Машиностроение 
30.01.2014

Виталий Ломаев, «Авиатор»: «Нас по несколько раз в год проверяют Росавиация и ФСБ»

Директор опального учебного центра рассказал «БИЗНЕС Online», что обвинения в адрес компании пугают потенциальных курсантов

В конце прошлой недели «в прицел» следственных органов попал казанский авиационный учебный центр «Авиатор» (АУЦ). Предполагают, что он представил к аттестации в пилоты дельталетов людей, не прошедших реального обучения. Было возбуждено несколько уголовных дел. Руководство АУЦ считает обвинение надуманным. В интервью нашему изданию директор «Авиатора» Виталий Ломаев рассказал, есть ли его выпускники в большой авиации, сколько стоит стать пилотом, кто такие «воздушные партизаны» и какое отношение к АУЦ имеет экс-чиновник Росавиации Шавкат Умаров.

.
Виталий Ломаев: «Партизаны» приходят в центр типа нашего и проходят курс переподготовки»

КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В КУРСЕ

— Виталий Михайлович, из сообщения Поволжского следственного управления несколько затруднительно понять, о чем в точности идет речь. Простым языком: какие претензии предъявляют к вашему центру?

— В России есть так называемые «партизаны» — пилоты тех же дельталетов, которые где-то когда-то учились, но сейчас летают без свидетельств. Почти все из них хотят легализовать свои полеты. Для этого они приходят в центр типа нашего и проходят курс переподготовки, по сути, повышают свою квалификацию и получают документы. С пилотами, о которых идет речь в сообщении следственного управления, такая же история. Они управляли дельталетами задолго до прихода к нам, некоторые из них даже мастера спорта.

Но дело в том, что у «Авиатора» нет своего инструктора по такой узкой специализации, как дельталет, поэтому мы взяли на работу по договору подряда пилота-инструктора нижнекамского аэроклуба Владимира Чупаркова. По дельталетной части Володе равных попросту нет! Но прокуратура считает, что мы не имели права его привлекать к работе, поскольку он не был включен в рабочую группу территориальной квалификационной комиссии МТУ, которая и выдает пилотские свидетельства.

Мы с этим не согласны. По положению о территориальной квалификационной комиссии, ее председатель может привлекать сторонних инструкторов и педагогов для аттестации по узким специальностям. В итоге ребята прошли полный курс по программе переподготовки, у них есть летные книжки, справки о налете, справки врачебно-летной комиссии.

Кстати, поначалу ставили под сомнение саму квалификацию Чупаркова, но потом вопрос отпал — специалистов такого класса в нашей стране очень мало.

— До катастрофы «Боинга» претензии к центру были?

— Нет. Хотя нас постоянно, по несколько раз в год проверяют Росавиация, Ространснадзор, транспортная прокуратура, ФСБ, министерство образования. Наши бывшие курсанты звонят, удивляются обвинениям — мало где обучение поставлено так жестко, подготовка проходит от а до я, пилотскими свидетельствами не торгуем.

— А вообще в стране такая практика есть?

— Возможно, но мы этим не занимаемся.

— Зачем это кому-то нужно — покупать свидетельство?

— Например, надо налет добирать, часов 200, чтобы устроиться на работу. Это и дорого, и долго. Естественно, все хотят сэкономить.

— Компетентные органы знают об этих уловках?

— Должны знать.

КОГДА ПИЛОТ МОЖЕТ ВПАСТЬ В ПАНИКУ

— За время существования «Авиатора» сколько в нем подготовили пилотов?

— С 2010 года — примерно 300 человек. Это и начальная подготовка, и переподготовка, и подготовка техников для обслуживания легких самолетов. Можно в любой город России на карте ткнуть, и там будет наш курсант — от Хабаровска до Питера. В основном учатся приезжие, и только человек 25 — казанцы.

— Сколько стоит получить свидетельство пилота-любителя?

— Пройти подготовку на пилота-любителя (частного пилота) на легкие воздушные суда (282 часа теории и 42,5 часа летной практики) — в районе 370 тысяч рублей. На пилота сверхлегкого воздушного судна — примерно 250 тысяч. И желающих достаточно. Но, замечу, последние события народ пугают — некоторые из тех, кто прислал анкету, с кем договор заключили, заняли выжидательную позицию: волнуются, что будет с центром и вообще с системой подготовки пилотов в стране.

— У вас учились те, кто впоследствии стал пилотом большой авиации?

— Да. Обучиться на пилота-любителя у нас может любой человек старше 18 лет, прошедший медицинскую комиссию. Потом, добрав необходимый налет (до 200 часов), он может пройти курсы переподготовки в пилоты коммерческой авиации в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Это очень серьезные курсы с очень строгим отбором... И сейчас наши выпускники летают во многих крупных авиакомпаниях.

— ЧП во время обучения случались?

— В 2010 году у одного самолета на взлете разрушились крепления пропеллера. Но курсант смог вернуться на аэродром и сесть. Это показывает натренированность человека. Ведь когда взлетаешь, а тяга вдруг пропадает — это паника. Но он сумел все сделать правильно.

— Какие самолеты центре?

— Три «Цессны-172» и один «Аэропракт-22».

— Сколько человек работает в «Авиаторе»?

— На данный момент — 25.

— Своя недвижимость есть?

— Нет. Арендуем офис, учебные классы, и только недавно на аэродроме в Куркачах у нас появились собственные помещения.

— Сколько в России таких организаций?

— Где-то написали, что сотня. Это не так. Много аэроклубов, только в одной Москве — где-то 50. Но это сообщества владельцев воздушных судов. А центров, которые имеют сертификат и лицензию на подготовку пилотов-любителей, на всю страну 7 - 8, включая наш.

— Их тоже сейчас проверяют?

— Насколько знаю, нет. Только нас, видимо, по месту катастрофы.

ПОСТОЯННЫЙ РИСК ПОЛУЧИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ

— Некоторые вопросы вызывает то, что владелица центра — жена экс-руководителя МТУ Шавката Умарова, который подал в отставку после катастрофы «Боинга»...

— Это его бывшая жена... Да, Шавкат Абдулхаевич имеет прямое отношение к созданию центра. Думаю, мотивация здесь такая. Путь любого летчика в большую авиацию начинается с малой. У него всегда душа болела за малую авиацию. Наверное, это был единственный начальник территориального управления, который так поддерживал малую авиацию — и не только «Авиатор». Не зря первое выездное заседание комиссии при президенте России по развитию малой авиации провели в Казани.

.
В «Авиаторе» уже научили летать 300 человек

— Учебный центр — прибыльное дело? Спрашиваю потому, что один из наших читателей в комментарии высказал предположение, что может быть рейдерский захват АУЦ...

— Дело прибыльным назвать нельзя. Рентабельность с этих 370 тысяч —1 -2 процента. И мы — некоммерческое учреждение, у нас нет цели извлечения прибыли: работаем, чтобы развивать это дело. Ну, найдется рейдер, захватит, и что? Мало кто знает эту кухню. Огромный объем работы и вместе с тем — постоянный риск получить неприятности, если с твоим выпускником что-то случится. Мы несем ответственность за наших курсантов пожизненно.

Справка

Виталий Ломаев родился в 1946 году. В 1968 году окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Общий налет — 18 тыс. часов. С 2013 года — директор ЧОУ «АУЦ «Авиатор».

«Авиационный учебный центр «Авиатор» — частное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых. Начал работу в феврале 2009 года. Директор — Виталий Ломаев. Владелец — Нурия Умарова. Основное направление деятельности — подготовка пилотов-любителей (частных пилотов), сертификация и регистрация воздушных судов, курсы повышения квалификации авиационного персонала.

Свидетельство (сертификат) №181, выданное федеральным агентством воздушного транспорта, и лицензия МОиН РТ дают право осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям:

  • первоначальная подготовка пилотов легких и сверхлегких воздушных судов;
  • курсы переподготовки пилотов легких и сверхлегких воздушных судов, включая одноместные воздушные суда;
  • курсы переподготовки авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких и легких воздушных судов, включая единичные экземпляры воздушного судна;
  • первоначальная подготовка специалистов инструкторского состава;
  • первоначальная подготовка специалистов инструкторского состава по первоначальному обучению авиационных специалистов и при переучивании на другие типы ВС;
  • первоначальная подготовка авиационного персонала к выполнению авиационных химических работ;
  • первоначальная подготовка авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких воздушных судов;
  • курсы повышения квалификации (КПК) пилотов сверхлегких и легких воздушных судов;
  • КПК авиационного персонала к выполнению авиационных химических работ;
  • КПК инструкторского состава;
  • КПК авиационного персонала к техническому обслуживанию сверхлегких и легких воздушных судов.

Основное место базирования — аэродром «Куркачи», находящийся в 28 км от Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.01.2014 10:08

    То, что сейчас происходит, можно смело расценивать как некий политический заказ, направленный на дискредитацию Татарского МТУ ВТ ФАВТ и его прежнего руководителся Ш.А. Умарова.Не могу сказать, кем он инициирован и чем Татарское МТУ не угодило. Но объективно, из всех 16 управлений, Татарское МТУ, если не лучшее, то одно из лучших. Там трудятся настоящие профессионалы, летавшие и до сих пор летающие сами и по сей день, потому как никто способные разбираться в существующих проблемах отрасли.Допускаю, что в работе МТУ были какие-то огрехи, ведь не ошибается только тот кто ничего не делает, но это никакие не вопиющие нарушения, и тем более речи даже не может идти о якобы купленных свидетельствах пилотов, как нам это сейчас пытаются предподнести, и тем самым формируя обществнное мнение.А вот компетентность следственных органов можно поставить под вопросом. Обратим внимание на официальный текст СКР, в нем нет никакой логики и спутаны понятия. Намеренно это сделано или нет тоже вопрос. Пилот-любитель ( а точнее частный пилот) и пилот сверхлегкого ВС это абсолютно разные категории, которые к тому же не имеют никакого отношения к коммерческой авиации, я имею в виду тех пилотам, которые возят пассажиров.Опять же, даже если допустить, что свидетельства пилотов сверхлегких ВС, были выданы с какими то нарушениями, то какой такой "существеный вред охраняемым законом интересам государства" мог быть нанесен?! Ведь речь идет о пилотах дельталетах. Если кто не знает, что это, посмотрите ради интереса в интернете, это своего рода воздушный даже не мотоцикл, а скутер.Опять же, по имеющейся у меня информации, никакого нарушения законодательства ни стороны пилотов, ни пилота-инструктора, проводившео подготовку, ни АУЦ Авиатор, ни Татарского МТУ не усматривается. Все было проведено в соответствии с действующим на сегодня законодательством.Есть некторое двоякое толкование тех или иных положений, за что и пытается уцепиться следственные органы, но я надеюсь суд во всем разберется и поставит нужные акценты. АУЦ Авиатор в данной ситуации служит формальным поводом, а ведь как раз именно такие центры и помогают пилотам всей страны выходить из теневого сектора и обращаться в легальных пилотов. И никогда АУЦ Авиатор нельзя было упрекнуть, что он где-то что-то приписывал или продавал. Посудите сами, существует опредленный минимум, который надо налетать, чтобы получить свидетельство, кандиат в пилоты в любом случае оплачивает полный курс летных часов, все проходит через кассу, так зачем ему оплатив полный курс не летать все свои положенные часы?Таким образом кампания которая сейчас развренулась, не охраняет государственные интересы, а подрывает их. Ведь не будет центров, а люди все равно будут летать и начнут это делать нелегально.

    • Анонимно
      30.01.2014 11:03

      Отличный комментарий. Полностью согласен

    • Анонимно
      30.01.2014 12:49

      В убийстве ХК Локомотив так же обвиняют недоученных пилотов http://chelovek-online.ru/zakon/article/rassledovaniya/piloty-yak-42-razbivshegosya-v-2011-godu-byli-ne-gotovy-k-polyetam/

      • Анонимно
        31.01.2014 08:07

        В ХК Локомотив по некоторым данным справа сидел на взлете хоккеист, там говорят часто такая практика покатушек бывала. Но такая правда никому не нужна.

  • Анонимно
    30.01.2014 11:07

    Обжогшись на молоке, дуют на воду. Пусть тогда действительно СКР задает вопросы всем вышестоящим организациям , которые проверяли АУЦ и ничего не находили. А тут "вдруг" " вопиющие нарушения". Умаров - авиационщик до мозга костей во всех отношениях, что профессиональных, что Человеческих. Терпения и нервов выдержать ему эти "на езды". Единственные организации остаются в России которые работают и что-то делают действительно ( а не сидят в офисном планктоне). И то надо наехать, поставить палки в колеса.

  • Анонимно
    30.01.2014 11:26

    они чо все никак не могут понять где было куплено свидетельство пилота "Боинга"? причем тут "Авиатор"?

  • Анонимно
    30.01.2014 11:35

    если так пойдет и дальше, то авиацией вообще никто заниматься не захочет, а чо торговать трусами то оно проще, и ни за чо не отвечать

  • Анонимно
    30.01.2014 12:25

    Сюжет в пилот тв проливает свет. Нет там никаких нарушений. Заказухаhttp://pilottv.ru/Vypusk/190.html

  • Анонимно
    30.01.2014 22:26

    Виталий Михайлович,когда я учился в "Авиаторе" вы были моим инструктором и я все путал управление тягой двигателя.Мы с вами в небе вместе пробыли наверное часов 10.У меня хорошие воспоминания на всю жизнь.Спасибо большое.Удачи и здоровья Вам.

  • Анонимно
    31.01.2014 01:03

    Держись, Авиатор! Мы с Вами!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль