Общество 
20.12.2013

Василь Шайхразиев: «Кризис продолжается. Ремень придется на одну дырочку подтянуть»

Мэр НАБЕРЕЖНЫХ Челнов попытался убедить оппозицию, что в городе остается гораздо больше денег, чем ей кажется

Предметом бурного обсуждения на прошедшем вчера заседании горсовета автограда стал проект бюджета на 2014 год. Коммунисты, назвав бюджет «похоронным», вновь напугали городские власти судьбой Детройта, спрогнозировали, что скоро город превратится в мусорную свалку. Кроме того, левые напомнили чиновникам, что они придумывали разные предлоги, чтобы не выделять пенсионерам 15 млн. рублей на бесплатные поездки в сады-огороды, а «себе родимым на такую же сумму купили три дорогостоящих автомобиля». Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как мэр Василь Шайхразиев привел в ответ оппозиции свои контраргументы и призвал их делать «адекватные заявления».

 

«ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ЖАЛЕЛИ 15 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ПЕНСИОНЕРАМ, А СЕБЕ РОДИМЫМ НА ТАКУЮ ЖЕ СУММУ КУПИЛИ ТРИ АВТОМОБИЛЯ»

В Набережных Челнах вчера состоялось 28-е общее заседание (так здесь называют привычную уху сессию — прим. ред.) депутатов горсовета, на котором было рассмотрено 17 вопросов. Наиболее бурные обсуждения вызвал проект бюджета автограда на 2014 год, по которому, по словам заместителя руководителя исполкома города Альфинур Галиакберовой, в 2014 году ожидается поступление доходов в сумме 7,3 млрд. рублей. Прогноз на 2015 год — 7,5 млрд. рублей, на 2016-й — 7,7 млрд. рублей. С резкой критикой проекта бюджета выступила депутат — лидер челнинского отделения политической партии «Коммунисты России» — Татьяна Гурьева, которая заявила, что коммунисты во время голосования не будут поддерживать такой бюджет.

— Бюджет на 2014 год не внушает оптимизма. На 81,2% он является бюджетом содержания отрасли образования. Внешне он увеличился на 4,5%, но это нарисовали от официальной инфляции, которая, как правило, в несколько раз меньше фактической. Таким образом, бюджет 2014 года в сопоставимых ценах меньше бюджета-2013. Межбюджетные трансферты составляют 51,6% его доходной части. Такая зависимость от вышестоящих бюджетов не дает уверенности в достижении поставленных целей. В структуре собственных доходов бюджета 42,3% приходится на НДФЛ, который уменьшился в доходах на 729,9 млн. рублей, как в связи с уменьшением с 31,3 до 21,3 норматива отчисления, так и в связи со снижением на 92,5 млн. рублей общей суммы НДФЛ, запланированной на 2014 год. И непонятно при этом, как может повыситься на 7,2% среднемесячная зарплата в городе, — сказала Гурьева.

Она подчеркнула, что по многим статьям бюджета финансирование сокращается по сравнению с 2013 годом. По ЖКХ сокращение составляет на 36%, в том числе по коммунальному хозяйству — на 45,7%, по благоустройству — на 66,5%, уличному освещению — на 33,2%, озеленению — на 5,5%, содержанию дорог — на 81,3%. Гурьева считает, что город превратится в мусорную свалку, поскольку уже нынешним летом городская власть не справлялась с уборкой мусора.

— В бюджете практически не заложено средств на развитие городской экономики. Планируемое финансирование по статье «Национальная экономика» мизерное и составляет всего 62,7 млн. рублей или 0,9% от общей суммы расходов бюджета. Городские власти придумывали разные мотивации, чтобы не выделять пенсионерам 15 млн. рублей на четыре бесплатные поездки в сады-огороды в месяц. Но себе родимым ничего не жалко. Так, по данным журнала «За рулем», челнинские власти на 15 млн. рублей купили себе три дорогостоящих автомобиля. Считаю, что нужно сохранить проезд пенсионерам на уровне прошлого года, а аппетиты чиновников сократить, — заявила Гурьева.

Она также потребовала изыскать средства на недопущение повышения родительской платы за детские сады, а также покритиковала чиновников за то, что они заложили мизерные расходы на культуру (2,4% от общего объема бюджета), молодежную политику и оздоровление детей (0,9%), массовый спорт — (0,05%).

— Нам грозит повторить судьбу Детройта в худшем варианте — город уже на грани банкротства, что видно по состоянию бюджетного фонда, а также по иным показателям. Так, индекс промышленного производства в городе составит 96,7%, а в Татарстане — 101,5, в стране 100,7. Недобор НДФЛ за этот год составляет 175 млн. рублей. Это указывает на негативную ситуацию, которая сложилась в реальном секторе экономики. Из города бежит активная молодежь. Источники финансирования бюджета есть. Необходимо восстановить всесторонний финансовый контроль, жесткое противодействие теневой экономике также позволило бы увеличить ресурсы бюджета. Так, например, из СМИ известно, что не платят должным образом налоги пассажироперевозчики. Только эти сокрытые налоги могут добавить в бюджет до сотни миллионов рублей. Однако ни власти, ни налоговики не принимают необходимых мер. Господа единороссы, вы взяли на себя управление городом, так выполняйте социальные обязательства перед народом. Предлагаемый бюджет направлен против интересов города и горожан, является похоронным бюджетом. С таким бюджетом город не может нормально жить и развиваться. Не можете? Уходите! — потребовала Гурьева.

 

«ЛОШАДЬ УМЕЕТ ПАХАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ ЧЕМПИОНСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Шайхразиев, конечно, на это требование даже бровью не повел, но попросил депутатов с трибуны горсовета выражаться корректнее.

— Уважаемые коллеги! Раз уж вы на таком уровне делаете заявления, то они должны быть адекватными и неголословными. Вот депутат Гурьева сослалась на журнал «За рулем», где написали, что челнинские чиновники купили машин на 15 млн. рублей. На последующих заседаниях я прошу коллег предоставлять в орготдел горсовета документы или СМИ, на которые вы ссылаетесь, вместе будем смотреть, потому что на моей памяти мы в этом году ни одной машины не купили, — сказал мэр.

Он также отметил, что на заседаниях горсовета от депутатов не первый раз приходится слышать о том, что нужно оставлять в городе хотя бы 40 процентов налогов, собираемых в Набережных Челнах. При этом мэр выдал в ответ свою арифметику, согласно которой, город совсем не обделен в финансовом плане.

— В то же время в 2011 году, например, во все уровни бюджета предприятия и организации города выплатили налогов на сумму 12,5 миллиардов рублей, а первоначально утвержденный бюджет наш составлял 4,5 миллиарда рублей или 35,7 процента от общей суммы налогов. Но в конце 2011 года окончательный доход бюджета города с учетом средств, предоставленных федеральным и республиканским бюджетом, составил 7,6 млрд. рублей или 60,9 процента. В то же время в город поступают деньги на содержание федеральных и республиканских учреждений. Это еще 2,7 миллиарда рублей. Итого с учетом всего из 12,5 миллиардов рублей налогов, собранных в городе, 10,3 миллиарда рублей или 82,6 процента были израсходованы в Набережных Челнах. В 2012 году собрали 15 миллиардов рублей, при этом бюджет города был 4,6 миллиарда рублей или 30,4 процента. К концу года к нам поступило 12,4 миллиарда рублей бюджетных средств или 82,5 процента, — подчеркнул Шайхразиев.

Далее глава автограда выразил сожаление, что на заседании отсутствует по болезни депутат Ильдус Камалов, который неоднократно поднимал вопрос по проблемам диализного центра. Шайхразиев сообщил, что нашелся инвестор, который в 2014 году построит в Набережных Челнах еще один диализный центр, кроме того, который уже работает в БСМП, благодаря чему количество койко-мест увеличится почти в два раза.

— Мы работаем каждый день, 365 дней в году, а не просто ходим с лозунгами и флагами. Горсовет и исполком, республиканские и федеральные структуры — это единая команда, мы являемся лицом города. Очень здорово, что и президент слышит наши просьбы и обращения, и федеральный центр. Несмотря на то, что у нас норматив хороший был по детсадам, мы в этом году начали строительство двух детсадов, а в следующем построим еще два. В то же время штат сотрудников мэрии сократится еще на 41 сотрудника. Хочу привести две цифры: 1 января 2009 года в мэрии города работали 568 служащих, а с 1 января 2014 года будут работать 398. То есть за четыре года мы сократили 170 штатных единиц. Территория города растет, количество жителей увеличивается, но мы даже сокращая численность персонала, должны выполнять свои обязанности на все 100 процентов, — отметил мэр.

В заключение заседания он коротко подвел итоги 2013 года, оценив его как «созидательный, но приятный».

— Приятный в каком плане? Каждый руководитель мог показать, на что он способен. Если ты созидаешь, работаешь, понимая, что ремень на одну дырочку надо подтянуть, результаты придут и потом можно будет ремень на две дырочки отпустить. А если ты просто кричишь, что тебе плохо — ради Бога, это тоже твое право, но наступит завтра, когда ты проснешься и поймешь, что надо город вести вперед. Поэтому я убедительно прошу всех настроиться на позитивную работу в 2014 году. Он будет сложный, потому что кризис продолжается. Но в то же время, это год Лошади, которая очень хорошо умеет пахать, и независимо от возраста показывать чемпионские результаты. Я всем желаю сил, здоровья, терпения. Все вместе будем пахать во благо наших челнинцев! — подытожил Шайхразиев.

 

«ПОКА НЕ БУДЕТ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ДЕНЕГ НИКОГДА НЕ ХВАТИТ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», высказали свои мысли о том, как пополнить доходы бюджета автограда, а главное — как их эффективно использовать.

Руслан Жуков — генеральный директор ООО «Финам-Казань»:

— Пропорции распределения между уровнями бюджетов собираемых налогов давно известны, эта система действует не первый год. Как известно, Татарстан является серьезным донором федерального бюджета, о чем не раз говорил президент Рустам Минниханов. Данная бюджетная модель распределения налогов была введена, на мой взгляд, неслучайно. Совсем недавно в новейшей истории России было время, когда собираемость и наполняемость бюджетов на местах была нецентрализованной и неконтролируемой процедурой. В то же самое время Бюджетный кодекс России предполагает централизованные и единые правила для всех субъектов РФ. Это приводило к срыву финансирования социальных обязательств, размыванию полномочий и ответственности центра и субъектов, социальным напряженностям и возникновению дисбаланса в главном финансовом документе страны.

Та финансовая реальность, в которой работают муниципальные власти, если не идеальна, то, по крайней мере, более контролируема для федерального центра. По сути, финансирование происходит в рамках проектного финансирования социальных и инфраструктурных программ территории. Деньги уходят в общий бюджет, но обратно возвращаются в виде целевых субсидий, грантов, софинансирования программ. Безусловно, это, конечно, сложно: выбивать деньги для города, региона из республиканского и федерального бюджета. Это требует наличия лоббистских возможностей, профессионализма муниципальных финансистов, но в то же время существенно повышается уровень проработанности планов хозяйствования, вводятся системы долгосрочного планирования, появляется определенная мотивация на улучшение качества расходной части бюджета и т.д.

Известно, что Набережные Челны — это моногород, и львиную долю отчислений в бюджеты разных уровней делает КАМАЗ. Челнам в наследство достался вместе с медом и деготь. Советское наследие ЖКХ, нерациональное планирование городской территории, отсутствие культурных общественных пространств для горожан и т.п. Советская экономика была затратной и не смотрела в будущее, и финансировать советское городское наследие по рыночным ценам — задача крайне затратная. Работа должна вести по двум направлениям: общему повышению доходной части и повышению качества и эффективности расходной. Очевидно, что всем нужно больше денег, но где их взять?

Добиться высокой доходности бюджета — это уже вопрос экономики, развития малого и среднего бизнеса, предпринимательской активности, развития производства с высокой добавленной стоимостью. Везде нужны новые подходы, новые технологии. У нас экономика очень затратная, очень неэффективная, очень дорогая. Если даже сегодня 100 процентов налогов, собираемых в Челнах, оставлять в городе, то без современных подходов к повышению качества расходной части, даже их не будет хватать через несколько лет. Аппетиты возрастут, социальные обязательства тоже, доходы же будут стагнировать, и опять придется занимать денег. К сожалению, у многих людей сохраняется инертное мышление: завтра будет так же, как вчера, и делать для этого ничего не надо. Как у Онегина.

Пока не будет структурных изменений в плане экономики — увеличения доли малого бизнеса, не появятся новые эффективные, недорогостоящие, рациональные подходы ведения городского хозяйства, например, уборки улиц и дворов, денег никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Если хочешь быть богатым, ты должен больше зарабатывать, соответственно, и тратить сможешь больше. И, насколько я понимаю, в Челнах проблема не столько с распределением доходов, сколько с общим увеличением объемов доходной части бюджета. В этом все заинтересованы: и городские власти, и республиканские, и федеральные. Поднять общий уровень доходности в текущих экономических условиях — фантастическая задача. Сегодня все сокращают расходы. В тех же США урезают средства на содержание городов, а некоторые города вообще стали банкротами. Один из способов — передать дополнительные полномочия на места и увеличить доходную часть при помощи передачи налогов на места. Недавно Путин говорил, что это будет, но я думаю, произойдет это еще нескоро.

Марат Нуруллин — председатель постоянной комиссии по бюджету и экономической политике, директор ООО «Авто Мастер»:

— Принятие бюджета — это ведь уже последняя стадия работы. До этого был малозаметный процесс его формирования. И я скажу, что бюджет, конечно, получился выстраданным, но при этом он максимально возможный в существующих условиях. И в доходной части, и в расходной. В общем, я доволен разработанным бюджетом. Теперь наша главная задача, чтобы он был исполнен. И тогда больших проблем в городе не будет.

Да, говорят, что эти деньги, возвращающиеся в город через федеральные и республиканские программы, идут не в муниципальные предприятия, финансируемые исключительно городом и которые обеспечивают нас хорошими дорогами, освещением, озеленением, вывозят мусор. Но тут есть несколько аспектов. Во-первых, если у нас будут хорошие дороги, и при этом никакая медицина или правоохранительная сфера — это же тоже не дело. Во-вторых, нужно учитывать, что многие депутаты связаны с различными отраслями, являются руководителями предприятий. И нужно иметь в виду, что если кто-то говорит о плохом состоянии дорог или ливневой канализации, то тут может прослеживаться лоббирование интересов.

Ну и, в-третьих, и, это, пожалуй, главное — бюджет 2013 года тоже ведь был очень напряженным. Но при этом по МУПам не возникло серьезных, совсем уж неразрешимых проблем. На сегодняшний день зарплата везде закрыта, по обязательным платежам долгов нет, вся необходимая техника, реагенты, расходные материалы приобретены. На 2014 год финансирование, которое заложено в бюджете, вполне достаточное, чтобы город функционировал стабильно. И теперь уже надо с руководителей муниципальных предприятий спрашивать: вам дано все, чтобы обеспечить вашу работу, будьте добры, выполнять ее как положено — соблюдайте технологию, дисциплину труда, ищите внутренние резервы для сокращения издержек. Если не хватает бюджетных средств, то надо посмотреть, насколько грамотно вы их расходуете. Не на все же цены растут, на что-то и падают — на технику, на те же реагенты. Так что главное для руководства муниципальных предприятий, не освоить выделенные средства, как у нас обычно принято, а правильно применить, грамотно распорядиться.

Да, конечно, нам бы хотелось, чтобы бюджет был несколько иным. И в доходной части хотелось бы побольше, и в расходной определить посвободнее средства. Но мы живем не в какой-то изоляции. Набережные Челны — это Татарстан, Татарстан — это Россия, Россия — это мир. И везде происходят процессы, которые происходят. И не всегда они положительные. Так что хотелки хотелками, но учитывая ситуацию, мы, повторюсь, имеем максимально возможный бюджет, который теперь надо исполнить.

Владимир Васев — депутат горсовета Набережных Челнов, совладелец ООО «Челнытелекомстрой»:

— Мое мнение таково, что бюджет дутый, цифры высосаны из пальца. И я голосовал против его принятия. Я считаю, что он сверстан не в соответствии с существующими реалиями. У нас есть много путей, чтобы увеличить доходную часть бюджета. Например, я неоднократно поднимал на комиссии вопрос о том, чтобы пересмотреть ставки налога на земли промышленного назначения. Кроме того, не менее трех лет СМИ пишут о системе работы пассажирских перевозчиков. У них принято так: водитель обязан собрать для владельца компании определенную фиксированную сумму в день, а остальное — сколько заработал сверху — сам забирает. Это какой же налоговой схеме соответствует такая система? И это только один пример, а их много.

Почему я привел именно его? Да потому что уже несколько лет об этом пишут, это все знают, но налоговая никаких мер не принимает. Если где-то что-то происходит в тени, тут еще можно сказать — я этого не знаю, не вижу. Но тут-то все явно и очевидно. Если бы наша власть хотела работать, она бы наладила сбор налогов в соответствии с законодательством РФ, и тогда доходная часть бюджета у нас существенно увеличилась бы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.12.2013 08:37

    Да уж, когда денег мало, на много дырочек не потянешь

  • Анонимно
    20.12.2013 08:49

    Действительно, видно как из года в год город Набережные Челны опускается все ниже и ниже по благоустройству. Весной озеленяются только главные проспекты. Сейчас зима-снег не убирается. С высокий трибун заявляли, что приобрели несколько снегоуборочных машин. Где они? На улицах города мы их не видим. А что делается на местных проездах, около домов-с начала зимы ни разу не чистили.

  • Анонимно
    20.12.2013 09:27

    Ого, сколько он цифр знает. Похвально...

    • Анонимно
      20.12.2013 20:42

      Для этого надо 2 цифры сказать, сколько отчисляется всего бюджеты всех уровней и сколько из них остается(или уходит),% сами определять можем.

  • Анонимно
    20.12.2013 10:21

    А что у Шайхразиева еще есть ремень? Пора уже его продавать и веревочкой подпоясываться.

  • Анонимно
    20.12.2013 10:28

    Зато точечная настройка процветает, как говорит г-н Шакиров, можете ногами топать, но магазин будет!

  • Анонимно
    20.12.2013 10:40

    Если так много денег в нашем городе оседает, то почему же все время денег нет. На ремонт садиков и школ денег нет. Музей города без финансирования, школам денег не дают, говорят как хотите. В садиках когда ремонт делался? Очередной бред.

  • Анонимно
    20.12.2013 13:17

    Челны - город малого бизнеса, который живет и растет несмотря ни на что.

  • Анонимно
    20.12.2013 14:14

    Да малый бизнес "процветает", за год 6 тыс. ИП закрылись.

  • Анонимно
    20.12.2013 17:40

    Тимур! Для ПанАлекс.Население не обращается напрямую в муниципальные органы власти, в мэрию, а как раз идет с проблемами в районные администрации. Так что работы у них хватает. Кстати основную нагрузку несут в основном они, так как они ближе к народу,а мэровские занимаются отписками и редко выходят на территорию города.А насчет дорог я соглашусь с другими авторами, так как каждый день по ним езжу. Проспекты почишены, а вот внутридомовые - нет. Но этим кстати должны заниматься управляющие компании и ЖРЭУ, а они ничего не делают!

    • Анонимно
      20.12.2013 20:56

      Кроме основных проспектов есть ещё и улицы и местные проезды ,а также магистральные тротуары и пр., нерегулируемые пешеходные переходы ,которые в ведении ПАДа ,но без благоустройства.Внутридомовые дороги и проезды к домам под УК и тоже в беспределе .Нет хозяина в городе.

  • Анонимно
    20.12.2013 17:51

    Тимур! Для ПанАлекс.Население не обращается напрямую в муниципальные органы власти, в мэрию, а как раз идет с проблемами в районные администрации. Так что работы у них хватает. Кстати основную нагрузку несут в основном они, так как они ближе к народу,а мэровские занимаются отписками и редко выходят на территорию города.А насчет дорог я соглашусь с другими авторами, так как каждый день по ним езжу. Проспекты почишены, а вот внутридомовые - нет. Но этим кстати должны заниматься управляющие компании и ЖРЭУ, а они ничего не делают!

  • Анонимно
    20.12.2013 19:43

    Руководителю Челнов надо подать в суд на журналиста Игоря Можаретто за статью в журнале За Рулем где он обвинил мэрию в покупке автомобилей на 15 млн руб. Это клевета! Нельзя так травить Мера!

    • Анонимно
      21.12.2013 10:43

      В суд он не подаст иначе привлечёт к себе такое внимание а там покопаются в точечной застройке/игровухах/ЖКХ/выборах по разнарядке под 80% - такое позорище будет на всю Россию!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль