Общество 
7.12.2013

Рафаэль Хакимов: «Региональные элиты оберегают свою территорию как источник кормления»

Ретроспективный обзор устройства России от главного татарстанского историка: от Финляндии и Польши до союзных республик и ельцинСкой вольницы. Как было и как будет. Часть 3-я

Только федеративная система способна соединить преимущества большого государства, обладающего большим потенциалом для безопасности и экономического развития по сравнению с небольшими странами, с возможностью установления демократии, а значит контроля населения за администрацией и максимального использования местных ресурсов. Любой другой вариант государства вступает в противоречие с природой вещей, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. По его мнению, любая попытка ограничить права отдельных территорий приведет к ответной реакции, как это уже неоднократно происходило в истории.

Рафаэль Хакимов
Рафаэль Хакимов


ГРОМАДНОЕ ПРОСТРАНСТВО — ЭТО НЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, А ПРОКЛЯТИЕ РОССИИ

Довольно: не жди, не надейся -
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!
Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать:-
Туда, на равнине горбатой,-
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,
...

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков,-
Туда,- где смертей и болезней
Лихая прошла колея,-
Исчезни в пространстве, исчезни,
Р
оссия, Россия моя!

Андрей Белый «Пепел. Россия. Отчаянье»

Теория Жана Бодена об абсолютном суверенитете, о чем была речь в предыдущей статье, годилась в эпоху французского абсолютизма и то с большими оговорками. Она не могла характеризовать власть российских императоров, чей суверенитет был ограничен во многих случаях законодательно или же в силу обстоятельств.

Среди объективных обстоятельств на первом месте стоит решение проблемы масштаба территории. Громадное пространство — это далеко не преимущество, а проклятие России. Перед США после объединения 13 суверенных штатов в федерацию возникла та же проблема преодоления масштаба, провоцирующего режим централизованного авторитаризма. В своей классической работе «Демократия в Америке» Алексис де Токвиль отмечал, что «если когда-нибудь демократическая республика, подобная Соединенным Штатам, появится в стране, где абсолютная власть уже установила, узаконила и сделала привычной административную централизацию, скажу откровенно, что в такой республике деспотизм будет гораздо невыносимее, чем в любой абсолютной монархии Европы. Только в Азии можно найти что-нибудь подобное».

В США проблему соединения масштаба территории с демократией решили через принцип «разделенного суверенитета», легшего в основу федеративного устройства. Только федеративная система способна соединить преимущества большого государства, обладающего большим потенциалом для безопасности и экономического развития по сравнению с небольшими странами, с возможностью установления демократии, а значит контроля населения за администрацией и максимального использования местных ресурсов. Любой другой вариант государства вступает в противоречие с природой вещей.

На один из путей стихийного преодоления абсолютизма указал де Токвиль: «Если закон носит притесняющий характер, свобода отыщет выход в самом исполнении закона, и большинство не сумеет вникнуть в детали и, осмелюсь сказать, в глупости административной тирании». Как известно, Россия всегда отличалась как суровостью своих законов и своего режима власти в верхах, так и решительной неисполнительностью в низах, что стало элементом политической культуры.

Российский абсолютизм пытался унифицировать структуру управления государством, но не смог сломать природу вещей, лишь ужесточив режим власти, тем самым призывая революцию из стихии народного недовольства. Взгляд в прошлое царской России поможет понять, откуда появилась асимметричность управления в прошлом и в чем потенциал федерализма в настоящем.

Колонизация пространства России не была освоением голой степи, глухих лесов и безлюдных рек. Русские приходили на обжитые земли и чаще всего не просто покоряли другие народы, а старались договориться. Многие окраинные территории империи присоединялись добровольно, поскольку агрессивных соседей боялись больше, нежели «белого царя». Империя создавалась по евразийскому принципу: народы включались в состав России со своими законами, вождями, религией и культурой. Любая попытка императоров перейти на «римский путь» с насаждением единой культуры и веры заканчивалась протестами народов. Насколько они могут быть разрушительными, показывает пример восстания под предводительством Пугачева, где татары и башкиры играли не последнюю роль.

Первое, что бросается в глаза в Российской империи — это отсутствие всякого единообразия в законодательстве, структуре и методах управления, самоназваниях и подчиненности различным ведомствам. Например, суверенитет над Финляндией был установлен в 1809 году по договору со Швецией, но он был настолько ограниченным, что ему позавидовала бы любая нынешняя республика. В Великом княжестве Финляндия (так переименовали герцогство) изначально сохранялось шведское законодательство. С 1860 года Финляндия имела собственную валюту — марку, которая не была привязана к рублю, сохраняла свою Конституцию, сейм, где говорили на финском языке, свои гражданские и уголовные законы, особое войско и даже имело специальные консульские представительства в российских портах. Она не имела с Россией ни одного общего учреждения. Фактически Россия и Финляндия были связаны только личной унией монарха. К исключительной компетенции российского императора относились лишь вопросы обороны и внешней политики. В остальном страна была самостоятельна. Где тут абсолютный суверенитет? Нет его. Многие подумают, что Финляндия исключение, но это далеко не так.

Царство Польское (официальное название в составе России) имело собственную Конституцию и польские вооруженные силы. Власть над Польшей определялась только унией — император России был и одновременно королем Польши. Император осуществлял управление через наместника, назначаемого из числа членов царской фамилии. В остальном территория была вольна иметь свои законодательные и исполнительные органы. Законодательная власть в Царстве Польском была представлена двухпалатным Сеймом. Административные функции осуществляли действующие под началом наместника Государственный совет, а также шесть министров. В административно-территориальном отношении Царство разделялось на 8 воеводств, а воеводства на поветы. По сути дела в Польше, как и Финляндии, действовала конституционная монархия, чего не было на остальной территории России. Подобная система управления была разрушена только после подавления польского восстания в 1832 году. Вместе с упразднением Сейма, Государственного совета и польской армии Царство Польское превратилось в наместничество.

До начала 40-х годов XIX века владения России в Закавказье в основном управлялись согласно нормам традиционного местного права или законодательным уложениям, принятым еще до вхождения соответствующих территорий в состав России. В частности, в Грузии действовало законодательство царя Вахтанга VI. Военные действия на Кавказе с горскими народами Дагестана и Чечни привели к окончательному оформлению в середине XIX века военных и административных учреждений России в этом регионе, но и в этом случае монархия проявила известную гибкость.

Для укрепления своей власти царское правительство постоянно искало компромисс с вновь вошедшими территориями и устанавливало формы государственного устройства, адекватные особенностям культуры народов. Одни территории подчинялись министерству внутренних дел, а другие — военному ведомству. В Бессарабии какое-то время действовало румынское право, в калмыцких степях — «Великое Степное уложение» 1640 года. По мере становления российского абсолютизма самостоятельность калмыцких ханов урезалась. Это произошло в 1662 году. В 1771 году большая часть калмыков откочевала в Джунгарию и Екатерина II упразднила калмыцкое ханство, хотя некоторые правовые нормы «Степного уложения» продолжали действовать. В 1803 году все калмыцкие вопросы были переданы в ведение Астраханского военного губернатора.

«Суверенитет» России над Хивой и Бухарой был номинальным. Фактически они были протекторатами России. Там правили эмиры, а в качестве законодательства действовал шариат. Суверенитет «белого царя» ограничивался обязательствами обороны и международными делами. Во второй половине XIX века на окраинах империи проявилась тенденция к введению прямых форм управления, игнорированию местной специфики и традиций. В 1876 году было упразднено Кокандское ханство, но Средняя Азия в целом осталась вне губернской системы управления, и там действовал шариат в полном объеме.

На большей части территории царской России существовали ограничения на права мусульман, католиков и иудеев. Наибольшим ограничениям подвергались евреи. При Елизавете Петровне евреи подлежали высылке из страны. В указе 1742 года записано: «Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великоросских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания...» Даже попытки разрешить евреям приезжать на ярмарки в интересах империи не поколебали императрицу: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

Но вместе с разделом Речи Посполитой и образованием Царства Польского, присоединением Крымского ханства, где иудеи жили свободно, в России оказалось значительное количество еврейского населения. Указом Екатерины II от 1791 года определялась территория, где им дозволялось жить и заниматься промыслами — черта еврейской оседлости. В разные годы принимались различные ограничения на иудеев, даже наиболее либеральный царь Александр I не чурался этого, объясняя свои меры желанием положить предел «чрезвычайному размножению еврейского племени». После убийства Александра II начались еврейские погромы, и были введены новые правовые ограничения. Николай II утвердил Положение, разрешавшее евреям жить в 101 селении. Во многом именно подобные законы определили активное участие евреев в революционном процессе.

Для мусульман европейской части России существовало немало ограничений в вопросах собственности, занятия государственных должностей, открытия учебных заведений и газет. В отличие от Азии в Поволжье шариат действовал в ограниченном объеме — он касался семейного права, и права наследования, но при этом татары могли выбирать по своему усмотрению светские или религиозные законы. Начиная с указа Екатерины II о веротерпимости, многие ограничения отпадали по мере приближения к ХХ веку. А после революции 1905 года появилась возможность открывать свои газеты и журналы, создавать партии, чем татары не преминули воспользоваться.

Ограничения прав касались не только нехристиан, гонениям подвергались старообрядцы, которые в массовом порядке бежали в Сибирь, где давление царской власти не чувствовалось как в европейской части страны. В Казанской и соседних губерниях старообрядцы занимали пустующие места в лесах и полях — подальше от глаз и ушей. Так появился, например, город Чистополь или заводы Ушковых в Менделеевском районе.

РОССИЙСКАЯ СИНУСОИДА

Власть имеет тенденцию развращать;
абсолютная власть развращает абсолютно.

Лорд Актон

Невозможно дать одну-единую характеристику российского абсолютизма для всех столетий. Политика российской монархии качалась как маятник: от ужесточения режима к послаблениям и наоборот. Абсолютизм пытался управлять самодержавно, и в ответ получал «Смуту» — восстания, разруху, бегство в казаки и т.д. Вслед за этим вводились послабления, и народы обретали свой голос. Это не нравилось шовинистам и черносотенцам, после чего наступал реакционный период. История повторялась периодически по синусоиде. После империалистического угара Петра I, использовавшего новейшие европейские изобретения в военной области для укрепления абсолютизма, ликвидировавшего земские соборы, а значит, потерявшего связь с народом, начались волнения в казармах и полное расстройство дел в государстве. Поэтому Екатерина II была вынуждена играть в либерализм, чтобы затушить пугачевский пожар. Следующий монарх — умственно неполноценный Павел I — отличался деспотическими капризами. Он заявлял: «В России тот велик, с кем я говорю, и до тех пор, пока я говорю». Перепуганное окружение задушило его в спальне.

Александр I был большим либералом. Он не только предоставил конституции Финляндии и Польше, но собирался провести реформы по всей России. Болезнь и смерть царя стали поводом для выступления «декабристов», заинтересованных в либерализации государственной системы. Чем это закончилось, всем известно. О Николае I Пушкин писал: «В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого», тем не менее именно при нем была проведена, наконец, кодификация законов. Имевший только военное образование Николай I не очень-то либеральничал, и любые проявления свободомыслия пресекал беспощадно, цензура ужесточилась, университеты были поставлены под строгий контроль. Он создал Специальное Третье отделение как секретную полицию, подкрепив ее заново созданным корпусом жандармов.

Не только Федор Достоевский попал на каторгу, но даже консервативный славянофил Георгий Самарин угодил в тюрьму за оппозицию пронемецкой партии в балтийских губерниях. Поражение в Крымской войне показало всю ничтожность деспотизма, чего царь не пережил. Перед смертью он сказал Александру: «Я передаю тебе команду над страной в плохом состоянии».

Реформы были неизбежны, но они встретили жестокую оппозицию со стороны дворянства, лишившегося социально-экономических привилегий и требовавшего взамен политических прав через проведение конституционных реформ. Одновременно началось революционное движение. Разночинная интеллигенция пошла в народ. Все это стало ответом на абсолютизм Николая I, но достались они его преемнику Александру II. Испугавшись революционных волнений, правительство начало повальные аресты по одному подозрению. Интеллигенция ожесточилась и начала охоту за царем. Его убили как раз в тот день, когда он подписал так называемую «конституцию Лорис-Меликова», предполагавшую политические послабления.

Александр III отклонил конституционный план. При нем политика относительной веротерпимости и покровительства малым народностям подверглась пересмотру, и начался планомерный переход к русификации окраин империи. Николай II в этом отношении пошел еще дальше. Русификация в начале ХХ веке сочеталась с колонизацией славянским элементом приграничных областей страны в рамках аграрной реформы .Столыпина. По всей стране была произведена реформа системы управления с делением территории на губернии и назначением генерал-губернаторов. Помимо губерний и генерал-губернаторств существовали сохранявшие собственную специфику местного управления земли казачьих войск. Также существовали квазигосударственные образования, фактически связанные с Россией лишь личной унией (Великое княжество Финляндское) или соглашениями о протекторате (Бухарский эмират, Хивинское ханство, Урянхайский край). Реформы Столыпина активизировали революционные настроения, что вылилось в «Кровавое Воскресенье» 1905 года. Если бы не реакционность режима, попытки унификации губерний, страна могла бы перейти к конституционной монархии с учетом многообразия страны, тем более общественная мысль активно обсуждала вопросы государственного переустройства.

Начиная с декабристов, в обществе витали идеи этнического федерализма. Александр Градовский в 1877 году писал: «Если я выступаю адвокатом народности, то именно потому, что в ней я вижу одно из великих и непреложных общечеловеческих начал, столь же великих, как и начало человеческой личности. Мне кажется даже, что после признания и торжества национального начала многие общечеловеческие вопросы разрешаются полнее, лучше и справедливее, нежели при космополитических взглядах...» Вопрос государственного переустройства России живо обсуждался не только в научной среде, но и в Государственной думе. В первой Государственной думе даже сложился блок автономистов, включавший в себя 70 депутатов — поляков, латышей, литовцев, украинцев, мусульман. Мусульманскую фракцию неизменно возглавлял Садри Максуди. Однако царское окружение не восприняло эти идеи. Политика слабого и безвольного Николая II была направлена против любого проявления самостоятельного общественного мнения. Права местного самоуправления были пересмотрены. Власть правительственных чиновников, губернаторов усилена за счет ущемления земств. По новому закону 1890 года крестьяне выбирали только кандидатов в земство, а уже из их числа губернатор назначал самих представителей. Для контроля над крестьянами был создан институт начальников, назначаемых губернатором из дворян. В 1884 году были реорганизованы университеты для большего контроля над ними. Ужесточилась цензура. Многие губернии были объявлены на положении «усиленной охраны», что развязывало полиции руки. Началась охота на инородцев, староверов, евангелистов и особенно на евреев. Все это пробудило к жизни революционную стихию. Война довершила развал страны.

ВЛАСТНАЯ ПРУЖИНА СЖИМАЕТСЯ ДО ТОЙ СТЕПЕНИ, КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВА

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Михаил Лермонтов. Предсказание

Поразительны строки Лермонтова, пророчески увидевшего будущее России. Поэты порой гораздо прозорливее, чем хваленые столыпины, не желающие понять свою страну.

С первых дней революции 1917 года стихийное национально-государственное строительство охватило Поволжье, Среднюю Азию, Кавказ, побережье Черного моря. Всюду возникали автономные или независимые республики. Они создавались без предварительного плана в зависимости от ситуации. Появились Ставропольская, Кубанско-Черноморская, Туркестанская, Терская и др. республики. Первые опыты автономизации были недолговечны. С 1919 года возникают более устойчивые образования: Башкирская, Татарская, Крымская, Дагестанская АССР; Чувашская автономная область, автономная область марийского народа и т.д. Естественно, возникают такие независимые государства, как Украина, Белоруссия, Прибалтийские страны. Этот процесс бурно шел и в Закавказье. Затем перекинулся на Туркестан. В условиях гражданской войны лозунг белого движения «За единую и неделимую Россию» работал против реставрации монархии, а право наций на самоопределение, провозглашенное большевиками, оказалось привлекательным для угнетенных народов, что и решило судьбу советской власти.

Первоначально провозглашенные свободы оказались реальными, что породило энтузиазм среди народов. Советская система попыталась ввести элементы единообразия в имперскую структуру, ликвидировав различие между европейской частью страны, выполнявшую функцию метрополии с окраинами. Все субъекты Союза стали называться республиками. Тем не менее монопольность и имперские черты Москвы сохранились, как и ярко выраженные национальные признаки республик. Как только советская власть окрепла, и страна успокоилась, маятник качнулся от либерализации к авторитаризму.

Нет нужды описывать этот период. Он хорошо известен. Властная пружина сжималась до той степени, когда начинается ответная реакция со стороны общества. Экономические и политические реформы стали неизбежностью, но они вновь пробудили те силы, которые определяли картину российского пространства, а потому застарелая проблема федерализации стала ключевой и требовала немедленного решения. Будь Горбачев расторопнее во внутренней политике, страна бы сохранилась на базе Союзного Договора. Но он опоздал... А Ельцин жаждал власти, а не федерализма. Проблема осталась нерешенной.

Со временем гомогенность в стране не растет, и нет оснований сегодня тешить себя иллюзией о возможности решить проблему масштаба пространства какими-то иными способами, нежели ассиметричная федерация (с двумя типами субъектов — республиками и административными территориями). Любая попытка ограничить права отдельных территорий приведет к ответной реакции, как это уже неоднократно происходило в истории.

Оглядываясь на сложную и неоднозначную историю России, просто диву даешься представлениям некоторых современных политиков, убежденных, что страна управлялась самодержавно и унитарно. В ХХ столетии империи как динозавры изжили себя полностью. По словам де Токвиля, «ничто так не мешает благосостоянию и свободе людей, как огромные империи». Основные мировые тенденции обозначили путь к демократии, защите прав человека и народов. Россия продолжает сопротивляться, строя политику на воспоминаниях о сверхдержаве. Но иллюзии не могут лежать в основе стратегии.

Итак, сегодня потенциалом федерализации является углубляющаяся регионализация как продолжение того этнического, территориального, экономического многообразия страны, что складывалось веками на просторах Евразии. Общественное мнение не очень приветствует федерализм, а московские политики старательно насаждают страхи перед нерусскими народами, но рыночная экономика многократно усиливает пестроту территории, высокие тарифы на грузоперевозки и плохие дороги создают барьеры для экономической кооперации регионов. В таких условиях местная экономическая и административная элита сливаются, усиливая друг друга. Конечно, элита — громко сказано. Имеются в виду те, у кого есть власть и деньги, выборные органы, администрация и теневая экономика. Причем сегодня подчас трудно отделить административное от коррумпированного, финансовое от теневого, силовое от криминального.

Интересы региональных элит за редким исключением не выходят за территорию региона. Они оберегают свою территорию, как источник кормления. Что бы ни было в головах местных элит, но фактически они создают условия для самостоятельного существования. Лучше это оформить законодательно в виде федеративных отношений. Остается вопрос: кто выступит с такой инициативой?

Верь, — говорят они, — мучительны сомненья!
С предвечных тайн не снять покровов роковых,
Не озарить лучом желанного решенья
Гнетущих разум наш вопросов мировых!"
Нет, — верьте вы, слепцы, трусливые душою!.
Из страха истины себе я не солгу,
За вашей жалкою я не пойду толпою —
И там, где должен знать, — я верить не могу!..
Я знать хочу, к чему с лазури небосвода
Льет солнце свет и жизнь в волнах своих лучей,
Кем создана она — могучая природа, —
Твердыни гор ее и глубь ее морей;
Я знать хочу, к чему я создан сам в природе,
С душой, скучающей бесцельным бытием,
С теплом любви в душе, с стремлением к свободе,
С сознаньем сил своих и с мыслящим умом!
Живя, я жить хочу не в жалком опьяненьи,
Боясь себя «зачем?» пытливо вопросить,
А так, чтоб в каждом дне, и в часе, и в мгновеньи
Таился б вечный смысл, дающий право жить.
...

Семен Надсон. Январь 1883

Рафаэль Хакимов

Читайте также:

Рафаэль Хакимов: «Не надо с порога отвергать предложения об укрупнении Татарстана». Часть 1-я

Рафаэль Хакимов: «Чего не решился сделать Сталин, смогут ли сделать Прохоров и Жириновский?». Часть 2-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (99) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.12.2013 11:17

    Региональные элиты сохраняют свои территории и язык как источник кормления. Вернее вначале язык затем территорию.

  • Анонимно
    7.12.2013 11:23

    Интересы региональных элит за редким исключением не выходят за территорию региона. Они оберегают свою территорию, как источник кормления. Что бы ни было в головах местных элит, но фактически они создают условия для самостоятельного существования. Лучше это оформить законодательно в виде федеративных отношений. Остается вопрос: кто выступит с такой инициативой?А давайте оформим законодательно интересы бандитских шаек, торговцев наркотиками, педофилов и прочих уродов? А руководителем над ними поставим тов. Хакимова, который что только не придумает для сохранения власти своих покровителей.

  • raf
    7.12.2013 11:25

    Громадное пространство,-истрическая данность.Мы должны быть благодарны своим предкам,что такое наследие оставили.В нынешнюю безвременьщину,представляют проклятием два обстоятельства.Первое,попытка из госкапитализма СССР перестроить "передовой"капитализм колониального типа,основанной на продаже сырья.Втрое обстоятельство,это собственно Центр.Из столицы СССР,Москва,которая управляла большой территорией,просто рухнула под тяжестью,выпавших проблем.Не стала столицей,для остальной территории РФ.По факту.Позитивных идей не может предложить,для обьединения идеологически.Но амбиции остались.Потому ставку делают на силовой вариант.Отсюда бюджет увеличен силовикам в разы.Только это не спасёт.Большое тело,мёртвого кита долго плавает на воде,течение сносит то в одну,то в другую сторону,и мелкие рыбы поедают труп.Разлагаться будем долго.

  • Анонимно
    7.12.2013 11:50

    Ельцин дал Татарстану и татарам шанс быть самодостаточными ,но верхушка татар всё это испаганила и теперь мы имеем разоренные деревни и самое главное души людей.Вместо объеденения мы получили разорения деревень ,где основа татар и теперь нет у нас целего одни клочки рваные.А самое главное разорили сами татары .

    • Анонимно
      7.12.2013 12:30

      Местная элита только охраняют себя и набивает карманы, распродавая все богатство Татарстана( заводы- Алнас, Казанькомпрессормаш, земли- Казанская усадьба, все вокруг Меги и тд).

      • Анонимно
        7.12.2013 15:52

        Республику и национальность надо сохранять и развивать, но национальными социал-демократическими силами. Где их взять, да кто им даст-огромный вопрос. А существующая старолисая элита прокололась на непотребных личных роскошествах, бросив остальных на произвол судьбы, мотивируя "булдырсан-булдырасан", одновременно не давая и отбирая.

    • Анонимно
      8.12.2013 22:54

      ВЫ ПОПАЛИ В САМОЁ ЯБЛОЧКО И ТАКИХ КАК МЫ С ВАМИ ВСЯ РЕСПУБЛИКА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ ОСОБЕЙ , КОТОРЫЕ ПРИЧИСЛЯЮТ СЕБЯ К ЭЛИТЕ.

  • Анонимно
    7.12.2013 11:55

    Как всегда,интересно знакомиться с мыслями Рафаэля Сибгатовича...Но такое ощущение,будто не хватает какой-то изюминки...Интересно,в чём эта изюминка кроется?

  • Анонимно
    7.12.2013 12:06

    Р. С.! На дворе уже почти 2014 год ...а вы нас всё 1993 зовёте! Это неправильно!

  • Ветер
    7.12.2013 12:40

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Цепь очень странных событий в РТ производит впечатление сложной многоходовой комбинации, которую крайне опасно рассматривать в отрыве от внешнеполитических процессов. Например, пояс нестабильности от Ливии до Ирана имеет вполне конкретные цели. Национальные элиты должны иметь интеллектуальное превосходство в десятки раз над прочими субъектами общественной жизни. Карт-бланш, полученный в результате скрытых соглашений напоминает ловушку. Топорные методы управления страхом, направленные в случае ослабления на перехват инициативы могут иметь необратимые последствия. Одно дело, когда лодка раскаченная, совсем другое, когда штормит океан. Глобальные игроки дают эту возможность, имея широкий спектр инструментов для вмешательства при «благоприятной» конъюнктуре, реализуя сценарий управления хаосом. События на Украине следует очень тщательно изучать. Развитие должно идти от периферии к центру. При столкновениях двух посредственных сторон всегда выигрывает третья, более сильная сторона. Исторически главная проблема всегда была внутри нас самих.Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.А. Блок

  • Анонимно
    7.12.2013 12:40

    Представляю себе, Татарстан, отделившийся в начале 90-х, с Татарбаши во главе кланов, власть которых ничем не ограничена. Как вспомнишь беспредел глав районов, так сразу вздрагиваешь.

    • raf
      7.12.2013 13:10

      Ты,лунатик!Проснись и прочитай,хоть по криминальным сводкам,как сколачивались первоначальные капиталы в 90-е.Вся рашка была поделена между группировками,убивали просто так.Шаймиев не дал растащить всю собственность,что досталась со времён СССР.У нас завод железобетонных изделий,что строил АвиаСтар в Ульяновске,разобрали по кирпичику за пол года.В Хмелёвке был свинокомплекс на 25000 голов свиней.Разобрали за год.И так повсюду.Наш институт Атомных реактор американцы взяли под свой контроль,выделяли деньги,чтобы содержать охрану,вплоть до одежды привозили офицерам.Потому что понимали,что если расползётся ядерная технология по Ближнему востоку,такая ж..па ждала Израиль.Учись думать,фрилансер.

      • Анонимно
        7.12.2013 14:06

        Не путай теплое с мягким, я ценю заслуги бабая, но, только в составе России, если бы он отделил Татарстан, то жили бы как в Туркмении. Про беспредел властей на местах я не понаслышке знаю, если бы не боязнь Москвы, уже давно бы в ханстве жили.

        • raf
          7.12.2013 14:57

          Вот кому тепло и мягко,то москва-сараевцам.Ибо государства Россия,по факту,нет.Унитарное государство не признаю.Федерацию равноправных народов,да.Только Российскую Федерацию,ещё построить надо.Система налогов построена по принципу,как в Золотой Орде.Только ставки,каких не знала Орда.Потому живём,при Московском Иге.Посмотри бюджет Большого Сарая и региональные бюджеты.Они создали средневековый рай,при чуме вокруг.Так что,если ты только боишься жить при "ханстве",мы живём в Паханате.

          • Анонимно
            7.12.2013 15:51

            Как посмотришь на дворцовый комплекс Вагиза Мингазова в центре Казани, так сразу беспредел весь налицо. Поэтому не надо бабая перехваливать примеров алчности и жадности местных хапуг выше крыши.

            • Анонимно
              8.12.2013 06:01

              Если бы Вы видели настоящие дворцовые комплексы в реале, то оценили творение Мингазова не более, как свинокомплекс в черте города.

          • Анонимно
            7.12.2013 15:57

            Я живу в России в реальности, а ты можешь жить в Татарханстве в мечтах, не признавай Россию, флаг тебе в руки и барабан на шею, но законы все равно будешь соблюдать, куда ты денешься, разве что фигу в кармане будешь показывать.

            • raf
              7.12.2013 20:53

              Твоя реальность,только в твоей голове.Набита пропагандой из шайтан-ящика.Потому ничего не можешь сказать о мнимом государстве.Понимаешь,что его нет.Тебя берёт злость,что есть народ,который был завоёван,но не покорён.Если иго Золотой Орды было 300лет,то Московское Иго не просуществует столько.Поскольку на такое количество бездельников нет ресурсов.Скоро сам будешь ходить с барабаном на шее,и флаг поменяешь,кто больше тебе заплатит.У таких как ты нет Идеи,и Духом слабы.Вы,далеко не Львы,и не Волки.Вы стая.Стая всегда сбивается.Только где окажешься ты,барабанщик?

              • Анонимно
                7.12.2013 23:40

                Госпиди, безумный фанатик, с тобой спорить бесполезно, раз ты Россию реальностью не воспринимаешь. Меня злость не берет, я сам татарин, но без сказочных фантазий в голове. Ты волк, что ли? Что то больше смахиваешь на героиню басни Крылова, ту басню, где слон присутствует. Идея, Дух, если когда нибудь придешь на время в сознание перечитай, что написал и поймешь, что подавляющее большинство народа к которому ты взываешь, как шаман с бубном, наплевать хотела на суверинетет, который нужен только кучке супербогатых людей.

              • Анонимно
                8.12.2013 09:16

                Вы тут советуете другим к психиатру, хотя следовало бы вам провериться, если вы не признаете реальность России. Тем более что, несете какой то бред про идею, дух, львов и волков. Вы, что ли, лев? Вас даже вторым персонажем басни Крылова про слона не назовешь, вас даже не во всякий микроскоп увидишь.

                • Анонимно
                  8.12.2013 12:06

                  ну наверное реальность россии можно признать но это такая реальность которой лучше бы не было

              • Анонимно
                9.12.2013 13:57

                Господин под ником - raf, явно озлоблен на окружающий мир и это опасно для остальных гомосапиенс. Возможно raf имеет какое-то отношение к экстремисткой организации "серые волки". Компитентным органам полагаю нужно обратить внимание на господина "raf". Болен он!

        • Анонимно
          7.12.2013 18:20

          Вот с такими как вы приходиться как то жить. Вы татар сравниваете со Средней Азией, при это наверное их жутко ненавидете, так же как и татар. С чего это у нас должно быть как у них? Вы на самом деле думаете что татары только из страха перед Москвой не отделились? Татары в 90-х и не хотели отделяться, а хотели лишь самоопределиться в составе реальной федерации, со справедливым перераспределением доходов и возможность развивать свой язык и культуру. После того как таких как вы почитаешь появляется реальное желание о делиться, чего в 90-х не было.

          • Анонимно
            7.12.2013 20:00

            Татарстан и так до Путина жил в особых условиях и единственный в России оставлял половину налогов себе, а при Путине получил дотации на сотни миллиардов рублей на тысячелетие и универсиаду.Насчет языка, то грех жаловаться, преподают наравне с русским, культуру тоже никто не щемит, три канала татароязычных в Татарстане. Добавлю еще, что я сам татарин, но не сторонник обособления, весь мир объединяется, а вы думаете, что если обособитесь, будете жить лучше.

            • raf
              7.12.2013 21:15

              Татарстан не губерния,а Государство!Эльцин,когда тягался с Горбачёвым выдвинул,что налоги будем собирать сами,обеспечим себя,остаток отдадим в Центр.Чем же приглянулся Татнефть,что потребовалось в Москва-сарае регистрировать?Алчность?Если подписали соглашение о разграничении полномочий,так выполняйте.Подумайте,только пять лет не платили налоги,как всё изменилось в РТ.Никто,никуда не улетит,не надо пугать обособлением.Ватикан,что над землёй парит?У народа,если нет государства,то исчезнет.Обьединяются равноправные,защищая свои интересы.Украине заготовили "обьединение",от которого глаза на лоб полезли.Татарстан сам способен создать сколько каналов иметь на татарском языке.Если считаешь деньги на 1000 летие и Универсиаду дотацией,то разберись в данном вопросе,имей компетентное мнение,а не слухи.

              • Анонимно
                7.12.2013 23:16

                Бла, бла, бла. Государство, руководителя которого назначает другое государство?Повторюсь для тех, кто не понимает с первого раза, мечтать можешь сколько угодно, но сколько бы не звучал "Плач Ярославны" по поводу суверенитета, не будет вам его.

                • Анонимно
                  8.12.2013 00:23

                  Вам как будто будет в областях суверенитета. И так уже все области в европейской части обезлюдели.

                • Анонимно
                  8.12.2013 06:08

                  //Бла, бла, бла. Государство, руководителя которого назначает другое государство?//- Вы плохо знаете ситуации других стран. Генерал-губернаторов Австралии и Канады назначает королева Великобритании. И это при том, что последние - независимые и федеративные государства. А Татарстан уже переходит на выборную систему главы государства.

                  • Анонимно
                    8.12.2013 09:24

                    Вы еще великое княжество финляндское вспомните. Да и с Австралией сравнивать не стоит, уровень взаимоотношений совсем другой, она не финансируется из Британии, да и генерал губернатор чисто формальная фигура, которая не управляет страной.Я понимаю, конечно, что хочется кому то почувствовать себя независимым, но не думаю, что эта идея сидит в голове большинства татарстанцев, скорее у жалкой кучки националистов и тех, кто хочет единовластно править, без боязни Москвы. Только вот нам этого не нужно, жить в стране с восточным менталитетом и мусульманским уклоном в головах руководства, не приведи господь.

                    • Анонимно
                      8.12.2013 14:46

                      //Я понимаю, конечно, что хочется кому то почувствовать себя независимым, но не думаю, что эта идея сидит в голове большинства татарстанцев, скорее у жалкой кучки националистов и тех, кто хочет единовластно править, без боязни Москвы//- Нередко бывают ситуации, когда империи разваливаются и люди волей-неволей вынуждены самостоятельно организовывать свою жизнь, так возникают суверенные государства. Собственно, так было уже с Татарстаном в начале 90-х годов. Поскольку в головах татарстанцев все же были великие государственнические идеи, то им удалось лучше организовать свою жизнь, чем в остальной стране в ситуации распада и неопределенности. Это во-первых. А во-вторых, если в головах людей из поколения в поколение сидят какие-то идеи, то рано или поздно они всегда материализуются.

                • Анонимно
                  8.12.2013 13:45

                  никогда не говори никогда гласит народная мудрость при ссср тоже многое чего говорили про незыблемость системы социализма и ссср где эта система социализма вместе со своим главарем ссср

              • Анонимно
                9.12.2013 08:13

                "Татарстан сам способен создать сколько каналов иметь на татарском языке." ну так кто мешает, почему не создают? Да потому что большинству это не надо. Вы знаете что ВКТешники сказали по поводу ЕГЭ? только один школьник изъявил желание сдавать егэ на татарском в этом году. Сами татары не хотят, что уж русскоязычным навязывают татарский!

            • Анонимно
              7.12.2013 21:29

              Конечно, благодаря суверенитету смогла получить больше чем мог бы расчитывать без него. Но татарин дайте ссылку на информацию о том что РТ получил сотни миллиардов рублей дотаций на тысячилетие и на универсиаду? Или вы имеете ввиду те бюджетные кредиты? Зачеи вообще нужно прибегать к подобным фокусам, можно же просто разумно забирать доходы региона,. По договору 1994 года республике оставалось 40% и60% в федеральный бюджет отправляли, а не 50%
              Сейчас и того хуже, всего 7% от нефтяных доходов остаются в регионе. Так что о каких дотациях говорите. Мне стыдно, татарин за вас, что не знаете это.

            • Анонимно
              8.12.2013 09:05

              Это потому что Татарстан единственный из всех был стороной в подписании Федеративного договора с Россией. И Если бы он этот договор не подписал, то не было бы никакой Российской Федерации, а была бы просто Россия!

              • Анонимно
                8.12.2013 14:35

                //Это потому что Татарстан единственный из всех был стороной в подписании Федеративного договора с Россией// - В общем-то, недавние события, а Вы их плохо знаете. Весной 1992 года Татарстан как раз отказался подписывать Федеративный договор, состряпанный Москвой, а провел собственный референдум о статусе республике. На основе референдума в Конституции РТ Татарстан был объявлен суверенным государством ассоциированным с РФ. В последствие зимой 1994 года Татарстан и РФ заключили отдельный Договор о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий.

      • Анонимно
        7.12.2013 14:32

        А то у нас заводы не расстаскивалитпри Шаймиеве!!! По твоему комментарию - в Куркачах какой завод ЖБИ был - разорили. А Татмелиорацию вспомни - кто у руля ее стоял?!

        • Анонимно
          7.12.2013 18:07

          При Шаймиеве ни одного завода не продали на сторону и нечего на него наговаривать.

          • Анонимно
            7.12.2013 18:27

            При Шаймиеве простому человеку жилось легче

          • Анонимно
            7.12.2013 21:22

            Правильно. Все приватизировали под ТАИФ.

            • Анонимно
              7.12.2013 21:31

              Если бы Абрамовичи, прохоровы приватизировали бы Вам было бы легче?

            • Анонимно
              7.12.2013 21:38

              Это сегодня продали власти успешно развивающийся завод Казанькомпрессормаш ради своих миркатильных интересов москвичам. Сегодня у завода никакого будущего нет.

          • Анонимно
            9.12.2013 14:49

            Ничего на сторону не продали. Просто позакрывали. Или заказов лишили. "Что смогу съем, остальное понадкусываю"

      • Анонимно
        7.12.2013 15:30

        Raf-любая группировка в то время существовала только при наличии связей и финансовой заинтересованности чиновников высокого уровня и руководителей силовых ведомств. Без этого раскатывали на раз-два. Простой оперсостав все знал, готов был всех " утромбовать", но не разрешали под видом серьезных оперативных интересов и им приходилось скрипеть зубами, порядочные увольнялись, кто то скатывался на этот же коррумпированый путь,кто то приспосабливолся и закрывал глаза ради своей карьеры, так и зарождался дикий капитализм. " Мы будем насаждать культ денег, принципы безнравственности, коррупцию, при которой легко манипулировать чиновниками.." А . Даллес 1947 год. Б. Т

        • Анонимно
          8.12.2013 11:16

          Операм сказали копить материал и они копили, а все бросить уйти никуда тоже не выход. Если он имел совесть и по определенным понятиям не мог и хотя бы оставаясь на службе хотел поддержать законность , между прочем таких оперном н так мало.

  • Анонимно
    7.12.2013 12:47

    Что сравнивать Россию с США, там не было деления на национальности и, соответственно, не было желания сделать себе отдельное ханство, как просматривается в этой статье. Хакимов неплохо смотрелся бы в одежде визиря возле новоявленного хана, но кому это нужно, кроме тех, кто боится, что у них отожмут москвичи заработанное "непосильным" трудом.

    • Анонимно
      8.12.2013 06:26

      //Что сравнивать Россию с США, там не было деления на национальности и, соответственно, не было желания сделать себе отдельное ханство, как просматривается в этой статье// - Между прочим, если правильно перевести с английского на русский USA (аббревиатура) означает Соединенные ГОСУДАРСТВА Америки. Самостоятельность американских штатов (государств) никаким ханствам и не снилась. Там никто не говорит, что везде должны быть одинаковые законы. Законы штата Луизиана (которая оговорила для себя возможность выхода из США) разительно отличаются от законов штата Миннесота. У каждого штата своя полиция, национальная гвардия (президент Буш мл. служил в ВВС нацгвардии Техаса), свои суды, не подчиняющиеся никакому цетру и т.д. А Вы стращаете "делением на национальности". Попробуйте вечером зайти в итальянский квартал Нижнего Манхеттена в Нью-Йорке, к вам обязательно прикопаются тамошние копы-итальянцы.

      • Анонимно
        8.12.2013 11:58

        Я вам про Фому, а вы мне про Ерему. Где вы там видели национальные штаты? С гимном на каком нибудь итальянском языке и обязательным знанием итальянского при устройстве на работу, как хотели сделать в Татарстане наши националисты с обязательным знанием татарского для работы в госорганах? И это только цветочки, ягодок при отделении было бы гораздо больше. И еще дело в том, что требования суверенитета для "возрождения татарской нации" это только прикрытие для того, чтобы убрать контроль сверху и установления режима в стиле "Туркменбаши".

        • Анонимно
          8.12.2013 14:55

          //Я вам про Фому, а вы мне про Ерему. Где вы там видели национальные штаты?// - В соседней федеративной Канаде есть провинция Квебек с обязательным знанием французского языка, гимном на французском языке и т.д. В Конституции США и федеральных законах нигде не прописано, что не должно быть национальных штатов (государств), просто исторически сложилось, что их нет. Впрочем, у США есть испаноязычное Пуэрто-Рико со статусом ассоциированного государства ( в Конституции РТ в редакции 1992 года у Татарстана обозначен такой же статус).

          • Анонимно
            8.12.2013 16:56

            На 200 стран два примера что ли? Маловато, что то, как говорится, исключения подтверждают правила.Насчет того, что Россия сама развалится, то очень может быть, потому что СССР тоже растащили по национальным квартирам, и, если федеральные власти будут щелкать клювом, то и такое может быть. Но я надеюсь и уверен, что власти включат свой ресурс, когда процент желающих выделиться увеличится раз в 20. Пока скулит только жалкая кучка мосек (называющих себя волками и львами - а чё- смешно), можно жить спокойно,

            • Анонимно
              8.12.2013 20:58

              //На 200 стран два примера что ли? Маловато, что то, как говорится, исключения подтверждают правила// - В мире немало государств с особо выделенными этническими территориями. К примеру, Валлония и Фландрия в Бельгии; Каталония и Страна Басков в Испании; Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия в Великобритании; немецкоязычный Южный Тироль в ИТалии; Корсика во Франции; Аландские острова со шведским населением в Финляндии; все штаты Индии практически этнические и т.д и т.п. Примеров масса.

              • Анонимно
                8.12.2013 21:18

                В Татарстане татар чуть больше половины, из них националистов, желающих жить выделенно, проценты, так что ваша идея не имеет под собой почвы, а относится к фантазиям, и слава богу. Касаемо других стран, все же, среди 200 с лишним стран Земли ваши примеры теряются, да и история этой обособленности везде разная. У нас же, при целостности России, выделиться Татарстану, находящемуся в центре страны, совершенно нереально. Подвинуть проценты от налогов, я только за, но только вот кто меня слушать будет, поэтому я предпочитаю меньше мечтать, ибо только "Дурак думкой богатеет".

                • Анонимно
                  8.12.2013 22:12

                  Не понял, что Вы хотели сказать. Где бы ни находился Татарстан, он реально отличается от остальной страны. И именно благодаря тому, что здесь живут татары.

                  • Анонимно
                    8.12.2013 23:36

                    От скромности вы не помрете, однако. Еще одна богоизбранная нация, что ли? Так место занято евреями. Назовите мне хоть одного ученого, сделающего мировое открытие или получившего Нобелевскую премию из татар. Я сам татарин, но не строю из себя юберменша. Нормальная средняя нация, коих много на планете.

                    • Анонимно
                      9.12.2013 08:29

                      //От скромности вы не помрете, однако. Еще одна богоизбранная нация, что ли?// - А где Вы у меня про юберменшей вычитали, как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. Да, я настаиваю, что Татарстан отличается от остальной страны, тем что здесь живут татары. Точно так же Якутия отличается тем, что там живут якуты, а Тува - тувинцами. Что не так? Собственно и статья Хакимова именно об этом.

                      • Анонимно
                        9.12.2013 09:22

                        Тогда я не понял, что вы хотели сказать, то, что в Татарстане живут татары, а в Туве тувинцы? Очень глубокомысленное заявление.

                        • Анонимно
                          9.12.2013 14:44

                          А как же, конечно, глубокомысленное заявление! Из него и вытекает, что Россия должна быть федеративным государством с асимметричным устройством, в силу наличия в ней национальных республик. Вы, видимо, статью Хакимова здесь не читали. А она именно об этом.

                  • Анонимно
                    8.12.2013 23:58

                    Да, здесь живет много татар, точно так же как и много татар живет в Москве, Сибири и Башкортостане! Что это меняет принципиально?

                    • Анонимно
                      9.12.2013 14:48

                      //Что это меняет принципиально?// - Принципиальные изменения давно уже состоялись. Татарстан является национальной государственностью татар, согласно Конституции РТ, а Москва, Сибирь и Башкортостан таковыми не являются!

  • Анонимно
    7.12.2013 12:48

    Представляю себе, Татарстан, отделившийся в начале 90-х, с Татарбаши во главе кланов, власть которых ничем не ограничена. Как вспомнишь беспредел глав районов, так сразу вздрагиваешь.Верно сказано! Если б не страх перед Москвой, они здесь бы такое устроили-страшно представить.

    • Анонимно
      7.12.2013 13:33

      Неграмотному: поитересуйся что такое новокрещенская контора!

    • raf
      7.12.2013 21:20

      А ты представь свой страх,поделись,опиши свой мандраж.Почитаем,на сколько хватит твоей фантазии.Дадим совет,может вызовем домой работников психолечебницы.

  • Анонимно
    7.12.2013 13:51

    Для Татарии заголовок статьи особенно актуален!!!

    • Анонимно
      7.12.2013 14:38

      и если учесть и Московию создали татары и язык их был государственным!

  • Анонимно
    7.12.2013 16:47

    Наша элита почти разбита, и очень слаба на деньги.

  • Анонимно
    7.12.2013 21:59

    А вот Хакимов молодец, зрит в корень, он есть представитель истиной элиты.

    • Анонимно
      8.12.2013 00:44

      А что бывает ещё и неистинная элита? Может быть назовёте фамилии?)

  • Анонимно
    7.12.2013 23:46

    Коррупция , развалит Россию , а не татары.!
    Почитайте что происходит в Московии. Им , не интересно как живут рядом , а С. Михалков показал только те земли кот. нах. рядом с Москвой и какой был вой. Он ничего не придумал.! Если мы не хотим развала , нужно искоренять коррупцию. А мы хотим дружно в Федеративной стране. Вместе.

    • Анонимно
      8.12.2013 19:34

      я представляю как это дружно вместе я буду жить вместе с прохоровым зюзиным интересно как вы это представляете

  • Анонимно
    8.12.2013 00:53

    Данные статьи , на мой взгляд, вносят все больше раскол в наш когда-то очень спокойный регион. Хотелось бы, чтоб господин Хакимов направил свои знания и ум на укрепление стабильности в нашем родном, многонациональном Татарстане.

  • Анонимно
    8.12.2013 01:03

    Данные статьи,мне кажется, вносят раскол общества в нашем ранее очень спокойном регионе.Не лучше ли господину Хакимову использовать свои знания и ум на укрепление стабильности в нашем родном многонациональном Татарстане.

  • Liko
    8.12.2013 05:40

    Минниханову нужно было 1-2 года назад принять решение идти с народом или дальше заигрывать за дотации с Кремлем. Сейчас получил наезд по полной программе и опереться не на кого. Вокруг одни старики, с которых песок сыплется. А что думал раньше, когда с волками дружбу водил? Думал его не куснут? Жесткая работа идет по отжиму Республики путинскими силовамиками? Все остальное уже отжали. С Путиным как обычно. Сначала говорил, что отделить бизнес и олигархов от власти, а заканчивается все вот как прозаически - переделили просто. Татарстан может стать прообразом России, если руководство начнет опираться на народ. У нас как ни у кого другого в этой стране есть для этого ВСЕ. С народом вы как за каменной спиной РН. Все-таки вы не приватизировали лакомые кусочки нефтехимии для своих сыновей и много хорошего есть. Нужно кадры менять и идти в народ. В москве есть умные татары, которые могут помочь, адекватно на вещи посмотреть. Там проще найти. нужно реально начинать на вещи смотреть, а не создать фикции в виде талончиков в очереди как электронные услуги. Уважать нужно свой народ, а не только своих друзей.

    • Анонимно
      8.12.2013 15:21

      Это "все" создавалось еще во времена СССР многонациональным народом Татарии- КАМАЗ, КОМЗ, Компрессормаш, Оргсинтез,добыча нефти и т.д и т. п, правда народу мало чего досталось

  • Анонимно
    8.12.2013 06:53

    Странно, что "главный историк" Татарстана отнес провозглашение татарского государства к 1919 году. А между тем Всероссийский мусульманский военный совет (Вошуро), заседавший в Казани с января 1918 года, провозгласил Республику Идель-Урал в ночь на 1 марта того же 1918 года. Законодательный орган этого государства "Миллят меджлесе", избранный на легитимных выборах в ноябре 1917 года, заседал в Уфе. Президентом этого государства был избран как раз Садри Максуди, упоминаемый в тексте Хакимова. Он же был автором Конституции Идель-Урала. В Казани происходили кровавые бои между национальными войсками и большевиками (к сожалению, наши потерпели поражение), но в Уфе татарский парламент проработал до конца апреля. Он делегировал Садри Максуди, Гаяза Исхаки и Фуата Туктарова на Парижскую мирную конференцию 1919 года для проведения работы по признанию Идель-Урала мировыми державами. Так, татарская делегация встречалась с тогдашним премьер-министром Франции Александром Мильераном, который пообещал рассмотреть этот вопрос. В последствии события гражданской войны развернулись таким образом, что татарские лидеры были вынуждены остаться в эмиграции, где они продолжали политическую борьбу. P.S.В советской историографии Республику Идель-Урал называли "Забулачной республикой".

    • Анонимно
      8.12.2013 10:50

      Да уж, оранжевые не вчера явно родились.Надо же - татары ездили на поклон к французскому премьеру, который чего там пообещал. Во первых, обещать - не жениться, во вторых, ясно, что французам был выгоден распад России на десятки карликовых образований.Исхаки и потом отметился в антироссийской организации "Прометей", которая вначале работала на поляков (давних "друзей" России), затем на фашистов.

      • Анонимно
        9.12.2013 19:09

        //Исхаки и потом отметился в антироссийской организации "Прометей", которая вначале работала на поляков (давних "друзей" России)...// - "Прометей" был не антироссийской, а антисоветской (антибольшевистской!) организацией.

        • Анонимно
          9.12.2013 19:46

          Какая разница? Члены "Прометея" влились в ряды фашистских прихвостней и воевали против советского народа.

          • Анонимно
            10.12.2013 01:07

            Нет Вы неправы, татарские члены "Прометея", с нападением Германии и СССР на Польшу, все вместе покинули Варшаву (они там базировались), и с большим трудом добрались до Констанцы (Румыния). Оттуда на пароходе отплыли в Турцию. Гаяз Исхаки, Фуат Тухтаров, Али Акыш и другие активисты "Прометея" всю IIМВ пробыли в Турции и не допускали никакого сотрудничества с нацистами. Это исторический факт.

  • raf
    8.12.2013 12:02

    Как за последнее время выросли зарплаты граждан СНГ"У белорусов вопрос размера заработной платы — любимая тема для обсуждений. В 2011 году после девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте мы стали получать заметно меньше, и в течение всего прошлого года перед правительством стояла задача наверстывать упущенное. С задачей оно справилось — уже к началу 2013-го мы вновь заняли четвертое место в СНГ по уровню средних заработных плат граждан, уступив первые строчки России, Казахстану, Азербайджану. Впоследствии «гонка» продолжилась: если сравнивать сентябрь 2013 года с сентябрем 2012-го, зарплаты белорусов выросли более чем на треть.В пересчете на доллары США, по курсам валют, установленным центробанками стран Содружества, в среднем номинальная заработная плата на одного работающего по итогам сентября нынешнего года выросла во всех странах СНГ. По данным Статкомитета СНГ, она сложилась следующим образом: зарплата россиян составила $ 914 в эквиваленте, другие наши партнеры по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству — казахстанцы — в среднем зарабатывали по $ 691 на брата. Беларусь оказалась уже на третьем месте, наши зарплаты достигли отметки $ 593. Далее следуют граждане Азербайджана ($ 536), Украины ($ 408), Армении ($ 368), Молдовы ($ 300). Замыкают список жители Кыргызстана ($ 229) и Таджикистана ($ 158).При этом Беларуси ныне принадлежит абсолютное лидерство как в вопросах роста заработных плат номинальных, так и реальных, просчитанных с учетом вычитания роста цен. «Номиналка» у нас выросла за год (январь—сентябрь к январю—сентябрю) на 41,6 %, реальная зарплата — на 18,7 %. Чуть менее интенсивно по сравнению с нами росли зарплаты у таджиков (на 29,2 %), далее следуют россияне (плюс 13,2 %) и украинцы (плюс 8,5 %). В Молдове зарплаты выросли на 7,9 %, в Казахстане — на 7,1 %. В Азербайджане работники стали получать больше на 6,8 %, в Кыргызстане — на 5 %. Менее всего выросли зарплаты в Армении — 4 % за год.Несмотря на то что рост потребительских цен в нашей стране на фоне ближайших соседей не назовешь маленьким, с начала года ценники в стране выросли на 12 %. Вместе с тем нельзя не признать: наши зарплаты растут с опережением инфляции.В следующем году рост зарплат белорусов слегка замедлится. В правительстве обещают, что в среднем в декабре 2014-го мы будем получать около $ 625 в эквиваленте. Таким образом, можно будет избежать одной из главных проблем экономики — на многих предприятиях, увлекшись зарплатными «гонками», забыли о том, что доходы работников оторвались от такого показателя, как производительность труда. Возникшие дисбалансы, как не раз отмечали в Минэкономики, нужно сокращать. Вместе с тем не стоит забывать, что именно зар-платы сегодня — это тот рычаг, который позволяет удержать работников на своих рабочих мест"(http://www.respublika.info/5888/predprinimatel/article65983/)

    • Liko
      8.12.2013 14:08

      Ничего нового. "Интеграция" на основе дойки России. Насколько крепка такая дружба даже говорить не хочется. Через год опять начнут выпрашивать очередные пару миллиардов безвозмездной помощи за свою дружбу, а пото рапортовать об экономических успехах.

  • Анонимно
    8.12.2013 14:17

    Люди татары и русские зачем нам по каждому поводу внутренний раздрай.Вам это надо? Ведь мы вместе прошли большие исторические потрясения.И нам надо объяденится и дальше идти вместе, чтобы цвел Татарстан во блага России.

    • Анонимно
      8.12.2013 15:22

      +++ Это ткоммент надо повторять с периодичностью через один. Через один - здесь, а каждый раз -- во всех остальных на подобную тему.

  • raf
    8.12.2013 17:16

    Несмотря,на череду негативных событий ,даже трагических,Республика Татарстан остаётся привлекательным для создания новых отраслей производства.К примеру,"Форд"никогда не приходит в "гиблый"регион.Несмотря на козни,неопределённых сил,народ трудится,живёт будущим.Это важно.

    • Анонимно
      8.12.2013 17:58

      К примеру,"Форд"никогда не приходит в "гиблый"регион...когда "БОИНГ" придёт ли ?

  • raf
    8.12.2013 17:50

    В Кремле хотят использовать опыт советской системы подготовки кадров."В советское время была апробированная система подготовки кадров, ее не надо копировать полностью, но отдельные элементы подготовки взять на вооружение надою. Когда молодых людей замечали за их активную позицию, порядочность и поведение, и тех, кто проявлял лучшие качества, постепенно продвигали. И в результате в советское время случайных людей в органах власти было очень мало. И этим надо заниматься и отнюдь не в администрации президента, а в регионах", — сказал он в воскресенье в эфире "Итоговой программы", которая транслировалась на Дальний Восток.В начале декабря в администрации Кремля было создано управление по противодействию коррупции."Когда мы говорим серьезно о противодействии коррупции, то начинать надо всегда сверху. И создание этого управления промотивирует другие органы власти создать у себя подобные подразделения", — отметил Иванов.Как для борьбы с коррупцией создали отдельное управлениеОн напомнил, что управление займется анализом деклараций чиновников. По его словам, до этого декларации о доходах проверяли кадровики, которые часто в этой специфической сфере мало что понимали. "А сейчас мы хотим создать некую специализацию, потому что коррупция — весьма сложная, латентная. И даже анализ деклараций не всегда дает однозначный ответ, ведь сотрудники этого управления не вызывают того или иного чиновника на беседу, если у них появляются вопросы", — сказал глава администрации президента РФ.Он отметил, что недавно администрация президента огласила результаты проверочной компании деклараций по предыдущему, 2012 году. "Когда мы впервые ввели и расходы, и цифры довольно-таки достаточно серьезные: 300 чиновников по стране было уволено с формулировкой в связи с утратой доверия и около 500 делегатам на занятие соответствующих должностей было отказано, потому что к ним появились вопросы", — сообщил Иванов.(http://ria.ru/politics/20131208/982763452.html)

  • Анонимно
    8.12.2013 17:57

    Бутафория - "наша татарская жизнь" ))

  • БОБ
    8.12.2013 23:17

    Цитата из статьи Р.С.Хакимова: "Следующий монарх — умственно неполноценный Павел I — отличался деспотическими капризами. Он заявлял: «В России тот велик, с кем я говорю, и до тех пор, пока я говорю». Перепуганное окружение задушило его в спальне".Кто и почему объявлял Павла безумным? Скажем прямо - основания для этого были. Так 7 апреля 1797 года, в день коронации Павла, был обнародован манифест о трехдневной барщине и запрещено обезземеливание крестьян. Через неделю после этого Павел отменил указ 1785 года, освобождающий дворян от телесных наказаний. Павел ограничил дворянское рабовладение, запретив продажу крестьян без земли. Все эти меры возмущали рабовладельцев-крепостников, которые стали его люто ненавидеть - объявлять безумным, рисовать на него карикатуры. Но дальше больше - Павел нанес удар по взяточникам и казнокрадам: устроил "окно" ("ящик"), в которое можно было опускать письменные прошения на имя императора. Павел хранил у себя ключ от комнаты в котором находилось "окно". Так в одном из прошений говорилось о лихоимстве вельможи - сенатора князя Сибирского. И как результат - князь Сибирский был предан уголовному суду и приговорен к разжалованию и к пожизненной ссылке в Сибирь. Это только некоторые проявления безумства Павла. Были и многие другие, которые при более тщательном рассмотрении часто оказываются безумствами в кавычках для большинства людей и безумствами без кавычек для определенной социальной группы...В.О.Ключевский писал, что царствованию Павла "принадлежит самый блестящий выход России на европейской сцене"...При Павле учреждена Российско-Американскаякомпания; основан клинический повиальный институт; учреждена Медико-хирургическая академия; основана первая хозяйственная школа в Павловске; началось заселение южной части Восточной Сибири; впервые издано "Слово о полку Игореве"... Передо мной книга В.М.Коняева "Романовы.Расцвет и гибель династии", которой я обязан знаниями о "безумстве" несчастного государя и о которых упромянул только вкратце. Цитата из книги Коняева: "Медленно, как бы на ощупь, пытался сформировать Павел направление национально ориентированной политики... Поразительно, но, невзирая на смену общественного строя, в России и монархической, и коммунистической, и демократической существует единый стереотип поведения, опираясь на который, антирусские силы действуют против тех руководителей нашей страны, которые пытаются проводить национальную политику. Начинают эти силы свою борьбу с неугодной им властью попыткой окарикатурить все действия правительства. Причем делается это не только не вполне допустимыми в цивилизованной политической борьбе приемами: преувеличением совершенных ошибок, распусканием не совсем верных слухов, но и совершенно недопустимым преувеличением, так сказать, в действии".

    • Анонимно
      9.12.2013 09:39

      читая ваш комментарий можно прийти к выводу что в россии воровали воруют и будут воровать издевались над людьми издеваются и будут издеваться а тех руководителей которые попытаются это изменить ждет судьба павла1 что то неуютная страна вам не кажется

  • Анонимно
    9.12.2013 08:50

    Читаю татарских историков о развитии страны и всегда думаю о том,вообще какой подход к истории сегодня,неужели созданные институты на народные деньги должны вольно трактовать все события,а вообще предлагаю всем академикам и докторам(историкам и экономистам) после 1998 года "выпускать"свои произведения на собственные деньги и жить от заработанного,сразу определим как строится производительность труда и формируется история,пока живы современники.Господа ,потерянна системность взглядов ,а это плохо ....

    • raf
      9.12.2013 14:28

      "Системность взглядов"потеряна у тех,у кого и не было,даже подобности в системе.Потому возвращайся к истокам.Учи,Диалектический и Исторический материализм,сверяй с практикой.

  • Анонимно
    9.12.2013 14:26

    Хороший экскурс в историю России. Все ясно и просто. Возможно есть некоторые неточности. Вывод неутешительный -федерализм становится необходимым, потому что региональная элита не тянет по уровню для суверенного государства даже теоретически.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль