Машиностроение 
12.12.2013

Рогозин приедет на КАМАЗ изучать лин-технологии

ЕлАЗ становится таким же бережливым, как Daimler и Toyota

Объем производства на ЕлАЗе увеличился на 25%, качество продукции повысилось на 30%, на столько же сократилось количество жалоб. И все это — благодаря реализации первого этапа собственного проекта по бережливому производству «Флагман»... Накануне на завод приехал бывший гендиректор, а ныне министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, который заявил, что полученный ЕлАЗом экономический эффект оказался настолько убедительным, что планируется обучить лин-менеджменту всех руководителей промпредприятий Татарстана. Корреспондент «БИЗНЕС Online» также узнал, что следующим этапом повышения конкурентоспособности предприятий может стать внедрение проекта «оптимизация рабочего времени» — наподобие того, который реализует сейчас на КАМАЗе чешский оптимизатор Томаш Навратил.

ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ ЖДЕТ «ЛИНИЗАЦИЯ»

Вчера на ЕлАЗе в цехе сборки спецтехники для нефтяных и нефтесервисных компаний прошло торжественное мероприятие, посвященное завершению на заводе первого этапа проекта по внедрению лин-технологий. Систему собственного бережливого производства, которую внедряли в течение года, назвали «Флагман». Среди работников даже был объявлен специальный конкурс, в результате которого и появилось это название. Вчера же был дан старт двум следующим лин-проектам под названиями «Флагман-2» и «Флагман-3». Они будут реализовываться в других цехах ЕлАЗа, и рассчитаны на более сжатые сроки — до полугода.

Эксперимент, начатый с подачи минпромторга РТ, который ставил целью повышение производительности труда, удался. На организованном по этому поводу митинге министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, некогда сам руководивший этим предприятием, объявил, что экономический эффект в виде увеличения объемов производства на четверть и снижения трудоемкости и количества рекламаций от заказчиков на треть, достигнут. Тренинги по бережливому производству, которые у иностранных «коучеров» прошел весь менеджмент завода, оказались настолько результативными, что в минпромторге решили обучить технологии бережливого производства всех руководителей промпредприятий республики. Таким образом, можно говорить, что вчера был дан старт всеобщей «линизации» экономики республики.

Равиль Зарипов
Равиль Зарипов

ОПТИМИЗИРОВАЛИ ПЕРСОНАЛ НА 200 ЧЕЛОВЕК

Для внедрения новой для всех системы на ЕлАЗе был создан новый департамент — по внедрению производственной системы. Его директор Валерий Лысенко отметил, что на заводе лин-технологии осваиваются уже с 2004 года, но из-за того, что в 2007 году завод был вынужден переезжать в новый корпус (старый, где базировалось предприятие, был продан компании Sollers), «а затем наступили два кризисных года» необходимого развития производственной системе не доставало. По словам Лысенко, дивиденды от внедрения лин-технологий завод стал получать только сейчас.

— В 2005 - 2006 годах мы, начиная внедрять системы лин, смогли уже на первоначальном этапе почти в два раза увеличить производительность труда. Но затем эта динамика снизилась, и руководством было приято решение обратиться за помощью к компании Lean Coaching, которая к тому времени уже активно сотрудничала с КАМАЗом, — рассказал Лысенко, добавив, что данная система позволяет решать все возникшие проблемы оперативно и в рабочем порядке, ведь рабочие совещания проводятся два раза в день.

— С внедрением новой системы были серьезно снижены показатели травматизма и несчастных случаев на производстве. Кроме того, значительно (в разы!) снизилось и количество дефектов и рекламаций. Снизились затраты и трудоемкость на производстве. В целом мы, внедрив систему бережливого производства, смогли повысить производительность на четверть, снизить количество рекламаций на 30 процентов, и на 200 человек снизить численность персонала, — рассказал Лысенко корреспонденту «БИЗНЕС Online». К слову, сегодня на предприятии работают около 1,5 тысяч человек, в основном, в одну смену.

ГОДОВОЙ ОБОРОТ — 4 МЛРД. РУБЛЕЙ

Генеральный директор ЕлАЗа Камиль Галимов провел экскурсию для руководителей, приехавших на ЕлАЗ специально для того, чтобы поднатореть в лин-менеджменте. Он рассказал, что эффект от внедрения ПСК оказался даже выше тех результатов, которые руководство ожидало получить.

— Если оценить то, что было до внедрения лин и то, что стало после, то это как небо и земля, — сказал Галимов. — Внедрение проекта «Флагман» проходило главным образом на сборочном производстве. Для этого нам даже пришлось перестроить работу цеха и от стапельной сборки спецтехники для нефтяников и газовиков, перейти к конвейерному производству. Если раньше мы с грехом пополам делали в месяц 13 - 14 подъемных агрегатов, то сегодня легко производим 20 - 22. Если говорить о безопасности, то с 12 до 5 мы снизили количество несчастных случаев. Количество брака уменьшилось даже больше чем на 30 процентов. Это были наши контрактные цели с Lean Coaching. Никто сейчас уже друг другу кота в мешке или бракованную деталь не передает. Я считаю, что цели нашего проекта на данном этапе полностью достигнуты. И получен большой опыт в подготовке наших индустриальных инженеров. Они получили необходимые знания и будут внедрять системы бережливого производства дальше.

Всего же, по словам Галимова, завод спецтехники для нефтяников и газовиков производит в год продукции на 2,5 млрд. рублей. Он добавил, что «если рынок позволит», то здесь готовы удвоить объемы выпускаемой продукции. Следует отметить, что ЕлАЗ сегодня — один из крупнейших производителей оборудования для нефтяной и газовой промышленности, занимает около 20% этого рынка в стране. Кроме того, в больших объемах производится продукция для коммунальных служб, выпускаются краны-манипуляторы на автомобильные шасси. А еще завод по лицензии минского тракторного завода собирает трактора марки МТЗ, и выпускает к ним большой ассортимент навесного оборудования. Последний проект, к осуществлению которого приступили на заводе, это сборка экскаваторов-погрузчиков под турецким брендом Сukurova. Объем рынка подобной техники в России, по словам Галимова, составляет порядка 4,5 тыс. единиц в год, и ЕлАЗ намерен потеснить на этом рынке основных игроков — JCB и Terex.

— Сегодня мы освоили передние и задние ковши к этой технике, задача первого квартала 2014 года — освоить переднее и заднее навесное оборудование, — поделился планами Галимов.

В парке завода имеется также 1,3 тысячи единиц механообрабатывающего оборудования.

— На механообработке для таких предприятий как КАМАЗ, "АЛНАС", РУП МТЗ мы зарабатываем порядка 25 миллионов рублей в месяц. Таким образом, общий оборот по объединению составляет порядка 4 миллиардов рублей в год, — заявил гендиректор.

«МЫ МЕНЯЕМ НЕ ТОЛЬКО ПРОИЗВОДСТВО, НО И МЕНТАЛИТЕТ ЛЮДЕЙ»

По данным минпромторга, в республике к реализации целевой программы «Развитие проекта «Бережливое производство» в РТ на 2012 - 2013 гг.» подключились 139 предприятий и организаций машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии, энергетики, сельского хозяйства и других отраслей. По итогам 9 месяцев 2013 года ими от применения лин-технологий получен экономический эффект на сумму 2 млрд. рублей. На ЕлАЗе эффект, полученный, начиная с 2004 года, оценивают примерно в 300 млн. рублей. Кроме прямых выгод, есть и косвенные — за это время высвобождено 44 тыс. кв. м производственных площадей и 300 единиц оборудования. Работниками подано более 9600 кайдзен-предложений. На заводе системой 5S охвачено 100% рабочих мест, принципам и методам «Бережливого производства» обучено более 1,1 тыс. сотрудников предприятия.

— Сегодня в Татарстане принята серьезная программа до 2020 года по увеличению производства, снижению затрат, — сказал на митинге Зарипов. — И одним из таких направлений является система бережливого производства. В следующем году планируется приезд большой делегации во главе с вице-премьером правительства России Дмитрием Рогозиным, которая будет изучать имеющийся в республике опыт в сфере внедрения лин-технологий. Татарстан выбран экспериментальной площадкой в стране по внедрению бережливого производства. ЕлАЗ и КАМАЗ станут флагманами в сфере машиностроения по внедрению принципов и инструментов лин на производстве.

По словам министра, это стало возможным благодаря тому, что крупные компании Татарстана — прежде всего КАМАЗ, КВЗ и другие — начали еще пять лет назад внедрять эти принципы у себя и добились выдающихся результатов. Напомним, успехи КАМАЗа на этом поприще привели к тому, что на одной из конференций было приято решение об адаптировании и дальнейшем тиражировании ПСК КАМАЗ на все предприятия, входящие в ГК «Ростех».

11.jpg

— Сегодня созданы обучающие лин-центры при ТПП Набережных Челнов и региона Закамье, при КАИ, — отметил Зарипов. Этот опыт работы очень важен, особенно в сфере машиностроения. Я уверен, что внедряя такие технологии, мы меняем не только производство, но и производственные отношения, меняется менталитет человека. И очень приятно, что елазовцы сегодня флагманы в этом деле. Вкладывая сегодня свои ресурсы в этот проект, вы улучшаете свою конкурентоспособность, это гарантия того, что завод на долгие годы будет конкурентоспособен.

«ИЗУЧИЛИ ОПЫТ DAIMLER, AIRBUS, TOYOTA»

После митинга министр пояснил, почему для пилотного проекта был выбран именно Татарстан. По его словам это стало возможным благодаря тому, что у республики есть конкретная стратегия развития промышленности.

— Развитие лин-технологий мы ведем системно и результативно, особое внимание уделяем развитию закамской территории, — пояснил Зарипов. — Здесь есть возможность роста промышленности в два раза. Пять лет назад мы изучили опыт Daimler, Airbus, Toyota и других известных компаний в этой области. Сейчас уже 139 предприятий промышленности Татарстана внедряют у себя лин-технологии. Они понимают, что это должно уже стать их образом жизни. Это стремление многих наших предприятий было отмечено на уровне федеральных властей. На последней нашей встрече с Рогозиным мы обсуждали вопросы подготовки специалистов и создания благоприятных условий для оборонно-промышленного комплекса и машиностроения. И им было высказано пожелание начать тиражировать опыт Татарстана в этой области на других предприятия страны. В апреле эта работа будет проведена на базе КАМАЗа и елабужской площадки. Думаю, это даст определенный толчок к внедрению лин-технологий в России. А мы как конечный «сборщик» заинтересованы в этом, потому что если другие наши партнеры будут использовать бережливое производство у себя, то и мы сможем оптимизировать наши затраты.

НАВРАТИЛ ПРИДЕТ КО ВСЕМ

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, ждут ли предприятия промышленности, помимо внедрения лин-технологий, и проекты по «оптимизации рабочего времени», которые ведутся в настоящее время КАМАЗе известным чешским специалистом Томашем Навратилом, Зарипов заявил, что конкуренция растет и от этого никуда не деться.

— Внедрение лин-технологий должно идти в режиме нон-стоп. Есть несколько этапов внедрения системы. На каждом надо смотреть индивидуально. Где-то, может быть, сократить рабочее время, где-то — добавить. Нужно чтобы все звенья технологической цепочки работали синхронно, чтобы никто не производил продукцию на склад. КАМАЗ начал внедрять технологии бережливого производства раньше других. И это очень здорово. И он сегодня занимается инструментами, которые позволяют ему дальше совершенствовать систему. Конкуренция со стороны ведущих автомобильных концернов и со стороны китайских производителей только растет. Это все нужно учитывать, — заявил министр.

22.jpg

«БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВНЕДРЯЮ, НО ЧТО ТАКОЕ ЛИН-ТЕХНОЛОГИИ ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ»

Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» предприниматели поделились опытом внедрения на своих предприятиях лин-технологий и рассказали, какой эффект был получен в итоге.

Владимир Васев — совладелец ООО «Челнытелекомстрой»:

— Бережливое производство я так или иначе внедряю, но что такое «лин-технологии», понятия не имею. Могу сказать, что мы добились у себя на производстве стопроцентной утилизации отходов, полностью перерабатывая их в готовую продукцию. В такой организации производства мы видим бережливость. Консультантов мы никогда не приглашали и не собираемся. Не факт, что нам нужны новомодные европейские штучки в плане организации производства. Россия очень сильно отличается от Европы, нюансов много, и европейские принципы без адаптации здесь эффективно работать не будут.

Я привозил сюда новейшие европейские технологии и оборудование, но в наших условиях они не заработали, потому что нет квалифицированных кадров, которые в состоянии обслуживать их. И желающих обучиться нет. Поэтому я считаю, что европейское бережливое производство — это выдергивание компонентов из контекста, и оно для нас разрушительно. Если внедрять западные модели управления, то делать это нужно комплексно. Например, привезти готовый завод, получать на него все комплектующие из-за рубежа и отправлять продукцию обратно. В этом случае мы имеем замкнутый цикл, не завязанный на российских смежников. И в таком контексте чужие технологии управления тоже могут работать.

Олег Коробченко — председатель совета директоров ГК «Кориб»:

— Эффект от внедрения принципов бережливого производства зависит только от хозяина — от того, какие этапы он прошел самостоятельно. Конкретно у нас на предприятии бережливое производство увеличило объем выпуска грузовиков ровно в два раза за один год. Раньше мы собирали 50 единиц техники, а сегодня — 100, и если мы сейчас доведем программу до конца, выпуск составит 100 - 120 машин. Экономический эффект в процентах я сейчас с лету не скажу, но прибыль растет кратно. Это естественно, ведь один раз вложившись в технологии бережливого производства, эффект получаешь регулярно, а окупаются они моментально, в течение года.

На начальном этапе мы приглашали коучеров, и я скажу — неважно, кого именно приглашать, справится любой тренер по организации производства. В Челнах я знал две компании, которые этим занимались, но одна уехала в Ульяновск, а вторая — это камазовский институт РИПТиБ. Ребята работают с большим желанием. Но все-таки самое главное во внедрении бережливого производства — это желание генерального директора.

Справка

Краткая история ОАО «ПО ЕлАЗ»:

1985 год — решение правительства СССР о строительстве Камского тракторного завода;

1988 год — решение правительства СССР о перепрофилировании Камского тракторного завода на автомобильное производство;

1992 год — решение правительства Республики Татарстан об организации в Елабуге производства автомобилей малого класса в количестве 300 тыс. штук в год;

1998 год, 22 апреля — принят закон Республики Татарстан №1569 «О Свободной экономической зоне «Алабуга», определяющий правовые, экономические и организационные основы создания, функционирования СЭЗ «Алабуга»;

2002 год — подписано соглашение с «Минским тракторным заводом» (Республика Беларусь) об организации на ЕлАЗе лицензионной сборки тракторов «МТЗ-82» и «Беларус-1221»;

2003 год — основное подразделение ЕлАЗа — Станкоинструментальный завод получил сертификат соответствия качества выпускаемой продукции стандартам ИСО 9001-2001;

2005 год, 18 февраля — Официально зарегистрировано преобразование Государственного унитарного предприятия РТ «Производственное объединение «ЕлАЗ» в открытое акционерное общество «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» (ОАО «ПО ЕлАЗ»).

Сегодня ОАО «ПО ЕлАЗ» специализируется на выпуске автомобильной спецтехники и оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Предприятие входит в состав Союза производителей нефтегазового оборудования. По данному направлению ЕлАЗ сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями — ОАО «Газпром», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть», ОАО «Газпромнефть», а также с сервисными компаниями по ремонту и обслуживанию нефтегазового оборудования в городах Нижневартовск, Нефтеюганск, Радужный. Нашими партнерами по производству комплектующих к нефтегазовому оборудованию являются такие известные предприятия как «АЛНАС», «БОРЕЦ», «НОВОМЕТ».

Другим направлением деятельности является производство колесных тракторов по лицензии Минского тракторного завода и выпуск коммунальной и дорожно-строительной спецтехники на базе тракторов МТЗ и различных шасси грузовых автомобилей. Завод также выпускает комплектующие и запчасти для заводов КАМАЗ, ЯЗДА и другим заводам, являясь членом ассоциации производителей автомобильных компонентов России «НАПАК», а также выпускает нестандартизированное оборудование, и оснастку для машиностроительных предприятий.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.12.2013 10:11

    Качаем Медведева с КАМАЗа! И академию даже создал!

  • Анонимно
    12.12.2013 10:35

    Молодец Зарипов Р.Х.! Настоящий производственник, а не болтун!

    • Анонимно
      12.12.2013 19:34

      Именно на таких людях, которые умеют на бюджетные деньги выстраивать частные фирмы и держится наша страна! Молодец! Воистину удащливый министр

  • Анонимно
    12.12.2013 21:19

    Зарипов матерый производственник- работал на всех ступенях производства. Мой дядя работал у него, когда Зарипов был начальником цеха на Камазе.Единственный на моей памяти начальник, о котором хорошо отзывался за свою 36 летнюю трудовую деятельность. Не раз рассказывал мне про него еще задолго до того, как министром назначили.

  • Анонимно
    13.12.2013 01:06

    Kaz_orphan.

    Есть простой и универсальный принцип оккама - не умножай сущностей сверх необходимых.

    Лин, сигма6, кайпай и прочее - лишь эзотеричнское вооплощение простого правила - говори правду.

    Жалко управленцев, которым для реализации этого правила нужны такие подпорки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль