Общество 
15.12.2013

Рафаэль Мухаметдинов: «Бог дал нам разум не для того, чтобы мы превратили Откровение в некую окаменелость»

О чем умалчивает евроислам и почему для элиты нужен «философский» ислам

Если, с точки зрения интеллигенции, социальная и нравственная составляющие ислама вполне осмысляемы и приемлемы с позиции татарской культуры, то интеллектуальная составляющая противоречит их миропониманию, основанному на логике и рационализме, считает известный казанский политолог и общественный деятель Рафаэль Мухаметдинов. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он включается в развернувшуюся на страницах нашей газеты мировоззренческую дискуссию между академиком Рафаэлем Хакимовым и первым заместителем муфтия РТ Рустамом Батровым и предлагает читателям свою собственную точку зрения на современное понимание Корана.

Рафаэль Мухаметдинов
Рафаэль Мухаметдинов

ТРИ ПУТИ МУСУЛЬМАНИНА-ИНТЕЛЛИГЕНТА

Наблюдая за статьями первого заместителя муфтия РТ Рустама Батрова в электронной газете «БИЗНЕС Online», я обратил внимание, что основными объектами его критики являются атеисты, ваххабиты и концепция евроислама Рафаэля Хакимова. Этим трем вызовам исламу он противопоставляет концепцию социального ислама.

В данной полемике я предложил бы Батрову упомянуть, кроме социальной составляющей, также нравственную и интеллектуальную составляющие этой мировой религии. Если с точки зрения интеллигенции социальная и нравственная составляющие ислама вполне осмысляемы и приемлемы с позиции татарской культуры, то интеллектуальная, а если взять шире, философско-мировоззренческая составляющая противоречит их миропониманию, основанному на логике и рационализме. Действительно, есть расхожее выражение, что вера зиждется не на разуме, а на эмоциях, на сердце.

В данной ситуации, чтобы стать мусульманином, перед интеллигентом есть три пути: 1) отказаться от разума и руководствоваться лишь сердцем; 2) не пользоваться теми постулатами из Корана и хадисов, которые противоречат разуму и логике; 3) попытаться решить доселе противоречивые положения в исламе через философское осмысление понятия Аллаха.

Может быть, в этом третьем пункте и будет заключаться сама богословская сущность современного татарского ислама или, если хотите, даже евроислама? Ведь как раз об этой стороне религии в концепции евроислама не говорится ни слова.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСЛАМА

Общеизвестно, что если наука ищет ответ на вопрос, как устроено общество и что есть человек, то религия указует, как человек должен жить добродетельной жизнью.

Если для основной массы народа вполне достаточно веры, основанной на убеждении, то для элиты необходим своего рода «философский» ислам. Это разделение в восприятии религии на элиту (по-арабски «хасса») и массу («гавам») существовало всегда, оно наблюдалось уже в первые века распространения этой религии.

Дело в том, что в традиционном исламе, в его основной доктрине есть противоречия, которые рационально и логически необъяснимы. Простому мусульманину о них говорится, что так повелел Аллах, они недоступны нашему пониманию, а посему их обсуждение бессмысленно. Такой подход для интеллектуалов кажется примитивным.

Приведу ряд примеров подобных противоречий:

1. Противоречие в понимании природы Аллаха. С одной стороны, в Коране говорится, что Аллах ни на что и ни на кого не похож, он не видим, не слышим, не осязаем, он не может быть в образе человека. По сути, он просто идея некой всемогущей силы. С другой стороны, констатируется, что он обладает милосердием, знанием, он все видит и слышит и т. д. То есть ему придаются человеческие качества. Еще ни один богослов мира рационально не объяснил этого противоречия.

2. Противоречие между предопределением (судьбы и поведения человека Аллахом) и свободой воли (человека). Ясного и вразумительного, основанного на логике ответа, объясняющего это противоречие, вы не найдете ни в одном богословском труде.

3. Противоречие между всемогуществом (Бога) и его милосердием. Вот пример, показывающий это противоречие: от болезни умер двухмесячный ребенок, не свершивший никакого греха. Почему Бог допустил эту смерть? Если Бог таким образом наказал ребенка, то он не милосерден. Если же он милосерден, но не смог уберечь дитя, то он не всемогущ.

Вразумительного ответа на это противоречие мусульманские богословы пока не смогли дать.

Это основные противоречия мировоззренческого характера. В Коране есть также противоречия, относящиеся к конкретике, например к обрядовой сфере. В одном из ранних аятов (стихов Корана) говорится, что можно, выпив немного вина, совершать намаз, если верующий способен не путаться в молитве [2;4:43]. В более позднем же аяте употребление мусульманами спиртного осуждается в категорической форме [2;5:90]. Такие казусы вполне объяснимы, так как арабское общество исторически эволюционировало, и к каждой исторической ситуации были свои подходы. Но как быть с противоречиями мировоззренческого характера?

КТО СОЗДАЕТ ГАРМОНИЮ МИРА?

На мой взгляд, они во многом снимаются при определенном понимании природы Аллаха. Для этого понимания нам необходимо обратить свой взор прежде всего на материю и мир (Вселенную) в целом. Как известно, мир не постигаем до конца с двух точек зрения. Во-первых, никогда никакая наука до конца не раскроет мир во всей его бесконечности и его беспредельно малых величинах. Во-вторых, никогда не будет раскрыт до конца принцип (Закон) гармонии и упорядоченности этого мира. Это аксиома современной науки.

Действительно, при зарождении Вселенной материя состояла лишь из одного вещества — гелия. Затем появился водород. Теперь же в таблице Менделеева более сотни элементов. Затем из неорганики возникла органика. Венцом развития органической материи стал человек. Через развитие его разума возникли уже такие категории, как «знание, справедливость, милосердие» и т. д. Более того, думается, что появление этих духовных атрибутов позитивного характера в человеческом сознании отнюдь не случайно, а объективно и необходимо. Они возникли на основе общего Закона гармонии мира.

Итак, кто или что руководит всей этой эволюцией и создает эту гармонию мира? На мой взгляд, ими руководит Универсальный Закон бытия, который до конца никогда не будет понят разумом. А раз его невозможно осмыслить, то остается лишь верить в него. Здесь в науке и философии возникает элемент веры.

В Коране одним из веских аргументов, подтверждающих существование Бога, является аргумент «от порядка» (далил ан-назм). Вот, что пишет об этом крупнейший исламовед и мыслитель современности Тауфик Ибрахим: «Этот главный и часто повторяющийся в Коране аргумент обращает взор человека на царящий в нашем мире порядок и совершенство, красоту и гармонию, что доказывает наличие у Вселенной «Устроителя» — Бога [3; 53].

Итак, религия зиждется на вере, а наука в своих конечных вопросах также упирается в элемент веры, в своего рода Универсальный Закон бытия, который растекается и олицетворяется в природе в виде миллиардов и миллиардов малых законов и закономерностей развития материи, человека и общества.

СОХРАНЯТЬ И УСТРАНЯТЬ

Если мы под Аллахом будем понимать вышеупомянутый объективный Универсальный Закон, абсолютным атрибутом которого является всемогущество и который способен «сохранять» или «устранять» определенные вещи в объектах природы и общества в целях их развития, то многое в противоречиях, о которых мы говорили, становится ясным.

Нельзя представлять, что Бог (Закон) тотально контролирует каждого отдельного человека во всех его мелочах. В диалектической борьбе «добра» со «злом» или «здоровья» с «болезнью» Он помогает устранить «зло» (болезнь) и сохранить «добро» (здоровье), тем самым Аллах сохраняет и развивает человечество в целом. Чтобы вся эта механика была понятна простой массе мусульман, Аллаха стали «очеловечивать». Вместо «сохранения» народу было сказано о «милосердии» или о «воздаянии» за праведную жизнь. А вместо «устранения» людям было сказано о «наказании» за грехи. «Милосердие, воздаяние» и «наказание» — это лишь образное выражение более строгих и научных понятий «сохранение» и «устранение».

Вся гениальность пророка Мухаммада заключалась в том, что он на сознательном и подсознательном уровнях уловил и принял информацию этого Универсального Закона и смог выразить ее в языковой форме на уровне понятийного аппарата, существовавшего в арабском обществе в начале VII века.

Мы же живем в XXI веке, и наш язык объяснения мудростей Корана должен быть современным, ясным, логичным и даже научным.

Исходя из нашей трактовки природы Бога, у него не может быть человеческих качеств типа: знание, милосердие, слух, зрение и т. д. Таким образом, первое противоречие снимается.

Думается, что мировоззренческая основа в исламе должна базироваться на вере в Аллаха (Закон), который един и всемогущ и который через «устранение» и «сохранение» развивает этот мир, также на вере в пророка Мухаммада и на творении добра. Эти вещи должны быть неизменны и абсолютны. Все остальное относительно.

Опираясь на наше понимание Аллаха (Закона), можно логически объяснить и второе противоречие, то есть противоречие между предопределением и свободой выбора. Дело в том, что Аллах уже рождает людей разными: одних, потенциально склонных к «злу» (в США ученые обнаружили у некоторых людей «ген преступности»), других — к «добру». Это делается для того, чтобы происходила диалектическая борьба «хороших» людей с «плохими», в результате которой «плохие» терпят поражение, а «хорошие» становятся еще лучше. Таким образом происходит развитие, без этого был бы полный застой.

Предопределение заключается в том, что Аллах изначально делит людей на две противоположные категории, указанные выше, но тем не менее у людей, которые потенциально должны быть склонны ко «злу», есть свобода выбора. Они могут, изучая Универсальный Закон (Аллаха), встать на праведный путь. Это уже выбор самого человека. Человек, творящий добро, испытывает положительные эмоции, а это, в свою очередь, укрепляет его здоровье, удлиняет жизнь (образец работы механизма «сохранения», которым владеет Аллах). Творящий же зло обычно наполнен негативными чувствами. Это способствует возникновению болезней и в конечном итоге смерти такого человека. Все эти вещи известны в медицине и психологии. Таким образом, Аллах сохраняет праведных людей и устраняет носителей зла.

С другой стороны, несмотря на свободу выбора, какой бы путь ни выбрал человек: зла или добра, он все равно должен будет пройти через процедуру «сохранения» или «устранения» Аллаха (Закона). То есть даже свобода выбора человека в конечном счете не обходится без божественного присутствия. Таким образом, философски разрешается второе противоречие.

Что же касается противоречия между всемогуществом (Бога) и его милосердием, показанного нами на примере смерти ребенка, то здесь нужно вести речь о всемогуществе Аллаха и его способности «сохранения», а не о милосердии как поэтическом эквиваленте «сохранения». Одни люди рождаются слабыми и больными, другие — сильными и здоровыми. Больные рождают еще более больных, таким образом человечество может прийти к вырождению. Чтобы этого не произошло, существует Закон естественного отбора, который подчинен Универсальному Закону (Богу). Бог устраняет безнадежно больных и сохраняет остальное человечество от вырождения.

Народным образным языком было бы сказано, что Бог проявляет милосердие к роду человеческому. Но, выражаясь философски, он его просто сохраняет.

Некоторые жизненные коллизии не позволяют рассуждать о милосердии Бога, но они всегда объяснимы через механизмы «сохранения» и «устранения», которыми он обладает. Таким образом, третье противоречие находит свое вполне логическое объяснение.

Из всего вышеизложенного мы видим, что Коран — это не просто сборник риторических и дидактических речей и обращений Мухаммада, как это может показаться некоторым современным интеллигентам, а это и мудрость Универсального Закона, которую можно понимать и логически, и рационально и в которой есть своеобразная философская составляющая.

Бог дал нам Откровение и разум, но разум дан нам не для того, чтобы мы превратили Откровение в некую окаменелость.

Ислам с подобной философской мировоззренческой базой я бы назвал татарским или неоджадидским исламом. Для современных тюрок, в отличие от арабов и персов, ислам не является государственной религией, поэтому он не религия государственного устава, а, скорее, религия разума и свободной души.

Но рациональное осмысление ислама не должно подменять собой другие способы его восприятия: эмоциональное восприятие, его утешительную функцию, душевно-психологическое воздействие, веру сердцем и т. д., так как мусульмане подразделяются на разные социальные слои, и каждый слой находит в религии то, в чем он нуждается.

В заключение хочется сказать, что вышеизложенное понимание религии, возможно, будет способствовать формированию широкого слоя мусульманской интеллигенции, которая будет считать себя мусульманской не формально, а на самом деле.

Справка

Рафаэль Фардиевич Мухаметдинов — член координационного комитета Всемирной ассамблеи тюркских народов. В 1991 - 1993 годах — первый председатель ассамблеи.

Родился 4 мая 1947 года в г. Березовский Свердловской области. В 1974 году закончил Турецкое отделение (филологию) Восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета.

До 1981 года работал в качестве переводчика в индустрии туризма в Ленинграде. С 1981 года работает научным сотрудником в системе АН РТ.

Один из инициаторов создания в Татарстане общества культуры им. Марджани, был первым председателем Татарской партии национальной независимости «Иттифак» (1990 год).

С 1996 года по настоящее время работает в отделе истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани АН РТ.

Основное направление научной деятельности — исследование истории формирования идеологии татарского национализма и тюркизма (пантюркизма). Он является автором трех монографий по этой тематике. Им также опубликованы более сотни статей на татарском, русском, турецком и английском языках в отечественных и зарубежных изданиях.

Принимал участие в работе многих международных конференций и политических форумов по проблемам тюркских народов, проводившихся в СНГ, Турции, США и продолжает научно-исследовательскую деятельность.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.12.2013 09:54

    cлабенько.вроде не верует, а верить надо-тюркские народы!!!!, поэтому и придумывают себе свои религии и других призывает. А на вопросы тебе любой выпускник рио ответит.

    • Анонимно
      15.12.2013 14:04

      Что касается знаний теории Вселенной уважаемый Рафаэль Мухаметдинов полностью не в теме.Утверждение, что "при зарождении Вселенной материя состояла лишь из одного вещества — гелия. Затем появился водород" в принципе не верно.Во- первых, гелий практически состоит из двух атомов водорода, поэтому сначала должен появиться водород, а из водорода гелий.Во-вторых, сам водород состоит из электрона, протона и нейтрона, а они в свою очередь из других элементарных частиц, вплоть до частицы "жизни" Хигса.В третьих, уже школьники знают, что 96% Вселенной состоит из недоступного для наблюдения "темной энергии" и "темной материи".В четвертых, немногие уже догадываются о существовании еще одной субстанции, так называемого "разума", который может находится в различном состоянии, и высшим состоянием которого является "чистый разум" или Всевышний.

    • Анонимно
      16.12.2013 15:32

      Согласен, что ответы на его вопросы, конечно, существуют, причем, в исламской науке. Человек просто не искал, не нашел, не дошел, не знает. Не берусь судить, но выглядит так, как-будто недоучившийся студент, пытается восполнить недополученные знания, собственными идеями. Сам автор- позитивный, но не надо бы ему в народ. Если есть свои вопросы, при наличии веры, надо искать ответы в истине, а не выносить их с собственными идеями и ответами.

  • Анонимно
    15.12.2013 09:58

    "Противоречия" здесь обусловлены узостью мышления критика. Это не Аллаха наделили человеческими качествами, а Он наделил человека. Человек, как существо сотворенное, может воспринимать и воображать только то, что видел, и не ему определять сущность Всевышнего - он это сделать не в состоянии. Аллах же создал и материю, и пространство, и время. Он существет вне этих ограничений. Мухетдинов здесь похож на человека, который от рождения будучи слепым, вдруг прозрел на секунду и первое (и последнее) что он увидел была голова петуха. Потом, когда ему рассказывали о той или иной вещи, он всегда пытался сравнить ее с этой голово петуха, потому что ничего другого он не видел и не знал.А по поводу Милосердия и умирающих детей скажу только, что Аллах дает жизнь и забирает ее. Умирающие дети попадают в Рай, как безгрешные. Их же смерть является испытанием и искуплением для родителей. Аллах создал нас социальными существами. Все мы друг для друга испытания. Почему мы столкнулись с проблемами, может быть причина в нас самих?

    • Анонимно
      15.12.2013 12:06

      Ты уверен что дети попадают в рай? Я видел обратное...

    • Анонимно
      15.12.2013 13:25

      Полностью согласен. Всевышний наделил человека способностью воспринимать часть "чистого разума". Поэтому не согласен, что "Человек, как существо сотворенное, может воспринимать и воображать только то, что видел". Во-первых, то что человек "видит" он воспринимает только как часть доступного ему "чистого разума" от Всевышнего. Во-вторых, занятие науками позволяет человеку стать выше пророков (так сказано Всевышним в Коране), т.е. самому познавать природу (пророкам доступны только откровения Всевышнего), включая "чистый разум" или "определять сущность Всевышнего".Ваше утверждение, что "Аллах же создал и материю, и пространство, и время. Он существует вне этих ограничений" уже является попыткой "определять сущность Всевышнего". Но совсем еще примитивное.Теперь уже можно утверждать, что Всевышний это и есть вся природа в виде чистого разума, поэтому "материя, пространство, и время" (материя есть структурированная специальном образом информация или часть "чистого разума") и сам разум и есть "сущность Всевышнего".

      • Анонимно
        15.12.2013 23:08

        Никогда простой человек, каким бы ученым он ни был, не сможет стать выше пророков, которым было дано Откровение от Создателя. Те же открытия, которые делаются сегодня, по Воле и Мудрости Аллаха, как сказано в Коране: Я покажу им знамения на земле...Всевышний превыше природы, Он ее создал и она не является частью ее. Обратное противоречит логике, разуму и истине.

        • Анонимно
          16.12.2013 16:07

          Опять это средневековье!

          • Анонимно
            16.12.2013 17:26

            а чем вам не нравится средневековье люди тогда были гораздо лучше

            • Анонимно
              16.12.2013 19:21

              А какой смысл закладываете в восклицании: "Это средневековье!"

          • Анонимно
            16.12.2013 19:22

            Добро и зло существует в вечности, а не в средневековье.

  • Анонимно
    15.12.2013 10:22

    Если человек верит только в эту жизнь, и для него конец этой жизни - конец всего, то ему может показаться немилосердным лишать жизни детей. А если посмотреть с другой стороны, то дети попадают сразу в жизнь вечную, в рай, где нет ни земных испытаний, ни страданий. Мухетдинов - философ, таких было полно в истории Ислама - не первый, не последний... И вопросы его те же самые...

  • Анонимно
    15.12.2013 10:59

    Как Вы можете утверждать на счет алкоголя? Читали Коран или слышали? Советую прочесть!

  • Анонимно
    15.12.2013 11:04

    наука ищет ответы всего на два вопроса:1.что есть источник всего сущего?2.какой вид взаимодействий присущ всему на земле: дискретный или непрерывный?

  • Анонимно
    15.12.2013 11:23

    Двойка за знание предмета написания статьи.Хоть бы почитал Коран и комментарии учёных к нему.Какие в нем могут быть противоречия?!Вообщем,как в одной известной фразе "не читал,но осуждаю".Очень слабо.

  • Анонимно
    15.12.2013 12:28

    Уважаемый Рафаэль Мухаметдинов!Безусловно, Вы умный человек, образованный, интеллектуал. По-своему хотите облагородить читателей и делитесь с ними своей точкой зрения. Кому-то Ваш подход окажется близким, большинство напишет из чувства противоречия.Пытаться теоретизировать на основе священных текстов бесплодное занятие. Священные книги: Новый Завет/Евангелие и Коран -- это приглашение к святости. Приглашение жить и действовать так, чтобы в этой жизни приблизиться к идеалу Всевышнего. В противном случае получается фарисейство. Куча всяких правил и "знаний", которые ничего не дают ни уму, ни сердцу, и нисколько не приближают человека к Богу. Человек открывает Бога в своём сердце.

  • Анонимно
    15.12.2013 15:47

    вопросы которые поднял автор универсальны для всех религий и они постоянно решаются для всех поколений людей одно поколение решит а новое начинает решать заново как сказал царь соломон по мусульмански сулейман нет памяти о прошлых поколениях и о последующих которые будут не останется памятиу тех что будет после так что уважаемый автор немножко поищите и вы найдете решение ваших вопросов найденное много много времени тому назад и аллах не универсальный закон он создал его и это диалемма про все в мире предрешено но свобода выбора остается решается на удивительно просто все что должно произойти во всем мире заранее предопределено но вот выбор из нескольких путей жизни для каждого человека в отдельности есть человек наделен свободой воли а на вопрос почему умирает ребенок ответа нет как сказала бабка ванга на один из таких вопросов я не знаю на него ответа а если бы знала не сказала

  • Анонимно
    15.12.2013 15:59

    Противоречие между всемогуществом Аллаха и Его милосердием легко объясняется тем, что жизнь человек, "эдэмэ-адама" бесконечна, душа человека бессмертна, что человек переходит в другой Мир, где его ждет рай или ад. Безгрешного ребенка безусловно ждет рай, что является проявлением Высшего милосердия.

  • Анонимно
    15.12.2013 16:12

    "В одном из ранних аятов (стихов Корана) говорится, что можно, выпив немного вина, совершать намаз, если верующий способен не путаться в молитве [2;4:43]. В более позднем же аяте употребление мусульманами спиртного осуждается в категорической форме [2;5:90]."Стали спиваться, по пять раз в день, да по чуть чуть,да еще с самого раннего утра.Вот и пришлось наложить запрет,но запрет сам себе противоречит:виноград кушать не запрещает, а вино пить запрещает.

    • Анонимно
      15.12.2013 17:09

      Какой богословский университет заканчивали?Потрясающие толкование Корана!Новый гений-теолог!

    • Упс
      15.12.2013 17:29

      Виноград и вино не одно и то же. Это к сведению. А вообще-то у меня был один очень интересный разговор с одним арабским шейхом из Йемена. Как то на одной встрече, а это было в Москве зимой, я заметил, что он выпил рюмку водки. Я его спросил, а это позволительно для мусульман. На что он ответил, прощу не думать, что это агитация за питье, что аллах ведь не запрещал пить спиртное, а он только сказал, что в мирской жизни тело человеку дано на время, когда он проходит испытание перед вечной жизнью. И это тело он должен беречь. Потому все, что помогает сберечь это тело не противоречит исламу. А это включает и те лекарства, которые дают врачи, а многие из них на спирте. Да и алкоголь для сведения это арабское слово и впервые спирт был дистиллирован арабами из вина. И они его использовали как лекарство. Так и здесь, выпив рюмку спиртного, он предположил, что смог в холодный и непривычный для южан день, предотвратить простуду. Но, вот, если это становиться привычкой или даже болезнью, то это и есть то, что ислам не приемлет.

      • Анонимно
        15.12.2013 23:17

        А Терафлю не пробовал? А в целом забавная философия "шейха", замечательно ложится в формат статьи.

      • Анонимно
        15.12.2013 23:53

        Спиртное можно делать из фиников и даже из пшеницы, если что...

      • Анонимно
        16.12.2013 11:09

        Это был не шейх, а Остап Бендер.

  • Упс
    15.12.2013 17:14

    Уважаемый Рафаэль, поднял давно известные истины. В основном ими оперируют атеисты. И эти противоречия касаются не только религии ислама, но и почти всех остальных авраамических религий. Для сведения автора. Первое противоречие, если бог создал все сущее, то кто создал его. Или он не есть сущее. Второе противоречие, скорее тавтологическое. Если бог всемогущ и всесилен, то может он создать такой камень, который не сможет поднять. Если сможет, то он не всесилен, если нет, то он не всемогущ. Таких противоречий много. И это на уровне логики.

    • Анонимно
      15.12.2013 17:43

      эти вроде бы противоречия уже давно известны со времен древних греков древние философы их решали решали решить не смогли и логика решить эти вопросы не в состоянии только откровение может в этом помочь

      • Упс
        15.12.2013 18:07

        Это еще одно противоречие, в математике называемое теоремой Геделя о полноте.

      • Анонимно
        15.12.2013 18:10

        Это не противоречия, а парадоксы человеческой логики, которая сама по себе является ограниченной потому, что оперирует только материальными субстанциями.

      • Упс
        15.12.2013 18:16

        Во времена древних греков не было единобожия. У них был пантеон богов, и они все обладали земными свойствами. Они были больше похожи на инопланетных пришельцев, нежели на истинных богов.

        • Анонимно
          15.12.2013 18:46

          дорогой у нас считается 5 органов чувств на самом деле их 6 шестое чувство чувство это чувство всевышнего сейчас оно по определенной причине не работает когда оно работало этих противоречий не возникало потому что эти противоречия возникают только когда это чувство не работает логика эти проблемы решить не в состоянии поэтому нам дано откровение от всевышнего как бы говоря вы сейчас это не ощущаете но я вам даю это для того что бы выжить вера это вера в то что это так и в то что то что написано в откровении истина древнегреческая философия появилась когда это чувство ушло из мира и у ней было несколько назначений первое создать общество где была бы более мене гармония в отсутствии этого чувства а во вторых сами философы своими философскими упражнениями поднимали свое восприятие ближе к этому восприятию всевышнего у них это называлось соединением пассивного интеллекта с активным а знание о едином боге в мире было со времен создания человека просто иногда оно уходило из мира тем более философы это знали не зря своим учителем они считали царя соломона сулеймана по арабски

          • Анонимно
            15.12.2013 23:57

            Все равно не убедительно. Слабый Ребенок умер, это не Бог , просто естественный отбор. Это природа очищается. Может быть это генетическое , не верить в Бога, ну например как ген преступности. И ничего с этим не сделаешь. Даже костры инквизиции не смогли привить веру отдельным личностям. Даже думаю огромному количеству людей. Просто люди хитрят , приспосабливаются, лицемерят во спасение. Хорошо , что не надо сейчас скрывать свое неверие. И потом , мне кажется , если все были верующими, мы так бы сидели в каменном веке.

            • Анонимно
              16.12.2013 17:34

              ну во первых в каменном веке люди были гораздо лучше чем сейчас потому что они ощущали присутствие всевышнего а эту сказку про средневековье и каменный век придумали для людей с очень низким интеллектом что бы они не чувствовали своей ущербности а то что многие не способны воспринять всевышнего это он сам так мир создал почему нам не понять это очень великая тайна нашего мира такая же как то почему умирает невинный вроде бы ребенок

              • Анонимно
                16.12.2013 23:35

                Вам кажется ,что каменный век и средневековье придумали для меня и таких же как я ( с низким интеллектом ) , что бы не чувствовали свою ущербность. А мне кажется сказкой религия и все что с ней связано. И с чего вы взяли , что люди в каменном(придуманном) веке были лучше и ощущали присутствие всевышнего. Это вам всевышний нашептал что ли или прочитали может быть, интеллектуальный вы наш.

                • Анонимно
                  17.12.2013 09:00

                  мне так кажется есть такое понятие чувство собственной неполноценности когда у человека оно присутствует человек становится агрессивным неуправляемым поэтому для того что бы этого не произошло ему как ребенку говорят что ты хороший пригожий умный даже знаешь ставить как знаки препинания а они были нехорошие у них не было сотового телефона автомобиля и они одевались в шкуры а ты от кутерье но проблема в том что они могли жить без сотовых телефонов и автомобилей и им достаточно было шкур а вы не можете если вы не купите лишний раз какую то новую вещь просто потому что хочется купить то вы начнете проявлять агрессию именно поэтому я говорю что они были лучше а вели они себя так потому что есть такое понятие ощущение всевышнего они это ощущали поэтому обходились без автомобилей вы не ощущаете поэтому вам все это дается в качестве замены по принципу чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало они были взрослыми людьми а вы дети

                  • Анонимно
                    18.12.2013 01:11

                    Мне кажется вы сейчас все про себя написали. Могу посоветовать хорошего психиатора. Хотя похоже это тоже не поможет!!!!

                    • Анонимно
                      18.12.2013 12:09

                      когда человеку которому не дано что то понять слушает об этом то ему всегда кажется что говорящий бредит я вас не осуждаю вам не дано это понять

          • Анонимно
            15.12.2013 23:58

            Уважаемый коллега не согласен, что "чувство всевышнего сейчас оно по определенной причине не работает", для некоторых людей работает, иначе мы давно бы превратились в скотов.

  • Анонимно
    16.12.2013 11:30

    У евреев - хасидов есть традиция искать ответ на наболевший вопрос у Ребе путем чтения его писем, напечатанных в сборнике. Я нашла ответ в статье Рафаэля Мухаметдинова. Спасибо ему за это. Понять ситуацию мне позволили эти слова:"Опираясь на наше понимание Аллаха (Закона), можно логически объяснить и второе противоречие, то есть противоречие между предопределением и свободой выбора. Дело в том, что Аллах уже рождает людей разными: одних, потенциально склонных к «злу» (в США ученые обнаружили у некоторых людей «ген преступности»), других — к «добру». Это делается для того, чтобы происходила диалектическая борьба «хороших» людей с «плохими», в результате которой «плохие» терпят поражение, а «хорошие» становятся еще лучше. Таким образом происходит развитие, без этого был бы полный застой".

    • Анонимно
      16.12.2013 23:43

      Где вы видите, что добро побеждает. Везде побеждает только зло. Антогонизм есть , это и является законом ( двигателем всего). Причем тут Аллах только не понятно. То есть это не доказывает и не убеждает в его существовании. Но очень очень хочется что бы ОН был.

  • Анонимно
    16.12.2013 15:30

    Понятно что на данном инет ресурсе собрались умные господа, как в философии так и в религиоведении-исламоведении. Да, те идеи, которые описал автор статьи выглядят конечно банально и особой новизны в них как таковой практически нет. Этакое осмысление религиозного мировоззрения советской личностью. Однако, мне кажется не вся элита разбирается в данных вопросах и для большинства людей такие вопросы остаются актуальными.

  • Анонимно
    16.12.2013 15:53

    Говорят что, Пророк Мухаммед сказал: лучше один час подумай, чем всю жизнь молиться.

    • Анонимно
      16.12.2013 20:07

      Хорошие мысли, безусловно, приведут Вас к Всевышнему.

    • Анонимно
      17.12.2013 07:18

      ну если есть чем думать то вы правы а когда вместо мозгов опилки как пелось в мультфильме то тогда приходится молиться

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль