Общество 
17.12.2013

Леонид Штейнберг: «У нашей экономики нет перспектив без качественных дорог»

ВСЕ НАЧАЛОСЬ, КОГДА ЕЛЬЦИН ПРОИЗНЕС ИСТОРИЧЕСКУЮ ФРАЗУ…

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Безусловно, каждый человек планирует свою личную жизнь, мечтает и воплощает эти мечты; строят свои перспективные планы предприятия и занимаются их реализацией. Все это представляет собой клеточки одного организма — нашей республики, мы все вместе создаем будущее Татарстана. И поэтому от нас, от наших поступков, от работы зависит, каким будет Татарстан в 2020 году.

Действительно, в 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана». Все началось, когда в августе 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес историческую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Татарская АССР стала суверенной, получила уступки в ряде экономических вопросов. И это позволило в трудные перестроечные времена сохранить сельское хозяйство и кормить татарстанцев собственной продукцией; развивать нефтехимию. Стоит упомянуть и благополучно решенную проблему ветхого жилья: исключительно в Татарстане существовала такая уникальная программа, и в результате в новое жилье переселены десятки тысяч людей; изменился облик не только столицы республики, но и ее других населенных пунктов.

ТАТАРСТАН УДЕРЖИВАЕТ ПЛАНКУ «ОСОБЕННОЙ» РЕСПУБЛИКИ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Думаю, что, однажды взяв планку «особенной» республики, Татарстан ее уверенно удерживает и даже повышает год от года. Экономическая, финансовая ситуация в России, в мире за время с начала перестройки изменилась. И «модель Татарстана» под воздействием новых условий тоже меняется. Татарстан за последние годы добился значительных успехов, став одним из наиболее развитых и конкурентоспособных регионов России с приоритетом развития перерабатывающих отраслей, машиностроения (ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО Sollers, ОАО «Казанькомпрессормаш» и др.), агропромышленного комплекса, строительства, сферы IT-технологий.

А вот изюминка, особенность опять-таки Татарстана: как никакой другой субъект России, в последние годы республика участвует в десятках федеральных целевых программ: развития образования; ремонта и реконструкции жилья; жилищного строительства; гражданской авиационной; речного и морского судостроения; оборонно-промышленного комплекса и других.

Татарстан также часто становится пионером, экспериментальной площадкой для обкатки последующих нововведений на территории всей России. Откликается на предложения федерального центра об участии в пилотных проектах в самых различных сферах деятельности: по оказанию оперативной помощи пострадавшим в ДТП на трассе М7 «Волга» с использованием ресурсов глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС» («Космический коридор безопасности»); по совершенствованию развития детского технического творчества; по утилизации автотранспортных средств; по формированию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения, в том числе для мам с колясками; по новому тестированию учащихся на наркотики; по совершенствованию организации питания школьников; по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях; по внедрению образовательной программы «Основы лидерства». И еще перечислять можно долго.

Что хочу сказать по этому поводу: у Татарстана сформировался новый позитивный благоприятный имидж прогрессивного региона, и этот имидж приносит свои плоды.

ГЛАВНОЕ — ВОВРЕМЯ ЗАЯВИТЬСЯ И ВЫПОЛНИТЬ ПОРУЧЕННУЮ РАБОТУ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Умение вовремя заявиться на участие в федеральных целевых программах, экспериментальных проектах, качественно и в установленный срок выполнить порученную работу обеспечивает преимущественное положение перед другими субъектами России. В этом смысле считаю не случайным проведение всемирной Универсиады именно в столице Татарстана. Сегодня у нас есть важные составляющие для движения в данном направлении: имеются спортивные объекты, накоплен опыт практический, мы располагаем необходимыми специалистами, чтобы инициировать и дальнейшее проведение серьезных мероприятий в городе Казани, в том числе и спортивных, и культурных на федеральном и международном уровнях. В этой связи считаю логичным и ожидаемым проведение чемпионата мира по водным видам спорта в Татарстане в Казани в июле-августе 2015 года. Считаю, что и этот экзамен Татарстан сдаст на «отлично».

Активная позиция президента РТ и правительства постепенно создали такой организационный стиль руководства Татарстана, который обеспечивает поступление дополнительных федеральных денежных средств для их практического освоения республикой, а значит — позволяет увеличить занятость татарстанцев, снизить напряженность на рынке труда; направлять средства на повышение квалификации, переобучение персонала предприятий, сохранение рабочих мест; позволяет для реализации программ вовлекать большое количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, стимулирует пополнение республиканского и местных бюджетов.

Считаю, что это одна из сильных сторон республики, позволяющей конкурировать с другими республиками и областями.

БИЗНЕСУ ТАТАРСТАНА НАДО ПРОДАВАТЬ «КАМАЗЫ» НА НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Сегодня мир все больше нацелен на создание единого рынка со свободным движением товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет благоприятных условий. В Европе действует Евросоюз, на постсоветском пространстве — ЕЭП (единое экономическое пространство) и ЕврАзЭС.

Поэтому считаю, что модель Татарстана на период до 2020 года — это модель республики, ориентированная на рыночные отношения в условиях единого экономического пространства.

Здесь я бы хотел сказать в разрезе той отрасли, которая является моей профессией, моим бизнесом, — это грузовые автоперевозки. Сегодня стремительно меняются технологии мировой торговли, происходит глобализация грузовых потоков и информатизация процессов товарообмена. Эти обстоятельства ставят задачу изменения уровня качества транспортного обслуживания, качества управления движением, обеспечения безопасности, то есть радикального изменения транспортных технологий на основе принципов логистики. Наша республика располагает автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, что делает ее особо привлекательной для организации через территорию Татарстана мультимодальных перевозок. С учетом работы ОАО «КАМАЗ» необходимо создать привлекательные возможности для бизнесменов республики, чтобы они приобретали подвижной состав на наиболее привлекательных условиях.

Посредством мультимодальных перевозок грузопотоки соединяются воедино, распределяется транспортная нагрузка. В итоге доставка груза будет более быстрой и логичной.

В середине сентября этого года я был на I международном транспортно-логистическом форуме по теме создания единой международной транспортно-логистической системы. В частности, участникам форума был представлен проект Свияжского межрегионального мультимодального логистического терминала, который должен стать одним из элементов существующих транспортных коридоров «Запад — Восток», «Север — Юг», а также нового транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Считаю, что одно из приоритетных экономических направлений развития Татарстана — максимальное задействование транзитных коридоров. Татарстан — это регион, тяготеющий к транспортному коридору не только в силу своего географического положения, но и в силу того, что сам является крупным отправителем и получателем грузов.

Безусловно, как автотранспортник, я не вижу положительных перспектив развития нашей экономики без качественных дорог, в том числе подъездных местных, республиканских и федеральных на территории республики, по которым протянутся транспортные коридоры. Дальнейшее увеличение объемов грузовых перевозок, в том числе автомобильных, потребует инвестиций в строительство новых дорог, в ремонт и реконструкцию существующих, приведение их в соответствие с международными стандартами, увеличение пропускной способности дорог, повышение безопасности движения, создание сервиса для участников дорожного движения (отели, мотели, кемпинги с объектами торговли, питания, медицинской помощи и др.) и транспорта (техническое обслуживание, заправка, помощь при дорожно-транспортных происшествиях).

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать на электронную почту elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.12.2013 09:07

    Выскажу еще одно предложение для развития Татарстана:У нас есть прекрасные, просто суперхорошие школы-гимназии. Их не много, но они суперкруты. Например 19-я гимназия.Нужно этот положительный опыт гимназий распространить постепенно на все школы Казани. Чтобы все школы в Казани были бы супертехнологичны, дающие суперкачественное образование.Этим можно привлечь большое количестве качественного человеческого капитала в республику из соседних регионов, да и из Москвы. Ведь семье что больше всего нужно - чтобы их чадо получило хорошее и лучшее образование. И для этого многие готовы перезжать в другие города.Если у нас будут лучшие детские сады в регионе и лучшие школы в Поволжье - то мы получим коллосальный приток человеческого капитала, при должном PR-е этого.Все что для этого нужно:1. Тиражировать положительный опыт лучших гимназий.2. Пропиарить лучшие школы-гимназии Казани, чтобы любой в России знал что у нас тут есть вот такие супертехнологичные школы.

  • Анонимно
    17.12.2013 13:55

    у нашей экономике вообще нет перспектив- хоть с дорогами хоть без.

  • Анонимно
    17.12.2013 18:05

    Масштабная федеральная программа строительства автомагистралей - это действительно серьезный толчок в развитии экономики. Не понимаю, зачем заниматься прожектерством и закапыванием миллиардов в убыточную ж/д ВСМ, которая свяжет 3-4 города миллионника максимум. Качественные многополосные трассы с Запада на Восток и с Юга в центр, с подъездами к городам от 500 тыс населения - вот что нужно стране. Одну из двух бед таким образом решили бы. А то чуть за Урал отъехать - и все, конец цивилизации, по зимникам катают. Кто заработает на строительстве ВСМ, кроме узкоспециализированных поставщиков рельсов/шпал, вагонов и строителей ж/ж путей? Какая польза экономике региона, если на скорости 300 км/ч без остановок будет мимо проноситься паровоз? Зато какие подряды могли бы получить региональные проектировщики, СМУ, ЖБИ, асфальтные заводы, дорожники, энергетики, карьеры, какой пласт строителей и разнорабочих обеспечили бы занятостью на несколько лет и доходом на строительстве магистралей. Понятно, что треть украдут, но остальное в дороги пустят. ВСМ чтоль без хищений строить будут? Не поверю. И потом, что даст магистраль региону: таможенные терминалы, логистические парки, АЗС по всей трассе, автосервисы, мотели, уивермаги, кафе, оптовые рынки, стоянки, запчасти. Тысячи рабочих мест, занятость, налоги в бюджеты трех уровней. Вместо этого - стабфонды, фонды благосостояний, убыточные олимпиады и прожекты ВСМ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль