Общество 
28.12.2013

Чем мы платим за деградацию электротранспорта?

Климат и размах проблем — два главных фактора, отличающих Казань от Боготы. Достаточно ли этого, чтобы скептически оценивать рецепты ПеньялосЫ?

Недавно Казань посетил всемирно известный урбанист Энрике Пеньялоса. Освещение его визита на страницах «БИЗНЕС Online» вызвало большой резонанс — в сумме более 600 комментариев. Хороших, плохих, конструктивных и не очень. Известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев в своей статье, специально подготовленной для газеты «БИЗНЕС Online», детально разбирает наиболее популярные заблуждения наших читателей и дает свою оценку рецептам Пеньялосы.

13.jpg
Энрике Пеньялоса

КАЗАНЬ — ЭТО ВАМ НЕ БОГОТА?

Естественно, вопросом всех вопросов была связь теории и практики. Казалось бы, сколько ни читай лекции, от них лучше не станет. На самом деле этот довод неверный. Настроения в обществе все равно учитываются политиками. Если вещь, какой бы правильной она ни была, не воспринимается людьми, то она внедряется гораздо сложнее. Без социального заказа на прогресс развитие Казани будет тормозить.

1. Опыт Энрике Пеньялосы для нас бесполезен, его Богота — тропический город, не ровня заметенной снегом Казани.

Здесь необходимо сказать, что Энрике не придумал ничего нового. Он прославился тем, что наиболее масштабно и радикально применил к своему мегаполису подходы, которые до этого осторожно внедрялись европейскими и североамериканскими специалистами — и его ждал успех. На месте Пеньялосы в Казанской ратуше вполне бы мог оказаться Вукан Вучик из Филадельфии или Ян Гейл из Копенгагена — городов не столь тропических. Да и нельзя нашу Казань ассоциировать только с зимой. Настоящего мороза у нас лишь несколько дней. Причем в эти дни общественный транспорт особенно востребован, поскольку половина машин не заводится. Ориентация на интересы человека без машины позволила городам Северной Европы и Канады стать городами с самым высоким качеством жизни.

Летом этого года журнал Monocle опубликовал очередной список городов мира, наиболее пригодных для жизни (Most Livable Cities Index). Эксперты оценивали безопасность, толерантность, экологию, международные контакты городов. Из других критериев отбора учитывалась простота ведения бизнеса, простота и безопасность передвижения по городу в любое время суток, наличие зеленых зон и зон отдыха.

Из 10 городов, которые вошли в список, 3 города — Копенгаген (победитель рейтинга), Хельсинки (3 место) и Стокгольм (7 место) — находятся значительно севернее Казани. Так что климат не является препятствием для качественной жизни, если вести правильную линию развития и, конечно, своевременно чистить снег.

2. Богота — неразвитый нищий город, это «африка», а не Казань.

Вопреки расхожему мнению, Богота не является бедным городом. В 2011 году валовый продукт города составил $82 млрд. на 7,45 млн. населения, то есть по $11 тыс. на каждого жителя, включая младенцев. В том же году валовый продукт Казани составил 380 млрд. рублей, или те же самые $11 тыс. на душу населения. То есть по уровню экономического развития столицы Татарстана и Колумбии очень близки.

А вот что касается проблем, то Богота конца 90-х была даже хуже многих африканских столиц. Возросший уровень автомобилизации привел к транспортному коллапсу, многочасовые пробки делали перемещение по городу физически невозможным. Целью Пеньялосы была просто возможность передвигаться по городу. Поэтому был выбран скоростной автобус — реализация этого проекта была признана самой дешевой и быстрой. Да и сейчас целью мэрии Боготы является экстенсивное расширение этой системы, и только потом — ее интенсивное улучшение.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА — АЛЬТЕРНАТИВА ВНЕДРЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ СХЕМЫ СКОРОСТНОГО АВТОБУСА

Казань чем-то схожа с Боготой по автомобильному буму последних 20 лет при неготовой инфраструктуре. Но в Казани нет коллапса транспорта, поэтому нам необязательно строить временную систему дешевого BRT (Bus rapid transit — система скоростных автобусов). Мы уже сейчас можем перейти ко второму этапу — улучшению комфорта и экологичности общественного транспорта: развивать метро и скоростной трамвай, заменять красные автобусы на троллейбусы, наращивать долю низкопольного состава.

Необходимо принять новую программу развития электротранспорта. К сожалению, то, что было принято в этом году исполкомом Казани, можно назвать скорее «программой деградации электротранспорта». Главная цель уже принятой программы — рост пассажиропотока на электротранспорте на 19%. При этом к электротранспорту относится и метро, а не только трамваи-троллейбусы. Всего в 2012 году МУП «Метроэлектротранс» (МЭТ) перевезло 60 млн. пассажиров. Стало быть, если в 2017 году МЭТ перевезет 71 млн. пассажиров, то программу признают выполненной. При этом надо помнить, что к 2017 году в казанском метро появится станция «Дубравная». По реалистичной оценке, пассажиропоток в законченной линии метро составит 150 (а по оптимистичной 220!) тыс. пассажиров в день, то есть 55 млн. в год.

2.jpg
Вот как распределяются перевозки на МЭТ

Да, формально общий рост. Но де-факто все виды электротранспорта, кроме одного, развивать не планируется. То же касается других данных из программы: износ парка трамваев составляет 77%, а троллейбусов — 67%, а обновление к 2017 году планируется лишь на 35%. Само собой, что с некомфортным подвижным составом никакого развития не выйдет. В устаревший морально и физически общественный транспорт пересесть намного сложнее.

Чем мы платим за деградацию электротранспорта? Если говорить об экологическом аспекте, то сейчас автобусы с лейблом «Евро-3» являются источником примерно половины вредных газов. Угарный газ (СО, монооксид углерода) снижает содержание кислорода в крови, что, в свою очередь, снижает работоспособность. Многие замечали, как хорошо они высыпаются на природе. Это как раз влияние угарного газа, точнее, его отсутствия. Диоксид азота в легких человека окисляется до агрессивной азотной кислоты, что есть вероятность заболеваний дыхательной системы. Еще один важный фактор в пользу электротранспорта — это отсутствие вибрации двигателя, которая является раздражающим фактором для существенной доли пассажиров.

Климат и размах проблем — два главных фактора, отличающих Казань от Боготы. Я лишь приблизительно наметил, в какое русло развития ведут эти отличия. Хотелось бы призвать читателей к дискуссии по данной теме и более активному участию в жизни родного города.

Тимур Ямашев

Читайте также:

Как повернуть Казань от автомобилей лицом к людям?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.12.2013 09:42

    Тимур Пеньялоса-Энрике Ямашев - новый гуру???

  • Анонимно
    28.12.2013 09:43

    Когда хотят пересадить народ Казани в общественный транспорт, всегда вопрос начинают с неправильной стороны. Типа, экология, машины должны быть меньше, авто не должны мешать автобусам. Это все чушь. Я автомобилист, но иногда решаю ехать на работу трамваем (кстати трамвай пятый, самый хороший маршрут якобы). Его приходится ждать десять-пятнадцать минут иногда. А то вообще не едет. Где то поломка, что то сломалось. На другой день, я с удовольствием сажусь за руль, проклиная этот трамвай. Самый важный вопрос: общественный трамвай должен ходить регулярно и хорошо. Тоже касается автобусов и троллейбусов. Некоторые автобусы ездят один раз в полчаса. Зачем житель города будет ждать автобус полчаса, если он на машине дедет до нужного пункта за 15 минут? Чиновники хотят чтобы люди в 20 градусный мороз толпились на остановках. Вот когда решат проблему такую, народ сам подтянется.

    • Анонимно
      28.12.2013 14:32

      Только обычно это не поломка трамвая, а очередной автолюбитель, пожелавший подрезать трамвай, и "залезший" капотом под трамвай, в ожидании ДПС.

    • Анонимно
      28.12.2013 18:27

      Нужно хороший общественный транспорт организовать , народ сам его выберет для передвижения. В метро ведь не нужно насильно народ загонять - все с удовольствием пользуются!

      • Анонимно
        29.12.2013 20:41

        Нужно, помимо хорошего транспорта, еще доработать вопрос его приоритета. Причем не так, как сейчас сделано ГИБДД - из двух полос - одна автобусная, а планово закладывать их уже на этапе проектировки и отдельно от основного потока. Тогда, на трех китах: регулярность, комфортность и преимущество передвижения, общественный транспорт будет самостоятельно популяризироваться.

    • Анонимно
      29.12.2013 23:38

      Всё правильно, а пока что лишь одни слова со стороны властей города, автобусы - основной вид транспорта в Казани - не получают ни копейки (!) дотаций из бюджета. Какая же при такой постановке может быть комфортность... Насколько денег собираемых с пассажиров хватит, настолько "комфортно" и будут возить. Хотя всё же большинство автобусных маршрутов надо сказать ходит регулярно с интервалом 10 минут.

  • Анонимно
    28.12.2013 10:22

    А куда собственно говоря, я могу доехать на трамвае.? Трамвайная сеть не развита, а то, что было, уже ликвидировано. Если надумаешь ехать принципиально на трамвае, то нужно его ждать долго, и ехать с пересадками. Так что я как обыватель голосую за автобусы, неважно какого они цвета.

    • Анонимно
      28.12.2013 13:39

      Да, трамвайная сеть ликвидирована в большей части. Но самое интересное: трамваи раньше ходили медленно потому, что на каждой остановке ждали по много минут заполнения пассажирами (для выручки). Результат - пассажиропоток рухнул. То же сейчас наблюдается на автобусных маршрутах, особенно между "часами пик". Парадокс - нерегулярность движения в погоне за выручкой сокращает пассажиропоток и выручку. "Жадность фраера сгубила". То есть администраторов нашего электротранспорта.

      • Анонимно
        29.12.2013 23:43

        Нужно отменять зависимость з/п водителей автобусов от выручки и делать его зависящим от километража, из-за этого все проблемы. Автобусы не только стоят на остановках подолгу, но и часто сами по себе едут очень медленно, тянутся. А если повысить скорость, так для поддержания того же интервала на маршруте потребуется меньшее число автобусов. То есть на 1-2-3 автобуса на маршруте можно будет сэкономить. Как этого АТП не понимают? Выгоднее ездить быстро.

    • Анонимно
      29.12.2013 00:23

      +1. В Казани трамвая тупо мало, мало где есть, чтобы можно было всерьез его рассматривать как что-то очень важное. Да и даже где теоретически можно было бы доехать на трамвае, нет нужных маршрутов. То есть рельсы есть - маршрута нет. Почему например я не могу доехать на трамвае с Ямашева на Советскую площадь? А это очень востребованное направление. Фактически в Казани 4 несвязные трамвайные сети - линия по Большому Казанскому Кольцу (Ямашева-Южка), линия по Сиб.тракту-Гвардейской-Зорге, линия по Декабристов и в Авиастрое и линия в центре по Тукая до Борисково. С одной на другую из этих линий попасть на трамвае нельзя. Нужно это исправлять, пересматривать сеть маршрутов. Это же потеря больших потенциальных потоков.

  • Анонимно
    28.12.2013 10:25

    Если власть каждый день оправдывается по поводу строительства ВСМ, которую еще возможно и строить то не будут, что говорить про принятие радикальных решений в сфере общественного транспорта. Мышь где-то пукнет, ноги трясутся. Всего боятся

  • Анонимно
    28.12.2013 10:27

    и как удалось Пеньялосу приехать в Казань с лекциями и собрать аудиториии? Есть много умных людей в мире, способных показать опыт решений, например архитектор Брюсселя, которого приглашали в Уфу. Там помогло, а этот случай - как музей соцбыта...

    • Анонимно
      28.12.2013 13:01

      Что в Уфе помогло? Как снег выпадет, так многочасовые пробки.

  • Анонимно
    28.12.2013 10:52

    Теперь понятно на кого работает этот квази специалист по транспорту! Он забыл про то что, для выработки электроэнергии сколько нужно угля, мазута, и как это сказывается на экологии! Про вибрацию молчу, холод и т. д. Кстати многие модели трамваев оснащены дизельными двигателями, так что вот!

  • Анонимно
    28.12.2013 10:59

    Очередная статья не о чём!! Толи для пиара, то ли лишь бы колыхнуть общественное мнение на обсуждалово.

    • Анонимно
      28.12.2013 13:46

      А ему пиар принесёт какие-то блага? Наверное, всё-таки "...лишь бы колыхнуть общественное мнение на обсуждалово". А то в нашем общественном болоте одни ворчливые лягушки будут квакать на своей кочке.

  • Анонимно
    28.12.2013 13:12

    Мэр казани против развития электротранспорта, потомучто красноавтобусные АТП ежемесячно несут ему живые деньги за то, что им разрешено работать на конкретных маршрутах. Платят все. Поэтому в Казани убили трамвайное движение.

    • Анонимно
      29.12.2013 20:50

      У вас есть конкретные доказательства? Или это просто треп? если есть, то несите их в прокуратуру, а если нет, то какой смысл пересказывать то, о чем сами толком не знаете.

  • Анонимно
    28.12.2013 15:56

    Молодец, Тимур! Всегда с интересом читаю материалы. Можно сказать, что у нас есть свой казанский Пеньялоса. И не надо создавать себе зарубежных кумиров, когда есть свои специалисты.

  • Анонимно
    28.12.2013 17:42

    Удивительно, но чтобы обеспечить комфорт пешеходам, нужно хорошо ремонтировать и строить дороги. И вот почему:Пару дней назад подъехал к административному зданию на Голубятникова, припарковался за 50 метров. Пошел пешком по тротуару вдоль дороги. Потом передумал и полез ближе к домам прямо по снегу.Может мне делать нечего? отнюдь. Вся Голубятникова в ямах. В ямах грязная вода. Машины летят. Все авто стараются ямы объезжать, но при разъезде деваться некуда, поэтому летят прямо в лужу, а вода летит метров на 5 на тротуар. Идти по тротуару и постоянно думать о том, что тебя в любой момент могут облить с ног до головы грязью как-то не комфортно.Поэтому все пешеходы ломают ноги и жмутся ближе к домам.А тротуар почищен, снега нет, только мокрый...Конечно, хочется быть пешеходом в Казани, но пока нельзя. В авто безопаснее и комфортнее. Оттого и стараемся припарковаться прямо у крыльца того здания, куда нам нужно. Потому что везде грязь, лужи, опасность..

    • Анонимно
      29.12.2013 00:18

      Как страшно жить) Как бы сколько людей не имеют машины и ходят по городу пешком. Я вообще очень люблю прогуляться по улица города, именно осознанно прогуляться, а не потому что надо куда-то идти, и на приличные расстояния. Конечно, пешеходная инфраструктура в Казани ужасна, особенно вне центра. Но тем не менее, лично считаю образ жизни, при котором все перемещения по улице сводятся к "от подъезда до машины" ненормальным, не понимаю таких людей, по-моему это уже какая-то зависимость от машины. Да и желание припарковаться непременно "у крыльца того здания, куда нам нужно" очень часто мешает другим, кто не столь щепетилен в отношении пеших прогулок по городу или просто не имеет другого выбора.

      • Анонимно
        29.12.2013 20:48

        Многие, которые в "танке" проезжая мимо пешеходов по мокрой дороге, даже не задумываются, что надо притормозить. Такое ощущение, что из роддома их сразу за руль посадили, и наручниками приковали, другой, пешеходной жизни, они не знают. Как бы тщательно не убирались дорожные службы, всегда есть участки, где сырость превращается в лужи, а лужи, разбрызгиваемые автомобилистами пофигистами, остаются на одежде пешеходов.

  • Анонимно
    29.12.2013 14:35

    вот переложили рельсы, типа для скоростного трамвая, тресет так же не по детски на участке от нового стадиона в сторону горок. если не держаться - летаешь по салону из стороны в сторону. еще чудаки разворачиваются на трамвайных путях там где не положено

    • Анонимно
      29.12.2013 20:45

      Автомобилисты вообще не приучены уступать общественному транспорту, хоть в ряде случаев это записано в правилах. Но рано или поздно, гражданское общество дойдет до того, что автобус со 100 пассажирами имеет преимущество перед авто с 2-3. Но для этого нужны именно отдельные, а не совмещенные полосы для ОТ.

      • Анонимно
        29.12.2013 23:33

        Всё верно, только в автобусе не должно ехать 100 человек. Это ненормально. Много ли автомобилистов захотят вылезать из машины в автобус в давку к 100 человекам?

    • Анонимно
      29.12.2013 23:32

      Это на дамбе? Там рельсы не меняли, т.к. рельсы накрепко вбетонированы, побоялись разрушить мост

  • Анонимно
    7.01.2014 01:15

    Особого смысла от развитого общественного транспорта, стоящего в пробках, не будет. Параллельно с развитием транспорта нужно развивать дорожную сеть. узкие места Казани вот этом посте http://kerperahatlukum.livejournal.com/16157.htmlПробки в Казани возникают в узких местах:1 - это "узел" в Соцгороде в схождении улиц Тэцевская, Декабристов и Дементьева. Пробка тут почти круглосуточная, т.к. утром тут едут на работу как в центр, так и в район Оргсинтеза, вечером то же самое только в другую сторону.2 - "узел" на Компрессорном: кто-то прорывается из/на квартал, кто-то едет из/в Дербышки3 - "узел" на Акчарлаке, отсюда едут на Горки через Гвардейскую и в Азино через Адельку, П.Лумумбы и Космонавтов4 - "тот самый светофор" в который упирается благополучно едущий по Булаку поток. В него же упираются потоки с ул.Татарстан и Салимжанова.5 - улица Родина - это те, кто не поехал через узел №3, но всё равно хочет в Азино)))краткое резюме писанины по ссылке:1. нужно еще как минимум три моста через Казанку2. нужны улицы дублеры, "разрезающие" промзоны города и Аметьево3. нужны новые эстакады через железные дороги

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль