Общество 
14.01.2014

Авиакомпанию «Татарстан» перекуют из «летчиков» в «технари»

Национального авиаперевозчика РТ после отзыва свидетельства эксплуатанта решено не банкротить — долги кредиторам хотят вернуть, проведя переформатирование его бизнеса

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», коллективу авиакомпании «Татарстан» (АКТ) объявили о том, что на ее базе будет создан комплекс по обслуживанию воздушных судов. Таким образом, потенциально решаются минимум две проблемы — постепенного возврата долгов АКТ и повышения доверия партнеров к авиакомпании «Ак Барс Аэро», к которой перешли функции национального перевозчика республики. Однако некоторые эксперты не верят в осуществимость этих планов...

.
Предполагается, что поначалу новый АТК будет обслуживать Cessna Grand Caravan, CRJ200, Airbus 319

АКТ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АТК

«На собрании коллектива авиакомпании «Татарстан» объявили, что она продолжит работу в виде ремонтной базы, — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли РТ. — Предположительно, к АКТ перейдет и авиационно-техническая база «Ак Барс Аэро» (АБА). Грубо говоря, если до катастрофы хотели, чтобы АКТ только летала, а АБА — только ремонтировала самолеты (плюс была оператором деловых перевозокавт.), то сейчас все выходит наоборот. АБА будет летать, и за ней останется обслуживание бортов VIP-авиации и вертолетов, а обслуживанием CRJ200, Airbus 319, Cessna Grand Caravan и Ту-154 займется «Татарстан».

Руководство АКТ не комментирует эту информацию, но и не отрицает ее. Зато развернутый комментарий дал хорошо информированный источник «БИЗНЕС Online». По его словам, АКТ решено сохранить как юридическое лицо (не исключено, что название будет изменено, но вопрос пока не проработан) в виде авиационно-технического комплекса (АТК) и центра подготовки авиационного персонала. Каковы резоны?

Первый — возврат долгов. «На АКТ много всего завязано, в том числе финансовые вопросы, долги, — объяснил источник. — Поэтому компания никуда не девается, вопрос о банкротстве на повестке дня не стоит. Сейчас договариваемся, устанавливаем графики отдачи долгов кредиторам — пусть по мелочи, но будем рассчитываться, никого, как говорится, «кидать» не собираемся. Да и кредиторы трезво оценивают обстановку. Ну подадут они на банкротство, и что? Не факт, что деньги получат — двух Ту-154 и кое-какой недвижимости для покрытия долгов, естественно, не хватит... И потом, ведь всем понятно, что АКТ и АБА в одной связке идут. И любой аэропорт-кредитор может сказать «Ак Барс Аэро»: «Ребята, мы знаем, что у вас с «Татарстаном» один хозяин (ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»авт.), и пока АКТ не выплатит мне 3 миллиона долга, я вам никаких скидок, никаких слотов не дам, и будете только по предоплате работать».

Второй — возможность начать новый бизнес. «Если по уму все построить, то деньги на обслуживании самолетов зарабатывать можно, — уверен источник. — В России — недостаток технических баз: количество самолетов растет, а обслуживать их негде. В каком из крупных аэропортов обслуживают самолеты? В Домодедово, Шереметьево, Кольцово — крупных узлах. Но какие там очереди, особенно в сезон! Люди на тяжелые формы за границу летают, за огромные деньги. А теперь возьмите Йошкар-Олу, Чебоксары, да и Нижний Новгород, и десятки других подобных аэропортов — там почти ничего нет. И учтите начавшееся развитие региональной авиации, закупку судов наподобие приобретенных Татарстаном самолетов Cessna... А у АКТ есть и база, и специалисты с многолетним опытом обслуживания иностранной техники, и соответствующие сертификаты. И компанию же не просто кто-то сертифицировал — это делали европейские авиационные власти. Каждые полгода они проводят аудит — европейцы репутацией не будут рисковать. После катастрофы «Боинга» АКТ кто только не проверял, и в технической области никаких претензий нет».

Третий — работа с авиационным персоналом. Сохраняется уже действующий центр профессиональной подготовки пилотов. «Для «Ак Барс Аэро» это будет большой экономией денег, — разъяснил источник. — Например, произошло в правилах изменение, и пилоту нужно пройти соответствующий двухдневный курс или повысить знание английского. Чтобы не платить другим организациям, не тратиться на дорогу, гостиницы, обучаем здесь».

ПОДОБНЫЕ ПЛАНЫ БЫЛИ ЕЩЕ ПРИ БОЛГАРАХ

На базе чего будет основан АТК?

Прежде всего, по словам источника, это имеющиеся у АКТ сертификаты на работу с Ту-154 (все формы обслуживания), Cessna Grand Caravan (легкие и средние формы), Airbus 319 (легкие формы). Напомним, сегодня в парке АБА два Ту-154, 15 Cessna Grand Caravan и, предполагается, в ближайшее время будет не менее шести Airbus 319. Также перевозчик оперирует 15 самолетами Bombardier CRJ200. «Но CRJ200 пока будет обслуживать собственная авиационно-техническая база АБА — у «Татарстана» нет для этого допуска», — отметил источник.

.
Ангар — сооружение не из дешевых (на фото — ангар «Тулпар Техник»)

При этом работу будущего АТК не хотят замыкать лишь на «Ак Барс Аэро» — разрабатывается план по развитию. «Сейчас ведутся переговоры с рядом авиакомпаний по обслуживанию их судов в Казани, — отметил источник. — Ведь надо зарабатывать, а у основного заказчика — АБА — финансовые дела тоже идут не очень, и деньги за обслуживание она, вероятно, тоже будет перечислять не очень регулярно и не в требуемых объемах».

Развитие потребует совершенствования материальной базы, ведь на сегодня у АКТ нет ангаров, и техника обслуживается на улице (у АБА в Казани — два ангара для бизнес-джетов и вертолетов). Исключение — Cessna Grand Caravan, для работы с которыми арендуются ангарные площади соседнего ООО «Тулпар Техник». Но, по словам источника, в ближайших планах — возведение для обслуживания «Цессен» легкого модульного ангара (стоимость — 15 - 20 млн. рублей) и приобретение соответствующего оборудования.

Есть и более смелые планы — например, по строительству капитального ангара (примерно 200 млн. рублей) для обслуживания «Эйрбасов». «Права на ангарное обслуживание «Эйрбасов» у АКТ нет, — рассказал источник. — Само получение сертификата — не такая уж и проблема, но нужен, собственно, ангар. Строительство его — дело затратное, но если будет нормальный бизнес-план, контракты с авиакомпаниями или найдем стратегического партнера, все осуществимо. В свое время, еще при болгарах, был план по привлечению Lufthansa в качестве партнера по созданию в казанском аэропорту авиационно-технического центра. Вместе со специалистами Lufthansa спроектировали ангар, и в 2011 году «Гипронииавиапром» даже геологические изыскания на месте возможного строительства проводил, и бюджет рассматривали. Но как раз в то время начали проявляться проблемы с болгарами, закончившиеся их выходом из нашего авиабизнеса, и работы свернули».

Отметим интересный момент. Если этим планам суждено сбыться, в РТ будет сразу три авиационно-технических базы, во многом конкурирующих друг с другом: «Ак Барс Аэро», «Тулпар Техник» и «Татарстан». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в этом году компания «Тулпар Техник» получила право проводить тяжелые формы обслуживания CRJ200 и начала готовить персонал на обслуживание «Эйрбасов».

«ДЛЯ СОЗДАНИЯ АТБ НУЖНЫ ИНВЕСТИЦИИ, А ТУТ ДОЛГ ВИСИТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать «реинкарнацию» АКТ отраслевых экспертов.

Олег Пантелеев — главный редактор отраслевого портала «AвиаПорт.Ru»:

— Такого, чтобы перевозчик, прекратив полеты, становился авиационно-технической базой (АТБ), навскидку не припомню. А вот обратные примеры, когда авиаремонтные заводы создавали авиакомпании, были, впрочем, давно... Думаю, принципиальный вопрос заключается в том, что взять и сказать кредиторам: «Всем спасибо, все свободны», — со стороны АКТ, конечно, будет не особо этично. Поэтому вполне вероятно, что была некая договоренность с как минимум основными кредиторами о том, что деньги им будут постепенно возвращать. А для этого необходимо, чтобы юрлицо не просто существовало, но функционировало и приносило прибыль.

.
И «Ак Барс Холдинг», и ГК «Тулпар» намерены развивать техническое обслуживание и ремонт самолетов. Слева — гендиректор «Тулпар Техник» Владимир Некрашевич, справа — гендиректор «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев

Что касается востребованности сервиса, то здесь все понятно. В регионе увеличивается парк воздушных судов — имею в виду даже не столько «Цессны», сколько самолеты другой размерности. Поэтому создание полноценной АТБ, которая будет работать и на свой флот, и на флот других перевозчиков, вполне может стать успешным бизнесом... Да, в Татарстане уже есть АТБ, к примеру, у «Ак Барс Аэро», но стоит задать вопрос: а будут ли эти два технических комплекса компании существовать независимо? И, как показывает практика, предприятию по техническому обслуживанию и ремонту имеет смысл ориентироваться не вообще на все типы воздушных судов, которые есть на рынке, а на какие-то приоритетные направления и модели. То есть у вас одна компания могла бы специализироваться на машинах регионального класса, другая — на магистральных, и кто-то ведь должен и «Цессны» обслуживать.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— Я не удивлен — с компанией что-то надо было делать, но планы руководства АКТ обсуждать не могу, поскольку не знаю в точности, чего оно хочет.

Вложения в создание АТБ по-любому большие. Мы в «Тулпар Техник» вложили, если собственных средств не считать, порядка 300 миллионов рублей. В случае с «Татарстаном» дело упрощает то, что у них многие допуски уже есть, возможно, к ним перейдут и сертификаты «Ак Барс Аэро», у которой есть допуск на приличную глубину обслуживания ряда типов воздушных судов. Прибыльный ли бизнес? В авиации все очень низкомаржинально: и перевозки, и техническое обслуживание.

Будем ли мы конкурентами? Как говорят в фильме «Ирония судьбы», поживем — увидим. Но, к примеру, сегодня «Тулпар Техник» и АТБ «Ак Барс Аэро» не конкуренты: они занимаются своими самолетами, мы — своими. Когда чего-то не хватает у нас, мы обращаемся к ним, и наоборот. У них есть свои специфические заказчики, скажем, по самолетам Diamond — Ульяновское авиационное училище и из Питера к ним прилетают на форму. Да, компания «Тулпар» тоже обслуживает те же CRJ200 и в этом январе даже начала выполнять тяжелые формы. Выполняем все формы для Як-40 и Як-42, легкие формы — на «Боингах» серии Classic, осваиваем легкие формы на бизнес-джеты Challenger 300 и Global 5000. И будем расширяться. В январе начинаем учить людей на «Эйрбасы» и будем по этому типу наращивать свой потенциал. Да, наверное, «Татарстан» на «Эйрбасы» тоже будет получать сертификат. Что тут можно сказать? Раз у них денег много, ради Бога.

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Aviaru.Net:

— Думаю, это несерьезно. Допустим, авиакомпания лишилась сертификата эксплуатанта, стала просто компанией. Да, она имеет какие-то сертификаты на обслуживание воздушных судов, которые можно задействовать, но куда долг-то денется? Сколько там — порядка 3 миллиардов? Он же сам не рассосется. И какой смысл создавать АТБ? Ведь нужны инвестиции в это дело, а тут долг висит. Поэтому я скептически отношусь и не верю, что «Татарстан» как компания продолжит свое существование. Это маловероятно. Если не удалось урегулировать вопрос с долгом, когда она была авиакомпанией, то тащить это все в новый бизнес никто не станет. Проще обанкротиться и начать с нуля. Это, конечно, нехорошо по отношению к кредиторам, но в сегодняшней ситуации «Татарстану» точно никто не даст денег на создание АТБ. А они точно понадобятся.

Удастся ли авиакомпании «Татарстан» начать новый бизнес под новым флагом? (14.01.14-15.01.14)
10%Да. Главное – разработать грамотные стратегию и тактику
26%Если всем опять будут руководить специалисты ХК «Ак Барс», ничего не получится
4%Да, если найти профессионала за пределами республики
11%Противостояние авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» ни к чему хорошему не привело, теперь то же самое будет с авиационно-техническими базами
9%Да, но только в случае новых больших финансовых вливаний со стороны республики
40%АКТ после катастрофы «Боинга» уже ничем не спасти – лучше бы закрыли эту страницу
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.01.2014 08:05

    Каким банкам должна авиакомпания? Названия в студию!

    • Анонимно
      14.01.2014 08:34

      не трудно догадаться с одной попытки

    • Анонимно
      14.01.2014 10:09

      Авиакомпания должна не столько банкам, сколько аэропортам, в том числе и Казанскому аэропорту, называли цифру около 1 млрд. рублей

      • Анонимно
        14.01.2014 10:20

        Вот так и будут чехардой заниматься, сейчас Ак барс Аэро наберет долгов и через три года тоже перепрофилирует бизнес, потом снова и снова. Так к слову, причина многих задержек Ак барс Аэро из за долгов перед контрагентами. Мне кажется где то я это уже видел...

  • Анонимно
    14.01.2014 08:25

    "После катастрофы „Боинга“ АКТ кто только не проверял, и в технической области никаких претензий нет».

  • Анонимно
    14.01.2014 08:33

    Где причины катастрофы?

  • Анонимно
    14.01.2014 08:48

    Да удастся. Только с ними работать не надо и все. Все равно кинут.

  • Анонимно
    14.01.2014 09:15

    Ак Барс Аэро - те еще предприниматели! До сих пор у них не работает сайт, через который должны продаваться авиабилеты. Более того, билеты не продаются даже в собственных кассах, их можно купить только через посредников. На днях вылетал из Домодедово в Казань рейсом Уральских авиалиний в 23.00, в 22.20 был рейс Ак Барс аэро - на посадку пришло всего 12 человек (цифру специально уточнил). При этом билеты у них в 1,5 раза дороже, чем у Уральских. О чем они думают? Что за менеджмент у них? Опять понабрали "своих" с менталитетом агронома?

  • Анонимно
    14.01.2014 09:54

    никаких "татар", никакого ак барса. если нет ничего другого - вперед на поезд.

  • Анонимно
    14.01.2014 10:11

    В принципе все правильно делают, если просто так бы сейчас обанкротились, было бы много вопросов, вплоть до уголовных дел. А так ребята молодцы, перепрофилировали бизнес и будут лет 100 долги отдавать, а может и не отдадут, ждут когда все успокоиться

    • Анонимно
      14.01.2014 11:05

      Да да да в стиле 90х, кинули пацанов, теперь создают видимость спокойствия и успешности, пацаны через годы успокоятся...

  • Анонимно
    14.01.2014 10:56

    А не у кого не возникает вопрос, почему руководство авиакомпании Татарстан перешло повышать "эффективность" Ак Барс Аэро? А авиакомпанию Татарстан сохранили для того, чтобы забрать то, что не успели...

  • Анонимно
    14.01.2014 11:16

    Банкротиться действительно как будто не имеет смысла, но если посмотреть с другой стороны, Авиакомпания Татарстан уж очень не хочет, чтоб ее банкротили, из-за чего это может быть? Сомневаюсь, что собственникам важна история и традиции и ими движут благие цели. Вероятнее всего у Авиакомпании Татарстан в закромах еще остались ценные активы, которые еще физически вывести. Вот и ответ для чего вся эта постановка с перепрофилирование бизнеса.

  • Анонимно
    14.01.2014 11:17

    Реальную картину крушения Боинга ни кто не хочет раскрывать,так как это может обернутся отставками многих заинтересованных лиц нашей республики.

  • Анонимно
    14.01.2014 12:21

    БО, расскажи подробней, что это за лёгкие/средние/тяжелые формы и насколько они востребованы?

    • Анонимно
      14.01.2014 13:59

      Лёгкие-транзитные или так называемые разворотные формы ТО,при которых не требуеться замен агрегатов,регулировок,а если и требуются,то незначительные(замена фар,ламп в салоне,доливка масла в двигатель и ВСУ и так далее),так же проводится лишь внешний осмотр фюзеляжа,стоек шасси и пневматиков колёс).Средние-более тщательный осмотр самолёта,с проведением тестов,проводиться замена отказавших блоков и легкосьёмных агрегатов,производиться докачка колёс,смазка вращающихся и трущихся элементов и так далее.Тяжёлые формы ТО-снимаются и меняются назначенные сроком и временем ТО агрегаты(порой более сотни),тщательно проверяются все системы самолёта,осматриваются все узлы,агрегаты,силовые элементы планера,крыла,шасси,двигателя,производиться вывешивание самолёта на подьёмниках и проверка на выпуск-уборку,проверяются гидросистемы ВС на работоспособность,одни словом,какправило в ангаре-самолёт полностью "раздевают"(панели,кресла салона,наружние панели,все сьёмные части и всё,что положено и назначено производителем тщательно дефектируется,осматривается,снятые агрегаты либо проходят через лабораторный контроль,либо меняються на новые,после сборки всего,что было снято,самолёт заново проверяют,запускают двигатели-производят их полную гонку и так далее.Всё это как пример,что бы дать Вам общее представление о видах ТО.

  • Анонимно
    14.01.2014 13:27

    А можно по подробнее по поводу задолженностей авиакомпании Татарстан и Ак барс Аэро ?

  • Анонимно
    14.01.2014 14:04

    не знаю.. это же снова деньги, снова кредиты. наработали убытки и снова их кредитовать? очень уж по-татарстански..

  • Анонимно
    14.01.2014 14:17

    Как Путин с Медведевым-туда-сюда. А народ то боится уже летать,скоро совсем отвернеться.

    • Анонимно
      14.01.2014 15:42

      Я и раньше боялся, говорят это аэрофобия. Когда самолет взлетает и расстояние до земли увеличивается, так что "не спрыгнишь" ноги немеют.

    • Анонимно
      14.01.2014 15:48

      Да эту панику развели журналисты, ой, сколько пели всякие Малаховы про старый самолет из африки ,а ведь в этот момент даже ящики еще не нашли не то что расшифровали... любят у нас журналисты делать дешевые рейтинги на трагедии, зная прекрасно, что такая интерес у зрителе к событию сохраняется около 3 дней, в эти дни и фантонировали своими гениальными версиями, даже уже было мнение, а нафига вообще эти ящики расшифровывать и специалистов привлекать, журналисты то ведь уже все определили. Рейтинги это деньги, чем выше рейтинг тем больше рекламодатель готов платить за такой проект...

      • Анонимно
        14.01.2014 20:48

        Это точно! Ни одной достоверной информации о причинах катастрофы, которой можно доверять на все сто процентов. Недосказанность, предположения, мнения различного рода "экспертов", слухи и домыслы, высказывания различных журналюг и телеведущих - любителей пропиариться и повысить собственный рейтинг и тираж своих газетенок и тв-программ, откровенно популистские проекты законов, выдвигаемые депутатами, решившими также подзаработать на спекуляциях и горе других...

  • Анонимно
    14.01.2014 16:02

    Успокоились бы уже. Знает уже вся страна какие из вас пилоты какая вы авиакомпания. Уходить тоже нужно уметь.

    • Анонимно
      14.01.2014 20:16

      Зато страна не знает о вас, какой вы "пианист"... Так что помалкивайте. Неизвестно, что сами-то из себя представляете, а все туда же, судить о чем-то или ком-то. Не судите других, да не судимы будете!

      • Анонимно
        14.01.2014 20:52

        ну вы шутник. за моими словами факты месячной давности. все вроде смотрели тв. всем все понятно. вы наверное из тех пилотов кто покупает корочки в переходе.

        • Анонимно
          15.01.2014 15:25

          Не пилот я, не угадали. Обычный обыватель, читающий интернет, который хочет тоже знать правду, хоты бы потому, что был знаком с одним из погибших пассажиров. Но вот хотелось бы узнать - какие конкретные факты? Ведь кроме как нарушений в подготовке пилотов ничего не выявлено. Самолет был исправен. Пилоты были допущены к полетам уполномоченным органом - самой Росавиацией. Официально опубликованы результаты расшифровки данных только параметрического самописца, согласно которым все системы самолета работали нормально до столкновения с землей. А вот данные речевого самописца не опубликованы. Так что, о чем это вы, голубчик? О чем все знали еще месяц назад? До сих пор никто, кроме нескольких человек, не знает всей правды о причинах катастрофы. Одни домыслы, догадки, сплетни на ТВ и радио, интернете, газетах. Вы в каком переходе покупали корочки? Судя по вашему ответу, знаете адресочек и пользовались данными услугами...

    • Анонимно
      14.01.2014 20:29

      "В целом неплохая региональная авиакомпания!" - В. Путин

  • Анонимно
    14.01.2014 16:53

    Прикольно. После авиакатастрофы гнали на плохие, старые Боинги и плохое техническое обслуживание. Теперь "плохие" самолеты передали АБА, а компания, которая "плохо" обслуживала свои самолеты, теперь будет делать на этом бизнес :)

  • Анонимно
    14.01.2014 17:55

    Чехарда за чехордой. Нужно объединить все тех базы в одну, и тогда это будет бизнес. А то что сейчас, ну это басня Крылова про "Лебедь, рак и щука".

  • Анонимно
    14.01.2014 17:57

    А. БАстрыкин "Хотя в этом случае в Казани пилоты действительно были виноваты. Мы сейчас это установили. Они, действительно, не прошли должного обучения. Один из них был штурманом, второй - бортмехаником. Они должны были пройти обучение в Москве, опять же - в коммерческом центре повышения квалификации. Но не прошли"http://rg.ru/2014/01/14/bastrikin-site.html

  • Анонимно
    14.01.2014 21:16

    А представляете, что творится внутри компании. Грызут друг друга. За место готовы мать родную продать.

  • Анонимно
    15.01.2014 15:57

    Полностью согласен с Романом Гусаровом. Одна только фраза в статье о многом говорит: ""а у основного заказчика — АБА — финансовые дела тоже идут не очень, и деньги за обслуживание она, вероятно, тоже будет перечислять не очень регулярно и не в требуемых объемах" !!!!!!!!!!! Здорово да?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль