Общество 
9.02.2014

Рустам Курчаков: «Семиструнное управление – настроить, приструнить или отставить?»

К отставке «временного» кабинета Дмитрия Медведева. Часть 2-я

Рокировки правящего тандема в России вызвали к жизни сразу три правительства — президентское, премьерское и «открытое», причем ни одно из них не претендовало на реальное управление страной. Известный экономист Рустам Курчаков во второй части своей статьи об управленческих проблемах в стране рассуждает о роли Медведева и его команды и приходит к выводу, что президент Путин, используя премьера как своего рода громоотвод, сам в это время нащупывает новую схему управления страной. Автор статьи считает, что это очень напоминает «татарскую модель», которую использовал Минтимер Шаймиев.

«В действительности все совсем не так,
как на самом деле»

(тюркитайская пословица)

НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ПОЛНЫЙ МАЙДАН

Кто не страдает «мозаично-рассеянным склерозом», возникающим от постоянной суеты, должен помнить, что кабинет премьера Медведева изначально формировался как «временный», то есть не как настоящее правительство для реального управления страной, а, скорее, как управленческий буфер, для смягчения неизбежных ударов, возникающих при падении.

Кабинет создавался как бы «понарошку», но в то же время строго по форме, потому что так положено по Конституции. В основном потому, что, когда государственное хозяйство разрушено, механизмы управления не работают и решения, как правило, не исполняются, надо, хотя бы формально, исполнять нормы основного закона.

Иначе, даже те граждане, которые по инерции еще соблюдают какую-никакую дисциплину, закон и порядок, окончательно разочаруются, потеряют надежду и получится даже не революция, а полный майдан. Это понятно даже юристам.

БАЛАЛАЙКА — ТРИ СТРУНЫ

Кадровые рокировки иногда как будто специально сбивают память и воспроизводят состояние дежавю. Поэтому немногие, наверное, помнят, что после инаугурации президента и утверждения премьера в 12-м году действующие лица еще раз «рокировались в тандеме», но уже для внешних партнеров и наблюдателей. То есть премьер, «не по чину», отправился на международную встречу в верхах, а президент остался на хозяйстве — формировать правительство.

Путин, как помнится, аккуратно собрал своих ключевых министров, взращенных в период премьерства, в круг ближайших советников, оставив в кабинете их заместителей и других, кого не жалко.

Премьер по возвращении из зарубежной командировки еще раз перебрал оставшуюся кадровую колоду и много чего заслуживающего внимания по этому поводу высказал. Кроме того, ввел в состав кабинета Абызова — куратора «Открытого правительства». Это один из последних симулякров уходящей моды, запасенный на всякий либеральный случай.

Абызовское правительство, судя по промежуточным результатам, было заполнено не живыми кадрами, а только призраками того финансового центра, который спонсировал «болотные» и прочие пред- и поствыборные инициативы. Правительство это, по замыслу, должно было открыться фасадом — к «гражданскому обществу», вместо которого у нас образовался «креативный класс». А своим «бэк-офисом» (задним крыльцом) — в сторону «иностранных инвесторов», «консультантов», «аудиторов» и прочих лиц нетрадиционной экономической ориентации. Самая, что ни на есть, «избушка» на «ножках Буша».

Таким образом, во взаимодействии «тандема» возникло сразу три правительства: президентское, премьерское и «открытое» — для друзей народа. Разумеется, ни одно из них по-настоящему править страной, хозяйством и т.п. не могло и не рассчитывало. Потому что нельзя править в отсутствие государственного хозяйства, системы управления и профессионально подготовленного аппарата. В условиях хозяйственной разрухи можно править только силовыми внеэкономическими и внеправовыми методами. Но у нас же «не 37-й год», как договорились...

САМОУЧИТЕЛЬ ПО ИГРЕ В ПЕРЕХВАТ УПРАВЛЕНИЯ

Да уж, не 37-й. Гражданам жить стало вольнее, но управленцу от этого не легче. Балалайка требует виртуозного личного искусства, а оно утрачено. Техника ручного управления развивается не вглубь по вертикали ответственности, а вширь — растекается безответственностью.

Поэтому развитие пошло не в сторону качества и полноты правления, а в сторону увеличения числа квазиуправляющих центров. Не настоящих, разумеется, а тоже временных и неполноценных, которым по случаю делегирована какая-нибудь выпадающая функция государственного управления. Но готовых по приказу сконцентрировать управление и подпереть падающую вертикаль, если случится такая крайняя необходимость. Как всегда случается в ситуации двоевластия, многовластья и безвластья.

Так, еще на предвыборной волне возник «Народный фронт» (ОНФ), которому после учредительного съезда начали передавать некоторые правительственные функции — контроль за прозрачностью госзакупок и т.п. Дублирующая декорация всего лишь, но приятная и полезная, если кто понимает. Упреждает перехват управления конкурирующим крылом или веткой власти, пока еще не все обломались.

Затем появился комитет (и фонд) гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным, который входит в экономический совет при президенте (структура основного правительства). Недавно появилось сообщение, что Кудрин будет вместе с АСИ и администрацией президента оценивать деятельность глав регионов. Задача была поставлена в послании президента Федеральному собранию. Уже в марте на основе агентства стратегических инициатив (АСИ) планируется сформировать национальный комитет, который должен составлять рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ — пилотный проект охватит 20 регионов.

Функции особого штаба с расширенными полномочиями, которые, в случае чего, быстро мобилизуются, приобретает минобороны во главе с Сергеем Шойгу. Есть корпоративные и региональные центры силы. А штаб сочинской Олимпиады и вовсе вышел на международную арену во главе с политиком года. Которого наверняка еще продолжают приглашать возглавить МОК. Хотя уже не таким дружным хором. Потому что баланс сил изменился. Это не Ванкувер-2010!

ЗАЧЕМ ЖЕ РВАТЬ СТРУНЫ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ?

Итак, 6 - 7 струн для игры «перебором» и «в перехват» набирается с запасом. А больше и не надо, это оптимальное число для топ-контроля власти и управления.

Поэтому — с какой стати отставка? Собирать или отвергать рациональные аргументы за или против отставки кабинета Медведева просто бесполезно. С позиции здравого смысла и так все понятно. Но двоичная логика здравого смысла не позволяет разглядеть просвет для третьей возможности, выводящей из логического тупика и нынешнего управленческого провала, который одним только кабмином не исчерпывается. Для этого нужно разумение с помощью образов, раскрывающее всю картину игры, а не только ее рамки.

Зачем же рвать во время игры басовую струну, которую худо-бедно играет премьер? Если уж менять, то инструмент или всю консерваторию. А так, пока удобно через него озвучивать, что положено по планам зачистки площадки для работ. Скажем, сдвинуть штабы российских корпораций на Восток. Поди, угадай — пошутил или всерьез... Кому надо, тот знает. А зимнее время и другие инициативы, которыми «жжет не по децки» — так это легенда для тех, кто пытается строить контригру в двоичной схеме, считая себя умнее других.

Не потому ли, как не раз подчеркнул президент, «работу в целом следует считать удовлетворительной». А для других оценок время еще не пришло. А так... действительно, опираясь на конституционный кабинет, удалось справиться с дальневосточным потопом и другими катаклизмами...

Силами же негласно уполномоченных эмиссаров основного правительства (не путать Набиуллину, Голикову и других с публичными комиссарами в пыльных шлемах) началась выборочно-показательная зачистка темных финансово-хозяйственных углов, внешних и внутренних «оффшоров».

В результате нескольких «показательных уроков» («дело» Сколково, испуг Гуриева и др.), досрочных освобождений одних и внезапных посадок других пресечена излишняя активность по выносу «сора из избы» открытого правительства. Это уже чуть посерьезнее, чем показная «борьба с коррупцией».

Стоит только задуматься, опираясь на жизненный и профессиональный опыт, который иногда выводит из плена двоичной логики, ну кто из топ-управляющих откажется от удовольствия иметь такого гибкого и отзывчивого напарника, первого зама? Который принимает на себя растущий обвал критики, в то время как первое лицо нащупывает третью спасительную струну управления.

Это же одно из ключевых искусств «татарской модели управления»! Ее и первый наш президент успешно использовал. Как минимум трижды — и до упора. На четвертый раз, правда, не сработало. Но ведь иногда обламывается и проверенный инструмент, когда сталкивается с новым материалом...

Остроумный в своем литературном таланте русский писатель сказал: поскреби русского — найдешь татарина. Пожалуй, в этой системе литературно-исторических координат Путину подходит роль польского или литовского татарина. Свой среди чужих — чужой среди своих... Не случайно же за полгода до выборов 2012 года возник этот образ раскосого уланского хорунжего в период от Куликовской смуты до Мамаева побоища, в котором объединенная тюрко-славянская рать одолела разбойничью интер-нац-банду.

(Окончание следует)
Рустам Курчаков, ИРИС

Рустам Курчаков: «Ну что вам, хлопцы, мешает обломить бандитов – тех, что у власти, и тех, что в оппозиции?». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.02.2014 09:59

    Уважаемый Рустам Курчаков во многом прав, но ошибается в главном, а главное заключается в том, что управление любыми системами, в том числе такими сложными как целые страны или регионы это не искусство, а точная наука и ее надо знать, а не "нащупывать новую схему управления страной", которая точно закончится созданием очередной феодально-административной системы, да такая система сработала в РТ в 90-годы, когда все разваливалось и не было никакой другой системы, но мы понимали, что это временное решение. В рыночных условиях система управления должна стимулировать и содействовать появлению синергетического эффекта от самостоятельной работы сотни или тысячи сврбодных предпринимателей и инвесторов, а любая административная система управления этого не позволяет делать.

    • Анонимно
      9.02.2014 11:15

      В Казани еще в 2005 году была сделана попытка уйти от административного метода управления, для этого на базе КАИ была сделана попытка создания Международной высшей технологической школы управления на основе самых современных информационных систем управления с участием ОАО "ICL-КПО ВС" и его международных партнеров. Были разработаны программы подготовки и переподготовки технологических управленческих кадров и предпринимателей по международным стандартам MBI, EMBI, DBI, аналоги MBA, EMBA и DBA для управленцев экономистов. Однако увлечение в РТ и Казани Универсиадой отвлекли внимание руководства от этих проектов и потребовалось опять вернутся к опробованным на 1000-летии Казани административным методам управления.

      • Анонимно
        9.02.2014 12:42

        Впервые слышу.Увлечение Универсиадой - это скорее всего повод, чтобы не заниматься непонятно чем.Гос-во это договор всех его граждан через свод законов и правил. Должны отсюда исходить.Чтобы переходить на что-то, должно быть понятны для всех - новые правила игры.И дата, период, диапазон изменения.Все остальное похоже на приватизацию Гайдара-Чубайса. Когда переход для узкого круга одних понимающих правила и написанных для себя - не означает смены формы для основной части страны. Когда даже регионы не успевают подвести,поправить формы, идут следом, еще не понимая последствия. ПОэтому очень много критики и в адрес Шаймиева\Хакимова.Владислав.

  • Анонимно
    9.02.2014 12:26

    Рустам Султанович! - Вы хотели сказать, что нет Власти, что сейчас Безвластие. Но сейчас именно единнственное, что удерживает страну от развала - это Вертикаль Власти. Если оттолкнутся от Вертикали - то сразу возникнет угроза Распада России в текущей слабой непривлекательной экономике. Регионы сразу "кто в лес, кто по дрова" попрут. Единнственная ниточка Вертикали нас сейчас удерживает.Ваша цитата - "Техника ручного управления развивается не вглубь по вертикали ответственности, а вширь — растекается безответственностью." - но это кстати, один из альтернативных вариантов когнитивной технологии, масштабировать по горизонтали Власть.Да, бусинки в виде региональных руководителей(кто ярче и крупнее, кто помельче) уже набили оскомину, сильно стареют, бронзовеют. И самая главная беда ручного управления - что без начальства ничего не решается, нет никаких инициатив, даже на уровне от региональных министров. (Боятся своих царей. Примеров множество).А это означает, что система почти не работает, или работает только по указке.Но система держится!!!А "пар" вымывается и уходит за границу (в виде кадров и денег). Вентили открыты во всю. Поэтому не происходит и не грозит революциями.Рустам Султанович, все что происходит в стране разными словами, "мазками" картины, схемами описывают все.Вроде даже ясно описывают, что нам нужно.Вопрос другой на повестке дня - опишите как сменить управление, может быть болезнено (лучше безболезнено), сохранив страну. Это практически программа, как у Ленина. Но нужна "не кровавая революция", а мягкая революция через умы.Владислав.

    • Анонимно
      9.02.2014 13:04

      В мире почти 200 стран и мало кто разваливается, а вот все развитые страны имеют совсем другую систему государственного управления. Ваще представление о управлении государством это на уровне Ивана Грозного.Вы хоть знаете что существуют разные методы управления.

      • Анонимно
        9.02.2014 22:08

        Не важно сколь форм правления!Важно что у нас наложение азиатского характера на европейскую демократию в худшем ее проявлении - получилось азиопа!

    • Timur
      9.02.2014 13:37

      Но сейчас именно единнственное, что удерживает страну от развала - это Вертикаль Не хочу быть провидцем,но именно "вертикаль" привела Россию к тупику!

  • Анонимно
    9.02.2014 12:42

    Видите, умеете, уважаемый Рустам Султанович, и без всяких «бифуркаций-фурканов» описать более или менее четко свою идею или скорее свою позицию по системе управления страной. Хотя замечу, подобную идею ведь высказывали многие. Потому-то здесь нет ничего нового, если только опять не наполнять ее всякими терминами наподобие «потока жизни, правды жизни, казус-штудии и т.д.». Отмечу для себя, что тут Рустам Султанович просто обозначил свою позицию, а она достаточно проста. Как в старом анекдоте, еще с советских времен, когда на военном заводе, а их было пруд пруди, решили, наконец, выпускать товары народного потребления, выяснилось, что как не старались все равно получается автомат Калашникова. Так и здесь, как не крути, а получается одна система управления – авторитарно - номенклатурная. И ничего нового. Так и Рустам Султанович, решил что не надо ничего нового изобретать, а вернуться к старому проверенному способу управления. Тем более, такой способ показал свое преимущество перед хаосом в стране в попытке найти свой путь развития среди демократических стран. Дальше решили не мучится и вернуться к привычному способу управления. Отсюда и вертикаль власти и назначение на все выборные должности чиновников. А во главе свой человек из проверенных, из КГБ. Но Рустам Султанович тут дальше идет. Раз система управления прежняя, то почему ее не довести до совершенства. А когда она была наиболее эффективной? Правильно, во времена Сталина. Так и намекает Рустам Султанович, ну чего уж тут изобретать, вот она система, построенная и испытанная еще в те далекие годы. Правда, забывает Рустам Султанович, что там еще надо было и мощную идеологическую составляющую иметь. И вместо прежней идеологии предлагает нам какую-то солянку из православной и мусульманской религии, считая, что в основе государства стоят тюрко-славянские народы. Но вот это-то и есть слабое звено в Вашем построении, уважаемый Рустам Султанович. Скреплять эти народы можно было только подавлением одних и утверждением других как государствообразующего народа. Места на троне не бывает для двоих. Это аксиома. И с таким компотом, в которой перемешали соленые огурцы с помидорами и сладкие яблоки с грушами, вряд что-то получиться съедобное. Но понимаю, Вас Рустам Султанович. Хочется и рыбку съесть, т.е. быть среди государствообразующего православного народа, править страной, в которой четкая вертикаль власти, и на кол не сесть, когда начнут еще дальше укреплять эту вертикаль власти. УПС

  • Анонимно
    9.02.2014 14:33

    только вот сейчас посетил сайт стратегии до 2030 года. три дня работает уже сайт и на нём похоже нет ни души. лично я тоже не собираюсь тратить своё время на эту туфту.

    • Анонимно
      11.02.2014 13:09

      Полностью согласен. Даже перевести правильно не смогли западные материалы. А о полноте вообще молчу. Авторы основываются на примерах 2009 года и ранее, с тех пор на западе все изменилось и меняется. Нам подсовывают уже дохлую лошадь.

      • Анонимно
        11.02.2014 13:50

        А об основных двух направлениях ни слова.1. Создание системы управления будущим2. Статегическом плане реализации Стратегии социально=экономического развития РТ до 2030 года.

  • Анонимно
    9.02.2014 14:53

    Управлять сложными системами - ручным управлением это скажу я вам безнадежное дело .Но жадность и страх элит потерять все "нажитое не посильным трудом " не даст реформировать страну до нужной "кондиции " . Что касается собственно Татарстана здесь будет получше ,но кардинально изменить ситуацию в нужную сторону не получится по причине той же пресловутой общей вертикали власти . Буре .

    • Timur
      9.02.2014 16:48

      Управлять сложными системами - ручным управлением это скажу я вам безнадежное делоЧто Вы имеете ввиду? Не тот ли самолет, который без видимых причин грохнулся?Но создал ожиотаж и кипиш в федеральных структурах по по поиску неведомых "чертей".

    • Анонимно
      9.02.2014 16:56

      Реформировать, наверняка, можно. Вопрос цены.Ни программу, ни Цену реформирования пока никто не предлагает.А любое Описание текущей ситуации - приравнивается к Либералам, ЕДиной Россий, к Коммунистам и т.д.Нужен тот, кто укажет конкретный Путь.

      • Анонимно
        9.02.2014 20:20

        В теории можно ,но есть масса препятствий по большей части из области морали и психологии и других тонких материй .Согласен " Нужен тот, кто укажет конкретный (правильный) Путь .Буре .

    • Timur
      9.02.2014 17:17

      Управлять сложными системами - ручным управлением это скажу я вам безнадежное дело .Но жадность и страх элит потерять все "нажитое не посильным трудом " не даст реформировать страну до нужной "кондиции " Но придется,пока их не покинут свои ребята,придут люди "Суркова" придется отдать без файдова,надо ли им таково?

  • Анонимно
    10.02.2014 09:37

    В России нет частного капитала. Есть либо олигархический крупный, либо государственный чиновничий, либо мелкий предпринимательский. У нас впринципе много элементов для функционирования рыночной экономики отсутстуют.Так же как у нас нет и гражданского общества, поскольку оно базируется на среднем обеспеченном классе. Не созрел у нас средний класс, и созреть ему не дают.А в таких условиях экономикой и обществом управлять методами развитых государств Европы и Америки можно, но толку мало. Гражданам все до фени, предпринимателей особо нет. Монетарные методы не работают в оствутствии частных капиталов, инвестиционная активность низкая по тем же причинам. Плюс ко всему прочему народ у нас весьма ленив.Поэтому и является метод ручного управления единственным рабочим в нашей стране. Другой вопрос как сделать эффективную систему без ручного управления? Я думаю для этого сперва нужно взрастить средний класс - людей относительно высоких доходов, обладающих свободными капиталами, которые они инвестирую (собственнолично либо через разичные фонды). Поэтому вопрос надо ставить так - как довести долю среднего класса в стране до 40% от населения!?

  • Анонимно
    10.02.2014 12:50

    ... как довести долю среднего класса в стране до 40% от населения!? Надо-то надо, но как? Сегодня как раз все делается наоборот. Отсюда и стагнация в экономике (рост ВВП 1,4%), при высоких ценах на нефть и брожения в умах. Гражданского общества как не было, так и нет. Молодежь скачущая по улицам после какой-либо спортивной победы нашей сборной - это ещё не гражданское общество. Где профсоюзы, закоперщики в защите прав наемного труда, где партии. Везде близко к нолю. Нет у нас общества! А когда оно созреет, может быть уже поздно. Так что пока поживем по понятиям.

  • Анонимно
    13.02.2014 19:01

    Куликовская битва была на куличках в Москве. И это была битва матриархального христианства и патриархальной ортодоксии. Никаких монголов и в помине не было в природе.Вечное противостояние инь и янь и взаимное проникновение. Нужно просто вернуть Разум на землю, то есть вернуть женщину на свое законное (данное творцом) место в нашей жизни. И жизнь наладиться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль