Общество 
12.12.2013

Рафгат Алтынбаев: «Татарстану надо соизмерять возможности. Шпагат не каждый может делать»

46380.jpg
Рафгат Алтынбаев (фото: chelny-biz.ru)

В ТАТАРСТАНЕ ВСЕГДА БЫЛ ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Экономикой в Татарстане всегда занимались, поскольку без экономики не может быть решения социальных проблем. То, что всегда был поиск новых экономических подходов — та же ОЭЗ «Алабуга» появилась, в общем, было много экономических решений, связанных с тем, чтобы и бизнес развивался, и поддерживались крупные промышленные предприятия. Если рассматривать в масштабах России, то Татарстан можно было бы причислить к субъектам, входящим в Топ-10.

МЫ УПУСТИЛИ ПОДГОТОВКУ СВОИХ КАДРОВ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Понятно, что сильные стороны республики — это нефть, а также химия, нефтехимия, и можно назвать машиностроение, правда, не все. Я имею в виду в том числе и авиастроение. Там есть база, но хочу сказать, что сегодня туда нужно вкладывать определенные средства, для того чтобы эти отрасли продвигать вперед. Потому что любой субъект федерации, да и любая страна должна чем-то особо отличаться в экономическом плане. Желание тянуть все и вся, оно… Как говорят в таких случаях, шпагат не каждый может делать, надо соизмерять возможности исходя из финансовых поступлений в бюджет республики. Поэтому нужно выбрать какие-то ключевые вещи, то есть когда Татарстан является лидером производства той или иной продукции, это является одним из основ для того, чтобы на республику больше обращали внимание, в том числе и мировые партнеры.

Что тормозит развитие? В глобальном плане это касается не только Татарстана, но и всей России. Есть такая проблема, как нехватка рабочих рук, которую пытаются решить за счет привоза людей из ближнего зарубежья. Я считаю, что в какой-то момент мы упустили подготовку своих кадров. Об этом я уже много говорил. Раньше было много разных училищ и техникумов, которые готовили людей разных специальностей, но сейчас в этом направлении есть упущения. И с точки зрения экономики, и теперь уже с точки зрения социальной политики. Потому что прежде всего должен быть занят собственный народ. Тот, кто работает, может обеспечить себя, свою семью и приносит пользу в решении государственных проблем.

42503.jpg

ДЛЯ МЕГАПРОЕКТОВ НУЖНЫ РЕСУРСЫ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Спорт – это хорошее дело. Благодаря проведению Универсиады в Казани побывало много людей из разных стран мира, это была некая реклама, показывающая, что республика является развивающейся территорией Российской Федерации. Это плюс. А что касается новых мегапроектов, то это будет зависеть от того, насколько хорошо мы знаем собственную экономику и насколько мы понимаем, что из того или иного направления можно сделать мегапроект. То есть нужно просчитать свой потенциал, и не только ресурсный и, скажем так, человеческий. Имеются в виду и трудовые ресурсы, и интеллектуальные в том числе, если не в первую очередь. Без этого никакие мегапроекты реализовываться не могут. Только человеческий ум, его способности, талант являются движителями мегапроектов.

НАДО СНИЖАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Моя личная точка зрения такая. В Казани построено достаточно много спортивных объектов. Когда проводятся соревнования всероссийского масштаба, затраты делятся поровну. Теперь очень важно, чтобы федеральный бюджет системно поддерживал эти объекты, потому что если только Татарстан их будет содержать, будет тяжело, непросто. Это первое.

Ну и второе: я считаю, нужно обратить особое внимание на сельское хозяйство. Хотя мы и не являемся таким субъектом, как Краснодар или Ставропольский, который занимает особое место в данном направлении, тем не менее здесь нам могут помочь технологии. Поэтому я считаю, что нужно больше внимания уделять технологии производства сельскохозяйственной продукции. Чем современнее технология, тем она менее затратная, надо уходить в сторону снижения себестоимости сельхозпродукции. А как всегда, разница в себестоимости и розничной цены дадут прибыль Татарстану.

Тут, конечно, спрогнозировать тяжело, несколько лет подряд были засушливые года. Хотя и Краснодарский край спрогнозировать тоже сложно, но все-таки там климат помягче, чем у нас в Татарстане. Поэтому я и говорю о том, что здесь только технологиями можно брать. Надеяться на то, что природа каждый год будет посылать благо, наверное, все же не приходится.

ТЕХНОЛОГИИ И ЕЩЕ РАЗ ТЕХНОЛОГИИ!

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- В этом смысле Татарстан, по моему мнению, в настоящее время находится впереди многих субъектов Российской Федерации. Не буду брать Москву, Питер, Омск, Новосибирск и т.д., но в любом случае в семерке лучших регионов Татарстан точно находится. Технологии и еще раз технологии! Инновационные технологии — залог будущего успеха Татарстана. Кто знает все, тот знает, где не ошибиться. Информационные технологии, электронные, IT-технологии, на мой взгляд, являются некой базой для Татарстана, которую можно было бы активно использовать.

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать: elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы на сайте «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.12.2013 09:29

    Министром мсх рт надо назначить Алтынбаева....

  • Анонимно
    12.12.2013 09:42

    Не ожидал. Продемонстировал крайне адекватное понимание реалий.

  • Анонимно
    12.12.2013 09:55

    Относительно развития сельского хозяйства хочу вставить свое небольшое предложение.Нужно изучить мировое сельхозпроизводство и российское сельхозпроизводство в частности. И выделить сегмент сельского хозяйства на котором можно было бы выгодно специализироваться республике. Не нужно производить все сразу, нужно производить то что выгодно. При этом желательно выбрать наименее рисковые типы сельхозпроизводства. Может это производство рапса и рапсового масла с дальнейшим экспортом в европу, может цветочные теплицы, или хладостойкие теплицы для выращивания редиса и салата - это нужно хорошо изучать, где мы конкурентоспособны. В соответствии с выбранным сегментом специализации минсельхозпроду РТ разработать целевую программу поддержку сектора (гранты, субсидии, PR, иная поддержка).Кстати в Европе дизель по моему разбавляют рапсовым маслом в определенной пропорции и это считается поддержкой экологии - почему бы нам так же не поступать? По крайней мере получили бы стабильный спрос на сельхозпродукцию, а стабильный спрос это самое важное в нынешнее время.

    • Анонимно
      12.12.2013 10:12

      В Европе уже уходят от производства рапсового масла в пользу масла из подсолнечника. В Италии, к примеру, огромные площади им засеяны.

      • Анонимно
        12.12.2013 11:47

        Думаю, что в РТ для этого недостаточно длинное лето, нужно перейти на традиционное овощеводство, но поливное.

    • Анонимно
      12.12.2013 11:46

      Полностью согласен. Думаю, что для нас новыми перспективными направлениями могут стать экологические и зеленные города, т.е. интеграция городских и сельских поселений на основе так называемых вертикальных ферм.

    • Анонимно
      12.12.2013 11:57

      Если вам до сих пор это было неизвестно, но запомните: сельское хозяйство РТ специализируется на молочном скотоводстве. Однако, во-первых само молочное скотоводство не может существовать без кормопроизводства (растениеводства), поэтому в РТ выращивают все многообразие кормов для этого скота. Во-вторых скотоводство никогда не может быть чисто молочным, если можно так сказать оно немного и мясное, что также имеет место в РТ и общеизвестно. То есть опять есть потребности в кормах для выращивания КРС на мясо, которое РТ и производит. В связи с тем, что узкоспециализированное направление в СХ всегда очень рискованно, то есть необходимость в других направлениях, что достаточно успешно реализовано в РТ - свиноводство, птицеводство, которые на промышленной основе, что также логично для территорий с большой долей пахотных земель (как раз это РТ) из всех земель СХ назначения.Успешно идет производство сахарной свеклы, картофеля - условия РТ дают возможность получать высокие урожаи, следовательно доход. Естественно это развивается. Кроме того сахар всегда в цене, а отходы сахарного производства опять идут в корм молочному и мясному скоту. То есть логично этим заниматься.В последнее время появились новые сорта, гибриды кукурузы,технологии, позволяющие выращивать ее на зерно и получать хорошие урожаи в условиях РТ. Посевы кукурузы увеличатся, что опять таки продиктовано потребностями молочного и мясного скотоводства. Так, что все логично и все правильно в СХ республики. У нас например нет верблюдоводства, овцеводства (т.к. нет пастбищ и все вспахано), нет оленеводства (условия опять таки), не выращивают рис например, или виноград и пр. То есть нет специализации в том, что мы не можем. Единственное - наверное было ошибкой, что до сих пор мало обращалось внимания на кукурузу, горох, что уже исправляется, а было увлечение другими зерновыми. В хороший год все было нормально, но засухи показали рискованность такого распределения культур. Все нормально, мы занимаемся тем, чем должны заниматься.

      • Анонимно
        12.12.2013 12:54

        Блестящий комментарий!Но одна ошибка-по гороху ничего не исправляется!Посевы гороха 89 года сравните 2013 годом!Нехватка белка может в этом?И как идеальный предшественник была бы большая польза!Слабое у нас маточное поголовье.Нехватку каротина не умеем восполнить-и хвои много вроде,по заготовке качественного сена разговоров много,продолжаем упор делать на соленые огурцы.Под Бренди они хороши ,но для коровы-вряд ли!знакум

        • Анонимно
          12.12.2013 15:21

          Согласен по гороху. Однако в последние 2 года есть указание минсельхоза, что там где это возможно и нужно сеять под горох - ловим сразу 2-х зайцев: горох отличный предшественник, и восполняется потеря белка, которого так не хватает. Кстати кукуруза очень бедна белком.

      • Анонимно
        12.12.2013 13:27

        Если все нормально, то почему из года в год растет задолженность по кредитам у сельхозпроизводителей? Если бы было все нормально, сельхозпроизводители приносили бы в бюджет татарстана до 30-40% доходов. Вот нефтянники например у нас в республике наоборот склонны держать депозиты, и их доходы это доходы бюджета.Может стоит сесть и подумать, мир меняется, появляются новые технологие, где то что то становится невыгодным, где то наоборот рост.Я предлагаю серьезно провести исследование эффективности структуры сельского хозяйства республики. Понимаю что дело трудное, нудное и неблагодарное. Но без серьезного актуального исследования любые слова об эффективности нашего сельского хозяйства это лишь слова.

        • Анонимно
          12.12.2013 14:32

          получится все ровно КПСС!Пока дети пусть наиграются-хорошие потом из них бизнесмены получатся.Если только исследования поручить стоматологам!А так ВЫ правы!Навротил провел исследование-оказалось большинство пишут диссертацию на тему:"Есть ли жизнь на Марсе?".На другие темы уже главы и министры защитились-тем не осталось!Впору СЛЕДОВАНИЕ провести!От того что Навротил наворотил до сих пор в тихих кабинетах очухаться не могут.знакум

        • Анонимно
          12.12.2013 15:28

          Согласен вами в том, что нужно серьезное исследование на эффективность. Это очень полезно. Однако есть очевидные вещи, опираясь только на которые можно сделать обобщающий вывод, что в целом сельское хозяйство республики с точки зрения направлений деятельности и стратегий развития находится на правильном пути. Может быть все идет не так быстро и не так организованно, тем не менее тенденции понятны. Думаю, что проведенное исследование подтвердило бы это. Есть много плохих вещей, которые являются тормозом для развития СХ, они разного уровня начиная с федерального, заканчивая самими хозяйствами.

        • Анонимно
          12.12.2013 16:55

          Надо наверно подумать, а не объединить ли нам на 20 лет, хотя бы, пока нефть есть, Татнефть с сельским хозяйством в одну организацию. Тогда у этой организации прибыли не будет, все будет вложено на развитие села. А из бюджета РТ не надо будет расходовать на село(экономия будет на другие расходы).Надо посмотреть отчисления в бюджет РФ, видимо их тоже не будет, т.к Агропром назвать новое предприятие.

      • raf
        12.12.2013 13:30

        " сельское хозяйство РТ специализируется на молочном скотоводстве",самое затратное,делающее сельчан крепостными.

      • Анонимно
        12.12.2013 15:24

        Странно, что все нормально.А вот ув. депутат Госдумы РФ А.Хайруллин, который проблемами села почти каждый месяц выступает в БО, считает что все ненормально. Выходит он случайно и по поручению прежнего руководства РТ начал селом заниматься и теперь попав в не нормальное положение и не получая отдачи от своих вложений (инвестиции) лоббирует сельское хозяйство. Чтобы заработать хоть сколько ни будь. Хотя ясно , что как в пивной отрасли заработать не удастся. И что грустно, его в России и в Москве недопонимают или претворяются, что недопонимают. Сегодня тоже при послании Президента Путина В.В., проблемы села остались на стороне. Президент согласился, подготовившимся его доклад, и в послании сказал, что село хорошо работает, от вложений есть отдача, полностью покрывает село наши потребности и дальше также продолжать. Громкие аплодисменты от участников. А где высказывания ув. Хайруллина или он заблуждается, говоря , что продовольственная безопасность страны теряется, уже 40% продукции импортируется. На селе нет вложений, деревни исчезают, молодежь не остается, нет условий проживания.

        • Анонимно
          12.12.2013 16:35

          Гриш,а Гриш,и шо я в тебя такой влюбленный,а?Потому што гутаришь ты правду.Но нужна ли она сегодня кому?10001раз прав Айрат Назипович!40 процента импорта-это угроза нацбезопасности!В 90ые угрубили птицеводство,и как трудно восстановили?Беда в том что таких Айратов мало!И обидно,когда тыкают словами Попандопуло:Шо ты хапаешь,шо ты хапаешь?И это говорят наши потребители!Слов нет,про эффективность вложений пора серьезное исследование провести.Многие жулики много чего поимели пользуясь преступным попустительством некоторых контролирующих органов и покровителей в высоких кабинетах.Но это уже другая история.А сегодня забросить село на выживание-это непоправимая ошибка!Жаль,пустеют деревни!Значит ГМО вкуснее и беззаботнее!знакум

    • Анонимно
      12.12.2013 12:02

      Только не рапс. Эти инвесторы засевают его в дальних районах в непосредственной близости от деревень, уже всех пчел потравили ядохимикатами и людей травят.

    • Анонимно
      12.12.2013 12:26

      Только не рапс. Эти "инвесторы" сеют его в дальних районах в непосредственной близости от деревень - уже всех пчел потравили ядохимикатами и людей травят.

    • Анонимно
      13.12.2013 10:07

      рапс в Амазонии и рапс на Волге? Там из-за рапса катастрофа глобальная...

  • Анонимно
    12.12.2013 09:58

    В ближайшие 5 лет Татарстан столкнется с вызовами и угрозами, связанными с экологическими проблемами.Негативный эффект от захоронения и сжигания муниципального хлама и отходов будет очень большим. РТ-инвест переходит на технологии сжигания месива. Для этого будут применены самые дорогие технологии с евроконтейнерами, ФАУНами, месивосжигательными заводами. Тарифы на услуги возрастут раз в десять. К сожалению, власти и бизнес Татарстана станут локомотивами на тупиковом пути в экологический коллапс. КМЛ

    • Анонимно
      12.12.2013 11:50

      Не только РТ, но и РФ, особенно с угрозами в области ЖКХ и продовольственного обеспечения и эти проблемы необходимо решать комплексно.

  • Анонимно
    12.12.2013 11:13

    Внедрение информационных технологий - это конечно замечательно. Но главное, чтобы было куда внедрять эти технологии. :-))

  • Анонимно
    12.12.2013 11:40

    Согласен с предложением "нужно выбрать какие-то ключевые вещи". Кроме уже существующих отраслей. Наиболее перспективным является комплексное проектирование и строительство новых городов и полная реконструкция существующих на основе новых технологий. Такой опыт в РТ есть, это создание Казмашкомбината (КАПО, КМПО плюс Соцгород), КАМАЗ и Наб. Челны, Алабуга, Иннополис и Смарт сити, реконструкция Казани. Общий объем рынка оценивается в сумме более 43 трлн. долл, в том числе более 2 трлн. долл. в РФ.

  • Анонимно
    12.12.2013 13:20

    Согласен. Во все времена Татария славилась совим сельхопроизводством. В первую очередь нужно инвестировать в фермерские хозяйства, снижать себестоимость, обучать кадры.

  • Анонимно
    12.12.2013 16:35

    Не скрою, что мне приятно то, что тема с/х вызывает столько интереса. Я сам даже не ожидал такого, но к сожалению столько дилетантских, далеких от понимания рассуждений. Конечно технологии это здорово, но они дороги.По прямым затратам их применение действительно приводитдит к снижению на единицу продукции, но в себестоимости производства возникает статья расходов- инвестиционная, которая из за специфики нашего бух учета не всегда объективно отражает фактические затраты и не равна амортизации, а потому не всегда наглядна.Если вы берете кредит, то должны его вернуть строго по графику и банк не волнует то, что у вас из за не урожая выручка будет не достаточная. Вы можете пойти даже под банкротство имея прибыльный баланс , но недостаток денежного потока.Думать надо о доходности с/х , которая прежде всего зависит от цены реализации и господдержки, которая пока у нас с учетом массы природных рисков одна из самых малых в мире.Всем удачи А.Н. Хайруллин

    • Анонимно
      12.12.2013 17:08

      Уважаемый А.Н. Хайруллин, у меня есть несколько предложений которые могут быть полезны, за которые я готов взяться и добиться результатов. Предложения мои на основе приобретенного опыта в аграрном секторе Турции. Куда можно обратиться с этими идеями?

    • Анонимно
      12.12.2013 17:23

      Получается у нас по факту нет финансовых инструметов для сельского хозяйства. Обычное банковское финансирование видимо здесь плохо применимо.Здесь как раз было бы неплохо применять инструменты исламского финансирования, где нет фиксированного ссудного ежемесячного процента, а доход инвестора сооотносится с фактической доходностью предприятия/инвестпроекта.Только нет у нас по факту исламских банков и исламских финансов в республике, хотя они активно и декларируются всем напоказ.

    • Анонимно
      12.12.2013 17:25

      а с партией аграрной,республиканской ВЫ уже опаздываете,Айрат Назипович,почитайте ком. тоже от 16.35!Поймете-почему!знакум

    • Анонимно
      13.12.2013 15:22

      А уважаемый Хайруллин в Кремле не был и не слушал что ли послание, которое специально для депутатов прочитал В.В. Путин.

  • Анонимно
    12.12.2013 20:11

    Не знаю как там с сельским хозяйством,но Алтынбаева я бы хотел видеть снова мэром Наб.Челнов.При нем был порядок,чистота в Челнах,не то что сейчас,вообще авторитет непререкаемый.

    • Анонимно
      12.12.2013 20:36

      Скажика,дядя,ведь недаром,он вернулся в Челны?Я вот жду не дождусь его мемуаров!знакум

    • Анонимно
      12.12.2013 21:50

      Мои родители то же вспоминают, что при Алтынбаеве в Челнах был порядок во всем! Хорошо о нем отзываются , с уважением.

  • Анонимно
    12.12.2013 22:14

    Подписываюсь под его словами! Очень грамотное видение ситуации!

  • Анонимно
    15.12.2013 00:00

    Я начинал предпринимательскую деятельность в эпоху мэровства Рафгат Закиевича. Помню отводил земельный участок под один свой бизнес проект. Помню, когда партнеры говорили сходи в мэрию, узнай как там дела с документами, я им отвечал - не партесь парни! Положенно две недели в этом отделе значит через две недели выйдут. Или да, или нет. И выходили без взяток и жополизания! И еще, когда в город с республики не поступали деньги, улицы чистили и цветы сажали. Если бы он выставил свою кандидатуру на выборы сейчас, проголосовал бы двумя руками и ногами за. Я с ним не знаком лично, но где то с месяц назад летел с ним в самолете в Москву, он без випов ехал в общем автобусе от самолета в аэровокзал, я так и постеснялся подойти и пожать ему руку, может не правильно понял бы...Здоровья Вам Рафгат Закиевич! И удачи!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль