Строительство и недвижимость 
4.03.2014

Хосе Асебильо: «Нельзя использовать произошедшие после Универсиады изменения как конечную точку развития»

Испанский градостроитель о толерантном исламе, строительстве демократии и аналогиях между градостроительством и вождением автомобиля

Известный международный градостроитель, бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо в последнее время стал частым гостем Казани. Именно ему приписывают два ключевых предложения, которые спровоцировали тектонические сдвиги в градостроительной политике столицы РТ — восстановление исторического центра и распределение спортивных объектов Универсиады по всему городу. О требующих переосмысления пространствах Казани, перспективах Адмиралтейской слободы и возможностях экономического развития дальновидно спроектированного города испанский архитектор рассказал в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online».

В рамках проекта «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым», который запустила компания «Ак Барс Девелопмент», в Казань приехал бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо

ДВА НОУ-ХАУ ОТ ИСПАНСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЯ

В феврале в рамках проекта «Архитектурный завтрак с Дмитрием Пузыревым», который запустила компания «Ак Барс Девелопмент» (АБД), в Казань приехал один из крупнейших специалистов по градостроительству в мире, бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо (ранее в рамках проекта была встреча с московским архитектором Сергеем Скуратовым). По задумке организатора и модератора «архитектурного завтрака» Дмитрия Пузырева — советника по градостроительству и архитектуре АБД, новый проект должен превратиться в дискуссионную площадку, собравшую представителей профессионального архитектурного сообщества, властей города и общественности в лице представителей крупных и влиятельных средств массовой информации. По словам организаторов, «архитектурный завтрак» позволит открыто обсуждать значимые архитектурные проекты Казани, новые тенденции в градостроительстве и урбанистике, получить свежий взгляд на решение острых городских проблем.

Гостями проекта стали также главный архитектор города Казани Татьяна Прокофьева и компаньон Хосе Асебильо Станислава Бошкович. Она приняла активное участие в дискуссии не только в роли переводчика, но и спикера. Примечательно, что Бошкович училась в Казани.

В ходе беседы Прокофьева подчеркнула, что идеи Асебильо оказались востребованы в нашем городе. Причем, по ее словам, его влияние на Казань не ограничивается каким-то одним проектом. «До приезда профессора казанское архитектурное сообщество было очень закрытой системой. Хосе дал мощный импульс всем нам, и мы посмотрели на себя со стороны. Именно в период подготовки к Универсиаде он поделился с нами двумя особенно ценными идеями», — рассказала главный архитектор Казани. Во-первых, он стал первым, кто извне, на международном уровне, обозначил проблему восстановления исторического центра Казани. Во-вторых, очень немаловажной оказалась идея, связанная с размещением объектов Универсиады. С самого начала очень активно обсуждалось — должны ли они быть сконцентрированы в одном месте или рассредоточены по всей Казани. «Профессор предложил развести их по городу, чтобы они впоследствии работали на его развитие. Еще до момента начала Игр он думал о дальнейшей перспективе развития города и судьбе построенных объектов. Большую роль, безусловно, оказал его опыт управления в Барселоне в очень схожих условиях развития города перед масштабным международным событием. Именно эти два момента оказались ключевыми для развития Казани на тот момент и в дальнейшем», — резюмировала Татьяна Георгиевна.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬ КАК ЗАЯДЛЫЙ АВТОМОБИЛИСТ

В ходе «архитектурного завтрака» Хосе Асебильо дал интервью «БИЗНЕС Online».

— Хосе, ваш первый визит в Казань состоялся в мае 2006 года. Тогда на конференцию в НКЦ «Казань» с вашим участием собралась огромная аудитория. После этого вы достаточно часто бываете в нашем городе. Чем различаются Казань сейчас и 8 лет назад?

— Конечно, Казань изменилась за 8 лет. Причем за этот период изменились многие города в России. Правильнее спросить: в каком направлении она изменилась?

Для успешного развития современного города нужна та гармония между культурами, подобно тому, как есть между православием и исламом в Казани. И самое удивительное, что здесь это сочетание кажется очень естественным и абсолютно нормальным явлением. На самом деле это не так. Мы все знаем, что во многих городах Европы сочетание многокультурья приводит к городским проблемам. Например, ситуация во Франции, где происходят столкновения. Бывают столкновения даже внутри одной культуры. А в Казани же ощущение гармонии очень сильно и это впечатляет.

Я высоко оцениваю возможность и умение Казани содержать и сохранять свою самобытность. Есть абсолютное равновесие между традициями и современным развитием. В этом равновесии и сочетании есть ключ к успешному развитию города. Это важно и с геополитической точки зрения. Умение оставить самобытность, узнаваемость в сочетании с новыми видениями и традициями — это я ценю.

Хосе Асебильо: «Развитие города — это не что иное, как сочетание прошлого, настоящего и будущего, причем в любой момент проектирования. Постоянно должна вестись работа над историческим центром, сохранением самобытности»

То, что я вижу совершенно четко и оцениваю положительно: история и традиции Казани служат для развития будущего. И это очень нелегкое сочетание. Город служит истории, а не история служит городу. Все это позволяет Казани развиться в новом глобализованном мире и найти свое место в новых условиях. Мы были в культурном центре на выставке, и там виден переход разных эпох. Сегодня город оценивает все свои традиции и направляет для развития в будущем.

Что должен делать человек, который управляет градостроительным развитием города? Это похоже на то, как вы водите машину: всегда нужно смотреть вперед, на дорогу, чтобы понимать ситуацию, направление. Нужно смотреть на состояние дороги. Есть ли наледь, снег и, исходя из этого, выбирать тип вождения. То есть присутствует в градостроительстве и понятие настоящего. Должны мы смотреть и в зеркало заднего вида, то есть помнить о прошлом. Одним словом, развитие города — это не что иное, как сочетание прошлого, настоящего и будущего, причем в любой момент проектирования. Постоянно должна вестись работа над историческим центром, сохранением самобытности.

— А какие проекты удалось вам реализовать в Казани?

— Все проекты, в которых мы участвуем, очень долгосрочные. Реализация проекта не всегда происходит сразу, но служит толчком для дальнейшего развития. Первую работу в Казани мы сделали по Старо-Татарской слободе, по ее восстановлению. Хотя идея не была реализована, она послужила толчком к тому, что потом было сделано во время Универсиады.

Мы много работали над проектом Квартала Б. Рассматривали его положение в городе, его взаимосвязь с новыми частями города.

Еще один проект, который был нам очень интересен, «Новые горки». Это была трансформация части города, которую старожилы называют Старыми горками.

Мы много работали над проектами Универсиады: от видения до стратегического подхода к развитию тех или иных территорий для разных объектов. Мы работали над проектом Деревни Универсиады, и многое было реализовано. Мы даже перешли к проектированию здания МИЦа (международный информационный центрприм. ред.).

Во всем процессе локальную поддержку оказывали в том числе представители архитектурного сообщества города. Мы считали, что новые районы города могут стать толчком для развития территорий вокруг них. Даже самые маленькие изменения, которые мы делаем в проектном процессе, всегда обсуждаются с главным архитектором города, Татьяной Георгиевной (Прокофьевой прим. ред.), что важно для целостного видения общей картины города. Поверьте мне, во многих городах этот процесс не функционирует так гладко и естественно.

«Я БЫ СОЧИ И КРАСНОДАР СОЕДИНИЛ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ СООБЩЕНИЕМ»

— Вы работали над объектами Олимпийских игр, проходивших в Барселоне. А были ли вы в Сочи? Как оцениваете то, что там появилось — практически новый город...

— В любом крупном международном событии главное — это то, что происходит после мероприятия. Международные события важны как толчки для развития и прежде всего уже после прошедших Игр. В этом плане я рассматриваю развитие Сочи через инфраструктуру (разумеется, отличаются Барселона и Лондон, принимавшие Олимпиаду, так как они уже имели значительную базу). Были сделаны крупные шаги: дорога от Сочи до аэропорта, соединение с горами, Красной поляной, где расположен курорт, — это все важные моменты. Важно и то, что Сочи, условно говоря, появится на мировой карте, не только туристической. Про Сочи мало кто знал в мире ранее.

Возможно, нужно развить инфраструктуру еще больше и соединить высокоскоростной железной дорогой Сочи и Краснодар. Наверняка это будет сделано. В этом плане, если снова говорить о Казани, высокоскоростное железнодорожное соединение очень важно в XXI веке. С реализацией такого проекта, как ВСМ Казань действительно сможет стать столицей Волги. Аэропорт сделан благодаря Универсиаде, и вот когда будет построена высокоскоростная железная дорога, это значительно разовьет инфраструктуру.

«Когда есть баланс между крупными проектами, инфраструктурная взаимосвязь, — это положительный рывок для развития как региона, так и города»

Почему Барселона является одним из важных туристических центров мира? А ведь туристическая составляющая очень важна в современном мире. Ответ в том, что в Барселоне очень хорошо развиты инфраструктурные вопросы. С момента, когда появилась высокоскоростная железная дорога между Барселоной и Мадридом (всего три года назад), количество пассажиров удвоилось, а авиаперелетов — уменьшилось в два раза. 600 - 800 километров — это оптимальное расстояние, на которое имеет смысл развивать высокоскоростное железнодорожное сообщение. Расстояние между Барселоной и Мадридом — 600 километров, между Казанью и Москвой — 800 километров.

Снова возвращаясь к Казани. То, о чем я говорю с первого приезда, — это три момента. Первое: развитие исторического центра столицы Татарстана. Второе: высокоскоростная железная дорога, и здесь надо обратить внимание на размещение железнодорожного вокзала и включение его в сеть развития всего города. Третий факт именно для Казани: развитие отношений с водными поверхностями, берегами. На всех территориях города надо развивать креативную составляющую — все что связано с наукой, мыслью.

— После Универсиады все заговорили о том, что Казань стала европейским городом, удобным, с качественной городской средой. На ваш взгляд европейца, Казань — это удобный город для проживания?

— Важно учитывать, что мы приезжаем с деловыми целями. Это, конечно, связано с приятным пребыванием в городе, но мы здесь не живем. Хотя то, что качество жизни улучшилось, мы видим: прилеты, перемещения, инфраструктура, связь с городом, общественные пространства. Все эти изменения налицо, чувствуется комфорт.

Но для того, чтобы все продолжалось, нельзя использовать произошедшие изменения как конечную точку развития. Если мы не подхватим ритм развития, то все может остаться, как оно есть. Чтобы комфортность сохранялась и повышалась, нужно постоянно работать, вливать новые трансформации, которые часто будут связаны с экономическими активностями города от промышленной деятельности и новым миром экономики услуг. Это приведет в город не только туристов, но и тех, кто будет здесь работать над постоянным повышением экономического статуса. Интернационализация города на карте — связи через аэропорт и железнодорожную сеть повысятся. Прелесть Казани в самобытности. Как говорил Шекспир, город — это не что иное, как люди, которые в нем живут.

ТОЧЕЧНЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УДАРЫ

— Республика сейчас инициирует новый проект — город IT-технологий Иннополис и «умный город» — «СМАРТ-Сити». Как оцениваете саму идею? Не получится ли, что средств на город не хватит, потому что все будет уходить на развитие новых пригородов?

— Мы знаем об этих проектах, читаем новости в «БИЗНЕС Online». Тема инноваций — безусловно, важнейшая тема в современном городе для будущего развития. Если города развиваются, видя перед собой этот флаг инноваций, то это важнейший фактор. Важна также инфраструктура, которая поддерживает связь инновационности с научными центрами, университетами. Без постоянной связи невозможно развивать все эти инновационные центры. Зачастую употребляются названия типа «смарт», «инно»... Но чтобы они действительно стали таковыми, нужны не просто слова, а создавать сети, которые соединяют новые территории через железные дороги опять же.

Мы также знаем, что в городе много говорится об Адмиралтейской слободе. Это очень интересная точка, потому что находится в русле Казанки с видом на Кремль, захватывает все темы, связанные с промышленной трансформацией, очень актуальные в Барселоне, на Манхэттене. Трансформация идет через использование существующих приспособлений к инновационным темам. Когда есть баланс между такими крупными проектами, инфраструктурная взаимосвязь, — это положительный рывок для развития как региона, так и города.

Ключ успеха — во взаимодействии научной составляющей и вложений частных инвесторов. Например, дорога между Гарвардом и MIT (Массачусетский технологический институт/Massachusetts Institute of Technology) — это пример точки, где видна сильная роль научной составляющей, инфраструктурной взаимосвязи и частных инвестиций. На этой взаимосвязи и гарантируется успех.

— В своих интервью вы активно пропагандируете такой метод, как Urbana Acupuncture — точечные приемы для управления градостроительной средой. Где бы вы использовали этот прием в Казани?

— Это название, которое дали градостроительные операторы. За время, когда я возглавлял градостроительное ведомство Барселоны, с 1985 по 1992 год, было выполнено 140 подобных проектов. Это огромная система. Ее назвали акупунктурой, потому что это были не просто точки, а точки жизненно важные. Влияние градостроительной операции действительно помогло решить вопросы.

Конечно, крупные градостроительные проекты требуют огромной работы, затраты времени. А вот акупунктура — это градостроительная операция, которая как с социальной, так и с экономической точки зрения не требует огромных затрат. У этих операций короткий срок и моментальное воздействие. Параллельно с крупными проектами в Барселоне было принято решение сделать и такие маленькие.

В Казани такие точки отработаны. Я бы занялся такой точкой перед «Пирамидой». Это пространство, на мой взгляд, важно для ревитализации, оживления. Это как поднос, который расположен перед главной жемчужиной города — Кремлем. Сейчас он кажется недоступным, непроходимым.

Вокзал — также одна из жизненно важных точек для города. Могут быть также маленькие инфраструктурные объекты, которые могли бы решить крупные проблемы. Когда мы оказываемся на пересечении улицы Татарстана с перпендикулярными улицами (Салимжанова — прим. ред.), часто застреваем в пробке, там сложно повернуть, — это одна из точек, где недлинным туннелем можно было решить многие транспортные проблемы.

«Ключ успеха — во взаимодействии научной составляющей и вложений частных инвесторов»

ВОЗРОЖДАЯ ДЕМОКРАТИЮ

— Что сподвигло вас стать архитектором? Как вы пришли в профессию?

— Я должен был стать инженером и даже поехал сдавать вступительные экзамены. И совершенно спонтанно на эмоциональном порыве я выбрал для себя специальность «архитектура». Это решение нельзя было назвать рациональным, это был эмоциональный порыв.

После окончания университета я поступил на работу к Ориел Боигасу — архитектору, бывшему на тот период наиболее влиятельным в архитектуре и жизни города Испании. Этот опыт был очень важным. После падения режима Франко открывались горизонты развития демократической Барселоны, и в это время, в 80-х, меня пригласили руководить градостроительным департаментом города. На протяжении 30 лет я руководил архитектурой и градостроительным комплексом Барселоны.

В этом плане могу сказать, что в моей семье не было архитекторов. Что касается продолжения династии, то моя дочь — также архитектор. Но с ней непонятно, как все будет дальше развиваться, останется ли она в профессии.

Дмитрий Пузырев

Справка

Хосе Асебильо — испанский архитектор. Родился в Испании, в Уэске в 1946 году.

Получил титул архитектора на факультете архитектуры, Политехнического университета Барселоны (Polytechnic University of Catalonia ETSAB) и диплом по специальности в истории искусств в 1975 году.

С 1975 по 1981 руководит проектной мастерской которая работает самостоятельно или в сотрудничестве с фирмой MBM(Martorell, Bohigas и Mackay). За это время он выиграл два градостроительных и два архитектурных конкурса.

На протяжении последних 30 лет на различных постах руководит градостроительно-архитектурным развитием Барселоны.

С 1981 по 1987 год он был директором управления городского планирования муниципалитета Барселоны, должность, которая предусматривает ответственность за проектирование и строительство общественных городских пространств (под руководством профессора Асебильо было выполнено 145 таких проектов), инфраструктуры, памятников и общественных зданий, предложенных городским советом. За высшее качество общественных городских пространств, сделанных под руководством Асебильо, Высшая школа дизайна Гарвардского университета (Harward Graduate School of Design) в 1990 году присваивает ему премию принца Уэльского в области городского дизайна.

С 1988 по 1994 Асебильо является техническим директором Института городского развития Барселоны (олимпийский холдинг). Под его руководством осуществляется проектирование и строительство крупных городских инфраструктур к Олимпийским играм 1992 года. За вклад в градостроительное трансформирование города ему присвоена почетная медаль «Барселона 1992».

С 1994 по 2011 годы он является директором регионально-городского агентства Барселоны по стратегическому развитию инфраструктуры города (Barcelona Regional). Его усилия принесли ему специальный европейский приз в области урбанизма 1997/1998, врученный Европейской комиссией для проекта инфраструктур и обслуживающих систем города.

В 1998 году он был назначен управляющим инфраструктурами и урбанизмом (Comisionado Infraestructuras у de urbanismo) в Барселоне. В 1999 году он стал главным архитектором Барселоны.

В 2009 он основывает БснСуС (Барселона, стратегические урбанистические системы) — группу, чьим директором он является и по сей день, состоящую из высококвалифицированных технических компаний публичного и частного сектора Барселоны, для участия в развитии международных проектов.

Хосэ Асебильо всегда занимался интенсивной преподавательской деятельностью. Сначала в старейшем Университете в Урбино, Италия (International Architecture and Urban Design Laboratory — ILAUD), затем в качестве приглашенного профессора на многочисленных факультетах архитектуры во всем мире, включая Йельскую школу архитектуры (Yale School of Architecture), Высшая школу дизайна Гарвардского университета (GSD — Harvard Graduate School of Design) и факультет архитектуры Национального университета Сингапура (NUS — National University of Singapore).

С 2001 года Асебильо руководит кафедрой культуры территории в Академии архитектуры в Мендризио, в которой занимал должность декана с 2003 по 2007 год. В 2004 году он основал в академии Институт современного городского проекта (i.CUP), который проводит исследования в области современного городского проектирования.

Асебильо продолжает преподавать в Академии архитектуры в Мендризио, и на данный момент он является членом совета директоров и профессоров Института архитектуры Барселоны (БИАрх).

С 2007 года открывает архитектурную студию «Офис архитектурных систем» в Швейцария в сотрудничестве с архитектором Станиславой Бошкович Сигон.

Предприятия: Ак Барс Девелопмент
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.03.2014 08:11

    Да,зарубежные мозги нам нужны...

    • Анонимно
      4.03.2014 08:51

      Прежде всего свои мозги надо иметь.

      • Анонимно
        4.03.2014 10:55

        Можно прислушаться к зарубежному опыту, но копировать его на 100%, на мой взгляд, бессмысленно. У Казани своя история, своя самобытность и свои архитектурные перспективы развития.

  • Анонимно
    4.03.2014 08:56

    Ничего нового Казань в ближайшие 3-5 лет строить не будет...

    • Анонимно
      4.03.2014 09:54

      ну почему же? неужели вы сторонник идеи, что после Универсиады более ничего нет...

      • Анонимно
        4.03.2014 20:03

        Более интересен план развития города после 18-го года.

    • Анонимно
      4.03.2014 21:06

      Ну не каждый год массово застраивать

  • Анонимно
    4.03.2014 09:06

    Наверное,не нужен....И уж точно не нужно такое убогое здание Арбитражного суда в центре....

  • Анонимно
    4.03.2014 09:33

    да, Хосе Асебильо прав. Все таки должна быть взаимосвязь науки и строительства

    • Анонимно
      4.03.2014 09:44

      Он просто разрубил правда матку))) еще забыл добавить миру мир и давайте мне деньги за мои проекты...

  • Анонимно
    4.03.2014 10:15

    Не понимаю этот негатив в коментах. Что плохого, что в Казани появляется качественная архитектура? Наоборот хорошо, я уверен, что новое и старое может существовать рядом, и не важно какая этажность, важно качество исполнения. Мировой опыт этому пример. А предубеждения в топку.

    • Анонимно
      4.03.2014 10:35

      Ну классная, да. Только почему она в центре??? Она обычная для кварталов, горок и т.п. , а здесь иная должна быть архитектура! Ну возьмите сталинскую за пример. Души хочеться, а там только голый расчет и голые стены.

      • Анонимно
        4.03.2014 12:53

        Души, да. Из Казани как будто вынули душу. Она стала какой-то бездушной. И началось это - для меня лично - с того момента, как я увидела развязку возле Вечного огня на Ершова. Я тоже с рождения жила в Казани, а по окончании института бываю периодически. И каждый раз, возвращаясь, чувствую Казань всё более и более чужой и холодной, мёртвой. В крайний раз это было перед трагической и всем известной авиакатастрофой.

        • Анонимно
          4.03.2014 16:17

          Души нет, потому как выселили всех из центра города. Надо в центре жилье строить, на Баумана во дворы зайдите - это страх. Вернуть все особняки под жилье. Будут люди - будет душа.

        • Анонимно
          4.03.2014 16:44

          Ностальгия по детству, студенчеству - это всегда так мило, но немного меняет угол зрения. Не в пользу объективности

          • Анонимно
            5.03.2014 12:07

            То, что мило, относится к человеку. В моём комменте подразумевается Метафизика Казани. Над человеческий аспект. Который, конечно же, определяется людьми в их повседневной и созидательной - или разрушительной - деятельности.

      • Анонимно
        4.03.2014 16:16

        Это дело вкуса

  • Анонимно
    4.03.2014 10:59

    Распределение спортивных объектов Универсиады по всему городу было принято задолго до Асебильо,не надо унижать наших специалистов,будто они совсем не соображают. Например,решили,чтобы в каждом районе города было по ледовому дворцу и тд. Асебильо спроектировал,если не ошибаюсь,здание академии физкультуры. И то на месте, определенном нашими архитекторамги

  • Анонимно
    4.03.2014 12:30

    ...ага,красиво говорит-иноземец...

  • Анонимно
    4.03.2014 14:03

    В своем отечестве пророков не бывает.

  • Анонимно
    4.03.2014 17:06

    Испанский советник Мишарина по вопросам развития Екатеринбурга презентован публике.Он будет приезжать из Барселоны каждый месяц, и к 2021 году превратит столицу Урала в…18.05.2011 17:41Главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин постарается за ближайшее десятилетие превратить Екатеринбург в город с другим лицом....http://ura.ru/content/svrd/18-05-2011/articles/1036256504.htmlСудя по дате статьи Казань явно не первая в этом деле.

  • Анонимно
    4.03.2014 17:13

    Главная разумная идея предложенная Хосе Асебильо заключалась в том, что бы раскидать спортивные обекты Универсиады по всему городу.

  • В Барсе олимпийские объекты совсем не раскиданы по городу. Пусть он по транспортной инфраструктуре консультирует.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль