Общество 
18.01.2014

Тимур Ямашев: «Разгрузка центра Казани – ошибочный тезис»

Подобно княжескому замку со рвом вокруг, центр Казани обнесЕн рвом из неэффективно используемых территорий

Для борьбы с пробками надо строить дороги, нужно разгружать центр, не строить в нем новые офисы с торговыми центрами. Все эти бытующие среди руководства Казани и среди жителей стереотипы поверхностны и на самом деле не верны, считает известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей статье, специально подготовленной для газеты «БИЗНЕС Online», он предлагает альтернативную точку зрения о необходимости застраивать центр Казани торговыми моллами, высотными офисными зданиями и учебными центрами.

.

TRAFFIC CALMING ПО-ТАТАРСТАНСКИ

На днях глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов сообщил, что его ведомство не планирует развивать идею простого ограничения скорости и намерено активно заняться программой искусственных неровностей. Можно сказать, что декабрьская статья в «БИЗНЕС Online», в которой я высказал схожие тезисы — гибкость подходов и искусственные помехи — оказалась в какой-то мере пророческой. Напомню, что система искусственных помех уже давно применяется в западных странах и получила название Traffic calming. Из этого комплекса мер нам еще с советских времен хорошо знаком только «лежачий полицейский». Однако набор средств для успокоения движения гораздо разнообразнее: что-то лучше подходит для магистралей, что-то для городских улочек. Большинство из этих методов для Казани и всей России будут в новинку. Адекватность и, следовательно, эффективность мер будет существенно зависеть от того, каких специалистов наймет ГИБДД для запуска нововведения.

ЗАСТРОЙКА ПРОТИВ ПРОБОК

Высококвалифицированные специалисты и эффективные методы нужны не только ГИБДД. Одним из факторов, который не только снижает транспортную загруженность, но и в целом повышает качество жизни, является городская застройка. Если даже ведущие архитекторы признают, что в отрасли не хватает урбанистов, то что можно требовать от властей и населения? В общении с людьми я постоянно наталкиваюсь на популярные стереотипы, что для борьбы с пробками надо строить дороги, что нужно разгружать центр, не строить в нем новые офисы с торговыми центрами.

Все эти мнения поверхностны и на самом деле не очень верны. Не все явления в жизни очевидны и доступны невооруженному глазу, где-то требуется и научный подход с использованием абстрактного мышления. Причем результаты анализа специалистами могут быть прямо противоположными тому, что думают обыватели. В качестве примера можно привести парадокс Браеса, математически показывающий, как строительство дороги приводит к снижению пропускной способности транспортной сети. Парадокс был подтвержден на практике в Сеуле, Бостоне, Нью-Йорке и Штутгарте, где закрытие некоторых дорог снизило число заторов.

Еще один ошибочный тезис, часто высказываемый казанцами, якобы необходимая разгрузка центра города. Альтернатив у такой разгрузки две: либо вынос деловой активности на окраины, либо просто снижение этой активности и прекращение всякого развития. Не буду комментировать второй апокалиптический вариант, подробнее остановившись на первом.

В урбанистике есть такое понятие, как «точка Ферма» населения города. Это такая точка минимального суммарного расстояния до всех жителей города. Т.е. место, до которого ехать ближе всего из всех районов. Как правило, это точка находится в центре города. В Казани она находится около парка Горького. Чем дальше от этой «точки Ферма», тем большее расстояние будет преодолевать средний казанец. Так, до улицы Подлужной казанцу в среднем ехать 5,3 км, до любого здания в центре — не более 6 км, до Соцгорода или Азино-1 около 9 километров. Больше расстояние — больше загруженность дорог, а также меньшая привлекательность общественного транспорта в сравнении с автомобилем. Таким образом, при переносе офиса из центра на окраину транспортная нагрузка будет только возрастать, при этом дополнительно теряется возможность пешеходных перемещений из одной конторы в другую в течение рабочего дня. Неспроста все развитые города стараются уплотнить свой деловой центр, а не разнести его.

Наглядная иллюстрация транспортных потоков в Лондоне в течение суток

Что же должно находиться в центре города, который удобнее и ближе для всех казанцев? В нем должны находиться здания, которые наиболее эффективно используют свою площадь. Например, жилая площадь, приходящаяся на одного казанца, составляет 20 - 25 кв. м, а офисная 8 - 10 кв. метров. Таким образом, офисы в два-три раза эффективнее жилья, поэтому их расположение в центре предпочтительнее. Еще эффективнее вузы, где на студента приходится 1 - 2 кв. м, и, как ни странно, торговые центры. Например, посещаемость одного из популярных моллов в центре Казани составляет около 750 тыс. человек в месяц, или 25 тыс. в день. Для сравнения: жилье для этих 25 тыс. человек занимает примерно 100 га, а сам молл — меньше 1 гектара. Поэтому эффективнее размещать в центре Казани деловую недвижимость, университеты и популярные магазины. А промышленные склады или, например, автосалоны в центре и около станций метро — не совсем верное решение.

Если вы скажете, что центр Казани и так плотно застроен, то это не совсем так. У нас есть резерв. Вот как распределяется число фирм (предприятий) в кругах разного радиуса, но с центром на площади Тукая:

.

Желтым цветом показана аналогичная зависимость для Екатеринбурга. Он чуть крупнее Казани, поэтому и фирм у него больше. Мы видим, что Екатеринбург, как и большинство городов, нарастает в одну ступень. А у Казани ступенек две, как будто перед нами график не одного города. В общем-то, так и есть. Центр Казани представляет из себя город в городе. Подобно княжескому замку со рвом вокруг, он обнесен вокруг рвом из неэффективно используемых территорий. Как видно из графика, граница между двумя ступенями проходит в районе 2,5 км от площади Тукая. Прилегающие к деловому центру земли — это вторая по ценности площадь в городе. В Казани эти площади ужасно неустроены. Итак, из чего состоит этот ров, окружающий центр:

1. Акватория Казанки

2. Акватория Волги

3. Парк Горького

4. Аметьево

5. Квартал Б

6. Новая Татарская слобода, район речного порта.

Эти территории можно благоустроить, вдохнуть в них новую жизнь, если мы хотим иметь удобный город. Максимально эффективное использование наиболее ценных территорий — это один из краеугольных камней транспортной теории.

Тимур Ямашев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.01.2014 10:05

    Мне кажешься в центре повыше можно строить дома , чем в 3 этажа ! Земля ведь страшно дорогая ! Да и не продают ее !

  • Анонимно
    18.01.2014 10:31

    Вывод из статьи: засыпать акваторию казанки и волги, снести ометьево и построить там офисы и торговые центры. Да и еще парк Горького тоже уплотнить. Ни слова про промзоны на ул Родина и пл Вахитова. Единственное с чем согласен, это то что всем должны заниматься профессионалы, а не блогеры и активисты движений.

    • Анонимно
      18.01.2014 11:19

      По сути-то правильно, зачем в центре мегаполиса деревня ометьево?

      • Анонимно
        18.01.2014 13:00

        деревню Ометьево окружили толстосумы со всех сторон, а народ там уникальный и живет издавна. Ометьево - живая легенда и основа этого города. Это круче новоделов пиарных в слободах. Там живая аура и обаяние места.

        • Анонимно
          18.01.2014 15:03

          Какая легенда? Деревня такая же, как Караваево или Самосырово, только в центре города. Понятно, что местные никуда уезжать не хотят. Все крупнейшие города, тот же Екатеринбург и Новосибирск уже посносили почти весь частник в центре. Не должно быть в центре современного города деревни. Это касается и деревни нефтяников возле НКЦ.

    • Анонимно
      18.01.2014 12:48

      Блогеры и активисты должны пинки раздавать. Пока что в нашей стране без этого никак. Население вообще на все согласно, лишь бы их не трогали.

  • Анонимно
    18.01.2014 11:58

    этому руководству в 2010 году от НПО "Гулливер" показали форэскизы паркинга на 10 тысяч машин у НКЦ, в лощине за Федоровским бугром. По этой работе половинчатые решения: набережную ТИГП сдуру прорисовал без транзитной трассы до Кремля, да и отбетонили свои кубо-рубли. Дальше - то ресурс должен быть использован максимально, и не в угоду кошелькам избранных обитателей. А проблема иначе не решаема - Федеральный концертный зал на 16 тысяч мест, парковка на 10 тыс. авто, учебные корпуса университетов на 60 тыс. метров с фасадами на воду. Казань - город студентов - им самое место размещаться в этом районе. Унивеситеты - главное достояние столицы и достопримечательность.

    • Анонимно
      18.01.2014 12:49

      И правильно сделали. В рекреационной зоне не должно быть магистралей. Отдыхать под шум автомобилей и вдыхать выхлопы не очень хорошо.

    • Анонимно
      18.01.2014 14:19

      "Федеральный концертный зал на 16 тысяч мест, парковка на 10 тыс. авто, учебные корпуса университетов на 60 тыс. метров"...Ближе к вечеру из центра выезжать и сейчас затруднительно.Налюбовавшихся на воды Казанки по воздуху эвакуировать будете?

  • Анонимно
    18.01.2014 12:19

    Если так сделать, жизнь в центре превратится в ад. У нас если будет принято решение о застройке этих мест, то застроят из жадности как обычно, очень плотно. Все разрешения, какие надо, купят. Поэтому пусть останется деревня в центре города и парк Горького и другие свободные места. Кому они мешают? Они мешают жадным застройщикам, которым очень нужны деньги. Пусть Екатеринбург остается таким как есть, а в Казани пусть будет в центре посвободнее. Жители Казани от этого только выиграют.

  • Анонимно
    18.01.2014 12:36

    Бу жегет татарча белэ микэн? Татарча белсэ -мин анэ ыщанам.

  • Анонимно
    18.01.2014 14:57

    А островок с клумбой будет зимой видно? не снесет его первая снегоуборочная машина?

  • Анонимно
    18.01.2014 15:05

    Бу егет Мэскэу белэн Нью Йоркта яшэп караганмы икэн? Хэзерге Казанны бу шэхэрлэр кебек ясыйсы килэме икэн?

  • Анонимно
    19.01.2014 11:35

    Был на днях в Казани, вышел на улицу около 21 часа в центре. Тишина, людей минимум, все вымерло, как в ауле. На кой такой центр пустой нужен, в котором жизнь остановилась

  • Анонимно
    20.01.2014 10:31

    Вы у себя дома во двор выдите в 21 час - там тоже пусто, хотя рядом живут люди. Это раньше там дети гуляли и их в 21 час трудно было домой загнать - сейчас все в интернете сидят по домам. Поэтому просто жилая застройка дает только спальные районы что на окраине, что в центре. А в центре будет людно когда будет куда пойти, нормальное освещение с парковками и там где реально ходит общественный транспорт. ЕСли конечно доходы позволят.

  • Анонимно
    21.01.2014 17:31

    Когда будет генплан Казани?

  • Анонимно
    27.01.2014 10:58

    Со многим согласен, но Вы ничего не сказали про то, как регулировать транспортные потоки в центре при усилившейся нагрузке=)Акватория Волги и Аметьево сильно теряют в позиции из-за транспортной недоступности, связанной с железной дорогой, их "отсекающей".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль