Общество 
4.12.2013

Марат Сафиуллин: «Мы варимся в собственном соку, а это для системы управления вредно»

DSC00020.jpg
Марат Сафиуллин

ТАТАРСТАНУ УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННУЮ ЭЛИТУ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Думаю, что понятие «модель Татарстана» имеет право на жизнь и сейчас. Характерной чертой этой модели является высокое качество управления республикой за счет синхронной и слаженной работы всех ветвей власти. В определенном смысле республике повезло, что в начале 90-х годов удалось создать то, что я бы назвал управленческим преимуществом Татарстана – высококачественную элиту, где каждый работал на общее дело. Особую роль здесь сыграла поддержка проводимой социальной политики со стороны многонационального и многоконфессионального населения республики, что являлось одной из составляющих политики мягкого вхождения в рынок.

Другой стороной этой же политики стало сохранение в руках государства пакетов акций ведущих предприятий республики. Во многом благодаря этому Татарстан до сих пор может на совершенно законных основаниях определять стратегию этих предприятий как их крупный акционер.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ СТАГНИРУЕТ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Сильной стороной Татарстана является наличие крупных даже по мировым масштабам компаний: «Татнефть», КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим» и других. На глобальном рынке играют крупные игроки, так что республика имеет определенные возможности выстраивать собственные стратегии конкуренции, а не только следовать в фарватере транснациональных корпораций.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. Татарстану пока не удалось в полной мере реализовать стратегию взаимодействия крупных компаний и малых и средних предприятий. Вместо того чтобы отдавать часть своих функций на аутсорсинг, крупные компании наоборот стараются все сконцентрировать у себя. В результате наш малый и средний бизнес в реальном секторе стагнирует. Если удастся расшить это узкое место, то мы получим значительный синергетический эффект и увеличим численность среднего класса.

БУДУТ КОНКУРИРОВАТЬ НЕ ЭКОНОМИКИ КАК ТАКОВЫЕ, А ТЕРРИТОРИИ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Как предсказывают многие известные экономисты, в будущем будут конкурировать не экономики как таковые, а территории. В условиях глобального мира уже не так критично, где располагать ту или иную компанию, ее производственные мощности. Выигрывать будут те территории, которые смогут создать наиболее комфортные условия для проживания и работы. И здесь у Татарстана имеются хорошие шансы. Наша республика привлекательна по географическому расположению, транспортной инфраструктуре, Татарстан обладает богатым культурным и историческим наследием, является образцом межнационального и межконфессионального согласия.

173559472.jpg
КФУ

Если говорить о мегапроектах, то я бы нацелился на развитие Казанского федерального университета. При всем моем уважении к спортивным соревнованиям, вложения в интеллектуальный потенциал дают существенно большую долговременную отдачу. По результатам конкурса, проведенного минобрнауки РФ, Казанский федеральный университет отобран для участия в правительственной программе повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Это на самом деле мегапроект: за 7 лет КФУ должен войти в сотню лучших университетов мира. И здесь очень необходима поддержка со стороны республики. Об этом, кстати, сказал в послании Государственному совету президент РТ. Тем более, в современном мире конкурентоспособность во многом зависит от интеллектуального капитала. Обеспечить прирост этого капитала может Казанский федеральный университет. Казань уже завоевала себе право входить на равных в число ведущих мировых спортивных центров. Почему бы нам не стать еще и образовательным и научным центром мирового масштаба?

ВЕЛИК СОБЛАЗН СОХРАНИТЬ СИСТЕМУ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Я думаю, что основной вызов для нас лежит в системе управления. Как я уже говорил, именно качество управления стало во многом локомотивом развития республики. Но здесь таится и угроза: велик соблазн сохранить систему ручного управления экономическими процессами, а также ограничить приток свежих кадров, а вместе с этим и новых идей. Работа в этом направлении сейчас, конечно же, проводится – ведется переподготовка кадров, руководители выезжают на стажировки в другие страны. Вместе с тем привлечение талантливых управленцев должно быть более активным.

Сейчас стал модным лозунг новой индустриализации. Это, конечно же, важно. Но при этом нам не следует бросаться в другую крайность и не нужно забывать, что отличительной чертой модели Татарстана является социальная направленность проводимой политики. Индустриализация не самоцель, она должна повышать благосостояние населения республики.

НАДО УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ РАЙОНАМ

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Я уже частично ответил на этот вопрос. Добавлю, что мы, если можно так выразиться, варимся в собственном соку, а это для системы управления вредно. Необходимо стимулировать приток в республику креативных людей, вполне возможно, даже иностранцев, которые смогут привнести и реализовать новые идеи, новые проекты. Причем такими точками кузницы кадров может стать Казанский федеральный университет, а также создаваемый Иннополис.

Нам необходимо развивать средний класс, без которого невозможно обеспечить динамичное экономическое развитие. Татарстан должен позиционироваться как научно-образовательный центр мирового уровня, и для этого вывод КФУ в число ведущих мировых университетов может стать новым мегапроектом для республики. Кроме того, пора самое особое внимание уделить развитию районов республики, поскольку на смену конкуренции экономик приходит конкуренция территорий. Именно там сейчас имеется значительный потенциал повышения конкурентоспособности республики в целом.

Подготовила Елена Чернобровкина

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.12.2013 09:11

    Про развитие университета - мы передали еще в 2010 году новый формат учебных зданий с парковкой на 10 тыс машин у НКЦ, на берегу Казанки...60 тысяч метров, в шесть этажей.Новый мега-корпус с фасадом на Ривьеру и Казанку с парком внизу и набережной - гораздо дешевле и быстрее строится, чем ковыряется исторический центр. Фор-проект остался без ответа - так что развивать университет - это просто декларация. А ответить и возразить против нового проекта корпуса КФУ в центре города на представленный проект автор-стратег не сумел.

  • Анонимно
    4.12.2013 09:12

    Не может и не сможет КФУ за 7 лет войти в сотню ведущих вузов мира! Это же объективно! Было бы здорово,если войдет в 200, но вряд ли. И Марат С это прекрасно знает. Зачем мы сами себя обманываем? Чтобы обосновать сейчас привлечение огромных ресурсов,а через 7 лет будут другие люди и все уже забудут, для чего привлекали, под какие цели? А все деньги уже будут распилены. Уровень знаний школьников России катастрофически снижается( этому способствует и ЕГЭ),он в мире уже во 2-м десятке,прорывных открытий или технологий нет(в лучшем случае "калька" из-за рубежа). Как можно с 600 места подняться на 100-е за семь лет? Даже если всех и вся покрыть золотом? Марат С. любит сравнивать со спортом. Может ли хваленый Сингапур за 7 лет стать чемпионом мира по хоккею или футболу, не развивая всю спортивную и детскую инфраструктуру в стране? При том ,что он сегодня не в 6-й сотне,а где то 70-й,80-й? Уверен,что нет!

    • Анонимно
      4.12.2013 09:49

      Когда К.Ш.Исхаков говорил, что в Казни будут играть лига чемпионов, то даже его близкое окружение не верило в это, но прошло время и все мы стали свидетелями игры с Интером и др. командами. А сегодня, когда Казань получила огромные инвестиции в инфраструктуру и 6млрд. на Каз.Универ, то довести начатое надо до конца. Мое мнение, что проект развития Университета надо выносить за черту города на соседних территориях со Смарт Сити, таким образом мы увеличим инвестиционную привлекательность обеих проектов, разгрузим город от машин, разместив универ в экологически чистом районе. И в то же время общежития на Парина городок Универсиады находятся рядом, со Смарт Сити. Сегодня в Дубаях университет вынесли за черту города, в Анкаре Билькентский университет и ОДТУ тоже находятся за чертой города, думаю это правильный путь развития. А Марату Сафиуллину успехов в его начинаниях Иншаллах!

      • Анонимно
        4.12.2013 10:40

        Правильный у вас ход мысли бухнули кучу народных денег миллиард рублей в Рубин под идеи Исхакова, сыграли 8 матчей в Лиге чемпионов потешив свое самолюбие, и теперь спокойно идем в середине турнирной таблицы в чемпионате России наряду с нижегородской Волгой, утешая себя что мы когда то играли в Лиге чемпионов. Так и с КФУ мииллиарды получив пошумим годик, а потом суммы уменьшатся и опять в полный застой.

        • Анонимно
          4.12.2013 11:15

          Если мы будем играть в Лиге Чемпионов, тогда и содержать стадион Казань-Арена должен будет Рубин, а не федеральный бюджет. Поэтому пока будем играть не выше среднего, так надо. А Универ строить надо, между спорт объектами и научными заведениями должен быть баланс.

    • Karim
      5.12.2013 08:43

      Для достижения каких-то значимых результатов нужна цель. Цель определена - войти в сотню топовых университетов мира. Сама попытка реализации этой идеи мобилизует университет и это уже реально сегодня происходит. Даже если некоторым здесь вполне очевидно, что КФУ в эту сотню не попадет , но они с оговоркой допускают что типа еще о 200 позиции можно что-то гворить , то даже такой результат будет несомненным успехом . Ректор КФУ Гафуров, кстати, так и ставит задачу перед университетским сообществом. Ставя высокие цели и двигаясь к этой цели мы добьемся значительно больших результатов , нежели будете выполнять локальные корпоративные задачи. Поэтому спешу успокоить - никто никого не обманывает, КФУ вполне может быть в сотне топовых университетов, только для этого необходимы еще многие факторы помимо заряженности университета на результат, а это прежде всего поддержка государства и общественного мнения и безусловная поддержка медийного сообщества, чего к сожалению иногда не хватает.

  • al-kazani
    4.12.2013 09:12

    Красивые слова, но к сожалению на деле КФУ очень неповоротливая, архаичная и забюрократизированная структура...

    • Анонимно
      4.12.2013 13:35

      Согласен. Для начала не мешало бы в университете выстроить внутреннюю понятную систему управления и обеспечить быстрое принятие эффективных управленческих решений. А сейчас решение вопроса напоминает хождение с бумажкой в недрах огромного министерства

  • Анонимно
    4.12.2013 09:36

    Главный итог перестройки - она ясно показала, что советские учреждения нереформируемы в принципе. КФУ - еще одно тому доказательство.

    • Karim
      5.12.2013 08:52

      Позволю себе напомнить, что Советский Союз был второй экономикой мира, в отличии от сегодняшних российских реалий.Вы хотите предложить, я так понимаю закрыть все ВУЗы и все , что осталось после СССР. Ну батенька, это просто мечта некоторых глобальных конкурентов России. Невольно вспомнишь Цезаря - и ты туда же Брут!

      • Анонимно
        5.12.2013 09:22

        Раз уж начали вспоминать, то вспомните, что советская экономика была насквозь милитаризирована и непригодна для народного хозяйства. Вспомните конверсию и чем она закончилась. Советские же ВУЗы, разумеется, надо закрыть и на их месте создать новые, как это сделали в торговле.

        • Karim
          5.12.2013 10:29

          Вы вероятно из торговли, как я понял. Из страны и пытаются сделать сплошную торговлю. Но мы то здесь говорим о науке и образовании. По моему это очень разные вещи, впрочем для менеджеров с айфонами разницы нет это точно.

          • Анонимно
            5.12.2013 12:21

            Я о том, что реформировать советскую высшую школу не удастся, сколько денег в нее не вливай и каких эффективных менеджеров не ставь во главе советских ВУЗов. Это понимали в XIX веке, пригласив в КИУ немецких профессоров, это понимают и сейчас, организуя университеты Сколково и Иннополиса, только вот пока плохо получается.

          • Анонимно
            15.01.2014 01:08

            ">> Вы вероятно из торговли, как я понял. Из страны и пытаются сделать сплошную торговлю. Но мы то здесь говорим о науке и образовании. По моему это очень разные вещи, впрочем для менеджеров с айфонами разницы нет это точно."вот прям все, что тут написано - про команду ректора КФУ Гафурова: из образования пытаются сделать сплошную торговлю, мнят себя успешными менеджерами. И айфоны у всех, причем служебные. Похоже, Карим знает эту ситуацию, возможно даже - изнутри.

      • Анонимно
        15.01.2014 01:11

        ну так и работает гениальная команда Минобраза над тем, чтобы изжить все, что было в советской системе образования: выпускать из вуза "потребителей с компетенциями", эт точно.

  • Анонимно
    4.12.2013 09:51

    Давайте вложим деньги в конкретный технический региональный отраслевой университет!Не много нужно, а эффект для промышленности и экономики Республики будет огромный!А через 7 лет сравним по реальным показателям, кто больше достиг; сравним соотношение затраты/результат...

  • Анонимно
    4.12.2013 09:53

    Мегапроект, мегапроект, а как вы его планируете реализовывать? На основе чего?Есть ли у Вас данные о том, каких специалистов готовить на ближайшие 5-10 лет, и самое главное - как, но основе каких программ, что бы они стали профессионалами? Интересно, у руководства подобные вопросы появляются? Пока я увидел лиль рост плата за обучение с образованием пфу, и это при том огромном финансировании университета.Мне кажется чтобы выйти хотя бы на 500 место в этом рейтинге (видимо рейтинг и есть самоцель) на каждое место в университете должен быть конкурс на поступление минимум в 100 человек, и не из-за громкого пиара, что это пфу, а из-за действительно качественного образования, совмещенного с практикой, постоянным присутствием специалистов из ведущих компаний разных отраслей, большими возможностями международных стажировок для студентов, аспирантов и преподавателей и реальными отчетами о трудоустройстве своих выпускников, что бы студенты и абитуриенты видели, где сейчас их старшие товарищи. При этом с дополнительными экзаменами помимо егэ, чтобы поступали только самые талантливые, а платное образование, студентов-спортсменов (кто учился поймет о чем я), студвесны и прочие "непрофильные" мероприятия не поделу сократить до минимума, чтобы вальяжные студенты не толпились возле буфета или в униксе во время пар, как было когда я учился. Но при этом сценарии - 90% выпускников высокого уровня будут уезжать из РТ после окончания университета.

    • Анонимно
      4.12.2013 10:14

      Если студенты и разедутся, то в основном по России, а программа развития универа финансируется с федерального бюджта. Так что все нормально!

    • Анонимно
      4.12.2013 10:31

      По словам одного из знакомых кадров тут стоит перед чиновниками задача поднять рейтинг ( сродни нанесению спортсменом макияжа, имитируя мышцы и затеняя жировые отложения, вместо демонстрации спортивных достижений). В частности Для этого принуждают младший преподавательский состав писать статьи в иностранные журналы даже с публикацией и цитированием. Этакое вертикальное решение вопроса. Но их статьи в большинстве не представляют там никакого интереса. Неужели руководство страны не отдает себе отчета о реальных ситуациях на местах для адекватного планирования "цели-средство"?

      • Анонимно
        4.12.2013 13:53

        Именно так и происходит!!! За публикацию статей еще и платить надо, бесплатно их никто не публикует! Нагоняется публикационная активность с обязательным цитированием университетских коллег....

  • Анонимно
    4.12.2013 10:43

    Основной вызов лежит в кадрах, а не в системе управления. Лучшие умы КФУ уезжают из Казани.

    • Анонимно
      4.12.2013 11:18

      Универ федеральный и умы разъезжаются по России, чуть шире надо размышлять товарищи.

  • Timur
    4.12.2013 10:53

    Нам необходимо развивать средний класс, без которого невозможно обеспечить динамичное экономическое развитиеСколько уже можно наступать на одни и те же грабли?Вам не надо развивать средний класс,вы это не в состоянии сделать,потому как вы сами "душевные"рабы.Нужна среда для развития среднего класса,но для этого надо демонтировать "вертикаль" по другому не получится.Эту тему вы все избегаете ,начинаете пространственно рассуждать на разного рода небылицы.Не мешало бы вам иметь стойкую гражданскую позицию и начинать говорить правду,иначе ничего не получится.

  • Анонимно
    4.12.2013 11:19

    Власти и бизнес Татарстана в сфере обращения с отходами используют устаревшие технологии - евроконтейнеры, ФАУНы, Самосырово и т.д. К сожалению, не только сами идут по тупиковому пути к экологическому коллапсу, но и ведут за собой другие регионы. Пора одуматься. В Марий Эл разработана технология РОМХ (изобретение № 2468875). С ней и Татарстан поднимется, и другим регионам поможет встать на путь устойчивого развития. КМЛ

  • Анонимно
    4.12.2013 14:32

    Придется еще раз повторить основные тезисы моего комментария к статье уважаемого мною Академика Абел Аганбегяна, мы с ним лично знакомы с 90-годов, когда они на базе АНХ создали более десяти школ МВА, а мы пытались защитить проект создания в Казани на базе КАИ технологической школы МВI. Итак:Всеми уже признано, что РФ нужна новая модель экономики, как сказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев "Модель догоняющего роста себя исчерпала, настало время создать новую модель отечественной экономики".Какая она должна быть эта модель?Во-первых, она не должна ограничиваться только попытками построения нового технологического уклада.Во-вторых, она должна быть основана на новой модели экономики, рыночный капитализм в том виде, как он существует в настоящее время исчерпал себя построением полностью модели потребительской экономики. Это не должна быть и старой социалистической экономикой.В третьих, в настоящее время невозможно реализовать мобилизационный проект, но без механизмов мотивации и стимулирования невозможно реализовать любой проект. Следовательно, хотим мы или нет, но придется заниматься социальной трансформацией общества.В четвертых, социальная трансформация потребует изменения нашего миропонимания, в том числе в историческом и религиозном контексте.В пятых, это модель должна быть интегрированной или конвергентной не только в технологическом смысле, по и системном, то есть основана не просто на теории комплексных систем, а на теории иерархических комплексных или конвергентных систем.В шестых, для управления такими сложными системами (big data) необходимо создание сложных интеллектуальных систем (системы искусственного и коллективного интеллекта), что невозможно без создания многоуровневых иерархических нейросетевых конвергентных технологий (мы их называем казанскими МИН –технологиями, потому что разрабатываются в Казани, начиная с 80-годов прошлого века).В седьмых, для окончательной разработки данной модели, и создания Концепции и Стратегического плана развития РТ на основе МИН-технологии необходимо создать совершенно другую систему подготовки кадров, основанную на формировании глобальных виртуальных университетских технологических кампусах и глобальных виртуальных инжинеринговых центрах полного жизненного цикла.Кому-то покажется, что это полный бред, но вспомните, как создавалась индустриальная экономика в начале и до середины прошлого века, две мировые войны, социалистическая революция, атеизм, новые отрасли промышленности, новые технические и технологические отраслевые институты и научные центры -это ли не социальная, политическая и образовательная трансформация общества.

  • Анонимно
    4.12.2013 16:35

    В уже действующих вузах научились бы готовить грамотных специалистов с современными знаниями. Из них и вырастут прорыные технологии.

    • Анонимно
      4.12.2013 17:17

      Такое не бывает в соответствии с теорией систем. Любая система создается и развивается для решения определенных задач. Наши вузы были настроены для подготовки специалистов для индустриальной экономики. Теперь экономика должна трансформироваться и готовить надо специалистов для такой трансформации, т.е. специалистов для инжиниринговых компаний. Но это совсем другие институты подготовки кадров, другие программы подготовки, другие преподаватели, другие требования к слушателям, короче надо создавать новые институты, как были созданы новые технические институты в 30-годы 20 века.

      • Анонимно
        4.12.2013 17:44

        верно подмечено. Действующая вузовская система устарела, и почти не подлежит реформированию. Впрочем и как наша внутренняя политическая система и элиты (что федеральная, что республиканская). Одним словом - стабильность.

        • Анонимно
          4.12.2013 23:44

          Согласен все устарело, так что придется очередной раз начинать с нуля как в 1917 году, при разумном подходе можно ограничится мирной трансформацией, но разума у нашей власти все меньше и меньше, так что резолюция нам обеспечена.

  • Анонимно
    4.12.2013 17:16

    Правильный был комментарий - все дело в деньгах - их распилят, а когда будут разбираться - во главе университета будут уже другие люди. Посмотрите Дорожную карту - стратегию развития университета - это бред сивой кобылы. Упор на прикладные исследования (бред невозможный без фундаментальной научной базы), "обрезка сухостоя" - избавиться от подразделений не приносящих прибыль - еще больший бред - 90% классического университета не может и не должно приносить прибыль, выгоняйте сразу. Приглашать иностранных специалистов - бред-бред-бред - но выгоднее, чем платить своим приличную зарплату, про статьи и маразм с публикациями и цитированием уже комментировали. И самое важное - никому в университете не нужно чему-то обучать студентов - слово студент встречается в дорожной карте всего пару-тройку раз - и то в смысле, что уровень поступающих будет расти (ага, сейчас), и плата за обучение тоже. Т.е. будут обучать богатых и умных. При этом количество ненужного и откровенно мешающего не преподавательского персонала в ПФУ давно превысило все мыслимые размеры. Список бредовых затей руководства можно продолжать - ни одной здравой и действительно работающей идеи у них нет и не может быть по определению.

    • Анонимно
      4.12.2013 17:47

      Согласен, ни одна существующая система не может трансформировать сама себя. К сожалению наши топ-менеджеры от образования это не понимают из-за отсутствия элементарных знаний по системотехнике.

      • Анонимно
        4.12.2013 19:29

        "Не может трансформировать сама себя". Интересно, а как это получилось у стран первопроходцев? С Марса новые системы завозили?

        • Анонимно
          4.12.2013 20:03

          Это очень интересный вопрос. Переход на новый технологический уклад это очень сложный процесс и долго рассказывать. В основе этого процесса лежит многоуровневая диффузия и конвергенция различных технологий с активной предпринимательской деятельностью. Полностью инфраструктура и экосистема такого процесса построены в США и ЕС, остальные страны до сих пор используют модель догоняющего развития. Кстати план индустриализация СССР 1928-1932 гг. реализовывался как раз по модели догоняющего развития. А сейчас мы просто занимаемся распилом бюджетных денег, а страна все больше и больше отстает от развитых стран, впадая в полное невежество.

          • Анонимно
            4.12.2013 20:44

            Новый технологический уклад прорастает из базы действующего. Естественным способом. Другого способа не существует..

            • Анонимно
              4.12.2013 23:39

              Надо хоть немного теорию изучить, ничего естественным способом не происходит, кроме технологического отставания. Для этого много чего надо иметь, чего у нас тет. У папуасов ничего естественно не происходит, а мы к ним приближаемся по своему невежеству.

          • Анонимно
            4.12.2013 21:29

            Кстати.. задумался.. "а страна все больше и больше отстает от развитых стран, впадая в полное невежество." Кто знает, может это и есть наибыстрейший способ революционной трансформации в новое.. Помнится как японские инженеры, уперевшись в тупик в дальнейшем развитии телевизоров, стали привлекать людей не знающих действующих технологических схем устройства телевизоров. Так мы и ушли от лучевой трубки..

            • Анонимно
              4.12.2013 22:22

              Согласен. Но опасно пропустить технологичную волну. Одну мы уже упустили. При такой деградации кадров мы рискуем пропустить очередную, которая начинается в 2014, как и программа ЕС Горизонт 2014-2020 гг.Можем отстать навсегда, кадров то для разработки программы догоняющего развития нет. Мы даже не понимаем насколько отстали технологически, экономически и социально.

    • Karim
      5.12.2013 11:11

      Не надо передергивать , все просто и банально – прикладная наука без фундаментальной по определению невозможна и писать эти банальности в дорожной карте глупо. Поэтому ваш пассаж он для дилетантов . Для вас все это бред – может потому, что вы мало что поняли вообще ?Никто и не собирается ликвидировать какие-то направления речь идет об отказе дублирующих подразделений . Что касается студентов, то судить о Дорожной карте по критерию частоты упоминаний слова студент это ваш метод оценки, но для меня ваш подход как минимум очень спорен, если не сказать больше… То что все изменения должны касаться улучшения качества подготовки студентов это тоже банальность, которую писать в стратегии университета это все равно, что упасть на уровень бывших советских партийных отчетов. Почитайте карту внимательно, без пристрастий хладнокровно, а не на кипящем эмоциональном котле тотального непряития происходящего в КФУ в априоре…

      • Анонимно
        15.01.2014 01:10

        "...в априоре…" - это да. именно в ней, в априоре. без пристрастий - вся эта дорожная карта - это "апреоре", ага.

  • Анонимно
    4.12.2013 18:32

    Пусть Гафуров здания университета до конца отремонтирует и давайдосвиданья! Во главе университата должен быть человек с революционными идеями в области университетского менеджмента. Надеюсь такой найдется и будет назначен

    • Анонимно
      4.12.2013 19:07

      Неужели вы думаете, что даже "человек с революционными идеями в области университетского менеджмента" может трансформировать целый университет, может у вас есть пример такой трансформации, или это ваши мечты.

      • Анонимно
        4.12.2013 22:06

        Именно мечтатель и нужен, а хозяйственник - это временщик

  • Анонимно
    4.12.2013 21:47

    Сделать Татарстан максимально чистым от коррупции. Не надеяться на то, что твои "друзья" в органах защитят тебя, закрывшегося в машине, от неопытного инспектора ГАИ.

    • Анонимно
      4.12.2013 22:27

      Это возможно только тогда когда изменим модель экономики и разработаем эффективную программу трансформации экономики и управления ею, хотя бы так, как это было сделано в 2010 году в Малайзии. Но им помогали США и Англия, а кто поможет нам.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль