Как по Вашему мнению должно выглядеть светлое будущее?) От каждого по способностям, каждому по потребностям:)

      • Анонимно
        4.12.2013 12:20

        понимаешь дорогой все попытки думать о том что рассказывали на этих уроках приводили к печальному результату поэтому с некоторых пор я над этим думать перестал а вот что такое светлое будущее знаете это настолько сложная вещь что описать невозможно во всяком случае эта наука это не описывала она описала что светлое будущее это огромное количество шмоток при том что людям работать не надо за них машины будут работать и все люди будут братьями не будет не русских не немцев ни китайцев только советский народ бр....дикость это наука для маргиналов захвативших власть в 1917г у которых вместо головы желудок а вместо сердца пламенный мотор из железа а вот насчет прибавочной стоимости это экономическая теория которая говорит о том как при капитализме возникает богатство общества вполне разумная теория по моему

        • Анонимно
          4.12.2013 15:56

          Ты вначале изучи,что такое "прибавочная стоимость",кем создаётся?Тогда имей своё мнение.Тебе семечки торговать.

          • Анонимно
            4.12.2013 19:51

            В трактовки Энгельса и Маркса этого лучше не читать. Вредно для мозга.

            • Анонимно
              4.12.2013 21:29

              Прими сочувствие,если твой мозг повредился,читая Маркса.Не мудрено.Для понимания,требуется интеллект,о чём ты умалчиваешь.

          • Анонимно
            4.12.2013 22:17

            вы видать большой специалист по торговле семечками но вот в области такта и вежливости вам немножко подучиться надо точно так же как в формуле которую дал карл маркс и которая понятна ученику 3-4 класса насколько помню с=м+в+п дальше сами напрягайте мозги от семечек

        • Анонимно
          4.12.2013 16:21

          И что не сбылось? Огромное количество шмоток; машины, работающие за людей или люди-братья? Сравните с серединой 19 века или началом 20-го. Маркс 130 лет назад описывал будущее как видел. Абсолютное большинство сбылось.

          • Анонимно
            4.12.2013 22:13

            не сбылось светлое будущее выяснилось что огромное число шмоток не является светлым будущим как и предсказывали умные люди но для пролетариев это не доходило так же как сейчас не доходит до некоторых и с всеобщим братством не получилось потому что все были равными но одни более равные а другие менее равными

            • Анонимно
              5.12.2013 09:16

              Сравнивайте не с 1960-70, а с 1860-1870 гг. Светлое будущее сбылось:)

              • Анонимно
                5.12.2013 09:36

                это что у вас лишние штаны появились ну может для вас это предел жизненных мечтаний а я это светлое будущее не вижу это прекрасное далеко как пелось в одной советской песне сравните 1870 с 1991г и что получается

                • Анонимно
                  5.12.2013 10:34

                  Как все запущено:) Самолеты, автомобили, стиральные машины, газовые плиты, центральное отопление, мясо каждый день, пара лишних штанов и т.д. и т.п. Вокруг посмотрите:)

  • Анонимно
    4.12.2013 09:13

    у властей и уважаемых ими экономистов не хватает мозгов понять, что причина спада после восстановления экономических показателей - в ограблении работников. За счет кризиса посокращали з/п, прибыли огромные, а спроса нет, потребители без денег. Кроме ворья-чиновников в РФ нет хорошо живущих, а коттеджи не заменят спрос миллионов граждан.

  • Анонимно
    4.12.2013 09:18

    наконец-то на БО адекватные экономисты с реальным видением вещей, а не с конспирологическим бредом.

  • Анонимно
    4.12.2013 09:38

    Последствия вступления в ВТО.

  • Анонимно
    4.12.2013 09:44

    Интересно ,но всё это уже было на слуху -он обобщил.

  • Анонимно
    4.12.2013 10:11

    Хочу обратить внимание на две нестыковки в его речи. Первая. С одной стороны причиной кризиса назвал отток капитала из страны, а с другой заимствования и долги предприятий перед иностранными инвесторами. Тут одно или другой. Ведь инвестиции это и есть приток капитала в страну, а отток - это вывод капитала. А каким образом происходит приток иностранного капитала, вот таким образом и происходит, когда иностранные инвесторы вкладывают свои деньги в Газпром, Роснефть и т.д. Поэтому можно видеть причину кризиса в оттоке иностранного капитала или в том, что иностранные инвесторы вложили деньги в Газпром и Роснефть. Одно из двух. Другая нестыковка связана с узкой трактовкой понятия капитала как крови в организме. Речь идет все же о деньгах, а не о капитале как таковом. Да, роль денег состоит именно в этом. Но под капиталом имеют в виду не только деньги. Без подписи.

    • Анонимно
      4.12.2013 10:21

      Очень хороший комментарий.Спасибо.Я хорошо помню активную проповедническую деятельность Аганбегяна в конце 80-х --90-е годы. Он тогда был на коне. Мы тогда мало разбирались в происходящем. Выглядело все солидно умно обстоятельно. Но с помощью умных людей я уже тогда смог понял что он в лучшем случае просто очень умный трепач.А возможно все хуже и он конкретно в команде тех кто ставит дымовые завесы, отвлекает людей, путает им понимание вещей от истинных причин кризиса.

      • Анонимно
        4.12.2013 11:43

        Не путайте долги и вывод прибыли и денег с рынка акций. Одно другому не мешает. Как раз вот огромные долги и отпугивают инвесторов, от тех же металлургических компаний.

    • Анонимно
      4.12.2013 12:36

      я думаю академик ведет речь об оттоке собственного капитала, в том числе добавочной стоимости, если таковая имеется, а приток происходит за счет заемных средств, кредитов, которые в том числе влияют на, опять же, отток собственных капиталов посредством погашения тела крелдита и процентов. дасбаланс в этом обороте и приводит к упадку национальной экономики.

    • Анонимно
      4.12.2013 13:32

      Инвестиции вкладывают в оборудование и в персонал. Поэтому денег нет, а прибыль уходит в оффшоры. В России же не вкладывают, потому что очень большие риски потерять предприятия из-за рейдерских захватов.

  • Timur
    4.12.2013 10:17

    Отцы перестроечного чуда Агенбегян,Абалкин.Чубайсята напичканные пятой колонной пустили страну по шулерскому пути,поимели страну и народ по самое не хочу,нашли преемника,который доводит страну до окончательной ручки,а старый академик ездиет по стране и констатирует факты,правда, не обозначая виновников оттока капитала.Совковая ,соглашательская политика ручных академиков лично меня не греет и думаю большинство кто на себе чувствуют весь онахранизм той политики которую они ввиде лекций толкают в умы молодых,по сути ,зомбируя по сути.

    • Анонимно
      4.12.2013 11:43

      Тимур, Какая муха Вас укусила? Вы говорите совершенно правильные и разумные вещи?

  • Анонимно
    4.12.2013 10:50

    Одно то, что этот академик был советником у Горбачева говорит о многом. Сидел бы тихо и отмаливал свои грехи!

  • Анонимно
    4.12.2013 13:52

    А Кудрин, Чубайс, Греф, Силуанов и др. случайно не заканчивали экономическую школу данного академика? К.Маркс "отдыхает" и "нервно курит в сторонке".Хотелось бы задать вопрос: "Как уважаемый академик смотрит на то, как в ряде регионов пытаются внедрять куски экономического развития третих стран при современных реалиях Российской системы государственности?"

  • Анонимно
    4.12.2013 13:55

    Всеми уже признано, что РФ нужна новая модель экономики, как сказал Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев "Модель догоняющего роста себя исчерпала, настало время создать новую модель отечественной экономики"Какая она должна быть эта модель?Во-первых она не должна ограничиваться только попытками построения нового технологического уклада.Во-вторых, она должна быть основана на новой модели экономики, рыночный капитализм в том виде, как существует исчерпал себя построением полностью потребительской экономики.В третьих, в настоящее время невозможно реализовать мобилизационный проект, но без механизмов мотивации и стимулирования невозможно реализовать любой проект. Следовательно, хотим мы или нет, но придется заниматься социальной трансформацией общества.В четвертых, социальная трансформация потребует изменения нашего миропонимания, в том числе в историческом и религиозном контексте.Кому-то покажется, что это полный бред, но вспомните как создавалась индустриальная экономика в начале и до середины прошлого века, две мировые войны, социалистическая революция, атеизм, это ли не социальная, включая политическая, трансформация общества.

  • Анонимно
    4.12.2013 14:30

    Про коррупцию ни слова не сказал, пока не спросили про нее и в ответе не придал ей значения серьезного. А между тем, коррупция- враг государства номер 1.

    • Анонимно
      4.12.2013 14:55

      Полностью согласен. Коррупция находится внутри существующей модели рыночного капитализма. На западе это происходит более законным путем за счет присвоения предпринимательской прибыли совсем не предпринимателями, а финансистами и собственниками крупных корпораций, как раньше прибыль принадлежала собственникам земли -феодалам или помещикам. Таким образов капитализм превратился в финансовый феодализм.Основная задача новой модели экономики и заключается в избавление от этих анахронизмов.

  • Анонимно
    4.12.2013 17:20

    "11-й год, что произошло? Может, цена нефти упала? Ни в коем случае. Ничего не произошло" (цитата из статьи)...что произошло???... а вспомните, пожалуйста сентябрь 2011 года....а именно 24 его число, кажется.....невозможно пытаться анализировать экономическую ситуацию в отрыве от политической ситуации...

    • Анонимно
      4.12.2013 17:29

      Согласен, что решения 24 сентября сыграли большую роль для того, чтобы сбить РФ с определенной траектории развития. И сегодня мы констатируем словами Улюкаева "Модель догоняющего роста себя исчерпала. России нужна новая модель развития".

  • БОБ
    4.12.2013 23:04

    Я не экономист и поэтому не могу комментировать выступление академика Аганбегяна в КФУ. Но к скудной биографической справке хочу кое-что добавить. Аганбегян, каким я его знаю, активный пропагандист экономических знаний, популярнейший лектор. Мне посчастливилось посещать его "Экономические среды" в Новосибирском Академгородке сорок лет тому назад. Тогда Авел Гезевич был директором Института экономики Сибирского отделения АН СССР. Помню, как, в 1974 году на "юбилейной" 10-й "Экономической среде", поздравляли Аганбегяна с новым для него званием академика. Аганбегян возглавлял тогда все научные исследования связанные со строительством БАМа. Он, можно сказать, первый бамовец. Он первым пролетел на вертолете вдоль всей будущей ж.д.трассы еще до начала ее строительства... Аганбегян в юности работал в Москве таксистом, чтобы иметь возможность учиться...

  • Анонимно
    4.12.2013 23:42

    Почитать бы его монографии "Советская экономика — взгляд в будущее" 1988, "В первом эшелоне перестройки", 1989. Или любые другие научные работы тех лет. Чую, эмоций будет немало от прочтения этих научных детищ)

  • вода

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль