Общество 
21.12.2013

Рафаэль Хакимов: «Очень скоро Россия почувствует необходимость присоединения к Евросоюзу»

Экономисты могут объяснить, почему одни должны эксплуатировать других, но они не смогут предложить механизма обогащения всех. Часть 2-я

Россия выпала из процессов мировой интеграции. Собственный рынок она создать не может, а к европейскому не хочет присоединяться. Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией и даже с Украиной не спасает ситуацию. Слишком узкий рынок. Без Европы стране грозит отсталость, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной специально для газеты «БИЗНЕС Online», академик продолжает размышлять о крахе идеологии либерализма и считает, что в условиях надвигающегося «темного времени» Татарстану нельзя уповать на свободный рынок, который работает на столичных олигархов.

Рафаэль Хакимов

ВЕРА В СПОСОБНОСТЬ СВОБОДНОГО РЫНКА РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАЛАСЬ ИЛЛЮЗИЕЙ

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

Борис Пастернак. 1956

Переход от социализма к капитализму не решил ни одной проблемы России, напротив, усугубил экономическое отставание от Запада (а ведь именно это было одной из причин крушения СССР), многократно усилил коррупционность (борьба с привилегиями была одним из сильных мотивов «перестройки»), не решил вопроса многопартийности и гласности. Страна не сумела использовать преимущества демократии и рынка для экономического и социального развития. Вера в способность свободного рынка решать проблемы социально-экономического развития оказались иллюзией, порожденной грандиозным пропагандистским трюком тех слоев, кто был заинтересован в спекулятивном рынке. Пока западные страны пытаются избавиться от язв капитализма, Россия в ускоренном темпе культивирует их у себя, особенно в той ее части, которая получила название «крысиных бегов», т.е. погони за наживой.

Страны, вырвавшиеся из нищеты и добившиеся реальных успехов, обращались к рынку и либерализму как важному, но подчиненному национальным целям инструменту. Так, азиатские «тигры» опирались на конфуцианство, семейные или иные исторические традиции. Государство могло активно вмешиваться в экономику, как в Южной Корее или Китае, а могло идти (под давлением США) по либеральному пути, как в Японии, не чураясь при этом традиционных форм ведения крупного хозяйства, типа кейрецу.

Либеральная демократия при любой интерпретации защищает устои капитализма, которые требуют концентрации капитала не во всех, а только в избранных странах-гегемонах. В отдельных странах концентрация по тому же принципу оказывается или в столице при избыточной централизации власти или в регионах-локомотивах. Капитал тянется к капиталу. Такова природа самой экономической системы.

Перед Татарстаном стояла задача суметь не только смягчить все негативное стороны этой системы, но попасть в немногочисленное число регионов-локомотивов, причем не за счет спекулятивного капитала, а на базе реального повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Капитализму присуща другая обязательная и опасная черта — обнищание больших масс людей и обогащение относительно небольшого слоя. Это проявляется как общемировая тенденция. В ответ неизбежно растет число тех, кто отказывается терпеть основное условие капиталистического накопления — низкую оплату труда, а потому нарастают требования к правительствам перераспределить основные социальные расходы (в особенности на здравоохранение и образование) и обеспечить устойчивые доходы. Наряду с этим возникает еще одна линия напряженности — неравное распределение по расовой/этнической/религиозной принадлежности.

К неблагоприятной тенденции относится постоянно растущие затраты правительств на субсидирование прибылей компаний путем строительства инфраструктуры и взятие на себя бремени издержек на экологию. Правительства также берут на себя растущие социальные расходы и затраты на большую науку. Государства не могут в одно и то же время продолжать расширение подобных косвенных субсидий частным предприятиям и выполнять обязательства перед гражданами по поддержанию благосостояния. Приходиться поступиться либо тем, либо другим, результатом чего становится или падение конкурентоспособности бизнеса, или рост социальной напряженности. Развитые страны пытаются удержать минимальный уровень жизни и придерживаться разумных норм справедливости в распределении, но это делается внеэкономическими методами, сама же либеральная рыночная система в принципе не может предложить сочетание эффективной экономики со справедливым распределением. В этом вопросе экономисты не могут помочь. Они могут объяснить, почему одни должны эксплуатировать других, но они не смогут предложить механизма обогащения всех.

Татарстану можно было бы взять пример с развитых стран и так же, как и они, не допускать излишнего обнищания масс, а держать относительный или безопасный (с точки зрения возникновения революционной ситуации) уровень жизни с помощью государственных рычагов. Иначе говоря, отойти от понятия свободного рынка и думать о благополучии всего народа.

Однако богатые страны высокий уровень жизни обеспечивают не только за счет эффективности производства и правильного перераспределения доходов, но и за счет эксплуатации других стран. Колониальная система окончательно рухнула после Второй мировой войны, но колониальные отношения не исчезли.

Либеральную идеологию пытались распространить и на слаборазвитые страны, предлагая концепцию ускоренного развития благодаря рыночным механизмам и иностранной помощи. Но эти надежды довольно быстро рассеялись. Бедные страны невозможно было поднять до уровня государств всеобщего благоденствия, ведь концентрация капитала в странах-гегемонах невозможна без экономической эксплуатации других стран.

ИРАК ПРОУЧИЛИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГИМ БЫЛО НЕПОВАДНО

В конце концов, что такое ложь? Замаскированная правда.

Байрон

Развитые страны с тем, чтобы не допустить слишком большого напряжения у себя дома, часть собственных проблем переносят на слаборазвитые государства. Полуколониальные отношения невозможно уничтожить в условиях торжества свободного рынка. Любая сырьевая экономика — это современная колония, и она вынуждена вести себя в соответствии со сложившимися экономическими отношениями в мире. Но проблема заключается в том, что при этом эксплуатируемой частью оказывается большинство населения планеты, которое недовольно свои положением. Относительное обнищание Юга по сравнению с Севером признается даже международными организациями (например, Всемирным банком). Но обнищание также носит абсолютный характер, о чем свидетельствует растущая неспособность периферийных зон обеспечить свое население продуктами питания. Тем самым создается критическое отношение к либерализму и желание перераспределить богатства Севера в пользу Юга. Север пытается доказать, что не может взять на себя экономическое бремя всего мира. Почему же не может? Ведь его богатства в значительной части — это результат перекачивания прибавочного продукта с Юга. Помощь Югу не вопрос благотворительности, а исправления несправедливости.

Со стороны Юга предпринимались попытки изменить ситуацию. Наиболее рьяно свои права отстаивали Иран и Ирак. В частности, Саддам Хусейн намеревался стать лидером арабского мира и начать перераспределение прибыли от нефти в свою пользу. Он начал с захвата Кувейта, как своей исторической «исконной» территории, заодно хотел покрыть бюджетный дефицит, присвоив золотовалютные запасы страны. В ответ он получил сокрушительный удар со стороны армии США, кстати, за счет союзников. Запад был обеспокоен не столько нарушением суверенитета Кувейта, сколько попыткой самостоятельно, без Запада, решать свои экономические проблемы и изменить полуколониальное положение. Ирак проучили с тем, чтобы другим было неповадно.

Поскольку силовым или иным каким-то способом установить справедливость в перераспределении доходов между Севером и Югом сделать невозможно, то вопрос решается стихийно — через миграцию рабочей силы в западные страны. Вопросы мигрантов результат не слабости Юга, а следствие системы, установленной Севером, и в основе этого процесса лежит либерализм с идеей якобы свободного рынка и свободной конкуренции. К тому же, интенсивная миграция позволяет повышать реальные доходы рабочих в индустриальных странах за счет мигрантов, получающих явно заниженную заработную плату.

Казалось бы, в пользу либерализма говорит то, что богатые страны инвестируют бедные страны и пытаются таким образом провести в них индустриализацию. Однако это тоже иллюзия. На самом деле гегемонам нужны рынки сбыта для своих товаров, а для этого им нужно поднять потребительский спрос населения, но им вовсе не нужны конкуренты, а потому индустриализация будет проходить с явным технологическим отставанием. Можно даже сказать более цинично: это способ избавиться от устаревшей технологии и заодно поднять потребительские возможности рынков сбыта. Гегемонам нужно постоянно наращивать продажу своих товаров за рубежом, иначе остановится рост их уровня жизни, что грозит социальными и политическими протестами. Как показывает статистика, разрыв между богатыми и бедными странами с каждым годом неуклонно растет.

Можно было бы ради защиты либерализма попытаться найти исключение из вышесказанного, и на первый взгляд таким примером может служить «план Маршалла», позволивший восстановить послевоенную Европу. Однако в этом случае главную роль играли политические мотивы — укрепление союзников в лице Германии и Японии в борьбе с СССР, а заодно необходимость сбыта залежалых американских товаров в разоренные войной страны. Со временем союзники стали реальными конкурентами, но не благодаря, а вопреки американским намерениям.

Экономика США выросла благодаря военным поставкам в годы Второй мировой войны и общему ослаблению Европы. Исторические обстоятельства сделали США мировым гегемоном, но уязвимое место американцев заключается в том, что они опираются на идеологию общества потребления — ни один американский политик не может призвать к ограничению потребления, иначе проиграет на выборах. Германия и Япония в отличие от США, могут себе позволить ограничительные меры. Они не являются заложниками потребительского общества, как США. Причем Германия и Япония на либерализм и свободный рынок смотрят сквозь призму национальных интересов.

Таким образом, на сегодняшний день вместо одного гегемона возникло три и на подходе четвертый — Китай. Это реальная угроза сложившейся мировой экономической системе, а потому США и Евросоюз создают таможенный союз, предоставляющий новые возможности для Запада в конкурентной борьбе с Китаем. Россия на какое-то время выпала из процессов мировой интеграции. Собственный рынок она создать не может, а к европейскому не хочет присоединяться. Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией и даже с Украиной не спасает ситуацию. Слишком узкий рынок. Без Европы стране грозит отсталость. Не случайно Турция всеми силами рвется в Евросоюз. Она не хочет остаться периферийным государством, которое будут эксплуатировать и США, и Европа, и Китай. Она хочет быть игроком, а для этого надо в Европе иметь свой голос. У России в перспективе положение будет только ухудшаться, а зависимость от потребителей сырья будет расти. Очень скоро страна почувствует необходимость присоединения к Евросоюзу.

РОСТ ГОСДОЛГА США ПОДВЕРГАЕТ ОПАСНОСТИ ДОЛЛАР, КАК МИРОВУЮ ВАЛЮТУ

Разве бывает надежда без примеси страха?

Байрон

Какие тенденции наблюдаются в мировой экономике за последние полстолетия? Что можно ожидать от либерального рынка? Послевоенный период резкого взлета экономики Германии, Японии, азиатских «тигров» прошел. Похоже, и Китай уже не достигнет былых невероятных темпов роста, которыми удивлял мир в конце ХХ века. Повышение цены на нефть странами ОПЕК в 1970-е годы и финансовые спекуляции в США в начале 2000-х годов привели к общему замедлению роста производства в мире. Старые отрасли промышленности перемещаются в регионы с более низкой заработной платой. Увеличение уровня безработицы на Западе сопровождается потоками дешевых рабочих рук в лице мигрантов, что создает целый клубок линий социального напряжения. Сдвиги от производственной деятельности к финансовым операциям увеличивают нестабильность мирового экономического развития. Растет государственная задолженность в США, что подвергает опасности доллар, как мировую валюту. Растут военные расходы, причем в США это связано со стимулированием экономики, т.е. фактически создается искусственный спрос, и провоцируется желание использовать оружие для оправдания высоких военных расходов. Во всем мире наблюдается рост теневой экономики, сокращение производства дешевых продуктов питания и т.д. и т.п.

В ответ на эти тревожные симптомы Европа предпринимает меры для энергосбережения, сокращения бюрократического аппарата и неоправданных государственных расходов, пытается стабилизировать банковскую систему, стимулирует повышение конкурентоспособности за счет качества товаров и услуг, усиливает внимание к экологическим проблемами, сокращает потребление предметов роскоши (основные потребители роскоши перемещаются в Китай и Россию). Общая интеграция европейских структур и унификация законодательства позволит Европе выйти на новый уровень межгосударственных отношений и экономической политики. Все это идет не под знаком либеральной демократии, а создания единой Европы на основе принципа субсидиарности. Германия только тем и занимается, что приводит в порядок излишне либеральную банковскую структуру Европы. Развитые страны для решения своих проблем не стесняются использовать нужный инструмент, будь то рынок или же государственная власть, а порой и прямое вмешательство в чужие дела. Наглядный пример — ликвидация особой финансовой зоны на Кипре.

ЛУЧШЕ ОШИБИТЬСЯ, НЕЖЕЛИ УБАЮКИВАТЬ ЧИТАТЕЛЯ КОНСЕРВАТИВНЫМИ СКАЗКАМИ

О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...

О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Игорь Северянин. Запевка. 1925

Россия с сырьевой экономикой оказывается на положении полуколонии по отношению к странам-гегемонам. Конечно, Россия — ядерная держава и ведет космические исследования. Ядерное оружие — всегда сильный аргумент, но только не в экономике. Оно не увеличивает бюджет страны, хотя требует затрат для поддержания боеспособности.

Существует множество средств давления на поставщика сырья и очень трудно диктовать свои условия при продаже сырья. Для США не трудно влиять на страны ОПЕК с тем, чтобы они увеличили или уменьшили добычу нефти, тем более у нее всегда существует стратегический запас, а за счет сланцевого газа и нефти страна превращается в экспортера сырья. Если снимут эмбарго с Ирана, цена на нефть упадет, а значит, поступления нефтедолларов в российский бюджет сократятся, а он и без того трещит по швам. Пока для США высокая цена на нефть и газ выгодна, ибо это снижает конкурентоспособность основного соперника — Германии. В этом вопросе нет никакой заслуги самой России.

В то же время внутри страны Москва ведет себя как метрополия по отношению к регионам. Именно в столице наибольшая концентрация капитала и именно там прописаны все олигархи. Этот тезис подтверждается и тем, что в Москве живут основные потребители роскоши. Столица страны как метрополия не потерпит справедливого распределения бюджета между центром и субъектами. Это исключено природой самого капитализма и потребительским характером столицы.

В случае с Германией или США мы видим обратную ситуацию. Там административные столицы не являются метрополиями по отношению к собственным регионам. Финансовая столица мира и страны находится не в Вашингтоне, а в Нью-Йорке, а основной экономический потенциал США сосредоточен в Калифорнии. Берлин далеко не самый богатый город Германии. Такое различие связано с федеративным устройством, ломающим природу капитализма под интересы государства. Во многих развитых странах экономические и административные центры разведены по разным городам, а потому государство не выполняет имперскую функцию обогащения столицы, а сами богатые регионы (Баден-Вюртемберг, Бавария, ганзейский город Гамбург в Германии, Калифорния, Нью-Йорк в США) концентрируют капитал на своей территории. Поддержка самостоятельности регионов (штатов, земель, провинций, кантонов) является ключевым элементом экономического роста развитых стран. Это плохо вяжется с теорией классического либерализма, хотя сам Джон Стюарт Милль не исключал такой возможности. То, что либерализму представлялось в качестве исключения, сегодня стало всеобщей нормой, кроме России.

Отсюда вывод: Татарстан с тем, чтобы нормально развиваться, должен держаться за федеративные отношения, которые в нашем случае выражены в договоре 2007 года. При наличии ясных отношений с федеральным центром, определенности статуса республики, который не смогут по своей прихоти изменить депутаты Госдумы, Татарстан сможет использовать рыночные отношения для поднятия благосостояния народа. В этом вопросе мы не можем уповать на идеологию либерализма и свободного рынка, которые работают на столичных олигархов, наша опора — собственный ТАТАРСТАНСКИЙ ПУТЬ, подкрепленный внутренним законодательством.

Это особенно важно в преддверии экономических проблем, которые надвигаются на страну. Кое-кто считает, что я сгущаю краски, но лучше мне ошибиться, в чем я охотно признаюсь, если вдруг Россия на радость всем окажется на экономическом взлете, нежели убаюкивать читателя консервативными сказками. Сегодня лучше быть трезвым перед лицом возможных проблем и встретить их не уповая на федеральный центр, а используя собственные резервы и политические рычаги.

Официальная российская статистика пытается сгладить неблагоприятный прогноз в экономике. Ученые экономисты наперебой объясняют, как можно поправить дела в стране на основе самого либерального и самого спекулятивного рынка, но этот механизм не может работать в условиях полукриминальной страны. Россия насквозь коррумпирована, и вся безнаказанность взяточничества начинается в Москве. Коррупция как спрут протягивает свои щупальца через федеральные госучреждения по всей стране.

Доля коррупции в РФ составляет около $300 млрд., что сопоставимо с доходной частью бюджета страны. Это реальные итоги не только либерализма в экономике, но и вертикали власти. Там, где наибольшая концентрация капитала, там и центры криминальных структур, теневой экономики, т.е. опять-таки в Москве. Если уж минобороны оказывается погрязшим в многомиллиардных кражах, то нет гарантии, что в других структурах, где дисциплина не на таком высоком уровне, дела обстоят лучше. И как в таких условиях трактовать вопросы обеспечения безопасности страны? Они тоже оказались подчиненными принципам либерализма и свободного рынка...

Иллюзия возможностей либерализма прочно сидит в головах многих экономистов. После падения советского режима и развенчания социалистических надежд оставалось уповать на свободный рынок. Но эта надежда быстро себя изживает, ведь рынок не решает ни экономических, ни социальных проблем населения страны. Российское руководство оказалось идеологически обезоруженным, один на один с надвигающимися проблемами. Народ не вдохновлен ни одной трезвой идеей, а молодежь смотрит на Запад как на реальную перспективу.

Либерализм только на первый взгляд предстает как универсальная идеология, но фактически она не может обеспечить эгалитарное развитие, ибо требование беспрерывного накопления капитала приводит к углубляющейся поляризации реального дохода, как в отдельных странах, так и между странами. Именно поэтому надежды, возлагаемые на свободный рынок как на панацею от всех бед, с каждым годом в мире все больше рассеиваются.

Можно утверждать, что закончилась история одной из самых универсальных идеологий — либерализма. Но стремление к свободе осталось, великие лозунги Французской революции живут в сердцах, ибо пока жив человек, останется жажда равенства и свободы. В отсутствии ведущей философии в мире существует опасность появления фундаменталистских доктрин, радикальных партий и роста терроризма. Какая же идея станет объединяющей в отдельных странах и мире в целом? Трудно однозначно ответить.

Можно гордиться достижениями либеральной демократии в ряде стран и ряде сфер общественной жизни. Однако там, где он оказался мощным инструментом подъема экономики, его подчинили национальным интересам, а там, где она стал доминирующей идеологией, великие идеи свободы скатились на уровень спекулятивного рынка, а значит обогащения кучки авантюристов. Очевидно, что те страны, которые понимают историческое значение либеральной демократии хорошо понимают и рамки его ограниченных возможностей, а потому они ищут новые идеологемы, пригодные в ХХI веке. Концепции и практики либеральной демократии в его нынешнем понимании уже недостаточно. Что же после либерализма? Иммануэль Валлерстайн утверждает, что наступил «темный период». Возможно...

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.


Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Борис Пастернак. 1956

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Рафаэль Хакимов: «В случае катаклизмов власть в России займут не правые и не левые, а люди с улицы...». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.12.2013 11:52

    россия может и захочет в ес да только кто ее туда возьмет.

    • Анонимно
      21.12.2013 13:39

      Если РФ захочет в ЕС ей необходимо принять европейские ценности, изменить законодательство, создать нормальную выборную систему власти, независимый суд и честные силовые структуры, короче полная смена власти и элиты, разве она на это пойдет. Поэтому не пишите ерунды.

      • Анонимно
        21.12.2013 15:49

        Какое у вас, однако, идеализированное представление о ЕС :) Много раз там были? За пределами, я имею в виду, туристических троп??А я верю в мою страну Россию и в наших людей. И в то, что мы сами вполне в состоянии быть успешными в НЕзависимости от чьих-то "достижений".

        • Анонимно
          21.12.2013 16:02

          Кто против, я только за. И буду очень рад, если вы окажетесь правым, но история последних 20 лет показывает, что либо вы слишком большой оптимист, либо как всегда врете. Что мешало за эти годы стать "успешными"?

        • Анонимно
          21.12.2013 16:27

          Я бы тоже хотел верить. Но когда наш Президент на вопрос кто у нас лидер 2 в стране называет фамилии пенсионеров Зюганова, Жириновского и Миронова, я понимаю, что успешными мы будем не скоро.

    • Анонимно
      21.12.2013 15:38

      Что вообще означает захотеть в ЕС? Кто это придумал? Кто бенефициар? Лондон уже не знает как убежать от этого ЕС с их проблемами, а евровалюту Британцы даже никогда не вводили, всегда только фунт, (у норвежцев крона) прекрасно понимая что к чему.Евроинтеграция это пустое слово ни о чем. Есть понятие конкретных договоров - что конкретно какая страна получает.

      • Анонимно
        21.12.2013 16:08

        Ау, товарищ. Вы в каком веке живете. В ЕС уже находятся 28 стран и 5 стран на этапе ассоциации с ней. Я думаю в Лондоне и Норвегии происходят очень много событий, которые можно трактовать и так и сяк. Но надо судить не по слова, а по действиям, а то опять лопухнетесь.

        • Анонимно
          21.12.2013 18:55

          БРИТАНСКИЙ ПРЕМЬЕР ДЭВИД КЕМЭРОН ЗАЯВИЛ, ЧТО НЕ ПОЕДЕТ НА ОЛИМПИАДУ В СОЧИ21 декабря 2013 | 18:31Как сообщает издание Индепендент, это решение не связано с соблюдением в России прав человека.

          • Анонимно
            22.12.2013 00:49

            Какая печаль! Сам Камерон в Сочи не приедет! Олимпиада не состоится?

    • Анонимно
      23.12.2013 00:29

      Я понимаю, что Хакимов известный деятель 90-х, сын известного отца и историк, но в экономику ему лучше не лезть- делетантизом за версту несет. Аргументирую: свой рынок создается, ТС- это восполнение производственнного контура СССР, так что тоже не маловажно- это двусторонняя связь. А ЕС- это консервный нож вскрытия экономик для товаров Германии и Франции- тут все однобоко, вон Грецию высосали и высушили до страны с развивающимся рынком...

  • Анонимно
    21.12.2013 11:53

    при нынешних властях максимум куда россию возьмут это в союз африканских стран.

    • Анонимно
      21.12.2013 13:40

      Думаю, что даже туда испугаются взять.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:41

      Каждый народ достоин своих правителей. Я в ЕС не хочу и европейские ценности мне чужды.

      • Анонимно
        21.12.2013 14:48

        Это и не удивительно, большая часть старшего поколения и половина молодежи придерживаются таких же взглядов. Поэтому мы никуда и не развиваемся, а довольны плодами потребительской экономики. Но к сожаление возможности такой экономики определяются тем, что нам досталось от социализма, а его ресурсы мы доедаем, а дальше что?

      • Упс
        21.12.2013 15:03

        А у Вас есть вообще какое-то представление о ценностях. И в чем различие между теми, что чуждо Вам?

  • Анонимно
    21.12.2013 11:56

    у путина основная идея это возрождение ссср. ну мечтает человек о величии империи хотя никаких условий и возможностей на то нет. поэтому при нынешних правителях мы так и будем пытаться изображать то чего давно уже нет

    • Анонимно
      21.12.2013 13:43

      С такими же диктаторскими замашками и коррупцией, так что все страны от этого просто шарахаются.

  • Анонимно
    21.12.2013 12:05

    Статья -размышление, содержет в себе много противоречий, а рекомендации содержат ряд илюзий, особенно орентацию на евросоюз. Да, мир достиг таких комуникативных связий, когда пошли процессы мировой интеграции,но в этой интеграции нет равенства и в ее содержание заложены новые формы порабощения и эксплуатации чужих территорий. Противостоять этому можно только конкурентными преимуществами. Но у нас они отсутствуют. Имеющийся потенциал разрушен и много времени уйдет на его восстановление.Вот мы сейчас и ищем рынке где у нас хоть какието есть шансы, не одна из ведущих экономик, которые на определили место в мировой интеграции не принесет на ни чего просто так. Россия, должна сначало наростить свои возможности конкурироват, пусть даже с помощью авторитарной системы управления, котоый конечно нужно правельно расставить приоритеты, а дальше не рассуждать,как три девицы на распутье а просто работать,как это делают китайцы и др. "отсталые" страны. Так как любые изменения требуют воли. А когда будут достигнуты конкуретные преимущества,вот тогда можно думать самосовершенстве.

    • Анонимно
      21.12.2013 13:50

      У вас тоже много иллюзий. В настоящее время формируются новые цивилизации со своими мегапроектами, такие как западная цивилизация, китайская и индийские цивилизации, где имеется более 1 млрд. населения, более десятка трлн. долларов ВВП. Это необходимо для перехода на новый технологический уклад, который стоит порядка 20 трлн. долл.Поэтому РФ придется решать куда идти, на запад или на восток, всей страной или отдельными регионами, и чем скорее, тем лучше. Иначе за нас решат другие.

      • Упс
        21.12.2013 15:06

        О каком новом технологическом укладе в Индии или в Китае вы говорите? Там 80-85% населения живут на грани выживания. А 50% в крайней степени бедности.

        • Анонимно
          21.12.2013 15:24

          Я с вам полностью согласен. Но есть совместные с западом СТОЭТ, в которых создается уже более 10% ВВП этих стран, а 2020 г. обещают более 25% ВВП.

  • Анонимно
    21.12.2013 12:19

    Все смешалось в кучу - кони, люди... Где Вы видите либералов в Москве? Зачем так неистово критиковать либерализм, когда все его язвы уже известны всем? Зачем России свободный рынок с ЕС, чтобы окончательно и бесповоротно стать ее сырьевым придатком? И где он, ПУТЬ ТАТАРСТАНА?

    • Анонимно
      21.12.2013 14:02

      Кажется у вас тоже все смешалось в голове. Путь один, это создание специальных территорий опережающего экономического развития (СТОЭР).... и эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ (из Послания Президента РФ В.В. Путина).И далее из Послания Президента РТ Р.Н. Минниханова:"Все эти направления необходимо отразить в Стратегии развития Республики Татарстан на период до 2030 года. Конечная цель – создать в ближайшие годы экономику, адекватную 21 веку и интегрированную в мировую экономическую систему.""Стратегической задачей на долгосрочную перспективу является создание научно-исследовательских центров принципиально новой формации, интегрированных в международное научное сообщество за счет привлечения ведущих ученых мирового уровня".

  • А не лучше ли свою страну,свои возможности развивать,чем вступать в никому не нужный,наладом дышащий евросоюз.СССР была страной,которая была самой мощной,независимой и полностью обеспечивающей свои потребности страной.Так может стоит взять и возродить всё то лучшее,что было при СССР и развиваться самим,без оглядки на разлагающуюся Гейропу.При этом нужно оставить частную собственность на земельные участки для ведения личного хозяйства и частное предпринимательство,дать людям возможность иметь свой частный дом с большим земельным участком и заниматься фермерством,с возможностью свободно реализовывать произведённую им сельхозпродукцию,а все ресурсы,территории и прочие природные богатства национализировать.

  • Ведь при наших территориях и различных погодных условиях,даже если мы будем "сеять больше рожь,пшеницу и овощи",то мы сможем не только свои потребности обеспечить,но и весь мир завалить своей сельхозпродукцией,причём,не ГМОшной,а натуральной и относительно экологически чистой.Не надо нам никуда вступать,мы сами самодостаточны,просто нужно грамотно,бережно и разумно использовать то,что нам дано.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:12

      Дорогой Димон, в том то и дело, что мы никогда сами не сможем "сеять больше рожь,пшеницу и овощи". У меня встречный вопрос к вам, а почему лично вы сейчас не выращиваете больше пшеницы и овощей? Или вы думаете, что это по вашему предложению должны сделать "темные крестьяне"? А насчет вступать или не вступать в ЕС спросите у молодежи. Впрочем результаты уже известны, более 70% молодежи Украины хотят жить в Европе или как в Европе, и более 50% московской молодежи мечтают об этом, думаю через несколько лет у нас в РТ произойдет тоже самое. Нельзя стоять на пути прогресса, даже с благими намерениями.

      • Анонимно
        21.12.2013 15:05

        А ты откуда знаешь, чем Димон занимается? Может и сеят "за всю Монтану"! А такие, как ты, которые только и говорят на каждом шагу о несостоятельности народов РФ, мол ничего мы не можем и не умеем. А молодежь, которая спит и видит жить в Европе, пусть туда и едет туалеты мыть и подносы в ресторанах носить. Нам с такой молодежью не попути, которая считает хорошо там, где нас нет. Там даже поляков и чехов считают людьми третьего сорта. В Европе нужны специалисты высого класса (и то на время, пока не выжмут из него все соки). А как раз специалистов среди молодежи у нас и мало (работать не хотят, только с флагами радуги готовы бегать, на Запад посмотрев и о свободе слова трезвонить).

        • Анонимно
          21.12.2013 15:37

          Уважаемый господин, а чем у нас занимается наша молодежь? Я вижу вам не по пути не только с молодежью, но и самим собой. Что хотели сказать-то. Может покажете результаты сеятеля Димона, или расскажете молодежи о ваших результатах подготовки "специалисты высокого класса". Сами-то что предлагаете нашей молодежи делать?

      • С тех пор,как приобрёл земельный участок в деревне,лет 6 назад,ежегодно наращиваю производство овощей и прочей зелени.Сами сажаем овощи и фрукты,сами себя обеспечиваем,с соседями делимся и с друзьями,они нам в ответ яйца,козье молоко и прочее.Так и живём и очень этому рады.Чего и всем желающим самим для себя выращивать здоровую пищу желаю.Земля она всегда прокормит,главное с Душой к ней относиться,не лениться и с радостью и удовольствием работать на ней.А если в маштабах страны так делать,то мы сами себя прокормим и ещё для продажи в другие страны останется.Нужно поднимать,развивать и модернизировать сельское хозяйство в стране,фермерам и колхозникам-селянам помощь активную от государства оказывать.Сельское хозяйство - это основа основ в любом государстве и продовольственная безопасность страны.Землю,в свободное,безвозмездное пользование крестьянам,фермерам и всем желающим работать на ней!!!!!!Разумеется,что земля должна выделяться бесплатно и полностью на безвозмездной основе ТОЛЬКО(!!!!)жителям нашей страны,иностранных граждан и компании и близко не нужно подпускать к нашей земле и нашему сельскому хозяйству,так как хороших хозяйственников и специалистов у нас и своих полным-полно,не за чем нам чужие.

        • Анонимно
          21.12.2013 15:43

          Интересно, чем занимаются ваши дети или внуки или другая молодежь, которую вы знаете?А то что вы работаете на земле и это вам нравится это очень хорошо, и я согласен со всеми вашими предложениями насчет модернизации сельского хозяйства, это можно было сделать за последние 20 лет. Но в любом случае в с/х работают от 5 до 10% населения, а остальным что делать?

          • Наши дети,внуки и другая молодёжь готовятся страну возрождать,после того как власть в стране сменится.

            • Анонимно
              21.12.2013 17:00

              Я боюсь, что даже наши внуки этого не дождутся.

              • Даже мы это застанем,не то,что наши внуки.

                • Анонимно
                  21.12.2013 19:50

                  Все в руках Всевышнего, потому что это не в человеческих силах.

                  • Всё в наших руках,мы сами творцы своей жизни.Религии для слабых и безвольных,не способных самим отвечать за себя и свою жизнь.

                    • Анонимно
                      21.12.2013 21:21

                      Я думаю, вы очень глубоко шибаетесь, как ошибались большевики -революционеры.Почитайте хотя бы Бердяева:"Бытие государства есть факт мистического порядка. Государство не выводимо ни из каких человеческих интересов и расчетов, и нельзя принудить признать государство, подчиниться государству никакими рациональными доводами".

                      • raf
                        22.12.2013 18:59

                        То,что ты процитировал,называется бердяевщина.Который умел писать корявым языком.Большевики ни на йоту не ошиблись.Вычистили страну от прокрепостной мрази.Нынешнее безвременье,тупик,откуда выберемся.Только без потерь не будет.

      • Не мы,Россия,должны подстраиваться по Запад,а Запад должен подстраиваться под нас,так как за Россией Будущее.

        • Анонимно
          21.12.2013 16:16

          Да Димон наша природа и с/х совсем вам "мозги отшибла". Не обижайтесь, последнее это литературный термин. Вы хоть видели уровень развития с/х в США, Франции, Германии и других странах Европы, нам до них как до Космоса.

          • У них всё ГМОшное и не натуральное.Нам можно просто поучиться у них кое-чему,перенять то,что будет полезно нам,а делать всё-равно так,как нам удобнее и лучше для нас самих.

            • Анонимно
              21.12.2013 19:17

              Вот вы наивный Димон, это магнит вам ГМО продает, у них там с едой все четко, не зря по 80-90 лет живут, а не 50-60 как у нас в РФ)

    • Анонимно
      21.12.2013 16:03

      умница!!! )))как приятно, что такие есть!!!

  • Анонимно
    21.12.2013 12:33

    Может и правильно , пока не правые и не левые не смогли обеспечить нормальный уровень жизни в такой богатейшей природными ресурсами стране. Вот придут к власти беспартийные, но не с улицы и все сделают так, как надо.

    • Анонимно
      21.12.2013 12:50

      А где они безпартийцы, с луны что ли прилетят, вопрос ой какой большой вопрос...

    • Анонимно
      21.12.2013 14:21

      Уважаемый господин, никто ни вам, ни нам не "обеспечить нормальный уровень жизни", это должны сделать мы сами, пока это вы и все мы не поймем, ничего у нас не будет. И каких таких "беспартийных" вы ждете, причем "не с улицы", где же они сейчас прячутся?

  • Анонимно
    21.12.2013 12:45

    Самое интересное, что недавно в БО SAx прогнозировало распад Евросоюза, а наши почему то хотят присоединиться))) Не после ли присоединения России произойдет распад Евросоюза?

  • Анонимно
    21.12.2013 13:02

    Какой узкий рынок? Россия - крупнейший рынок сбыта в Европе

    • al-kazani
      21.12.2013 13:46

      Согласен, и в перспективе пространство СНГ тоже и даже на этих рынках местной производство неконкурентоспособно в большинстве отраслей. Что Хакимов собрался продавать в Европе интересно?Честно говоря надоели статьи этого старого фантазёра, он начисто оторван от реальности.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:32

      Чтобы быть крупнейшим рынком надо быть богатой страной, так что чужие глупости не повторяйте.

  • Анонимно
    21.12.2013 13:11

    Россия медленно разваливается,разрушена промышленность,наука,население и бизнес "загнали" в кредиты и ипотеки. Из страны уехали молодые специалисты:инженеры,учёные и тд. Уехав туда они раскрыли свой потенциал. Пример один из основателей "гугл",много людей погубила наша страна в угоду Европы и Америки.
    Сейчас ничего не возродить и не изменить,молодёжь по прежнему без работы,жилья нет. Это всё продуманная диверсия и власть о ней знала.
    Воппрос присоединения к Европе это вопрос времени,как такого присоединения не будет но ключевые активы страны итак работают на Европу:АвтоВАЗ подконтролен рено-нисан,КамАЗ под мерседесом и тд,завод по сборке а/м бмв работают на территории РФ и неплохо работают.
    Европа и Америка выкачали из России ключевые активы и самых умных учёных и специалистов.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:29

      Ах это Европа и Америка выкачали специалистов. А мне-то казалось, что они сами слиняли от российского бардака.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:43

      Все правильно, кроме конспирологии. РФ находится реально на спадающей волне индустриальной экономики и спасти ее от этого не может даже сам Всевышний, таковы законы природы, которым следует сам бог. Другое дело, что параллельно старой индустриальной экономике мы могли запустить развитие новой экономики, на основе новых технологий. Как сделали после революции и гражданской волны вместо НЭП, основанной на старых технологиях и натуральном хозяйстве, все ресурсы страны были использованы для индустриализации экономики. А в настоящее время все ресурсы страны отданы олигархам на поддержание стране чисто потребительской экономики, которая уничтожить и страну, и нас самих.

    • Анонимно
      21.12.2013 15:51

      Может, хватит жаловаться? Не пора ли пойти работать??

  • Анонимно
    21.12.2013 13:19

    Если России действительно придётся переориентироваться на ЕС, то помимо собственно экономических и хозяйственных вопросов (в которых и так можно утонуть), неизбежно встанут и идеологические (ЕС - образование достаточно идеологизированное и здесь чем-то напоминает СССР), в том числе и придётся, например, отправить на помойку все евразийские идеи и концепции, которые господин Хакимов так отстаивал при создании того же проекта нового учебника истории России.

    • Анонимно
      21.12.2013 15:57

      Насчет "отправить на помойку все евразийские идеи и концепции" полностью согласен, но ее апологеты сидят гораздо выше и я некоторых из них назову, чтобы все их знали, это Проханов и Дугин, и примкнувшие к ним Глазьев, Рогозин и Шойгу, вклад последних троих в евроинтеграцию Украины и маханию ядерными Искандерами над Берлином история оценит особо.

      • Анонимно
        21.12.2013 17:27

        Операция немецких спецслужб по выдворению МБХ их РФ успешно завершена. Надо искать связи этого события с процессами на Украине и Искандерами в Калининградской области и словами Шойгу.

        • Анонимно
          21.12.2013 18:21

          Все на западе начинают понимать, что надо готовить новую власть для России.

  • Анонимно
    21.12.2013 13:20

    Жаль, что Хакимов не понимает, что это не Россия находится между Европой и Азией, а Европа и Азия находятся слева и справа от России.

    • Анонимно
      21.12.2013 14:26

      А какую разницу вы усматриваете в этих двух определениях?

  • Анонимно
    21.12.2013 14:09

    Сбербанк крупнейший банк страны и им управляет Греф Герман Оскорович вряд ли у него есть Российские корни ?
    Газпром крупнейшая газовая компания в мире ей управляет Миллер Алексей Борисович тоже русского в нём мало.
    список этот бесконечен.
    Никаких претензий к их работе быть не может т.к. мы /население/ улутшений не видим,услуги по кредитованию и газ в квартирах и домах становятся с каждым годом дороже и дороже.
    Вопрос: зачем России ассоция или соединение с Европой их люди итак контролируют финансы и ресурсы России,хотел написать нашей страны но наша ли она ?

  • Анонимно
    21.12.2013 14:13

    Опять про московских олигархов. Вы бы про своих татарстанских вспомнили. Или нельзя?

  • Timur
    21.12.2013 14:34

    А когда будут достигнуты конкуретные преимущества,вот тогда можно думать самосовершенстве.Да,бросьте вы свои иллюзии по поводу самосовершенствования.Коррупция вызванная или даже порожденная сверх централизацией рано или поздно загнет страну,вопрос времени.Вертикалить можно,но только Сталинским методом,конструктора посадил в каталажку,дал техзадание и заявил:-выйдешь,когда сообразишь!У нас этого нет,молодые, способные уезжают туда где есть перспектива,в нашей стране у кого есть перспектива? Я не буду перечислять,вы и без меня знаете как живет страна и чем занимаются на самом верху.

  • Анонимно
    21.12.2013 14:55

    Хакимов все прекрасно понимает , просто он по привычке занимается подстрекательством. Но то что воспринималось при Шаймиеве, когда политика шла впереди экономики, в настоящее время неактуально. Поколение РНМ поняло, что игра в самостоятельную политику не приводит к звону в карманах. При МШШ республика жила в экономических рамках построенных еще при Табееве. Все расхватали и теперь приходится думать о новых путях и источниках

  • Анонимно
    21.12.2013 16:27

    пусть это будет моим самым последним комментом на БО. все статьи господина Хакимова и эта статья тоже напоминает отчаянную попытку утопающего схватиться за соломинку, в качестве соломинки подразумеваются прогрессивные люди с улицы и подобная попытка уже была во времена октябрьской революции и гражданской войны, когда сомневающуюся или воевавшую на стороне белогвардейцев прогрессивную часть россиян активно агитировали принять Советскую власть и эта попытка у большевиков увенчалась успехом, плодами этого успеха мы пользуемся по сей день. сегодняшние попытки хоть как то зацепить и подцепить прогрессивных людей тщетны и бесполезны потому что с ворами и жуликами никто не собирается разговаривать и что либо делать ВООБЩЕ и красноярский губер тому подтверждение. поэтому в ближайшие годы всё будет так как оно сейчас и ничего не изменится. но развязка будет обязательно.

    • Анонимно
      21.12.2013 17:06

      Полностью согласен, более того "подцепить прогрессивных людей" невозможно, потому что их физически нет. Напомню, план ГОЭЛРО и план индустриализации разрабатывали и реализовывали специалисты, которые учились до революции в Царской России.

      • Анонимно
        21.12.2013 17:41

        они есть!Во второй части правы.Да,и Жуков,и мастер оборонительных сооружений Карбышев и еще десятки,сотни генералов,военоначальников основу ремесла получили до революции.знакум

        • Анонимно
          21.12.2013 17:54

          Этот список можно продолжить отцом советской физики Капицей и другими выдающимися физиками того времени.

  • Анонимно
    21.12.2013 17:12

    Роман Ревунов, экономист:"Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис явно подходит к концу. Экономика США растёт быстрыми темпами: «По окончательным данным, ВВП США в III квартале 2013г. вырос к предыдущему кварталу в перерасчете на годовой темп (annual rate) на 4,1%, сообщило Министерство торговли США. Экономика страны достигла самого быстрого темпа роста с IV квартала 2011г. (тогда ВВП увеличился на 4,9%). Итоговая оценка роста американской экономики в июле-сентябре оказалась намного лучше предыдущей оценки (+3,6%) и консенсус-прогноза аналитиков (+3,6%)».Экономический рост означает повышение спроса на рабочую силу, следовательно – сокращение безработицы. Дела в Европе обстоят несколько хуже, но очевидно, что низшая точка падения пройдена. «Экономика зоны евро подает смешанные сигналы. В октябре безработица неожиданно для аналитиков снизилась с 12,2% до 12.1%, причем во второй раз подряд... В целом это может быть сигналом о том, что экономика еврозоны все же выходит из самой продолжительной за свою историю рецессии. Но рост пока нитевидный – в третьем квартале он замедлился до 0,1%». – сообщает «Евроньюс».2014 год станет для основанных на верховенстве права западных экономик периодом быстрого восстановительного роста.Могло ли быть иначе? На этот вопрос уверенно ответим: нет. Для капитализма характерны циклические кризисы, однако при наличии правосудия кризис не перерастает в катастрофу, т. к. только правосудие обеспечивает важнейшую экономическую категорию – доверие. Верховенство права определяет инвестиционный климат, поэтому богатые люди всего мира вкладывают свои деньги на Западе. Разумеется: ведь не в Северной Корее это делать, не в Беларуси и не в России, где суды давно являются малозначительным придатком исполнительной власти.На фоне хороших экономических новостей из Европы и США интересно посмотреть «компетентные суждения» около кремлёвских «экономистов» предыдущих лет. Хорошо помню, как в 2008 году эти персонажи говорили о «неизбежном крахе доллара», «распаде Евросоюза» и прочих нехороших вещах, которые «неминуемо должны произойти».В частности, 14 марта 2008 года Михаил Хазин сообщил городу и миру: «Что будет по итогам кризиса - большой вопрос. Нет уверенности, что США, которые привыкли много десятилетий жить за счет эмиссии, смогут безболезненно, без острейших социально-политических катаклизмов, перейти на нормальное экономическое развитие. Нет уверенности, что выживет Евросоюз, который тоже, во многом, сидел на американской эмиссионной игле. Абсолютно очевидно, что вся мировая экономика погрузиться в многодесятилетнюю депрессию, которая будет отличаться от "Великой" только одним обстоятельство - большим масштабом и большей продолжительностью».Мягкий знак, использованный «экономистом» Хазиным в слове погрузится, не добавил твёрдости его доказательствам. Абсолютно очевидно, что НИЧЕГО из того, что он прогнозировал, не произошло. Также абсолютно очевидно, что предлагаемая Евросоюзом модель жизненного устройства, основанная на верховенстве права, свободе личности, и либеральных ценностях является привлекательной для народов.Таким образом, в очередной раз слухи о смерти капитализма оказались сильно преувеличены. Этот формат экономического устройства доказал как свою жизнеспособность, так и безальтернативность в современном мире.

  • Анонимно
    21.12.2013 18:36

    А мне кажется, что цель данной статьи- это показать на необходимость особого пути для Татарстана.

    • Анонимно
      21.12.2013 19:23

      Ну и где этот особый путь?

    • Анонимно
      21.12.2013 19:35

      У Татарстана нет особого пути,РТ это один из субъектов РФ
      и политика определяется федеральным центром.
      Уясните пож-та в России нет самостоятельных регионов и каких то "путей".

      • Анонимно
        21.12.2013 21:47

        Да всем это ясно, но ведь как приятно петь о своем особенном пути, который был бы устлан розами, если б не Москва))) И не воровали бы тогда, и сынков да соседей по аулам бы на сладкие должности не сажали... Но.. ах, все Москва...

        • Анонимно
          22.12.2013 00:56

          Все путем, потому-что путь нам указывает Путин. Только он очень хочет побольше таких же руководителей в других регионах как у нас в Татарстане. Наш путь - это путь России.

  • Анонимно
    21.12.2013 20:25

    Россия сможет возродиться при условии если чиновники награбленное у народа будут вкладывать в экономику страны, а иначе нам процветания не видать. И запад нам никогда н помогут, зачем им сильная Россия. Рыба то с головы гниет .....

  • Анонимно
    21.12.2013 20:53

    "Переваривая разговоры о том, о чем сегодня говорят, убеждаюсь- Россию убивают

  • Анонимно
    21.12.2013 22:15

    Нравится мысль Хакимова: лучше рассуждать и возможно ошибиться чем убаюкивать сказками. А по поводу национальной идеи, то мне кажется что лучше всего для России подойдет исламская социальная модель. Уточняю, только социальная модель общества на основе ислама (не в религиозном смысле) А верить в Бога или нет, и как верить это сугубо личное дело каждого.

    • Анонимно
      21.12.2013 22:54

      социальная модель на основе ислама идея отличная, возможно сможет вылечить страну и народ. Есть только проблема, всякие неадекватные кавказцы, азиаты и разномастные салафиты вдруг сдуру подумают что страна к ним благосклонна стала и обнаглеют. Так что если за исламский социализм то только со строгим миграционным контролем и конечно же без религиозного навязывания.

      • Анонимно
        21.12.2013 23:35

        Где вы видели развитую страну с "социальной моделью на основе ислама" или опять будем экспериментировать? И в огне новой революции уничтожим 10 млн. граждан.

      • Анонимно
        22.12.2013 02:02

        Какой ужас, социализм - да ее исламский! Давайте лучше европейский капитализм. Еще не пробовали ведь, а вдруг получится?

  • Анонимно
    21.12.2013 23:31

    Кое как дочитал коменты на статью Хакимова, которая ао моему мнению имеет исключительно провокационный характер. Ни в одном коменте не упомянуто, что мы вступили в организацию именуемую ВТО. И что, почти все живы. Слабые конечно уходят с дороги, но люди и страна живут. Какой ЕС, что он нам даст. Ненатуралам можно будет порезвить задницу, но если больно невтерпеж, то и у нас этим можно побаловаться. Россия страна с огромной территорией и ресурсами. Желающих от нас куснуть в мире капитала хоть отбавляй. Удивляет, мягко говоря, господин Хакимов. А вот население страны, молодеж - они надут куда и как идти. Главное не потерять заветный талисман - мы единая, самодостаточная страна, и наш Татарстан, в нашей стране ещё отыщет не одну СВОЮ изюминку!

  • прямой
    22.12.2013 20:30

    Россия, Белоруссия и Украина это три изотопа водорода:протий, дейтерий и тритий. Водород-по арабски :родом родящий. Начало проявления творцом проявленного мира проходит через номер №1 в кодах РА(русский и арабский языки). По сути это плазма , из чего и возникли все остальные химические элементы, этносы,страны, языки и т.д. По замыслу творца вступление пронумерованной цивилизации№1(русских-как пространство мышления) в Евросоюз невозможно никогда.У них в основном номер №2.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль