Общество 
23.01.2014

В Татарстане началась охота на авиационных ведьм?

Теперь под подозрением следственных органов не только пилоты авиакомпаний, но и дельтапланеристы

Сегодня стали известны детали уголовного дела, возбужденного в Казани по результатам масштабной проверки авиационных учебных центров. Следствие заподозрило руководство татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации (МТУ) и авиационного учебного центра «Авиатор» (АУЦ) в незаконном присвоении 10 мотодельтапланеристам квалификации пилотов-любителей. Имена фигурантов дел не разглашаются, однако, как стало известно «БИЗНЕС Online», речь идет о пилотах дельталетов с квалификацией спортсменов. Бывший руководитель управления Росавиации в РТ Шавкат Умаров считает, что после катастрофы «Боинга» идут проверки в «бульдозерном» стиле и претензии органов необоснованы. Кстати, как выяснилось, владельцем «Авиатора» в настоящее время является его супруга Нурия Умарова.

ЛЕТЧИКИ-НАРУШИТЕЛИ?

Ряд уголовных дел по фактам выдачи незаконных летных свидетельств на допуск к полетам возбудили следственные органы Приволжского следственного управления на транспорте. Такое сообщение появилось вчера на сайте управления. В превышении должностных полномочий заподозрено руководство территориальной квалификационной комиссии МТУ — речь идет о 10 эпизодах преступлений. А руководители авиационного учебного центра «Авиатор» подозреваются в злоупотреблении полномочиями — им вменяется два эпизода.

По версии следствия, с 2011 по 2013 годы руководство «Авиатора» представило комиссии МТУ документацию на присвоение квалификации пилотов-любителей 10 гражданам. В документах указывалось, что кандидаты прошли переподготовку на дельталеты. В результате они получили свидетельства пилотов-любителей. Но, как утверждает следствие, на самом деле они не прошли подготовку и переподготовку в установленном порядке. Это, по мнению следствия, повлекло «причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства».

При этом никаких имен не приводится. Как пояснил сегодня газете «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Захаров, обвинения пока никому не предъявлены: «Предварительно расследуются 10 фактов, 10 пилотов, обвинения никому пока не предъявлены. Следствие разбирается во всех материалах, предоставленных транспортной прокуратурой».

Напомним, что тотальные проверки авиационных учебных центров и авиакомпаний на предмет квалификации летающих и обучаемых в них пилотов начались после катастрофы «Боинга» в Казани.

.
Шавкат Умаров (справа): «После таких страшных трагедий, какая произошла в Казани, начинаются проверки в стиле «приехал бульдозер — и все крушит на своем пути»

«МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ УСТАНОВКА «НАКОПАТЬ?»

Экс-руководитель МТУ Шавкат Умаров, во время работы которого, по всей видимости, и случились предполагаемые нарушения, не сомневается, что дельталетчики подготовлены правильно (кстати, согласно выписке из ЕГРЮЛ ФНС РФ, на сегодня единственным учредителем «Авиатора» является его супруга Нурия Умарова, однако по состоянию на март 2012 года учредителем была некая Екатерина Земскова).

«После таких страшных трагедий, какая произошла в Казани, начинаются проверки в стиле «приехал бульдозер — и все крушит на своем пути», — рассказал он сегодня «БИЗНЕС Online». — Проверки идут в том числе и в учебных центрах, есть подозрения, что командир корабля и второй пилот чего-то не отлетали, что-то не сделали.

Учебный процесс в «Авиаторе» построен правильно. Но, видимо, есть желание произвести сенсацию: «Коррупция, все продали» и так далее. Считаю, что свидетельства выданы на законных основаниях, обучение производилось профессионалами своего дела, все учебные процессы выполнены буквально. Но, может быть, есть установка «накопать»? Разумеется, Росавиация контролирует такие учебные центры. И сейчас, по всей видимости, придется судиться, доказывать, что работа велась честно.

Вопрос, собственно, в чем? В Закамье очень много мотодельтапланиристов. Вы знаете, что такое мотодельтаплан? Это сверхлегкий летательный аппарат, воздушное судно легче 495 килограммов. У нас хватает «подпольщиков», которые летают без всяких свидетельств, но эти ребята хотели летать на законных основаниях. Надо сказать, что когда началось развитие малой авиации, не было никаких правил и стандартов сертификации сверхлегких летательных аппаратов и подготовки их пилотов. И в Татарстане мы выстроили эту систему, чтобы были правила... Так вот эти дельтапланеристы пришли в управление и через «Авиатор» решили пройти подготовку. Так как специалиста именно по мотодельтапланеризму в «Авиаторе» не было, руководство учебного центра обратилось к Владимиру Чупаркову — президенту ассоциации мотодельтапланеристов РТ. У него есть право инструкторской работы — свидетельство выдано центральным аппаратом Росавиации. Он проводил занятия по теории: аэродинамика, конструкция, выполнял вывозные полеты. В «Авиаторе» ребята прошли оставшуюся часть курса. О каком нарушении устоев государства можно вести речь, не понимаю. Это не фальсифицированное свидетельство. Надо же правильно расставлять акценты! Очень жаль, произошла ужасная катастрофа, страшнее ничего не бывает, но какое отношение имеют пилоты мотодельтаплана к пилотам коммерческой авиации?!

Разрушить систему подготовки мотодельтапланеристов можно, но, вы думаете, они не будут летать? Будут! Для них полет — это жизнь».

.
«Авиатор» базируется на аэродроме «Куркачи», находящемся в 28 км от Казани

«...ВООБЩЕ НЕ СТАНЕТ НИКАКОЙ АВИАЦИИ»

Примерно о том же «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель казанского клуба сверхлегкой авиации «Икар» Радик Туйкин.

— Еще в 2008 году в Воздушный кодекс была внесена поправка о том, что обучать на сверхлегких воздушных судах имеет право инструктор, получивший специальный допуск, — отметил он. — А в прошлом году внесли даже поправку, что так можно обучать и на легкие воздушные суда. Но при этом, чтобы придать обучению определенный статус, часть подготовки проводится в авиационном центре. Цель этого — придать официальный статус огромному количеству пилотов, которые когда-то где-то научились, но не оформлены официально. А если человек получил пилотское свидетельство, то он внесен в госреестр, прошел медкомиссию, каждые два года будет проходить проверку своей квалификации. Поэтому участие «Авиатора» было только крайне положительным — это помощь государству ввести всех пилотов в законное русло.

Это мировая практика, в общем-то. Ничего сверхъестественного тут нет. Во всем мире юноша с горящими глазами начинает летать на том, на чем у него есть возможность, финансовая и другая. Получив налет, он пробует идти в большую авиацию, становится пилотом. У нас эта система пока не создана, отсюда и дефицит пилотов. Береговая охрана США использует услуги частных пилотов. Государство предоставляет самолет, бензин. Для чего? Чтобы частные пилоты могли набрать налет и перейти в большую авиацию. Летают на охрану лесов, поиск потерявшихся в океане. Это делается с 30-х годов. Мы могли бы тоже так делать, а не переучивать бортинженеров или штурманов в 40 лет. Важно с детства держаться за штурвал, это уверенный пилот... Нас, дельтапланеристов и дельталетчиков, не так уж и много. И если сейчас нас перещелкать, вообще не станет никакой авиации.

Я озадачен: какие могу быть претензии к «Авиатору»? И речь, конечно, не идет о том, что кто-то купил «права» пилота. Я знаю всех этих ребят. Один из этих товарищей много лет летает, спортсмен-дельталетчик, кандидат в мастера спорта по дельтаплану, защищал честь сборной Татарстана. Просто решил аттестоваться и летать официально. У него знаний столько, что он может научить всю Росавиацию особенностям полетов на дельталете. Вот у нас проводятся чемпионаты России, и команду РТ представляют в основном дельталетчики. В прошлом году на чемпионате мира сборную России из наших представляли Володя Чупарков, Олег Шайхутдинов, Роберт Закиров. И заняли третье место! Это, по-моему, показатель. Школа дельтапланеризма в Татарстане очень хорошая. Чупарков, Малышев во всем мире известны, а не только в России.

Предполагаю, что могли быть какие-то нюансы документальные, связанные с нестыковками в законе. Надо садиться, разбираться.

Справка

«Авиационный учебный центр «Авиатор» — частное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых.
Начал работу в феврале 2009 года.
Директор — Виталий Ломаев.
Владелец — Нурия Умарова.
Основное направление деятельности — подготовка пилотов–любителей (частных пилотов), сертификация и регистрация воздушных судов, курсы повышения квалификации авиационного персонала.
Свидетельство (сертификат) №181, выданное федеральным агентством воздушного транспорта, и лицензия МОиН РТ дают право осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям:

  • первоначальная подготовка пилотов легких и сверхлегких воздушных судов;
  • курсы переподготовки пилотов легких и сверхлегких воздушных судов, включая одноместные воздушные суда;
  • курсы переподготовки авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких и легких воздушных судов, включая единичные экземпляры воздушного судна;
  • первоначальная подготовка специалистов инструкторского состава;
  • первоначальная подготовка специалистов инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы ВС;
  • первоначальная подготовка авиационного персонала к выполнению авиационных химических работ;
  • первоначальная подготовка авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких воздушных судов;
  • курсы повышения квалификации (КПК) пилотов сверхлегких и легких воздушных судов;
  • КПК авиационного персонала к выполнению авиационных химических работ;
  • КПК инструкторского состава;
  • КПК авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких и легких воздушных судов.

Основное место базирования — аэродром «Куркачи», находящийся в 28 км от Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.01.2014 12:43

    умаров не в тему поёт. как раз бульдозерные методы и нужны и не только в авиации. и пусть умаров не беспокоится бульдозерами управляют не глупые люди и даю гарантию шо ковшом бульдозера смогут закрыть спичечный коробок без повреждений

    • Анонимно
      23.01.2014 13:06

      и скока шас платют в Приволжском следственном управлении на транспорте?

    • Анонимно
      23.01.2014 16:44

      Не надо бульдозер путать с экскаватором...

    • Анонимно
      23.01.2014 22:07

      "Бульдозерист", судя по всему "бульдозороведение" плохо учил (раз бульдозер от экскаватора отличить не может), да и вообще плохо учился (судя по правописанию). Позорит только своих коллег-бульдозеристов-экскаваторщиков. Дельтапланеристы дельтаплан с самолетом не путают... Попадет тебе от бригадира. Дадут тебе лопату. Нет, скорее веник - путать не с чем.

  • Анонимно
    23.01.2014 13:09

    Начинает немного проясняться: Владелец – ЧО «Авиационный учебный центр «Авиатор» Нурия Умарова, она же владеет некоторыми объектами общественного питания в аэропорту "Казань".

  • Анонимно
    23.01.2014 13:43

    ну то что сейчас компанейщина очередная будет по пилотам это уж точно. И нарушения они будут просто обязаны найти, для отчетности, а потом все про это забудут.

  • Анонимно
    23.01.2014 14:03

    Добрый день! Вся вина АУЦ Авиатора в том, что не включили в список аккредитованных единственного на тот момент пилота инструктора мастера спорта международного класса Чупаркова В.К. И наша трансп.Прокуратура решила, что это крайне опасно для неограниченного круга лиц. Кстати, теорию и практику эти люди сдали на отл. Но тут упал Боинг и... Пошли искать крайних. Точно! Обученные и легальные дельталетчики во всем и виноваты. При чем тут а/ к Татарстан и чиновники, близкие к ней? Давай лишим дельталетчков легальности и все в небе станет хорошо! Отличная и глубокая мысль! Прокуратура! Примите поздравления! Вы начали истреблять легальных пилотов! Браво!

  • Анонимно
    23.01.2014 14:14

    Взяли курс на уничтожение татарстанской авиации полнстью? Что бы это значило?

  • Анонимно
    23.01.2014 14:22

    Нет слов от возмущения!

  • Анонимно
    23.01.2014 14:53

    Ну что, как обычно, ручное управление от нашей власти. Куда смотрели прокуроры, иные надзорные органы? А тут как трагедия, так видимость же дела надо показать.

  • Анонимно
    23.01.2014 15:00

    Если у наших пилотов не могут проверить подлинность образования и квалификацию, как собираются проверять летчиков-гастрабайтеров?

  • Анонимно
    23.01.2014 15:19

    Не вина конкретных пилотов, а их беда в катастрофе, также как и беда всех пострадавших пассажиров и их родственников, друзей.Изнутри зная в АКТ документ-"Политику в области БП", построение принципов и медодов системы организационного и административного управления безопасностью полетов, уровень и степень их практической применяемости в авиакомпании ,уровень компетенции кадров и их уровень приверженности к безопасной деятельности и их способностей для этого, а также применяемые способы обеспечения государственного контроля за обеспечением безопасности полетов, могу с полной уверенностью утверждать, что катастрофа произошла вследствии накопившихся в АКТ в период с 2010года, в массовом порядке, кадровых несоответствий и несоответствий должного исполнения имеющихся в АКТ, документированных в самой авиакомпании на основе наилучшей практики применения в мировых авиакомпаниях, всех производственных процессов с точки зрения построения и управления БП, что подтверждено имеющимся в АКТ статусом операторва IOSA(этот "пропуск" дал для АКТ много экономических бонусов).Только попустительство и безответственная работа со стороны топ менеджеров в части обязательного финансирования вопросов БП, проведения непрерывного аудита менеджерами авиакомпании поставщиков услуг на их состоятельность(наличие средств обучения, программ обучения,квалификация преподавателй, правоспособность центра обучения и многое другое),отсутствие должного, бескомпромисного контроля со строны проверяющих инспекторов из регионального и россиских государственных авиационных властей за неукоснительное исполнение в АКТ корпоративных стандартов и ФАПов, отсутствие контроля со стороны Минтранса РТ( заходил на их сайт , не видел документов подтверждающих периодический анализ состояния и обязательной проверки, по Положению о Минтрансе,уровня БП) состояния деятельности по обеспечению безопасности полетов в АКТ, только этого из вышеперечисленного хватило бы при ответственном подходе должностных лиц для создания ПРЕГРАДЫ случившейся катастрофе.Теперь все это нужно устранить в АКБ-АЭРО.

    • Анонимно
      23.01.2014 23:21

      Там не до этого пока,там деньги рубать надо,они ещё не поняли до конца,что их дорогущие костюмы,шикарные машины и жизнь-нуфоришей фантасмогористов не является показателем руководства авиакомпании,если Вы читаете,то знайте,что никакие деньги не дадут Вам покоя,так как Вы тоже отвечаете за жизни десятков и сотен людей,поэтому,какие бы понты Вы не колотили,старайтесь поддерживать матчасть в отличном состоянии,учите толком лётный и техсостав,платите им вовремя и соответственную зарплату,привлекайте профессионалов...и не наступайте во всём вышеперечисленном на грабли.

  • Анонимно
    23.01.2014 15:22

    Отец экстерном (самостоятельно)выучился в 50-х годах на права авто. Тогда, говорит, было всего 17 дорожных знаков. Ему 79 лет, до сиз пор за рулём, без особых ДТП. На досуге любит почитывать ПДД. Может и он "неправильно" учился? В отличие от "блондинок"?

  • Анонимно
    23.01.2014 18:43

    22.01.2014 в СМИ появились публикации о возбуждении уголовного дела в отношении нашего Авиационного учебного центра. Суть предъявляемых обвинений в изданиях излагается следующим образом: «....как считает следствие, руководители ЧОУ "АУЦ "Авиатор"" в 2011-2013гг., преследуя цель получения 10 гражданами квалификаций пилотов сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации (дельталет), представили в территориальную квалификационную комиссию Татарского МТУ ВТ Росавиации представления на присвоение квалификаций пилотов-любителей, в которых указали на наличие у кандидатов переподготовки на дельталеты, однако те в установленном законом порядке подготовку и переподготовку не прошли...» В связи с этим фактом администрация АУЦ «Авиатор» считает необходимым дать свои комментарии. Обучение пилотов сверхлегких воздушных судов проводилось в полном объеме в соответствие с воздушным законодательством и программой переподготовки пилотов на сверхлегкие ВС. Обучение проводилось пилотом-инструктором, имеющим необходимые допуски для инструкторской работы, а также являющимся инспектором и заместителем руководителем АОПА-Россия. Представление на присвоение квалификации пилота сверхлегких ВС было осуществлено после прохождения в установленном порядке подготовки. АУЦ «Авиатор» считает очень важным и необходимым меры принимаемые государством к усилению контроля в сфере авиации (как гражданской, так и в авиации общего назначения). Мы с уважением относимся к деятельности проверяющих органов, которые проводят объемную и скрупулезную проверку в этой сфере. Однако «предъявленные нам обвинения», опубликованные в СМИ, считаем необоснованными. С Уважением, администрация АУЦ «Авиатор»

  • Анонимно
    23.01.2014 19:35

    Кто был за штурвалом разбившегося в Казани Боинга ??!!

  • Анонимно
    23.01.2014 21:40

    Какой бы ни был АУЦ "Авиатор" он по прежнему занимается подготовкой пилотов любителей. Многие пилоты с этого начинали, а таких АУЦ осталось немного, поэтому не надо ломать то что есть, а если есть замечания то помочь устранить.

  • Анонимно
    23.01.2014 22:01

    ДОБРОГО ВЕЧЕРА, ВСЕМ НЕРАВНОДУШНЫМ К СУДЬБЕ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ.А много ли есть вообще таких центров? Знаю не по наслышке. Когда любому чиновнику от авиации проще запрещать и не пущать, нашлись в Татарстане люди, которые смогли организовать и реально осуществить возможность открыть дорогу в НЕБО! Понятно, не без корыстно, так бесплатно и птички не поют.Искренне соболезную семьям и родственникам погибших пассажиров Боинга. Но не там причину ищете, господа чиновники от авиации. Больше бы таких как Умаров Ш.А. К счастью, знаком лично.

  • Анонимно
    23.01.2014 22:39

    А еще у нас летают вороны, чайки, бакланы и даже мухи. Пачкают бульдозеры, экскаваторы и мешают спать прорабу своим жужжанием. И всему этому потворствуют нерадивые орнитологи и прочие биологи-вредители,тем самым "причиняя существенный вред охраняемым законом интересам государства".

  • Анонимно
    23.01.2014 23:09

    Как жалко ребят,пилотов Боинга,как сочувствую пассажирам и их семьям,всем семьям,кто потерял родных и близких из-за сложенных и построенных принципов безопасности на транспорте в нашей стране.Эх,ребята,что же Вы пережили в те секунды...знали ли Вы,что что бы прикрыть зад,тыл и фланг,Вас исподволь начнут делать виноватыми,готовя мнение в стране о Вашей вине...издалека,постепенно,хладнокровно?Что же парни там такое случилось в кабине,что только кассета знает и почему сразу затих МАК,как только её нашли?

  • Анонимно
    24.01.2014 14:20

    Что-то жестко обошлись с Татарстаном,могли бы приостановить сертификат эксплуатанта на 90 дней,или окончания расследования МАК.А если вина матчасти,?Недостатки,мелкие нарушения-это не основание полного запрета.Аэрофлот падал(пермь),Сибирь в Иркутске в забор,Ред вингз(домодедово),и че,одним нам что ли отгребать люлей.Авиатор-да,способствовали цивилизованному способу легальных полетов.НО его однояйцевый "брат" Эксперт -авиа,вот там сволота сидела.За "техталон" столько лупили,что рядовой автомобилист нах послал бы их "услуги" по "СЕРТИФИКАЦИИ".Поскорее бы приняли американскую систему,и отменили практику "иметь" "сертификаторов" при расследовании авиакатастроф,когда находят несоответствия

  • Анонимно
    24.01.2014 14:25

    между фактическим оборудованием,и то что напино и будто бы проверено "сертификаторами".В конце концов,хорош считать нас дураками и брать за нас ответственность.Вот за эту ненужную ответственность и есть ихняя заоблачная такса.

  • Анонимно
    24.01.2014 18:24

    "Зри в корень!"- Козьма Прутков.Не-е, ребята, Вы не поняли, что происходит с "Авиатором". Готовится рейдерский захват. Эффективные "манагеры" следят за базой данных успешных предприятий. И, пользуясь случаем, меняют учредителей. Потом перепродают дороже или обирают до нитки и разбегаются. Если я прав -- через 2-3 года забудем про "Авиатор", как будто его и не было.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль