Общество 
14.12.2013

Как повернуть Казань от автомобилей лицом к людям

Есть ли альтернатива кардинальному снижению скорости на дорогах Татарстана?

Каждый месяц на дорогах Татарстана погибают 50 - 60 и более человек. Пока власти пытаются снижать смертность на дорогах строительством надземных переходов, снижением скоростного режима, увеличением штрафов и повсеместным внедрением камер видеофиксации. При этом с каждым годом Казань становится все менее комфортной как для пешеходов, так и для водителей. Однако в мировой практике уже накопилось много альтернативных способов сделать города безопаснее и комфортнее. Об этом в своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», рассказывает блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев.

Насколько-комфортно-пешеходам-на-таких-тротуарах.jpg
Насколько комфортно пешеходам на таких тротуарах?

РОССИЯ — ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНА В ЕВРОПЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Недавно глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов выступил с предложением ограничить максимальную скорость в городе 40 км/ч. Понятно, что данная мера отчасти вызвана ростом допустимого превышения скорости: сейчас по городу можно ездить, не боясь нарваться на штраф, со скоростью 79 км/ч, что действительно многовато. Если на скорости 40 - 50 км/ч реакция среднестатистического водителя и тормозной путь современного автомобиля позволяют избежать наезда на пешехода, то на скорости 75 - 80 км/ч вероятность гибели пешехода близка к 100%.

В этом году на дорогах городов РТ погибли уже 72 человека, из них 23 человека погибли на пешеходных переходах. Подобный уровень цифр делает Россию последней страной в Европе по безопасности дорожного движения. Со всей очевидностью можно сказать, что для спасения стольких жизней нужно предпринимать серьезные меры. Пока такими мерами являются строительство надземных переходов и борьба с лихачеством методом знаков, камер и штрафов. Однако в мировой практике уже накопилось много альтернативных способов сделать города безопаснее и комфортнее. Требуются более гибкие и современные подходы, если мы боремся за жизнь и за качество этой жизни.

РАЗДЕЛЯЙ И ЕЗДИ

Большие затраты на улучшение качества жизни в Казани зачастую ни к чему не приводят. На безопасность движения тратятся сотни миллионов, но смертность не уменьшается. На путепроводы были потрачены десятки миллиардов, но баллы на «Яндекс.Пробках» остались прежними. Одной из основных причин этого является смешивание в общую кучу пространств разных категорий. В Казани есть совершенно разные дороги, например, проспект Универсиады и улица Бутлерова. Но к ним применяется одинаковый скоростной режим, отсюда и непонимание у многих водителей.

В развитых городах давно принято разделение дорог на городские улицы и хайвеи. Городские улицы рассчитаны на комфорт пешехода, в роли которого выступают все без малого жители. Здесь и строгое ограничение скорости, и высокая плотность зебр, и широкие удобные тротуары со скамейками. На хайвее приоритеты полностью противополжные: все рассчитано под скоростное движение автомобилей, и пешеходам здесь не рады.

Чтобы эти два пространства не пересекались и не мешали друг другу, хайвеи зачастую проводят по эстакадам и тоннелям. Из циркового ослика нельзя сделать арабского скакуна, а из городской улицы — хайвей. Большое казанское кольцо является типичной попыткой сделать хайвей из городской улицы. В результате недовольны водители, стоящие в новых пробках или наматывающие круги ради левого поворота. Недовольны и пешеходы, которым теперь приходится ради банального пересечения дороги ходить большими крюками и подниматься на высоту третьего этажа. Затрачено много средств, а на выходе новые неудобства. К сожалению, БКК — не единственный пример. Улиц, страдающих от неудачных попыток «превращения ослика в скакуна», все больше.

Для-успокоения-траффика-некогда-сглаженный-поворот-вн
Для успокоения траффика некогда сглаженный поворот вновь сделали резким. (Новый Вестминстер, Канада)

УСПОКОЕНИЕ ТРАФФИКА

Эффективным и выгодным способом, позволяющим одновременно увеличить пропускную способность дорог, избавиться от заторов и повысить качество жизни в городе, является комплекс мер под названием «успокоение трафика» (Traffic Calming). Главной идеей этих мер является пусть и небыстрое, но равномерное движение вместо чередования скоростных участков и пробок в «бутылочных горлышках». Этому разнообразию мер можно посвятить отдельную статью, поэтому не буду вдаваться в подробности. Для искусственного снижения скорости во всем мире широко применяются различные горизонтальные и вертикальные искривления, а также «островки безопасности» и цветовое форматирование.

Если пропускная способность улицы все равно определяется парой сложных перекрестков, то высокая скорость между ними бесполезна и даже вредна. Вред от высокой скорости заключается:

- в повышенной опасности для всех участников движения. При росте скорости от 40 до 90 км/ч угол обзора водителя сокращается со 100° до 50°. Город — место плотного скопления людей, и требующая реакции ситуация может случиться не только прямо перед автомобилем, но и сбоку, поэтому невысокая скорость помогает предотвращать ДТП.

- в повышенном расходе топлива. Основными причинами этого являются трение и сопротивление воздуха. А чистого воздуха в Казани нам очень не хватает.

- в повышенном шуме. В зависимости от передаточных чисел коробки передач для большинства современных автомобилей «громкие обороты» появляются на скорости 40 - 60 км/ч.

- в психологическом дискомфорте. Скорость обычного пешехода составляет 4 - 6 км/ч. Для системы восприятия живых существ действует закон порядков. Таким образом, все объекты, которые движутся быстрее на порядок и больше, воспринимаются как непонятные. А все непонятное на подсознательном уровне вызывает тревогу.

В Екатеринбурге проводился эксперимент, изучавший влияние скорости на пропускную способность дорог. Неожиданным оказался результат, показав оптимум на 40 км/ч. При более высокой скорости эффективность дороги падает, так как водителям приходится значительно увеличивать безопасную дистанцию между автомобилями. С учетом всех вышеописанных факторов действительно обоснованным выглядит ограничение скорости в 40 - 50 км/ч. Лишние 3 - 5 минут в пути — это та цена, которую можно заплатить за безопасную и комфортную Казань.

ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕШЕХОДА

А пока мы имеем Казань, с каждым годом становящуюся все менее комфортной для половины ее жителей — пешеходов. Причем другой половине — автоводителям — это тоже не приносит особого удовлетворения. В качестве яркого примера можно привести пересечение улиц Баумана и Астрономической, где установили светофор. В будний день не в часы пик по Астрономической за час проезжают порядка 830 автомобилей (1162 человека), а по улице Баумана проходят не менее 2 тыс. человек. В выходные это соотношение еще больше в пользу пешеходов. Не забудем, что с учетом мороза или жары, ветра или дождя людям гораздо дискомфортнее стоять, чем сидеть в мягком кресле автомобиля. А светофорный цикл всегда выделяет 40 секунд для автомобилей и 20 секунд для пешеходов. То есть человек в автомобиле оказывается в разы важнее для города, чем пешеход. Хотя должно быть наоборот. Современная урбанистика предполагает рост важности для города в ряду «пешеход — общественный транспорт — личный автомобиль».

Еще один пример — как убирают у нас снег. Сначала его сметают с центра дороги к обочине, то есть на автобусную полосу. Затем уже вывозят оттуда в течение дня. Ну а жижа с тротуаров убирается по остаточному принципу, когда коммунальные службы закончат с дорогами. Пирамида перевернута. Поэтому не стоит удивляться, что все больше казанцев предпочитают пересесть на свой автомобиль, пусть даже на последние деньги или в кредит.

Поэтому первостепенная задача для Казани (кроме хайвеев) — это повернуться от автомобилей лицом к людям. Подобная мера способна в короткие сроки и без миллиардных затрат привести к улучшению безопасности, росту качества жизни и снижению проблемы пробок.

Тимур Ямашев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.12.2013 10:26

    Очень похоже на реферат десятиклассника на заданную тему, составленный из материалов в интернете! Это популизм, пиар или местный Пеньялоса?

    • Анонимно
      16.12.2013 13:07

      ну да по сути не о чём...снижать скорость и чистить улицы

  • Анонимно
    14.12.2013 10:31

    Нужно организовать удобный общественный транспорт и люди и так будут им пользоваться. Постройте новые станции метро, пустите автобусные маршруты туда, где они редко ходят, обеспечьте наличие общественного транспорта поздно вечером и результат не заставит себя долго ждать. Метро и трамвай 5-го маршрута ведь очень востребованы и для этого ведь не пришлось ограничивать автомобилистов.

    • Анонимно
      16.12.2013 14:28

      О станцих метро никто и не спорит, все признают, что это удобно. Как и то, что это дорого и не так быстро.

    • Анонимно
      16.12.2013 20:06

      все понимают в надобности метро,но строить его безумно дорого,дай бог чтобы к 2018 появилось ещё несколько станций

  • Анонимно
    14.12.2013 12:05

    Не убедил. Понабрал каких-то фактов и неудачно свалил в кучу. Где конкретные предложения? Или это жест в поддержку ограничения в 40 км/ч? Это общественное движение "Казанцы за общественный транспорт" кем финансируется? Фондом БДД? Дайте, пожалуйста, справку, БО.Правильно пишет "Анонимно 10:31", нужно привести в порядок общественный транспорт, тогда будут в значительной степени решатся несколько проблем: пробки, загрязнение воздуха и т.д. И нужно работать по каждому участку дороги: анализировать аварийность, где-то ограничить скорость, где-то перенаправить потоки и т.д. В нашем дурдоме ведь бывает так, что эвакуатор перекрывает всю дорогу, чтобы забрать автомобиль, который расположен в нарушение знака, но в действительности никак не мешает и не затрудняет проезд. И все стоят минут 10-15, чтобы эвакуатор сделал свое "общественно полезное" дело. Вот кто здесь вредитель?

    • Анонимно
      16.12.2013 13:08

      тот кто поставил автомобиль! и только он!!!

      • Анонимно
        16.12.2013 14:29

        поддерживаю.поменьше откровенных ослов и хамов на дороге, тогда и эвакуаторы не нужны

  • Анонимно
    14.12.2013 12:09

    действительно реферат первоклассника а не статья...1. надо уровнять пешеходов и водителей и штрафами убедить пешеходов соблюдать ПДД.С точки зрения опасности бабка бегущая через 4 полосы не менее социальна опасна чем водитель в пьяном виде. И штрафы должны быть для пешеходов не менее жеткие.2. Права не давать всем подряд и не продавать за деньги - половина аварий от таких водил.3. Начать гибдд РТ работать а не пиариться

    • Анонимно
      14.12.2013 13:58

      То, что у Вас написано - больше похоже на реферат первоклассника. Не обижайтесь.

    • Анонимно
      15.12.2013 00:28

      "Ну царевич, ну орёл, вмиг беду от нас отвел"

    • Анонимно
      16.12.2013 13:09

      пешеход должен ВСЕГДА иметь преимущество!вот эта простая мысль должна быть у всех!

      • Анонимно
        16.12.2013 16:27

        Пеньялоса об этом говорил, однако, критики столько посыпалось от автомобилистов...

  • Анонимно
    14.12.2013 12:14

    Как уменьшить смертность на дорогах? Помимо строительства современных дорог , надо на порядок увеличить требования по подготовке будущих водителей. На дорогу должны выезжать достаточно опытные и грамотные водители. Что для этого сделать? К существующей программе обучения дополнительно установить стенды ( подобие летчиков ) проводить обучение и в том числе сдачу экзамена на них. Пусть будущий шофер поймет на стенде что такое гололед , скорость , обгон и т.д. Как не попадать в аврийные ситуации и как выходить из аварийных ситуаций с меньшими потерями. Тема емкая и затратная. Но для сегоднешнего дня актуальная. Сегодня другие машины. Более скоростные и более автоматизированы. Старая программа обучения морально устарела и предсталяет угрозу для общества.

  • Анонимно
    14.12.2013 13:24

    Несмотря на наличие автомобиля, стараюсь ездить на общ-м транс-те. Контингент знаете ли не ахти какой часто встречается - вот что не нравится. Стоит дышит перегаром маргинал. А еще толкотня, наступание на ноги, подростки с плейерами, склочницы - все это меня отталкивает. Так что транспорт должен ездить быстро, чтоб минут 5 там постоять и выйти. Для этого не отдельная полоса, а отдельная дорога нужна, как Пеньялоса предложил.

  • Анонимно
    14.12.2013 16:59

    Писал уже,еще разок: Убрать зебры,построить подземные/наземные переходы. Сделать дороги недосягаемыми для пешеходов-оборудовать заборами с мелкой сеткой от животных. Поставить в левом ряду минимальную/максимальную скорость 70/79 км/ч. Запретить автобусам выезжать на полосу для легковых автомобилей. Разрешить внутренние повороты на любой сигнал светофора. Бордюры сделать выше чем земля на 30% и чтобы без зазоров между ними,это избавит город от грязи и пыли. Не выдумываем велосипед-просто пользуемся правилами и технологиями из стран которые уже смогли...

    • Анонимно
      14.12.2013 18:09

      >Убрать зебры,построить подземные/наземные переходы.>Поставить в левом ряду минимальную/максимальную скорость 70/79 км/ч.Никак не сочетается с >Не выдумываем велосипед-просто пользуемся правилами и технологиями из стран которые уже смогли...Потому что нет стран где такое введено.Везде в Европе скорость 50, переходы только зебра.Посмотрю на вас после 60 лет поднимающегося в надземный переход, чтобы в магазин сходить.

      • Анонимно
        15.12.2013 12:14

        Бери выше-Малайзия: пешеходные переходы наземные/подземные эсколаторами оборудованы. У Малайзии никогда не было столько ресурсов как даже у Татарстана. В головах нужно начать менять,начнем с тебя,ок?

    • Анонимно
      15.12.2013 10:30

      А так же сделать тротуары недосягаемыми для машин. Уважать тех кто ходит пешком,а то складывается такое ощущение, что некоторые автовладельцы прямо из кровати сразу прыгают в свою машину и после трудового дня- обратно. И дети их, и родители и жены с колясками пешком не ходят, а только ездят.

      • Анонимно
        15.12.2013 12:16

        Вот как раз если поставить красивы ограды на всех дорогах,то заезжать на бордюры уже не получиться,порядок нужен! Жаль что никто из людей которые ответственны за это не читают комментарии БО,а так хотелось порядка...

  • raf
    14.12.2013 17:10

    Cтатья актуальная,мысль изложенная,расчитана для людей Рационально мыслящих.Страна у нас населена дураками и придурками,потому доказательства не воспринимаются,поскольку мелкобуржуазна,по классовому анализу.Тем хуже живущим.Остаётся одно средство,-ужесточение наказания,а именно,за наезд на пешехода,-смертная казнь(только надо транслировать по телевидению).Вообще-то,с мелкобуржуазными элементами не надо церемониться,Сталин победил эту стихию,через Уголовный Кодекс!.За опоздание на работу,на 20 мин,тюрьма,за остальное,подымите УК СССР 30-ых годов прошлого века.Если у Путина не хватает воли,рабочий класс сам готов самоорганизоваться.Мелкую буржуазию подчинит,крупная буржуазия,или рабочий класс.Иначе,распрощайтесь 1/5 суши,растащат на Восток и Запад.

  • Анонимно
    14.12.2013 17:51

    Автор, по городу нельзя ездить со скоростью 79, и не надо думать, что все нарушают ездя с такой скоростью. Я, как и основная масса, езжу в городе со скоростью 60

    • Timur
      14.12.2013 19:11

      Давайте так,не будем ханжами,многие из нас,особенно профессионалы там где нет ментов сидящих в кустах,где нет установленных камер,там вваливали где то в пределах 70-80км/час.При этом учитываешь многие факторы которые помогут обеспечить безопасность,теперь при такой скорости не штрафуют,но это не значит что я погоню свой автомобиль,нет конечно,буду выбирать скорость в пределах разрешенной но с учетом всех других факторов,их как вы знаете огромное множество.

    • Анонимно
      15.12.2013 12:19

      Да,но только не забываем,что ваш ряд справа! И не нужно тихоходам лезть в правый ряд,особенно касается дам на новых моделях окаматиз.

      • Анонимно
        16.12.2013 09:48

        Это в каком пункте Правил дорожного движения так распределили ряды?

  • Анонимно
    14.12.2013 23:06

    Долгожданный скоростной трамвай ходит со средней скоростью 24 км/ч. И ходит он до 20 часов. Это что - так было задумано изначально? Проанализируйте - сколько народа ездит на трамваях, и сколько на автобусах. И сколько полос движения они (трамваи) занимают, и сколько неудобств из-за них по всей трассе.По тем же маршрутам можно было бы запустить троллейбусы, это и экологично, и дорога станет шире на две полосы шире.

    • Анонимно
      16.12.2013 13:13

      а троль будет тащиться раза в № дольше трамвая!нет уж! пусть лучше трамвай едет свободно, а вы постоити.и 20 это нормально для транспорта

    • Анонимно
      16.12.2013 14:30

      Мне кажется, трамваи нужно оставить те, что ходят по проспекту и другие. Но трамваи в центре не нужны, априори. Хотя бы учитывая то, что возят по 3 человека максимум. Можно спокойно убрать и расширить дорогу

  • Анонимно
    15.12.2013 09:49

    Европа тоже не сразу пересела на общественный транспорт,потребовалось много лет.А если это помножить на нашу ментальность,где машина является больше символом успешности(пока что это так)и ужасным общественным транспортом,то мы не скоро придем к счастью.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль