Общество 
20.12.2013

Роберт Миннегалиев: «Три основные угрозы сейчас актуальны для нефтяной индустрии Татарстана»

1.jpg
Роберт Миннегалиев

УЧИТЫВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РОССИИ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Понятие «модель Татарстана» появилось во время визита первого президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева в 1994 году в Гарвардский университет на политический форум. Особый путь республики, который подразумевается под этим понятием, означает умение находить устраивающее обе стороны (как республику, так и Россию) решения как в политическом, так и в экономическом плане. На наш взгляд, эта модель не потеряла своей актуальности и сейчас, просто она адаптировалась к современным политическим условиям. Татарстан находится внутри России, входит в ее состав и является неотделимой частью. Развитие региона невозможно отдельно от России. Возможно, Татарстан и отдал часть своего суверенитета, но это было сделано для сохранения целостности Российской Федерации.

Задача руководства страны — создать условия, при которых развитие государства будет происходить, учитывая национальные интересы многонационального народа России. В нашем регионе, как и во многих других субъектах страны, проживает большое количество народов, разных как по культуре, так и по религии. Объединить богатый по составу народ на достижение общих целей развития республики, мирного сосуществования на одной территории является непростой задачей. Татарстан, можно сказать, это родина современных татар. Татары в целом — очень дружелюбный самодостаточный народ, они гордятся собой и своей республикой. Мы думаем, что это единение вносит немалый вклад в экономическое процветание региона.

На наш взгляд, руководство Татарстана стремится добиться процветания жизни всех граждан, делает все возможное, чтобы многие сферы деятельности улучшались, активно поддерживает бизнес. Мы уверены, что большинство граждан чувствуют такую поддержку со стороны руководства и отвечают взаимностью.

РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ — ПРАВИЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Вопрос конкуренции России и Татарстана в частности на мировой арене сейчас весьма остро стоит перед руководством страны и руководителями малых и крупных компаний. Глобализация мировой экономики привела к тому, что любые ресурсы (капитал, сырье, труд) можно достаточно быстро перевести из одной части мира в другую, где они будут наиболее эффективно использоваться, и быстро поставить конечную продукцию (услугу) покупателю по минимальным ценам.

Если анализировать ситуацию конкурентоспособности России на глобальном рынке, то она весьма удручающая. Так, по данным отчета о глобальной конкурентоспособности 2013 - 2014 (на основе индекса глобальной конкуренции1), Россия занимает лишь 64-е место из 148 возможных. Наибольший негативный вклад в конкурентоспособность нашей страны вносят такие параметры, как: инновационные возможности — 78-е место, развитие рынка труда — 72-е место, уровень конкуренции — 135-е место, развитие государственных институтов — 118-е место, показатель технологических заимствований — 127-е место.

Если смотреть на структуру экспорта, то наша страна больше похожа на сырьевую колонию. Экспорт высокотехнологичного оборудования ничтожно мал. Себестоимость многих видов продукции, производимых в нашей стране, весьма высока. Производительность труда в разы ниже, чем в развитых экономиках и многих развивающихся странах. Энергоемкость промышленности в 2 - 3 раза выше аналогичных показателей в США, Японии и в развитых странах Европы.

Однако не все так плохо, есть сектора экономики, где Россия еще входит в мировые лидеры (космическая отрасль, атомная энергетика, оборонная промышленность). Но многие заделы в этих секторах были получены еще в советское время. И стоит открытым вопрос, как долго мы еще будем удерживать эти позиции.

Что касается Татарстана, то наша республика — один из самых развитых регионов России. По основным ключевым показателям он всегда входит в 10 крупнейших регионов России. А согласно отчету «Оценки инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов», Республика Татарстан входит в тройку лучших регионов, получивших наиболее позитивные отзывы иностранных инвесторов. Наш регион имеет более конкурентные позиции по показателю производительности труда2, чем в среднем по России. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме промышленного производства более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель Российской Федерации (по оценке, порядка 6%).

Структура экономики в республике диверсифицирована, тем не менее сырьевой сектор, представленный добычей нефти, является значительным — 23,4% от ВРП (по России — 10,9%). Республика обладает таким богатством, как нефть (в РТ добывается более 6% российской нефти), и основная задача — получать максимальный эффект от ее добычи, создавая на ее основе товары с более высокой добавленной стоимостью. Татарстан — один из крупнейших регионов по переработке нефти. В республике производится 58% полиэтилена, 42% синтетических каучуков, около 30% грузовых автомобилей и автомобильных шин. Глубина переработки нефти должна увеличиваться, и это есть та возможность для экономики региона, которая уже сейчас дает существенный положительный эффект.

В республике хорошо развиты и обрабатывающие сектора экономики. Однако здесь производителям трудно конкурировать с мировыми компаниями. Здесь руководство республики, как нам кажется, выбрало правильную стратегию развития — разработка и производство высокотехнологичной продукции (услуги), которая по крайней мере не имеет аналогов в России и способна конкурировать с мировыми производителями. Для этого республика много делает, начиная с автоматизации документооборота в исполнительных органах власти и заканчивая строительством такого крупного проекта, как «Иннополис» — IT-город. Правительство всемерно поддерживает производство на территории республики новых и современных видов продукции. Эта поддержка осуществляется через налоговые преференции, использование механизмов гарантийного обеспечения, гранты и целевые субсидии, через участие в софинансировании проектов, оказание административной поддержки (вплоть до федерального уровня) и т.д.

Что тормозит конкурентоспособность региона и где имеются «узкие горлышки»? Для нас характерны многие «болячки» общероссийских тенденций в экономике. Отметим слабое взаимодействие внутри органов исполнительной власти. У инвесторов остро стоит проблема по вопросам согласования различного рода документации, получения разрешений и т.д. при реализации своих проектов. Но сейчас по инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова выполнение многих проектов будет мониториться практически в прямом режиме. Это, безусловно, снизит забюрократизированность государственного аппарата и повысит привлекательность региона в глазах иностранных инвесторов по этому критерию.

Другая проблема — нехватка квалифицированных кадров для обеспечения современных производств. Системе специального и высшего образования необходимо меняться в сторону подготовки более профессиональных специалистов, которые знают новейшие технологии, умеют с ними работать.

Есть еще множество других «узких мест» в экономике региона, но мы видим, что республика прикладывает очень большие усилия для их преодоления в рамках своего региона. Для этого все есть — политическая воля и ресурсы.

УЛУЧШИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В ГЛАЗАХ ИНВЕСТОРОВ

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- За последние годы мы можем заметить, что уровень экономического развития нашей республики заметно вырос. Татарстан достиг огромных успехов как в экономической сфере, так и в социальной. Но останавливаться на достигнутом, конечно же, не стоит, необходимо идти в ногу со временем и современным миром.

У нашей республики есть огромные преимущества и достаточно условий в сфере развития новых и инновационных технологий. Татарстан является весьма привлекательным регионом в плане инвестиций, в том числе и иностранных, у нас очень развитая инфраструктура, в республике развиты многие отрасли экономики. Имеется множество промышленных предприятий, которые не просто заинтересованы в создании тех или иных инновационных продуктов, но и готовы приложить максимум усилий для их внедрения и эксплуатации. Немаловажным преимуществом является и наличие вузов и других образовательных учреждений, которые, в свою очередь, выпускают необходимое количество специалистов.

Еще одно важное место в процессе внедрения передовых научно-технических решений занимает и поддержка правительства как на федеральном, так и на региональном уровне, которая оказывает всестороннюю помощь тем или иным проектам.

Стоит отметить, что Татарстан во многих проектах уже достиг огромных успехов и результатов. И речь не идет о так называемом стандартном производстве, нередко создаются проекты, в которых используются новейшие знания, внедряются новейшие технологии, порой даже не имеющие аналогов в мире.

Многие проекты реализуются через различные площадки, которые позволяют быстро осуществить проект с минимальными издержками. К таким площадкам можно отнести технопарки, технополисы, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, технологические парки и особые экономические зоны.

Что касается последних, то стоит заметить, что наш регион является первым и единственным в стране, где расположены сразу две особые экономические зоны — это ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис», последняя создана в рамках проекта «Иннополис», который представляет собой город, нацеленный на рост экономики путем развития высоких технологий.

Другой крупный проект нашей республики — это «СМАРТ Сити Казань» — ориентирован как «умный» город для усовершенствования таких основных секторов, как медицинский и образовательный кластер, кластер высокотехнологичного производства и туристический кластер.

Мы видим, что создание единых площадок, где сосредоточены существенные ресурсы для того, чтобы внедрить новые и усовершенствовать уже существующие технологии, есть перспективное направление для Татарстана на ближайшие несколько лет. В первую очередь именно на такие проекты стоит делать ставку нашей республике.

Особое место в достижениях нашего региона занимает проведенная в этом году XXVII Всемирная летняя Универсиада. Разница между инфраструктурой, которая была до проведения международных Игр и которая была создана в рамках проведения Универсиады, существенная. Особо хочется отметить работы, которые были проведены в транспортной отрасли. Тот опыт, который приобрела наша республика во время подготовки и проведения Универсиады, теперь должен и может быть использован и в других крупных проектах как внутри республики, так и за ее пределами. Речь идет о предстоящей Олимпиаде в Сочи в 2014 году, чемпионате мира по водным видам спорта в 2015 году, а также о чемпионате мира по футболу в 2018 году.

Как известно, к чемпионату мира по футболу планируется построить и реконструировать около 18 объектов транспортной инфраструктуры. В это число входит и такой крупный проект, как высокоскоростная магистраль Москва — Казань. В ближайшей же перспективе должен завершиться первый этап строительства такого масштабного проекта, как Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ).

Большие надежды возлагаются и на проект химического комплекса по производству карбамидных удобрений «Аммоний». Строительство завода планируется завершить к концу 2014 года. Это единственный комплекс в нашей стране, где будет осуществляться совмещенное производство метанола и аммиака. Кроме того, завод начнет выпускать гранулированный карбамид — аммиачное удобрение, только с большим содержанием азота.

В нефтяной отрасли республики продвижения делаются в направлении увеличения объемов нефтепереработки. Так, в ноябре текущего года, возможно, начнутся пуско-наладочные работы на комплексной установке гидрокрекинга — этапа 1Б1 нижнекамского НПЗ «ТАНЕКО».

Мы полагаем, что реализация всех этих проектов, безусловно, позволит улучшить показатели инвестиционной привлекательности региона в глазах инвесторов, ускорит темпы роста экономики региона, создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни населения.

ТРИ ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ ИНДУСТРИИ ТАТАРСТАНА

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Как мы отметили выше, нефтяная (в том числе нефтеперерабатывающая) отрасль республики является ключевой в нашем регионе. Около 60% налоговых сборов формируется в компаниях этого сектора экономики. Так как нефтяной сектор Татарстана является частью российского и мирового нефтяного сегмента, многие процессы, происходящие на внешних рынках, существенно влияют на деятельность нефтяных компаний региона. Выделим три основные угрозы, которые сейчас актуальны для нефтяной индустрии Татарстана.

1) Негативное изменение ситуации на внешних рынках, а именно — снижение цен и спроса на нефть и продукты нефтепереработки.

Кризис 2008 - 2009 годов показал, насколько может быть сильным удар по нефтехимическому сектору республики в условиях снижения мировых цен и спроса на продукцию этой отрасли. В случае повторения подобных сценариев это, например, может весьма негативно сказаться на многих проектах, которые сейчас реализуются в нефтеперерабатывающей отрасли республики.

2) Ухудшение налоговых условий для нефтяных компаний.

Сейчас уровень налоговой нагрузки на нефтяные компании России один из самых высоких в мире. Наличие налоговых преференций позволяет нефтяным компаниям республики существенно экономить на уплате налогов. Изменение законодательства по налоговым льготам может существенно ударить по финансово-хозяйственной деятельности нефтяных компаний.

3) Рост затрат на добычу и переработку нефти.

Вопрос весьма актуален для нефтяных компаний Татарстана. Среди почти всех крупных нефтяных компаний России самые высокие удельные затраты на добычу нефти по итогам 2012 года у компании «Татнефть». Основная причина высоких затрат — это истощенность главных месторождений компании и необходимость повышенных издержек на методы по увеличению нефтеотдачи пластов.

Что касается общеэкономических и политических угроз в регионе на среднесрочную перспективу, то политических угроз пока мы не видим. Нынешнее руководство республики ведет сбалансированную политику с федеральным центром. И мы видим положительные высказывания и действия федеральных органов власти по целям и процессам, которые, соответственно, ставятся и региональными органами власти.

К основным общеэкономическим рискам на ближайшие 5 - 10 лет можно отнести:

Во-первых, это низкие темпы роста экономики России и Татарстана в течение ближайших двух-трех лет. Риски развития рецессии в России.

Во-вторых, высокий уровень издержек в экономике, высокая себестоимость отечественной продукции по отношению к зарубежным аналогам.

В-третьих, проблема дефицита бюджета Татарстана и решение проблемы с государственным долгом республики.

Таким образом, большинство рисков развития Татарстана на ближайшие 5 - 10 лет связаны с внешними факторами (ситуация в мировой и российской экономике). Но есть огромный внутренний резерв — это диверсификация экономики (производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью) и снижение издержек (рост производительности труда, снижение себестоимости исходного сырья и материалов, замедление роста цен тарифов естественных монополий и пр.). Мы полагаем, что республика обладает огромным внутренним потенциалом, который еще полностью не раскрыт.

Подготовила Елена Чернобровкина

Ссылки

1 Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, что в первую очередь зависит от того, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг.

2 Постановлением кабинета министров РТ от 13.02.2013 №99 принята долгосрочная целевая программа «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы».

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать на электронную почту elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы на сайте «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Фоат Комаров: «Татарстан – это Вавилон на Волге и Каме». Часть 1-я

Раис Гумеров: «Выросло поколение, которое ежечасно видит, как красиво живут трутни и коррупционеры». Часть 2-я

Алексей Семин: «Когда госкапитализм заполнит все сферы, это приведет к застою». Часть 3-я

Шамиль Агеев: «Татарстан воспринимается как исламская республика, а мусульманство переживает сложные времена». Часть 4-я

Алексей Пахомов: «Обидно, когда в бизнес и власть приходят люди нравственно ущербные». Часть 5-я

Марат Сафиуллин: «Мы варимся в собственном соку, а это для системы управления вредно». Часть 6-я

Виктор Дьячков: «IT-технологии не работают в полной мере при ручном режиме управления». Часть 7-я

Ренат Муслимов: «Кому нужна ВСМ?! За такие-то деньги!» Часть 8-я

Владимир Иванов: «Элита должна отказаться от кумовства и непотизма». Часть 9-я

Марат Галеев: «Возможности создавать инновационную экономику у нас скукоживаются». Часть 10-я»

Рафаэль Хакимов: «Недальновидность и непрофессионализм официальных идеологов в Москве уму непостижимы». Часть 11-я

Рафгат Алтынбаев: «Татарстану надо соизмерять возможности. Шпагат не каждый может делать». Часть 12-я»

Ильдус Янышев: «К сожалению, в экономике сохраняется большая клановость». Часть 13-я»

Сергей Юшко: «Надо, чтобы Татарстан стал одним большим технопарком». Часть 14-я»

Леонид Штейнберг: «У нашей экономики нет перспектив без качественных дорог». Часть 15-я»

Камияр Байтемиров: «К сожалению, у нас административно-командная система управления селом». Часть 16-я»

Иван Грачев: «Пять лет при нормальном управлении – и можно прибавлять ВВП по 10 процентов в год». Часть 17-я»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль