Общество 
19.01.2014

Римзиль Валеев: «Знания не приносят больше печали, чем невежество»

Известный татарстанский публицист спорит с автором Экклезиаста

Первые же дни после новогодних каникул показали, что надежды и тревоги прошлого года неизбежно переваливаются в будни 2014 года, привлекая к себе внимание, интеллектуальные и другие ресурсы. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», делится своими размышлениями по итогам первого заседания общественного совета минобрнауки РТ, в который он включен по итогам публикаций в нашем издании.

«ПРИУМНОЖАЮЩИЙ ЗНАНИЯ ПРИУМНОЖАЕТ ПЕЧАЛЬ»

Давно запомнил библейскую истину: «Знание приумножает скорбь». Есть еще похожее выражение: «Приумножающий знания приумножает печаль». Если быть ближе к оригиналу, то мысль из книги Экклезиаста звучит так: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». В принципе, суть та же.

Никогда не следовал этой формуле, скорее наоборот, всегда хотел узнать побольше и подробнее. Упомянутый афоризм держал в памяти и доставал из нее очень редко. Лишь в те моменты, когда сознавал, что излишняя осведомленность и любознательность, несанкционированное вторжение во внутренний механизм чужих деяний могут создать проблему. В таких случаях на помощь приходят другие истины: «Меньше знаешь — крепче спишь», «Много будешь знать — скоро состаришься».

Но опасение слишком глубокого знания актуально только для тех случаев, когда речь идет о компромате на других. По сути же знания и навыки никогда лишними не будут. Наоборот, нехватка знаний, отсутствие компетентности приносит огромные беды. Именно из-за нее хромает технология и экономика. Сильные, грамотные кадры способны совершить чудеса! И процесс получения знаний, обретения навыков, изучения лучшего мирового опыта весьма приятен и интересен для тех, кто не страдает тугодумством и ленью. Недаром Святой Августин говорил что «знание доставляет блаженство».

ОПЯТЬ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА...

Кое-кто опять скажет, что лучше учить математику и физику, чем литературу, родной язык или историю края. Или английский, в крайнем случае.

И все же, не от простого любопытства, а по жизненной необходимости прошлой осенью я задумался над тем, почему современные школьники не очень увлекаются литературой, историей, а изучение родных языков им представляется ненамного легче, чем посещение стоматолога. У меня было простенькое объяснение: наверное, ребята и взрослые предпочитают телевизор, шоу-бизнес, клипы и компьютерные игры им естественнее и приятнее. Какой еще Экклесиаст, Толстой и Габдулла Тукай?

Но есть предел нигилизма и невежества. Помните персонаж из «Джентельменов удачи» в исполнении Савелия Крамарова, который называет памятник Лермонтова «Мужик в костюме стоит!» Боюсь, что юный собеседник спросит, кто такой Крамаров? Да и сам Лермонтов, не говоря уж о Тукае и Такташе, не так уж популярен в юношеской среде. Казанцы знают имя татарского поэта Хади Такташа, но в качестве названия организованной преступной группы в районе одноименной улицы. И даже студенты филфака и бывшего татфака не очень понимают, почему Хади Такташ, воспевший в 20 - 30-ые годы прошлого века романтику и противоречия своей эпохи, в возрасте 30 лет (Тукай даже в 27 лет) ушел в мир иной, заболев банальной простудой.

Есть музей-квартира всемирно известного поэта Джалиля, дом-музей просветителя Каюма Насыри, не умерла еще надежда на возрождение музея Шарифа Камала в виде литературного музея. Есть университет, где ректором и библиотекарем работал математик Лобачевский, похороненный на Арском кладбище. Действуют музеи Горького, Толстого, Баратынского, Аксенова, открыты 4 - 5 уникальных музеев в Кремле. Есть еще Национальный музей, замечательная экспозиция в НКЦ. Все они, как и книги и аудио-, видеозаписи, доступны любому казанцу и гостю столицы. Эти знания и культурные продукты готовы к употреблению без дополнительных усилий и затрат. Так же как изучение языков: включи телевизор и смотри передачу, сходи в театр, наконец, слушай в наушниках перевод, если не все понимаешь.

Много ли таких энтузиастов вы встречаете?

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА

Минувшей осенью я задумался над вопросом, почему в некоторых школах на внеклассных мероприятиях не звучит татарская речь и информация о регионе и городе, хотя чтение стихотворения или исполнение песни могли бы помочь освоить один из государственных языков. Возник большой спор на страницах «БИЗНЕС Online», в результате которого так и не был найден ответ на вопрос: «Почему так?»

Нашлись те, кто считает, что знать родной язык необязательно, если по нему нет ЕГЭ. Так и не удалось разобраться, почему после реализации двух госпрограмм по сохранению языков народов РТ не вошел в оборот и крайне редко применяется в общественной жизни Казани, где проживают 500 тыс. татар, официально признанный язык предков? Проблемы тех, для кого татарский язык не родной, оставим для другого случая. Или даже другим авторам и экспертам.

И все же, почему, потратив так «много букофф» и громко озвученных фраз, немалые суммы денег и привлекая большое количество, не можем добиться результатов?

Нет, я не требую привлекать к ответственности чиновников образования, депутатов, преподавателей, воспитателей детсадов за саботаж или неэффективное использование средств на обучение языкам и культуре родного края. Одобряю утвержденную правительством новую, третью по счету госпрограмму по языкам. Просто хочу знать и всем объяснить, отчего низка эффективность и почему так происходит в воспитании молодого поколения? Может быть, потому что ребят заранее настраивают на ненужность и невозможность получения знаний и навыков? Но педагоги отворачивают глаза. А власть молчит. Это и понятно, ведь она не обязана читать «БИЗНЕС Online» и информировать о своей реакции всех читателей. Впрочем, подавляющее их большинство — избиратели и налогоплательщики.

КОГДА ОТКРЫВАЮТСЯ ЗАКРЫТЫЕ ДВЕРИ...

Мои прошлогодние надежды на реакцию министра образования, теперь уже и вице-премьера РТ Энгеля Фаттахова, оправдались. На прошлой неделе он создал общественную структуру при своем министерстве, которая будет открыто обсуждать ход исполнения «языковой» госпрограммы.

Отрасль трудная, с большим составом работников, с огромным количеством учащихся в 300 - 400 тыс. человек. Нового министра и вице-премьера все еще (!) почти не критикуют, на него надеются. Теперь уже никто его не упрекает за инженерное образование, так как дело не в первом дипломе, а в реальной компетентности.

И все же школьное образование, особенно в Казани, мне представляется как закрытая система в буквальном и переносном смысле. После бесланской трагедии у всех школьных дверей появились охранники. Журналисты — везде народ посторонний, поэтому без особого распоряжения не могут попасть в школу. Тем более на урок в классе. Контакты с учителями и учениками минимальны.

.

В прошлый четверг в министерстве образования и науки Татарстана состоялось первое заседание общественного совета по реализации государственной программы РТ по сохранению и развитию языков народов республики. Опытные работники просвещения, депутаты Госсовета, руководители и журналисты официальных СМИ, и представители национальных организаций (всего около 20 человек) ознакомились с положением о совете и текстом госпрограммы по языкам, обсудили порядок работы новой общественной структуры. В этой компании весьма приближенных к образовательной системе лиц я был наиболее нестандартной фигурой. Три депутата Госсовета (Разиль Валеев, Ринат Закиров, Ильшат Аминов), главные редакторы двух правительственных газет, проректор КФУ, представители исполкома Казани, некоторых учебных заведений, ассамблеи народов РТ, русской, чувашской, кряшенской этнокультультурных организаций — серьезная команда!

Никогда я не был госслужащим или чиновником, не приходилось мне иметь дело со столь деликатной и консервативной структурой, как управление системой образования. Не преподавал языки, если не считать университетскую педпрактику в школе и экзаменов по педагогике и методике, сданных 40 лет назад... Нетрудно догадаться о причине включения автора публикаций в «БИЗНЕС Online», посвященных проблемам применения государственных языков в казанских школах, которые вызвали большое количестве противоречивых откликов. Терпеливое ожидание реакции системы образования на этот раз вылилось в конструктивное действие.

Общественные советы иногда собираются для выпуска пара, имитации работы при нехватке реальных дел и т.д. В данном случае, похоже, заместитель премьер-министра, министр образования и науки Энгель Фаттахов на новую структуру возлагает большие надежды. Собравшихся в этот день представителей он назвал «элитой», «лидерами», что было весьма лестно. Надеюсь, к этой группе «ньюсмейкеров» подключатся лучшие учителя, директора школ помимо депутата гордумы Казани Камарии Хамидуллиной, а может быть, некоторые представители родительской общественности, разумеется, готовые к конструктивной и плодотворной дискуссии.

.

Да, вы не ослышались — дискуссии. Очень надеюсь, что на общественном совете состоятся откровенные споры по сложным и запущенным проблемам, которые не удалось решить в рабочих группах и официальных совещания властных структур. Не думаю, что все сказанное на общественном совете надо сразу транслировать на улицу и в интернет. Ведь здесь можно организовать мозговую атаку не ради саморекламы или пробивания своих проектов, для развязывания самых тугих узелков. А вот когда прозвучат плодотворные идеи, дело дойдет до общественной экспертизы и приобщения самых широких масс к реализации проектов. На первом же заседании были озвучены конкретные меры, заложенные в госпрограмму по языкам, представлена «дорожная карта» действий, расписанная по министерствам. Довольно интересный и непростой расклад, но не буду спешить оглашать детали... Договорились встретиться в феврале, после годичной коллегии минобрнауки, намеченной на конец января.

ЕЩЕ РАЗ О СТАНДАРТАХ СОВЕСТИ

Честно говоря, в минобрнауки я пришел в глубоких сомнениях, полагая, что причиной приглашения стала недавняя публикация о судьбе поэта Фатиха Карима. Вдруг просветители не согласны с утверждением, что воин и поэт выкинут из школьных программ и учебников? Лично я видел лишь одну хрестоматию, в которой не было даже «Клятвы» Фатиха Карима. А вдруг существуют иные учебники или программы, в которых призыв думать об отчизне и не дрожать от страха смерти и замечательные стихи Фатиха Карима сохранились программах? Вдруг в школьных библиотеках полно книг поэта и воина?

Нет, просвещение не оправдывается насчет оценки героизма татарского поэта. Значит, не исключена возможность реабилитации Фатиха Карима, который был фактически «репрессирован» и морально убит в постсоветское время как символ официальной патриотической советской (если не сказать сталинской) пропаганды. «Правильные», звонкие, патриотические слова как песни о вожде народов и партии Ленина у многих вызывает горькую насмешку. Что не помешало сохранить гимн Советского Союза в переделанном под Россию варианте, прикрыв политизированные фрагменты словами «сила народная» и «богом хранимая».

.

Объявить «совком», «брендом советской пропаганды» поэта, замученного в сталинских тюрьмах, прошагавшего сквозь свинцовый дождь войны и погибшего, получив третью пулю в свое израненное тело за 70 дней до Победы — это более чем неправда и глумление над истиной и памятью героической личности. Первые же комментарии под статьей о Фатихе Кариме меня потрясли своим цинизмом — творчество и судьба поэта как бы не даже не заинтересовали публику, загулявшую в новогодние дни. Это же сколько надо учить литературе, истории, морально-этическим ценностям, чтобы восстановить правду и духовность, которая концентрируется не только в мечетях и церквях? Неизвестно, как пробудить совесть в молодом поколении, чтобы оно не смеялось над наивностью и «простотой» мышления татарского поэта, отдающего жизнь ради отчизны? Как вообще учить детей литературе, языкам, которые кое-кому представляются «лишними» и «ненужными»? Духовное наследие вроде есть, а потенциальными наследниками оно не востребовано...

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ НАСЛЕДИЕ УШЕДШИХ?

Так получилось, что на этой неделе я встретился с двумя татарскими писателями. Накия апа, вдова замечательного прозаика и драматурга Аяза Гилязова, поделилась своими сомнениями о судьбе архива творчества писателя. Он был не просто обычным литератором, за свою гражданскую позицию, антисоветскую деятельность Аяз Гилязов получил большой срок и отсидел в Карагандинских лагерях, пока не выпустили в начале «оттепели». В своих книгах Аяз Гилязов писал ту правду, которую знал сам. И она тоже воспринималась тяжело. Его роман «Три аршина земли» был напечатан в журнале «Дружба народов», потом вышел отдельной книгой в Москве и только 18 лет спустя напечатан в Казани на языке оригинала.

Творчество Аяза Гилязова огромно, со своей супругой Накией он вырастил прекрасного историка, профессора КФУ Искандера Гилязова и известного драматурга Мансура Гилязова, а старший сын Рашат стал хорошим организатором медицины. Дети живут отдельно, а Накия-апа, учитель татарской литературы по профессии, непрерывно работает с архивом писателя, собирает материалы, приводит в порядок документы. Настоящий НИИ татарской литературы и лаборатория Аяза Гилязова — прекрасная база для изучения творчества писателя. По творчеству этого писателя уже написаны и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Вы удивлены? Может быть, кое-кто из читателей не знает о таком татарском писателе, который открыто выступил против авторитарного режима в начале 50-х годов прошлого века, когда Сталин вновь стал подозрительным и опасным? Аяз Гилязов сидел за это в тюрьме, своей судьбой, своим творчеством он похож на Солженицына и вряд ли уступает ему.

Аяз Гилязов переведен на русский, имеются записи спектаклей по его пьесам. Немало книг и газетно-журнальных публикаций, богатый и хорошо подготовленный архив. Многие ли интересуются этим богатством? Ищет ли современный юноша, думающий о житие, ответы на вопросы у литератора-антисоветчика, потом оправданного и признанного как настоящий гражданин (боюсь назвать патриотом)?

Казань богата знаковыми и великими личностями. Можно начать со школьной программы: Пушкин (в контексте пребывания в Казани), Лев Толстой, который проводил бурную юность в университете и жил на улицах Вахитовского района, Баратынский, Горький, тот же Аксенов и еще живой Говорухин...

А известнейшие на всю страну прозаики Гумар Баширов, Абдрахман Абсалямов, Амирхан Еники, Нурихан Фаттах, Фанис Яруллин, Туфан Миннуллин? Надеюсь, многим землякам знакомы эти имена хотя бы по названиям улиц. Русский прозаик, драматург Диас Валеев? А русский поэт Рустем Кутуй? Его отец — Гадель Кутуй — замечательный татарский писатель, красивый, талантливый человек, умерший от ран в Польше спустя месяц после Победы над фашизмом. Знают ли пацаны микрорайона «Аделька», что их группировка носит имя этого талантливого человека, настоящего героя? Таких мест и имен в Казани много. Державин, Качалов, Шаляпин, Васильев... Такие яркие, интересные имена и судьбы. Постижение их полезно и интересно. Даже научные открытия и биографии Лобачевского, Бутлерова, Курчатова, Зинина могут помочь кому-то стать порядочным и успешным человеком.

ЗНАНИЯ КАК НОВЫЙ АККУМУЛЯТОР...

Неделя была для меня трудной. Так получилось, что через день после встречи в квартире Аяза Гилязева пришлось хоронить своего ровесника и друга юности, замечательного поэта Гусмана Садэ. Может, кто-то его не знал. Это не беда. Кто знаком с качественной татарской поэзией, тот знал или узнает. Гусман Садэ оставил свой красивый след на Земле. Провожать пришли известнейшие люди, лауреаты, депутаты.

.
Гусман Садэ

Принято оценивать людей по наградам, должностям и почетным званиям. А вот Гусман Садэ был хорошим поэтом, и татарская молодежь последних двух десятилетий каждый день в летних лагерях начинает с песни «Ассалям алейкум!» на слова Гусмана Садэ. И четыре его книги будут перечитывать. Тоже наше богатство. Надо встречаться, открывать таких людей еще при жизни.

На этой же неделе в книжном магазине «Нур-маркет» на Баумана купил книгу Николая Беляева, изданную в «Таткнигоиздате» в 2007 году, когда автор уже и еще не жил в Казани! Очень обрадовался сборнику. Потому что в 90-е годы Николай Беляев, наставник молодых казанских поэтов, уехал в село Ворша Владимирской области — подальше от шума и политики. Слышал, недавно он вернулся, немолодой уже, ему в Казани дали квартиру. Вышла еще одна новая книга в Казани. Для меня это такой позитив, радость — вернулся Николай Беляев!

.

По-моему, все они — и татарские, и русские, и чувашские и др. писатели, вся творческая и техническая интеллигенция — мощнейший источник знаний, нравственной и интеллектуальной энергии. Отказ от любых знаний, культурного продукта места своего рождения и проживания представляется причиной неудач, тупости и уродства.

Да простит меня автор книги Экклезиаста — Когелет, он же Соломон и сын Давидов, он же царь Иерусалимский. На мой житейский взгляд, знание и культура, любая содержательная и правдивая информация преумножают не скорбь и печаль, а радость и надежду. Это настоящий источник энергии. Если кто выбрасывает новый, заряженный аккумулятор, то это просто дурачок. Или недостаточно образованный и непрактичный товарищ.

Таковы итоги памятной январской недели.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.01.2014 09:48

    В таких случаях на помощь приходят другие истины: «Меньше знаешь — крепче спишь», «Много будешь знать — скоро состаришься».

  • Анонимно
    19.01.2014 10:00

    Не в обиду татарскому народу и лично господину Валееву, но... В случае с татарским языком отсутствует мотивация для его изучения (кроме школьников) и применения. Нет ни кнута, ни пряника. Знаешь ты татарский или не знаешь - разницы никакой, твои доходы и благополучие от этого не зависят. "Надо учить татарский язык, потому что надо" - это не аргумент. Уважение к коренной нации - тоже не аргумент, оно не в знании языка заключается. Татары говорят по-русски не из уважения к русскому народу, а потому что это ИМ САМИМ НЕОБХОДИМО для жизни. Попробуй проживи в Татарстане, не зная русского языка.Крокодилы же не летают. Вот и русские тоже никогда не заговорят на татарском языке, сколько их не агитируй. За 20 лет ничего не изменилось, ничего принципиально не изменится и за следующие 20-30-50.

    • Анонимно
      19.01.2014 13:31

      Они даже эстонский то не хотят учить, хотя там в Эстонии подавляющее число живет эстонцев и говорят везде на эстонском. Такова ментальность этого народа, живя в Нью-Йорке, получив там гражданство, живут на Брайтон и не знают английского, так с грехом пополам что-то из себя выдают. Такой народ, потому и бесполезно их уговаривать учить татарский. Надо больше внимание обращать на свой народ.

      • Анонимно
        19.01.2014 14:56

        Из обычных (не татарских) школ уберите татарский, и всем станет хорошо, это и правда бесполезно нас уговаривать. Аналогично и вы бы не учили русский, если бы он не был языком страны, а соответственно новости, пресса, телевидение, образование и т.д. не были бы на русском языке. Не надо лукавить - яркий пример, как татары протестуют против преподавания башкирского в школах Башкирии (хотя его там всего-то 2 урока в неделю, а не такой ужас как у нас - по 5-6 уроков татарского, да ещё и похожи языки с вашим, и все равно не хотят время тратить). Также и вы бы не учили русский, если бы все вокруг было на татарском и все бы вас понимали по-татарски - скажете, нет, выучили бы язык, совершенно не похожий на ваш, тратили бы на это по несколько часов в день, много лет (а по другому язык не выучишь) - просто так, чтобы сделать нам приятно - да не врите уж!

        • Анонимно
          19.01.2014 15:10

          Так об этом и речь, нечего на вас время и средства тратить. Будет лучше, если все эти усилия направить на свой народ. Их обучать и воспитывать более качественно. Тогда и польза будет, вне зависимости, где этот язык использовать. Обучение языку и воспитание должно идти одновременно, тогда и польза будет.

          • Анонимно
            19.01.2014 15:39

            "Будет лучше, если все эти усилия направить на свой народ. Их обучать и воспитывать более качественно." Об этом говорят все абсолютно за исключением властей Татарстана, и как не странно, за исключением общества русской культуры Татарстан, они говорят об обязательном обучении татарскому но в объёме достаточном чтобы научить простому пониманию,т.е. по 2 часа в неделю, пожалуй это было бы наиболее правильным вариантом. Но как быть тогда в Башкирии, там татарам придётся кроме татарского и русского ещё и башкирский учить хотя они и сходные. они уже проявляют недовольство там.

        • Анонимно
          19.01.2014 16:54

          Товарищ, утверждающий, что татары в Башкортостане против изучения башкирского языка, не прав, он глубоко заблуждается. Татары за изучение коренных языков, будь это марийский,удмуртский,башкирский и другие языки. Татары против того, что в Башкортостане не дают изучать татарский язык татарам.

          • Анонимно
            19.01.2014 17:22

            Точно так же, как в Татарстане татары не дают изучать родные языки башкирам, удмуртам, русским, чувашам, марийцам.

      • Анонимно
        20.01.2014 10:01

        А твой народ, видимо, поголовно весь с огромной охотой учит свой родной язык? Очень скоро не только русские не будут понимать татар, говорящих по татарски, но и сами татары не будут понимать своих соплеменников.

  • Анонимно
    19.01.2014 10:17

    Когда пишете о человеке, то необходимо подойти к вопросу более внимательно. У Аяза Гилязова правильно три сына, но Рашат не старший сын, а самый младший да у него медицинское образование, но от медицины он далек. Потом, по внимательнее, за что сидел Аяз Гилязов. Если человек стал великим деятелем это еще не говорит, что он в юности был против советской власти и за это сидел тюрьме. Без условно Гилязовы уважаемые люди грамотные, интилегентные, особенно драматург Мансур Гилязов. Его спектакли с глубоким смыслом. Ни просто какой то эпизод из жизни, а нравственно поучительные.....

    • БОБ
      19.01.2014 22:33

      Довелось мне общаться и с отцом Аяза Гилязова (Мирсаидом Сахабутдиновичем) и с замечательными сыновьями писателя (Искандером и Мансуром). Для меня как-то странно звучит то, что вы, аноним, написали : "Без условно Гилязовы уважаемые люди грамотные, интилегентные, особенно драматург Мансур Гилязов." Уверяю вас,дорогой аноним, что интеллигентный доктор наук и профессор Искадер, с которым общаться одно удовольствие, не меннее грамотен и интеллигентен чем Мансур. Сравнение здесь вообще неуместно.

  • Анонимно
    19.01.2014 11:24

    "...В этой компании весьма приближенных к образовательной системе лиц я был наиболее нестандартной фигурой...""...Никогда я не был госслужащим или чиновником...""...Да простит меня автор книги Экклезиаста — Когелет, он же Соломон и сын Давидов, он же царь Иерусалимский..." Уважаемый Римзиль, Пророк Сулайман (Соломон)не прощает мелкой суеты, для этого он и выступил в собрании (Екклесиаст) с предупреждением о суете сует и всяческой суете, что является харам, особенно для публицистов.

  • Анонимно
    19.01.2014 11:34

    Поздно уже взывать! Деградация прошла точку невозврата. Сижу, пью чай, поглядываю на ТВ Вести 24, и то раз в 3-5 минут. Никаких книг и рассуждений. Покушать, поспать, потом побежать куда-то. Время просветителей и всяких поэтов ушло. Поздно пить боржоми.

  • Анонимно
    19.01.2014 11:50

    Уже давно есть мотивация изучения татарского - межклановое общение и система свой-чужой именно на этом языке работает. А творчество татарских писателей просто не востребовано в сделках купли-продажи, не говоря о посещении их музеев - ну не удачную же сделку там отмечать.
    Лучше попробуйте создать электронные версии книг на татарском и возможность их найти и закачать в электронные ридеры и смартфоны.
    Еще вариант, об'явите конкурс на лучшую песню на стихи старых поэтов - это и уровень текстов исполнителей поднимет.
    А то все по старому хотите сделать авторитарно-принудительным методом - так язык любить не заставишь.

  • Анонимно
    19.01.2014 12:41

    Римзиль Салихович, спасибо! Отличный обзор недели. Кругозор ваш великолепен, дух здоров, энергия бьет ключем - за зависть многим молодым коллегам. Казанец

  • Анонимно
    19.01.2014 14:11

    Изучение татарского языка для русских должно быть добровольным, факультативным. Любое принуждение вызывает отвращение. Кто захочет выучит. Вон парень-армянин уже становится известным татарским певцом. Немало школьников-русских, которые занимают призовые места на конкурсах по художественному чтению произведений татарских поэтов.И не будет лишних жалоби комментариев.

  • Анонимно
    19.01.2014 14:28

    когда человек начинает опровергать эклезиаста это верх невежества даже при том что у него будут огромные знания

    • Анонимно
      19.01.2014 15:48

      Верх невежества - это быть рабом постулатов.

      • Анонимно
        19.01.2014 16:14

        постулат постулату рознь эклезиаст так же как весь ветхий завет это частица абсолютной истины и следование им помогают человеку в жизни а ваш постулат как раз попадает под ваше определение

      • Анонимно
        19.01.2014 18:45

        Автор просто не понял смысла опровергаемого им. Много печали во многой мудрости. Знание или незнание языка мудрости не добавляет. "И можно буквы знать, но не уметь читать. Уметь читать, но грамотным не быть. Быть грамотным - и ничего не знать. И много знать, но умным не прослыть"

        • Анонимно
          19.01.2014 20:42

          а кроме того я бы хотел напомнить еще некоторые строчки не произноси имя всевышнего всуе это относится и к святым текстам нельзя для подтверждения своего домысла в земных делах использовать святые тексты

  • Анонимно
    19.01.2014 14:40

    пусть еще поспорит с Кораном или Библией)) реформатор губернского масштаба

  • Анонимно
    19.01.2014 15:12

    Как бы нам ни хотелось возвысить свою нацию числом молодежи, говорящей на своем родном, вряд ли это получится в ближайшее время. У молодежи, на мой взгляд, внутреннее чутье более развито, не засорено практикой жизни, вот они и видят, что в Татарстане социальный лифт невозможен, клановость, родственные связи, землячество не дают расти способным. Если ты не один из приближенных, так и будешь на побегушках (торговым представителем, продавцом - какой процент специалистов с в/о работают в торговле?),тогда как "знакум" делает нехилую карьеру. И зачем стараться учиться, постигать что-то, когда все по блату и знакомству? Так и убиваем в молодых тягу к знаниям, созиданию. Вот и едут молодые да талантливые за рубеж. Место встречи - Дубаи, сколько там татарской молодежи? Америка. Германия и далее везде. Увещеваниями ничего не добиться, если нет примеров социального лифта. Как пример рассказали историю о том, как папа-начальник добился, что его сына тоже поставили на руководящую должность, а через полгода выяснилось, что сынок-то уже глубокий "нарик". Хорошо, что дело закончилось производственной аварией по вине "сынули" без тяжелых последствий. И не злорадствую, жаль человека, который до последнего не верил, что сын давно подсел на иглу. Кто из родителей поверит в такое? Но почему-то в прежние времена не принято было так напрямую выдвигать только своих, партконтроль все же работал. А сейчас деньги затмили все - это во-первых, во-вторых, низкая з/плата вынуждает, на мой взгляд, сохранять кумовство и клановость - денег-то все равно на всех не хватит, поэтому к кормушке стараются допускать только своих. И что резону учить родной? Попробуйте сделать анализ, какой процент родителей старается выбрать для своих чад летний лагерь по изучению инглиш с носителями этого языка,сколько студентов выбирает в качестве второго высшего английский? И идут в международные или иностранные фирмы, где пока нет клановости, отбор по деловым качествам. Что заметил - з/платы и там не такие высокие, но хорошо налажена система повышения квалификации, курсы, сдача экзаменов после них и получение сертификатов, что дает возможность продвижения по служебной лестнице и соответственно повышение вознаграждения. Без учета твоей приближенности к VIP-персонам. А уже в качестве третьего высшего выбирается дистанционное обучение в университетах Америки. Без этого попасть на хорошую должность в зарубежных фирмах невозможно, наш диплом не ценится так высоко. Что обидно - эти ребята имеют инженерное российское образование...Думаю, года через 2-3 уедут за рубеж. А где там нужен родной? Дети-индиго и есть наши дети, которые уже родятся с пониманием превратностей жизни в нашей цивилизации... Практика моей жизни навела меня на такие выводы. Глобализацию ли в этом виновата? Ответа у меня нет. Что вижу, о том и пишу.

  • Анонимно
    19.01.2014 15:48

    "А творчество татарских писателей просто не востребовано в сделках купли-продажи". И не будет востребовано до тех пор, пока не научатся писать современно и интересно. Эти писатели занимают шикарный старинный особняк в центре старой Казани, издают никому не нужные книги за счет бюджета и они потом пылятся на полках магазинах. Самые востребованные книги в Казани сейчас, это Денис Осокин и обе части "Бандитской Казани". Думаю, что авторы указанных и по настоящему интересных книг даже не являются членами нашего декоративного Союза писателей Татарстана, до сих пор живущему по советски и в тепличных условиях.

    • Анонимно
      19.01.2014 16:09

      Не надо отвечать за весь мир. Я думаю, интелектуалам бандитская Казань неинтересен.

      • Анонимно
        19.01.2014 17:23

        А что интересно интеллектуалам?

      • Анонимно
        19.01.2014 18:09

        ИнтеЛЛектуалам скорее "Вы неинтересен")). Дело не в бандитах, а в республиканских писателях, которые давно превратились в высмеянный Булгаковым МАССОЛИТ, где каждый второй - татарстанский "поэт" Иван Бездомный. Надо писать так, чтобы читатель был увлечен книгой. Их же макулатура издается для отчета о том, что Союз вроде бы работает и даже что-то там издает. Кстати, с интеЛЛектом в "Бандитской Казани" все в порядке, как и у Осокина. Эти новые книги заняли достойное место в моей большой и старой библиотеке, где есть и наши соотечественники: Джалиль, Абдрахманов, Корчагин и др.

        • Анонимно
          19.01.2014 20:10

          Ваши замечания абсолютно правильны. Это не от незнания. Но краснеть мне.

    • Анонимно
      19.01.2014 17:55

      "...по настоящему интересных книг...! А все же что интересного в "Бандитской Казани"?

      • Анонимно
        19.01.2014 18:27

        Примерно то же, что и в бестселлере нашего земляка Зуфара Фаткудинова "Тайна стоит жизни", вышедшем в 1982 году. Детективы во всем мире всегда привлекают читателя, может даже и неинтеллектуального. После "Тайны" были попытки изобразить казанский детектив: Сухов, Хазиев и др. Но такой достоверности как в "Бандитской Казани" не было нигде, не говоря уже о фотографиях к каждой главе и о широте среза исторической эпохи. Дай Бог, чтобы в Татарстане с каждым новым годом появлялись свои, не придавленные формализмом Союза писателей РТ, авторы и их новые книги

  • Анонимно
    19.01.2014 17:54

    а все же счем закончилась беседа с министром образования и с уважаемыми участниками беседы а??? тему то РВ куда то в сторону увел и баста. о чем же говорили?

    • Анонимно
      19.01.2014 20:39

      Это не беседа у министра, а первое заседание общественного Совета при министерстве. Жду идеи и заключения, ответы на наиболее актуальные для всего общества вопросы.

  • Анонимно
    19.01.2014 18:47

    Я тоже хотел понять тему встречи с уважаемыми людьми ! Особенно мнение Аминова И Ю !

  • Анонимно
    19.01.2014 20:36

    чеканная формулировка для творческой интеллигенции титульной нации: "простота хуже воровства"

    • Анонимно
      19.01.2014 21:58

      А причемт тут "творческая интеллигенция титульной нации"?

      • Анонимно
        20.01.2014 08:33

        Этот господин хочет сказать, что татарские журналисты (включая автора), писатели и т.д. наивные как дети, ничего по жизни не понимают, реальная ситуация им недоступна по причине слабоумия. А мы не обижаемся. А?лыйбыз сезне? х?лне. Не обижаемся, понимаем, что сказать нечего, аргументов нет, остается лишь обзываться.Давайте продолжим диалог. Все получится у нас! Если модератор пропустит этот пост.

  • Анонимно
    19.01.2014 23:30

    Как развалить систему образования (надо бы вывесить на доске объявлений в университете!) http://uainfo.org/yandex/260842-kak-razvalit-sistemu-obrazovaniya-nado-by-vyvesit-na-doske-obyavleniy-v-universitete.html

    • Анонимно
      20.01.2014 20:03

      Римзиль,как называется Ваша деревня и на какой улице Вы живете?Отвечайте только как написали на вывеске!знакум

      • Анонимно
        20.01.2014 20:33

        С чего начинается Родина?Какая прекрасная песня,согласитесь!Послушать бы на Совете минобрнауки!Сам министр будучи главой не закрыл не одну школу!Проанализировать бы в каких школах обучаются дети из закрытых за последние 5 лет-около 500 школ республики!знакум

      • Анонимно
        21.01.2014 06:33

        Биография автора опубликована в его колонке БО справа, где его фото и ссылка на последнюю статью. Живет вроде на ул. Толстого

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль